УДК: 82-92; 070
ББК: 80; 76.0
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_126
Гребенкина А.Г.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ С АУДИТОРИЕЙ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Grebenkina A. G.
INTERACTION OF ONLINE MEDIA OF THE VORONEZH REGION WITH THE AUDIENCE: EXPERIENCE AND PROBLEMS
Ключевые слова: интернет-СМИ, региональные издания, Воронежская область, аудитория, автор, взаимодействие, опыт, проблемы, тенденции, сильные и слабые стороны.
Keywords: online media, regional publications, Voronezh region, audience, author, interaction, experience, problems, trends, strengths and weaknesses.
Аннотация: информационный продукт любого СМИ всегда предназначен для конкретной целевой аудитории. Из-за стремительно совершенствующихся технологий и развития многочисленных каналов коммуникации, традиционные способы взаимодействия изданий с читателями изменились. В данной статье рассмотрен опыт работы региональных онлайн-изданий с аудиторией. В процессе подробного анализа пяти сетевых СМИ - «РИА Воронеж», «МОЁ! Онлайн», «Комсомольская правда - Воронеж», «Блокнот Воронеж» и «Вести - Воронеж» - определены особенности каждого издания, выделены их слабые и сильные стороны, которые напрямую влияют на вовлеченность читателей в создаваемый журналистами контент. Кроме того, выявлены наиболее типичные приемы, которые используют СМИ для привлечения внимания аудитории и поддержания ее интереса. В статье сделан акцент на контенте изданий (оперативность и актуальность материалов, их эксклюзивность, адекватность читательским запросам, тематическая неоднородность), однако учтены специфика и формы воплощения информации (мультимедийность, нестандартный набор форм визуализации, жанровое разнообразие), а также характерные особенности самих сайтов (ориентированность на максимальную интерактивность, создание дополнительных каналов связи с аудиторий). Автор зафиксировал главенствующие тенденции в работе региональных изданий, а также трудности, которые испытывают местные редакции, и проблемы, которые мешают им наладить эффективные и долгосрочные отношения с аудиторией.
Abstract: the information product of any media is always intended for a specific target audience. Due to rapidly improving technologies and the development of numerous communication channels, the traditional ways of interaction between publications and readers have changed. This article examines the experience of interaction of regional online publications with the audience. In the process of a detailed analysis of five network media - RIA Voronezh, MOE! Online, Komsomolskaya Pravda - Voronezh, Bloknot Voronezh and Vesti - Voronezh - the features of each publication are identified, their weaknesses and strengths are highlighted, which directly affect the involvement of readers in the content created by journalists. In addition, the most typical techniques used by the media to attract the attention of the audience and maintain its interest are identified. The article focuses on the content of publications (efficiency and relevance of materials, their exclusivity, adequacy to readers ' requests, thematic heterogeneity), but takes into account the specifics and forms of information implementation (multimedia, non-standard set of visualization forms, genre diversity), as well as the characteristic features of the sites themselves (focus on maximum interactivity, creation of additional communication channels with the audience). The author noted the prevailing trends in the work of regional publications, as well as the difficulties experienced by
local editorial offices, and the problems that prevent them from establishing effective and long-term relationships with the audience.
Каждое журналистское произведение, как и само издание, существует в системе отношений «журналист - аудитория». Этимологически понятие «аудитория» связано с представлением о множестве людей, которые непосредственно включены в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Но такое определение не может исчерпать всех уровней анализа аудитории.
В специальной социологической теории это понятие определяет положение масс в системе массовой коммуникации. «Издатель», «журналист», «аудитория» - понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных субъектов в системе. Термин «аудитория» закреплен за субъектом, который занят в рамках этой системы, и который занимается прежде всего потреблением информации и является объектом информационного воздействия»1. Параллельно с аудиторией в массмедиа функционируют институты, которые занимаются сбором и распространением информации. Так и складываются отношения между журналистами и читателями.
Медийный продукт любого издания всегда должен быть предназначен для конкретной целевой аудитории. С помощью текста, видеосюжета или фотографии журналист общается с читателем. Содержание этих материалов должно, если не напрямую, то хотя бы опосредованно затрагивать интересы всех представителей целевой аудитории (ЦА).
Целевая аудитория - часть аудитории, объединенная общими демографическими характеристиками и культурными вкусами, на которую рассчитывают создатели товаров и услуг . Определение относится и к
1 Аудитория СМИ и отношение аудитории к СМИ. [Электронный ресурс] - URL: http://studbooks.net/723932/zhurnalistika/auditoriya_otn oshenie_auditorii (дата обращения: 10.04.2018).
2 Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf /fin_enc/31338 (дата обращения: 26.03.2018).
информационному продукту и его создателям.
Однако зачастую бывает так, что материал не доходит по назначению, а значит остается не воспринятым. Даже если сам текст в содержательном аспекте ценный, форма и стиль могут быть неинтересными, непонятными, неполными. В связи с этим очень важно понимать, как работает цепочка, доставляющая материал и его смыслы до аудитории, установить стабильный контакт с читателями, слышать их и вовремя корректировать работу, если не выходит эффективного взаимодействия. Происходить это должно как на уровне отдельно взятого автора и конкретного произведения, так и на уровне издания в целом.
На основе обобщения работ многих отечественных исследователей журналистики можно выделить три традиционных метода обратной связи, три формы сотрудничества изданий с населением: экспертиза (что люди думают о нас?), диалог (каково мнение населения по предложенной теме?) и соавторство (создаем вместе текст).
Однако из-за стремительно развивающихся технологий и перехода многих печатных изданий в интернет либо открытия новых, уже сетевых СМИ, эти способы взаимодействия изменились. Речь идет не просто о банальной трансформации писем из печатного формата в электронный или о сокращении количества бумажных обращений. Уровень мобильности населения и погружения их в виртуальную реальность потребовал от медиа совершенно другого ритма работы, а от журналистов новых компетенций. Вся медиаотрасль оказалась вынуждена быстро переформатироваться и подстраиваться под свою аудиторию, чтобы не потерять ее.
Соответствовать сразу всем параметрам в плане оперативности отработки информации, ее качества, разнообразия форм и инструментов, тематического спектра, мастерства выполнения работы, применения различных платформ и сервисов для донесения контента до нужного читателя, получения обратной связи и ее осмысления для
совершенствования авторской работы и функционирования всего издания, не забывая при этом подстраиваться под технологии и их алгоритмы, может далеко не каждая федеральная крупная редакция. Для этого необходимы громадные материальные и человеческие (причем высокой квалификации) ресурсы. Региональным редакциям в таких условиях выживать еще сложнее.
Чтобы разобраться, как местные СМИ работают с аудиторией и удерживают ее внимание, мы проанализировали пять сетевых издания, освещающих жизнь Воронежа и области: «РИА Воронеж», «МОЁ! Онлайн», «Комсомольская правда - Воронеж», «Блокнот Воронеж» и «Вести - Воронеж». Опыт лидирующей пятерки регионального рейтинга по посещаемости наиболее показателен и адекватен ситуации на региональные медиа рынке.
В своей работе мы опирались на классическую типологическую концепцию профессора А. Акопова, который в начале 2000-х годов пришел к выводу, что к интернет-СМИ применимы характеристики печатных изданий (издатель, структура, жанры, авторы, периодичность и т.д.)1 , а также обратили внимание и на такие специфические черты онлайн-изданий как интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность2. Кроме того, разобрали указанные СМИ с помощью SWOT-анализа (метода, основанного на рассмотрении ситуации или предмета с четырех сторон: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы) и матрицы BCG (широко применяется для анализа в маркетинге, учитывает затраченные ресурсы и проявленный интерес к результату). Основные положения, полученные в ходе исследования приводим ниже.
«РИА Воронеж». Крупное сетевое издание, учредителем и издателем которого является департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области. Согласно данным сервиса статистики
1 Типологические признаки сетевых изданий. [Электронный ресурс] - URL: http://jgreenlamp. narod.ru/typology.htm (дата обращения: 10.04.2018).
2 Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. [Электронный ресурс] - URL: http://www.evartist.narod.ru/text19/034.htm (дата обращения: 10.04.2018).
LiveIntemet, месячная аудитория сайта составляет порядка 450 тысяч человек, около 250 - региональные читатели.
Безусловным, преимуществом «РИА Воронеж» являются ресурсы. Изданию меньше других угрожает кризис и нехватка финансирования. В связи с материальной обеспеченностью СМИ может позволить себе держать в штате для функционирования сайта новостников и пишущих крупные материалы журналистов. Количество авторов и четкое разделение обязанностей дает изданию серьезное конкурентное преимущество.
Журналистам созданы все условия для выполнения исключительно своих обязанностей, не отвлекаясь на множество разных задач. Это позволяет аудитории получать разный по тематике и формату контент (новости, репортажи, интервью, обзоры, инструкции, тесты, различную инфографику). Важную роль играют социальные и исторические спецпроекты: «Философия профессии», «Пусть мама услышит», «Заброшенные хутора», «Вызовы судьбы», «Легенды Воронежа». Однако основную часть трафика СМИ получается, как и другие, благодаря новостям о криминале, ДТП, аварийных отключениях.
Еще одна сильная сторона - журналисты в районах области, так местные газеты входят в медиахолдинг «РИА Воронеж». Если ЧП в пределах Воронежа сможет отработать оперативно любая редакция с тремя штатными сотрудниками, то с поездками в отдаленную часть региона ситуация обстоит сложнее. Необходимо решить вопрос с транспортом, потратить время на поездку, а результативность всех этих действий остается под вопросом.
Однако, если учитывать возможности, которые открыты для госСМИ, количество людей, занятых в процессе производства контента, становятся заметными и проблемы в работе «РИА Воронеж». Новостникам не хватает оперативности, корреспондентам из районов квалификации, они не мыслят масштабами региона, темы недостаточно прорабатываются и подаются максимально эмоционально выхолощенными.
Кроме того, мы наблюдаем запрет на публикации определенной тематики, кото-
рая потенциально могла бы привлечь дополнительную аудиторию. Проблемные тексты, затрагивающие деятельность госструктур, проходят согласование и выходят выправленными, лишенными остроты, что читатели тоже чувствуют. В том числе и из-за подобной политики руководства последние несколько лет в издании отмечается текучка кадров. Сменяются не только работники на ленте сайта, но и увольняются журналисты, отрабатывавшие целые тематические направления.
«МОЁ! Online». Главным достижением информационного портала является создание сети народных корреспондентов. Начинался этот процесс с газеты, где каждому «народному репортеру» платили деньги и дарили подарки. Оперативное информирование горожанами о любых ЧП, коммунальных авариях, недовольствах дорогами, проблемах в школе и т.д. дает изданию, во-первых, эксклюзивную информацию, а во-вторых, сокращает время, расходуемое журналистами на поиск тем и подробностей случившегося.
СМИ уделяет большое внимание интерактивности. «МОЁ! Online» предоставляет пользователям возможность составлять свою альтернативную ленту, которая так и называется «Народные новости». Плюс ко всему на сайте есть своего рода форум или чат, где воронежцы могут обсуждать интересующие их темы. Несмотря на то, что тенденцией последних лет стал переход в соцсети, читатели «МОЁ! Online» продолжают публиковать комментарии и высказывать мнение на самом портале.
Нельзя не отметить и влияние газетного бренда на популярность интернет-ресурса. Для людей взрослых, еще читающих прессу, сайт становится логическим продолжением еженедельной газеты «МОЁ!», и соответственно, тем источником, который формирует их информационную картину о ситуации в городе и области.
Тот факт, что СМИ является частным и не напрямую зависит от государства, дает возможность журналистам высказываться о решениях региональной власти свободнее, критиковать ее действия. Это тоже вызывает симпатию аудитории. Она чувствует, что «издание на ее стороне».
С другой стороны, излишние «заигрывания» с читателями иногда размывают стандарты профессиональной журналистики: становится непонятно, где публикуется «крик души» горожанина, где - текст профессионала. Важна и подача. Там, где следует сознательно придавать информации вероятностный характер, «МОЁ! Online» любит применять экспрессивные заголовки, которые вводят читателя в заблуждение. «Желтизна» присуща многим материалам издания («Жертва пластической хирургии в Воронеже: «Врачи испортили мне грудь!»; «Воронежец выполнил опасный трюк на железной дороге и сгорел до кроссовок»). Характерна эксплуатация тем, которые пользуются популярностью у аудитории, но при этом муссируется каждая подробность, любая незначительная деталь становится поводом для отдельной публикации.
Несмотря на мнение медиаэкспертов, которые утверждают, что, обманувшись два-три раза интригующим заголовком, читатели перестанут заходить на сайт, «МОЁ! Online» сохраняет свою популярность долгие годы. Более того, аудитория СМИ стабильно растет. Издание привлекает читателей, апеллируя к их чувствам, но не забывая при этом о прикладном аспекте и предлагая время от времени понятную и актуальную аналитику.
Также наблюдается тенденция некоторой небрежности в отработке оперативных тем. СМИ позволяет себе освещать событие не первым и даже не вторым, исходя из позиции «воронежцы все равно будут заходить на сайт «МОЁ! Online» и искать материалы именно там».
Действительно, ежемесячное количество посетителей сайта находится у отметки в 1 200 000 человек. Число региональных читателей колеблется от 450 до 500 тысяч. Это самые высокие показатели на региональном рынке. Однако, если ранее никто из конкурентов не мог приблизиться к таким цифрам и потеснить «МОЁ! Online» на первой строчке, то сейчас мы наблюдаем периодическую потерю лидерства в местном рейтинге.
«Комсомольская правда в Воронеже». «КП» - сильный бренд с долгой историей и заработанным авторитетом. Феде-
ральный контент служит мощной поддержкой региональных представительств: читатель может в рамках одного сайта узнать не только о том, что произошло в Воронеже или области, но и получить информацию о значимых событиях в стране и мире. Кроме того, широкая региональная сеть позволяет обмениваться информацией, поставлять друг другу необходимые сведения, делать совместные публикации, делиться экспертами и опытом.
«КП-Воронеж» ведет насыщенную новостную ленту, освещая ключевые события региона. Однако наблюдается недостаток аналитических текстов, касающихся местных реалий, или просто житейских историй. Отсутствие периодичности в появлении таких текстов не позволяет постоянно поддерживать интерес аудитории на высоком уровне. Читателя не удается приучить к тому, что обо всем значимом он всегда может прочитать на сайте «КП-Воронеж».
Вместе с тем, несмотря на небольшой штат редакции, все важные ЧП и другие события издание отрабатывать качественно. Нередко «КП-Воронеж» публикует материалы быстрее и полнее конкурирующих изданий, но как раз из-за того, что читатель не ждет этого, соответствующего эффекта редакция не получает. Таким образом, если бы у «КП-Воронеж» не было проблем с ограниченностью материальных ресурсов, редакция могла бы претендовать на более высокие позиции в региональном рейтинге СМИ. Хотя и сейчас ежемесячный трафик издания - порядка 500 тысяч посетителей, больше половины (примерно 270) - региональная аудитория.
Конвергенция - еще одна сильная сторона СМИ. В данном случае мы акцентируем внимание на появившемся относительно недавно радио «КП-Воронеж», которое стало поставщиком качественного эксклюзивного контента для сайта и газеты. К тому же, на сайте применяются все доступные формы представления информации - текст, видео, фото, аудио. Выделяются на местном фоне тематические лонгриды, которые делает издание, онлайн-трансляции, СЕО-оптимизированные статьи.
Возможно, «КП-Воронеж» не хватает четкого позиционирования, чтобы укрепить
отношения с аудиторией. С одной стороны, на сайте можно увидеть материалы с явным выражением авторского отношения к описываемому, с другой - подаваемые отстра-ненно, как будто они не касаются ни автора, ни читателей, живущих в одном городе. В такой ситуации читатель знает, что «МОЁ! Online» всегда примет его сторону, «РИА Воронеж» никогда не выступает против властей, но не знает, чего точно ждать от «КП-Воронеж».
«Блокнот Воронеж». Издание демонстрирует радикальные формы работы. Большая часть контента та же, что и в других региональных СМИ. Но заголовки материалов отличаются нарочитой сенсационностью, использованием экспрессивной лексики. Обрамляют такой информационный блок, с одной стороны, публикации, которые трудно назвать журналистскими (речь о перепостах из соцсетей с обсуждением человеческой внешности, одежды и т.д.), с другой - тексты о политической повестке региона, написанные со знанием дела и погружением в местные реалии. Что вызывает диссонанс в совокупном восприятим издания.
Размер ежемесячной аудитории «Блокнота Воронеж» составляет 700 тысяч посетителей, из которых только 250-260 -региональная.
Издание не имеет госконтрактов с воронежскими властями. Это можно трактовать как большую свободу, позволяющую поднимать темы, которые другие СМИ будут вынуждены игнорировать из-за коммерческого сотрудничества с ведомствами. Но нередко это скатывается в стремление найти плохое и негативное в любом действии чиновников, в каждом принятом решении.
В работе с читателями и их обращения «Блокнот» старается походить на «МОЁЮпНпе», издание даже завело идентичную «Народным новостям» рубрику. Кроме того, нужно отметить, что «Блокнот Воронеж», как и вся их сеть, умеет собирать трафик на, казалось бы, совсем не журналистских поводах и при этом не затрачивать особых ресурсов. Речь о большом потоке контента, перенесенном из социальных сетей, которые не имеют ни новостной ценности, ни практической значимости, но вызы-
вают интерес у пользователя: домашние животные, полуобнаженные девушки, курьезные ситуации. За последние полтора года таких материалов стало меньше, но популярность и рейтинг издание нарабатывало именно подобными приемами. Высокие цифры по просмотрам позволяют СМИ привлекать рекламодателей, на чьи средства и существует медиа.
Очевидно, что любое издание манипулирует сознанием своей аудитории, но в данном случае это делается наиболее примитивными и «бьющими по глазам» способами. В то же время в проблемных публикациях журналисты стараются всегда отстоять позицию обратившегося или максимально помочь ему, что вызывает симпатию у читателя. Таким образом «Блокнот» умело конвертирует «народный гнев» в трафик на своем сайте.
Отдельно стоит отметить работу «Блокнота Воронеж» в социальных сетях. Редакция вовремя уловила настроения аудитории и не побоялась развивать соцсети как отдельный канал коммуникаций, не приносящий трафик сайту, но вырабатывающий лояльность среди читателей. В их «Инстаграме» 122 тысячи подписчиков.
«Вести Воронеж». Ежемесячный трафик СМИ - порядка 900 тысяч посетителей, примерно половина - региональные пользователи.
На основе анализа сайта можно сделать два основных вывода. Первое: в издании действует хорошо отлаженная система отработки новостной повестки. Журналисты не демонстрируют необычных подходов ни в сборе информации, ни в форме реализации контента. Однако сам механизм работы действует практически без сбоев. Журналисты не пропускают важные инфоповоды, своевременно публикуют материалы и при необходимости развивают тему.
Второе: очевидно, что СМИ выбивается из ряда других онлайн-изданий, которые выбраны для исследования. Подавляющая часть материалов не оперативно-новостных - это телевизионные сюжеты. С одной стороны, это унифицирует и упрощает контент сайта. На сайте «Вести Воронеж» читатель не найдет большого жанрового разнообразия или сочетания разных форм предостав-
ления информации. Текст и фото, текст и видео - стандартная схема. Но с другой стороны, телевизионный сюжет облегчает аудитории задачу. Ей не нужно тратить силы на чтение - журналист сам все расскажет в ролике.
Проанализировав работу пяти ведущих воронежских интернет-изданий, в первую очередь, отметим высокую конкуренцию на региональном медиарынке. К числу очевидно выраженных лидеров относится «МОЁЮпНпе», а с недавних пор к порталу присоединились «Вести Воронеж». Однако и три других издания - «Комсомольская правда в Воронеже», «РИА Воронеж» и «Блокнот Воронеж», входящие в топ-5, но уступающие первым двум по охвату аудитории, также активно включены в информационный процесс. Нет случаев, когда кто-то из пятерки изданий пропускал важную тему.
Еще один значимый аспект, который необходимо выделить. Конвергенция журналистики привела к тому, что практически все воронежские интернет-СМИ имеют не один, а несколько каналов распространения контента. И на восприятие издания в Сети влияет совокупность всех площадок или общий бренд, хотя аудитория газетная, телевизионная и интернет-среды, безусловно, различается. Несмотря на это, для части читателей «МОЁЮпНпе» привлекательнее других сетевых СМИ, так как он знаком с газетой «МОЁ!». Сайт «Вестей» неизбежно ассоциируется с выпуском региональных новостей, с «влиятельностью и силой» телевидения. На восприятие сайта «Комсомольской правды в Воронеже» в большей степени влияют не столько дополнительные каналы распространения информации (местные газета и радио), сколько контент федеральной редакции и других регионов. В случае с «Блокнотом», у которого нет ни бумажной версии, ни радио- или ТВ-выпусков, альтернативной «статусной» площадкой стала страница в «Инстаграме». В случае с «РИА Воронеж» подобное влияние наименее очевидно, так как издания, входящие в структуру холдинга (например, районные газеты, бесплатная еженедельная газета «Семёрочка», журнал «Слова»)
направлены на более сегментированную аудиторию.
Следует также отметить, что в целом информационное полотно всех региональных СМИ практически идентично. Освещаются одни и те же темы, однако отличается скорость написания, полнота и качество фактуры, а также визуальное воплощение материала. Исходя из тематической однородности можно сказать, что все пять он-лайн-изданий нацелены примерно на одну и ту же аудиторию.
Кроме того, мы выяснили, что самыми востребованным и популярным информационным продуктом воронежских интернет-СМИ являются новости. Вне зависимости от формы собственности, информационной политики, уровня кадров массмедиа - заветные цифры приносит громкий криминал, ДТП и другие события чрезвычайного характера. И никто из изданий не стесняется зарабатывать трафик на муссировании этих информационных поводов.
Но наблюдается и обратная тенденция. Аудитория проявляет интерес к человеческим историям, к героям, которые вызывают эмоциональный отклик у читателя. Просветительские или исторические проекты, лонгриды и трансляции также находят свое-
го читателя. Однако в силу того, что подобные материалы требуют больших затрат ресурсов в плане поиска темы, ее проработки и изложения, процент таких публикаций не сопоставим с объемами новостей.
Если учесть вышесказанное, то получится, что воронежские СМИ привлекают аудиторию новостями по идентичной тематике. Но тогда возникает вопрос: почему такая разница в посещаемости и читательской лояльности? Работа с аудиторией многокомпонентная, во время анализа мы выяснили, что при существовании в одних и тех же внешних условиях у каждого из изданий есть много индивидуальных особенностей, преимуществ и недостатков. Большую роль играет оперативность и эксклюзивность, журналистская компетентность, выраженность позиции самого СМИ, ориентированность на интересы читателя, стилистика изложения, разнообразие форм и инструментов, регулярная публикация материалов прикладных и социально ориентированных наряду с новостями. Но чтобы редакция могла учесть все эти моменты в работе, требуется высокий уровень обеспеченности материальными ресурсами и наличие определенных ценностных ориентиров у издания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - Москва: Аспект Пресс, 2011. - 142 с.
2. Акопов, А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет) / А.И. Акопов. - Ростов-н/Д., 2002. - 368 с.
3. Интернет-СМИ: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / [под редакцией М. М. Лукиной]. - Москва: Аспект Пресс, 2011. - 347 с.
4. Лукина, М.М. СМИ в пространстве Интернета: учебное пособие / М. М. Лукина, И.Д. Фомичева. - Москва: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.
5. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / [под редакцией С. Г. Корконосенко] - Санкт-Петербург: Знание, 2000. -272 с.
6. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие / Е.П. Прохоров. -3-е изд., испр. и доп. - М.: РИП-холдинг, 2000. - 307 с.
7. Фомичева, И.Д. Мультимедийность: новые возможности для решения старых проблем / И. Д. Фомичева // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. -Москва, 2004. - С. 273-275.
8. СМИ и отношение аудитории к СМИ. [Электронный ресурс] - URL: http://studbooks.net/723932/zhurnalistika/auditoriya_otnoshenie_auditorii (дата обращения: 10.04.2018).
9. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/31338 (дата обращения: 26.03.2018).
10. Типологические признаки сетевых изданий. [Электронный ресурс] - URL: http://jgreenlamp.narod.ru/typology.htm (дата обращения: 10.04.2018).
11. «РИА Воронеж». [Электронный ресурс] - URL: https://riavrn.ru/
12. «КП-Воронеж». [Электронный ресурс] - URL: https://www.vrn.kp.ru/
13. «МОЁ Online». [Электронный ресурс] - URL: https://moe-online.ru/
14. «Блокнот Воронеж». [Электронный ресурс] - URL: https://bloknot-voronezh.ru/
15. «Вести Воронеж». [Электронный ресурс] - URL: https://vestivrn.ru/
Получено: 20.12.2020 г.