Научная статья на тему 'Этносоциальные проблемы арктических территорий в зоне промышленного освоения на примере Анабарского национального (долганоэвенкийского) и Оленекского национального эвенкийского районов Республики Саха (Якутия)'

Этносоциальные проблемы арктических территорий в зоне промышленного освоения на примере Анабарского национального (долганоэвенкийского) и Оленекского национального эвенкийского районов Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / АРКТИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / РАЗМЕР УБЫТКОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пахомов Александр Алексеевич, Чомчоев А. И.

В статье дана оценка положительных и отрицательных моментов промышленного освоения арктических территорий на примере двух национальных районов Якутии. Показана, что реализация крупномасштабных проектов окажет разнонаправленное социальное влияние на районы проживания коренных малочисленных народов Севера. Приведены результаты оценки подсчета убытков, причиненных недропользователями к правообладателю территории в результате хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Предложены меры покрытия убытков, причиненных недропользователями к правообладателю территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Пахомов Александр Алексеевич, Чомчоев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOSOCIAL PROBLEMS OF ARCTIC TERRITORIES IN AREA OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT ON EXAMPLE OF ANABARSKY NATIONAL (DOLGAN-EVENK) AND OLENEKSKY NATIONAL EVENK DISTRICTS OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

In this article an assessment is given of positive and negative aspects of industrial development of Arctic territories on an example of two national districts of Yakutia. It is shown that implementation of large-scale projects will have a multidirectional social impact on the areas of residence of indigenous small-numbered peoples of the North. Results of estimation of calculation of losses were carried out, which are caused by subsoil users to a holder of right of territory as a result of economic and other activities in the places of traditional residence and traditional economic activity of indigenous small-numbered peoples of the North. Measures are proposed to cover the losses caused by subsoil users to the holder of right of territory.

Текст научной работы на тему «Этносоциальные проблемы арктических территорий в зоне промышленного освоения на примере Анабарского национального (долганоэвенкийского) и Оленекского национального эвенкийского районов Республики Саха (Якутия)»

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ЗОНЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АНАБАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО (ДОЛГАНО-

ЭВЕНКИЙСКОГО) И ОЛЕНЕКСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЭВЕНКИЙСКОГО РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Пахомов А.А.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук», заместитель председателя, заведующий отделом региональных экономических и социальных исследований, доктор экономических наук

Якутск Чомчоев А.И.

ООО «Испытательный Полигон Холода» Академии наук Республики Саха (Якутия), генеральный директор

Якутск

ETHNOSOCIAL PROBLEMS OF ARCTIC TERRITORIES IN AREA OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT ON EXAMPLE OF ANABARSKY NATIONAL (DOLGAN-EVENK) AND OLENEKSKY NATIONAL EVENK DISTRICTS OF REPUBLIC OF SAKHA

(YAKUTIA)

Pakhomov A.A.

Federal State Budgetary Institution of Science "Yakut Scientific Centre of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences", Deputy Head, Head of Department ofRegional Economic and Social Studies,

Doctor of Science (Economics) Yakutsk Chomchoev A.I.

LLC "Test Ground of Cold" of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Director General Yakutsk

АННОТАЦИЯ

В статье дана оценка положительных и отрицательных моментов промышленного освоения арктических территорий на примере двух национальных районов Якутии. Показана, что реализация крупномасштабных проектов окажет разнонаправленное социальное влияние на районы проживания коренных малочисленных народов Севера. Приведены результаты оценки подсчета убытков, причиненных недропользователями к правообладателю территории в результате хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Предложены меры покрытия убытков, причиненных недропользователями к правообладателю территории.

ABSTRACT

In this article an assessment is given of positive and negative aspects of industrial development of Arctic territories on an example of two national districts of Yakutia. It is shown that implementation of large-scale projects will have a multidirectional social impact on the areas of residence of indigenous small-numbered peoples of the North. Results of estimation of calculation of losses were carried out, which are caused by subsoil users to a holder of right of territory as a result of economic and other activities in the places of traditional residence and traditional economic activity of indigenous small-numbered peoples of the North.

Measures are proposed to cover the losses caused by subsoil users to the holder of right of territory.

Ключевые слова: Якутия, арктические территории, промышленное освоение, коренные малочисленные народы Севера, этнологическая экспертиза, размер убытков.

Keywords: Yakutia, Arctic territories, industrial development, indigenous small-numbered peoples, ethnological expertise, amount of damages.

Сегодня недровые богатства, находящиеся вблизи развитой инфраструктурной зоны России истекают или становятся нерентабельными.

В связи с этим добыча полезных ископаемых переносится в глубину страны, в том числе и в арктические улусы (районы) Республики Саха (Якутия), где в основном проживают коренные малочисленные народы Севера (далее КМНС).

В настоящее время большой проблемой является объективное определение размера убытков, причинённых правообладателю территории традиционного природопользования КМНС - муниципальных образований республики в результате хозяйственной деятельности по строительству и эксплуатации объектов осваиваемых месторождений.

Оценку подсчета убытков, причиненных недропользователями к правообладателю территории в результате хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС рассмотрим на примере двух соседних арктических районов Якутии - Анабарского национального (долгано-эвенкийского) и Оленекского национального эвенкийского районов (далее районы). На территории этих районов, с большим противостоянием местного населения против недропользователей, в последние годы на бассейнах рек Анабар1,2 и Оле-нек3,4 ведется добыча россыпных алмазов и расширенные геолого-разведочные работы. Кроме этого, ООО «Восток Инжиниринг» (дочернее предприятие Госкорпорации «Ростех») на этих территориях намеревается добывать редкоземельные металлы и нефть.

На землях территорий традиционного природопользования местного значения этих муниципальных образований ведется традиционная хозяйственная деятельность, в том числе оленеводство, Анализ состояния водных ресурсов

рыболовство, промысловая охота и собирательство (сбор дикоросов).

Оценивая влияние освоения месторождений на этносоциальное развитие затрагиваемых районов, необходимо отметить как положительные, так и отрицательные моменты реализации крупномасшатбных проектов.

К числу положительных моментов можно, безусловно, отнести то, что строительство будет иметь огромное значение для роста экономики, повлияет на повышение уровня занятости местного населения, возникновение дополнительного финансирования отраслей бюджетной сферы, развитие производственной и социальной инфраструктуры сельских поселений, улучшение качества транспортной схемы, развитие малого и среднего бизнеса, поступление дополнительных налогов и платежей в бюджеты разного уровня, в целом на повышение уровня и качества жизни населения. Вместе с тем, вероятны и определенные негативные последствия освоения территорий. К их числу можно отнести наличие техногенного воздействия на экосистемы данных районов, ухудшение качества водных ресурсов, используемых населением в качестве питьевой воды, появление рисков адаптационных процессов коренного населения, утраты этнического своеобразия, трансформация шкалы традиционных ценностей в аборигенном сообществе, снижение престижа занятия традиционной занятости в оленеводстве и промыслах Севера, возможное повышение уровня заболеваемости социально-значимыми болезнями, появление медико-социальных заболеваний, обусловленных нервно-психическими и стрессовыми ситуациями. Эти риски связаны, главным образом, с судьбами коренных народов Якутии, касаются их этносоциальной адаптации к новым условиям современности. данного региона за последние 20 лет

Бассейн реки 1994 год5 2013 год6

Анабар Умеренно загрязненная Очень загрязненная, 3 класс разряд «б» (кислород 9,24 мг/л

Оленёк Умеренно загрязненная Загрязненная - 3 класс разряд «а»

Самым главным звеном при расчете убытков в будущего поколения КМНС. За последние годы от-результате добычи недровых ресурсов - это потери мечается высокая смертность населения районов7, 8:

Годы Анабарский район Оленекский район Республика Саха (Якутия)

Население, Смертность Население, Смертность Смертность на

чел. на 1000 чел. чел. на 1000 чел. 1000 чел.

1994 3800 8,9 4300 9,8 9,9

2010 3500 10,3 4100 11,9 9,8

2011 3500 11,0 4100 13,1 9,4

2012 3400 9,4 4100 14,3 9,3

2013 3400 8,5 4100 13,2 8,7

2014 3400 9,1 4000 7,8 8,6

2015 3400 9,7 4000 10,3 8,5

Причины всех этих неблагополучных тенден- Такое положение косвенно подтверждается

ций - это результат изменения питания и образа практикой насильственного переселения садын-жизни, загрязнение окружающей среды. ских эвенков из с. Туой- Хая Чонского наслега

Мирнинского района Якутии перед затоплением водохранилища Вилюйской ГЭС в 60-х годах прошлого века, построенной в интересах алмазодобы-ваюшей промышленности9. По официальным данным, к 2003 году взрослого населения Чонского наслега умерло 207 человек, что составляет почти 50% бывших жителей с. Туой-Хая, из 217 детей переселенцев 211 детей имели и имеют заболеваемость нервной системы. Уровень смертности бывших жителей с. Туой-Хая Чонского наслега сегодня превышает среднестатистический в 3 и более раза, чем по Республике Саха (Якутия)10.

Освоение природных ресурсов существенно сокращает возможности ведения традиционной хозяйственной деятельности КМНС: из традиционного хозяйственного оборота изымаются значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий, при этом часть используемых прежде для традиционных промыслов земель и водоемов в связи с экологическими проблемами теряют свое назначение.

Здесь уместно отметить, что у жителей двух нами рассматриваемых районов, основным рационом питания является мясо мигрирующихся диких северных оленей лено-оленекской популяции11. Поэтому эксперты, при исследованиях проектов недропользователей, пытаются полностью раскрыть главный вопрос этнологической экспертизы - сохранятся ли в этих местах дикие и домашние олени к концу добычи полезного ископаемого и как следствие, сами КМНС - эвены и долганы. Как говорят сами эвены в шутку и всерьёз: «Есть олень -есть эвены, нет олени - нет эвенов». Они себя именуют скромно — орочоны, что в переводе означает «человек, владеющий оленем»12. Вот почему прежде всего, необходимо исследовать среду обитания лено-оленекской популяции диких северных оленей, как автохтонный вид субарктической фауны, важнейший компонент биологического разнообразия северной экосистемы и основной источник питания жителей районов. В настоящее время, в связи с кризисом домашнего оленеводства, заготовка оленьего мяса почти полностью осуществляется за счет промысла диких оленей. Бассейны рек Анабар и Оленек находятся в центре миграционного пути лено-оленекской популяции диких северных оленей. Сегодня специалисты этнологические исследования проводят на основе обычаев, традиции, быта и этнографии КМНС, но главным вопросом исследований сегодня должен быть экономический. В результате отсутствия исследований основы хозяйственной деятельности и уклада жизни КМНС арктических районов Якутии, применяется не совсем правильная методика экономических расчетов убытков13. А нематериальный ущерб КМНС не подсчитывается.

Сегодня расчёт ущерба определяется согласно Методики исчисления размера убытков, утвержденного приказом Министерства регионального развития № 565 от 09 декабря 2009 года. Эта Методика сегодня не дает объективной оценки ущерба и убытков.

Как выше сказано, на территории Республики Саха (Якутия) почти у всех КМНС традиционными видами деятельности являются оленеводство, охота и рыбный промысел.

По существующей ныне методике исчисления размера убытков разработчики ОВЭС определили, например, стоимость домашнего оленя всего в 12.478 рублей.

Вместе с тем, имеется методика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденная Приказом Минприроды России от 08 декабря 2011 года № 948 (в редакции от 22 июля 2013 года) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причинённого охотничьим ресурсам». Используя данную методику, некоторые субъекты Российской Федерации вред, причиненный охотничьим ресурсам довели до следующих размеров: щуки - 450 тыс.рублей, налима - 1,3 млн. рублей, лося - 45 млн. рублей, медведя - 60 млн. рублей. В этой методике рассчитываются все последствия уничтожения животных, зверей, птиц, дичи и рыб.

А как было выше сказано, по методике Министерства регионального развития Российской Федерации № 565 от 09 декабря 2099 года, по подсчётам разработчиков размер убытков Оленекского эвенкийского национального района от проекта освоения месторождения «Верхне-Мунское» за период строительства (3 года) составляет всего 1,6 млн. рублей, а за период эксплуатации (23 года) всего 22,3 млн. рублей.

Данная Методика позволяет вычислить хозяйственный ущерб, но она не может рассчитать ущерб этносоциальной среде - языку, культуре, традициям, здоровью и т.д.

Проблемы взаимоотношений с промышленными компаниями в ходе промышленного освоения выступают одними из наиболее актуальных в развитии КМНС. В целях урегулирования взаимодействия между промышленными компаниями и общинами коренных малочисленных народов Севера в процессе освоения минерально -сырьевых ресурсов и изменения системы землепользования в этих районах в соответствии с республиканским законодательством проводится этнологическая экспертиза. В Республике Саха (Якутия) еще в 2010 году был принят закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Яку-тия)»14. Он по существу является первым подобным законом на территории Российской Федерации, который предусматривает изучение влияния строительства промышленных объектов на коренные народы и компенсацию этим народам за причиненный ущерб и устанавливает обязательность проведения этнологической экспертизы. Согласно этому закону обязательными являются информирование о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, проведение консультаций и согласование проекта с местным населением, организация и проведение общественных слушаний, а также этнологической

экспертизы. Закон предусматривает изучение влияния строительства промышленных объектов на коренные народы и компенсацию этим народам за причиненный ущерб и установил обязательность проведения этнологической экспертизы.

Многие промышленные компании полагают, что работая в едином федеральном правовом поле, уплачивая налоги в бюджеты разных уровней, они не несут дополнительной ответственности по региональным правовым актам, в частности по региональному закону об этнологической экспертизе. Подобное мнение представляется ошибочным, так как в России действует единое правовое пространство. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними региональные законы и иные нормативные субфедеральные правовые акты. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Соответственно, на территории республики ее законы, принятые по данным вопросам, имеют одинаковую силу с федеральными законами.

По нашему мнению, итогом проведения этнологической экспертизы должен стать не только расчет ущерба, наносимого промышленным освоением исконной среде обитания КМНС, но и создание коллективного органа для проведения консультаций между представителями промышленной компании, органов власти и коренного населения в местах промышленных проектов. Это необходимо для постоянного трехстороннего взаимодействия промышленной компании, органов власти и коренного населения, решения спорных вопросов и разрешения проблемных ситуаций. Кроме того, обязательно должны быть заключены соглашения между коренными народами, органами власти и промышленными компаниями по реализации конкретных программ нивелирования негативного воздействия проекта на традиционный образ жизни коренных народов, адаптации и устойчивого социально-экономического развития отдельных общин и сельских сообществ КМНС в условиях изменений, возникающих в ходе реализации проекта.

На основе вышесказанного считаем необходимым внести предложения в Федеральный закон «О животном мире», в части платы за ущерб нанесённый животному миру - компенсацию, внести изменения в статью 94 Лесного Кодекса Российской Федерации, где отразить положение о том, что за изъятие земель проживания и ведения хозяйств КМНС выплачивается компенсация, а не арендные платы.

Эти меры в какой-то степени смогут покрыть убытки, причиненные недропользователями к правообладателю территории в результате хозяйственной деятельности в местах проживания КМНС.

Литература

1. Отстоят ли анабарцы земли предков? // Дальневосточный капитал: сайт. - Режим доступа:

http://dvkapital.ru/specialfeatures/respublika-sakha-jakutija_24.11.2014_6559_otstojat-li-anabartsy-zemli-predkov.html (дата обращения: 15.02.2017).

2. Депутатские будни. Анабарцы отстояли исконные земли // SakhaPress : сайт. - Режим доступа : http://sakhapress.ru/archives/187825 (дата обращения: 15.02.2017).

3. Жители Оленёкского района «восстали» против федерала, защищая свою реку // Ykt.ru : сайт. - Режим доступа : http://news.ykt.ru/article/32829 (дата обращения: 15.02.2017).

4. Открытое обращение Президенту РФ В.В. Путину // Ykt.ru : сайт. - Режим доступа : http://dnevniki.ykt.ru/news_0lenek/1055035 (дата обращения: 15.02.2017).

5. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Саха (Якутия) в 1994 году / Правительство Республики Саха (Якутия). - Якутск : ООО «Литограф», 1995. -190 с.

6. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) в 2013 году / Правительство Республики Саха (Якутия), М-во охраны природы Республики Саха (Якутия). - Якутск : Дани-Алмас, 2014. - 250 с.

7. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия) // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) : сайт. - Режим доступа : http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ ru/publications/official_publications/electronic_versio ns/4272910047c730b98fa9afed3bc4492f (дата обращения: 16.02.2017).

8. Татаринов С. Трагедия Туой-Хая - будущее всей Якутии / С. Татаринов // Уххан Сирэ: сайт. -Режим доступа: http://uhhan.ru/publ/50-1-0-187 (дата обращения: 16.02.2017).

9. Обращение Президенту Российской Федерации Владимиру Путину переселенцев Туой-Хая от 1 декабря 2016 года // Якутский республиканский комитет КПРФ: сайт. - Режим доступа: http ://sakhakprf. ru/10305-g-mo skva-kreml-prezidentu-rossijskoj-federatsii-putinu-v-v-otkrytoe-pismo (дата обращения: 03.02.2017).

10. Сафронов В. М. Экология и использование дикого северного оленя в Якутии / В. М. Сафронов ; [отв. ред. Н. Г.Соломонов]. - Якутск: ЯФ ГУ «Издательство СО РАН», 2005. - 188 с.

11. Есть такой народ — эвенки. История об эвенках // Истории Земли: сайт. - Режим доступа : http://историиземли.рф/est-takoj-narod-evenki.html. (дата обращения: 02.02.2017).

12. Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации: Приказ Министерства регионального развития РФ от

09.12.2009 № 565 // КонсультантПлюс : сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 96747 (дата обращения: 02.02.2017).

13. Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. от

14.04.2010 820-З N 537-1У // КонсультантПлюс : сайт. -Режим доступа :

http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi7r eq=doc&base=RLAW249&n=22006#0 (дата обращения: 15.02.2017).

14. Пахомов А. А. Этносоциальные проблемы территорий Якутии в зоне строительства газопровода «Сила Сибири» / А. А. Пахомов, Т. С. Моста-хова // Регион: экономика и социология. - 2016. -№ 3 (91). - С. 133-142.

ЗАНЯТОСТЬ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ИММИГРАНТОВ В США

Петровская Н.Е.

кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов, Институт США и Канады РАН,

EMPLOYMENT OF UNAUTHORIZED IMMGRANTS IN THE

UNITED STATES

Petrovskaya N.E.

candidate of economical science, researcher, the Center for Social-Economic Studies.

The Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow (Russia)

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные тенденции занятости нелегальных иммигрантов, их участие в рабочей силе. Анализ проводился на основе данных Pew Research Center. Проанализирована отраслевая структура занятости. Особое внимание уделяется региональному аспекту. Дается обзор основных видов деятельности нелегалов. Приводится сравнительный анализ уровня образования родившихся в США, легальных и нелегальных иммигрантов. Показана динамика депортации нелегальных иммигрантов за более чем 60 лет. Решение вопросов, связанных с нелегальной иммиграцией требует новых конструктивных подходов.

ABSTRACT

The article provides analysis of basic trends of employment of unauthorized immigrants, their participation in the American labor force. The analysis is based on the latest publications of the Pew Research Center. The author analyzed occupations with highest shares of unauthorized immigrant workers. More over, share of unauthorized immigrants in workforce by state. The comparative analysis of Education Attainment of Adult Nonimmigrants, legal immigrant and illegal immigrants. Addressing unauthorized immigrants requires new design approaches.

Ключевые слова: занятость, нелегальные иммигранты, рабочая сила, США

Keywords: employment, unauthorized immigrants, US, labor force

По данным Pew Research Center1 («Пью рисёрч сентер») нелегальными иммигрантами в США считаются все лица иностранного происхождения2, проживающие в стране и не имеющие на это официального основания. Существует несколько категории нелегальных иммигрантов. Среди них: лица, которые оказались на территории США без прохождения пограничного контроля; лица, которые на законных основаниях пересекли государственную границу США, но не выехали за пределы США по истечении периода действия въездной визы;

1 Pew Research Center - американский аналитический центр, занимающийся исследованиями социальных вопросов, общественного мнения, демографических тенденций в США и мире.

2 Понятие «иностранного происхождения» (Foreign born) относится к физическому лицу, который не является

лица, осуществляющие трудовую деятельность на территории США без наличия разрешения на ведение трудовой деятельности, предоставленного Министерством труда США [1, С.2; 2].

В 2014 г. насчитывалось 11,1 млн нелегальных иммигрантов или 3,5% об общего количества населения в США. Надо отметить, что их численность оставалась практически неизменной с 2009 года. Количество нелегальных иммигрантов достигло своего пика в 2007 году и составило 12,2 млн. или 4% от всего населения США [1, С.4] (Рисунок 1).

гражданином США по рождению или, другими словами, родился за пределами США, Пуэрто-Рико и других территорий США и чьи родители не являются гражданами США [1, С.2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.