Научная статья на тему 'Взаимодействие государственных структур по выявлению налоговых преступлений'

Взаимодействие государственных структур по выявлению налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ФНС / РОСФИНМОНИТОРИНГ / МВД / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TAX CRIMES / FEDERAL TAX SERVICE / FEDERAL FINANCIAL MONITORING SERVICE / MINISTRY OF INTERIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворошило В.В., Лищишина О.А.

В статье исследованы механизмы взаимодействия Федеральной налоговой службы с Федеральной службой по финансовому мониторингу и с правоохранительными органами в целях выявления и пресечения налоговых преступлений. Выделены элементы механизма, среди которых основное положение занимает правовое обеспечения данной взаимосвязанной системы. Исследование механизма межведомственного взаимодействия позволяет выявить достоинства и недостатки данного взаимодействия, что способствует последущему исследовани данной тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ворошило В.В., Лищишина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PUBLIC STRUCTURES TO IDENTIFY TAX CRIME

The article deals with the mechanisms of interaction between the Federal tax service and the Federal financial monitoring service and law enforcement agencies in order to detect and suppress tax crimes. The elements of the mechanism, among which the main provision is the legal support of the interconnected system. The study of the mechanism of interdepartmental interaction reveals the advantages and disadvantages of this interaction, which contributes to the subsequent study of this topic.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государственных структур по выявлению налоговых преступлений»

УДК 351.72

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1 2 Ворошило В.В. , Лищишина О.А.

'Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, 295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail.ru: mivik06@mail.ru

2Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, 295000 г. Симферополь, пр. Вернадского, 4, e-mail: o_li_center@mail.ru

Аннотация. В статье исследованы механизмы взаимодействия Федеральной налоговой службы с Федеральной службой по финансовому мониторингу и с правоохранительными органами в целях выявления и пресечения налоговых преступлений. Выделены элементы механизма, среди которых основное положение занимает правовое обеспечения данной взаимосвязанной системы. Исследование механизма межведомственного взаимодействия позволяет выявить достоинства и недостатки данного взаимодействия, что способствует последущему исследовани данной тематики.

Ключевые слова: взаимодействие, ФНС, Росфинмониторинг, МВД, правоохранительные органы, налоговые преступления.

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент Федеральная налоговая служба на основе своих функций имеет право осуществлять налоговый контроль за выполнением налогового законодательства, который позволяет выявлять налоговые преступления. Однако, поскольку ответственность за эти преступления находится в рамках Уголовного Кодекса РФ, а также в рамках законодательства об отмывании доходов, полученных преступным путем, то ФНС должна взаимодействовать с соответствующими ведомствами, на которых возложены необходимые функции по осуществлению наказания за данные правонарушения. Для выполнения информационного взаимодействия, совместной работы между данными ведомствами заключаются соответствующие соглашения. Кроме того, существует и другая нормативно-правовая база для межведомственного взаимодействия.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Необходимо отметить, что данная тематика исследования освещена авторами с различных точек зрения: финансовая безопасность, налоговый контроль. Среди авторов необходимо выделить Мигачеву Е.В. [2], Прошунина М.М. [3], Быкова Р.С. [1] и др. В тоже время отсутствуют исследования механизма межведомственного взаимодействия.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из вышесказанного, целью данной статьи является анализ механизма взаимодействия государственных структур по выявлению налоговых преступлений. Основой исследования выступают такие государственные структуры как Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Взаимодействие налоговых органов с различными органами исполнительной власти обычно урегулировано нормативно-правовыми актами. В целях оптимизации функционирования межведомственного взаимодействия и повышения его эффективности налоговые службы в рамках возложенных на них функций заключают соответствующие соглашения о взаимодействии с различными органами исполнительной власти для выявления налоговых преступлений.

Правовой основой для взаимодействия государственных структур для выявления налоговых преступлений выступают: приказы соответствующих структур, письма, соглашения о взаимодействии. Основой для выявления налоговых преступлений выступает Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Для реализации выполнения положений

данного закона и осуществления надзора происходит межведомственное взаимодействие Росфинмониторинга и Федеральной налоговой службы.

В рамках получения информации для выявления подозрительных финансовых операций, которые осуществляют физические или юридические лица. Данное получение информации для выполнения своих функций между двумя ведомствами основано на функционировании правового поля для таки действий:

1) Соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы" (заключено в г. Москве 15.10.2015 № 01-01-14/22440, N ММВ-23-2/77@) [4];

2) Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 27.12.2006 № 01-1-13/6/САЭ-25-06/8 [5].

Исходя из положений данных соглашений, покажем механизм межведомственного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (рис. 1).

Рис. 1. Механизм взаимодействия ФНС и Росфинмониторинга

Механизм межведомственного взаимодействия федеральных структур состоит из ряда взаимосвязанных элементов: субъект, объект, цель, принципы, способы и нормативно-правовое обеспечение. Субъектами механизма взаимодействия ведомств является Росфинмониторинг и ФНС. Объектом межведомственного взаимодействия являются незаконные финансовые операции, в том числе и налоговые преступления, которые могут осуществляться физическими и юридическими лицами. Данные операции являются объектом надзора со стороны Росфинмониторинга.

Целью данного взаимодействия является информационный обмен для выявления данных о незаконных финансовых операций, в том числе налоговых правонарушений и своевременного и в полном объеме поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации. Данный обмен в рамках п. 1.3 Соглашения 15.10.2015 № 01-01-14/22440, № ММВ-23-2/77@ между Росфинмониторингом и ФНС осуществляется в двустороннем порядке, что способствует каждым из ведомств реализовывать свои функции. Двусторонний обмен с учетом сроков представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Двусторонний межведомственный информационный обмен с учетом сроков предоставления*

Субъекты Росфинмониторинг

Входящая информация Исходящая информация

ФНС Исходящая информация Ежедекадно ЕГРИН, ЕГРЮЛ В о дя а ф о р

Ежемесячно ЕГРН

Ежеквартально Сведения об организациях, не отчитывающихся перед налоговыми органами, либо представляющих налоговые декларации, налоговую или бухгалтерскую отчетность, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности

По запросу - суммы налога конкретного налогоплательщика; - ЮЛ, которые получали отказ в возмещении НДС; - о наличии задолженности ИП и ЮЛ - о закрытии, открытии счетов ИП и ЮЛ; - о средней численности ЮЛ; - Справки 2-НДФЛ - финансовых схемах, имеющих признаки уклонения от уплаты налогов, незаконного возмещения НДС из бюджета, преднамеренного банкротства и иных неправомерных действий, связанных с банкротством, нарушений валютного законодательства; - перечень организаций, стоящих на учете в Росфинмониторинге; -по лицам, в отношении которых обвинительные приговоры

По мере - о выявлении организацией Решения о запрете на направление ц

поступления / по финансового рынка клиентов - информации в иностранный налоговый я

мере вынесения иностранных налогоплательщиков; орган организацией финансового

- о поступлении в организацию рынка

финансового рынка запроса от

иностранного налогового органа о

предоставлении информации в

отношении клиента - иностранного

налогоплательщика;

- о клиентах организации финансового

рынка - иностранных

налогоплательщиков, информация о

которых планируется к передаче

организацией финансового рынка в

иностранный налоговый орган

*Составлено авторами на основе данных [1]

В 2016 году в соответствии с Соглашением о сотрудничестве был принят приказ ФНС и Росфинмониторингом от 17 мая 2016 г. № ММВ-7-2/325/139@ «Об утверждении формы сведений о результатах взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма» [6].

В соответствии с данным приказом была утверждена форма № 1-РФМ «Сведения о результатах взаимодействия налоговых органов с Росфинмониторингом и его территориальными органами», которая отражает количественные и качественные показатели взаимодействия ФНС и Росфинмониторинга. Приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 9 января 2017 г. № ММВ-7-2/1/5@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу от

17.05.2016 № ММВ-7-2/325/139@» [7] Представлена обновленная форма № 1-РФМ «Сведения о результатах взаимодействия налоговых органов с Росфинмониторингом и его территориальными органами».

Кроме информационного обмена между двумя ведомствами к способам взаимодействия также относят: участие в межведомственных мероприятиях, создание межведомственны групп, создание совместных нормативно-правовых актов.

Участие в межведомственных мероприятиях - проведение круглых столов с участием двух и более ведомств. Целью данных встреч является обсуждение наиболее острых вопросов прозрачности тех или иных секторов экономики, контроль за уплатой налогов и противодействие механизмам получения необоснованной налоговой выгоды.

Создание межведомственных групп направлено на рассмотрение материалов, документов о незаконных финансовых операциях, разработка предложений по сформированным делам, выработка рений по итогам рассмотрения дел. Так, Распоряжением Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 344-рп «О межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям» была создана соответствующая рабочая группа.

«Объединение усилий, взаимный оперативный обмен информационными базами, создание межведомственных рабочих групп, как на уровне центральных аппаратов, так и в федеральных округах будет способствовать повышению эффективности деятельности как ФНС России, так и Росфинмониторинга» [8], - заявил руководитель ФНС России М.В. Мишустин.

Росфинмониторинг и Федеральная налоговая служба определяют направления совместной деятельности с учетом оценки соответствующих рисков (в том числе отраслевых, региональных, секторальных) и организуют мероприятия по их выполнению.

Таким образом, механизм межведомственного сотрудничества представляет собой комплекс форм и методов взаимного обмена информацией по налоговым правонарушениям и связанных с ними лицами.

Кроме взаимодействия ФНС с Росфинмониторингом с целью выявления налоговых правонарушений, также ФНС взаимодействует с правоохранительными органами, где основной целью является возбуждение уголовных дел в связи с уклонением от уплаты налогов в рамках Уголовного Кодекса. Основой для данного взаимодействия выступают нормативные акты и акты, не нормативного характера:

1) указ Президента РФ от 14.12.1996 № 1680 (ред. от 25.11.2003) «Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты»;

2) письма ФНС России от 2 июня 2016 г. № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений», от 29 марта 2016 г. № ЕД-4-2/5354@ «О направлении типовой формы справки (статья 199.1 УК РФ)»;

3) письмо ФНС России от 28.01.2014 № СА-4-14/1215 «О направлении Методических рекомендаций по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»; Письма ФНС от

13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 и от 16.08.2017 № СА-4-7/16152;

4) приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»;

5) приказ Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»;

6) «Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой» (Заключено 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3);

7) «Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой» (утв. МВД России № 1/8656, ФНС России № ММВ-27-4/11 13.10.2010) (ред. от 01.11.2017).

Совместное координирование деятельности ФНС и МВД происходит на основании соглашения между данными ведомствами, где раскрыт основной механизм данного взаимодействия через раскрытия таких элементов как: субъекты, предмет, формы, направления, принципы (рис. 2).

Одним из вариантов взаимодействия меду налоговыми органами и правоохранительными органами являются совместные выездные налоговые проверки. Данное взаимодействие происходит на основе приказа МВД и ФНС (п. 3 Инструкции «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок»).

Согласно п. 7, 8 Инструкции сотрудники МВД участвуют в совместных выездных проверках только на основании мотивированного запроса.

Основаниями для мотивированного запроса является ряд причин, к которым относят:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей»[9].

Вторым основанием для взаимодействия выступает выявленные признаки налоговых правонарушений. Согласно Письма ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849 «квалифицирующим признаком преступления является сокрытие имущества или денежных средств в крупном размере, под которым понимается стоимость сокрытого имущества в сумме, необходимой для погашения задолженности, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей» [10].

ВЫВОДЫ

Информационное взаимодействие между государственными структурами является частью общего механизма взаимодействия в целях выявления и предотвращения налоговых преступлений либо начала расследования уже совершенных. Анализ механизма взаимодействия государственных структур по выявлению налоговых преступлений показал ряд видов сотрудничества: 1) информационное взаимодействие через обмен базами данных; 2) совместные проверки; 3) совместные исследования проблематики; 4) межведомственные мероприятия.

Элементы механизма взаимодействия ФНС и МВД

Рис. 2. Механизм взаимодействия ФНС и МВД

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Совершенствование взаимодействия между структурами является основой для наиболее плодотворной работы в сфере выявления и пресечения налоговых преступлений. Поэтому,

дальнейшее исследование будет основано на выявлении недостатков межведомственного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, Р.С. Основные направления взаимодействия ФНС РФ и МВД РФ в целях пресечения налоговых преступлений [Текст] / Р.С. Быков // SCI-ARTICLE [Электронный ресурс]. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1466316905 (дата обращения 17.04.2018).

2. Мигачева, Е.В. Обеспечение финансовой безопасности в процессе осуществления налогового контроля [Текст] / Е.В. Мигачева [Электронный ресурс]. URL: httpV/отрасли-права.рф/агйс1е/23625 (дата обращения 17.04.2018).

3. Прошунин, М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля [Текст] / М.М. Прошунин // Финансовое право. - 2016. - № 1. - С. 3-6.

4. Соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы (Заключено в г. Москве 15.10.2015 № 01-01-14/22440, № ММВ-23-2/77@). - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 13.04.2018).

5. Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 27.12.2006 № 01-1-13/6/САЭ-25-06/8ю - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 13.04.2018).

6. Об утверждении формы сведений о результатах взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма: приказ ФНС и Росфинмониторингом от 17 мая 2016 г. № ММВ-7-2/325/139@ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 13.04.2018).

7. О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.05.2016 № ММВ-7-2/325/139@ [Текст]: приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 9 января 2017 г. № ММВ-7-2/1/5@ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 13.04.2018).

8. Руководитель ФНС России М.В. Мишустин и директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин подписали Соглашение о межведомственном сотрудничестве [Текст] [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/5761489/ (дата обращения 20.04.2018).

9. "Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой" [Текст] (утв. МВД России N 1/8656, ФНС России № ММВ-27-4/11 13.10.2010) (ред. от 01.11.2017). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 17.04.2018).

10. О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок») [Текст]: инструкция [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 17.04.2018).

11. Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений: письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 17.04.2018).

INTERACTION OF PUBLIC STRUCTURES TO IDENTIFY TAX CRIME Voroshilo V.V., Leshchishina O.A.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

Annotation. The article deals with the mechanisms of interaction between the Federal tax service and the Federal financial monitoring service and law enforcement agencies in order to detect and suppress tax crimes. The elements of the mechanism, among which the main provision is the legal support of the interconnected system. The study of the mechanism of interdepartmental interaction reveals the advantages and disadvantages of this interaction, which contributes to the subsequent study of this topic.

Keywords: cooperation, Federal tax service, Federal financial monitoring service, Ministry of interior, law enforcement, tax crimes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.