Научная статья на тему 'Социальные манипуляторы и их роль во взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в России'

Социальные манипуляторы и их роль во взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ / РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПОЛИЦИИ КАК СУБЪЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ МАНИПУЛЯТОРЫ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ПОЛИЦИИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / FEATURES OF THE RUSSIAN SENSE / ROLE AND FUNCTIONS OF POLICE AS THE SUBJECTS OF MODERNIZATION OF PUBLIC RELATIONS / SOCIAL MANIPULATORS / DEVIANT BEHAVIOR / ORGANIZED CRIME / MECHANISM OF INTERACTION OF INSTITUTES OF POLICE AND A CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половинкин Валерий Анатольевич

В статье раскрывается проблемная ситуация рассогласованности деятельности полиции и институтов гражданского общества; обосновывается положение, по которому полиция является специфическим институтом общественных отношений, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Определяются принципы построения социального механизма взаимодействия институтов полиции и гражданского общества в условиях сложной криминогенной ситуации и культивирования различных форм девиантного поведения граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social manipulators and its role in the interaction of the police and institutes of a civil society

In the publication the problem situation in a mismatch of activity of police and Institutes of a civil society reveals; position on which the police is specific institute of the public relations, called to provide observance and respect of the rights and provides freedom of citizens. Principles of construction of the social mechanism of interaction of Institutes of police and a civil society are defined.

Текст научной работы на тему «Социальные манипуляторы и их роль во взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в России»

Половинкин Валерий Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов _(тел.: +78123104719)

Социальные манипуляторы и их роль во взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в России

В статье раскрывается проблемная ситуация рассогласованности деятельности полиции и институтов гражданского общества; обосновывается положение, по которому полиция является специфическим институтом общественных отношений, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Определяются принципы построения социального механизма взаимодействия институтов полиции и гражданского общества в условиях сложной криминогенной ситуации и культивирования различных форм девиантного поведения граждан.

Ключевые слова: особенности российского правосознания, роль и функции полиции как субъекта модернизации общественных отношений, социальные манипуляторы, девиантное поведение, организованная преступность, механизм взаимодействия институтов полиции и гражданского общества.

V.A. Polovinkin, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Sociology and Management by Personnel of the Saint-Petersburg State University of Economy and Finance; tel.: +78123104719.

Social manipulators and its role in the interaction of the police and institutes of a civil society

In the publication the problem situation in a mismatch of activity of police and Institutes of a civil society reveals; position on which the police is specific institute of the public relations, called to provide observance and respect of the rights and provides freedom of citizens. Principles of construction of the social mechanism of interaction of Institutes of police and a civil society are defined.

Key words: features of the russian sense, role and functions of police as the subjects of modernization of public relations, social manipulators, deviant behavior, organized crime, mechanism of interaction of Institutes of police and a civil society.

Современные проблемы модернизации системы общественных отношений не могут быть решены без усиления внимания государства и институтов гражданского общества к соблюдению правопорядка, пресечения различных видов противоправной деятельности и девиантного поведения граждан. Однако сегодня предпринимаются попытки формирования в общественном сознании образа государства, его органов и, прежде всего, полиции как средства насилия над гражданами. При этом совершенно упускается из вида, что сотрудники полиции являются обыкновенными гражданами, с такими же мотивациями, социальными предпочтениями и ориен-тациями в общественном развитии, которые присущи и всем гражданам России. И здесь нельзя забывать, что полиция - это орган, созданный для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности, наделенный соответственными правами, обя-

занностями и ответственностью. Полномочия по борьбе с правонарушениями, делегированные полиции государством, совершенно не исключают, а, наоборот, подразумевают, что она является частью общества и призвана взаимодействовать с институтами гражданского общества в обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан.

Для внутренней стабильности гражданского общества необходимо контролировать спектр желаний индивидуумов, чтобы не возникало несовместимости между различными общественными объединениями и с теми, кто подвержен отклоняющемуся поведению. В отношении людей, отличающихся девиантным поведением, полиция, взаимодействуя с институтами гражданского общества, должна способствовать переходу насильственного воздействия к убеждению выстраивания поведения в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Е.Л. Доценко пишет: «Можно вспомнить немало жизненных ситуаций, в которых

259

манипулирование оказывается благом постольку, поскольку поднимает общение от доминирования и насилия к манипуляции - в известном смысле более гуманному отношению» [1].

Само слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово «тапиэ» - «рука». В словарях европейских языков слово трактуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими...» [2]. Можно предположить, что манипуляция есть и взаимодействие между субъектами общественных отношений.

В гражданском обществе процесс взаимодействия связан не только с прямым управлением, но и духовным, нравственным, этическим воздействием на поведение людей. Е.Л. Доценко считает, что манипуляция «.не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, оно заставляет его хотеть это сделать» [1, с. 82].

Посредством манипуляции сознанием человека может быть сформирован социальный стереотип, т.е. устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личностного восприятия, так и с помощью общественного мнения. У. Липпман в книге «Общественное мнение» (1922) писал: «Из всех средств влияния на человека самым тонким и обладающим исключительной силой внушения являются те, которые создают и поддерживают галерею стереотипов» [3]. К сожалению, в общественном сознании зачастую формируются стереотипы с негативной окраской: криминальная революция и установление криминального социального порядка; Россия - государство легитимного насилия; политический режим тайно способствует формированию институтов насилия - охранных служб, преступных групп, наемных убийц, а также слоя новых русских; государство есть новый эксплуататор; любой чиновник - коррупционер, полиция - орудие насилия, она защищает олигархов и богатеев от людей, а не самих людей; средства массовой информации -рассадник зла, пропагандист насилия, жестокости, порнографии и т.п.

И это, по сути, одна сторона манипуляции с отрицательным знаком. Тем не менее, следует предположить, что в манипуляции есть и положительная сторона. Так, при сбалансированном взаимодействии полиции и институтов гражданского общества посредством манипуляции у людей строится поведение в обществе на основе восприятия реальных событий и общественных ценностей.

Понятию «манипуляция» в современных условиях придается самое различное значение от махинации до механизма для осуществления сложных технологических процессов [4, с. 765]. В социологическом и социально-психологическом контексте манипуляция представляет собой систему способов идеологического и духовно-психологического воздействия на людей с целью их подчинения или ориентации на общественные ценности, образ жизни, духовное и нравственное поведение. Причем манипуляция придает достаточно широкий диапазон воздействию на поведение людей, деятельность полиции и институтов гражданского общества. Формируемые в этих целях манипуляторы (способы воздействия) не ограничиваются единичным актом и приобретают системный характер. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что в социальных науках исследованию подвергается не индивидуальная жизнь человека - гражданина, а социальная, фиксирующая, распознающая характер жизнедеятельности и жизнеспособности людей. Социальная жизнь как жизнь большого слоя людей или поселенческой общности образует реальную совокупность, функционирующую по своим правилам и нормам.

Применение манипуляторов объясняется тем, что в общественной жизни всякое событие или социальное явление, взятое во всей полноте характеризующих его признаков, индивидуально и, возможно, неповторимо, и это так хотя бы уже потому, что временной цикл этого события необратим. Однако многие события и социальные явления могут повторяться с определенной периодичностью, по крайней мере, в основных своих признаках и характеристиках. Следует отметить, что как события, так и социальные явления могут быть случайными, и задача, например, правоохранительных органов состоит в установлении степени случайности. В общественной жизни некоторые события повторяются периодически, другие очень редко, третьи не повторяются вообще, поэтому в силу неповторяемости, являясь следствием стечения обстоятельств, эти события можно назвать случайными. Проблема, следовательно, упирается совсем не в то, способны мы или нет постичь причины, вызвавшие данное однократное событие: случайность также не беспричинна, как и повто-римость, и отсутствие знания причин еще не делает явление однократно случайным. Чаще всего все обстоит как раз наоборот: именно однократность события затрудняет постижение его причин, хотя это вовсе не свидетельствует в пользу вывода о его беспричинности. Идентификация события как случайного связана, прежде всего, с констатацией факта его однократности, которую, разумеется, можно при-

260

нять за беспричинность. Но ведь можно и не принять: все зависит от того, считаем ли мы причинность универсальной категорией познания или нет. Если считаем, то однократность события не будет свидетельством в пользу вывода о его беспричинности. Если же не считаем, то будет. Но всегда случайность, понятая как однократность события, остается самой собою. И вся трудность, следовательно, заключается в том, чтобы удостоверить однократность случайного события - отсутствие аналогичного события в прошлом и его неповторимость в будущем.

События и социальные явления, касающиеся общественной жизни людей, поселенческой общности в целом, могут быть причинно необходимыми, закономерно необходимыми и отклоняющими от принятых норм и правил в обществе. Подобное понимание сущности событий и социальных явлений важно в связи с тем, что общество становится возможным лишь тогда, когда общество рассматривается как результат труда, социальной деятельности. Вместе с тем, деятельный подход предусматривает учет предпосылок, сопутствующих условий, функций, выполняемых различными органами государственного управления и институтами гражданского общества, например, по формированию механизма социального партнерства; социально-трудовых отношений; социальной, экономической и физической безопасности людей. Специфичность социальной деятельности в том и состоит, что человек, находящийся в определенных условиях жизнедеятельности и жизнеспособности, может, с одной стороны, участвовать в созидательных процессах общественного развития, с другой -быть простым созерцателем и иждивенцем и, с третьей - «тормозом» в силу различных характеристик отклоняющегося поведения. Поэтому задача применения социальных манипуляторов в деятельности полиции и институтов гражданского общества состоит в мобилизации воли человека на поступательное общественное развитие и создание условий по обеспечению этого процесса. На основе этих условий, даже при расходящихся и прямо противоположных интересах, социальных ориентациях и предпочтениях, в сознании людей происходит осмысление своего социального статуса, условий жизни, поведения и формируется конструкт личности или личностей, адекватный целям общественного развития.

Причинно необходимым в общественном развитии, несомненно, является труд, причем не абстрактный, а предметный, в основе которого находится создание материальных благ и услуг для обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности людей. В том случае, если человек или группа людей не включены в про-

цесс труда, необходимо установить причину. Отсутствие причины (например, инвалидность, заболевание, учеба и т.п.) - явление объективное, а уклонение от труда, воровство, мошенничество, проституция, алкоголизм - явления, требующие определенной оценки, общественного воздействия, причем не единичного, а комплексного, как со стороны правоохранительных органов, так и институтов гражданского общества.

Закономерно необходимыми в общественном развитии являются меры и условия по обеспечению трудовой деятельности, социально-экономическому развитию и обеспечению общественной безопасности. Как известно, закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными явлениями в обществе. Юридический закон - это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Тем самым закон представляет собой единообразие совершения общественных явлений, он опирается не на индивидуальную, а на общую причинную связь, т.е. предполагает наличие общих элементов действительности, находящихся в общих смысловых понятиях. Только при наличии общих смысловых понятий причинная зависимость указывает на возможность повторяемости социальных явлений, превращающихся в формулировку закона.

Общество, как и общественные явления, существует в качестве реальности, однако его существование многофункционально, что находит свое выражение во множестве взаимосвязей между его субъектами, большим числом людей, различных по полу, возрасту, уровню образования, сфере приложения труда, участию в общественной жизни и т.п. Множественностью характеризуются и все без исключения социальные явления.

Применение социальных манипуляторов к закономерно необходимым условиям предполагает выбор мер, способов, социальных действий как полицией, так и институтами гражданского общества по соблюдению законодательно закрепленных общественных отношений.

Особое внимание эти органы должны обращать на организованную преступность. Борьба с организованной преступностью является не только одной из важнейших задач правоохранительных органов, но и одной из общегосударственных проблем, от решения которой зависят результаты политических, экономических и социальных реформ, нравственное здоровье общества, формирование институтов гражданского общества и, пожалуй, цивилизованное развитие страны.

При этом важно знание истоков организованной преступности, а также ее криминологическая

261

характеристика, что в значительной степени способствует усилению общественного воздействия на структуры, ее представляющие.

В российской терминологии ХХ в. преступные структуры и объединения назывались шайками, бандами, группами, сообществами. Но сам термин «организованная преступность» предполагает, что преступления являются планомерными и приобретают характер опасного для общества социального явления. Западные криминологи давно определили организованную преступность как постоянно действующее предприятие, рационально работающее для получения прибыли путем незаконной деятельности [5, с. 4]. Следовательно, организованную преступность можно определить как относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом (бизнесом) и создающих системы защиты от социального контроля со стороны государства и институтов гражданского общества.

Эти сообщества, как правило, имеют своей целью получение высокой нормы прибыли от нелегальной деятельности, обладают сложной иерархической структурой, широкой территориальной распространенностью, базирующимися на коррупции связями с отдельными представителями властных структур.

Организованная преступность - это и профессиональная деятельность консолидированных в транснациональном масштабе преступных сообществ с распределением функций по проникновению в легальный законный бизнес, по установлению монополии на представление товаров и услуг гражданскому населению и т.п.

В последние годы появляется понимание новых качеств и свойств организованной преступности, состоящих в преступной деятельности должностных лиц; монополизации и расширения сфер противоправной деятельности; создания системы противодействия, направленной на нейтрализацию всех форм социального контроля со стороны институтов гражданского общества; в объединения общеуголовных и экономических преступных формирований. Структуры организованной преступности становятся все более мобильными, стабильными, иерархичными, глубоко законспирированными.

К настоящему времени уже можно выделить две основные группы организованной преступности: сформированные по видам деятельности, имеющие прочные связи с коррумпированными представителями органов власти; сформированные по видам деятельности под руководством коррумпированных представителей органов власти.

К настоящему времени можно выделить несколько характерных черт, которые присущи высокоразвитым преступным группам: 1) материально-техническое и организационно-правовое обеспечение деятельности; 2) обеспечение безопасности, нейтрализация всех форм социального контроля со стороны институтов гражданского общества; 3) создание централизованных фондов для перераспределения денежных средств, добытых преступным путем; 4) информационное обеспечение преступной деятельности, включая информацию о коррумпированных представителях властных структур; 5) формирование нормативных предписаний преступной деятельности в части поощрения и наказания членов преступных групп.

Вовлечение в преступную деятельность сотрудников правоохранительных органов привело к их отчуждению от основной массы населения страны. Так, по данным целого ряда социологических исследований, только доверие милиции (полиции) снизилось в сознании населения с 30-40% до 7-10% [6, с. 195; 7; 8]. Способствуют подобным общественным оценкам средства массовой информации, которые создают в основном негативный образ сотрудников полиции, забывая о лучших ее представителях, обеспечивающих правопорядок и безопасность населения, ведущих активную борьбу с организованной преступностью, коррупцией, мошенничеством и т.п.

Изменения ситуации в этом вопросе можно достигнуть за счет более глубокого взаимодействия, основанного на открытости информации о результатах деятельности полиции с институтами гражданского общества. Но это возможно только в случае, если его представители не боятся и не хотят прослыть авторитарными, жесткими, а участвуют в жестком социальном контроле над всеми видами криминальной деятельности. Здесь необходимо отметить одну тенденцию - проникновение членов преступных групп в руководство институтов гражданского общества, в политические сферы, строящие свою деятельность на базе этих институтов.

Организованная преступность борется и с институтами гражданского общества. Инструментарий этой борьбы состоит в моральном подавлении его представителей, запугивании, подкупе, физическом устранении. Как следствие, организованная преступность развивается в тесной связи с дисфункцией институтов гражданского общества. И способствует этому разобщенность полиции и этих институтов по направленности, содержанию, предметности, адресности, функциональной деятельности. Подобная разобщенность в деятельности приводит к тому, что организованная преступность

262

все более оказывает влияние на социокультурные процессы.

Анализ содержания деятельности институтов гражданского общества позволяет утверждать, что ее направленность ограничивается борьбой за гражданские права, гражданские свободы, гражданское поведение, гражданское сознание [9, с. 65-66]. Эти направления в деятельности институтов гражданского общества формируются в процессе социализации населения страны и являются производными от воспитания и образования, уровня развития государства и общества, господствующих социально-экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов. К сожалению, институты гражданского общества не учитывают сложившиеся реальные обстоятельства общественного развития и видят негатив появления организованной преступности, коррупции, воровства, мошенничества и т.п. в непрофессионализме сотрудников полиции, не сознавая то, что эти явления по своей сути -следствие тех нерешенных проблем, активными участниками которых и являлись бы сами эти институты.

Формирование гражданского самосознания требует от человека, во-первых, самопознания и знания собственной страны, ее нужд и потребностей, а во-вторых, активного взаимодействия всех членов гражданского общества и институтов, их представляющих, с органами государственного управления (включая полицию), которые также являются элементами общественного развития. К настоящему же времени уровень самопознания человека -личности - гражданина России может быть охарактеризован следующим образом: соби-раютсяуехать из страны навсегда - 7,3%; собираюсь уехать из страны временно - 30,1%; не собираются уезжать из страны - 62,6%.

Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в решении проблем общественного развития представляется нам как взаимосвязанный диалог, предполагающий аналитико-прогностическую, детерминированную и предметно ориентированную деятельность. Первая связана с оценкой ситуации и прогнозом общественного развития. Детерми-

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.

2. Современный словарь социологии. Нью-Йорк, 1969.

3. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

4. Советский энциклопедический словарь.

5. Проблемы преступности за рубежом // Организованная преступность. Специальный выпуск: сб. публикаций. М., 1988.

нированная деятельность связана с изучением взаимодействующих влияний широкой общественной среды с полицией и институтами гражданского общества. Предметно ориентированная деятельность - это реальный взаимообусловленный процесс воздействия полиции и институтов гражданского общества на поведение людей (граждан) в соответствии с общепринятыми социальными нормами и требованиями. Посредством диалога и предметной деятельности создаются предпосылки для приобретения человеком (гражданином) желаемых для общества черт и свойств личности, среди которых усваивающие социальные ценности (справедливость, равенство, демократия); нравственно-культурные ценности (добро, творчество, красота, любовь); индивидуально значимые ценности (свобода, достоинство, уникальность); рационально-познавательные ценности (знание, образование, опыт, творчество, интеллект); моти-вационно-трудовые ценности (профессия, специальность, работа); спортивно-оздоровительные ценности (физическое и социальное здоровье, здоровый образ жизни); ценности противодействия девиантному поведению, коррупции, организованной преступности. При этом личность человека рассматривается с учетом сложности взаимодействия объективных условий жизнедеятельности и жизнеспособности, состояния общественной среды и тенденций общественного развития.

Новые условия предъявляют и новые требования к деятельности полиции и институтов гражданского общества, в частности формирования позитивизма и прагматизма, созида-тельности и эффективности влияния на различные черты личности человека (гражданина). Именно это может повысить интерес населения к этой деятельности субъектов взаимодействия и участию в работе как полиции, так и институтов гражданского общества по предотвращению негативных явлений в общественном развитии. Сформированный положительный облик, несомненно, вызовет доверие, рациональность восприятия деятельности и соучастие населения в преобразовании общества.

1. Docenko E.L. The Psychology of manipulation. M, 1996.

2. Modern dictionary of sociology. New York. 1969.

3. Lippman U. Public opinion. M., 2004.

4. The Soviet encyclopedic dictionary.

5. The Problems of criminality overseas // Organized criminality. The Special issue: coll. of publication. M., 1988.

263

6. Потемкин В.К., Копейкин Г.К., Оленев Р.Г. Социальная криминология: диагностика и правоприменительные инициативы. СПб., 2005.

7. Потемкин В. К. Государственная служба: социальные оценки и механизм модернизации. СПб., 2011.

8. Шереги Ф.Э. Социология девиации. Прикладные исследования. М., 2004.

9. О патриотизме и гражданственности: учеб. пособие / под ред. А.А. Козлова. СПб., 2005.

6. Potemkin V.K., Kopeykin G.K., Olenev R.G. Social criminology: diagnostics and enforcement iniciatives. SPb., 2005.

7. Potemkin V.K. State service: social estimations and mechanism of modernization. SPb., 2011.

8. Sheregy F.E. The Sociology ofdeviation. Applied researches. M., 2004.

9. About patriotism and civil councsiousness. researches: stydy aid / ed. by. A.A. Kozlov. SPb., 2005.

264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.