Научная статья на тему 'Взаимодействие институтов гражданского общества и полиции в решении общественно значимых задач'

Взаимодействие институтов гражданского общества и полиции в решении общественно значимых задач Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2550
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПОЛИЦИИ / INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / STRUCTURAL ELEMENTS OF SOCIAL DEVELOPMENT / PROCESS OF INTERACTION / SOCIAL MECHANISM OF COOPERATION BETWEEN CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS AND POLICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Половинкин Валерий Анатольевич

Автор акцентирует внимание на социальном механизме взаимодействия субъектов общественных отношений: институтов гражданского общества и полиции. Определяются роль и значение полиции в развитии общественных отношений, процесс социального взаимодействия институтов гражданского общества и полиции в решении общественно значимых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of Civil Society Institutions and Police in Solving Socially Significant Problems

The article focuses on the social mechanism of the interaction of public relations actors: institutions of civil society and police. The role and importance of police in the development of public relations, the process of social cooperation between civil society institutions and police in solving socially significant problems are discussed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие институтов гражданского общества и полиции в решении общественно значимых задач»

СОЦИОЛОГИЯ

В. А. Половинкин

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПОЛИЦИИ В РЕШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ

Автор акцентирует внимание на социальном механизме взаимодействия субъектов общественных отношений: институтов гражданского общества и полиции. Определяются роль и значение полиции в развитии общественных отношений, процесс социального взаимодействия институтов гражданского общества и полиции в решении общественно значимых задач.

Ключевые слова: институты гражданского общества, правоохранительные органы, структурные элементы общественного развития, процесс взаимодействия, социальный механизм взаимодействия институтов гражданского общества и полиции.

V. Polovinkin

Cooperation of Civil Society Institutions and Police in Solving Socially Significant Problems

The article focuses on the social mechanism of the interaction ofpublic relations actors: institutions of civil society and police. The role and importance of police in the development of public relations, the process of social cooperation between civil society institutions and police in solving socially significant problems are discussed.

Keywords: institutions of civil society, law enforcement agencies, structural elements of social development, process of interaction, social mechanism of cooperation between civil society institutions and police.

Современные проблемы модернизации мотивациями, социальными предпочтения-

системы общественных отношений не мо- ми и ориентациями в общественном раз-

гут быть решены без усиления внимания витии, какие присущи всем гражданам

государства и институтов гражданского об- России.

щества к соблюдению правопорядка, пресе- В современной России в последние годы

чения различных видов преступной дея- сложилась ситуация, когда до 15% экономи-

тельности и девиантного поведения граж- чески активного населения не смогли найти

дан. Однако в общественном сознании де- работу по специальности, обеспечивающую

лаются попытки сформировать образ госу- достойный уровень и качество жизни, а 20-

дарства, его органов управления и, прежде 25% населения проживает на грани так на-

всего, полиции как органа насилия над гра- зываемой черты бедности. В ряде регионов

жданами. При этом совершенно упускается страны безработица среди молодежи дости-

из виду, что сотрудники полиции являют- гает 40-50% и почти столько же — молодых

ся такими же гражданами, с такими же специалистов, неудовлетворенных своим

положением в обществе, испытывающих отчужденность от общественных процессов и готовых при определенных условиях прибегнуть к деятельности, по своей сути криминальной.

Во многом преодоление этих негативных явлений, способствующих асоциальному поведению значительной группы населения страны, возможно при формировании и развитии институтов гражданского общества, основная деятельность которых связана не только с борьбой за свободу слова, достоинство человека — гражданина, но и с модернизацией политической, экономической и социальной системы государства. Несомненно, эта деятельность сталкивается с препятствиями — с коррупцией, рэкетом, с отмыванием грязных денег, с вымогательством, то есть со всем тем, что принято называть организованной преступностью.

Масштабность и многоаспектность преступной деятельности, отставание законодательства от реальных ситуаций в противодействии преступности не позволяют правоохранительным органам в полном объеме реализовать свои задачи по обеспечению общественной безопасности. И одна из важнейших причин состоит в отсутствии социального взаимодействия полиции и институтов гражданского общества.

Основания для такого взаимодействия имеются в Законе РФ «О безопасности», в котором безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей граждан, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства.

Сложившаяся проблемная ситуация в обществе объективизирует необходимость формирования социального механизма взаимодействия полиции и институтов гражданского общества.

Постановка проблемы общественного развития практически всегда начинается с определения цели, которая предполагает формализацию социально-экономических, организационно-правовых, социально-психологических рычагов и инструментов ее достижения. Цели отражают не только ценности общества, социальных групп, отдельных индивидов, но также и возможности, и конкретные обязательства, и средства, и ресурсы.

В последние годы все чаще декларируются цели повышения качества жизни населения, которое представляет собой комплекс характеристик жизнедеятельности и жизнеспособности с оценкой физического состояния, социально-психологического

благополучия, социальных отношений и функциональных способностей государства обеспечить их достижение.

Многообразие сфер, затрагиваемых в проблеме повышения качества жизни населения, позволяет утверждать, что одновременно необходимо решать задачи здоровья, досуга, занятости, образования, профессионального и социального роста и зрелости, защищенности прав и свобод, экологии общественной среды и среды обитания человека, его физической и экономической безопасности. Причем, безопасность жизнедеятельности и жизнеспособности человека в составе постановочных задач является, по нашему мнению, приоритетной. И одна из причин такого положения — социальная напряженность в обществе, вызванная ростом теневой экономики, организованной преступности, коррупцией и т. д.

Функционирование теневой экономики 20 лет назад, как и функционирование современных предприятий и организаций по всякого рода «серым» схемам, влечет за собой дальнейшую социальную дифференциацию, связанную с участием человека и социальных групп в получении доходов от преступной деятельности. Социальные группы формируются в настоящее время по трем укрупненным признакам: по уровню

материального благосостояния, социального престижа и принадлежности к политической и административно-хозяйственной элите общества; по вероятному вектору изменения своего социального статуса — улучшения, ухудшения, стабильности материального дохода; по уровню вовлечения в криминальную деятельность.

Данные социальные группы вступают друг с другом в различные общественные отношения: противоборство, уклонение,

приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

Л. С. Выготский предполагал, что «социальная ситуация развития общественных отношений охватывает весь сложный комплекс взаимодействующих между собой внешних и внутренних, объективных и субъективных, личностных и общественных, социально психологических и поведенческих актов» [1]. Однако социальная ситуация в современном обществе, по нашему мнению, не может сводиться к поведенческим моментам, а характеризуется совокупностью условий общественного развития, социальной среды и во многих случаях возникает в процессе взаимодействий человека, социальных групп в решении общественно значимых задач. При подобном взаимодействии каждая конкретная личность, каждая конкретная социальная группа воспринимается не как пассивный субъект общественных отношений, а как его зеркальное отображение. Посредством

взаимодействия человека с другим лицом «обнаруживается его родовая сущность, проявляется социальная природа» [6, с. 62].

Эта система связей людей и общественных отношений связана с формирующимся и развивающимся гражданским обществом и с его институтами, а также с органами го -сударственного управления, обеспечивающими свободу волеизъявления и безопасности. Расширение социального взаимодействия субъектов общественных отношений не только раздвигает рамки возможностей развития всех лучших качеств личности, но и

создает предпосылки для более активного участия социальных групп в развитии институтов гражданского общества и системы обеспечения общественной безопасности во взаимодействии с полицией.

Можно констатировать, что социальное взаимодействие полиции и институтов гражданского общества включает в себя: 1) мотивационно-целевой элемент, в частности, обеспечение безопасности жизнедеятельности и жизнеспособности людей за счет системной борьбы с преступностью; 2) морально-психологический элемент, реализуемый в виде настойчивости, активности, целенаправленности совместных действий по борьбе с преступностью; 3) социальноориентированный элемент, состоящий в желании добиваться целей по обеспечению уровня и качества жизни за счет ликвидации теневой экономики, «серых» схем деятельности, борьбы с коррупцией, с воровством и мошенничеством; 4) предметнодеятельностный элемент, связанный с приобретением знаний, опыта, методов профессионального и общественного противодействия различным видам преступной деятельности; 5) духовно-нравственный элемент, связанный с воспитанием моральнонравственного облика человека, чувства ответственности перед обществом, активной гражданской позиции; 6) элемент общедоступной концентрации усилий и средств по противодействию различным видам преступной деятельности; 7) элемент социальной справедливости и социальной ответственности перед обществом; 8) элемент дис-семинации, предполагающий формирование единого социокультурного пространства, в котором разнообразные профессиональные и общественные практики являются открытыми и доступными.

Предметно-созерцательная деятельность институтов гражданского общества, пожалуй, впервые может решать достаточно сложную задачу общественного развития, а именно — человека, обладающего индивидуальной активностью, способного во вза-

имодействии с другими людьми создавать социальную среду, в которой нет места для проявления фактов преступной деятельности, человека, способного также стать непосредственным участником формирования социального единства, основы организации жизни общества, которая ставит в качестве приоритетной интересы социума, а не индивида.

М. С. Каган писал: «Сложившуюся ситуацию можно сегодня осмыслить с позиции теории систем, которая объясняет, что жизнеспособность всякой сложной, функциональной и развивающейся системы зависит от того, в какой мере согласуются ее интересы как целостности и интересы каждого компонента этого целого, ибо их рассогласование и подавление одной группы интересов другой группой ведет либо к окостенению системы и вырождению, либо к ее саморазрушению» [3, с. 387-388].

Социальные группы, объединенные в институты гражданского общества, воздействуют не только на разобщенных индивидов и малые социальные группы, а также и на органы государственного управления, в частности, на деятельность полиции, и на самих себя. Приоритетность объединения граждан в институты гражданского общества заключается в их сплоченности и способности вести диалог и добиваться своих целей общественного развития.

Необходимо отметить, что институты гражданского общества в некоторых странах Европы преследуют в качестве основной цели возможность добиться перераспределения ресурсов и властных полномочий в свою пользу и стремятся ограничить власть элит, сложившихся и ставших традиционными. Социальный посыл при этом формулируется как борьба с бюрократизацией общественных отношений и с коррупцией. Если предположить, что борьба с этими фактами общественной жизни является прерогативой только полиции, то наблюдается некий «водораздел», при котором, с одной стороны, — полиция, а с дру-

гой, — гражданские институты. Подобное разделение ярко показано Я. И. Гилинским, который писал, что в сознании граждан сформировался стереотип восприятия правоохранительных органов, характеристиками которых стали: абсолютная незащищенность от физического насилия — 65,7% респондентов; опасение полиции — 48,6% респондентов; опасение преступников — 40,9% респондентов [2, с. 430]. То есть граждане начали бояться представителей правоохранительных органов больше, чем преступников. В условиях трансформации правоохранительных органов, проведенных в 2011 году реформ повышение роли полиции было обусловлено макросоциальными условиями общественного развития, потребностями включения граждан в борьбу со всеми проявлениями и фактами преступной действительности, с оценкой социальнотипической позиции полиции в развитии институтов гражданского общества, в формировании понимания того, что работники полиции являются прежде всего гражданами, для которых важны сложившиеся ценности и нормы развития общественных отношений.

Пожалуй, новая роль полиции в общественном развитии соотносится с формированием гражданственности и с гражданской активностью. В современной интерпретации это — субъект, член гражданского общества, имеющий права и обязанности, адекватные его развитию. Граждане тем самым являются субъектами демократического развития, его активными членами, а гражданские права — это, прежде всего, права по закону, которые даются всем гражданам независимо от национальной, профессиональной и статусной принадлежности и гарантированы Конституцией РФ.

Применительно к любой личности и к социальным группам данное понятие находит свое выражение в терминах «гражданское сознание» и «гражданское поведение». Они формируются в процессе социализации и зависят, как нам представляется, от мно-

жества факторов, среди которых: уровень развития государства; социальные, экономические и политические отношения; специфика функционирования социальных общностей и институтов гражданского общества.

Специфику гражданского общества как совокупности неполитических отношений определяет возможность формирования ассоциаций и организаций. В. Ключевский писал: «Русские умы впервые призывались рассуждать о государственной вольности, о веротерпимости, о вреде пытки, об ограничении конфискаций, о равенстве граждан, о самом понятии гражданина, — о предметах, о которых рассуждать дотоле не считалось делом простых людей, — а те, чье это было дело, рассуждали о том очень мало» [4, с. 275].

Целенаправленное формирование гражданственности представляется важнейшим действием в системе общественных преобразований в противовес деструктивным тенденциям, имевшим место в ранние периоды становления новой России.

Причина социальной апатии у людей во многом определяется не только слабой работой правоохранительных органов и бездеятельностью институтов гражданского общества, но и отсутствием коммуникативных технологий их взаимодействия. По мнению Л. Я. Косалса и Р. В. Рывкиной правоохранительные органы просто сделались недееспособными и виновато в этом государство, которое «подмяло» под себя правовые структуры в целях получения неограниченных возможностей в качестве субъекта рыночных отношений [5, с. 13-21]. Заслуживает внимания в этом вопросе и позиция А. И. Пригожина, который пишет, что «безусловно, придется отказаться от образа «монолитного единства» нашего общества; более того, методологически принять как данное многообразие и несовпадение интересов различных слоев и групп общества. Причем возникающих не только на экономической основе..., но и на демографиче-

ской (в таких общностях, как нации, молодежь, женщины), а также и на социальнопсихологической и даже идейной основе. Так, например, в «группах сознания», члены которых разнородны по объективным признакам, но объединены общими взглядами и стремлениями экономического, религиозного, культурного, политического характера» [8, с. 103]. По сути, дальнейшее общественное развитие, в основе которого — безопасность жизнедеятельности и жизнеспособности граждан РФ, возможно в условиях осознания сложившейся социальной реальности.

Социальная реальность — это не внешняя среда, а органическая часть того мира, в котором живут и взаимодействуют индивиды и их общности, в том числе через социальные институты, организации, культурные объекты, политико-экономические структуры. Это такая межиндивидуальная реальность, в которой существуют многообразные связи и сети привязанностей, зависимостей, чувственных, родственных и иных отношений, данных в самосознании индивидов. <...> Социальная реальность — это и структуры, и феномены, и процессы, в которых определенным образом взаимосвязаны и взаимодействуют люди. Она может выступать и как текущий процесс и форма взаимосвязи, взаимодействия людей «здесь» и «сейчас», и как процесс и форма взаимодействия в историческом развитии и изменении [7, с. 21-27]. То есть в составе социальной реальности всегда присутствуют экономические и социальные отношения между людьми, социальными группами, институтами, их представителями и структурами государственного управления.

Экономические и социальные отношения являются индикатором сбалансированности внутриличностных процессов, с одной стороны, и следствием совпадения поведенческих особенностей с данной социальной ситуацией и уровнем развития, который в данный момент проходит общество.

Вместе с тем следует заметить, что в сознании граждан все меньше оптимизма при взгляде на социальную реальность и будущее развитие страны — 15,5% респондентов, а в большей степени присутствует пессимизм — 37,8 % респондентов, апатия

— 40,5% респондентов, подозрительность и агрессивность — 62% респондентов. Все это свидетельствует о глубоком ценностнонравственном и духовном вакууме в системе общественных отношений. Если к этому добавить несправедливость в оплате труда и в оценке заслуг работников; неясность в правах, касающихся собственности; сложную, а иногда и запутанную организационную структуру управления финансовыми потоками; имитационную систему учета выполняемых работ и результатов работы предпринимателей; подбор персонала не по профессиональным качествам, а с позиции личной приверженности или родственных связей; отсутствие гибкой системы занятости работников с выполнением фиксированных профессиональных функций; утрату доверия к работодателям и т. п., то можно говорить о питательной среде для активизации преступной деятельности, и о последствиях этого, выражающихся в усилении агрессивности людей — 44,5%, в развале национальной экономики — 37,0%, в росте алкоголизма, проституции и наркомании — 28,0%, в нравственной и духовной деформации — 25,0%. При этом около 39,0% молодежи в возрасте от 14 до 29 лет считают возможность работать в криминальных структурах, если это будет приносить необходимый доход. Подобные тенденции могут стать необратимым явлением общественной жизни без активного взаимодействия институтов гражданского общества и правоохранительных органов, включая полицию.

Как известно, взаимодействие выражает процесс воздействия, влияния различных объектов друг на друга, их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопереход, порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный и универсаль-

ный характер, выражаемый во взаимной связи всех структурных элементов общественного развития, включая формирование гражданского общества, способы его функционирования и интеграции с органами го -сударственного и муниципального управления. Ф. Энгельс, анализируя феномен взаимодействия, указывал на то, что это понятие является истиной causa finalis (конечная причина) вещей. Необходимо, кроме того, отметить, что взаимодействие может означать и взаимовлияние (wechselwirkung), позволяющее субъектам общественных отношений лучше понять друг друга.

Институты гражданского общества выполняют функции контроллинга этого взаимодействия, персонификации, направленности и эффективности. Роль полиции при этом состоит:

- в защите личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

- в выявлении и раскрытии преступлений, в производстве дознания по уголовным делам;

- в розыске лиц;

- в производстве по делам об административных правонарушениях, в исполнении административных наказаний;

- в обеспечении правопорядка в общественных местах;

- в обеспечении безопасности дорожного движения;

- в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

- в охране имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

- в государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуро-

ров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- в осуществлении экспертно-криминалистической деятельности.

Тем самым основные направления деятельности полиции могут быть осуществлены при взаимодействии с гражданами и институтами гражданского общества, которые являются выразителями интересов личности, социальных групп. Процесс взаимодействия полиции с людьми и институтом гражданского общества происходит на основании «общественного договора», согласно которому его субъекты объединяют усилия по обеспечению правопорядка и защиты конституционных прав граждан, при непосредственном участии государства и его органов: законодательных (парламент, местные органы самоуправления); исполнительных (правительство, исполнительные учреждения); судебных (конституционный, верховный, арбитражный суды, судебная система, органы надзора). Институты гражданского общества выступают в роли демократического компенсаторного механизма, призванного обеспечить контроль, мониторинг и процесс социально-экономических преобразований.

Если принять во внимание, что полиция является частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, то она участвует как в общей, так и в политической социализации граждан в части формирования и развития политической культуры. Одновременно полиция выступает субъектом политического и социальноэкономического процесса через различные формы индивидуального и коллективного участия в нем различных социальных групп населения, например, — через общественные советы при органах Министерства внутренних дел. Формирующиеся и развивающиеся отношения между полицией и институтами гражданского общества, несомненно, должны учитывать конкретный ис-

торико-культурный тип общественного развития и политический процесс гуманизации экономики и управления государством. Гражданское общество представляет собой систему общественных отношений, первичным и структурообразующим элементом которых является гражданин. В гуманистическом контексте гражданин образует первичную основу гражданского общества, его институтов и отличается от обычного физического лица тем, что он обладает правами человека, защищенного Конституцией Российской Федерации и международным общественным движением за права человека, он обладает правами владения, пользования и распоряжения своим имуществом, трудом, интеллектуальным продуктом и наделен гарантированными законом РФ правами.

Роль и значение полиции в развитии общественных отношений возрастает и в связи с тем, что гражданское общество в последние годы представляет собой структу-ризированный общественный организм, охватывающий все сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека.

Институты — это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком нормы и правила, которые организуют взаимоотношения между людьми. В этом случае полиция, с одной стороны, является своеобразным функционером государственного управления, контролирующим соблюдение норм и правил общественных отношений, регламентирующих законодательством РФ, а с другой, — непосредственным участником их развития на основах демократизации и гуманизации.

Полиция как функционер государственного управления участвует, во-первых, в обеспечении защиты личности, в поддержании и реализации динамического баланса интересов личности и общества (нации); во-вторых, в полном выполнении своих обязанностей перед обществом и перед каждым гражданином — это обязанности современного государства перед своими гражданами.

Подобные черты взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в решении общественно значимых задач в полной мере соотносятся с сознанием граждан, в котором утвердилось мнение о том, что необходимо применять специальные меры, запрещающие использовать насилие в любых формах его проявления — 80,7%; обязательно освещать любые отклонения правоохранительных органов от их функциональной деятельности в средствах массовой информации — 21,4%; разработать систему ответственности сотрудников правоохранительных органов за действия, противоречащие Федеральному Закону «О полиции» — 78,0%; обеспечивать взаимодействие правоохранительных органов, в частности, полиции, с институтами гражданского общества — 91,0%; предпринять меры по установлению и поддержанию социальной справедливости в обществе — 75,7%.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что общественные отношения представляют собой как целенаправленный, так и стихийный или спонтанный процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, органами государственного управления и институтами гражданского общества. В своей совокупности процесс взаимодействия субъектов общественных отношений носит общесистемный характер.

А, как известно, система не имеет пространственно-временного бытия, она выступает как фактор стимулирования, ориентации и связи актов человеческого поведения в обществе. Одновременно система взаимодействия людей имеет еще и социально-психологическую составляющую,

выражающую общественно значимые коллективные представления, чувства, эмоции, волевые устремления. Как следствие, отдельный индивид не в состоянии противостоять общественным настроениям и установкам в общественной жизни. В отличие от отдельного индивида, общество, его органы управления, институты гражданского общества обладают и располагают извест-

ной потенциальной властью, силой внушения и влияния, возможностью удовлетворения существующих в обществе потребностей. Именно поэтому эти субъекты выступают как своеобразные центры притяжения, в которых завязываются, декларируются, формализуются общественные отношения, способствующие развитию общества в целом и каждого его представителя.

По сути, в этих центрах общественных отношений посредством системного взаимодействия духовно-нравственная культура общества находит свое материальное, вещное выражение. Эта материализация общественного духа вследствие устойчивости вещного мира сообщает всей жизни общества глубочайшую устойчивость и преемственность во времени. Именно на базе такой материализации культуры достижения и завоевания одного поколения переходят к поколениям грядущим. Новые приходящие поколения воспитываются в обстановке, унаследованной материализовавшейся культуры отцов, видоизменяют и дополняют ее, передавая, в свою очередь, новым поколениям. Таким образом, общественная жизнь формирует коллективное сознание, в котором, по крайней мере, осуждаются — коррупция, мошенничество, воровство, все виды девиантного поведения и т. д.

Здесь необходимо отметить, что полиция как один из органов государственного управления охватывает в своей деятельности все общество и его структурные элементы и тем самым в формировании и реализации процесса взаимодействия с другими субъектами общественной жизни обладает чрезвычайно устойчивым характером. Институты гражданского общества во многом ситуативные и могут видоизменяться, по крайне мере, в предмете своей деятельности под воздействием политических и экономических обстоятельств жизнедеятельности.

Социальный механизм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества предполагает установление необходи-

мых и однозначных связей между различного рода явлениями, на основе которых можно не только воспринимать действительность, но и влиять на нее, создавая все необходимые условия для общественного развития. Г. Риккерт писал: «Познать мир, представляя себе порознь все единичные формы в том виде, как они существуют, — задача принципиально не разрешимая для конечного человеческого духа». И этот тезис вполне оправдан: поскольку конкретные факты действительности могут подвергаться изменениям, то единичные формы и виды деятельности, направленные на их развитие, совершенствование мало продуктивны, то есть необходимы постоянно возобновляющиеся процессы взаимодействия, каждый раз наполняемые новым содержанием и инструментарием.

В социальной организации общества, независимо от политического строя, существует система жизненно важных ценностей и смыслов, среди которых: свобода и достоинство человека, уважение обществом прав человеческой личности, свобода предпринимательской деятельности, частная собственность, интеллектуальная собственность, уровень и качество жизни, творчество, образование, медицинское обслуживание, система жизнеобеспечения и физическая безопасность.

Проблема возникает тогда, когда появляются оппозиционные социальные слои, которые не разделяют какие-либо жизненно важные ценности. Но и здесь при наличии даже объективных противоречий необходимо соблюдать законодательно установленные нормы и правила поведения.

Проведенный нами теоретический экскурс в своеобразное «начало» взаимодействия человека, социальных групп и институтов гражданского общества позволяет утверждать, что заложенные в нем принципы являются общесистемными и обязательными для всех без исключения общественных и государственных образований. Иными словами, с представленной теоретической

позиции, институты гражданского общества могут быть рассмотрены как главные структурные элементы общественного развития, в которых превалируют ценностно-

нормативные образы социальных действий, посредством которых организуется и регулируется деятельность в жизненно-важных сферах — в семье, в трудовом коллективе, в общественном объединении, в органах государственного управления и т. п.

Причем, институту полиции принадлежит такая специфическая функция, как обеспечение общественной безопасности [9]. Эта функция не противоречит основным функциям институтов гражданского общества, а является сопутствующей их функционированию и развитию. Смешивая прямые и косвенные функции анализируемых институтов, мы приходим к утверждению позиции, по которой все они находятся во взаимодействии и так или иначе связаны с развитием общественных отношений.

Процесс формирования взаимодействия полиции и институтов гражданского общества предполагает определение предметной области единичных и системных контактов между этими субъектами. Как известно, предмет познания есть не что иное, как зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека, социальных групп различные стороны, свойства, отношения, определяющие состав их деятельности и ее предметность. В свою очередь, предметность — это понятие, означающее, что какое-либо явление, действие, состояние субъекта общественных отношений связано с его вовлечением в определенный вид деятельности. Человеческая деятельность, как правило, носит предметный характер, так как в ходе процесса, ее определяющего, имеет дело с определенной системой общественных отношений. Заметим, что предметным характером обладают и знания, в том числе новые знания о процессах взаимодействия челове-ка-гражданина с различными социальными группами и институтами гражданского об-

щества. Представление о предмете взаимодействия полиции и институтов гражданского общества состоит в чувственнонаглядном, обобщенном образе предметов и явлений действительности, связанных с деятельностью людей, с их поведением, образом жизни. И хотя представления о предмете взаимодействия данных субъектов являются специфической формой индивидуального чувственного отражения, у челове-ка-гражданина оно неразрывно связано с общественно выработанными правилами, нормами, законодательными актами и т. д.

Понимание предмета взаимодействия полиции и институтов гражданского общества представляет собой присущую сознанию форму освоения действительности, означающую раскрытие и воспроизведение смыслового содержания сущности предмета. При этом окружающая человека-гражданина социально-культурная и экономико-политическая реальность преломляется через призму общественных отношений. Главная функция понимания предмета взаимодействия связана с обеспечением осмысленного поведения граждан и их поведения в обществе. Феномен понимания предмета взаимодействия субъектов общественных отношений состоит в развитии общения граждан, в освоении культуры поведения, в соблюдении социальных норм и

правил, в конкретизации социальных действий и результатов.

Социальное взаимодействие между институтами гражданского общества и полицией не может складываться по формуле «все, что не запрещено, разрешено», а предусматривает вполне конкретные области отношений, в которых заинтересованы все граждане.

Процесс взаимодействия институтов гражданского общества можно также охарактеризовать составом совместных действий, среди которых:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- охрана здоровья населения и обеспечение здорового образа жизни;

- повышение уровня образования населения;

- развитие социально-трудовых отношений;

- морально-нравственная подготовка граждан к борьбе с организованной преступностью, с различными видами противоправной деятельности;

- доверительные отношения граждан к деятельности полиции как повышение взаимного доверия.

Практическое взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в решении общественно значимых задач может стать реальностью при наличии соответствующего общественного договора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выгоеский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926.

2. Гилинский Я. И. Социология населения. Произвол правоохранительных органов глазами граждан. СПб.: ИС РАН, 2006. С. 430.

3. Каган М. С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. С. 387-388.

4. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993. С. 275.

5. Косалс Л. Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социс: Соц. Исслед. М.: 2002. № 4. С. 13-21.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62.

7. Мнацаканян М. О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность // СОЦИС. 2003. № 2. С. 21- 27.

8. Пригожин А. И. Сущность переходных процессов // Социология перестройки / Отв. ред. В. А. Ядов. М.: Наука, 1990. С. 103.

9. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЭ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

REFERENCES

1. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija. M., 1926.

2. Gilinskij Ja. I. Sociologija naselenija. Proizvol pravoohranitel'nyh organov glazami grazhdan. SPb.: IS RAN, 2006. S. 430.

3. KaganM. S. Filosofija kul'tury. SPb.: Petropolis, 1996. S. 387- 388.

4. Kljuchevskij V O. Aforizmy. Istoricheskie portrety i etjudy. Dnevniki. M.: Mysl', 1993. S. 275.

5. Kosals L. Ja., Ryvkina R. V. Stanovlenie institutov tenevoj ekonomiki v postsovetskoj Rossi i // Sotsis: Soc. issled. M.: 2002. № 4. S. 13-21.

6. Marks K., Jengel's F Soch. T. 23. S. 62.

7. MnatsakanjanM. O. Sotsial'noe povedenie, social'nye obshchnosti, sotsial'naja real'nost' // SOCIS. 2003. № 2. S. 21- 27.

8. Prigozhin A. I. Sushchnost' perehodnyh protsessov // Sotsiologija perestrojki / Otv. red. V. A. Jadov. M.: Nauka, 1990. S. 103.

9. Federal'nyj zakon ot 07.02.2011. N 3-FZ «O politsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. N 7. St. 900.

В. Т. Дронов

КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Современная российская социальная наука претерпела радикальные мировоззренческие изменения. В результате этого социогуманитарное образование перешло с доктринальной модели на полипарадигмальную. В статье проводится мысль о необходимости разработки культурно-цивилизационного подхода, включая теоретические, методологические и методический уровни формирования профессиональных компетенций. Для решения данной фундаментальной задачи предлагается ряд приоритетов и система балансов для комплексной педагогической практики.

Ключевые слова: мировоззренческая трансформация, полипарадигмальная организация социального знания, цивилизационная грамотность выпускника-специалиста, социальный капитал цивилизации, праксиологические характеристики социогуманитар-ного знания, структура профессиональных компетенций, метод балансов как вид образовательной технологии.

V Dronov

Сultural-civilizational Approach in Contemporary Russian Sociological Thinking

The current Russian social science has undergone a drastic attitude change. As a result, a social and humanitarian education was transferred from the doctrinal model to the multi-paradigmatic one. The article inquiries into the necessity of working out the cultural and civili-zational approach in social science at theoretical and methodological levels. Some priorities and balanced pedagogical practices are proposed to realize these aims.

Keywords: ideological transformation, multiparadigmatic organization of social knowledge, cultural competences of graduates, the social capital of civilization, praxeological characteristics of sociohumanitarian experiences, the structure of professional competences, balance method as an educational technology.

Должное понимание современных мето- связи с социологической теорией и методи-

дологических проблем в преподавании со- кой. Многие отечественные авторы едино-

циологии требует их рассмотрения в тесной душны в критическом диагнозе современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.