Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ПРОФИЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УЧАСТИЯ НИИПБ СНГ В ПРОГРАММАХ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ООН)'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ПРОФИЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УЧАСТИЯ НИИПБ СНГ В ПРОГРАММАХ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ООН) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ООН / УЯЗВИМЫЕ ОБЪЕКТЫ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / GLOBAL SECURITY / CIVIL SOCIETY INSTITUTE / COUNTER TERRORISM MEASURES / INTERNATIONAL COOPERATION / UN / VULNERABLE FACILITIES / CENTRAL ASIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мареев П.Л., Первушин В.В.

В статье на примере НИИПБ СНГ рассматривается практика участия институтов гражданского общества в программах и мероприятиях международных организаций по обеспечению глобальной и региональной безопасности. Основное внимание уделено деятельности Глобальных исследовательских сетей, организованных ИД КТК и КТУ ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мареев П.Л., Первушин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS WITH THE RELEVANT STRUCTURES OF THE UNITED NATIONS AS A PROMISING FORM OF ENSURING INTERNATIONAL SECURITY (ON THE EXAMPLE OF THE PARTICIPATION OF THE SPI CIS IN THE PROGRAMS OF THE UN OFFICE OF COUNTER-TERRORISM)

The article examines the practices of participation of civil society institutions in the programs and activities of international organizations to ensure global and regional security using the example of the SPI CIS. The main attention is paid to the activities of Global Research Networks organized by the CTED and UNOCT.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ПРОФИЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УЧАСТИЯ НИИПБ СНГ В ПРОГРАММАХ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ООН)»

УДК 327.7

Взаимодействие институтов гражданского общества с профильными структурами Организации Объединенных Наций как перспективная форма обеспечения международной безопасности (на примере участия НИИПБ СНГ в программах Контртеррористического управления ООН)

МАРЕЕВ ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ,

руководитель Центра международных и региональных проектов Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент (e-mail: plm@spi-cis.org);

ПЕРВУШИН ВАЛЕНТИН ВАЛЕРЬЕВИЧ,

заместитель руководителя Центра международных и региональных проектов Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ (e-mail: pervushin.valentin@gmail.com)

АННОТАЦИЯ

В статье на примере НИИПБ СНГ рассматривается практика участия институтов гражданского общества в программах и мероприятиях международных организаций по обеспечению глобальной и региональной безопасности. Основное внимание уделено деятельности Глобальных исследовательских сетей, организованных ИД КТК и КТУ ООН.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Афганистан, глобальная безопасность, институт гражданского общества, контртеррористические мероприятия, международное сотрудничество, ООН, уязвимые объекты, Центральная Азия.

INTERACTION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS WITH THE RELEVANT STRUCTURES OF THE UNITED NATIONS AS A PROMISING FORM OF ENSURING INTERNATIONAL SECURITY (ON THE EXAMPLE OF THE PARTICIPATION OF THE SPI CIS IN THE PROGRAMS OF THE UN OFFICE OF COUNTER-TERRORISM)

MAREEV PAVEL LVOVICH,

Head of the Center for International and Regional Projects of the CIS Security Research Institute, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor (e-mail: plm@spi-cis.org); PERVUSHIN VALENTIN VALERIEVICH,

Vice-head of the Center for International and Regional Projects of the CIS Security Research Institute(e-mail: pervushin.valentin@gmail.com)

ANNOTATION

The article examines the practices of participation of civil society institutions in the programs and activities of international organizations to ensure global and regional

security using the example of the SPI CIS. The main attention is paid to the activities of Global Research Networks organized by the CTED and UNOCT. KEYWORDS: Afghanistan, global security, civil society Institute, counter-terrorism measures, international cooperation, UN, vulnerable facilities, Central Asia.

Являясь одним из перспективных научных центров на пространстве Содружества Независимых Государств в вопросах изучения проблем евразийского развития, а также специализируясь на исследовании теории и практики обеспечения международной и региональной безопасности, НИИПБ СНГ рассматривает международное сотрудничество как одно из приоритетных направлений своей деятельности.

Стратегической целью международной активности Института является достижение высокого научного уровня исследований посредством расширения сфер международного научно-практического взаимодействия не только с национальными исследовательскими центрами и высшими учебными заведениями, занимающимися вопросами безопасности. Начиная с 2019 года, особое внимание Институт уделяет развитию сотрудничества и реализации совместных проектов с международными организациями в сфере обеспечения безопасности, включая профильные структуры Организации Объединенных Наций.

В 2020 году НИИПБ СНГ стал официальным участником Глобальной исследовательской сети Исполнительного директората Контртеррористического комитета ООН (далее -ИД КТК ООН [1]1), внося свой вклад в научное обеспечение борьбы с терроризмом и экстремизмом во всем мире.

С 2021 года Институт также активно участвует в работе Глобальной сети ООН по защите уязвимых объектов, организованной

Контртеррористическим управлением ООН (далее - КТУ ООН). В 2022-2023 годах НИИПБ СНГ принял участие в значительном числе мероприятий указанной Глобальной сети как в очном,так и в дистанционном формате.

Положительную оценку работы на данном направлении Институт получил от заместителя Генерального секретаря - руководителя КТУ ООН Владимира Ивановича Воронкова. Так, 19 мая 2022 года, обращаясь к участникам Международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: опыт СНГ», В. Воронков отметил: «„Три месяца назад КТУ ООН официально дало старт работе Глобальной сети экспертов ООН по защите уязвимых объектов. Хочу поблагодарить Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ за участие в этом экспертном сообществе... Наряду с оказанием технической помощи центральное место в программе занимает разработка новых инструментов, а также обобщение и публикация передового международного опыта» [3].

Наиболее существенным вкладом в работу стало издание и направление в КТУ ООН материалов вышеназванной конференции на основе научных докладов участников. Конференция состоялась 19-20 мая 2022 года в г. Москве (Российская Федерация) и была организована НИИПБ СНГ во взаимодействии с Российским государственным университетом нефти и газа (национальным исследовательским университетом) имени

1 Руководствуясь положениями резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005) Совета Безопасности ООН, Контртеррористический комитет (КТК) содействует укреплению потенциала государств - членов Организации Объединенных Наций по предотвращению террористических актов как на национальном, так и межрегиональном уровне. Комитет был учрежден сразу после террористических нападений, совершенных 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах.

Помощь КТК в его деятельности оказывает Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИД КТК), который выполняет программные решения Комитета, проводит экспертную оценку каждого государства-члена и содействует предоставлению странам контртеррористической технической помощи. https://www.mid.ru/ шЯогадп_роНсу/ип/ргосЫе_ргодгатту_^гдапу_ооп/1603231/ (дата обращения: 10.08.2023).

И. М. Губкина. В мероприятиях конференции приняли участие более 50 специалистов в области обеспечения безопасности из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, органов отраслевого сотрудничества государств - участников СНГ, ряда российских нефтегазовых компаний, а также более 40 аспирантов и студентов вузов стран Содружества.

Следует отметить, что сборник этой конференции стал далеко не первым значительным материалом, который Институт предоставил для использования в работе нашим партнерам из ООН. Новый уровень сотрудничества в рамках Глобальной сети по защите уязвимых объектов позволил использовать и более ранние наработки наших специалистов в интересах профильных структур ООН и распространения собранного опыта по всему миру. Так, подготовленный по результатам проведенного Институтом в сотрудничестве с партнерскими организациями «параллельного мероприятия» в рамках ежегодной Контртеррористической конференции в масштабах всей ОБСЕ «Эффективное партнерство против терроризма и насильственного экстремизма и радикализации, ведущей к терроризму», проходившей в г. Вене (Австрийская Республика) 14-15 сентября 2020 года, также стал вкладом в научное обеспечение деятельности не только ИД КТК, но и КТУ ООН [3].

В ноябре 2022 года руководство Департамента новых вызовов и угроз МИД России в письме на имя директора НИИПБ СНГ Н. В. Ступакова сообщило о возможности подключения специалистов Института к разработке сборника практик КТУ ООН по защите энергетической инфраструктуры от террористических нападений. В частности, директор ДНВ МИД России В. Тарабрин отметил: «По полученной из Постпредства России при ООН в Нью-Йорке информации Управление ООН по контртерроризму выразило заинтересованность в привлечении

экспертов из нашей страны к разработке наилучших практик по защите энергетической инфраструктуры от террористических атак... Руководители КТУ ООН сообщили, что были бы рады сотрудничеству по этому сюжету с профильными специалистами из российских исследовательских учреждений и организаций, компетентных в сфере обеспечения критически важной инфраструктуры в сфере энергетики. При этом ооновцы апеллировали в том числе к успешному опыту взаимодействия с НИИ проблем безопасности СНГ, которое хотели бы продолжить» [5].

С 2022 года Институт участвует в работе еще одного проекта КТУ ООН - Сети раннего оповещения в области контртерроризма для Центральной Азии.

Следует отметить, что страны Центральной Азии с момента запуска в 2010 году совместного регионального проекта Контртеррористического центра ООН при КТУ и Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (далее - РЦПДЦА) «На пути к всеобъемлющему осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций в Центральной Азии» добились значительного прогресса в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН (далее - ГКТ ООН). Главным достижением первой фазы проекта стало одобрение странами Центральной Азии Совместного плана действий по реализации ГКТ ООН в регионе. На момент утверждения это был первый подобный региональный план в мире. На следующих двух этапах проекта государствам Центральной Азии был предоставлен широкий спектр помощи в таких областях, как борьба с финансированием терроризма, безопасность границ, использование Интернета, роль СМИ и религиозных лидеров в предупреждении насильственного экстремизма.

Фаза IV проекта, начавшаяся в декабре 2021 года, направлена на дальнейшее укрепление сотрудничества и координации между странами Центральной Азии с целью

снижения потенциальных рисков вторжений насильственных экстремистских и террористических групп в приграничные районы с Афганистаном, а также укрепления границы безопасности путем наращивания потенциала соответствующих правоохранительных органов и органов безопасности государств Центральной Азии, трансграничного сотрудничества, обмена информацией по вопросам безопасности и противодействии терроризму.

Сложившаяся ситуация в Афганистане, включая приграничные районы с Центральной Азией (в первую очередь с государствами - участниками СНГ - Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменистаном), требует более тесного сотрудничества и координации между компетентными органами и институтами гражданского общества государств-членов в регионе, включая своевременный обмен информацией, научную проработку сложившейся ситуации. Для поддержки в расширении регионального сотрудничества в обмене информацией по вопросам, связанным с Афганистаном, в рамках четвертой фазы проекта была разработана инициатива по запуску Сети раннего оповещения в области контртерроризма для Центральной Азии. Она была создана в целях:

- совершенствования сотрудничества и координации между правоохранительными органами, в том числе путем улучшения обмена информацией, связанной с Афганистаном, укрепления региональных связей между компетентными органами, другими структурами и организациями;

- наращивания и укрепления потенциала правоохранительных органов, органов безопасности, таможенных и пограничных служб на национальном и региональном уровнях в разработке эффективных контртеррористических стратегий и мер для адекватного реагирования на вызовы и угрозы безопасности, исходящие из Афганистана;

- обеспечения доступа правоохранительных органов, органов безопасности, таможенных и пограничных служб стран Центральной

Азии к передовому опыту и передовым методологиям к противодействию терроризму и предупреждению экстремизма;

- разработки общих оценочных отчетов, которые будут включать общую оценку ситуации, анализ основных тенденций, выводы и рекомендации на национальном и региональном уровне в соответствии с правами человека и с учетом гендерных аспектов;

- совершенствования сотрудничества с другими международными организациями, региональными механизмами [6].

Активным участником Сети стал и Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ. Первое крупное мероприятие Сети с участием экспертов Института прошло в конце июня 2022 года в г. Стамбуле (Турецкая Республика). Оно было организовано Контртеррористическим Центром при КТУ ООН совместно с Региональным Центром превентивной дипломатии для Центральной Азии (далее - РЦПДЦА). Мероприятие стало началом серии встреч и консультаций, направленных на повышение потенциала и активизацию региональной координации и сотрудничества в борьбе с терроризмом и предотвращением насильственного экстремизма в ответ на возникающие вызовы и угрозы безопасности, исходящие из Афганистана. Форум прошел в рамках регионального совместного проекта КТУ ООН - КТЦ ООН и РЦПДЦА «На пути к всеобъемлющему осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций в Центральной Азии - Фаза IV».

В данном региональном мероприятии приняли участие представители правоохранительных органов Центральной Азии и эксперты из других структур ООН, соответствующих международных агентств, региональных и субрегиональных организаций, а также национальных институтов стратегических исследований, исследовательских центров, университетов, международных, региональных и национальных институтов гражданского общества, которые поделились своим

опытом и идеями в решении существующих проблем.

Более 50 специалистов из Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан, а также эксперты международных организаций в течение четырех дней вырабатывали конкретные шаги по усилению антитеррористической работы в Центрально-Азиатском регионе, уделив особое внимание угрозам, исходящим с территории Афганистана.

27 июня в рамках программы первого дня мероприятия, посвященного анализу общей обстановки в Афганистане и угроз для государств Центральной Азии, исходящих с его территории, с докладом «Риски террористической активности для государств Центрально-Азиатского региона с территории Афганистана» [7] выступил заместитель директора - руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества НИИПБ СНГ Артем Грачев. Ряд кратких выступлений, содержащих конкретные предложения в формируемую «дорожную карту» запускаемой сети, был сделан представителем Института в последующие дни мероприятия.

Сразу после указанного мероприятия Институт открыл фактически самостоятельное направление своей исследовательской деятельности, привлекая к нему экспертов по самым различным направлениям - теологов, юристов, историков, ветеранов и сотрудников официальных партнеров компетентных органов стран Содружества.

Проведенная информационно-аналитическая работа позволила более плодотворно включиться и в последующие мероприятия Сети раннего оповещения.

Так, в период с 3 по 21 июля 2023 года заместитель руководителя Центра международных и региональных проектов НИИПБ СНГ Валентин Первушин принял участие в серии мероприятий, проводимых в форме национальных консультаций в столицах государств Центральной Азии.

Консультации состоялись 3-4 июля 2023 года в столице Таджикистана городе Душанбе, 6-7 июля в столице Кыргызстана городе Бишкеке, 10-11 июля в столице Казахстана городе Астане, 13-14 июля в столице Узбекистана городе Ташкенте и 20-21 июля в столице Туркменистана городе Ашхабаде.

Целью данного комплекса мероприятий ООН стало определение национальных критериев для анализа событий, связанных с текущей ситуацией в Афганистане, и ее влияния на национальную и региональную безопасность.

Национальные критерии также послужат в дальнейшем для определения анализа рисков на региональном уровне, на их основании будут определены возможные темы для анализа угроз на национальном и региональном уровнях и формат национального и регионального отчетов профильных структур ООН.

Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ стал единственным институтом гражданского общества, принявшим участие во всех мероприятиях, проведенных в рамках этого регионального проекта ООН. Представитель Института не только выступил в качестве докладчика на каждой из указанных площадок, но и принял активное участие в дискуссиях по выработке национальных критериев оценки ситуации применительно к отдельным государствам Центральной Азии.

Участие в консультациях на площадках каждой из вышеперечисленных стран позволило не только довести до целевых аудиторий позицию НИИПБ СНГ по рассматриваемому вопросу, сформированную в результате информационно-аналитической и прогнозной деятельности Института, но и собрать значительный фактологический материал, отражающий подходы специалистов из конкретных стран Центральной Азии, более четко уяснить цели и характер деятельности антитеррористических подразделений ООН в регионе.

Позиция НИИПБ СНГ на мероприятиях региональных консультаций в рамках «Сети

раннего оповещения в области контртерроризма для Центральной Азии - национальный компонент» была представлена в базовом выступлении заместителя руководителя Центра международных и региональных проектов НИИПБ СНГ В. В. Первушина:

«Уважаемые участники консультаций! Дамы и господа!

Прежде всего позвольте поблагодарить руководство и сотрудников Контртеррористического управления ООН Регионального Центра ООН по Превентивной Дипломатии для Центральной Азии за приглашение принять участие в данном мероприятии.

Наш Институт уже на протяжении длительного времени сотрудничает с указанными структурами Организации Объединенных Наций, и, пользуясь случаем, мы выражаем особую благодарность их представителям за поддержку нашей научно-исследовательской деятельности, участие в ряде наших мероприятий, обмен значимой информацией по целому ряду вопросов. Особую благодарность и уважение хотелось бы выразить Владимиру Ивановичу Воронкову, который также поддержал в прошлом году одно из наших мероприятий в рамках работы Глобальной сети экспертов по защите уязвимых объектов и принял личное участие в его проведении.

Сегодня хотелось бы обозначить нашу позицию по рассматриваемому вопросу и выделить наиболее значимые, на наш взгляд, моменты, касающиеся развития обстановки вокруг Афганистана и на его территории.

В феврале этого года, отвечая на вопросы журналистов, Посол России в Таджикистане Сергей Григорьев достаточно точно охарактеризовал сложившуюся за последний год ситуацию, суть которой заключается в том, что, захватив в августе 2021 года власть в Афганистане, руководители «Талибана» не выполнили практически ни одного из своих обещаний, касающихся стабилизации положения, защиты прав и свобод человека, обеспечения международной и региональной безопасности.

В частности, С. Григорьевым было отмечено: «Мы видим, что террористические организации продолжают свободно действовать, никакой речи об инклюзивном правительстве не идет. По данным ООН, выросла площадь посевов опиатов, в разы увеличилось производство синтетических наркотиков. Довершает эту печальную картину откровенно бедственное положение афганского народа».

Первый момент, на котором следует остановиться, - это обещание создания инклюзивного правительства. На сегодняшний день отсутствие представителей этнических, религиозных и политических групп в руководстве Афганистана не только нарушает права и свободы значительной части населения страны, но является и дополнительным стимулом для вовлечения части жителей в террористическую деятельность. При этом на территории страны фактически бесконтрольно продолжают действовать и наращивать силы международные террористические организации, такие как, «Исламское государство» и его подразделение «Вилоят Хоросан», «Аль-Каида» и др. Так, численность боевиков запрещенного в ряде стран СНГ и находящегося под санкциями ООН «Исламского государства» в Афганистане растет и сейчас оценивается в 6,5 тыс. человек. Большая их часть - 4 тыс. - сосредоточена на границе с Таджикистаном.

Здесь совершенно справедливыми выглядят слова руководителя КТУ ООН В. Ворон-кова: «Несмотря на все обещания, несмотря на все громкие заявления, факты свидетельствуют о другом: де-факто правительство не в состоянии или не хочет обуздать террористическую угрозу».

Дополнительное напряжение создается в результате деятельности так называемого антиталибского движения. Сегодня оно, на первый взгляд, пока незначительное. О себе заявляют 22 группировки. Их численность непонятна, поскольку часть из заявивших сразу исчезла с информационного поля. Три-четыре группировки дают о себе знать точечными «ударами» в адрес официальной

власти - диверсионными актами, нападениями на сотрудников силовых структур и т. д. Вместе с тем прослеживается тенденция к объединению их усилий с вышеназванными международными террористическими организациями.

На этом фоне у последних сохраняются идеи создания так называемого Исламского Эмирата. Появляются новые идеологи, планы и карты этого проекта. В этой связи с их стороны наращивается влияние на население государств Центральной Азии,в первую очередь - Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.

Часть идеологов «Талибан» (мы знаем о неоднородности взглядов внутри самого движения) также пропагандирует весьма радикальные идеи, которые уже появляются в сети Интернет, в том числе в информационном пространстве наших стран. Мы хотим сейчас продемонстрировать один из роликов, который был широко распространен по сети в конце прошлого года.

Обратим внимание на распространенное и устоявшееся мнение - талибы выступают за создание исламского государства в пределах Афганистана, для них важен традиционный пуштунский уклад. Это «ИГИЛ» претендует на создание мирового халифата и требует от всех мусульман присягать главе организации как халифу. Так ли это?

Косвенно, с продемонстрированной идеей коррелируется и высказанный на прошлой неделе (28 июня 2023 года) во время праздничного намаза в Кандагаре «Верховным лидером» провозглашенного талибами Исламского Эмирата Афганистан Хайбатуллой Ахундзада тезисом: «Если мир говорит, что не признает систему шариата, потому что она была навязана силой, то мир ждут испытания и позор. Исламские страны, мусульмане и наши шейхи также подверглись испытанию. Нас тоже проверяют. будь стойким, не возвращайся назад, иди вперед».

В то же время на фоне заявлений «Талибана», что Исламский Эмират пытается решить экономические проблемы в стране

международные организации, в том числе Организация Объединенных Наций, продолжают выражать обеспокоенность экономическими проблемами и гуманитарным кризисом в Афганистане.

По предварительным данным, около четырех миллионов жителей страны нуждаются в неотложной гуманитарной помощи.

При этом вице-премьер по экономическим вопросам «Исламского Эмирата Афганистан» Абдул Гани Барадар Ахунд заявляет, что «иностранцы распространяют слухи об экономических проблемах в Афганистане, чтобы побудить афганцев покинуть страну».

Однако гуманитарный кризис в Афганистане очевиден. Плюс, он сопровождается, как уже говорилось выше, ростом количества случаев применения боевиками взрывных устройств в общественных местах.

Так, в период с 15 августа 2021 года по 30 мая 2023 года в результате терактов погибли около 1 тыс. гражданских лиц, а также свыше 2,5 тыс. получили ранения. Согласно данным ООН в Афганистане, значительно выросло число нападений террористов-смертников с самодельными взрывными устройствами, особенно на мечети мусульман-шиитов. В храмах погибли 368 и получили ранения 850 человек. Больше половины здесь составляют шииты, далее идут последователи суфийских тарикатов. Люди подвергались атакам в школах и других учебных заведениях, на улицах и в общественном транспорте.

Все это способствует развитию тенденции к росту миграционных потоков (в том числе неконтролируемых). Это, в свою очередь, как показала практика, приводит к ряду нежелательных последствий, о которых неоднократно говорилось и на этой площадке:

- дальнейшее проникновение участников МТО и их семей в сопредельные (и не только) государства;

- рост числа «законспирированных ячеек» различных МТО (включая «Талибан»);

- рост преступности;

- «идеологическая экспансия»;

- неконтролируемое распространение оружия, которого на территории Афганистана скопилось в огромном количестве без какого бы то ни было учета и т. д.

Безусловно, есть и вторая сторона этой проблемы. Связанная прежде всего с вопросами защиты прав человека, обеспечения безопасности жизни и здоровья беженцев.

Известный факт, что талибы систематически нарушают права человека в Афганистане. Хотели бы сделать акцент на том, что наиболее уязвимы женщины. На своей первой пресс-конференции после захвата власти талибы обещали уважать права женщин в рамках шариата, однако вскоре они ввели ряд запретов, в частности ограничение на получение женщинами образования. Газета The New York Times писала о том, как афганские женщины, протестующие против «Талибана», подвергались репрессиям.

По данным докладчика ООН по Афганистану Ричарда Беннетта, со времени возобновления власти талибов в августе 2021 года было издано более 50 указов в отношении женщин и девочек.

Например, уже в конце 2022 года был издан указ, запрещающий женщинам работать в неправительственных организациях и т. д.

По сути, ситуация выглядит таким образом, что постепенно идет возвращение к тем порядкам, которые были в Афганистане при прошлом правлении талибов.

Это правила, реально существовавшие под властью талибов, с 1996 по 2001 год. Ряд из них, обобщенных нашими итальянскими коллегами, представлен на слайде. Безусловно, что это далеко не полный перечень ограничений.

Еще одно обещание талибов было связано с организацией борьбы с производством и распространением наркотических средств. К сожалению, мы наблюдаем, что рост масштабов производства наркотиков в Афганистане и их незаконный оборот только набирают обороты.

На территории Афганистана фактически не ведется борьба с культивированием

опийного мака, изготовлением, транспортировкой и сбытом наркотиков.

В качестве отдельной проблемы выделяется тенденция к расширению выпуска синтетических наркотиков.

К сожалению, происходящее сегодня в Афганистане позволяет сделать неутешительный вывод - если на территории этой страны продолжат развиваться вышеназванные тенденции и начинается новый виток гражданской войны, где на одной стороне будут талибы, а на другой - антиталибские движения, плюс де-факто в союзе с ними террористические организации, включая ИГИЛ, «Аль-Каиду» и др., неизбежна и дестабилизация всего Центрально-Азиатского региона».

Продолжая сотрудничество с профильными структурами Организации Объединенных Наций, НИИПБ СНГ проведет самостоятельный анализ материалов состоявшихся национальных консультаций, направив соответствующие выводы и рекомендации в КТУ ООН и Региональный Центр ООН по Превентивной Дипломатии для Центральной Азии, которые планируют реализовать четвертый этап проекта «На пути к всеобъемлющему осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций в Центральной Азии - Фаза IV» до конца 2024 года.

В рамках данной фазы структуры, вовлеченные в проект, под эгидой ООН и при координации ее профильных подразделений продолжат оказывать поддержку государствам-членам в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в странах Центральной Азии.

Особо следует акцентировать внимание на том, что на протяжении реализации всех фаз проекта организаторы предоставляют возможность участвовать в создании и реализации общественно значимых стратегий в борьбе с терроризмом институтам гражданского общества, которые в последнее время играют все более ключевые роли во многих общественно значимых областях:

экономическая сфера, социальная, политическая, научная и т. д.

В международных политических и правовых документах термин «гражданское общество» употребляется, как правило, в значении «третий сектор общества», наряду с государством и бизнесом. Рассматривая гражданское общество таким образом, часто выделяют его следующие признаки:

- определенная совокупность граждан (подданных), объединенных необходимостью взаимного удовлетворения частных интересов в правовом государстве;

- система общественных отношений, находящихся вне непосредственного воздействия и контроля со стороны государственной власти;

- сфера самовыражения лиц, обладающих необходимыми для этого свободой и равенством [8].

Исходя из данных признаков, мы говорим о важности деятельности неправительственных организаций как основ современного гражданского общества в странах с демократическим устройством. Так, анализ современной обстановки четко показывает тенденции к улучшению качества жизни граждан в странах, где некоммерческие организации частично берут на себя функции, ранее выполняемые исключительно правительственными учреждениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показательным примером могут служить результаты исследования Университета Джонса Хопкинса по определению доли некоммерческого сектора в ВВП разных стран. Согласно его данным, вклад в экономику некоммерческого сектора Канады составил 8,1%, Израиля 7,1%, что обеспечило неоспоримое лидерство 2 стран из 16 обследованных. Во Франции вклад некоммерческого сектора в ВВП страны на момент исследования составил 4,7%, Бразилии - 4,4%, Киргизии - 2,3%.

Исследование бесспорно подтверждает факт значительной роли НКО (как части гражданского общества) в росте экономического сектора, влияния институтов гражданского

общества на развитие стран, показывая их актуальность и перспективу развития.

Стоит отметить появление большого количества неправительственных организаций и современных социальных движений за последние 20 лет. Это безусловно показывает, что гражданское общество стало трактоваться как ключевое направление стратегических действий по формированию альтернативного социального и мирового порядка.

В рамках ООН первым местом, где институты гражданского общества приняли участие в официальных дискуссиях, стал Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Уже в 1945 году, сразу после создания организации, совет предоставил консультативный статус 41 НКО, к 1992 году более 700 НПО получили консультативный статус, и с тех пор их число неуклонно растет. Сегодня насчитывается более 6000 организаций, которые могут излагать свою позицию и участвовать в обсуждении возникающих проблем на указанной международной площадке [9].

Позитивным моментом на уровне обеспечения международной безопасности является и то, что даже в такой сфере, как борьба с терроризмом и экстремизмом, институты гражданского общества играют все более возрастающую роль. Во многом это обусловлено позицией КТУ ООН, которое также признает важность расширения партнерских отношений и плотного сотрудничества с институтами гражданского общества, регулярно привлекая их к участию в международных мероприятиях, при реализации своих пяти основных функций:

- обеспечение руководства в вопросах выполнения контртеррористических мандатов Генеральной Ассамблеи, вверенных Генеральному секретарю в рамках системы ООН;

- повышение координации и согласованности действий структур, участвующих в Глобальном договоре ООН по координации контртеррористической деятельности, в целях сбалансированного осуществления четырех компонентов Глобальной контртеррористической стратегии;

- повышение эффективности помощи, предоставляемой ООН государствам-членам в деле укрепления контртеррористического потенциала;

- освещение контртеррористической деятельности ООН, проведение информационно-просветительской работы и осуществление мобилизации ресурсов;

- обеспечение должного внимания вопросам борьбы с терроризмом в деятельности всей системы ООН и осуществление важной работы по предупреждению насильственного экстремизма в строгом соответствии со Стратегией [10].

Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ, принимая активное участие в антитеррористических мероприятиях КТУ ООН, рассматривает эту деятельность как одну из перспективных форм обеспечения национальной и региональной безопасности, позволяющей решать целый комплекс задач, зачастую недоступных международному сообществу при организации взаимодействия с национальными правительствами:

- получение объективной информации по линии взаимодействия с неправительственным сектором, отражающей в том числе неофициальную позицию определенных социальных (в том числе политических) групп;

- преодоление официальных (в том числе протокольных) барьеров при проведении исследовательской работы;

- возможность внедрения и использования новых методик, требующих для государственных структур определенных процедур согласования и утверждения;

- привлечение более широкого круга ученых и экспертов, являющихся высококвалифицированными специалистами в конкретных областях, но по тем или иным причинам не задействованных в исследовательской деятельности;

- большая мобильность при проведении полевых исследований и т. д.

Особое место, на наш взгляд, принадлежит институтам гражданского общества

и при решении задач, стоящих перед Сетью раннего оповещения (Early Warning Network), созданной ООН в рамках «Системы предупреждения и предотвращения угроз в сфере безопасности», являющейся интегрированной системой мониторинга ситуации в области безопасности, прогнозирования, предугадывания, оценки рисков, коммуникации и обеспечения готовности, которая позволяет правительствам, соответствующим правоохранительным органам и другим заинтересованным сторонам принимать своевременные меры по снижению риска и негативных последствий до наступления опасного события [11].

Изначально методика раннего оповещения была создана для предотвращения природных катаклизмов, затем стала применяться для предотвращения угроз в области безопасности. В основном речь шла об оценке политических и экономических угроз и тенденций на региональном или национальном уровнях.

Применительно к ситуации вокруг Афганистана используется три группы критериев:

- развитие внутренней ситуации в Афганистане;

- восприятие обществом Центральной Азии радикальных идей посредством онлайн-пропаганды - социальные сети, СМИ, ютюб-каналы;

- деятельность джихадистских группировок и подпольных групп, международной джихадистской сети в регионе - в самом Афганистане и в странах Центральной Азии.

Если первый и третий критерии в основном базируются на анализе информации, получаемой из национальных государственных источников (включая данные специальных служб и правоохранительных органов, государственных СМИ и т. д.), то объективность работы по второму критерию, на наш взгляд, невозможна без участия институтов, не связанных с государственной оценкой. Кроме того, восприятие местным населением представителей гражданского общества

в большинстве стран Центральной Азии, в том числе в силу исторических традиций, несколько иное. Именно рассматриваемые институты могут получить более реалистичную картину и подвергнуть ее научной обработке без использования определенных устоявшихся «штампов» или, в отдельных случаях, «заказов», совпадающих с официальной версией происходящего. Это,

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Резолюции 1373 (2001) и 1624 (2005) Совета Безопасности ООН.

2. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/un/ ргосЫе_ргодгатту_^гдапу_ооп/1603231/ (дата обращения: 10.08.2023).

3. Воронков В. И. Обращение к участникам Международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: опыт СНГ» // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 2, 2022. - С. 12-13.

4. Комплексная безопасность критически важной инфраструктуры: опыт СНГ / под общ. ред. Н. В. Ступакова. - М.: ИД «Неолит», 2020. - 138 с.

5. Письмо Департамента новых вызовов и угроз МИД России от 10.11.2022 № 10311/ днв // НИИПБ СНГ. Дело № 6. С. 86.

6. Письмо РЦПДЦА от 27.06.2023 L № 011/2023 // НИИПБ СНГ. Дело № 6. С. 126.

7. https://spi-cis.ru/meropnyatia/uchastie-v-meropriyatiyakh/27-30-iyunya-2022-goda-v-stambule-turetskaya-respublika-zamestitel-

в свою очередь, при организации должного взаимодействия институтов гражданского общества с профильными структурами ООН и иных международных организаций, занимающихся вопросами оценки и прогнозирования угроз безопасности в регионе, может дать максимально эффективный результат для принятия решений в рамках поставленных на международном уровне задач.

direktor-niipb-sng-artem-grachev-prinyal-uchas-tie-v-meropriyatiyah-po-zapusku-seti-rannego-opovescheniya-v-oblasti-kontrterrorizma-dlya-tsentralnoj-azii-organizovannyh-profilnymi-stru-601.

8. Ильичева М. В. Государство и институты гражданского общества: цифровая доминанта: монография. - М.: Издательство «Проспект», 2022. - 176 с.

9. http://csonet.org/?menu=30 (дата обращения: 10.08.2023).

10. https://www.un.org/counterterrorism/ru/ about (дата обращения: 09.08.2023).

11. Презентация КТУ ООН в рамках региональных консультаций «Сети раннего оповещения в области контртерроризма для Центральной Азии - национальный компонент», июль 2023 года.

12. 14-й доклад Группы мониторинга в соответствии с Резолюцией 2665 (2022) Совета Безопасности ООН, касающейся движения «Талибан» и других связанных с ними лиц и организаций, представляющих угрозу миру, стабильности и безопасности Афганистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.