Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ'

РОЛЬ И МЕСТО ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ / РОССИЯ / ЕС / НАТО / США / Black Sea region / security / military presence / Russia / EU / NATO / USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогина М.Д.

В Черноморском регионе сложилась непростая дипломатическая и военная ситуация, так как данная зона расположена на пересечении с Европой, Евразией и Ближним Востоком. С момента вступления Болгарии и Румынии в Европейский союз и НАТО у западных держав появилось официальное право участвовать во внутренних вопросах региона. В статье рассматривается роль и место Черноморского региона в условиях современной геополитической карты мира. Методологической основой статьи является исследование российских и западных материалов, в частности досье Европейского парламента, Организации объединенных наций, Администрации Президента Российской Федерации и публикации ведущих средств массовой информации. Цель статьи заключается в исследовании причин и методов ведения борьбы за лидирующие позиции на Черноморском регионе западных государств. Преследуя цель подробно рассмотреть обозначенную тему, необходимо было изучить стратегические позиции западных государств по отношению к Черноморскому региону в условиях напряженных отношений между Россией и Украиной, основные способы реализации внешней политики США на Черном море посредством НАТО, а также роль военного альянса в ходе реализации провокационных действий Украины, направленных против России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE BLACK SEA REGION IN CONTEMPORARY WORLD POLITICS

A difficult diplomatic and military situation has developed in the Black Sea region, since this zone is located at the intersection with Europe, Eurasia and the Middle East. Since the accession of Bulgaria and Romania to the European Union and NATO, Western powers have had a formal right to participate in the region’s internal affairs. The article considers the role and place of the Black Sea region in today’s geopolitical map of the world. The methodological basis of the article is the study of Russian and Western materials, in particular dossiers of the European Parliament, the United Nations, the Administration of the President of the Russian Federation and publications of leading mass media. The article is aimed at studying of the causes and methods of the struggle for leadership in the Black Sea region of Western state. In pursuit of the goal of considering the designated topic in detail, it was necessary to study the strategic positions of Western states in relation to the Black Sea region in the context of tense relations between Russia and Ukraine, the main ways of implementing US foreign policy in the Black Sea through NATO, as well as the role of the military alliance in the course of implementing provocative actions of Ukraine directed against Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

Рогина М.Д.

Аспирант факультета Гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов.

Роль и место Черноморского региона в современной мировой политике

Черноморский регион с географической точки зрения расположен на пересечении Европы, Евразии и Ближнего Востока, в результате наблюдается непростая дипломатическая, политическая и военная ситуация. Геополитически Черное море представляет собой закрытую и небольшую территорию, которая на протяжении всей своей истории привлекает внимание со стороны государств Северо-Востока (Россия, Украина, Грузия, Южная Турция) и Запада (Румыния, Греция, Болгария, европейские державы: Германия, Франция, Великобритания и Австрия). Также в данном регионе на протяжении веков сталкиваются четыре конфессии: православный (Россия), мусульманский (Турция), католический и протестантский миры (западные страны).

Повышенный интерес к Черноморскому региону связан с присутствием важных месторождений нефти и природного газа, в том числе пересечение транспортных коридоров, что в результате может сформировать регион в качестве связующего звена между мировым энергетическим рынком и богатой ресурсами Центральной Азией. Исходя из этого наблюдается оживленная борьба за Черное море, которая проявляется с помощью экономического давления и санкций в целях завоевания доминирующего положения в данной зоне. Основными игроками в борьбе за лидерство выступают США, ЕС, Турция и Россия.

В статье рассматривается роль и место Черноморского региона в условиях современной геополитической карты мира, анализируя российские и западные материалы, в частности досье Европейского парламента, Организации объединенных наций, Администрации Президента Российской Федерации и публикации ведущих средств массовой информации. Проблемы Черноморского региона в контексте политического и экономического развития изучал известный советский ученый Н.А. Ковальский1, обращая особое внимание во-

1 Ковальский Н.А. Эволюция средиземноморской ситуации и проблемы ее изучения // Россия, Средиземноморье, Южная Европа. - М.: 1995; Ковальский Н.А. Средиземноморско-черноморская политика России и Запад // Европейский

просам взаимодействия современных тенденций глобализма и регионализма. Роль и место, которое занимает Черное море для мирового сообщества, в частности для Китая можно встретить в работах Доктора исторических наук С.Н. Гончаренко.2 В том числе, следует отметить работу «Черноморский узел»3, в которой авторы С.Р. Гриневецкий, С.С. Жильцов и И.С. Зонн подчеркивают, что Черноморский регион стал ареной столкновения интересов не только государств, принадлежащих данной зоне, но, в частности, ведущих стран.

Цель статьи заключается в исследовании причин и методов ведения борьбы за лидирующие позиции на Черноморском регионе западных государств. Преследуя цель подробно рассмотреть обозначенную тему, необходимо было изучить стратегические позиции западных государств по отношению к Черноморскому региону в условиях напряженных отношений между Россией и Украиной, основные способы реализации внешней политики США на Черном море посредством НАТО, а также роль военного альянса в ходе реализации провокационных действий Украины.

До вступления в НАТО Румынии и Болгарии (в 2004 г., в ЕС в январе 2007 г.), Турция выступала единственной прозападной страной, которая контролировала южную береговую полосу Черного моря. Изменение геополитической обстановки спровоцировало большие перемены, что повлеки за собой серьезные последствия. Во-первых, для ЕС вопрос стабильности и безопасности Черноморского региона уже не был таким чуждым, а напротив стал непосредственной заботой, во-вторых, регион является одним из основных маршрутом транспортировки нефти и газа из Каспийского моря в Европу. В результате, обратив свое внимание на Черноморский регион и осознав какие перспективы открываются, западный мир определил основную долгосрочную задачу, а именно занять лидирующие позиции на территории, и с помощью данного региона установить демократические ценности в Большом Ближнем Востоке.

альманах. - М.: 1998; Ковальский Н.А. Реструктуризация геополитического пространства от Гибралтара до Каспия в 90-е гг. // Европа и Россия: проблемы южного направления. - М.: 1990; Ковальский Н.А. Проблемы международной стабильности в Черноморском регионе // Обозреватель, 1996. № 4.

2 Гончаренко С.Н. Интересы и Политика Китая: воссоздание «Великого шёлкового пути» и перспективы выхода Китая к Черному морю. Доклады ИЕ РАН, № 324, М.: 2016 г., С. 26-34; Гончаренко С.Н. Современное Причерноморье: сфера сотрудничества. - В сб.: Европа XXI века. Под общей редакцией Ал.А. Громыко и В.П. Фёдорова. М.: 2017. С. 325-345; Причерноморье в планах Пекина по воссозданию «Великого шёлкового пути». - Европейская аналитика. 2017. Москва - Санкт-Петербург, 2017. С. 57-63.

3 Гриневецкий С.Р., Жильцов С.С., Зонн И.С. Черноморский узел. - М.: Международные отношения, 2007. 99 с.

20 января 2011 года Европейским парламентом была утверждена Резолюция о стратегии ЕС по Черному морю (2010/2087 (INI))4 с учетом ряда документов: «Черноморская синергия - Новая инициатива регионального сотрудничества» (C0M(2007)0160)5, совместное заявление Министров иностранных дел стран Европейского Союза и Черноморского региона, принятого в Киеве 14 февраля 2008 года, Резолюция от 17 января 2008 года о Черноморском региональном под-ходе6, заявление Комиссии адресованное Совету и Европарламенту: «Отчет о реализации Черноморской Синергии за первый год» от 19 июня 2009 года (C0M(2008)0391)7 и др.

В резолюции особое внимание уделяется вопросам безопасности и политическому аспекту, в частности предотвращение региональных конфликтов, обеспечение международной и энергетической безопасности, формирование рыночных подходов для разрешения энергетических проблем, а также сплочение демократических государств.

В документе «Черноморская синергия, новая инициатива регионального сотрудничества» (C0M (2007)0160), впервые отмечается Черное море как стратегически важный регион для интересов ЕС. В связи с тем, что в Черноморский регион входят некоторые члены-страны ЕС, и, определив данный регион стратегически важным, ЕС установил цель демократизировать, установить стабильность и безопасность, а также обеспечить устойчивое развитие региона.

В ст. 35 резолюции о стратегии ЕС по Черному морю (2010/2087 (INI)) говориться о важности развития многостороннего сотрудничества в области энергетики в рамках ВТО и Энергетической Хартии. Отдельно рассматривается вопрос о разработки рыночных, и регулятивных мер в области охраны окружающей среды и энергетики основываясь на законодательстве ЕС, при участии государств Черноморского региона в усовершенствовании инфраструктуры энергетики в рамках Договора о европейском энергетическом сообществе. Отмечается важность решения проблем Черного моря на платформе ЕС в целях обеспечения поставки энергосырья, и установления добрососедского настроения в регионе. В документе

4 EU Strategy for the Black Sea P7_TA(2011)0025 A7- 0378/2010. // URL: https:// www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-7-2011-0025_EN.html?redirect

5 Commission of the European Communities. 2007b. BLACK SEA SYNERGY A NEWREGIONAL C00PERATI0NINITIATIVE.Brussels:C0M(2007) 160 final, 11 April 2007 // URL: https://ec.europa.eu/environment/marine/pdf/com2007_0160en01.pdf

6 0fficial Journal of the European Union/ C 41 E, 19.2.2009, p. 64. // URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=0J:C:2009:041E:FULL&from=NL

7 Commission's 'Report on the first year of implementation of the Black Sea Synergy', adopted on 19 June 2008 (C0M(2008)0391) // URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52008DC0391

также указанно необходимость создания транзитных маршрутов на территории Черноморских государств ЕС, что позволит обеспечить безопасность поставок газа в странах-членах ЕС.

С марта 2014 года геополитическая карта Черноморского региона значительно изменилась, вокруг Крыма появились территориальные воды, и исключительная экономическая зона (ИЭЗ). Россия получила практически полный контроль над Азовским морем и акваторией вокруг Крыма.

Запад отреагировал на складывающуюся геополитическую карту, крайне негативно выпустив против России ряд санкций, нацеленных на дестабилизацию ее внешней политики, в частности по вопросам сотрудничества со странами постсоветского пространства, а также ряд резолюций, в которых отражено несогласие с вхождением полуострова Крым в состав Российской Федерации и непризнание ее аннексии. Резолюция № 68/262 принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 г. «Территориальная целостность Украины» подтверждает суверенитет, единство и территориальную целостность Украины в ее международно-признанных границах, и призывает государства и международные организации не признавать любые изменения относительно статуса Автономной Республики Крым и города Севастополь, в том числе воздержаться от любых действий, которые могли бы быть расценены как признание данных изменений.8 В Резолюциях №71/205 от 19 декабря 2016 года «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина)», №72/190 от 19 декабря 2017 года «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина», № 74/168 от 18 декабря 2019 года «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина» Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций осудила установленную Россией правовую систему и соответствующее негативное влияние на положение в области прав человека в Крыму.9 Резолюция

8 Резолюция № 68/262 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 года/Территориальная целостность Украины // URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/455/19/PDF/N1345519.pdf?OpenElement

9 Резолюция №71/205 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 19 декабря 2016 года/ Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина) // URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N16/455/78/PDF/N1645578.pdf?OpenElement; Резолюция №72/190 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 19 декабря 2017 года/Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/462/67/PDF/ N1746267.pdf?OpenElement; Резолюция № 74/168 Генеральной Ассамблей от 18 декабря

Парламентской Ассамблеи ОБСЕ «Милитаризация Российской Федерацией временно оккупированных Автономной Республики Крым и города Севастополя, Украина, Черного и Азовского Морей» от 4 - 8 июля 2019 г. призывает Россию отменить попытки аннексии Крыма и вернуть его под контроль правительства Украины.10

Антироссийская политика Западных держав, существенно повлияла на Украину, которая переняла манеру поведения и стала ориентирована на интересы Запада, что спровоцировала эскалацию токсичных отношений с Россией, в частности в Черноморском регионе. Украинское правительство в целях возвращения полуострова, стало разыгрывать политическую карту, акцентируя особое внимание на защиту интересов крымских татар. Данный вопрос стал фундаментальным аспектом во внешней стратегии Украины, опираясь на поддержку Европейского союза и Соединенных штатов.

Также Киев на регулярной основе проводит концепцию, нацеленную на разрешение договорной базы, которая была создана ранее. Украинская сторона поднимает вопрос о пересмотре условий использования Керченского пролива, а именно договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива подписанный Россией и Украиной в 2003 году.11 Между правительством России и Украиной проводились переговоры на протяжении длительного времени, в целях обсуждения правового режима данного пролива. Тем не менее, переговорный процесс оказался безрезультатным, а после смены правительства на Украине и вовсе был заморожен.

Учитывая характер ведения своей политики по отношению к России, Украина продолжает быть настроена на обострение отношений на Черном море. Киев взяла инициативу и сделала первые шаги по созданию военной инфраструктуры в Приазовье. Помимо этого, осуществляла провокационные действия в отношении судов и экипажей12, заходящих в порты Крыма, в том числе в конце

2018 года незаконно пересекла военно-морскими судами государ-

2019 года/Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина // URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/74/168

10 Люксембургская Декларация и Резолюция Парламентской Ассамблеи ОБСЕ «Милитаризация Российской Федерацией временно оккупированных Автономной Республики Крым и города Севастополя, Украина, Черного и Азовского Морей» от 4 - 8 июля 2019 г. // URL: https://www.oscepa.org/en/documents/ annual-sessions/2019-luxembourg/3880-luxembourg-declaration-rus/file

11 Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива / 24 декабря 2003 года // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1795

12 Эксперт прокомментировал наложение ареста Украиной на 32 российских судна / РИЯ Новости // URL: https://ria.ru/20201222/ukraina-1590348510.html

ственные границы в Азовском море.13

Проявляется повышенный интерес НАТО, в частности США. Под предлогом «обеспечения безопасности и усиления оборонительного присутствия» американские вооруженные силы постепенно приближаются к границам России. Постоянными гостями Черного моря являются вооруженные крылатые ракеты «Томагавк», эсминцы ВМС США и оснащенные элементами противоракетной системы «Иджис».14 Флотилии НАТО на регулярной основе находятся на западной территории Черного Моря, нарушая положения Конвенции Мон-тре15, ограничивающие пребывание в Черноморском бассейне, военным судам принадлежащие иностранным государствам. Тем ни менее данная Конвенция не позволяет Соединённым Штатам в полной мере реализовать свой план, и закрепить военное положение на долгосрочной основе в регионе в целом.

В том числе Украина совместно с НАТО периодически проводит военные учения. В сентябре 2020 года Киев впервые допустил в свое воздушное пространство стратегические бомбардировщики США. Три «стратега» провели учения по взаимодействию с украинскими истребителями. B-52 залетели со стороны Польши в Волынскую область, прошли над Ровенской, Житомирской областями и столицей, затем над Херсоном и Мелитополем к северу от Крыма, а далее в течение полутора часов кружили в небе к северо-востоку от Геническа вдоль побережья Азовского моря.16 В 2020 году было зафиксировано, что число полетов самолета-разведчика в Черноморском регионе увеличилось на 40%, а неподалеку от Крыма на 60%. В том числе на небе в 15 километрах от российской границы находились до пяти воздушных машин НАТО.

23 января 2021 года в акваторию Черного моря вошел американский эсминец «Дональд Кук» а после него корабль «Портер». В феврале 2021 года обстановка в Черноморском регионе накалялась в связи с продолжением наращивания военного присутствия НАТО в регионе. Генсек военного альянса Йенс Столтенберг открыто заявил, что НАТО «значительно усилил присутствие на своих восточных границах, включая регионы Балтики и Черного моря», и планирует увеличить финансы на «оборону и сдерживание», добавив также, что данные действия связаны с тем, что ВМФ России нарастили в реги-

13 Три корабля ВМС Украины пересекли российскую границу / РИЯ Новости // URL: https://ria.ru/20181125/1533455005.html

14 Они уже перебрасывают корабли и самолеты: что происходит в Черном море / РИА Новости // URL: https://ria.ru/20210220/nato-1598202496.html

15 Конвенция о режиме проливов // URL: https://docs.cntd.ru/document/901884247

16 Они уже перебрасывают корабли и самолеты: что происходит в Черном море / РИА Новости // URL: https://ria.ru/20210220/nato-1598202496.html

оне военное присутствие «после незаконной аннексии Крыма», при этом намерено, умолчав о оборонительном характере маневров кораблей и самолетов России.

В связи с планом проведения крупных совместных учений ВСУ и подразделений НАТО в 2021 г. Украина приняла закон о допуске в страну иностранных войск17. В результате, 10 февраля 2021 года украинские власти предложили военному альянсу использовать воздушное пространство над Крымом для воздушных операций. В ходе переговоров с заместителем генсекретаря альянса по вопросам оборонной политики и планирования Патриком Тернером министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий напомнил об обновленном бюллетене Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), согласно которому Симферопольский район полетной информации (РПИ)18 призван не опасным, и в том числе призвал отменить ограничения Федеральному управлению гражданской авиации США на полеты в данном регионе.

В 2016 году Украина определила одной из основных целей внешней политики страны, вступление в НАТО, а в 2019 году вхождение в альянс и курс на евроинтеграцию было закреплено в конституции. В результате Украина обладает статусом партнера НАТО с расширенными возможностями после Австралии, Финляндии, Грузии, Иордании и Швеции. Летом 2021 года президент Украины призвал западных держав ускорить вопрос о вступлении Украины в НАТО, однако военный альянс не спешит с решением. Украина не была приглашена на саммит лидеров стран НАТО, который состоялся 14 июня 2021 года в Брюсселе. Тем ни менее несмотря на то, что Украина еще не стала членом военного альянса глава Пентагона Ллойд Остин в ходе брифинга 19 октября 2021 года заявил, что США продолжит оказывать поддержку Украине в обеспечении безопасности в Черноморском регионе и отметил, что данная зона является очень важной для администрации США.

Стремясь повторить свою практику на Балтике и превратить Черное море в арену конфронтации, военный альянс НАТО совместно с американским командованием начал операцию в Средиземном и Черном морях. В акваторию Черного моря зашел ракетный эсминец ВМС США USS Porter, вооруженный крылатыми ракетами. В ноябре американский флот на своей странице в Twitter опубликовал пост с информацией о том, что в Черное море направляется

17 Верховная рада Украины / официальный веб-портал // URL: http://w1.c1. rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=70676

18 РПИ Симферополь - по классификации Киева это аэронавигационная зона, которая включает в себя Херсонскую область, Крымский полуостров и всю центральную часть моря.

Флагманский корабль Шестого флота ВМС США Mount Whitney.

Со своей стороны любые попытки незаконно пересечь государственную границу Россия жестко пресекает. На сегодняшний день крымский полуостров является один из наиболее защищенных регионов страны, с точки зрения оборонительных вооружений. Воздушное прикрытие полуострова обеспечивает 31-я дивизия ПВО, вооруженная зенитными ракетными системами С-300 и С-400. Для перехвата нарушителей на аэродромах Джанкой, Бельбек и Гвардейское в постоянной боевой готовности дежурят истребители Су-27 и Су-30, бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25.19

За оборону побережья полуострова отвечают подразделения Береговых войск 22-го армейского корпуса Черноморского флота. Их основное оружие являются комплексы «Бал» и «Бастион» с крылатыми ракетами, способными уничтожить надводные цели на расстоянии до 500 километров.

На суше действует 126-я отдельная бригада береговой обороны, развернутая в Перевальном между Симферополем и Алуштой. Ее главная ударная сила являются модернизированные танки Т-72Б3. Перекопский перешеек также держит под контролем 8-й отдельный артиллерийский полк, оснащенный 152-миллиметровыми гаубицами «Мста-С», реактивными системами залпового огня «Торнадо-Г» и противотанковыми комплексами «Хризантема».20

В Черноморском регионе продолжает складываться напряженная ситуация. 27 декабря 2021 года на брифинге для военных атташе и представителей посольств иностранных государств, аккредитованных в Москве, заместитель министра обороны Российской Федерации Александр Фомин заявил, что целенаправленные провокационные действия военного альянса НАТО у границ России могут перерасти в вооруженный конфликт. В регионе по сравнению с 2020 годом интенсивность задействования разведывательной авиации выросла более чем на 60%. Количество самолётовылетов увеличилось с 436 до 710. Стратегические бомбардировщики В-IB и В-52Н ВВС СШЛ 92 раза против 78 в 2020 году совершали полёты в воздушном пространстве Причерноморья с выходом на условный рубеж применения оружия.21 В том числе увеличиваются масштабы боевой подготовки по планам НАТО в Черноморском регионе. В текущем году командова-

19 Они уже перебрасывают корабли и самолеты: что происходит в Черном море / РИА Новости // URL: https://ria.ru/20210220/nato-1598202496.html

20 Они уже перебрасывают корабли и самолеты: что происходит в Черном море / РИА Новости // URL: https://ria.ru/20210220/nato-1598202496.html

21 В Минобороны предупредили об опасности провокаций НАТО у российских границ / РИЯ Новости // URL: https://ria.ru/20211227/nato-1765716509.html

ние Объединёнными Вооруженными силами НАТО провело 15 учений на 7 раз больше по сравнению с 2020 г. По словам замминистра постоянный характер приобретает присутствие кораблей и вспомогательных судов внерегиональных государств НАТО в акватории Черного моря. С января по декабрь 2021 года совершено 30 заходов кораблей военного альянса, в семь раз больше, чем в 2020 г.

В результате активной деятельности вокруг Черноморского региона, реализуются Москвой и Вашингтоном «игры на повышение ставок», выдвигая друг другу ультиматумы. В конце 2021 года Москва представила свои предложения. Согласно им военный альянс должен был навсегда отказать Грузии и Украине вступить в членство, вернуть всю военную инфраструктуру к положению, в котором она находилась в 1997 году, США должна вывести свое оружие, которое размещено на территории Германии, Италии и Нидерландах, а также частично вернуться к Договору о ракетах средней и меньшей дальности, из которого Америка вышла при президенте Дональда Трампа, а следом за ней Россия. В том числе президент России Владимир Путин предупредил, что в случае введения новых санкций со стороны США, готовы полностью разорвать отношения с Америкой. Вашингтон, в свою очередь обозначила ультиматум в виде провокационных санкций, которые могут быть применены в случае «агрессии против Украины». Помимо уже существующей угрозы, как лишение российских банков корреспондентских счетов в американских банках, запрета на долларовых транзакций, в том числе на поставки смартфонов, список дополнили ограничением на поставки в Россию товаров, где могут быть использованы американские технологии или чипы, а также отключением от системы SWIFT, что означает попытку повторить практику реализованную во времена холодной войны, когда действовал Координационный комитет по экспортному контролю, тем самым лишить Россию доступа к современным технологиям.

Черноморский регион играет не последнюю роль для мирового сообщества. Как сказал английский географ и геополитик, основатель теории «Хартлэнда» Сэр Хэлфорд Джон Маккиндер «Тот, кто правит Восточной Европой, владеет Сердцем земли (the Heardland - Харт-лэнд, то есть центральная и северная часть Евразии); тот, кто правит Сердцем земли, владеет Мировым островом (the World-Island, то есть Евразия и Африка); тот, кто правит Мировым островом, владеет ми-ром».22 Провокационные действия со стороны НАТО в Черноморском

22 Коннектография. Будущее глобальной цивилизации / Параг Ханна; пер. с англ. Э. Кондуковой; [науч. Ред. Р. Хусаинов, В. Шульпин]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 50 с.

регионе, в результате приближаясь все ближе к границам России, регулярные совместные учения военного альянса с Украиной, постоянное присутствие военной техники НАТО в Черном море, негативно-настроенные некоторые страны, принадлежащие Черноморскому региону, дестабилизируют ситуацию в данной зоне, а также представляют серьезную угрозу безопасности. Однако нынешний расклад дел негативно влияет не только на политические отношения, но в целом на деловой климат и торгово-экономическое сотрудничество с США, в том числе и с остальными членами военного альянса. Диалог на высоком уровне между Россией и США, в частности с НАТО, отправной точкой которого считается июньская встреча президента России Владимира Путина и президента США Джозефа Байдена в Женеве в 2021 году, к сожалению, не позволяет дать положительный прогноз в пользу установления конструктивного и стабильного сотрудничества.

Библиографический список:

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)// М.: Междунар. отношения, 1998. С. 32 // URL: http://sp-ved. narod.ru/MATERS/BZHEZINSKY.pdf. // ISBN 5-7133-0967-3.

2. Гончаренко С.Н. Современное Причерноморье: сфера сотрудничества. - В сб.: Европа XXI века. Под общей редакцией Ал.А. Громыко и В.П. Фёдорова. М.: 2017. С. 325-345 // URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/monografii/eur21-1.pdf

3. Гриневецкий С.Р., Жильцов С. С., Зонн И.С.. Черноморский узел / М.: Международные отношения, 2007. 195 с.

4. Жильцов С.С. Политика России в Черноморском регионе: итоги и новые вызовы. Проблемы постсоветского пространства. 2019. № 6 (2). С. 149-164. // URL: https:// www.postsovietarea.com/jour/article/view/196/188.

5. Ковальский Н.А. Средиземноморско-черноморская политика России и Запад // Европейский альманах. - М.: 1998.

6. Ковальский Н.А. Проблемы международной стабильности в Черноморском регионе // Обозреватель, 1996. № 4.

7. Параг Х. Коннектография. Будущее глобальной цивилизации / пер. с англ. Э. Конду-ковой; [науч. Ред. Р. Хусаинов, В. Шульпин]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 432 с.

8. Чеботарь О.Г. Черноморский регион в стратегических документах Европейского союза // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2019. № 4. С. 90-102. // URL: http://www.dipacademy.ru/documents/1536/Вестник__4-2019.pdf

9. Чихарев И.А. Большое Средиземноморье как многомерный объект политических исследований // Полис. Политические исследования. 2021. № 3. С. 129-146.

10. Чихарев И.А. Россия в Большом Средиземноморье: новый тихоокеанско-европе-йский транзит // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Том 21. № 3. С. 441-458.

11. Верховная рада Украины / официальный веб-портал // URL: http://w1.c1.rada.gov. ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=70676.

12. Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива / 24 декабря 2003 года // URL: http:// www.kremlin.ru/supplement/1795.

13. Договор о Евразийском Экономическом Союзе // URL: https://economy.gov.ru/ material/file/2bbbbf9ae33443d533d855bf2225707e/Dogovor_ees.pdf.

14. Европейская стратегия безопасности. Безопасная Европа в лучшем мире. Люксембург: Бюро официальных публикаций Европейских Сообществ, 2009. 43 с. // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/30825/qc7809568ruc.pdf.

15. Конвенция о режиме проливов // URL: https://docs.cntd.ru/document/901884247.

16. Люксембургская Декларация и Резолюция Парламентской Ассамблеи ОБСЕ «Милитаризация Российской Федерацией временно оккупированных Автономной Республики Крым и города Севастополя, Украина, Черного и Азовского Морей» от 4 - 8 июля 2019 г. // URL: https://www.oscepa.org/en/documents/annual-sessions/2019-luxembourg/3880-luxembourg-declaration-rus/file.

17. Организация Объединенных Наций / Доклад Международного Суда / 1 августа 2016 года — 31 июля 2017 года/Генеральная Ассамблея / Официальные отчеты Семьдесят вторая сессия Дополнение No4 / Применение Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Украина против Российской Федерации), с. 51 // URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/258/62/PDF/N1725862.pdf?OpenElement.

18. Резолюция № 68/262 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 года / Территориальная целостность Украины // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/455/19/PDF/N1345519.pdf?OpenElement.

19. Резолюция №71/205 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 19 декабря 2016 года / Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина) // URL: https://documents-dds-ny. un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/455/78/PDF/N1645578.pdf?OpenElement.

20. Резолюция №72/190 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 19 декабря 2017 года/Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина // URL: https://documents-dds-ny. un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/462/67/PDF/N1746267.pdf?OpenElement.

21. Резолюция № 74/168 Генеральной Ассамблей от 18 декабря 2019 года/Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина // URL: https://undocs.org/pdfTsymboWuM-/RES/74/168.

22. Радио Спутник. Глава Севастополя заявил о «неспокойной обстановке» в Черном море // URL: https://radiosputnik.ria.ru/20211105/sevastopol-1757810888.html.

23. РИА Новости. В Минобороны предупредили об опасности провокаций НАТО у российских границ // URL: https://ria.ru/20211227/nato-1765716509.html.

24. РИА Новости. В России ответили на заявление Украины о самолетах НАТО над Крымом // URL: https://ria.ru/20210210/nato-1596892510.html.

25. РИА Новости. Глава Пентагона пообещал продолжить поддержку Украины в Черном море // URL: https://ria.ru/20211019/pentagon-1755193252.html.

26. РИА Новости. Зеленский призвал немедленно принять Украину в НАТО // URL: https://ria.ru/20210607/nato-1735932481.html.

27. РИА Новости. Киев предложил НАТО использовать воздушное пространство Крыма // URL: https://ria.ru/20210210/krym-1596836781.html.

28. РИА Новости. На Украине заявили о помощи Британии в строительстве базы на Черном море // URL: https://ria.ru/20210209/ukraina-1596746321.html.

29. РИА Новости. Они уже перебрасывают корабли и самолеты: что происходит в Черном море // URL: https://ria.ru/20210220/nato-1598202496.html.

30. РИА Новости. Три корабля ВМС Украи ны пересекли российскую границу // URL: https://ria.ru/20181125/1533455005.html.

31. РИА Новости. Украина и НАТО провели учения в Черном море // URL: https://ria. ru/20210316/ucheniya-1601418487.html.

32. Asmus R. Developing a New Euro-Atlantic Strategy for the Black Sea Region // Insight Turkey. 2004. Vol. 6. № 3. P. 43-65.

33. Aydin M. Europe's Next Shore: the Black Sea Region after EU Enlargement // EU Institute for Security Studies Occasional Papers. 2004. № 53. P. 1-37.

34. Cohen A., Irwin C. U.S. Strategy in the Black Sea Region // Heritage Foundation. 2006.

№ 1990. P. 1-11.

35. Cornell Svante E. and Starr Frederick S. (June 2006), The Caucasus: A Challenge for Europe, Silk Road Paper, Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program. // URL: https://www.files.ethz.ch/isn/30287/12_Caucasus_Challenge_Europe.pdf.

36. Hamilton, Daniel and Mangott, Gerhard (eds.), The Wider Black Sea Region in the 21st Century: Strategic, Economic and Energy Perspectives (Washington, D.C.: Center for Transatlantic Relations, 2008) // URL: https://www.ceps.eu/wp-content/uploads/2009/08/1672.pdf.

37. Council Conclusions on the EU's engagement to the Black Sea regional cooperation / 17 June 2019 // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/39779/st10219-en19.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. EU Strategy for the Black Sea P7_TA(2011)0025 A7-0378/2010. // URL: https://www. europarl.europa.eu/doceo/document/TA-7-2011-0025_EN.html?redirect.

References

1. Brzezinski Z. Grand chess board (Dominance of America and its geostrategic imperatives) // M.: Intern. relations, 1998. P. 32 // URL: http://sp-ved.narod.ru/MATERS/BZHEZ-INSKY.pdf. // ISBN 5-7133-0967-3.

2. Goncharenko S.N. Modern Black Sea region: sphere of cooperation. - In: Europe of the 21st century. Under the general editorship of Al.A. Gromyko and V.P. Fedorov. M.: 2017. P. 325-345// URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/monografii/eur21-1.pdf

3. Grinevetsky S.R., Zhiltsov S.S., Zonn I.S. The Black Sea knot / M.: International relations, 2007. 195 p.

4. Zhiltsov S.S. Russian news in the Black Sea sector: results and new challenges. Problems of the post-Soviet space. 2019. № 6 (2). P. 149-164. // URL: https://www.postsovietarea.com/ jour/article/view/196/188.

5. Kovalsky N.A. Mediterranean-Black Sea Policy of Russia and the West // European Almanac. - M.: 1998.

6. Kovalsky N.A. Problems of stability in the Black Sea sector of industry // Obozrevatel, 1996. № 4.

7. Parag H. Connectography. The future of civilization / trans. from English. E. Kondu-kova; [scient. Ed. R. Khusainov, V. Shulpin]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 432 p.

8. Chebotar O.G. The Black Sea region in the statistical documents of the European Union // Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the world. 2019. № 4. P. 90-102. // URL: http://www.dipacademy.ru/documents/1536/ Vestnik__4-2019.pdf

9. Chikharev I.A. The Great Mediterranean as a multidimensional object of research // Polis. Political studies. 2021. № 3. P. 129-146. // DOI: 10.17976/jpps/2021.03.09

10. Chikharev I.A. Russia in the Greater Mediterranean: a new Pacific-European transit // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International relations. 2021. Volume 21. № 3. P. 441-458. // DOI: 10.22363/2313-0660-2021-21-3-441-458

11. Verkhovna Rada / official web portal // URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/web-proc4_1?pf3511=70676.

12. Agreement between the Russian Federation and Ukraine on raw materials in the collection of the Sea of Azov and the Kerch Strait / December 24, 2003 // URL: http://www. kremlin.ru/supplement/1795.

13. Treaty on the Eurasian Economic Union // URL: https://economy.gov.ru/material/ file/2bbbbf9ae33443d533d855bf2225707e/Dogovor_ees.pdf.

14. European security strategy. A safe Europe in a better world. Luxembourg: Bureau of Official Publications of Low Messages, 2009. 43 p. // URL: https://www.consilium.europa. eu/media/30825/qc7809568ruc.pdf.

15. Straits Convention // URL: https://docs.cntd.ru/document/901884247.

16. Luxembourg Declaration and Resolution of the OSCE Parliamentary Commission "Militarization of the Russian Federation of the Temporarily Occupied Autonomous Republics of Crimea and the City of Sevastopol, Ukraine, Montenegro and the Sea of

Azov" dated July 4-8, 2019 // URL: https://www.oscepa.org /en/documents/annual-ses-sions/2019-luxembourg/3880-luxembourg-declaration-rus/file.

17. Organization concluded / Report on the exclusion of the Court / August 1, 2016 - July 31, 2017 / General Assembly / Official Records of the Seventy-second Session Addendum No4 / Application reliably about the detection of terrorism and reliably about the occurrence of all forms of racial danger (Ukraine) against Russian Federation), p. 51 // URL: https://doc-uments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/258/62/PDF/N1725862.pdf?OpenElement.

18. Resolution № 68/262. /PDF/N1345519.pdf?OpenElement.

19. Resolution № 71/205 Regulations on the field of human rights in the Autonomous Republic of Crimea and the city of Sevastopol (Ukraine) // URL: https://documents-dds-ny. un.org /doc/UNDOC/GEN/N16/ 455/78/PDF/N1645578.pdf?OpenElement.

20. Resolution № 72/190 of the main organs of consciousness arises from December 19, 2017 / The situation in the field of human rights in the Autonomous Republic of Crimea and the city of Sevastopol, Ukraine // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc /UN-DOC/GEN/N17/462/67/PDF/N1746267.pdf?OpenElement.

21. Resolution № 74/168 of the Assembly of December 18, 2019 / Human rights situation in the Autonomous Defense of Crimea and the city of Sevastopol, Ukraine // URL: https:// undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/74/168.

22. Radio Sputnik. The head of Sevastopol announced a "troubled meeting" in the Black Sea // URL: https://radiosputnik.ria.ru/20211105/sevastopol-1757810888.html.

23. RIA Novosti. The Ministry of Defense warned of the danger of provocations of nations near the Russian borders // URL: https://ria.ru/20211227/nato-1765716509.html.

24. RIA Novosti. Russia received responses to Ukraine's statements about NATO's loud statements over Crimea // URL: https://ria.ru/20210210/nato-1596892510.html.

25. RIA Novosti. The head of the Pentagon of Ukraine will continue support in the Black Sea // URL: https://ria.ru/20211019/pentagon-1755193252.html.

26. RIA Novosti. Zelensky plan to immediately admit Ukraine to NATO // URL: https:// ria.ru/20210607/nato-1735932481.html.

27. RIA Novosti. Kyiv welcomes the use of Crimean airspace // URL: https://ria. ru/20210210/krym-1596836781.html.

28. RIA Novosti. Ukraine talks about British assistance in construction on the Black Sea // URL: https://ria.ru/20210209/ukraina-1596746321.html.

29. RIA Novosti. They are already transferring ships and planes: what is happening in the Black Sea // URL: https://ria.ru/20210220/nato-1598202496.html.

30. RIA Novosti. Three ships of the Ukrainian Navy crossed the Russian trip // URL: https://ria.ru/20181125/1533455005.html.

31. RIA Novosti. Ukraine and the West tried exercises in the Black Sea // URL: https://ria. ru/20210316/ucheniya-1601418487.html.

32. Asmus R. Developing a New Euro-Atlantic Strategy for the Black Sea Region // Insight Turkey. 2004. Vol. 6. № 3. P. 43-65.

33. Aydin M. Europe's Next Shore: the Black Sea Region after EU Enlargement // EU Institute for Security Studies Occasional Papers. 2004. № 53. P. 1-37.

34. Cohen A., Irwin C. U.S. Strategy in the Black Sea Region // Heritage Foundation. 2006. № 1990. P. 1-11.

35. Cornell Svante E. and Starr Frederick S. (June 2006), The Caucasus: A Challenge for Europe, Silk Road Paper, Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program. // URL: https://www.files.ethz.ch/isn/30287/12_Caucasus_Challenge_Europe.pdf.

36. Hamilton, Daniel and Mangott, Gerhard (eds.), The Wider Black Sea Region in the 21st Century: Strategic, Economic and Energy Perspectives (Washington, D.C.: Center for Transatlantic Relations, 2008) // URL: https://www.ceps.eu/wp-content/uploads/2009/08/1672.pdf.

37. Council Conclusions on the EU's engagement to the Black Sea regional cooperation / 17 June 2019 // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/39779/st10219-en19.pdf.

38. EU Strategy for the Black Sea P7_TA(2011)0025 A7-0378/2010. // URL: https://www. europarl.europa.eu/doceo/document/TA-7-2011-0025_EN.html?redirect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.