СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИРКУМПОЛЯРНОГО МИРА
УДК 330.34:332.1 (571.56)
1 2 3
А.А. Пахомов , В.Н. Черноградский , Е.Я. Федорова
О ПРОБЛЕМАХ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ON THE PROBLEMS OF DEVELOPING A STRATEGY FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE
EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
В статье рассмотрено развитие Арктической зоны Российской Федерации в контексте реализации принципов устойчивого развития территории на примере Республики Саха (Якутия). На сегодняшний день стратегия России в Арктике должна ориентироваться не только на поиск ресурсов и возможностей для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны РФ, но и сохранение ее статуса как конструктивного международного сотрудничества. Авторами изучены документы, регулирующие деятельность и развитие Арктической зоны Российской Федерации, представлены основные подходы по развитию Арктических районов Республики Саха (Якутия). Реализация Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) до 2030 года представляет уникальную возможность решить многие проблемы, связанные с реализацией идеологии стратегического планирования, а также позволит разработать механизмы согласования разного уровня.
1 Пахомов Александр Алексеевич - д.э.н., главный научный сотрудник, советник председателя ФИЦ ЯНЦ СО РАН.
E-mail: [email protected]
Pakhomov Alexander - Doctor of Economic Sciences, Chief Researcher FRC YSC SB RAS.
2 Черноградский Владимир Николаевич - к.э.н., министр по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
E-mail: [email protected]
Chernogradsky Vladimir - Candidate of Economic Sciences, Minister for the Development of the Arctic and the Affairs of the Peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia).
3 Федорова Екатерина Ярославовна - к.э.н., ведущий научный сотрудник ФИЦ ЯНЦ СО РАН. E-mail: [email protected]
Fedorova Katharine - Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher FRC YSC SB RAS.
3
Ключевые слова: Арктическая зона, стратегия, экономическое развитие, социальное развитие, север, Республика Саха (Якутия).
In the article, the authors consider the development of the Arctic zone of the Russian Federation in the context of the implementation of the principles of sustainable development of the territory on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). Today, Russia's strategy in the Arctic should focus not only on the search for resources and opportunities to ensure sustainable socioeconomic development of the Arctic zone of the Russian Federation, but also the preservation of its status as a territory and constructive international cooperation. The documents governing the activities and development of the Arctic zone of the Russian Federation are studied, the main approaches to the development of the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia) are presented. The implementation of the Strategy for socio-economic development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period until 2030 presents a unique opportunity to solve many problems associated with the implementation of the ideology of strategic planning, and will also allow the development of coordination mechanisms of different levels. Keywords: Arctic zone, strategy, economic development, social development, north, Republic of Sakha (Yakutia).
Стратегия является одним из важнейших инструментов развития территории, благодаря, синергетическому эффекту, который объединяет в себе информационную и аналитическую составляющую, а так же инструмент привлечения реальных финансовых ресурсов на территорию за счет частных инвестиций, а так же субсидий из бюджетов высшего уровня; и упорядочения и стабилизации политических и социальных процессов, протекающих в регионе; и экономического роста территории, за счет всех, перечисленных выше факторов [1].
В настоящее время дать толчок ускоренному развитию региона федеральными и региональными властями предпринимаются попытки на основе разрабатываемой стратегии социально-экономического развития. Исходя из этого в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)»
[3], Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
[4], Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27.10.2018 г. № 145 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» [5] в Республике Саха (Якутия) разрабатывается «Стратегия социально-экономического
развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года».
Стратегия должна основываться на положениях Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Морской доктрины Российской Федерации, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с целевым видением до 2050 года.
Социально-экономическая эффективность реализации Стратегии Арктической зоны Республики Саха (Якутия) должна будет оцениваться по степени достижения следующих целевых индикаторов к 2030 году:
- обеспечение численности населения районов Арктической зоны до 69,8 тыс. человек в 2030 году за счет сохранения уровня естественного прироста и снижения миграционного оттока населения;
- повышение уровня жизни населения Арктических районов в 1,8 раза;
- снижение уровня общей безработицы до 5,7%;
- мобильность населения вырастет в 3,4 раза;
- сокращение доли ветхого и аварийного жилого фонда в 2,9 раза;
- снижение заболеваемости населения - на 27% к уровню 2017 года;
- увеличение валового муниципального продукта в 4,8 раза;
- рост объема производства промышленной продукции в 7 раз, сельскохозяйственной продукции - в 1,8 раза в денежном выражении;
- привлечение в экономику арктического района инвестиций объёмом более 415 млрд руб.;
- ежегодный грузопоток достигнет 2,3 млн тонн;
- увеличение оборота малых предприятий в 1,5 раза;
- рост числа студентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования АЗ РС (Я) - в 2,9 раза.
К Арктической зоне Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) относятся территории 13 заполярных и приполярных районов: Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района), Эвено-Бытантайского национального улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Арктическая зона Республики Саха (Якутия) - это приоритетная геостратегическая территория Российской Федерации, расположенная в Восточной Арктике. Макрорегион обладает уникальным транзитным потенциалом, обеспечивающим кратчайший путь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона к Северному морскому пути. Площадь территории арктической Якутии составляет 1 608,8 тыс. км , или более половины всей территории республики (3 083,5 тыс. км ). На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км. На западе граничит с Красноярским краем, на востоке - с Чукотским автономным округом, на юге - с 6 муниципальными районами республики: Мирнинским, Нюрбинским, Вилюйским, Кобяйским, Томпонским и Оймяконским.
Арктические районы разделяются на группы по бассейновому принципу основных судоходных рек: Анабарскую, Приленскую, Янскую, Индигирскую, Колымскую группу улусов.
Основой экономики сельских территорий являются традиционные формы природопользования: оленеводство, охота и рыболовство. Северное домашнее оленеводство хорошо развито в Усть-Янском, Нижнеколымском, Эвено-Бытантайском,
Анабарском, Булунском, Момском районах. В приморских районах и в районах, расположенных в бассейнах крупных рек: Усть-Янском, Булунском, Аллаиховском, Нижнеколымском, Жиганском, Абыйском и Среднеколымском - перспективно развивается отрасль рыболовства. К основным отраслям животноводства (преимущественно Верхоянского, Среднеколымского, Эвено-Бытантайского, Момского, Абыйского районов) также относится табунное коневодство.
В Арктической зоне расположены крупные и уникальные месторождения алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов, угля, ископаемой мамонтовой кости, территория отличается высоким углеводородным потенциалом. Добывающая промышленность и соответствующие промышленные фонды локализованы в сырьевых центрах Анабарского, Оленекского, Булунского, Верхоянского, Усть-Янского, Верхнеколымского районов. Для дальнейшего развития природно-ресурсного потенциала АЗ Якутии необходимо комплексное проведение геолого-разведочных работ, регион отличает недостаточная геологическая изученность в силу малоосвоенности и труднодоступности территории.
Основой транспортного каркаса Арктической зоны являются: реки Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма; участок Северного морского пути от устья реки Лена до устьев арктических рек; морской порт Тикси, 3 речных порта и причалы на малых арктических реках в населенных пунктах Усть-Куйга, Батагай, Зырянка, Юрюнг-Хая; региональные и местные автозимники; 14 аэропортов, входящих в состав ФКП «Аэропорты Севера»; 53 авиаплощадки.
По результатам комплексного анализа Арктической зоны Республики Саха (Якутия) выявлены основные тенденции, проблемы, диспропорции и ограничения, сложившиеся в социально-экономическом развитии арктических районов республики.
Основные ограничения и сдерживающие факторы связаны с экстремальными климатическими условиями территории, относящиеся к абсолютно и экстремально
дискомфортным зонам для проживания человека; труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны; повышенной ресурсоемкостью и северным удорожанием в его экстремальной арктической форме, обусловленными особенностями территории; крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства; высокой уязвимостью природных комплексов к антропогенному воздействию и длительностью их восстановления; отсутствием комплексного обеспечения комфортных условий для проживания, работы и отдыха населения, слабой доступностью и дефицитом качества основных социальных услуг; низким уровнем благоустройства, ветхостью и аварийностью большей части жилого фонда, износом объектов энергетики и ЖКХ; возрастанием рисков ЧС, связанных с износом жизнеобеспечивающей инфраструктуры и климатическим фактором; зависимостью от северного завоза; продолжающимся миграционным оттоком населения, сокращением численности трудоспособного населения; недостаточно эффективным государственным регулированием.
Конкурентными преимуществами Арктической зоны Республики Саха (Якутия) являются: значительный природно-ресурсный потенциал территории (промышленные запасы полезных ископаемых; флора и фауна, обладающие высокой биологической активностью биологических сред, органов и тканей, являющиеся ценными охотничьими и рыболовными ресурсами, сырьем для медицинской и пищевой промышленности; уникальная ископаемая мамонтовая фауна; значительный потенциал поверхностных водных ресурсов); наличие протяженной трассы Северного морского пути вдоль 5 приморских районов республики с действующими портами; уникальный транзитный потенциал территории, обеспечивающий кратчайший путь странам Азиатско-Тихоокеанского региона к Северному морскому пути; высокий научно-исследовательский потенциал, наличие базовой научной-исследовательской инфраструктуры и потенциал
международного сотрудничества Восточной Арктики; государственная политика поддержки, сохранения и развития традиционных видов хозяйствования саха-якутов, коренных малочисленных народов Севера, русского и русскоязычного старожильческого населения; стабильная экологическая ситуация, сравнительно низкая экологическая нагрузка на территорию, сохранение на огромных пространствах в естественном «нетронутом» виде природных ландшафтов, придание статуса особо охраняемых природных территорий (ООПТ) половине территории АЗ РС (Я); проведение единой государственной политики по развитию арктических территорий.
Исходя из этого главной целью Стратегии становиться повышение уровня и качества жизни человека в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).
Основными стратегическими приоритетами для достижения цели Стратегии являются:
1. Развитие человеческого капитала
2. Сбалансированное пространственное развитие
3. Развитие экономики возобновляемых природных ресурсов
4. Реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов
5. Рациональное природопользование
6. Якутия - научный центр изучения Арктики мирового уровня
7. Межрегиональное и международное сотрудничество.
Реализация стратегии предполагается в два этапа, которое соответствует этапам реализации стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия): 1 этап - 2019-2024 годы; 2 этап - 2025-2030 годы.
Развитие человеческого капитала, как одного из направлений социально-экономического развития арктической зоны, сосредоточено на улучшении демографической ситуации путем реализации мер, направленных на коренное улучшение репродуктивного здоровья населения, снижение смертности, пропаганду семейных
ценностей, содействие молодым семьям в решении жилищного вопроса, привлечение к работе местных трудовых ресурсов, закрепление и привлечение населения в развивающиеся и перспективные районы Севера. Для успешного формирования трудовых ресурсов арктических территорий необходимо обеспечение достойных условий для проживания и жизнедеятельности людей.
Решение задач стратегического приоритета по организации сбалансированного пространственного развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) будет способствовать организации оптимальной гражданской инфраструктуры, повышению ресурсоэффективности и экологичности, роста качества жизни, раскрытию экономического потенциала региона.
Развитие транспортной инфраструктуры арктических районов будет направлено на обеспечение доступности транспортных услуг для населения, создание условий для динамичного роста всех отраслей экономики, устранение территориальной изолированности и укрепление экономических связей между муниципальными образованиями, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий.
Следует отметить, что климатические особенности АЗ РС (Я) требуют повышенной надежности и работоспособности инженерных систем жизнедеятельности населенных пунктов. Сложность жизнеобеспечения населения обусловлена обширностью территории, удаленностью населенных пунктов, низкой плотностью населения. В среднем продолжительность отопительного периода в Арктике составляет свыше 9 месяцев в году, а в отдельных населенных пунктах Арктической зоны круглогодично.
Основными направлениями в сфере обеспечения энергетической безопасности арктических районов будет модернизация объектов электроэнергетики арктических поселков, проведение энергоэффективных мероприятий, диверсификация и повышение качества топливных ресурсов в целях оптимизации расходов на энергоснабжение.
Важнейшим условием успешности освоения арктических территорий,
Информационно-научное издание качественного улучшения уровня жизни населения является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и средств в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).
Что касается «Северного завоза», то совершенствование ее действующей схемы планируется по следующим направлениям:
- формирование и развитие современной транспортной инфраструктуры, модернизация транспортных средств по доставке грузов;
- оптимизация логистических процессов, выстраивание оптимальных транспортно-логистических схем, обеспечивающих бесперебойное снабжение топливно-энергетическими ресурсами и качественными продуктами питания в рамках сложившегося и прогнозируемого уровней потребления и платежеспособного спроса;
- проведение системных мероприятий, направленных на создание централизованной системы планирования северного завоза для обеспечения скоординированной доставки грузов и продукции на основании заранее спрогнозированных потребностей населения;
- совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне;
- обратный закуп товаров местного производства как основного источника дохода домашних хозяйств.
Реализация мероприятий позволит обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, сформировать условия для развития рыночных отношений и здоровой конкуренции в сфере торговли, обеспечить качественными продуктами питания жителей.
Возобновляемые природные биологические ресурсы Арктики отличаются повышенной биологической активностью, благодаря экстремальным условиям произрастания/обитания. К ним относятся виды травянистых, кустарниковых и древесных
растений, лишайников, произрастающие в тундре и лесотундре, а также органы и ткани домашних и диких животных, обитающих в Арктике. Глубокая переработка этих видов экологически чистого, воспроизводимого природного биологического сырья и продукции оленеводства, коневодства якутской лошади, охотничьего промысла и рыболовства с использованием современных физико-химических биотехнологий позволит получать биоактивную продукцию медицинского, пищевого, косметологического и технического назначения с высокой потребительской и финансовой стоимостью. Тем самым существенно повысить рентабельность жизнеобеспечивающих отраслей природопользования коренного населения Арктики, качество жизни человека в Арктике; позволит создать новые высокотехнологичные рабочие места, что приведёт к росту привлекательности жизни и трудовой деятельности в Арктическом регионе.
Целесообразно развитие перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса в центрах муниципальных районов, в т.ч. переработка мясной, молочной продукции и продукции рыболовства путем создания полного цикла сельскохозяйственной деятельности «производство - переработка - продажа» с внедрением современных технологий во всех этапах жизненного цикла продукции.
В перспективе развитие традиционных отраслей Севера, скотоводства и коневодства, скороспелого животноводства обуславливается необходимостью обеспечения местного населения мясом, рыбой и молоком собственного производства, обеспечения продовольственной безопасности в Арктике.
В арктических районах, в местах компактного проживания малочисленных народов Севера охотничье хозяйство является основной отраслью. В настоящее время охотничье хозяйство ввиду экстенсивности его ведения переживает спад. Если до 2010 года комплексная эксплуатация животных ресурсов, закупка сырья, технологические процессы производства продукции, охрана 1/3 угодий были закреплены за ОАО ФАПК «Сахабулт», то в настоящее время изменение системы управления охотничьим хозяйством
Информационно-научное издание способствовали формированию мелких хозяйств нового типа.
Необходимо отметить, что Арктические районы республики весьма благоприятны для ведения клеточного звероводства. Разведение клеточных зверей (соболя, серебристо-черной лисицы норвежского типа), шкурки которых являются востребованным сырьем для предприятий легкой промышленности, наиболее экспортно-ориентированным видом пушно-мехового сырья, позволит диверсифицировать производство, укрепить межотраслевые связи, создавать новые рабочие места в арктических районах.
Одним из направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики северных территорий является развитие туризма, способствует созданию новых рабочих мест, притоку инвестиций, росту доходов домохозяйств и бюджетов местного самоуправления, а также решению социальных проблем коренного населения [2]. Направление по развитию туризма в арктических районах и возможности роста турпотока связаны с формированием туров, сочетающих в себе элементы экологического, научного, спортивного, охотничьего и рыболовного туризма.
Реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов - одно из важных направлений стратегии.
Экономика Арктической зоны Российской Федерации в целом ориентирована на Северный Ледовитый океан, на изучение, освоение и эксплуатацию богатейшей природно-ресурсной базы с учетом системообразующей роли Северного морского пути в социально-экономическом развитии приарктических регионов и территорий.
Промышленный и транзитный векторы новой модели развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) связаны с освоением перспективных месторождений минерально-сырьевых ресурсов материковой части и континентального шельфа моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря: нефти, газа, угля, алмазов, руд цветных и редкоземельных металлов и созданием мультимодальных транспортных узлов на основе арктического судоходства современной модификации.
Специфика арктической экономики такова, что больше шансов на коммерческий успех имеют крупные проекты, осуществляемые комплексно. Однако срок их окупаемости достаточно велик, что требует принятия преференциальных мер и специальных, адресных мер экономического стимулирования. Важнейшее условие устойчивого развития Арктической зоны состоит в создании институциональной основы реализации арктической политики с участием государства, бизнеса, науки, структур гражданского общества, коренных народов на основе взаимной ответственности и внедрения гражданско-правовых основ в отношения между государством и природопользователями.
Меры, направленные на повышение степени «локализации» эффектов от развития минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны Республики Саха (Якутия), должны предусматривать следующее:
- формирование и поддержка цепочек создания добавленной стоимости (от проведения геологоразведочных работ до получения продуктов переработки сырья на территории Республики Саха (Якутия));
- создание благоприятных условия для реализации крупных проектов -содействие строительству якорной инфраструктуры на территории республики;
- расширение степени участия местных предприятий, организаций и учебных заведений в решении производственно-технических проблем и вопросов компаний минерально-сырьевого комплекса;
- усиление кооперационных связей компаний Северо-Якутской опорной зоны в процессе реализации проектов освоения месторождений и создания производственно-технологической инфраструктуры, совместное создание якорной инфраструктуры на принципах ГЧП;
- усиление внимания к аспектам корпоративной социальной ответственности компаний - их участие в благотворительной деятельности на территории Арктической
Зоны Республики Саха (Якутия), оказании помощи и поддержки местным производителям товаров и услуг.
Если рассматривать рациональное природопользование Арктической зоны Республики Саха (Якутия), то можно отметить, что динамика численности животных в Арктической зоне РС (Я) носит разнонаправленный характер и обусловлена их природоохранным статусом.
Состояние популяций мигрирующих птиц становится важной задачей международного масштаба, решение которой возможно лишь при консолидации усилий специалистов и соответствующих государственных структур России, Китая, Индии и других стран Азии.
Созданию нового направления в социально-экономическом развитии арктических территорий служит проект по восстановлению циркумполярного ареала овцебыка, успешно осуществляемый в тундровой зоне Якутии с 1996 г.
В настоящее время одной из проблем республики является проблема нарушенных земель и их рекультивация, ликвидация нанесенного ущерба прошлых лет. В основном объекты накопленного прошлого экологического ущерба являются объектами Министерства обороны, Министерства транспорта и Министерства промышленности СССР. В арктической зоне - это хвостохранилища Депутатского ГОКа, Куларской ЗИФ, Батагайского ГОКа, заброшенные поселки, объекты накопления лома металлов.
На территории республики предварительно установлено 437 точек накопления лома цветного и черного металла, из них 84% находится на территории Арктической зоны республики. С 2018 года проводится работа по включению всех объектов накопленного металлолома в Арктической зоне республики в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Необходимость эффективного освоения пространства, в том числе путем преодоления диспропорций социально-экономического развития территорий страны, а
также укрепления позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства Мирового океана, Арктики и Антарктики является одним из «больших вызовов» для государства и общества, закрепленных в стратегии научно-технологического развития России.
Успешное развитие научно-инновационной деятельности и комплексных научных исследований в Арктике во многом зависит от скоординированной работы государственных структур всех уровней по поддержке комплексных научных исследований в регионе.
В настоящее время в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) функционируют 5 постоянно-действующих научно-исследовательских станций:
- Научно-исследовательская станция «Остров Самойловский», дельта Лены, Российско-Германская экспедиция «Лена» (Булунский район);
- Сейсмическая станция, п. Тикси, геофизическая служба СО РАН (Булунский район),
- Полярная геокосмофизическая обсерватория, п. Тикси, Институт космофизических исследований и аэрономии СО РАН (Булунский район);
- Исследовательская станция ДВО РАН, устьевая зона р. Колымы, п. Черский (Нижнеколымский район).
В целом в Восточной части России на сегодня действуют подразделения Сибирского отделения РАН: мерзлотные станции и стационары - п. Чернышевский, Мирнинский район РС(Я), г. Магадан, 4 стационара в районе Центральной Якутии; геокриологическая лаборатория - г. Игарка; комплексная биостанция - п. Чокурдах; комплексные геофизические станции - в п. Тикси, п. Жиганск, г. Якутск; космофизические - станция ракетного зондирования атмосферы - п. Тикси, центр спутникового мониторинга природной среды в г. Якутске.
Булунский район в силу своего географического положения, является уникальным
Информационно-научное издание местом для проведения наблюдений за изменением климата и устойчивого развития Арктики. В прибрежной зоне региона работает 10 полярных гидрометеорологических станций.
Ежегодно в районе п. Тикси проводится до 15 российских и международных экспедиций, в т.ч.: Межправительственный Российско-германский проект «Система моря Лаптевых», Российско-германский проект «Оценка чувствительности динамики арктических берегов к глобальным изменениям», Российско-японский проект «Наземные наблюдения водно-тепловых условий и растительного покрова в Якутии», Международный проект «Термическое состояние мерзлоты», Международный проект «Регистрация землетрясений Якутии цифровыми сейсмическими станциями и анализ их записей с помощью специальных компьютерных программ», Российско-японский проект «Параметризация экосистемы в арктической зоне Восточной Сибири», Российско-японский проект «Человек и природа в Сибири в контексте глобального потепления» и многие другие.
Близ поселка Тикси находится Государственный природный заповедник федерального значения «Усть-Ленский», к охраняемой зоне которого относятся Новосибирские острова, восточная часть дельты Лены и прилегающая к ней акватория моря Лаптевых. Природные богатства заповедника представлены редкими видами высших растений, млекопитающих и птиц. На территории Усть-Ленского государственного природного заповедника с 1998 года работает российско-германская комплексная экспедиция «Лена» на острове Самойловский. Российско-Германская НИС «Остров Самойловский» выполняет исследования не только в дельте Лены, но и в пределах всего побережья морей Восточной Сибири, включая прибрежно-шельфовую зону.
Кроме этого, научные исследования в регионе проводят Институты СО РАН, ДВО РАН, московские и санкт-петербургские институты РАН, высшие учебные заведения, Росгидромет и ряд других научных и научно-производственных организаций.
Для развития и эксплуатации возобновляемых источников энергии, поселок Тикси предлагается использовать также для создания испытательного полигона (технопарка) в области альтернативных источников энергии, энергоресурсосбережения, в т.ч. для исследования совместной работы ветровых установок, солнечных электростанций и мини-ГЭС для тепло- и электроснабжения отдаленных потребителей Крайнего Севера.
Концепцией развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия), утвержденной 13 августа 2018 г. №649-РГ, предусматривается легализация внутреннего и экспортного оборота мамонтовой фауны, а также создание в республике Международного центра изучения, хранения, экспонирования мамонтовой фауны.
Потенциал международного сотрудничества в Арктике огромен. Сотрудничество ставит в повестку дня вопрос нахождения баланса между интересами бизнеса и соблюдением экологических стандартов для сохранения уникальной экосистемы Арктики. Республика Саха (Якутия) через призму усиления позиций России в «Арктическом клубе» (стран имеющих официальный арктический статус - Данией, Канадой, Норвегией, Россией и США) будет выступать за расширение международного сотрудничества в Арктике для достижения устойчивого развития данного региона мира.
Активизация международного сотрудничества, принимая во внимание все более возрастающий глобальный интерес к Арктике, будет усиливаться на основе деятельности таких международных организаций как Северный Форум, Арктический Совет при Организации Объединенных Наций.
Формирование бренда арктической зоны республики, реализация мероприятий по позиционированию республики как лидера арктических широт позволит повысить привлекательность арктических территорий для инвесторов, туристов, потребителей производимой продукции, обеспечит становление республики в международный форпост развития Арктики.
Таким образом, считаем - положения Стратегии будут служить основой для разработки государственных программ Республики Саха (Якутия), приоритетных проектов Республики Саха (Якутия), документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны Республики Саха (Якутия).
В целях реализации Стратегии будет разработана государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие Арктической зоны и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», в которую будут включены, в том числе мероприятия действующих государственных программ Республики Саха (Якутия), направленные на решение приоритетных проблем социально-экономического развития арктических районов.
Литература
1. Тверитин, М.Ю. Разработка стратегии развития региона как инструмент социально-экономисекого развития территории и общества / М.Ю. Тверитин, Г.С. Котляров // Социальные науки: social-economic sciences. - 2014. - № 3 (3). -С. 97-101.
2. Тотонова, Е.Е. Проблемы и перспективы развития туризма Северных территорий / Е.Е. Тотонова // Научный электронный журнал «Меридиан». - 2019. - №2 (20). - С.165-167.
3. Закон Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 года 1742-З №1041-V «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)» // http://docs.cntd.ru/document/444741561 (дата обращения: 3.09.2019).
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» // http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 4.09.2019).
5. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27.10.2018 г. № 145 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)»// https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2956141 (дата обращения: 29.08.2019).
References
1. Tveritin, M.Yu. Development of a regional development strategy as an instrument of socio-economic development of a territory and society / M.Yu. Tveritin, G.S. Kotlyarov // Social Sciences: social-economic sciences. - 2014. - No. 3 (3). - P. 97101.
2. Totonova, E.E. Problems and prospects of tourism development in the Northern Territories / E.E. Totonova // Scientific electronic journal of the Meridian. - 2019. -No. 2 (20). - P. 165-167.
3. Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated October 26, 2016 1742-З No. 1041-V "On strategic planning in the Republic of Sakha (Yakutia)" // http://docs.cntd.ru/document/444741561 (reference date: 09.03.2019).
4. Decree of the President of the Russian Federation of 05.07.2018, No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" // http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (reference date: 09.04.2019).
5. Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) dated October 27, 2018 No. 145 "On strategic directions of the socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia)" // https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2956141 (reference date: 08.29.2019).