УДК 338.45+303.4(=1-81) (571.56-13)
новый этап промышленного развития
южной якутии и проблемы
социальной защищенности малочисленных народов севера
е. И. БУРЦЕВА,
доктор географических наук, профессор кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Финансово-экономического института E-mail: burtseva1999@mail. ru
А. Т. НАБЕРЕЖНАЯ,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики севера E-mail: atnaber@mail. ru
Н. А. БАРАШКОВ,
кандидат биологических наук, доцент кафедры охраны труда и безопасности жизнедеятельности горного факультета E-mail: barashkov2004@mail. ru
А. Н. ПАВЛОВА, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики E-mail: atnaber@mail. ru
р. р. ноговицын,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента горно-геологической отрасли Финансово-экономического института Е-mail: mggo04@mail. ru
северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Рассматриваются проблемы социальной защищенности коренных малочисленных народов Севера и компенсации социально-экономического ущерба, наносимого территориям традиционного природопользования при реализации мегапроекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Приво-
дятся результаты исследований уровня жизни, жизненного потенциала малочисленных народов, а также нормативно-справочные показатели по оценке валового дохода от традиционного природопользования. Рассматривается проблема оценки причиненных убытков.
- 13
Ключевые слова: мегапроект, Крайний Север, зонирование, малочисленные народы, родовая община, традиционное природопользование, уровень жизни, оленеводство, убытки, компенсация, валовой доход.
Стратегической программой развития Якутии является «Схема комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года» (далее - Схема), утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 и одобренная Правительством Российской Федерации 08.02.2007 [18]. Особенностью Схемы является формирование опорных территориально-промышленных узлов по кластерному типу: в Южной Якутии, Западной Якутии, Северо-Восточной Якутии. Они имеют выраженный межрегиональный эффект и функционально связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов на соседних территориях Красноярского, Хабаровского и Приморского краев, а также Иркутской и Амурской областей.
Одним из основных проектов Схемы является мегапроект «Комплексное развитие Южной Якутии» (КРЮЯ), согласно которому в ближайшей и долгосрочной перспективе в Южной Якутии планируется создание новых бюджетообразующих отраслей на основе широкомасштабного освоения природных ресурсов, главным образом минерально-сырьевых. Старт мегапроекту КРЮЯ дан 10.03.2009 распоряжением Правительства РФ [13]. В рамках этого проекта планируется проектирование и строительство промышленных объектов и объектов инфраструктуры: Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, Эльконского горно-металлургического комбината урановых руд, Тарыннахского и Таежного горно-обогатительного комбинатов (ГОК) по освоению железорудных месторождений, Ина-глинского угольного комплекса.
В настоящее время начинается реализация крупных инвестиционных проектов развития Южной Якутии. В 2009 г. введен в эксплуатацию нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» на участке «Тайшет - Сквородино», проходящий по территории Иркутской, Амурской областей и Республики Саха (Якутия).
Строительство Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (ЮЯГЭК) в долгосрочной перспективе считается ключевым направлением развития региона. В состав ЮЯГЭК входят 7
крупных гидроэлектростанций на реках Тимптон, Алдан, Олекма и Учур. Развитие гидрогенерации в Южной Якутии позволит диверсифицировать энергетический сектор республики, уменьшить зависимость энергетики Республики Саха (Якутия) от цен на топливные ресурсы (уголь, нефтепродукты) и создаст предпосылки для снижения в долгосрочной перспективе тарифов на электроэнергию. Введение первого пускового комплекса Канкунской ГЭС на р. Тимптон планируется ориентировочно на 2015 г., последующих пусков - на 2016-2017 гг. Потребление мощностей предполагается по трем направлениям: внутреннее потребление Республики Саха (Якутия); крупный энергоемкий потребитель за пределами республики; экспорт электроэнергии в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Приоритетным в сфере атомно-промышлен-ного комплекса России является инвестиционный проект по разработке месторождений Эльконского ураново-рудного района. На основе урановых месторождений предполагается строительство Элькон-ского горно-металлургического комбината (ЭГМК). Промышленный комплекс будет осуществлять всю совокупность работ, связанных с добычей руды, ее обогащением и переработкой с комплексным извлечением полезных компонентов.
Начинается реализация проектов по разработке угольных месторождений Южной Якутии с участием российских и иностранных инвесторов. Наиболее перспективными на сегодняшний день являются проекты освоения Эльгинского каменноугольного месторождения и строительства Инаглинского угольного комплекса.
На базе Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения формируется Якутский центр газодобычи в рамках Восточной газовой программы. Начало добычи газа предусмотрено с 2016 г. [6].
В целях освоения Эльконской группы ураново-рудных месторождений к 2014 г. предусмотрено строительство пяти рудников и группы предприятий горно-металлургического комбината мощностью до 3 тыс. т концентрата природного урана, с выходом на максимальную проектную мощность в 5 тыс. т к 2023 г. [3].
Для освоения железорудных месторождений создано ОАО «Горно-металлургическая компания «Тимир». В настоящее время разрабатывается проектная документация и оценка воздействия на окружающую среду и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока РФ (КМНС) по лицензионным участкам месторождений «Таежное», «Горкитское», «Тарыннахское» и «Десовское». Ввод в эксплуатацию первой очереди горнодобывающих предприятий планируется на 2024-2026 гг.
По отношению к мегапроектам на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является защита интересов коренных малочисленных народов Севера, ведь их реализация затрагивает жизненно важные вопросы традиционного природопользования. Территория Южной Якутии является исконной средой обитания КМНС, для которых Земельный кодекс РФ [4] предусматривает особый правовой режим использования земель всех категорий. На территории Южной Якутии КМНС представлены преимущественно эвенками, сибирским этносом тунгусо-маньчжурского происхождения, которые традиционно вели кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством, охотой и рыболовством. Кроме эвенков, на территории Южной Якутии зарегистрированы отдельные родовые общины другого малочисленного народа Сибири - эвенов (ламуты) [21].
Традиционное природопользование. В Якутии на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в начале 1990-х гг. были созданы родовые общины, организованные на добровольной основе с полным самофинансированием на базе полученной доли собственности от совхозов и колхозов. Однако полное самофинансирование родовых общин себя не оправдало: пришел в упадок весь традиционный уклад жизни аборигенов - оленеводство и традиционные промыслы. Ухудшилось социальное положение населения. Первым по значимости для жизнедеятельности коренного населения видом традиционного природопользования является оленеводство. В Нерюнг-ринском районе численность оленей сократилась в 2010 г. в 2,1 раза, в Алданском и Олекминском - в 1,4 раза по сравнению с 1990 г. [17].
Вторым по значимости для жизнедеятельности коренного населения видом традиционного природопользования является охотничий промысел. Особенностью охотничьего промысла в регионе является его узкая специализация - свыше 95 % стоимости закупленной пушнины составляют шкурки соболей.
1. Для создания оптимального механизма природопользования необходима соответствующая система нормативно-правовых актов, регламентирующих хозяйственную деятельность, обеспе-
чивающих охрану окружающей среды и учитывающих права коренного населения. Согласно ст. 7, 95 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3 [4], ст. 1 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России» [11], ст. 1 закона Республики Саха (Якутия) от 10.01.2002 № 7-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [12] территории традиционного природопользования КМНС отнесены к категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако в Федеральном законе от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [10] земли традиционного природопользования КМНС в перечень категорий ООПТ не включены. По состоянию на 01.01.2010 в Республике Саха (Якутия) имеется 224 ООПТ, в том числе: 3 - федерального значения, 126 - регионального и 95 - местного [2], но территории традиционного природопользования в республиканском реестре ООПТ не состоят, ведь по отношению к территориям традиционного природопользования особый режим использования в настоящее время не установлен.
2. В 2010 г. принят закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 № 537-1У «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности народов Севера Республики Саха (Якутия)» [14]. Проведение этнологической экспертизы в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера необходимо в следующих целях:
• решение вопроса справедливой компенсации убытков от сокращения объемов продукции оленеводства, охотничьего промысла, рыболовства и собирательства в связи с предоставлением территорий традиционного природопользования для промышленных и других нужд;
• разработка предложений и рекомендаций, направленных на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования;
• обеспечение компенсации затрат на обустройство новых территорий и реализации социальных мероприятий по адаптации аборигенного населения к новым условиям жизнедеятельно сти. Одними из основных структурных составляющих качества жизни являются уровень и условия жизни населения. Уровень жизни КМНС в Южной Якутии исследован на примере Алданского района. При этом было проведено выборочное обследование домохозяйств в некоторых населенных пунктах: с. Хатыстыр, Угоян и Верхняя Амга Алданского района [5]. Были собраны данные о доходах домо-хозяйств, получаемых ими от натуральных поступлений, личных подсобных хозяйств (ЛПХ), охоты, рыболовства, оленеводства и сбора дикорастущих ягод. По обследованным населенным пунктам было охвачено 356 чел., размер домохозяйств составил в среднем 4 чел. (табл. 1).
В среднем на одного члена домохозяйства стоимость натуральных поступлений составила 3 253,7 руб., общий размер доходов на одного члена обследованного домохозяйства - 6 956,1 руб. (табл. 2), что почти в два раза ниже среднедушевых денежных доходов по обследованным семьям Алданского района (11 051 руб. в мес.). Низкий размер денежных доходов (даже с учетом доходов от сдачи добытой пушнины, мяса оленей, ягод и грибов) обусловлен высокой долей в обследованных семьях нетрудоспособных членов: дошкольников, школьников, пенсионеров и инвалидов. Заработная плата в оленеводческом хозяйстве ОАО КМНС «Хатыстыр», где занято большинство работающих, составляет в среднем 12 177 руб. в мес. Денежные доходы от получения заработной платы, пособий, пенсий составляют 3 702,4 руб. на человека.
В целом социально-экономические условия проживания КМНС в районе низкие: по данным
Таблица 1
Количество обследованных домохозяйств
в Алданском районе
Показатель с. Хатыстыр с. Угоян с. Верхняя Амга Итого
Количество 62 15 13 90
домохозяйств
Количество на- 245 58 53 356
личных членов
домохозяйств
Средний размер домохозяйства 4 3,9 4,1 4
Источник: результаты обследования.
Таблица 2
Доходы обследованных семей с. Хатыстыр, Угоян, Верхняя Амга за 2007 г.
Показатель Доходы семей родовых общин, руб.
В мес. За год
Доходы на 1 члена домо- 6 956,1 83 473,3
хозяйства
Доходы по обследованным 2 476 371,6 29 716 459,2
семьям, всего
Заработная плата 969 881,8 11 638 582
Пособия 90 086,8 1 081 041
Пенсии 244 861 2 938 332,6
Стипендии 13 230,2 158 762,2
Поступление от продажи сель- 577 643,8 6 931 725
скохозяйственной продукции
Доходы, кроме зарплаты от 33 089,1 397 069,7
предприятий и организаций
Стоимость натуральных пос- 374 770,1 4 497 241,6
туплений продуктов питания,
всего
В том числе:
- поступления из ЛПХ 361 933,6 4 343 203,2
- другие поступления 12 836,5 154 038,3
Стоимость предоставленных 35 656,5 427 877,4
дотаций и льгот
Прочие поступления 69 031,4 828 377,1
Стоимость ягод и грибов, всего 68 119,2 817 430,1
В том числе:
- на продажу 13 007,7 156 092,2
- на личное потребление 55 111,5 661 337,9
Источник: Экспедиционные исследования авторов в 2007г. (социологический опрос).
ассоциации КМНС г. Томмота - в городе проживают 235 эвенков, из них малоимущие составляют 71,5 %, безработные - 16,2, не имеющие жилья - 23,8 % (табл. 3).
Реализация мегапроектов в целом улучшит социально-экономические условия жизни населения района: понизится безработица в результате создания новых рабочих мест, повысятся реальные доходы, дальнейшее развитие получит социальная инфраструктура (образование, здравоохранение, культура, жилье), улучшится транспортное, бытовое и торговое обслуживание. Однако для КМНС, занимающихся традиционным природопользованием, строительство крупных объектов промышленности может иметь и негативные социально-экономические последствия.
Для выявления отношения коренного населения к мегапроектам (строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», каскад ГЭС, ЭГМК)
Таблица 3
Социально-экономическое положение эвенков в г. Томмоте
Показатель Всего, чел. В процентах
Численность эвенков, всего 235 100
В том числе:
дети до 18 лет 43 18,3
малоимущие 168 71,5
Безработные, всего 38 16,2
В том числе:
не имеющие жилья 56 23,8
из них остронуждающиеся 26 11,1
нуждающиеся в улучшении 40 17,0
жилищно-бытовых условий
Инвалиды I группы 3 1,3
Инвалиды II группы 9 3,8
Инвалиды III группы 3 1,3
Источник: данные ассоциации КМНС г. Томмота на 2006 г.
было охвачено анкетированием 90 домохозяйств в селах Хатыстыр, Угоян и Верхняя Амга. Большинство опрошенных (99,1 % представители КМНС) выразило обеспокоенность тем, что в результате реализации мегапроектов нарушаются естественные пути миграции животных, сокращаются площади оленьих пастбищ, ухудшается экологическая обстановка. В результате доходы от традиционных видов экономической деятельности будут недополучены, а социальная обстановка неизбежно обострится.
Одним из показателей качества жизни населения является состояние здоровья населения. Официальная статистика не учитывает заболеваемость населения по национальному составу, а оценить состояние здоровья по данным статистики коренных малочисленных народов Севера в данный период нет возможности. Можно лишь предполагать, что популяции КМНС могут быть особенно уязвимы к различным внешним воздействиям. По результатам молекулярно-генетических исследований коренное население Якутии - эвенки, эвены и якуты, проживающие также и на территориях развития горнодобывающей промышленности, по данным отцовских и материнских линий, некоторых аутосомных локусов, характеризуется относительно низким генетическим разнообразием по сравнению с другими восточно-евразийскими популяциями [16, 19, 20, 22]. Небольшая численность, относительная изолированность и низкое генетическое разнообразие, вероятно, могут негативно сказаться при действии техногенного загрязнения, ведь действие подобных экзогенных факторов может привести к снижению естественных адаптационных механизмов популяции.
Ожидаемый техногенный прессинг в Южной Якутии может привести к негативным последствиям по отношению к состоянию здоровья КМНС, в частности:
• увеличению частоты рождения детей с врожденными пороками развития;
• увеличению числа злокачественных новообразований различной локализации;
• увеличению показателей заболеваемости населения многофакторными болезнями (аутоиммунными, сердечно-сосудистыми и инфекционными заболеваниями, эндокринными нарушениями, заболеваниями центральной и периферической нервной системы и психическими расстройствами).
Компенсация социально-экономического ущерба должна состоять из убытков землепользователей (утрата права пользования, упущенная выгода), компенсационных выплат за ухудшение здоровья населения или иных потерь социального характера. Согласно ст. 57 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3 формами платы за использование земель являются земельный налог и арендная плата. Кроме того, при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также в пользу других лиц потери и убытки землепользователей должны возмещаться в полном объеме.
В 2009 г. приказом Министерства регионального развития РФ утверждена «Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее - Методика) [7].
Методика включает следующие крупные разделы.
1. Разработка нормативов на региональном уровне по оценке валового дохода, получаемого при ведении традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного природопользования КМНС.
2. Разработка нормативов на региональном уровне по оценке размера упущенной выгоды Правообладателей в зонах стрессового воздействия.
3. Разработка нормативов по оценке убытков Правообладателей при изъятии земельного участ-
ка или предоставлении в постоянное пользование земель и других природных ресурсов.
4. Разработка нормативов на региональном уровне по оценке размера убытков Правообладателей при временном изъятии, самовольном занятии земельного участка, временном пользовании землей и другими природными ресурсами.
5. Разработка нормативов на региональном уровне по оценке размера убытков Правообладателей при ухудшении качества земель и других природных ресурсов в результате деятельности других лиц.
Традиционное природопользование зависит от природно-ресурсной основы территорий, которая в свою очередь обусловлена природно-климатическими условиями. Критерием выделения зон послужила природно-экологическая дифференциация территории по характеру распределения растительности - индикаторного и интегрального показателя физико-географических особенностей территорий с учетом контролирующего фактора -устойчивости природных ландшафтов к техногенным воздействиям.
В пределах территории Республики Саха (Якутия) можно выделить 3 зоны и 6 подзон традиционного природопользования:
1. Субарктическая тундрово-северотаежная (подзона - Северная).
2. Северотаежная (подзоны - Северо-Западная, Северо-Восточная)
3. Среднетаежная (подзоны - Западная, Центральная, Южная).
Поскольку природно-ресурсный потенциал на территории республики по отдельным ее регионам сильно различается в зависимости от географического положения, природно-климатических условий, целесообразнее разработку нормативов по республике в целом проводить по зонам и подзонам традиционного природопользования поэтапно: в первую очередь по Южной Якутии, где планируется реализация крупных инвестиционных проектов, далее для других зон и подзон. Только после таких исследований возможна разработка объективных нормативов на региональном (республиканском) уровне.
Научно-информационная база. В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст. 68) [4] и Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (ст. 9, 12) [9] в рамках мероприятий по организации рационального использования
земель и их охраны должны проводиться работы по оценке качества земель, являющихся исконной средой обитания КМНС. Для проведения этих работ утверждены Росземкадастром от 02.03.2004 Методические рекомендации по оценке качества земель, являющихся исконной средой обитания КМНС [8].
В настоящее время в соответствии с Методическими рекомендациями проведена полная оценка качества территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, частично проведена оценка земель Чукотского, Таймырского, Ненецкого автономных округов и Республики Коми. В Якутской АССР такие работы были проведены по оленьим пастбищам в 1970-1980 гг. Якутским филиалом Росгипрозем. Однако документация этих работ и организация территорий (внутрихозяйственного землеустройства) устарела и не соответствует современному состоянию земель и природных ресурсов. По остальным видам традиционного природопользования такие работы не проводились (собирательство) или проводились фрагментарно (охотничий и рыболовный промыслы).
Для апробации Методики по определению убытков КМНС от предоставления территорий традиционного природопользования для промышленных и иных нужд необходимы специальные исследования в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями, ответственность за проведение которых должны нести органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
В 2011 г. были начаты исследования по апробации Методики и разработке нормативных показателей регионального уровня [1, 15]. При этом были использованы фондовые материалы [23, 24, 25] архива Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), научных институтов по оценке качества земель, материалы родовых общин, федеральные и республиканские нормативно-правовые акты. Однако имеющиеся материалы по оценке качества земель традиционного природопользования оказались недостаточными для их адекватной оценки. На данном этапе исследований оценен ежегодный валовой доход, получаемый при ведении традиционной хозяйственной деятельности Южной Якутии.
Ценность земельных угодий территорий традиционного природопользования согласно Методике определяется совокупным расчетным годовым валовым доходом от всех видов традиционной хозяйс-
Таблица 4
Стоимость продукции оленеводства в Алданском районе на 2010 г.*
Родовая община Площадь территории, га Олени, голов Стоимость продукции, руб.
Всего Реализовано 1 оленя Всего Реализовано
Амма 228 187 120 10 20 843 2 501 160 208 430
Бутэй 86 517 106 10 20 710 2 195 260 207 100
Иджек 148 923 205 0 22 250 4 561 250 0
им. Мартынова 14 194 136 10 28 560 3 884 160 285 600
Тимптон 52 504 140 0 28 560 3 998 400 0
Тырканда 117 15 26 683 3 121 911 400 245
Хатын 50 522 149 8 18 843 2 807 607 150 744
Хатыстыр 1 480 0 22 250 32 930 000 0
Итого... 2 453 53 188 699 55 999 748 1 252 119
В среднем по району... 306,6 6,6 23 587,4 6 999 968,5 156 514,9
Источник: данные родовых общин Алданского района.
твенной деятельности. Причем ежегодный валовой доход Правообладателя согласно Методике составляет сумму валовых доходов, получаемых от всех видов традиционной хозяйственной деятельности, и равен разнице стоимости продукции биологических ресурсов и материально-технических затрат на сбор, хранение, транспортировку и реализацию продукции.
Материально-технические затраты (МТЗ) -затраты на ведение хозяйственной деятельности, включающие амортизацию основных средств и затраты на материально-техническое обеспечение деятельности. Затраты разделяются на переменные и постоянные. Переменные затраты - это затраты, которые зависят от объема продукции (стоимости продукции). Постоянные затраты - затраты, которые хозяйствующий субъект несет вне зависимости от объема производства.
Классификация растительности и оценка качества земель традиционного природопользования на территории Южной Якутии оценены на основе фондовых материалов архива Минсельхоза России и научных институтов. Производственно-экономические показатели для определения ежегодного валового дохода, получаемого от ведения оленеводства, охотничьего хозяйства и собирательства, оценены на основе данных родовых общин и экспедиционных обследований. Также авторами приводятся результаты работ по оценке валового дохода, получаемого от использования оленьих пастбищ.
Рыночные цены на продукцию оленеводства в Южной Якутии оценены по показателям 7 родовых общин Нерюнгринского, 8 - Алданского и 4 - Олек-минского районов [15]. В табл. 4 представлена стоимость продукции оленеводства в Алданском районе, в табл. 5 - стоимость продукции в Южной Якутии.
Таблица 5
Стоимость продукции 1 оленя в Южной Якутии на 2010 г.
Административный Стоимость продукции
район 1 оленя, руб.
Алданский 23 587,4
Нерюнгринский 19 604,1
Олекминский 21 465,5
Итого... 64 657,0
В среднем 21 552
по Южной Якутии...
В среднем по Южной Якутии стоимость продукции 1 оленя составила в 2010 г. 21 552 руб.
Ежегодные материально-технические затраты на содержание оленей Южной Якутии оценены по показателям вышеуказанных родовых общин. В табл. 6 представлены ежегодные МТЗ на содержание 1 оленьего стада в Алданском районе, в табл. 7 - Южной Якутии. В среднем по Южной Якутии переменные МТЗ составляют на 1 оленя 1 566,3 руб., постоянные МТЗ - 443,6 руб.
Ежегодный валовой доход рассчитан по сезонной емкости пастбищ. Оленеемкость пастбищ -возможность природного комплекса обеспечивать годовой или сезонный биологический цикл определенного поголовья оленей без нарушения региональных зоотехнических мер кормления, содержания, разведения и окарауливания оленей. В практике применения технологии ведения оленеводства различают обычно 6 сезонов выпаса. В Республике Саха (Якутия) самым длинным пастбищным сезоном является зимний - 181 день, самым коротким является раннеосенний - 22 дня (табл. 8).
Ежегодный валовой доход для выделенных типов оленьих пастбищ (геоботанических разностей)
- 19
Таблица 6
Ежегодные МТЗ на содержание оленей родовых общин Алданского района на 2010 г., тыс. руб.
Родовая община Поголовье оленей Ежегодные МТЗ, тыс. руб.
Переменные МТЗ Постоянные МТЗ (амортизация) Всего
Оленье стадо 1 олень Оленье стадо 1 олень Оленье стадо 1 олень
Амма 120 160 1,33 72,53 0,60 232,53 1,94
Бутэй 106 98 0,92 41,34 0,39 139,34 1,31
Иджек 793 1565 1,97 100,20 0,13 1665,20 2,10
им. Мартынова 136 465 3,42 58,50 0,43 523,50 3,85
Тимптон 140 250 1,79 37,50 0,27 287,50 2,05
Тырканда 117 150 1,28 61,61 0,53 211,61 1,81
Хатын 149 135 0,91 14,55 0,10 149,55 1,00
Хатыстыр 1480 1148,7 0,78 100,25 0,07 1248,95 0,84
Итого... 3041 3971,7 12,40 486,47 2,51 4 458,17 14,91
В среднем по району... 380,13 496,46 1,55 60,81 0,31 557,27 1,86
Источник: данные родовых общин Алданского района.
Таблица 7
Ежегодные МТЗ на содержание 1 оленя на 2010 г., руб.
Административный район Ежегодные МТЗ на содержание 1 оленя
Переменные Постоянные
Алданский 1 550 314
Нерюнгринский 1 835,0 480,8
Олекминский 1 314 536
Итого... 4 699,0 1 330,8
В среднем по району... 1 566,3 443,6
Таблица 8
Сезонность оленьих пастбищ и количество дней за сезон
Сезон выпаса Месяц Количество дней
Зимний С 7-21 ноября по 10-24 апреля 181
Ранневесенний С 11-25 апреля по 24 мая - 5 июня 49
Поздневесенний С 25 мая - 6 июня по 20-30 июля 25
Летний С 21июня - 1 июля по 15-31 августа 55
Раннеосенний С 16 августа - 1 сентября по 20 сентября - 15 октября 22
Позднеосенний С 21 сентября - 16 октября по 6-20 ноября 33
Всего... 365
варьирует по лишайниковым кормам от 2 655,99 (лиственничные кедровостланиковые лишайниковые редколесья, раннеосенний сезон) до 248,33 руб. /га для лиственничных лишайниковых редколесий
20 -
в зимний сезон. По зеленым кормам валовой доход достигает 719,2 руб. /га в березово-травяных лесах в поздневесенний сезон (табл. 9).
В настоящее время комплексные мониторинговые наблюдения влияния промышленных предприятий на ОС включают слежение за динамикой состояния компонентов природной среды (атмосферный воздух, водные объекты, почвы, растительный и животный мир), а также медико-биологического состояния населения (социально-гигиенический мониторинг).
Для слежения воздействия планируемых промышленных объектов на качество жизни КМНС авторы считают необходимым проведение этно-экологического мониторинга территорий традиционного природопользования, включающего как экологическую, так и социально-экономическую составляющие. Целью включения этноэкологи-ческого мониторинга в систему комплексного мониторинга промышленных предприятий должно быть своевременное выявление изменений их воздействия на сложившуюся экологическую и социально-экономическую обстановку территорий проживания КМНС. При этом основные задачи должны включить:
• оценку состояния природных ресурсов (земельных, растительных, охотничье-промысловых, рыбных), используемых КМНС в традиционной хозяйственной деятельности;
• оценку социально-экономической обстановки (демография, занятость и безработица, доходы, уровень жизни, социальная инфраструктура, здоровье населения);
Таблица 9
Валовой доход от использования оленьих пастбищ в Южной Якутии (фрагмент)
Пастбищный сезон Тип оленьих пастбищ Стоимость продукции оленеводства, руб. /га МТЗ на хозяйственный запас, руб. /га Валовой доход, руб. /га
Лишайниковые корма
Зимний Лиственничные лишайниковые редколесья 273,87 25,54 248,33
Кедровостланики лишайниковые 492,96 45,97 446,99
Ранневесенний Лиственничники лишайниковые 1 315,11 122,63 1 192,49
Елово-кустарниковые лишайниковые 1 213,95 113,19 1 100,76
Поздневесенний Елово-лиственничные лишайниковые 1 784,51 166,39 1 618,11
Сосняки лишайниковые 396,56 36,98 359,58
Позднеосенний Кедровостланики лишайниковые 2 253,16 210,09 2 043,07
Горные тундры 751,05 70,03 681,02
Раннеосенний Лиственничники лишайниковые 1 577,21 147,07 1 430,15
Лиственничные кедровостланиковые лишайниковые редколесья 2 929,11 273,12 2 655,99
Зеленые корма
Поздневесенний Кедровостланики 198,28 18,49 179,79
Березово-травяные 793,11 73,95 719,16
Летний Лиственничные травяные 450,63 42,02 408,61
Ерники моховые 360,51 33,62 326,89
Раннеосенний Лиственничники лишайниковые 225,32 21,01 204,31
Луга 675,95 63,03 612,92
Источник: [15].
• выявление проблем, возникающих в ходе реализации инвестиционных проектов, компенсации убытков землепользователей в результате изъятия и загрязнения земель традиционного природопользования и ухудшения здоровья населения.
Полученные данные по оценке воздействия промышленных предприятий на традиционное природопользование, а также результаты мониторинговых исследований должны быть положены в основу мероприятий, направленных на социально-экономическое и культурное развитие КМНС. Поскольку в Южной Якутии планируется около 20 крупных инвестиционных проектов, зоны воздействия конкретных предприятий на состояние окружающей среды и традиционное природопользование могут перекрываться. С этих позиций авторы считают целесообразным разработать комплексную программу социально ориентированного бизнеса в Южной Якутии, где должны участвовать все предприятия, которые намерены организовать экономическую деятельность по освоению природных ресурсов.
На основе проведенного анализа приходим к следующим выводам:
1) в связи с начавшейся реализацией крупного инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» возникает проблема
экологической и социальной безопасности малочисленных народов Севера, проживающих на этой территории;
2) в исследованных территориях уровень жизни семейств КМНС ниже, чем среднестатистические показатели в этом регионе. Общий размер доходов на 1 члена родовых общин почти в два раза ниже среднедушевых денежных доходов семейств районов Южной Якутии и составляет в среднем 6 956,1 руб., у семейств районов -11 051 руб. в мес.;
3) коренное население Якутии (эвенки, эвены и якуты), по данным отцовских и материнских линий, а также некоторых аутосомных локусов, характеризуется низким генетическим разнообразием по сравнению с другими восточно-евразийскими популяциями, что может привести к негативным последствиям по отношению к состоянию их здоровья при воздействии техногенного загрязнения;
4) поскольку природно-ресурсный потенциал на территории республики по отдельным ее регионам сильно различается в зависимости от географического положения и природно-климатических условий, целесообразнее разработку нормативов на региональном уровне (по республике в целом) проводить по выделенным
21
зонам и подзонам традиционного природопользования поэтапно: в первую очередь - по Южной Якутии, где планируется реализация крупных инвестиционных проектов;
5) оценке убытков землепользователей должна предшествовать другая крупная работа по оценке качества земель традиционного природопользования по республике в соответствии с Земельным кодексом РФ (ст. 68) и Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (ст. 9, 12);
6) на основе оценки качества земель традиционного природопользования необходимо разработать региональные нормативы для расчета размера убытков, причиненных КМНС в результате воздействия промышленных компаний;
7) для оценки воздействия планируемых промышленных объектов на качество жизни КМНС необходимо проведение этноэкологического мониторинга территорий традиционного природопользования, включающего как экологическую, так и социально-экономическую составляющие;
8) в стабилизации экологической и социальной ситуации на территориях реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» решающими направлениями являются экологизация производства и социально ответственная политика промышленных предприятий. С этих позиций целесообразно разработать комплексную программу социально ориентированного бизнеса в Южной Якутии, где должны участвовать все предприятия, которые намерены организовать экономическую деятельность по освоению природных ресурсов.
Список литературы
1. Апробация методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации: Отчет о НИР от 01.10.2010, Якутск.
2. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) в 2010 году. Компания «Дани Алмас». Якутск, 2011.
3. Голубенко А. В. Современная стратегия развития горнодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) // Материалы Всеросс. научно-практ. конф. «Развитие горнодобывающей промышленности в условиях Севера». Якутск, 2011. С. 35-39.
4. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. ФЗ № 261 от 29.12.2006).
5. Комплексное экологическое исследование на территории строительства Эльконского горнометаллургического комбината в Алданском районе Республики Саха (Якутия): Отчет о НИР Института проблем экологии Севера. Якутск, 2008.
6. Максимов В. И., Прохоров Н. В. Экспортный потенциал горнодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) // Материалы Всеросс. научно-практ. конф. «Развитие горнодобывающей промышленности в условиях Севера». Якутск, 2011. С.13-21.
7. Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации: приказ Министерства регионального развития РФ от 09.12.2009 № 565.
8. Методические рекомендации по оценке качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: утверждены Росземкадастром 02.03.2004.
9. О землеустройстве: Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (в ред. от 18.07.2005 № 87-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ).
10. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (в ред. № 201-ФЗ от 04.12.2006).
11. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ.
12. О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
13. Об утверждении паспорта комплексного инвестиционного проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» и внесении изменений в перечень инвестиционных проектов: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 № 1082-р.
14. Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 № 537-ГУ.
15. Оценка ущерба малочисленным народам Севера от хозяйственной деятельности предприятия: отчет о НИР № 064-11/04 от 16.03.2011. Якутск, 2011.
16. Пузырев В. П., Степанов В. А., Голубенко М. В. и др. Генофонд якутов по линиям митохондриаль-ной ДНК и Y-хромосомы // Генетика. 2003. Т. 39. С.975-981.
17. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. / Федер. служба гос. статистики по РС (Я). Якутск, 2010.
18. Схема комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики
Саха (Якутия) до 2020 года: постановление Правительства РС (Я) от 06.09.2006 № 411.
19. Тарская Л. А., ЗинченкоР. А., ЕльчиноваГ. И. и др. Структура и разнообразие наследственной патологии в Республике Саха (Якутия) // Генетика. 2004. Т. 40. № 11. С. 1530-1539.
20. Тарская Л. А., Мэлтон Ф. Сравнительный анализ митохондриальной ДНК якутов и других монголоидных популяций // Генетика. 2006. Т. 42. № 12. С. 1703-1711.
21. Туголуков В. А. Эвены // Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. С. 155-168.
22. Федорова С. А. Генетические портреты народов Республики Саха (Якутия): анализ линий митохондриальной ДНК и Y-хромосомы. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008.
23. Хозяйственно-геоботаническая карта Алданского района Якутской АССР. Хандыга, 1982.
24. Хозяйственно-геоботаническая карта совхоза «Золотинка» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Якутск, 1993.
25. Хозяйственно-геоботаническая карта совхоза «Токкинский» Олекминского района Якутской АССР. Хандыга, 1982.
БАМ посчитает БАМ сэкономит БАМ защитит
Управлять программными активами —
выгодно и просто.
Закажите консультацию прямо сейчас:
Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: [email protected] Сайт: www.sam-audit.ru
бо^ппё