Педагогика
УДК 37.018.1
кандидат педагогических наук, доцент Максимова Лена Иннокентьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); воспитатель Семенова Лилиана Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад №2 «Оленёнок» (г. Якутск)
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЧЕВОЙ ДОШКОЛЬНОЙ
ГРУППЕ
Аннотация. В статье рассматривается актуальность изучаемой проблемы развития «кочевого» дошкольного образования. Дается теоретическое обоснование и разработка условий организации образовательного процесса кочевых групп, обеспечивающих поддержку реализации вариативных форм дошкольного образования. Раскрываются механизмы реализации образовательного процесса в кочевой дошкольной группе для получения доступного и качественного дошкольного образования.
Ключевые слова: механизм, образовательный процесс, кочевье, кочевая группа, коренные малочисленные народы Севера.
Annotation. The article discusses the relevance of the problem of the development of "nomadic" preschool education. A theoretical justification and development of conditions for the organization of the educational process of nomadic groups are provided, which provide support for the implementation of varied forms of preschool education. The mechanisms of implementing the educational process in a nomadic preschool group to obtain affordable and high-quality preschool education are revealed.
Keywords: mechanism, educational process, nomads, nomadic group, indigenous peoples of the North.
Введение. В Российской Федерации ведется активная работа по сохранению этнокультурных ценностей коренных малочисленных народов Севера. Одним из приоритетных направлений в этой сфере является организация кочевого образования детей в местах их традиционного уклада жизнедеятельности, которая направлена на создание эффективной образовательной системы для детей малочисленных народов Севера.
Для того, чтобы дети дошкольного возраста в кочевых условиях проживания могли получить первоначальные умения и навыки, смогли социализироваться в организованном детском коллективе, необходимо создать соответствующие условия, что свидетельствует о том, что дошкольное образование даже в условиях кочевья детям необходимо [1, с. 4].
Кочевое образование исследовалось педагогами и учеными А.А. Алексеева, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, У.А. Винокуровой, Д.А. Данилова, З.С. Жирковой, А.В. Кривошапкина, Н.Н. Курилова, В.П. Марфусаловой, Н.Д. Неустроева, Р.С. Никулина, В.А. Новицкой, А.Д. Семеновой, А.Н. Терехина, А.М. Цирульникова, Р.И. Яфизовой и др., а также статических данных регионов.
При создании механизмов реализации образовательного процесса в кочевой группе в условиях жизни коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) нами проанализированы общие тенденции развития дошкольного образования в условиях кочевья в следующих субъектах Российской Федерации: Красноярский край, Ненецкий автономный округ Архангельской области, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ.
Стратегические векторы развития дошкольного образования в Российской Федерации ориентированы на современного ребенка дошкольного возраста, его успешную социализацию и индивидуализацию. Принцип ориентации на успешность и позитивность развития каждого ребенка дошкольного возраста закреплён в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а учёт его потребностей, возможностей и интересов становится ключевым условием обеспечения качества дошкольного образования. Важное значение приобретает выделенное положение Стандарта для ребёнка с особыми образовательными потребностями, проживающего в специфичных условиях Крайнего Севера [2, с. 15].
«Организация обучения и воспитания детей в условиях семейного, производственного кочевья народов Севера, углублённое изучение родных языков в естественных жизненных условиях, в процессе труда и традиционного образа жизни, ознакомление с живыми правилами и обычаями жизни родителей, привитие ценностей предков - всё это будет препятствовать растворению этнической культуры в глобальной цивилизации современности» [3, с. 8].
Преимуществом кочевого образования выступает тот факт, что она основывается на непрерывном образовании детей, начиная с дошкольного возраста. Такими формами кочевого образования в северных и арктических субъектах Российской Федерации становятся кочевой детский сад, кочевая школа - детский сад, консультационный центр, кочевая группа, летняя кочевая школа. Данные вариативные формы образования требует решения целого комплекса проблем, связанных с кадровым и учебно-методическим обеспечением, материально-техническим оснащением и освоением новых информационных технологий коммуникации в образовании.
Изложение основного материала статьи. С целью оценки состояния развития кочевого образования в регионах России, где проживают коренные малочисленные народы Севера, нами были разработаны 8 аналитических показателей, характеризующих текущее состояние и тенденции развития дошкольного образования в условиях кочевья:
- количество вариативных форм дошкольного образования в условиях кочевого образа жизнедеятельности воспитанников, кол-во;
- численность воспитанников в возрасте до 7 лет, посещающих группы, функционирующие в режиме кратковременного пребывания в условиях кочевья, в %;
- период реализации образовательного процесса в местах кочевого образа жизнедеятельности детей дошкольного возраста в режиме кратковременного и круглогодичного пребывания;
-численность педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в кочевых условиях, в %;
- оценка состояния государственно-частного партнерства в комплексном решении социально-экономических вопросов КМНС, включающих создание условий для реализации дошкольного образования в местах кочевий;
- нормативно-правовое обеспечение реализации кочевого образования;
- наличие федеральных, региональных, муниципальных целевых программ, проектов в сфере дошкольного образования в условиях кочевья;
- оценка организации образовательного процесса в вариативных формах дошкольного образования в условиях кочевья.
Обоснованием для разработки аналитических показателей послужили современные тенденции в управлении качеством дошкольного образования, которые связаны с необходимостью количественного анализа статистических данных; внешней оценки изменений состояния и развития дошкольного образования в условиях кочевья; обработки результатов социологических исследований, характеризующих ресурсное обеспечение региональных систем дошкольного образования детей, реализующихся в местах кочевий. Это позволило нам осуществить сравнительный анализ состояния развития вариативных форм кочевого дошкольного образования, составить прогноз, выявить взаимосвязь и зависимость различных факторов внешней среды, влияющих на результаты функционирования различных моделей дошкольного образования в условиях жизнедеятельности КМНС.
С помощью приведенных аналитических показателей, мы проследили социокультурные условия регионов, институциональные нововведения в системе дошкольного образования в условиях кочевья, а также выявили уровень доступности дошкольного образования, качество программно-методического обеспечения и состояние социально-экономического развития регионов, влияющего на развитие кочевого образования в целом.
При обосновании механизмов реализации образовательного процесса в кочевой группе мы исходили из общих вытекающих проблем, которые требуют своего решения в Республике Саха (Якутия). Все вышеописанные аналитические показатели по регионам РФ, позволили создать общую картину для разработки механизма реализации образовательного процесса в кочевых группах в условиях жизни коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
Предпосылками создания механизмов реализации образовательного процесса в кочевой группе послужила складывающаяся критическая ситуация по данной проблеме в целом. В приложении к Закону РС(Я) "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" от 10 июля 2003 года N 59-З N 121-Ш (изм. и доп.: Закон РС(Я) от 22.03.2006 330-З N 673-Ш [4] и Законе РС (Я) от 16.12.2010 877-З N 681-ГУ [5] на территории Республики Саха (Якутия) числятся 70 мест компактного проживания представителей КМНС. Из которых кочевое образование для детей дошкольного возраста реализуется только в трёх районах (Нижнеколымский МР, Оленекский эвенкийский национальный наслег, Тополинский эвенский национальный наслег). Следовательно, речь идет недоступности кочевого образования в ряде районов Якутии для детей дошкольного возраста. Нами была поставлена задача разработки механизма реализации образовательного процесса в кочевой группе для детей дошкольного возраста КМНС в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с полученными результатами данных, на основе аналитических показателей, нами рекомендовано создание условий для реализации проектов кочевого образования для детей дошкольного возраста в местах компактного проживания (Алданский, Нерюнгринский, Олекминский) и арктических районах (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Кобяйский, Момский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Батантайский муницпальных районах) Республики Саха (Якутия). Помимо действующих вариативных форм дошкольного образования в оленеводческих бригадах предлагаем внедрить форму «Консультационный центр для кочевых семей». Требует решения вопрос о материально-техническом обеспечении круглогодичного режима реализации образовательного процесса. В свою очередь данная проблема предусматривает подготовку кадров для кочевых групп для реализации образовательного процесса. Ее решению может содействовать развитие аутсорсинга как механизма государственно-частного партнерства между родовыми общинами и производственными компаниями в пользу реализации и развития кочевого образования для детей дошкольного возраста.
Инновационное развитие образовательной системы разрешит кадровые вопросы, позволит создать новые рабочие места и расширит статьи доходов, работающих в оленеводческих бригадах специалистов. При школах в муниципальных районах Якутии важно предусмотреть реализацию дополнительных образовательных программ (курсов) по подготовке кочевого воспитателя из числа старшеклассников, что могло бы способствовать организации летних лагерей и реализации предшкольной подготовки детей-кочевников. Для содействия молодым педагогам имеется опыт реализации мер социальной поддержки, таких как выплата подъемных, единовременного пособия, заключение договоров на предоставление жилищной субсидии с педагогами, направленными в арктические улусы.
В рамках обеспечения педагогическими кадрами кочевого образования необходимо предусмотреть стимулирующие и компенсирующие выплаты для молодых педагогов, работающих в условиях арктических улусов, заключение с ними контрактов по обеспечению системы гарантированных государством постоянных или долговременных мер социальной поддержки.
Муниципальным органам образования содействовать родителям для работы в семейных группах согласно ст. 23 ГК РФ с правом заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, благодаря проекту «Партнерство дошкольных образовательных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства», выделяются субсидии из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам для организации услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 3 до 7 лет субъектами малого или среднего предпринимательства. Всё это позволит произвести расстановку кадров в соответствии с потребностями в педагогах, работающих в условиях кочевого детского сада.
На основе принятия модельного соглашения между общинами КМНС и промышленными компаниями, ведущими свою деятельность на территории проживания членов общин предусмотреть: участие органов
муниципального самоуправления и общественных объединений КМНС при заключении соглашений с компаниями; промышленными компаниями направлять инвестиции в целях дошкольного образования детей, кочующих круглогодично с родителями (законными представителями); придерживаться принципа прозрачности сведений о характере и объемах «шефской» помощи, полученной от промышленных компаний в рамках соглашений посредством освещения в СМИ. В свою очередь в рамках данных соглашений муниципальным образованиям следует совместно с общественной Ассоциацией КМНС разрабатывать целевые программы поддержки образовательных организаций - «кочевых» детских садов.
Для обеспечения нормативных оснований реализации образовательного процесса в кочевой группе осуществлялся анализ федеральных и региональных документов, который позволил раскрыть правовые и юридические вопросы, затрагивающие интересы и права заказчиков образовательных услуг, организаторов и партнеров - участников.
Внедрить в практику государственно-частное партнёрство для реализация поддержки и помощи со стороны муниципалитета и частных лиц (к примеру, промышленные компании - недропользователей) всеми условиями для организации образовательного процесса в кочевье - организовать поставку теплой одежды, современными теплыми пневмокаркасными модулями - балками, методической литературой, свежими продуктами и др. всё для того, чтобы большой процент образовательного процесса выпадал на круглогодичный режимы функционирования ДОО.
Руководители и педагогические коллективы образовательных учреждений, при которых функционируют структурные подразделения в оленеводческих бригадах, имеют право самостоятельно определять формы реализации основных образовательных программ, опираясь на финансовые возможности и учитывая санитарно-эпидемиологические нормативы и правила.
Для обеспечения нормативных оснований реализации образовательного процесса в кочевой группе сформировать пакет документов для реализации кочевой группы как структурного подразделения детского сада; разработать локальные акты, регламентирующих деятельность кочевой группы кратковременного пребывания (приказы, положение, должностные инструкции и т.д.); применить на практике в кочевой вариативной форме дошкольного образования перспективный план как структурного раздела «Рабочая программа кочевой группы»; составление плана организованной образовательной деятельности, режима дня, расписания деятельности воспитанников кочевой группы; принять ряд нормативных документов, которые наделят определенными правами заказчиков образовательных услуг, организаторов и участников.
Разработать и внедрить в практику авторские программы на эвенском, эвенкийском, долганском, чукотском, юкагирском языках; применение парциальной модульной программы STEM; обеспечение материально-техническими средствами, коммуникационными связями.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, материально-технической базы «кочевых» детских садов создает предпосылки для использования сетевого взаимодействия. Массовое использование ИКТ в рамках образовательного процесса, необходимость решения со стороны педагога множества вариативных задач обусловят повсеместное использование сетевого взаимодействия среди «кочевых» детских садов в целом по России.
Выводы. Вследствие указанных проблем отмечается значительное отставание уровня развития социальной инфраструктуры и ряда других параметров социально-экономического развития, в том числе низкий темп внедрения вариативных форм дошкольного образования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера. Они значительно отстают не только от средних показателей по России, но и от показателей многих районов (улусов) самой Республики Саха (Якутия) в силу высоких издержек для жизнеобеспечения.
Основным механизмом реализации вариативных форм дошкольного образования в условиях кочевья является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий, направленных на создание условий для повышения доступности качественного дошкольного образования.
С помощью приведённых механизмов по реализации образовательного процесса в кочевой группе, как структурного подразделения детского сада, представляется возможным сохранение самоценности дошкольного детства детей-кочевников; обеспечение при этом комплексности содержания образования.
В целом, при организации образовательного процесса, выделенные механизмы помогут решить ситуацию с организацией образовательного процесса в кочевой группе, что в дальнейшем обусловит качественное дошкольное образование в условиях кочевья.
Литература:
1. Осипова, О.В. Кочевое дошкольное образование в масштабах страны / О.В. Осипова // инф. - метод. газета Вести образования - ЯНАО с. Яр-Сале: 2017. - №5. - С. 4-8.
2. Новицкая, В.А. Модель кочевого дошкольного образования на Ямале: первые итоги и новые стратегии / В.А. Новицкая, Р.И. Яфизова // Ученые записки Забайкальского гос. ун. - Чита: ЗГУ. - 2018. - Т. 13. № 3. -С. 13-23.
3. Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: уч. пос. по подг. учителей для школ коренных народов Севера / Н.Д. Неустроев. - Я.: ИПКРО, 1999. - 140 с.
4. Закон Республики Саха (Якутия) "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" от 10 июля 2003 года N 59-З N 121-III (изм. и доп.: Закон РС(Я) от 22.03.2006 330-3 N 673-III).
5. Закон Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2010 года 877-З N 681-IV «О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)».