23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Political institutions, processes and technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-65-74
Взаимодействие институтов гражданского общества и государства как основа для решения долгосрочных задач экономического развития региона
А.В. Федотов ©
Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация
E-mail: fedotovav@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия институтов гражданского общества и государства в реализации долгосрочных задач экономического развития Республики Саха (Якутия). Поступательное развитие экономики региона, как и страны в целом, невозможно без совместного участия государства, бизнеса, институтов гражданского общества и рядовых граждан. Сложность решаемых задач, ограниченность ресурсов, разнообразие интересов субъектов экономической деятельности требуют их объединенных усилий для достижения целей экономического роста. Именно от того, как выстраиваются механизмы взаимодействия данных субъектов, во многом зависят результативность и эффективность их деятельности, и, в итоге, повышение уровня жизни населения, подъем региональной экономики и экономики страны. Цель исследования — выявление с помощью средств политологического анализа роли институтов гражданского общества в реализации стратегии экономического развития региона на примере Республики Саха (Якутия). Достигнутые результаты: выявлены обще возрастающие тенденции влиянии институтов гражданского общества на решения долгосрочных задач социально-экономического развития региона; определены формы взаимодействия государственных и муниципальных структур Республики с институтами гражданского общества в целях социально-экономического развития региона; проанализированы основные формы и способы влияния институтов гражданского общества на решение долгосрочных задач социально-экономического развития региона; показана роль СМИ в социально-экономическом развитии региона.
Ключевые слова: институты гражданского общества, государство, экономического развитие региона, субъекты экономической деятельности
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-65-74
Civil society institutions and the State interface as a basis to tackle the long-run challenges of regional economic development
A.V. Fedotov ©
Institute of Socio-Political Studies of the Federal Research and Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation
E-mail: fedotovav@yandex.ru
Abstract. The article discusses the problem of interaction between civil society institutions and the state in the implementation of long-term tasks of economic development of the Republic of Sakha (Yakutia). The progressive development of the economy of the region, as well as of the country as a whole, is impossible without the joint participation of the state, business, civil society institutions and ordinary citizens. The complexity of the tasks to be solved, the limited resources, the variety of interests of economic entities require their combined efforts to achieve the goals of economic growth. It is on how the mechanisms of interaction of these entities are built that largely determine the effectiveness and efficiency of their activities, and, as a result, an increase in the standard of living of the population, the rise of the regional economy and the country's economy. The purpose of the study is to identify, using the means of political science analysis, the role of civil society institutions in the implementation of the strategy of economic development of the region on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). Achieved results: Generally increasing tendencies of the influence of civil society institutions on the solution of long-term problems of socio-economic development of the region are revealed; the forms of interaction of state and municipal structures of the Republic with the institutions of civil society for the purpose of socio-economic development of the region have been determined; the main forms and methods of influence of civil society institutions on the solution of long-term problems of socio-economic development of the region are analyzed; shows the role of the media in the socio-economic development of the region.
Key words: institutions of civil society, state, economic development of the region, subjects of economic activity
FOR CITATION: Fedotov A.V. Civil society institutions and the State interface as a basis to tackle the long-run challenges of regional economic development. Sociopolitical Sciences. 2021. Vol . 11. No. 2 . Pp . 65-74. DOI: 10.33693/2223-0092-202111-2-65-74
V_/
ВВЕДЕНИЕ
Институты гражданского общества занимают особое место в стратегии экономического развития региона. Их многообразие, интенсивное становление и дальнейшее совершенствование показывают зрелость демократических институтов, функционирующих в регионе. В свою очередь, публичная власть при принятии управленческих решений, и прежде всего, в сфере экономического развития, от которой зависят и наполняемость финансами социальной сферы, и создание рабочих мест, и уровень жизни населения региона, не может не опираться на широкую поддержку всех слоев его жителей, чьи интересы призваны выражать и защищать институты гражданского общества.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологию исследования составили диалектический метод, методы системного и информационного анализов, структурно-функциональный, сравнительный и синергетический методы, которые применялись
в теоретическом исследовании институтов гражданского общества, изучении их деятельности в реализации стратегии экономического развития региона. Особую роль в проведенном исследовании сыграли методы политологического анализа, в частности, деятельност-ный, социологический, культурологический, институциональный, коммуникативный, экспертных оценок, моделирования политических процессов, примененные для теоретического изучения институтов гражданского общества и их влияния на экономику региона, а также методы прикладного характера, использованные при проведении эмпирических социологических исследований.
Многие парадигмальные аспекты сущности, содержания, структуры, модификаций, функций гражданского общества сложились в западной философско-по-литологической традиции и восходят к произведениям Аристотеля, Ж. Бодрийяра, М. Вебера, Г.В.Ф. Гегеля, Т. Гоббса, А. Грамши, Г. Гроция, и др.
Новая грань гражданского общества раскрывается в совместной работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология...», где оно представлено как совокупность
некоммерческих организаций, оказывающих влияние на всю структуру общества, включая и государство [15].
В большинстве современных стран взаимоотношения между институтами гражданского общества, экономической и политической сферами могут принимать как договорной, так и конфликтный характер. В этой связи роль государства заключается в обеспечении баланса интересов в обществе. Как следствие, возникает проблема регулирования отношений между группами интересов, в том числе между государством и бизнесом. Вопрос о стратегии и механизмах реализации функций государства, связанных с согласованием интересов различных групп бизнеса ради достижения разумного компромисса является ключевым в понимании стратегических направлений развития России в новом политическом цикле [1: 17].
Приступая к анализу взаимодействия институтов гражданского общества и государства в реализации долгосрочных задач экономического развития Республики Саха (Якутия), необходимо принять во внимание, что данный субъект Российской Федерации (как, собственно, и другие регионы России) - это сложная, высокоорганизованная социально-экономическая система, функционирующая и развивающаяся в процессах трудовой деятельности населения Республики на основе ее при-родно-ресурсного потенциала. Устойчивое функционирование и позитивное развитие этой системы подразумевают, как последовательный рост экономической эффективности, так и повышение уровня и качества жизни жителей Республики, стратегия экономического развития которой должна быть четко спланированной, интегративной, учитывающей, как специфику территории, ресурсного потенциала региона, так и потребности, интересы личности, общества, государства, что позволяет выстраивать систему приоритетов при реализации региональных программ развития. И лишь в процессе равноправного взаимодействия, дающего синергетиче-ский эффект, структур публичной власти, субъектов хозяйственной деятельности и институтов гражданского общества, как правило, достигается решение долгосрочных задач развития народного хозяйства региона.
МОНИТОРИНГ НЫНЕШНЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА
Для целей изложения проблемы представим мониторинг нынешнего социально-экономического положения изучаемого региона. Республика Саха (Якутия) (якут. Саха бр.еспуубулукэтэ, Саха Сирэ) - крупнейший по размеру территории субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа, является частью Дальневосточного экономического района России. Площадь - свыше 3,1 млн км2, что позволяет квалифицировать РС (Я) как самую большую административно-территориальную единицу в современном мире. На 01.01.2020 численность населения Республики составила 971 996 человек (для сравнения: в 1991 г. был рекорд по этому показателю - 1 118 983). Плотность населения - 0,32 чел. на 1 км2, что делает такой показатель одним из самых низких в постсоветской России (меньшую плотность населения имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа) [2].
Сельское население Республики (на 01.01.2020 -329,6 тыс. чел., 34% всего населения). Коренные малочисленные народы севера в основном занимаются традиционными видами хозяйственной деятельности: оленеводством, охотничьим, рыболовным промыслами. Сегодня ими занимаются 5,5 тыс. чел., объединенных в 657 хозяйств (домохозяйств), из них оленеводством - 117, охотой - 372, рыболовством - 168. Согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2016 г., 50,6% всех сельских хозяйств в Дальневосточном федеральном округе находятся в Якутии. Среди них преобладают личные подсобные хозяйства.
Что касается экономики региона, то, согласно официальной статистике [3], по итогам 2019 г. в РС (Я) рост ВРП составил 103,5%; сложилась положительная динамика таких ключевых показателей, как: оборот организаций - 107,4%; индекс промышленного производства -112,4%; продукция сельского хозяйства - 100,5%; оборот розничной торговли - 104,6%; оборот общественного питания - 114,8%; объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» - 111,4%; ввод в эксплуатацию жилых домов - 108,9%; грузооборот - 105,7%. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения за год составил 101,9% (при этом индекс потребительских цен составил 104,2%). Объем платных услуг населению составил 97,7%, инвестиции в основной капитал - 90%, перевозки пассажиров - 98%.
На 20.01.2020 по производству важнейших видов промышленной продукции также отмечен рост: сырой нефти, включая газовый конденсат - на 17,2%; золотосодержащих концентратов - на 11,0% (за счет ООО «Нерюнгри-Металлик» в связи с эксплуатацией рудника «Гросс», ООО «Рудник Таборный» в связи с добычей на руднике «Таборное» в Олекминском районе); производства мяса и субпродуктов - почти в 3 раза (ОАО «Сайсары» в Нерюнгринском районе в соответствии с технологическим графиком забоя). Отмечалось, однако, снижение добычи природных алмазов (кроме технических) - на 36,5%.
В сельском хозяйстве на указанную дату по сравнению с январем 2019 г. произведено на 18,7% больше скота и птицы на убой (769,2 т), на 7,1% больше молока (3129,0 т), на 14,1% больше яиц (11,3 млн шт.). Всеми видами транспорта перевезено грузов на 2,5% больше, чем в аналогичном периоде 2019 г. (1,6 млн тонн), пассажиров - на 2,6% больше (7,8 млн чел.).
В Республике Саха (Якутия) отмечена опережающая динамика следующих показателей (к январю 2019 г.): индекс продукции сельского хозяйства - 111,0%; грузооборота транспорта - 103,3% (на 20.01.2020). Объем строительных работ по сравнению с январем 2019 г. снизился на 30,3% и составил 11,8 млрд руб., что обусловлено естественными природно-климатическими циклами. Ввод жилья в том же месяце (без учета жилых домов на участках для ведения садоводства) составил 56,2% относительно уровня января 2019 г. - 38,1 тыс. м2.
Что касается показателей социально-экономического развития, то среднемесячная начисленная заработная плата на 31.12.2019 составила 72 705,4 руб., увеличившись за год на 6,8% номинально, в реальном исчислении - на 2,5%. Численность населения Республики с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности
населения субъекта Российской Федерации на начало 2019 г. составила 18,6%; 63,6% работников получали начисленную заработную плату, равную и выше средней.
На 01.01.2019 среднегодовая численность занятых в экономике Республики составила 497 тыс. чел., большая часть из них работали в строительстве (11%); образовании (12,5%); торговле и сфере услуг (12,1%).
В условиях дальнейшего промышленного освоения территории РС (Я), реализации требований федерального законодателя о предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (так называемого «дальневосточного гектара земли») [4], проблематика не только социально-экономической, но и культурной, социально-психологической адаптации и интеграции наемных работников - мигрантов, сокращения уровня теневой экономики становится весьма актуальной для Республики.
Социально-экономические показатели, характеризующие хозяйственную систему РС (Я), демонстрируют особую значимость общественных отношений, субъектами которых являются федеральные, региональные публичные власти, муниципалитеты, бизнес-структуры, общественные организации, социальные группы (например, семьи - домохозяйства КМНС, наемные работники - мигранты) и институты (в частности, СМИ). В связи с этим можно утверждать, о многостороннем, комплексном взаимодействии указанных субъектов, представляющих институты гражданского общества и государства, нацеленном на устойчивое функционирование хозяйства региона, решение долгосрочных задач его социально-экономического развития [5: 68].
Тем не менее, сложно считать такое взаимодействие равноправным и эффективным, хотя бы потому, что РС (Я) все еще относится к так называемым регионам -реципиентам. В 2019 г. дотации региону составили 46,907 млрд руб. Вместе с тем представители институтов государства и гражданского общества РС (Я) считают создавшуюся ситуацию не критичной, и полагают, что уже в ближайшей перспективе регион сможет стать донором, для чего есть необходимые, но пока еще недостаточные объективные и субъективные предпосылки.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫВОДА РЕГИОНА НА ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В качестве такого рода предпосылок может выступить разработка и принятие к исполнению на республиканском уровне различного рода программ, стратегий устойчивого социально-экономического развития региона на ближайшую и отдаленную перспективы, обсуждаемых совместно с представителями институтов гражданского общества на равноправной основе (показательный пример: «Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года», в которой в числе главных направлений названо «создание условий для сохранения и защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни многонационального народа Республики Саха (Якутия)) [6].
В настоящее время можно говорить о все более возрастающем многостороннем влиянии институтов гражданского общества на решения долгосрочных задач социально-экономического развития региона. В связи с этим необходимо выделить несколько направлений такого влияния:
1) гражданское общество — это своеобразный инте-гративный, синергетический фактор, прямо и опосредованно влияющий на все составляющие хозяйственной сферы региона;
2) гражданское общество (понимаемое в широком значении) преимущественно формирует трудовой потенциал, который характеризуется определенными параметрами (численность, состав, образовательный, профессиональный уровни и пр.);
3) гражданское общество во многом определяет трудовую ориентацию и мотивацию;
4) гражданское общество задает векторы, тренды социально-экономического поведения своих членов;
5) гражданское общество (в узком значении) выражает определенные группы интересов акторов социально-экономических процессов (наемных работников, предпринимателей - работодателей, государственных, муниципальных служащих и пр.);
6) гражданское общество через соответствующие механизмы участия общественности влияет на решение вопросов развития региона, отстаивает гарантированные законодателем права и интересы граждан.
Действия по поиску разумного компромисса между всеми сторонами диалога не будут разовой акцией только на этапе формирования долгосрочных приоритетов региона, поскольку на каждом последующем шаге по направлению к заявленным целям региональным акторам необходимо будет все время искать и поддерживать баланс интересов, т.к. любые значимые изменения внутренних и внешних факторов станут заставлять региональных акторов менять свое поведение. [7: 27].
В свою очередь, государственные и муниципальные структуры республики предлагают разные формы взаимодействия с институтами гражданского общества в целях социально-экономического развития региона:
• заключение с общинами КМНС, их ассоциациями договоров на выполнение работ и предоставление услуг;
• проведение целевой профессиональной подготовки через привлечение для этого разных общественных объединений и организаций;
• принятие региональных и местных программ, направленных на социально-экономическое развитие региона, путем совместного обсуждения и разработки с представителями гражданского общества.
При взаимодействии институтов гражданского общества и государственных структур последние не должны вмешиваться в деятельность соответствующих общественных организаций и объединений, за исключением случаев, нарушающих действующее российское законодательство.
В конечном итоге, для позитивного решения долгосрочных задач социально-экономического развития региона постоянно требуется поддержка институтов гражданского общества.
Среди основных форм влияния институтов гражданского общества на решения долгосрочных задач социально-экономического развития региона следует отметить:
1) общественный контроль над соответствующей сферой системы общественных отношений вообще и ее отдельными объектами и субъектами;
2) общественную экспертизу хозяйственных проектов и разрабатываемых законопроектов (например, следует выделить этнологическую экспертизу в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС республики);
3) общественно-государственный диалог по широкому спектру актуальных социально-экономических проблем, в том числе и с целью артикуляции интересов представителей институтов гражданского общества;
4) экономическую (в том числе предпринимательскую) деятельность общественных объединений (в частности, коренных малочисленных народов Севера в традиционных видах хозяйственной деятельности, промыслах).
Задача публичных властей - создать необходимую правовую основу для гармоничного взаимодействия государства (муниципальных властей) и институтов гражданского общества в целях динамичного развития региона. Так, только в 2019 г. в Республике принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на помощь КМНС и развитие Арктической зоны - мест традиционного проживания данных народов [8].
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНА
Рассмотрим взаимодействие некоторых институтов гражданского общества и органов публичной власти в целях устойчивого позитивного социально-экономического развития региона.
Всего на территории Республики на 01.01.2020 действовали 1296 общественных объединений (на 01.01.2019 таких объединений было 1241), из которых: 704 - общественные организации; 13 - общественные движения; 27 - общественные фонды; 40 -общественные учреждения; 3 - органы общественной самодеятельности; 3 - общественные объединения с участием государства; 151 - структурные подразделения международных, общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений; 3 - национально-культурные автономии и 352 - профессиональные союзы [9]. Иные некоммерческие организации составляют 726 ед.: фонды (160); некоммерческие партнерства (70); автономные некоммерческие организации (150); общины коренных малочисленных народов Севера (181) и др. Кроме того, следует выделить религиозные организации - 158; региональные отделения политических партий - 30; казачьи общества - 13.
К числу институтов гражданского общества, оказывающих плодотворное воздействие на развитие экономики региона и осуществляющих равноправное партнерство с государственными структурами, следует
отнести действующие в республике территориальные общественные самоуправления (ТОС). Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это форма самоорганизации граждан, объединенных единым местом их жительства на части территории муниципального образования. ТОС создается для реализации инициатив граждан, цель которых - улучшить качество жизни на своей территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления поселения. Финансовые ресурсы ТОС состоят из собственных средств, которые образуются за счет добровольных взносов, пожертвований юридических и физических лиц, а также иных поступлений в соответствии с действующим законодательством. Зарегистрированные ТОС имеют право на финансовую поддержку со стороны государственной и местной публичных властей.
ТОС активно участвуют в социально-экономическом развитии территории муниципального образования; эффективно решают вопросы местного значения, взаимодействуют с органами государственной власти Республики и местного самоуправления (муниципальных образований) в целях реализации социально значимых инициатив населения.
Отметим и особую роль традиционного института гражданского общества - профсоюзов в развитии экономики республики. Они последовательно проводят в жизнь политику защиты социально-экономических интересов, прав наемных работников, ведут борьбу с безработицей, добиваются максимально полной занятости и улучшения условий труда. Ведущая роль профсоюзов - в функционировании механизма социального партнерства, реализуемого в форме сотрудничества профсоюзов, объединений предпринимателей - работодателей и государства. Обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечивать участие членов трудовых коллективов предприятий, организаций в разработке и заключении коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля над соблюдением норм по охране труда. Профессиональных союзов, официально зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия), насчитывается 352. Из них самой массовой является Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) (197974 чел.). Охват профсоюзным движением, прежде всего, наемных работников, составляет 76,0%.
Во многом благодаря практике проведения зональных форумов НКО в районах Республики, массированной методической и консультационной поддержке, удалось заинтересовать органы местного самоуправления в необходимости поддержки именно социально-ориентированных (СО) НКО на муниципальном уровне. Принципиально значимо, что на местном уровне есть понимание того, что поддержка и СО НКО, и НКО в любой иной их форме - это не только стимулирование гражданской активности населения, но и, с прагматической точки зрения, возможность привлечения дополнительных трудовых и пр. ресурсов в процесс позитивного социально-экономического развития соответствующих территорий.
Свой вклад в социально-экономическое развитие региона через освещение и поддержку тех или иных проектов, трудовых достижений и пр. вносят СМИ. В Республике Саха (Якутия) по состоянию на январь 2019 г. легально действовали 207 масс-медиа. Большинство из них (135) по статусу - региональные и муниципальные периодические печатные издания. Лидирует среди электронных СМИ НВК «Саха» с филиалами в 34 улусах.
Национальные СМИ стали активно развиваться и в социальных сетях (в частности, открылся сайт газеты «Якутия» - www.yakutia-daily.ru; возобновлен выпуск саха-язычной версии ЯСИА в www.sakha.ysia. ru; новости НВК «Саха» и «Якутия 24» также оперативно размещаются на сайтах www.nvk-online.ru и www. yk24.ru).
Роль СМИ во многом связана с созданием позитивного имиджа региона, в том числе и с целью привлечения в регион трудовых ресурсов, высокопрофессиональных кадров.
Общественная палата Республики Саха (Якутия), организованная в 2011 г., является одной из ключевых платформ, где ведутся общественные дискуссии, но, что принципиально значимо, - согласовываются позиции, интегрируются усилия представителей структур публичной власти и институтов гражданского общества в решении, в том числе долгосрочных задач социально-экономического развития региона. Аналогичные процессы происходят в рамках деятельности общественных советов (палат):
1) в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
2) в муниципальных районах;
3) в сельских поселениях (по количеству, соответственно, 34, 36, 113).
На их заседаниях присутствуют представители Отделения Общероссийского народного фронта в Республике Саха (Якутия), по инициативе которых приоритетными в реализации стали следующие региональные проекты: «Генеральная уборка/Интерактивная карта свалок»; «За качество дорог/Карта убитых дорог»; «Центр мониторинга благоустройства городской среды»; «Равные возможности - детям»; «Народная оценка качества»; «За честные закупки»; «Зеленый щит»; «Патриотические проекты ОНФ»; «Центр мониторинга качества и доступности здравоохранения»; «Село - территория развития» и др.
В данном случае немаловажное значение имеет то, что под названные и другие проекты, инициативы представителей институтов гражданского общества подведена законодательная база, как федерального, так регионального уровней. Речь, в частности, идет о действующих редакциях законов Республики Саха (Якутия): от 20.12.2016 1783-3 № 1123-У «Об Общественной палате Республики Саха (Якутия)», от 27.11.2014 13863 № 327-У «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)»; от 30.04.2014 1305-3 № 167-У «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)».
Такое взаимодействие институтов публичной власти и гражданского общества имеет позитивный коммуникативный эффект: множество людей постепенно становятся неравнодушными к актуальным проблемам социально-экономического развития региона, о чем, в частности, свидетельствует то, что в 2019 г. в адрес только руководства РС (Я) поступило 6134 обращения граждан (на конец 2018 г. - 5157), из них почти половина - в электронном виде (2894, или 47,27%) (табл. 1).
Тематические разделы [Thematic sections] По итогам 2018 г. [At the end of year 2018] По итогам 2019 г. [At the end of year 2019] Динамика изменений числа обращений [Changes in the application-level rate]
Количество обращений [Application-level rate] % Количество обращений [Application-level rate] %
Государство, общество, политика [State, Society, Politics] 1040 20,2 1236 20,2 + 196
Социальная сфера [Social] 1442 27,9 1673 27,3 +231
Экономика [Economics] 1145 22,2 1830 29,8 +685
Оборона, безопасность, законность [Defence, Security, Legality] 172 3,3 218 3,6 +46
Жилищно-коммунальная сфера [Housing and Communal Services] 1358 26,3 1177 19,2 -181
Всего [Total] 5157 6134
Таблица 1
Обращения граждан, поступившие в адрес руководства Республики Саха (Якутия)
по тематическим разделам [Citizens' appeals to the leadership of the Republic of Sakha (Yakutia) by thematic sections] https://agip.sakha.gov.ru/obzory-obraschenij
Из поступивших обращений около 1/3 - обращение граждан по экономическим вопросам. Важно подчеркнуть, что обращения граждан были внимательно изучены, по большей части из них приняты положительные решения. Неудивительно поэтому, что, по данным социологов на начало 2020 г., доля жителей РС (Я), отмечающих улучшение социально-экономического климата в регионе составила 32%, а доля тех, кто удовлетворен в целом положением дел в республике, - 55%.
Тем не менее, в республике есть целый ряд проблем, которые требуют своего совместного решения со стороны государства, институтов гражданского общества и бизнеса. Так, определенное беспокойство вызывает социально-экономическая, демографическая ситуация в арктических и северных районах РС (Я), где наблюдаются сокращение численности местного населения, остаются сравнительно высокими уровни безработицы, преступности. В связи с этим на данных территориях взаимовыгодное и равноправное взаимодействие, партнерство институтов гражданского общества и государства предполагают, прежде всего, совершенствование механизмов правового регулирования [10], разработку эффективных программ поддержки рыболовства, оленеводства, нахождение форм конструктивного взаимодействия с компаниями - недропользователями, проведение необходимых мероприятий в сфере занятости, пенсионного обеспечения, страхования, формирования здорового образа жизни представителей КМНС, модернизацию действующих систем здравоохранения, образования, стимулирование перехода хоздеятельности на принципы «зеленой» и «голубой» экономики [11], мониторинг экологической ситуации, сбережение экосистем. И здесь уже достигнуты определенные результаты. Например, в ходе IV молодежного форума КМНС «Сутан» в августе 2018 г. участники мероприятия продемонстрировали представителям региональной публичной власти проекты, направленные на улучшение жизни коренных малочисленных народов Севера, и которые впоследствии нашли поддержку у главы республики.
В целом институты гражданского общества, действующие, как на региональном, так и на федеральном уровнях, должны проявлять большую самостоятельность и настойчивость в лоббировании в законодательных структурах процесса совершенствования механизма правового регулирования малого предпринимательства. Необходимо побудить эти структуры разработать и принять нормативные правовые акты об обществах взаимного кредитования, инвестиционных союзах, упрощенном порядке предоставления государственных гарантий по программам развития и проектам малого бизнеса.
Малый бизнес — это малое предпринимательство, основанное на деятельности малых предприятий, включая и деятельность индивидуальных предпринимателей, самозанятых. Малые предприятия входят в содержание понятия субъектов малого предпринимательства, под которым мыслятся субъекты предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах, соответствующие предусмотренным законодателем критериям их отнесения к категории малых предприятий. Такое пред-
принимательство может выступать одним из факторов устойчивого развития той или иной территории, выполнять инновационные функции. Оно способствуют диверсификации экономики, придает ей гибкость и, соответственно, заполняет экономические ниши, куда не стремится крупный и средний бизнес; вносит вклад в развитие конкурентной среды; оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка; участвует в создании широкого спектра товаров и услуг, способных удовлетворить потребительский спрос в них; способствует решению проблем занятости местного населения путем создания рабочих мест, в т.ч. и для социально уязвимых граждан; смягчает социальную напряженность; формирует широкий слой собственников; выступает основой для становления среднего класса; способствует развитию частной инициативы и гражданского общества в целом.
Перспективным направлением деятельности институтов гражданского общества по решению долгосрочных задач социально-экономического развития региона может стать их участие в мониторинге и выработке рекомендаций государственным органам, ориентированных на сокращение теневой экономики, которая представляет объективно существующую и постоянно воспроизводящуюся подсистему рыночного хозяйства, где субъекты стремятся добиться экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции.
Еще одним актуальным направлением деятельности институтов гражданского общества по решению долгосрочных задач социально-экономического развития региона является общественное сопровождение модернизации и инновационного развития реального сектора экономики Республики. Здесь представляется особо значимым осуществить комплекс мер, касающихся роста уровня жизни граждан -наемных работников, в том числе в целях повышения степени их социально-экономической защищенности, в частности:
1) довести снижение уровня дифференциации заработной платы, иного легального дохода, выплачиваемых на системообразующих предприятиях, организациях, в секторах, отраслях экономики, до соотношения не более: 1 (зарплата и т.п. рядового наемного работника) к 5 (зарплата и т.п. представителя топ-менеджмента предприятия, организации);
2) производить расчет прожиточного минимума для всех категорий граждан с учетом роста стоимости потребительской корзины, рассчитанной на основе прогрессивного статистического подхода, учитывающего усредненный уровень реального, а не номинального потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и социально значимых услуг.
В развитии положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [12], одним из основных принципов государственной национальной политики РС (Я) объявлено обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
В связи с этим показательно, по мнению автора, то, что регион - единственный субъект Российской Федерации, где разработан, принят и последовательно реализуется региональный законодательный акт об этнологической экспертизе в целях защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, отрицательное заключение которой служит официальным основанием запрета, прекращения любой деятельности любых субъектов (за исключением представителей КМНС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности последних.
В регионе функционирует Совет по вопросам коренных малочисленных народов Севера при главе Республики Саха (Якутия) - консультативный орган, обеспечивающий подготовку предложений и решений по проблемам жизнедеятельности КМНС, координацию взаимодействия их общин с органами государственной власти Республики. 44% его членов - представители соответствующих этносов.
В целях ревитализации, сохранения, пропаганды, позитивного развития родного языка, иного культур -ного наследия КМНС ежегодно присуждаются премии главы Республики Саха (Якутия). Дело в том, что «языковая» проблема сегодня остро стоит на повестке дня в деятельности не только государства, но и институтов гражданского общества региона: несмотря на рост численности коренных малочисленных народов Севера, доля их представителей, владеющих родным языком, сокращается.
Перечисленное - лишь малая часть мер, предусмотренных Государственной программой Республики Саха (Якутия) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» [13], организуемых органами государства совместно с институтами гражданского общества.
На повестку дня выходят не менее приоритетные задачи:
1) сохранить якутский героический эпос «Олонхо» [14] - «один из шедевров устного и нематериального наследия Человечества для передачи будущим поколениям и другим народам мира», признанный таковым в 2005 году ЮНЕСКО;
2) создать и распространить новые социально-экономические, культурные, образовательные практики, необходимые для обеспечения благополучия и прогрессивного развития северных народов в современном мире, в том числе увеличить до 260 тыс. чел посещаемость «Ысыаха Туймаада» - главного национального священного праздника якутов, издревле отмечаемого в дни летнего солнцестояния.
Это призвано стимулировать и развитие богатой национальной культуры Саха, которые приблизительно в ХП-ХГУ вв. пришли с берегов озера Байкал на земли, ставшие нынешней Республикой Саха (Якутия), бескровно ассимилировали местные племена и создали свою оригинальную культуру.
ВЫВОДЫ
Институты гражданского общества, как и формирование и реализация демократических процессов, имеют региональные особенности, проявляющиеся во всех
субъектах Российской Федерации, которые обусловлены рядом факторов культурно-исторического, природно-климатического, социально-экономического и пр. характера.
Что касается обеспечения успешной реализации стратегии экономического развития РС (Я) институтами гражданского общества, то важно понять, каковы их потенциал, перспективы. Но такое участие институтов гражданского общества в стратегии экономического развития региона требует и создания необходимых условий со стороны публичных властей. Так, до сих пор отсутствует правовой механизм, направленный на вовлечение КМНС в процессы принятия решений, которые непосредственно затрагивают их жизнь и деятельность, не созданы и гарантии такого участия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная модель взаимодействия в экономической сфере институтов гражданского общества и органов публичной власти базируется на ряде механизмов: социальном партнерстве и социальном предпринимательстве, участии в проектном управлении, государственных закупках, совещательно-консультативных органах, созданных при государственных и муниципальных структурах и пр. С помощью этих механизмов институты гражданского общества принимают как непосредственное (участвуя в экономической деятельности), так и опосредованное (выполняя экспертно-совещательную и контролирующую функции) участие.
Для достижения целей социально-экономического развития очень важно создание общественного договора в республике. Стартовой точкой для запуска процесса формирования и реализации общественного договора могло бы стать создание открытой информационно-коммуникативной площадки на базе некой уже действующей организации, например, общественной палаты, обладающей навыками провайдера сетевого взаимодействия. На этой площадке в рамках процесса формирования и реализации общественного договора в непосредственный контакт будут вступать граждане как индивидуумы со своим характером и компетентностью; представители социальных групп, связанных с разными идентичностями; представители предприятий и организаций, имеющих свои структуры, нормы и правила; представители государственных институтов со своими общественными установками [16].
Так, с одной стороны, несмотря на позитивные результаты, достигнутые в экономике региона (а в составе Дальневосточного федерального округа РС (Я) является одним из самых динамично развивающихся регионов), в ней по-прежнему остро стоят вопросы развития транспортной системы, обрабатывающих отраслей, инновационной экономики, обновления жилищно-коммунального хозяйства, трудовой миграции в связи с оттоком местного населения, высоких потребительских цен на товары и услуги и пр. Но, с другой стороны, институтам гражданского общества еще предстоит реализовать свой потенциал в экономическом развитии региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильичева М.В., Лапин А.В.Сетевой подход к организации государственно-частного партнерства в современной России // Известия Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2019. № 4. С. 17.
2. Географические исследования Якутии: история, современность и перспективы // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня создания Якутского отдела Императорского Русского географического общества (Якутск, 21-23.08.2013). Якутск: сфера, 2014. 488 с.
3. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru
4. Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 18.07.2019) // Российская газета (федеральный выпуск). 06.05.2016; Консультант Плюс. 01.11.2020.
5. Мингалева Ж.А., Гершанок Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность // Экономика региона. 2012. № 3. С. 68-77.
6. Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» (принят Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018-З № 46-VI) // Консультант Плюс. 01.11.2020/
7. Ильичева Л.Е., Лапин А.В. Стратегии социально-экономического развития регионов в ракурсе национальных целей и приоритетов: Политический анализ: монография. М.: Аспект Пресс, 2021. С. 27.
8. Закон Республики Саха (Якутия) от 30.01.2019 2099-З № 109-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»; Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 13.12.2019 № 892 »О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы"» и др.
9. Статистический ежегодник. Республика Саха (Якутия): стат. сб. / ред. кол.: И.К. Гаевая, И.И. Батожергалова, В.А. Константинова; Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2019.
10. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014) // Российская газета (федеральный выпуск). 11.05.2001; Консультант Плюс. 01.11.2020.
11. Колесникова М. Продвижение «голубой экономики» в Средиземноморском регионе // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. № 5. С. 121-125.
12. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 06.12.2018) // Консультант Плюс. 01.11.2020.
13. Болотина И.И., Исаева А.Ю. Анализ Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года // Известия Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 31-39.
14. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12.12.2019 № 884 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы"» (ред. от 17.09.2020).
14. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос Олонхо / воссоздал на основе народных сказаний П.А. Ойунский; пер. В. Державина; под общ. ред. С.В. Михалкова; ст. и коммент. И.В. Пухова. Изд. 2-е. Якутск: Якутское книж. изд-во, 1982. 432 с.
REFERENCES
1. Ilyicheva M.V., Lapin A.V. Network approach to the organization of public-private partnership in modern Russia. Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences. 2019. No. 4. P. 17. (In Russ.)
2. Geographical research of Yakutia: History, modernity and prospects. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Creation of the Yakutsk Department of the Imperial Russian Geographical Society (Yakutsk, 21-23.08.2013). Yakutsk: Sphere, 2014. 488 p. (In Russ.)
3. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru
4. Federal Law of 01.05.2016 No. 119-FZ "On the specifics of providing citizens with land plots in state or municipal ownership and located in the territories of the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Far Eastern Federal District, and on amending certain legislative acts of the Russian Federation" (ed. of 18.07.2019). Rossiyskaya Gazeta (federal issue). 05.06.2016; Consultant Plus. 01.11.2020. (In Russ.)
5. Mingaleva Zh.A., Gershanok G.A. Sustainable development of the region: innovation, economic security, competitiveness. Economy of the Region. 2012. No. 3. Pp. 68-77. (In Russ.)
6. Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 19.12.2018 2077-3 No. 45-VI "On the strategy of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a target vision until 2050" (adopted by the Resolution of the State Assembly (Il Tumen) Republic of Sakha (Yakutia) dated
19.12.2018 3 No. 46-VI). Consultant Plus. 01.11.2020. (In Russ.)
7. Ilyicheva L.E., Lapin A.V. Strategies for the socio-economic development of regions in terms of national goals and priorities: Political analysis: Monograph. Moscow: Aspect Press, 2021. P. 27.
8. Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 30.01.2019 2099-3 No. 109-VI "On amending certain legislative acts of the Republic of Sakha (Yakutia) in terms of bringing to the uniformity of terminology concerning the indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia)"; Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 13.12.2019 No. 892 "On the state program of the Republic of Sakha (Yakutia)" Development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) and the indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020-2024", etc.
9. Statistical yearbook. Republic of Sakha (Yakutia): Statistical collection. Editorial Board: I.K. Gaevaya, I.I. Batozhergalova, V.A. Konstantinov; Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2019.
10. Federal law of 07.05.2001 No. 49-FZ "On the territories of traditional nature use of the indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation" (as amended on 31.12.2014). Rossiyskaya Gazeta (federal issue). 05.11.2001; Consultant Plus. 01.11.2020. (In Russ.)
11. Kolesnikova M. Promotion of the "blue economy" in the Mediterranean region. Scientific-Analytical Bulletin of the Institute of Europe RAS. 2018. No. 5. Pp. 121-125. (In Russ.)
12. Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012. No. 1666 "On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025" (as amended on December 6, 2018). Consultant Plus. 01.11.2020. (In Russ.)
13. Bolotina I.I., Isaeva A.Yu. Analysis of the strategy of the state national policy of Russia until 2025. News of the Tula State University. Humanitarian Sciences. 2016. No. 1. Pp. 31-39. (In Russ.)
14. Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) dated
12.12.2019 No. 884 "On the state program of the Republic of Sakha (Yakutia)" Strengthening the all-Russian civic identity and ethnocultural development of peoples in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020-2024" (as amended on 17.09.2020).
15. Nyurgun Bootur the Swift: Yakut heroic epic Olonkho. Recreated on the basis of folk tales by P.A. Oyunsky; transl. into Russian by V. Derzhavin; S.V. Mikhalkov (gen. ed.); article and comment. by I.V. Pukhov. 2nd edition. Yakutsk: Yakutsk Book Publishing House, 1982. 432 p.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 78,8% Рецензент: Рогачев С.В., доктор экономических наук, профессор
Статья поступила в редакцию 10.03.2021, принята к публикации 19.04.2021 The article was received on 10.03.2021, accepted for publication 19.04.2021
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Федотов Алексей Васильевич, соискатель, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-7191-1985; E-mail: fedotovav@ yandex.ru
ABOUT THE AUTHOR
Alexey V. Fedotov, applicant, Institute of Socio-Political Studies of the Federal Research and Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-7191-1985; E-mail: fedotovav@yandex.ru