Научная статья на тему 'Взаимодействие институтов гражданского общества и прокуратуры'

Взаимодействие институтов гражданского общества и прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3744
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / COLLABORATION / VIOLATION OF HUMAN RIGHTS / LEGALITY / PUBLIC ADVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галкин Александр Георгиевич, Каинов Александр Сергеевич

В статье отмечается, что надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выступает самостоятельным видом прокурорской деятельности. Для ее эффективного осуществления прокуратура привлекает институты гражданского общества. Анализ взаимодействия надзорного ведомства с общественными объединениями, специализирующимися на защите прав человека, показал, что на практике выделяются разнообразные формы сотрудничества, в частности: совместное проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам укрепления законности и правопорядка; информирование населения о роли прокуратуры и институтов гражданского общества в защите прав и свобод человека и гражданина, о состоянии законности в стране и принимаемых мерах по ее укреплению; правовое просвещение населения в виде консультаций, лекций, бесед, правовых викторин о правах, обязанностях, ответственности за правонарушения, в т.ч. посредством размещения разъяснений законодательства в СМИ; участие в судебных разбирательствах по уголовным и гражданским делам; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях обеспечения, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; совместное расследование нарушений прав человека институтами гражданского общества и прокуратурой. Для достижения общих целей и задач, стоящих перед государством и гражданским обществом, в ряде регионов органами прокуратуры заключаются соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с институтами гражданского общества. В статье отдельное внимание автор уделяет общественным советам, формируемым при прокуратурах, как форме оказания содействия органам прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законодательства в определенной сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галкин Александр Георгиевич, Каинов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of institutions of civil society and the prosecutor’s office

It is registered in the article, that a supervision after the observance of rights and freedoms of person and citizen comes forward the independent type of public prosecutor’s activity. For its effective realisation, the office of public prosecutor attracts the institutions of civil society. The analysis of cooperation of supervisory department with the public associations specialised on the protection of human rights showed that the various forms of collaboration are distinguished in practice, in particular: joint realisation of research and practice conferences, seminars, «round» on questions of strengthening of legality and law and order table; informing of population of role of office of public prosecutor and institutions of civil society in the protection of rights and freedoms of person and citizen, about the state of legality in a country and accepted measures on its strengthening; legal inlightening of population as consultations, lectures, conversations, legal quizzes about rights, duties, responsibility for offences, including by means of placing of elucidations of legislation in mass medias; participating in judicial trials on criminal and civil cases; realisation of anticorruption examination of normative legal acts for providing, custody and protection of rights, freedoms and legal interests of citizens and organisations; joint investigation of violations of human rights by the institutions of civil society and office of public prosecutor. For the achievement of general goals and tasks, the state and civil society face agreements which consist the organs of office of public prosecutor concerning co-operating and collaboration with the institutions of civil society in a number of regions. Special attention in the article is paid by the author to the public advices formed at the offices of public prosecutor, as forms of rendering assistance to the organs of office of public prosecutor when realising supervision after execution of legislation in the certain sphere of activity.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие институтов гражданского общества и прокуратуры»

УДК 3471 ; 347.963

Галкин Александр Георгиевич

доктор исторических наук, профессор Кубанский государственный аграрный университет

[email protected]

Каинов Александр Сергеевич

прокуратура Краснодарского края, г. Краснодар [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОКУРАТУРЫ

В статье отмечается, что надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выступает самостоятельным видом прокурорской деятельности. Для ее эффективного осуществления прокуратура привлекает институты гражданского общества. Анализ взаимодействия надзорного ведомства с общественными объединениями, специализирующимися на защите прав человека, показал, что на практике выделяются разнообразные формы сотрудничества, в частности: совместное проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам укрепления законности и правопорядка; информирование населения о роли прокуратуры и институтов гражданского общества в защите прав и свобод человека и гражданина, о состоянии законности в стране и принимаемых мерах по ее укреплению; правовое просвещение населения в виде консультаций, лекций, бесед, правовых викторин о правах, обязанностях, ответственности за правонарушения, в т.ч. посредством размещения разъяснений законодательства в СМИ; участие в судебных разбирательствах по уголовным и гражданским делам; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях обеспечения, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; совместное расследование нарушений прав человека институтами гражданского общества и прокуратурой. Для достижения общих целей и задач, стоящих перед государством и гражданским обществом, в ряде регионов органами прокуратуры заключаются соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с институтами гражданского общества. В статье отдельное внимание автор уделяет общественным советам, формируемым при прокуратурах, как форме оказания содействия органам прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законодательства в определенной сфере деятельности.

Ключевые слова: сотрудничество, нарушение прав человека, законность, общественный совет.

Согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», самостоятельным видом прокурорской деятельности выступает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Данная разновидность надзора весьма широка и многогранна. Поэтому для ее эффективного осуществления во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» прокуратура привлекает различные институты гражданского общества, специализирующиеся на защите прав человека.

Этим правовым документом прокуратуре предписывается активным образом взаимодействовать с общественными объединениями, рассматривать разъяснение законодательства как деятельность, осуществляемую с целью правового просвещения граждан, в т.ч. при взаимодействии с различными общественными институтами, и считать ее неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений. При этом эффективность такого взаимодействия возможна при условии, что действия одной стороны сообразуются с потребностями и интересами другой без причинения вреда друг другу.

Формы и способы взаимодействия прокуратуры и институтов гражданского общества могут быть самими разнообразными.

1. Совместное проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам укрепления законности и правопоряд-

ка. Данная форма достаточно широко используется на практике. В каждом регионе ежегодно проводятся подобные мероприятия, приуроченные к обсуждению проблем взаимодействия общественности и прокуратуры в борьбе с коррупцией, исполнения законодательства в сфере ЖКХ, здравоохранения, социальной защиты, образования, трудовой занятости, рассматриваются возможные пути их решения, вырабатывается план совместных действий по устранению недостатков.

2. Информирование населения о роли прокуратуры и институтов гражданского общества в защите прав и свобод человека и гражданина, о состоянии законности в стране и принимаемых мерах по ее укреплению. В прокуратурах существует должность старшего помощника прокурора, ответственного за связи с общественностью, который обязан информировать общественность о деятельности прокуратуры, создавать положительный имидж органов и учреждений прокуратуры. Именно данное должностное лицо выступает связующим звеном между правозащитными организациями, СМИ и прокуратурой [7].

3. Правовое просвещение населения в виде консультаций, лекций, бесед, правовых викторин о правах, обязанностях, ответственности за правонарушения, в т.ч. посредством размещения разъяснений законодательства в СМИ. Причем пропаганда, направленная на повышение правовой грамотности и культуры населения, осуществляется не только среди несовершеннолетних, молодежи, детей-сирот, инвалидов, но и осужденных, лиц,

246

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 5, 2016

© Галкин А.Г., Каинов А.С., 2016

Взаимодействие институтов гражданского общества и прокуратуры

заключенных под стражу, представителей общественных организаций.

4. Совместное расследование нарушений прав человека институтами гражданского общества и прокуратурой [5, с. 85-86]. Общественные организации обладают огромным потенциалом реагирования на факты нарушений прав человека, выражающиеся в применении пыток, жестокого обращения, неприкосновенности частной жизни, жилища, незаконного лишения свободы и т.д. Данные общественные структуры осуществляют сбор и анализ первичной информации о нарушениях прав человека, подготавливают отчеты и доводят их содержание до общественности, органов государственной власти и международных организаций, проводят акции протеста (демонстрации, митинги и т.д.), создают структурные сети некоммерческих обществ правозащитного характера. Как правило, факты нарушений прав человека выявляются при осуществлении общественного контроля, анкетирования, телефона «горячей линии» и т.д. Поэтому в ряде регионов в целях повышения эффективности подобных расследований органами прокуратуры заключаются соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с институтами гражданского общества. Примером могут выступать соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между прокуратурой Томской области и профсоюзами [4], прокуратурой Калининградской области и Калининградской региональной общественной организацией по поддержке в формировании полноценной среды жизнедеятельности человека «СОЮЗ МАТЕРЕЙ» [2] и др. Данная форма взаимодействия весьма эффективна. По инициативе общественных организаций могут подниматься проблемы, связанные с нарушением прав детей, прав граждан на труд, соблюдением условий охраны труда и др. Сообщая о факте нарушений, институты гражданского общества способствуют органам прокуратуры и иным правоохранительным структурам в обеспечении законности и правопорядка. Однако такие соглашения о взаимодействии и сотрудничестве заключены не во всех регионах России.

5. Участие в судебных разбирательствах по уголовным и гражданским делам является важнейшим направлением взаимодействия правозащитных организаций и прокуратуры. Однако участие представителей общественных объединений в уголовном процессе существенно ограничено, поскольку представитель правозащитной организации по закону не уполномочен обеспечивать квалифицированную юридическую помощь своему подзащитному на предварительном следствии и в суде по уголовным делам. Его основное назначение заключается в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов подозреваемого, обвиняемого или подсудимого во взаимоотношениях с правоохрани-

тельными органами. Более того, института «общественный защитник» в действующем УПК РФ как такового нет. Вместе с тем, внимательный анализ ст. 49 УПК РФ дает основание полагать, что в соответствии с принятым судебным решением в качестве защитника могут быть допущены не только адвокаты, но и иные лица, о допуске которых ходатайствует обвиняемый, в т. ч. представители правозащитной организации. Зачастую представители правозащитной организации, как и адвокаты, являются юридически грамотными людьми. Однако правом на оказание квалифицированной юридической помощи обладает только адвокатура, что подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации [6]. В связи с этим на практике многие правозащитные общества нашли следующий выход из такой ситуации: привлекли к участию в процессе адвокатов, являющихся членами правозащитной организации, либо сотрудничающих с ними на возмездной основе.

Институты гражданского общества в лице общественных организаций и прокуратура принимают участие в судебном разбирательстве, представляя интересы одного и того же участника процесса, либо защищая права и свободы противоположных сторон. В первом случае они находятся в тесном взаимодействии, что выражается, прежде всего, в совместном обсуждении правовой позиции по делу, согласовании процессуальных действий (заявлении ходатайств, представлении доказательств и т.д.). Участие институтов гражданского общества и прокуратуры в качестве процессуальных соперников не меняет форму взаимодействия: их интересы должны совпадать в части выявления нарушений закона, ошибок в правоприменительной деятельности. Однако так бывает не всегда.

6. Привлечение институтов гражданского общества к правотворческой деятельности. Институты гражданского общества наряду с органами прокуратуры могут проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов в целях обеспечения, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Такое право предоставляется им статьей 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Справедливости ради следует отметить, что данная форма взаимодействия встречается на практике. В частности, Приволжская транспортная прокуратура в 2015 году приглашала институты гражданского общества, граждан и независимых экспертов к проведению совместной антикоррупционной экспертизы проекта Правил внутреннего трудового распорядка работников Приволжской транспортной прокуратуры [3].

7. Иные совместные мероприятия органов прокуратуры и институтов гражданского общества.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2016

247

В настоящее время в целях усовершенствования обратной связи между гражданским обществом и прокуратурой при последних формируются различные общественные советы. Это могут быть Общественный совет по взаимодействию с правозащитными и иными общественными организациями (прокуратура г. Москвы), Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса (прокуратура Свердловской области) и др. Основной целью деятельности данных общественных советов является оказание содействия органам прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законодательства в определенной сфере деятельности, организации и проведении проверочных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений действующего законодательства.

При прокуратуре Краснодарского края на основании распоряжения прокурора края от 29 июля 2011 г. № 119/р функционирует Общественный совет по защите прав субъектов предпринимательства. В работе данного совета принимают участие представители органов законодательной и исполнительной власти края, представители предпринимательского сообщества, общественных организаций таких, как Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», некоммерческого партнерства «Краснодарская краевая гильдия рынков», Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и др.

Полученная информация от бизнес сообщества нередко является поводом для проведения прокурорских проверок, в ходе которых выявляются различные нарушения, выражающиеся в нарушении сроков проведения контрольных мероприятий со стороны территориальных органов государственного контроля, истребовании излишних документов, отсутствии оснований для проведения проверочных мероприятий, проведение проверки под видом административного расследования без издания соответствующего распоряжения и извещения и т.д.

Органы прокуратуры могут тесно взаимодействовать с гражданским обществом посредством общественных палат, что регламентируется соответствующим соглашением о взаимодействии и сотрудничестве. Данным документом, как правило, предусматриваются такие формы совместной деятельности, как участие сотрудников прокуратуры в заседаниях общественных палат, работе ее постоянных и временных комиссий и рабочих групп, участие в общественных обсуждениях, проводимых общественной палатой, совместные мероприятия по вопросам правового просвещения с целью формирования высокой правовой культуры населения, привития гражданам уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добро-

совестности, а также преодоления правового нигилизма в обществе; участие в научно-практических конференциях, семинарах и иных мероприятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время институты гражданского общества и прокуратура находятся в тесном взаимодействии. Как показывает практика, мероприятия, проводимые органами прокуратуры с привлечением институтов гражданского общества, вызывают у граждан повышенный интерес [1, с. 35], влияют на имидж страны не только в глазах гражданского общества, но и в глазах зарубежных коллег. Взаимодействие прокуратуры с институтами гражданского общества имеет важное значение для информационного обеспечения деятельности этих структур, накопления и распространения опыта в правоприменительной сфере. Поэтому в целях совершенствования взаимодействия с институтами гражданского общества прокуратура должна более активно использовать возможности хорошо зарекомендовавших себя структур гражданского общества и пытаться искать новые, более эффективные формы сотрудничества.

Библиографический список

1. Лаптева О.А. Взаимодействие прокуратуры с общественными объединениями и институтами гражданского общества // Законность. - 2014. -№ 6. - С. 32-35.

2.ОфициальныйсайтпрокуратурыКалининград-ской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prokuratura39.ru/public-organizations/ item/3871-prokuratura-kaliningradskoy-oblasti-i-kaliningradskaya-regionalnaya-obschestvennaya-organizatsiya-po-podderzhke-v-formirovanii-polnotse-nnoy-sredyi-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-soyuz-materey-podpisali-soglashenie-o-sotrudnichestve-i-vzaimodeystvii.html (дата обращения 13.05.2016).

3. Официальный сайт Приволжской транспортной прокуратуры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ptproc.ru/ru/63/154/?a=entry. show&nid=1095 (дата обращения 13.05.2016).

4. Официальный сайт прокуратуры Томской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prokuratura.tomsk.gov.ru/pravovoe_ prosvescenie/vzaimodejstvie_s_obscestvennwmi_ organizacijami/ (дата обращения 13.05.2016).

5. Пантелеев Б.Н. Взаимодействие органов российской прокуратуры с общественностью и средствами массовой информации (правовые и организационные аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 168 с.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агент-

248

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 5, 2016

Эволюция понятия «Открытое правительство» в Российской Федерации

ство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2007. - № 1.

7. Саркисов В.И. Некоторые вопросы взаимодействия прокуратуры и правозащитных и иных

общественных организаций в области защиты прав человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advo24.ru/publications/article4.php (дата обращения 14.05.2016).

УДК 342.951 ; 321

Захаревич Дмитрий Александрович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), г. Нижний Новгород

[email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время процесс формирования «Открытого правительства» в Российской Федерации нуждается в восполнении понятийно-терминологических пробелов. В статье проводится анализ сложившихся теоретических подходов к определению термина «Открытое правительство», в частности, рассматривается эволюция понятия «Открытое правительство» в официальных выступлениях высших должностных лиц и материалах заседаний рабочих групп по вопросам формирования «Открытого правительства», анализируются причины многообразия трактовок данного термина в Российской Федерации. Автор исследует различные интерпретации данного понятия, которые оказали влияние на развитие и восприятие обществом концепции открытого государственного управления, а также объясняет отсутствие единых подходов к его трактовке. На основе анализа сущности и содержания зарубежной концепции «Open government» сформирована авторская позиция определения данной категории. Автор обосновывает необходимость рассмотрения «Открытого правительства» с точки зрения политико-доктринальной сущности исследуемого явления и, впервые в отечественной науке, с точки зрения административного права. Делается вывод о необходимости принятия рамочного нормативного правового акта, закрепляющего определение «Открытого правительства», его структуру, цели, задачи и механизмы.

Ключевые слова: «Открытое правительство», «большое правительство», государство, общество, государственное управление, концепция/доктрина государственного управления, органы исполнительной власти, взаимодействие органов власти и граждан.

Одной из основных проблем реализации системы «Открытое правительство» в России является отсутствие единообразного понимания термина «Открытое правительство» в отечественной науке и практике. Во многом данная проблема обусловлена отсутствием официально закрепленной дефиниции в нормативных правовых актах, что способствует неоднозначному восприятию данного явления каждым участником общественного диалога.

В Российской Федерации термин «Открытое правительство» вошел в оборот в результате дословного перевода английского словосочетания «Open government» на русский язык. Однако стоит отметить, что английское понятие «government» гораздо шире понятия «правительство» (как органа исполнительной власти) в русском языке, и включает в себя помимо данного определения такие значения, как «государство», «управление», «власть». В частности, в западных странах концепция «Open government» предусматривает создание новых форм и методов организации государственного управления, а не конкретной управленческой структуры. В связи с этим этимологически название концепции было бы точнее перевести на русский, как «открытое государственное управление», подразумевающее использование механизмов обеспечения открытости власти и вовлечения граждан в организации и осуществлении публичного адми-

нистрирования. Аналогичное употребление слова «government» в значении «правительство» использовалось и при разработке отечественной концепции, так называемого «Electronic government» или «E-government», более известной как «Электронное правительство», поэтому, думается, немаловажную роль в русскоязычной адаптации термина «Open government» сыграла аналогия перевода реализующейся в России концепции «Электронное правительство».

Необходимо отметить, что в официальной коммуникации термин «Открытое правительство» стал использоваться не сразу. Впервые на официальном уровне данный термин был употреблен в выступлении В.В. Путина в Государственной Думе Российской Федерации с отчетом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 г. В своем выступлении Председатель Правительства Российской Федерации упомянул о применении концепции «Открытое правительство», основанной на вовлечении граждан в работу институтов государственной власти, в практике государственного управления развитых зарубежных стран и высказал мнение о целесообразности поощрения гражданской работы, учета предложений, советов и рекомендаций независимых народных экспертов, даже несмотря на возможные трудности в виде снижения темпов работы государственных институтов [3].

© Захаревич Д.А., 2016

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 5, 2016

249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.