ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА. ЭТНОПОЛИТИКА
УДК 323.2 001: 10.24412/2071-6141-2021-3-36-49
НКО КАК АКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
А. В. Федотов
Рассматривается роль институтов гражданского общества в реализации стратегии экономического развития региона на примере Республики Саха (Якутия). Многообразие НКО, интенсивное становление и дальнейшее совершенствование показывают зрелость демократических институтов, функционирующих в регионе при решении социально значимых проблем. Институты гражданского общества выступают в качестве партнеров публичной власти, стремятся к честному, равноправному и открытому диалогу с государственными структурами.
Ключевые слова: институты гражданского общества, государство, региональная экономика, стратегии экономического развития региона.
НКО занимают особое место в стратегии экономического развития региона. Их многообразие, интенсивное становление и дальнейшее совершенствование показывают зрелость демократических институтов, функционирующих в регионе. При решении социально значимых проблем институты гражданского общества выступают в качестве партнеров публичной власти, стремятся к честному, равноправному и открытому диалогу с государственными структурами. В настоящее время фокус общественного мнения естественным образом сместился на вопросы качества жизни, здоровья, достатка, состояния природной среды и т. д. [1, с. 5]. Общественными ценностями становятся справедливость, человеколюбие, свобода, безопасность, образование, семейные устои и др. В свою очередь, публичная власть при принятии управленческих решений не может не опираться на широкую поддержку всех слоев его жителей, чьи интересы призваны выражать и защищать институты гражданского общества.
В «Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» (далее - Стратегия) одной их приоритетных задач названо «создание условий для сохранения и защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни многонационального народа РС(Я)» [2]. Решение данной задачи сопряжено и с другими обозначенными в Стратегии планами - эффективное управление территориями, создание глобально конкурентоспособных ба-
зовых отраслей экономики, формирование экономики знаний, сохранение природы для будущих поколений и др.
Стратегии, разрабатываемые властью, могут быть воплощены в жизнь лишь в той мере, в какой граждане считают себя сопричастными к долгосрочным замыслам и ориентирам, только тогда они будут готовы положить все свои силы и знания на алтарь Прогресса [1, с. 6].
Среди механизмов реализации Стратегии - эффективное взаимодействие структур публичной власти, бизнеса и институтов гражданского общества. Особое внимание в Стратегии уделено этническим сообществам и иным НКО в ракурсе активизации их участия в достижении поставленных целей. Названная Стратегия базируется и развивает утвержденные ранее: федеральную «Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [3], а также региональную «Концепцию устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года» [4].
КМНС (коренные малочисленные народы Севера) могут безвозмездно владеть и пользоваться землями (и природными ресурсами) мест их традиционного проживания и ведения исконных видов хозяйственной деятельности (в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями), контролировать деятельность публичных властей, следить за использованием указанных земель, в том числе и за соблюдением соответствующего законодательства в этой области, «принимать участие (через уполномоченных представителей) в выработке решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни и видов хозяйственной деятельности (промыслов); участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз; имеют право на возмещение убытков в случае причинения ущерба исконной среде обитания» [5].
Среди общественных объединений особое значение имеют советы представителей КМНС при органах исполнительной власти Республики и местного самоуправления. Что касается хозяйственных объединений, то представители данных народов могут создавать (совместно с лицами, не являющимися представителями КМНС) хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы при условии, что эти объединения будут осуществлять традиционные виды деятельности и промыслы; и не менее половины в этих объединениях составят представители КМНС.
Как отмечалось, законодателем закреплены виды традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Что касается основной хозяйственной деятельности якутов, то это скотоводство, а точнее разведение лошадей. Традиционно саха, в отличие от КМНС, вели оседлый образ жизни.
В политологической (как и экономической) литературе отсутствует единая трактовка понятия «традиционная хозяйственная деятельность».
Одни авторы делают акцент на осуществление хозяйственной деятельности в рамках традиционного хозяйственного уклада [6], другие авторы трактуют данную деятельность предельно широко, полагая, что она неотделима от традиционного образа жизни и самобытной культуры [7]. Для разных целей исследования допустимы оба из названных подходов.
Суровые климатические условия (на территории Республики расположены 13 арктических районов1, которые по социально-экономическим показателям существенно отстают от общереспубликанских средних показателей; вместе с тем по удельному весу в общей численности населения Республики население арктических районов Республики составляет
7,0 %, а по занимаемой площади - 52,2 %; плотность населения здесь соЛ
ставляет 0,04 чел. на 1 км ), традиционный уклад, малочисленность коренных народов Севера делают исконные виды их хозяйственной деятельности с точки зрения современной рыночной экономики нерентабельными, а сокращение площади земель исконного проживания КМНС ведет к полному исчезновению их традиционных видов деятельности. Попытки насильственного включения традиционной хозяйственной деятельности КМНС в общую экономическую деятельность без учета ее специфики ведут к разрушению самобытности и традиционного образа жизни соответствующих народов. Отсюда значимость политики протекционизма, государственной поддержки, наделения коренных народов особыми правами в целях сохранения и позитивного их развития.
Некоторые авторы рассматривают перспективы дальнейшего развития традиционных видов деятельности КМНС в рамках дилеммы: продолжать сохранять исконные виды деятельности коренных народов РС(Я) в формате традиционного общества или включать эти виды деятельности в систему современной российской экономики, находящейся, как полагают, на стадии постиндустриального (а точнее, информационного) общества. Вместе с тем для руководства Республики, большинства научных исследователей, представителей гражданского общества все более отчетливым становится понимание необходимости гармоничного сочетания, с одной стороны, сохранения традиционных укладов хозяйственной деятельности, а с другой стороны, включения их в современную экономику региона с учетом их специфики и особого значения не только для экономического, но и культурного, социального развития Республики. Для нахождения эффективных путей такого сочетания весьма значима роль общественных организаций, институтов самоуправления данных народов [8].
Одной из характерных особенностей РС(Я) является ее уникальная полиэтничность: как отмечалось, в регионе проживают представители 129
1 «Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано -эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район), Эвено-Бытантайский национальный улус (район)»
народов, этносов. По мнению многих экспертов, с кем контактировал автор, действующую уравновешенную региональную систему межэтнических и межконфессиональных отношений отличают прочность, способность противостоять соответствующим вызовам и угрозам. Тем не менее, поскольку в Республике наблюдается приток привлекаемой из стран ближнего и дальнего зарубежья рабочей силы, как правило, с низким уровнем квалификации для реализации крупных инвестиционных проектов, участия в строительстве объектов ЖКХ, промышленного назначения, постольку рост числа трудовых мигрантов, так или иначе, повышает уровень рисков возникновения конфликтных ситуаций на межнациональной и межконфессиональной основах.
Проблематика межнациональных отношений (прежде всего, отношений между народами, этносами) весьма актуальна. Межнациональной проблематикой «окрашены» различные важные для личности, общества, государства сферы их жизнедеятельности. Соответствующие отношения нередко имеют решающее значение в демографической, миграционной политике, налогово-бюджетной сферах1, в обеспечении безопасности и обороноспособности страны (особенно на постсоветском пространстве) [9]. Однако иногда данное обстоятельство используется для получения представителями конкретных народов, этносов завышенных привилегий, преференций в обществе и государстве. Важно осознать и принять как непреходящую данность: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем Республика Саха (Якутия) — это содружество народов, этносов, соединенных общей судьбой и проживанием на своей родной земле. Именно в этом суть, содержание, специфика становления, устойчивого функционирования и последующего прогрессивного развития не только Республики Саха (Якутия), но и Российской Федерации в целом [10].
По официальным данным, в регионе «зарегистрированы 74 общественные организации, созданные по национально-культурному критерию, и 158 - по конфессиональному признаку» [11]. Среди организационно -правовых форм объединений КМНС следует выделить: коммерческие организации (например, корпоративные) и некоммерческие (например, родовые кочевые общины КМНС и Ассоциации КМНС).
На основании федеральных, региональных нормативных правовых актов (в частности: [12]) в регионе осуществляется государственная и муниципальная поддержка НКО, организованных в форме национально-культурных объединений граждан. Следует отметить, что в предыдущие годы (2012-2019 гг.) основой для развития межнациональных отношений
1 В связи с этим стоит напомнить: «Республика Саха (Якутия) в 1992-1993 годах фактически самоустранилась от выполнения федеральных бюджетных обязанностей и, в нарушение установленного федеральным законодателем порядка распределения отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, перечисляла платежи по соответствующему федеральному налогу в региональный бюджет. В 1994 году этот регион ничего не перечислил в федеральный бюджет, а в 1995 - лишь 0,5 % всех собранных налогов».
была «Государственная программа «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»». В 2018 году принята «Государственная программа «Развитие гражданского общества и гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», которая софинансируется из регионального и федерального бюджетов в рамках соглашений с Федеральным агентством по делам национальностей Российской Федерации (ФАДН России).
Среди объединений этнических сообществ весьма значима роль Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, «включающая 41 народ (численность этих народов 250 тыс. чел., организованных в 34 региональные и этнические объединения)» [13]. В числе ее региональных отделений - Общественная организация Ассоциация КМНС РС(Я). В рамках последней сформированы: Ассоциация эвенов; Ассоциация эвенков; Ассоциация юкагиров; Ассоциация долган; Ассоциация чукчей; Ассоциация русских старожилов; Союз общин КМНС РС(Я). Указанная региональная Ассоциация занимается проблемами развития традиционных отраслей хозяйствования и, прежде всего, оленеводства. В этом ей помогают созданные в Республике: Союз общин КМНС, Ассоциация оленеводов Республики Саха (Якутия).
Одним из консолидирующих институтов в обеспечении сохранения и укрепления межнационального единства является движение Ассамблея народов РС(Я), созданная на I форуме народов Республики, состоявшемся 26.04.1994 в г. Якутске. В настоящее время Ассамблея реализует целый ряд проектов (например, «Якутия - наш общий дом»), целями которых выступают упрочение национального согласия в Республике, активизация участия этнических сообществ в социально-экономическом развитии региона. В муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) действуют 13 отделений этого общественного движения. Координацию их деятельности обеспечивает Совет по вопросам государственной национальной политики при Главе Республики Саха (Якутия)1.
1 Так, помимо названных выше ассоциаций, в Ассамблею включены: Якутская община «Саха аймах» Алданского района, Общественная организация «Местная национально-культурная автономия чеченцев г. Якутска»; Финское культурное общество Республики Саха (Якутия); Таджикская община «Сомониён» Республики Саха (Якутия); Русская община Республики Саха (Якутия); Польское общественное объединение «Полония» Республики Саха (Якутия); Национальная община «Тыва» г. Якутска; Общественная организация «Литовская община "Гинтарас"»; Добровольная общественная организация кыргызов г. Якутска; Курдо-езидская община г. Якутска; Казахская общественная организация «Алатау» Республики Саха (Якутия); Якутская республиканская общественная организация «Якутский казачий полк»; Якутское окружное казачье общество (реестровый казачий полк); Ингушская община г. Якутска; Землячество уроженцев Узбекистана «Ватан» г. Якутска; Бурятская община «Байкал» г. Якутска; Белорусская община «Суродич» г. Якутска; Ассоциация корейцев г. Якутска; Общественная организация «Союз армян г. Якутска». В ноябре 2004 года была создана Республиканская общественная организация «Молодежная Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)», объединяющая молодежь целого ряда народов, проживающих в Республике.
Все перечисленные общественные организации активно и плодотворно взаимодействуют с федеральными и региональными органами публичной власти (в частности, члены Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации входят в Экспертный совет Комитета Государственной Думы по делам национальностей, Экспертный совет Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в состав экспертных советов ряда министерств; введены должности вице-президентов по федеральным округам), международным организациям (например, указанная Ассоциация имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, является Постоянным участником в Арктическом совете).
Весьма важно, что представители организаций КМНС включены в состав Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, что дает возможность выстраивания эффективного взаимодействия общественных и государственных структур в целях социального и экономического развития Республики.
Кроме того, для соблюдения законодательства и прав КМНС РС(Я) в регионе был создан институт Уполномоченного по правам КМНС.
По данным Минюста России, на 01.01.2019 в Республике зарегистрированы 194 кочевые родовые общины КМНС. В Республике функционируют более 20 некоммерческих организаций КМНС (на конкурсной основе в целях финансовой поддержки этих организаций из федерального бюджета и бюджета Республики ежегодно выделяются субсидии: в 20122019 гг. они составили 92,9 млн руб. на реализацию 176 проектов). В Республике созданы и коллегиально-совещательные органы, занимающиеся проблемами устойчивого развития КМНС (Совет по делам КМНС при Главе РС(Я), Совет по развитию языков в РС(Я) при Главе РС(Я), Ассамблея депутатов - представителей КМНС Республики, Координационный Совет Ассоциации КМНС Республики, экспертная комиссия этнологической экспертизы).
Перечисленные общественные объединения последовательно отстаивают интересы народов Республики, активно участвуют в развитии экономической деятельности региона.
Так, в настоящее время представители общественных организаций обеспокоены тем, что Министерством охраны природы РС(Я) введены плата с общин за охотхозяйственные соглашения, а также арендная плата за охотугодья и пастбища на территориях Гослесфонда (в регионе из 365 кочевых родовых общин на начало 01.01.2019 охотхозяйственные соглашения заключили всего 10 кочевых родовых общин из-за отсутствия денежных средств); в отдельных местах региона отсутствуют участки для традиционного рыболовства; вызывает опасения и практика передачи зе-
мель традиционного природопользования в аренду охотпользователям на 49 лет, что чревато конфликтами интересов между представителями кочевых родовых общин и охотпользователями.
Таблица 1
Данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи
населения 2016 года
Вид организации Число организаций, Общая площадь Общая площадь
хозяйств, ед. земли, тыс. га земли, в среднем на
1 организацию (хозяйство), га
2006 2016 2006 2016 2006 2016
Сельскохозяй-
ственные организа- 1005 872 56941,7 62973,2 69525,9 72217,0
ции
Крестьянские (фермерские) хо- 4779 3849 421,6 437,0 108,0 113,5
зяйства и индиви-
дуальные предпри-
ниматели - всего,
в том числе:
крестьянские (фер- 4165 3038 161,8 95,6 38,9 31,5
мерские) хозяйства;
индивидуальные 614 811 259,8 341,4 423,0 420,9
предприниматели; личные подсобные 138890 127359 254,3 217,0 1, 8 1, 7
и другие индивиду-
альные хозяйства
граждан - всего, из них: личные 96082 87345 199,0 205,4 2, 1 2, 4
подсобные хозяй-
ства;
некоммерческие объединения граж- 480 415 3, 1 4, 3 6, 4 10,3
дан
Под сельскохозяйственными организациями подразумеваются: хозяйственные товарищества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ЗАО и ОАО, производственные кооперативы, унитарные предприятия, родовые общины. Среди основных категорий хозяйств -подавляющее большинство составляют личные подсобные хозяйства.
Доля сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства в структуре ВРП в 2016 году составила 1,7 %, а в 2017 году - 1,8 %. Если в 2018 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в среднем по Республике составляла 68870,5 тыс. руб., то в сельском хозяйстве почти в 2 раза меньше - 32445,7 тыс. руб.
Среди направлений развития животноводства: разведение крупного рогатого скота, коневодство и оленеводство. Причем поголовье скота в последние годы непрерывно сокращается (если в 1990 году было 409,2 тыс. голов крупного рогатого скота, 199,5 тыс. лошадей и 361,6 тыс. оленей, то в 2018 году, соответственно, 183,5 тыс., 178,0 тыс. и 146,6 тыс.; в Абый-ском и Аллаиховском улусах /Индигирская группа/ отрасль северного домашнего оленеводства полностью исчезла).
Большинство поголовья лошадей находится в крестьянских (фермерских) хозяйствах, хозяйствах населения, а поголовья северных оленей -в сельхозорганизациях (муниципальных и государственных предприятиях, родовых общинах КМНС).
Одной из основных отраслей арктических районов является рыболовство (по итогам 2018 года в этих районах сконцентрировано более 83,4 % промышленного улова в Республике1; в качестве организационных форм трудовой деятельности здесь наиболее распространены рыболовецкие производственные кооперативы (объединение мелких хозяйств и родовых общин КМНС).
Проведенный анализ показал, что традиционные хозяйства коренных народов РС(Я) играют значимую роль в ее экономике, а также и в экономике Российской Федерации в целом.
В 15 улусах Севера Республики (54,3 % от общего состава их народонаселения) основу экономического развития составляют традиционные отрасли сельского хозяйства и промыслы. Органы публичной власти поддерживают традиционные виды деятельности и промыслы (главным образом, крупные хозяйства, а не отдельные родовые общины), в том числе путем выделения дотаций на производство продукции.
Исследования ученых, посвященные изучению традиционных видов деятельности и образа жизни населения районов Крайнего Севера РС(Я), позволяют сделать вывод, что ряд этих видов находится в уязвимом состоянии (например, охотничий промысел) из-за интенсивного развития крупной добывающей промышленности. Роль общественных этнических организаций в данном случае состоит в том, чтобы не допустить исчезновения традиционных видов деятельности, а также экологической катастрофы на территории Республики, особенно в местах традиционного проживания КМНС.
Указанные организации принимали и принимают активное участие в разработке совместно с государственными структурами комплексных программ социально-экономического развития территорий РС(Я) (в част-
'«Основная масса рыбы (68,5 % улова) добывается в 4 приморских районах бассейнов рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы: Булунском (23 % республиканского улова), Усть-Янском (19,2 %), Аллаиховском и Нижнеколымском (по 13 %) улусах».
ности, «Комплексной программы «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; «Основных направлений государственной политики по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия)»; «Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года»; «Стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия), входящих в состав Арктической зоны Республики Саха (Якутия)».
Весомое значение имело принятие Закона о территориях традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [14]. На 01.11.2019 в РС(Я) на основе решения местных органов публичной власти созданы 62 ТТП местного значения (общая площадь ТТП - 165491,8 га, или 53,7 % от общей площади Республики). На данных ТТП сформированы Общественные Советы. Для взаимодействия КМНС с промышленными компаниями формируются специальные Общественные переговорные площадки.
Принятые в отмеченных ранее общественных организациях обращения и предложения нашли отражение в национальном проекте Российской Федерации «Экология», в рамках которого в РС(Я) в настоящее время реализуются четыре региональных проекта - «Чистая страна», «Сохранение лесов», «Чистая вода», «Обращение с ТКО». Для решения обозначенных проблем необходимо постоянное проведение этнологических экспертиз хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Так, в период 20102020 гг. проведены 14 таких экспертиз. Общая стоимость оцененных убытков - 403250080,85 руб. Следует еще раз подчеркнуть, что РС(Я) -единственный субъект Российской Федерации, где в целях защиты исконной среды обитания КМНС Республики принят региональный Закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Наличие ТТП, а также проведение этнологической экспертизы позволяют решать проблемы с нефтегазовыми и иными добывающими компаниями в правовом поле, сравнительно эффективно защищать права КМНС.
Экономическое развитие Республики (в том числе и в арктических районах) опирается и на промышленный рост. В частности, он связан с увеличением добычи полезных ископаемых (алмазов; редкоземельных элементов, например, в Томторском месторождении; россыпного золота - в Булунском районе; олова - в так называемой Янской группе; угля - в част-
ности, в месторождении «Краснореченское» в Абыйском районе), строительством волоконно-оптических линий связи (например, ВОЛС «Удачный - Оленек - Харыялах - Жилинда - Саскылах»), проведением научных исследований (изучение Арктической зоны, проведение геологоразведочных работ), освоением новых месторождений (Кючус, Прогноз, Ти-рехтях), развитием энергетики и транспортной инфраструктуры (например, дорога «Яна», порты Нижнеянск и Усть-Куйга), реновацией Северного морского пути. В реализации всех этих проектов принимают активное участие муниципальные образования и целый ряд общественных объединений, НКО.
Особо выделим роль НКО в экономическом развитии РС(Я). Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая с речью на форуме активных граждан «Сообщество», состоявшемся в конце 2017 года, в очередной раз призвал представителей публичной власти регионов опираться на работу некоммерческих организаций (НКО): «Обращаю внимание коллег в регионах России, губернаторов, местных властей: нужно опираться на гражданскую активность, вместе с общественными палатами создавать благоприятные условия для работы НКО» [15].
Целый ряд авторов также отмечают существенный вклад этих организаций в решение актуальных социально-экономических задач, в частности, таких как поддержка малого предпринимательства, рост уровня занятости населения, повышение производительности труда, стимулирование инновационной деятельности [16; 17]. Очевидно, что требуется еще активнее вовлекать НКО в процессы реализации стратегических направлений региональной политики, ведь только приведение граждан в состояние сопричастности к совместному с властью формированию основных социально-экономических показателей развития территорий будет способствовать более эффективному контролю со стороны заинтересованного общества за исполнением согласованных мероприятий и, следовательно, к более точной оценке степени доверия населения к власти и своей гражданской ответственности за достигнутый результат [19]. В Республике Саха (Якутия) разработана «дорожная карта» по осуществлению поэтапной активизации такого участия.
Накопленный в Республике опыт показывает, что усилить позиции НКО в социально-экономическом развитии региона невозможно без стратегического планирования, включения этих организаций в долгосрочные экономические проекты, выделения бюджетных средств (что не исключает учета и контроля над расходованием этих средств в НКО). Однако само бюджетирование НКО имеет специфику, а именно: использование официально принятых калькуляционных единиц; сравнительно высокий уровень неопределенности доходной части бюджета, которая формируется за счет
бюджетных средств плюс поступлений от основной и сопутствующей видов деятельности; целевая ориентации НКО, обусловливающая повышенную, в том числе юридическую, ответственность за результаты деятельности и требующая конкретизации ее результата [18].
Поэтому использование в работе НКО модели финансирования, ориентированной на конкретный результат, где, с одной стороны, получение бюджетных средств осуществляется в соответствии с принципом централизации, а с другой стороны, поставленные цели достигаются посредством принципов децентрализации, объективно способствует трансформации указанного института гражданского общества в приоритетный элемент системы государственно-муниципально-частного партнерства.
В целях повышения уровня эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти РС(Я) с НКО, совершенствования механизмов поддержки деятельности, прежде всего, СО НКО (социально-ориентированных некоммерческих организаций), повышения гражданской активности населения создан совещательный и консультационный орган - Совет некоммерческих организаций при Главе Р(Я). Основными задачами Совета являются: обеспечение взаимодействия между исполнительными органами государственной власти РС(Я) и НКО при разработке и реализации общественно полезных программ (проектов); подготовка соответствующих предложений, рекомендаций для органов публичной власти РС(Я) и др. Необходимым инструментом для дальнейшего развития профильных институтов гражданского общества является совершенствование отраслевых ресурсных центров, осуществляющих юридическое сопровождение, консультационную деятельность, например, по подготовке бухгалтерской и других видов отчетности. В настоящее время в РС(Я) созданы 7 подобных центров. На поддержку их деятельности в 2017 году направлено 6,995 млн руб.
Резюмируя вышеизложенное, следует признать важную роль и огромную значимость этнических сообществ, иных профильных НКО как акторов реализации стратегии социально-экономического развития региона. Эти роль и значение непосредственно демонстрируют ориентиры деятельности рассмотренных субъектов общественных отношений на перспективу до 2032 года, когда в конструктивном взаимодействии с органами публичной власти они должны будут обеспечить: «рост доли занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в формате общего числа рабочей силы до 37 % (| в 1,2 раза в сравнении с 2015 годом); повышение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП до 16 % (| на 1 п.п.)» [2]; «увеличение доли льготных и других кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц, индивидуальных предпринимате-
лей и самозанятых, не менее чем на 15 % (| в 1,7 раза к 2015 году); достижение коэффициента «рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства, равного 20,5 (| в 1,3 раза в сравнении с 2015 годом)» ; «рост доли граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет, начиная с 2019 года, на 12,5 % (| в 2,5 раза в сравнении с 2015 годом)».
Список литературы
1. Ильичева Л. Е., Лапин А. В. Стратегии социально-экономического развития регионов в ракурсе национальных целей и приоритетов: политический анализ: монография / Л. Е. Ильичева, А. В. Лапин. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. 272 с.
2. Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З №45-У1 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» (принят Постановлением Государственного Собрания /Ил Тумэн/ Республики Саха /Якутия/ от 19.12.2018 З №46-У1) // Консультант Плюс. 01.02.2021.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 №132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Консультант Плюс. 01.02.2021.
4. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.12.2007 №515 «О Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года» // Консультант Плюс. 01.02.2021.
5. Закон Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 370-3 №755-Ш «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (принят Постановлением Государственного Собрания /Ил Тумэн/ Республики Саха /Якутия/ от 13.07.2006 3 №756-Ш; редакция от 15.10.2009) // Консультант Плюс. 01.02.2021.
6. Ямсков А.Н. Этноэкосистема: содержание понятия и история его развития в отечественной этноэкологии // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. Выпуск 34 / под ред. Н.А. Дубовой, Л.Т. Соловьевой. Составитель - Н.А. Дубова. М.: Издательство «Наука», 2009. С. 130-142.
7. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии /АН СССР, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Издательство «Наука», 1989. 272 с.
8. Андриченко Л.В. Правовая регламентация статуса коренных малочисленных народов Севера России // Российская Арктика. Территория права = Russian Arctic. Territory of law: альманах / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа; ответственный редактор - Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Салехард: Юриспруденция, 2014. С.243-261.
9. Абрамян А. Исторический вопрос. Что вытекает из многонациональной и многокультурной природы Российского государства // Российская газета (федеральный выпуск). 24.05.2006.
10. Мор Т. Утопия (Deoptimoreipublicaestatu, dequenovainsula Utopialibriduo Illustrisviri Thomae Mori Regnibritanniarum Cancellarii) (с портретами Т. Мора) / пер. с лат. и предисловие - А.Г. Генкель, при участии Н.А. Макшеевой; с биографическим очерком Т. Мора, составление Н.А. Макшеевой. 2-е издание, исправленное и дополненное. Санкт-Петербург, 1905. 180 с.
11. Панина Т. От пандемии больше всего пострадали регионы с высокими доходами // Российская газета (федеральный выпуск). 08.11.2020.
12. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12.12.2019 №884 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы"» (редакция от 17.09.2020) // Консультант Плюс. 01.02.2021.
13. Бакутина Н.С. Взаимодействие органов власти, бизнеса и элементов гражданского общества в процессе политического управления инновационным развитием: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Нижний Новгород , 2015.
14. Федеральный закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014) // Российская газета (федеральный выпуск). 11.05.2001; Консультант Плюс. 01.11.2020.
15. Региональный рейтинг третьего сектора «Регион - НКО» (рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора). Результаты специального пилотного проекта Общественной палаты Российской Федерации в партнерстве с рейтинговым агентством РАЭКС-Аналитика. М., 2020. - 51 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www. gov. spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2020/11/06/15/20 20.11.06_reiting_nko_1.pdf. (дата обращения: 01.02.2021).
16. Макаренко И. Добрые дела для Якутии // Саха Таймс. 22.03.2020 [Электронный ресурс]. URL: https: //www.sakhatimes.ru/news/do brye-dela-dlya-yakutii/ (дата обращения: 01.02.2021).
17. Эрдниев У. Э. Историческая судьба ойратов. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993. 80 с.
18. Еремеева А.А. Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. 2018. №34 (220). С. 38-40.
19. Ильичева Л. Е., Кондрашов А. О., Лапин А. В. Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 162-185. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1917
Федотов Алексей Васильевич, соискатель, fedotovav@yandex.ru, Россия, Москва, ФГБУН «Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук»
NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS ACTORS IN THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)
A.V. Fedotov
In the article, the author examines the role of civil society institutions in the implementation of the strategy of economic development of the region on the example of Sakha (Yakutia). The variety of NPOs, intensive formation and further improvement show the maturity of democratic institutions functioning in the region in solving socially significant problems. Civil society institutions act as partners of public authorities, strive for an honest, equal and open dialogue with state structures.
Key words: Civil society institutions, state, regional economy, strategies for economic development of the region.
Fedotov Alexey Vasilyevich, applicant, fedotovav@yandex.ru, Russia, Moscow, Institute for Socio-Political Research of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences