ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
И.В. Михалёва,
старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (филиал в г. Находка), аспирант Института социологии РАН (г. Москва) solomonova [email protected]
Взаимодействие институтов президента и правительства Российской Федерации и Республики Корея в условиях политической трансформации современности
Аннотация: в статье рассматриваются особенности взаимодействия современных институтов президента и правительства России и Республики Корея с учетом анализа действующих конституционных полномочий.
Ключевые слова: авторитарная модернизация, демократизация, политическая практика, власть, политический процесс, элита.
Summary: the article is devoted to features of interaction of modern institutes of the president and the government of the Russian Federation and the Republic of Korea, taking into account the analysis of operating constitutional powers.
Keywords: authoritative modernization, democratization, political practice, the power, political process, elite.
Вопрос взаимодействия институтов президента и правительства в России уже достаточно продолжительное время занимает умы теоретиков и практиков юридической и политологической мысли. Представляется важным рассматривать российский опыт с учетом опыта ближайших соседей.
Практика показала, что наиболее удачной в данном контексте представляется модель взаимодействия институтов президента и правительства в Республике Корея, которая прошла примерно одинаковый с Россией цивилистический путь развития: от тоталитаризма к демократии, от диктата к демократизации и становлению институтов президента и правительства в нынешнем конституционном статусе. 135
Необходимо отметить основные отличия институтов президента и правительства и их взаимоотношений в сравниваемых странах.
В Республике Корея Кабинет правительства возглавляет премьер-министр, который в свою очередь, управляет двумя заместителями. В отличие от России, где вице-премьером может стать любой министр, в Южной Корее первый вице-премьер — это совместитель должности министра экономики или финансов, а министр объединения, в ведении которого находится весь перечень вопросов, связанных с внешними отношениями с Северной Кореей, является вторым вице-премьером1.
1 См.: Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2011. № 5. C. 19.
Упомянутая система обладает важным преимуществом: прежде всего, в Республике Корея повышенное внимание уделяется вопросам экономики.
Составляющими многих министерств являются независимые агентства различного профиля, напоминающие государственные комитеты Российской Федерации или бывшего СССР. К слову, южнокорейский «Госкомстат» выступает независимой составляющей в структуре министерства экономики и финансов.
Выше перечислены только общие черты структуры правительства Республики Корея, но стоит упомянуть и о полномочиях президента, который в рамках исследуемой правительственной модели обладает широким спектром полномочий, сдерживаемых конституционным принципом разделения властей и пределами осуществления федеральной исполнительной власти, что делает невозможным единоличное управление государственным аппаратом.
Несмотря на внешне неограниченную власть, ни одному южнокорейскому президенту не удавалось добиться серьезных изменений в государственной структуре или в международных отношениях, не прибегнув к помощи высшей законодательной власти. Таким образом, южнокорейская политическая система может позволить сильному президенту консолидировать всю полноту власти при условии поддержки преобладающего количества голосов членов Национального собрания (южнокорейского парламента). Такая прямая зависимость власти президента от решений парламента существенно отличает южнокорейский институт президента от российской модели, близкой к авторитаризму. < В контексте вышесказанного возникают сомнения в степени демократизации
CD
136
0J
о политической системы Республики Корея. Однако остается неоспоримым факт <с постоянного давления — как на президента, так и на южнокорейский парламент — с со стороны общественно-политических группировок, профсоюзов и множества ^ других социально значимых организаций. Несомненно и то, что политика южнокорейского президента находится под влиянием постоянного противоборства ^ партий и действий эффективной контрэлиты в Национальном собрании. Все о публичные действия президента Республики Корея постоянно муссируются в ^ СМИ, которые в соответствии с действующей Конституцией абсолютно сво-< бодны от цензуры со стороны правительства. Кроме того, в любые действия § главы государства может вмешаться и Верховный суд. Можно резюмировать, □Е что деятельность южнокорейского главы государства находится под неусыпным контролем как общественных, так и политических институтов1. Следовательно, ни при каких условиях Республике Корея не угрожает режим абсолютной личной власти. И любые попытки его установления встречают серьезный отпор2.
В отличие от России, в Южной Корее для института президента не характерна двойственность исполнительной власти и соперничество между о премьер-министром и главой государства за решающее влияние на функциональные начала правительства. В России же Президент наделен максимально широкими полномочиями, включая роспуск парламента, назначение и смещение членов правительства, что позволяет называть Российскую республику не просто президентской, а «суперпрезидентской».
1 См.: Ли Ин Хо Заложить крепкую основу для процветания / ред. Ю.Б. Кашлев и др.; Дипломат. акад. МИД РФ // Российско-Корейский форум : докл. и выступл. М., 2012. C. 67.
2 См.: Yang J.M. Supporting interdisciplinary research projects. Seoul, 2011. Р. 9.
Еще одним немаловажным преимуществом южнокорейской модели является то, что во время любых политических кризисов, изменений и потрясений выборы президента всегда проводились в сроки, установленные Конституцией.
В последнее время создается впечатление, что для южнокорейского общества превыше всего не политические, а экономические реформы, но, тем не менее, институт президента остается комплексным и целостным. Как это ни странно, экономические реформы не влекут за собой политические, что заставляет уважать южнокорейский опыт взаимодействия институтов президента и правительства: изначально — авторитарная модернизация, затем — политическая демократизация, причем неоспоримая, жизнеспособная и делающая южнокорейский институт президента открытым и подконтрольным.
А.Я. Ахмедов,
аспирант Саратовской государственной юридической академии ahmedov. arsen @bk. ru
Договор трансфера спортсмена
Аннотация: статья посвящена соглашениям между спортивными организациями (клубами), направленным на переход спортсменов из одного клуба в другой (трансферным договорам). Рассматриваемый договор квалифицируется как комплексный, содержащий элементы, свойственные трудовому и гражданскому праву.
Ключевые слова: трансферный договор, комплексный договор, обязательство, непоименованный договор, вознаграждение.
Summary: the article discusses the agreement between the sport organizations, which fix transfer of a professional athlete from one organization to another. The agreement qualifies as a complex, regulated by labor and civil law.
Keywords: transfer contract, complex contract, obligation, unnamed contract, compensation.
В профессиональной спортивной деятельности могут заключаться гражданско-правовые, трудовые и смешанные договоры. Распространение получили и соглашения между спортивными организациями, фиксирующие переход профессионального спортсмена из одной спортивной организации в другую. Такие правоотношения не свойственны трудовому праву, предоставляющему возможность работнику по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор. Как должны квалифицироваться такие соглашения, и будут ли они действительными?
Трансферные договоры не предусмотрены законодательством, что, однако, не свидетельствует о запрете на их заключение. Между тем отсутствие правового регулирования усложняет определение места трансферного договора в системе договоров частного права. Трансферный договор предусмотрен лишь регламентами спортивных союзов. Регламентом РФС (Российского футбольного союза) по статусу и переходам (трансферу) футболистов1 трансферный контракт определен как договор, заключаемый между профессиональными футбольными клубами, 1 Регламент Российского футбольного союза по статусу и переходам (трансферу) футболистов : утв. Постановлением Исполкома Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» № 141/4 от 5 марта 2011 г. URL: http://sportslaw.ru/data/files/regstatus2011.pdf (дата обращения: 11.12.2013).
137