Научная статья на тему 'Взаимодействие искусств в произведении А.П. Чехова «Роман с контрабасом»'

Взаимодействие искусств в произведении А.П. Чехова «Роман с контрабасом» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1362
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие искусств в произведении А.П. Чехова «Роман с контрабасом»»

С.А. Петрова

Взаимодействие искусств в произведении А.П. Чехова «Роман с контрабасом»

Проблемы взаимодействия искусств всегда достаточно актуальны в процессе исследования культуры в целом. И в российской культуре также представлены данные вопросы. Рассмотрим, в частности, проблему взаимодействия музыки и литературы на примере рассказа А.П. Чехова «Роман с контрабасом».

Исследователи творчества А.П. Чехова не раз касались темы музыкальности прозы и драм писателя. Рассматривались различные аспекты взаимодействия музыки и слова в тексте: соответствие литературной композиции - сонатной форме (Фортунатов Н.М., 1974, 1999), музыкальность языкового выражения авторского стиля (Душина Л.Н., 1998, Гиршман М.М., 1982), звуковое наполнение художественной структуры (Катаев В.Б., 1989) и т. п.

В данной работе затрагивается ещё одна проблема, ранее не получившая подробного анализа: образы героев и музыка в прозе А.П.Чехова. Герой обозначен в представленном тексте через музыкальный инструмент.

Заглавие данного произведения подчёркивает музыкальную предметность центральных образов. Особенность рассказа А.П. Чехова проявляется в том, что при чтении названия складывается первичное впечатление, что речь пойдёт скорее о музыкальных инструментах, чем о людях.

«Роман с контрабасом» - это рассказ с комическим содержанием, в нём проявляется интермедиальная стратегия формирования образа персонажа. Во-первых, главный герой имеет «музыкальную» фамилию - «Смычков». Во-вторых, взаимодействие с другим родом искусства подчёркивается следующими элементами, которые входят в семантическое поле музыки:

«Поэтическая душа Смычкова стала настраиваться соответственно гармонии окружающего» (Чехов А.П., 1977, с. 179).

В данном контексте «душа» обретает свойство музыкального инструмента, что также обычно настраивается на определённый регистр или лад. Или:

«Вопреки здравому смыслу и природе вещей бедный и незнатный контрабасист должен в жизни был сыграть знатной и богатой красавицы важную роль» (Чехов А.П., 1977, с. 180).

С одной стороны, актуализируется значение общее идиоматическое «сыграть роль», а с другой - контрабасист играет на инструменте, что акцентирует внимание и на музыкальной семантике слова.

352

«Пролезая под мостик, она увидела там нагого человека с музыкальной гривой и волосатой грудью, вскрикнула и лишилась чувств» (Чехов А.П., 1977, с. 181).

В данном контексте усиливается и юмористическая направленность произведения: на основе сочетания несовместимых понятий соединяется сфера музыки, что представляет нечто возвышенное, не бытового характера, и сфера приземлённая, низкая, будничная.

В футляр от контрабаса прячется человек, замещающий собой музыкальный инструмент. Этот момент - именно замещения - подчёркнут заглавием текста. Отношения, обозначенные как «роман», складываются у контрабасиста с женщиной, которую он спрятал в футляре своего инструмента. Образ женщины оказывается тождественен контрабасу:

«...Я вот что придумал: не угодно ли вам будет лечь в футляр моего контрабаса и укрыться крышкой?

Сказавши это, Смычков вытащил из футляра контрабас (...)» (Чехов А.П., 1977, с. 182).

«Красавица легла в футляр и свернулась калачиком, а он затянул ремни и стал радоваться, что природа одарила его таким умом» (Чехов А.П., 1977, с. 182).

«- Будьте любезны, не церемоньтесь и располагайтесь в моем футляре, как у себя дома!» - говорит Смычков княжне» (Чехов А.П., 1977, с. 182).

В ракурсе дальнейшего развития образов в чеховской системе, следует сказать, что потом одним из ключевых в его творчестве будет как раз образ «человека в футляре».

Далее в рассказе «Роман с контрабасом» автор усиливает связь музыкального инструмента и человека внутри футляра тем, что показывает, как проходившие мимо музыканты воспринимают футляр через принадлежность к определённому инструменту, не подозревая о том, что в нём на самом деле человек:

«Случилось, что в ту пору по той же дороге проходили на дачу Бибулова товарищи Смычкова, флейта Жучков и кларнет Размахай-кин. Споткнувшись о футляр, оба они удивленно переглянулись и развели руками.

- Контрабас! - сказал Жучков. - Ба, да это контрабас нашего Смычкова! Но как он сюда попал?» (Чехов А.П., 1977, с. 183).

Здесь также подчёркивается и музыкальная профессия персонажей - «флейта» вместо «флейтист» и «кларнет» вместо «кларнетист». Это усиливает и комический эффект и тожественность человека и музыкального инструмента.

Наконец, утрата футляра с женщиной оказывается моментом окончательного расставания с возлюбленной и приводит героя в

353

трагическое состояние. Но при этом герой возвращается к своему музыкальному инструменту:

«Бедный музыкант, не догнавши воров и вернувшись к тому месту, где он оставил футляр, не увидел драгоценной ноши. (...) И теперь еще крестьяне, живущие в описанных местах, рассказывают, что ночами около мостика можно видеть какого-то голого человека, обросшего волосами и в цилиндре. Изредка из-под мостика слышится хрипение контрабаса» (Чехов А.П., 1977, с. 184).

В силу интермедиальной стратегии контрабас становится выразителем человеческих мыслей, реализацией психологического состояния героя, так как музыкой заменяет звучание голоса. Образ героя создаётся во взаимодействии музыкальных элементов - это контрабас и его футляр, звуки и игра героя на своём музыкальном инструменте.

Контрабас является собственно знаком другой сферы искусства, его уникальность заключается в том, что нигде кроме как в музыке данный предмет использоваться не может. Это в целом специфика музыкальных инструментов - их функциональное значение. Появление такого знака в тексте, представляющем уже иной род искусства, наделяет его возможностями вербализации: реализуется определённый словесный художественный образ. Исходя из чего, можно утверждать, что контрабас в тексте выполняет функцию интермедиального элемента, соединяющего музыку с литературой. Футляр от контрабаса получает функцию иную, не музыкальную, а «игровую», чем создаёт комический эффект. Образ в этом плане гораздо шире по семантическому объёму, так как включает в себя несколько смысловых уровней:

1) место для хранения и переноса музыкального инструмента -это делает его интермедиальным элементом;

2) место для спасения неодетой женщины - игровой элемент художественного образа;

3) место, где находится объект любви (романа) - игровой элемент художественного образа,

4) место, вмещающее в себя человека, - игровой элемент художественного образа - этот образ далее будет развиваться в поэтике А.П. Чехова как «человек в футляре».

Контрабас оказывается выразителем человеческого состояния - происходит персонификация, очеловечивание предмета на интермедиальной основе. Человек в футляре в данном контексте, как уже было сказано, становится замещением музыкального инструмента, что далее приводит к ещё большему отождествлению двух субъектов. Таким образом, в рассказе А.П. Чехова реализуется интермедиальная стратегия создания образа персонажа, в чём представлена особенность российской культуры в целом.

354

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.