потоки. НДС, получаемый от покупателей, учитывается со знаком «+» и составит 60 тыс. рублей за период. НДС, уплачиваемый контрагентам, учитывается со знаком «-» и составит 18 тыс. рублей за период.
В последнем периоде будет получена сумма НДС, получаемая при продаже объекта по ликвидационной стоимости, она составит 108 тыс. руб.,
Расчет дополнительного денежного потока от НДС приведен в табл. 5.
Для учета влияния НДС на оценку инвестиционного проекта добавим полученный дополнительный денежный поток от НДС (табл. 5) к полученному ранее денежному потоку, скорректированному на инфляцию (табл. 4). Расчет влияния НДС на оценку эффективности инвестиционного проекта приведен в таблице 6.
Напомню, что данный вариант учета НДС является упрощенным. Его значение может варьироваться в зависимости от множества факторов, таких как размер полученной прибыли, величина выплат контрагентам, изменение терминальной стоимости объекта и др.
В то же время, данная модель позволяет уловить общую тен-
денцию влияния НДС на оценку эффективности инвестиционного проекта.
Проанализировав результаты расчета можно сделать вывод, что учет НДС незначительно снижает показатель эффективности инвестиционного проекта. В то же время этот налог серьезно (на 18%), с точки зрения финансового планирования, увеличивает стоимость инвестирования на начальном этапе.
Литература:
1. Уварова И.Н. Методика оценки инвестиционных проектов// Справочник экономиста № 5, 2012;
2. Данилин С.Н. Оценка инвестиционного проекта с учетом макроэкономических показателей// Справочник экономиста № 9, 2012;
3. Горбунов М.А. Как оценить инвестиционный проект? Рассмотрим подходы// Российское предприятие, №11, вып. 1;
4. Мангаров Р.И. Инвестиционный проект: рассчитываем стоимость// Российское предприятие, №8, вып. 2;
5. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2 томах. - М.: Эльга, 2013.
УДК 336.763
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Боженов С.А., аспирант кафедры биржевого дела и ценных бумаг ГОУВПО «Российский Экономический Университет им. Г.В.
Плеханова», тел.: +7 (916) 977 05 20, e-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрена позиция государства на рынке ценных бумаг, а именно, что оно является не только регулятором, но также его участником. Рассмотрены проблемы контроля за РЦБ, озвучены проблемы, которые из этого следуют. Рассмотрены изменения, которые коснулись изменения системы мониторинга и контроля рынка ценных бумаг со стороны государства и сделаны соотвествующие выводы.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг, Центральный банк, капитал, сделки, акционерные общества, ценные бумаги, акции.
THE INTERACTION OF STATE AND MARKET SECURITIES
Bozhenov S., the post-graduate student of the Stock-exchange and securities chair, Plekhanov Russian University of Economics,
ph.: +7 (916) 977 05 20, e-mail: [email protected]
In this article the line item of the state in the security market is considered, namely that it is not only the regulator, but also its participant. Problems of control of stock market are considered, problems which from this follow are sounded. Changes which concerned change of system of monitoring and control of the security market from the state are considered and the corresponding conclusions are drawn.
Keywords: security market, Central Bank, equity, transactions, joint-stock companies, securities, shares.
На сегодняшний момент, рынок ценных бумаг является важным сектором экономики не только одной страны, но и всего мира. Конечно, существуют такие государства, в которых РЦБ практически отсутствует. Если рассматривать литературу, то можно увидеть что цель рынка ценных бумаг это аккумулирование финансовых ресурсов и последующее их распределение между участниками. Однако где конкретно находится этот самый «аккумулятор» найти невозможно. Согласно данным Центрального банка России общий объем сделок за день составляет 2 695 000,0 млн. рублей1 и это без учета такого сектора как теневой РЦБ. Это все что можно найти про объем аккумулирования. То есть отсюда следует, что финансовые ресурсы могут двигаться абсолютно в любом порядке и в любом направлении, но в тех пределах, которые установило государство. Есть ещё важнейшая функция РЦБ - это «место где можно изъять» финансовые средства, появившиеся у собственников после очередного экономического кризиса. Эта функция появилась недавно, поскольку больше не существует таких стран, куда бы можно было вывозить свободные деньги, как это приосходило ранее. Например, деньги вкладывались в Китай, где была открытая экономика. В настоящее время вкладывать в Китай менее эффективно - дорожает рабочая сила, а его экономика потихоньку «перетекает» в рыночную сторону, а значит, становится более закрытой. Сейчас деньги плывут, можно сказать даже летят, на вторичный рынок, где можно в режиме онлайн либо получить большую прибыль, либо проиграть по-крупному. Посмотрим ситуацию до и после кризиса. Перед кризисом в Россию банки и частный сектор в течение года
привезли около 130 млрд. долларов и сразу в кризис вывезли около 190 млрд. долларов. По всей видимости, ввезённые финансы пошли на портфельные инвестиции, они же были сразу и вывезенные и ещё "инвесторы" захватили с собой ранее ввезённые. Но где-то в этот же период США печатает 600 млрд. долларов. Россия берёт деньги в сумме 200 - 300 млрд. долларов из стабилизационного фонда. В это же время мировая экономика падает, ВВП падает почти везде, а свободные деньги где-то "бегают".
Вот как в литературе описываются переходы капитала:
- сегодня движение капитала в мире происходит преимущественно в финансовой форме, представляющей собой капитал транснациональных компаний и банков или т. н. глобально-корпоративный капитал, отличающийся высокой степенью виртуализации и оторванности от реального сектора;
- значительная доля перемещаемых средств - это краткосрочный спекулятивный капитал, полноценно не участвующий в воспроизводственном процессе, а использующийся для финансовых махинаций на мировых торговых площадках;
- с развитием информационных технологий и связи происходит ускорение
финансовых операций и взаиморасчетов, сегодня капитал в течение самого короткого времени (одного рабочего дня) может преодолевать границы нескольких государств;
- местом концентрации и перераспределения мирового капитала выступают международные финансовые центры и глобальные центры капитала , являющиеся скоплением транснациональных
1 Согласно данным Центрального Банка РФ
компаний и международных банков, торговых площадок, финансовых посредников и консультантов. Эти конгломераты находятся в наиболее инновационно- и инвестиционно- привлекательных регионах;
- основные потоки мирового капитала обращаются между развитыми странами, что обусловлено высоким развитием сектора финансовых услуг и высокотехнологических отраслей экономики этих стран. Высокая доля интеллектуального труда и инноваций в значительной мере обуславливает преимущественное развитие финансового сектора;
- в силу значительной мобильности капитала, его скоротечные перетоки из одних стран в другие могут представлять опасность для тех или иных рынков и национальных экономик. В особую группу риска попадают развивающиеся страны или их еще называют страны с развивающейся экономикой, поскольку институциональные основы функционирования капитала внутри этих стран еще окончательно не сформированы и находятся в стадии развития.
Кроме мировых субъектов и каналов финансового рынка существует внутри государства не меньше субъектов и каналов. Вот почему на РЦБ денег в 5 - 6 раз больше чем в реальной экономике.
Может ли рыночная экономика существовать без РЦБ? Нет, не может. Поскольку в каждого отдельного собственника нет собственных средств для инвестирования в новое производство или в его расширение. В том числе и у государства как собственника - не планируется в бюджете - не вмешательство государства в экономику
- вот основной принцип рыночной экономики. Так, например, для покупки "Роснефтью", которая является полугосударственной, 50 процентов принадлежащих BP, заплатила $16,65 млрд и 12,84% собственных акций, а за долю ААР («Альфа-групп» — Access Industries — «Ренова») — $27,73 млрд. Таким образом, денежная часть обеих сделок составила $44,38 млрд, а общая сумма сделки
— $54,5 млрд, сообщала компания.
На сегодняшний день капитализация всей «Роснефти», включая ТНК-BP и другие активы, составляет около $50 млрд.
Для покупки ТНК-BP «Роснефть» привлекла в иностранных банках два кредита — на $4,09 млрд и $2,33 млрд сроком до пяти лет и еще два — на $12,74 млрд и $11,88 млрд — сроком на два года. Часть кредитов обеспечена экспортными контрактами на поставку нефти. Чистый долг «Роснефти» на конец июня составлял 1,5 трлн руб. (около $44,5 млрд).2
Следовательно, природа РЦБ состоит в том, что имеется огромная масса собственников, каждый из которых в отдельности обладает "свободными" финансовыми ресурсами и не в состоянии самостоятельно инвестировать в новое производство. Есть собственники, которые не хотят вкладывать в производство, но имеют свободные наличные деньги - кэш. Стоимость современного производства в своей абсолютной массе существенно превышает возможности отдельного даже крупного собственника. В тоже время и среди собственников есть те, кто имеет временно свободные средства или занимается проблемами выдачи займов. Но государство не пытается привлекать финансовые ресурсы с рынка в экономику страны никаким способом. Поскольку если рассмотреть статью 42 «Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг», там записаны только функции контроля и наказания. Да конечно, существует налог на дивиденды, но он относится только косвенно к рынку ценных бумаг.
Государство является прямым участником этого рынка, а значит, оно стремится получить максимальную прибыль, точно так же, как и каждый участник рынка ценных бумаг. Но государство, в отличие от остальных, не может использовать высокорисковые активы. Однако, оно также наделено способностью эмитировать ценные бумаги и выставлять их на торги.
Если рассматривать рынок ценных бумаг с точки зрения конкуренции, то большая часть операций является спекулятивной, значит, на рынке будет только недобросовестная конкуренция, поскольку всеми без исключения участниками движет только одна цель - получение максимальной прибыли.
И вот тут возникает главная проблема. Как государству сделать так, чтобы РЦБ работал на экономику страны, если каждый участник не думает ни о ком, кроме себя. Ответ кроется в том, что государству следует именно регулировать экономику, а оно всего лишь выступает надзирателем. Не так давно, были проведены некоторые реформы. Результатом преобразования стало упразднение Федеральной службы по финансовым рынкам России и передача ее полномочий новому большому регулятору финансового рынка — Центральному
банку Российской Федерации. Одной из самых главных предпосылок ликвидации ФСФР стал факт успешного осуществления Банком России грамотного контроля и надзора за банковским сектором, чего нельзя сказать о контроле ФСФР РФ за финансовым рынком и в частности сектором рынка ценных бумаг.
В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29 ноября 2013 года с 3 марта 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) упраздняется.
Полномочия, ранее осуществляемые СБРФР по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 3 марта 2014 года будут переданы созданным структурным подразделениям Банка России.
Рассмотрение документов, связанных с процедурами допуска на финансовый рынок некредитных финансовых организаций, будет осуществлять в центральном аппарате Департамент допуска на финансовый рынок.
С 3 марта 2014 года в этот департамент следует адресовать все заявления, уведомления, сведения и иные документы, касающиеся вопросов:
— допуска к работе на финансовом рынке, лицензирования, аккредитации, присвоения статуса, включения в реестр, выдачи разрешений) и осуществления иных разрешительных полномочий в отношении некредитных финансовых организаций, их саморегулируемых организаций и иных объединений, а также по вопросам переоформления ранее выданных разрешительных документов;
— регистрации, согласования, утверждения, документов некредитных финансовых организаций, подлежащих регистрации, согласованию, утверждению Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— ведения, внесения, исключения, изменения сведений в государственных и иных реестрах за исключением государственного реестра бюро кредитных историй;
— аттестации граждан для работы в некредитных финансовых организациях, в том числе по вопросам аккредитации организаций, осуществляющих соответствующую аттестацию.
Рассмотрение документов, связанных с процедурами допуска на финансовый рынок эмиссионных ценных бумаг, будет осуществляться в центральном аппарате Департаментом допуска на финансовый рынок и в территориальных учреждениях Банка России, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Казани, Самаре. До вступления в силу нормативных актов Банка России сохраняется действующее в настоящее время разграничение соответствующих полномочий, за исключением полномочий по регистрации эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, зарегистрированных на территории Центрального федерального округа. Акционерные общества, зарегистрированные на территории Москвы и Московской области, представляют документы в территориальное учреждение Банка России в Москве, акционерные общества, зарегистрированные на иных территориях, относящихся к Центральному федеральному округу, представляют документы в территориальное учреждение Банка России в Орле.
С 3 марта 2014 года все заявления, уведомления, сведения и иные документы, с учетом вышеуказанного разграничения полномочий и касающиеся вопросов:
— регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска проспектов ценных бумаг, выдачи разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, а также о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации;
— государственного контроля за приобретением крупных пакетов акций акционерных обществ в соответствии с главой Х1.1 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
— освобождения эмитентов от обязанности раскрывать информацию в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
в отношении эмитентов федеральной группы следует адресовать в Департамент допуска на финансовый рынок, в отношении иных эмитентов в соответствующее территориальное учреждение Банка России.
Заявления, уведомления и иные документы, касающиеся допуска на рынок и деятельности бюро кредитных историй, следует направлять в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.
Полномочия по проведению инспекционных проверок деятельности всех некредитных финансовых организаций, за исключением эмитентов и бюро кредитных историй, 1 февраля 2014 года были переданы Главной инспекции Банка России.
С 3 марта 2014 года полномочия по контролю за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ как кредитными, так и некредитными организациями будет осуществлять Департамент финансового мониторинга и валютного контроля.
Функции по обеспечению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также выявлению случаев инсайдерской торговли и манипулирования рынком будет осуществлять Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке.
Кроме того, в функции Главного управления войдет мониторинг и выявление деятельности организаций, имеющих признаки «финансовых пирамид».
С 3 марта 2014 года всю корреспонденцию по указанным вопросам необходимо направлять в Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке.
При представлении отчетности и уведомлений участниками финансового рынка необходимо учитывать, что до утверждения нормативных актов Банка России применяются все действующие нормативные правовые акты и информационные письма ФКЦБ России, ФСФР России, Службы Банка России по финансовым рынкам.
Отчетность, которая в соответствии с действующими нормативными правовыми актами представлялась участниками финансового рынка в центральный аппарат СБРФР, с 3 марта 2014 года должна представляться в центральный аппарат Банка России.
Отчетность, которая в соответствии с действующими нормативными правовыми актами представлялась в территориальные подразделения СБРФР, с 3 марта 2014 года необходимо представлять в территориальные учреждения Банка России в соответствии со Схемой закрепления территорий, на которых находятся участники
финансовых рынков, за территориальными учреждениями Банка России, в адрес которых представляется отчетность участниками финансового рынка с 03.03.2014.
Участники финансового рынка (за исключением субъектов страхового дела) продолжают представлять указанную отчетность в электронном виде с электронной подписью в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 № 10-21/пз-н, а также Инструкцией по представлению участниками финансового рынка электронных документов в Банк России.3Конец формы
На основе приведенных аргументов можно заключить, что российская система государственного регулирования РЦБ в составе финансового рынка приобрела упорядоченную и рациональную структуру. Во-первых, разделение полномочий между отдельными департаментами позволяет увеличивать степень контроля над РЦБ. Во-вторых, сосредоточение всех департаментов в составе единого органа управления надзором и подотчетность ему исключает возможность правонарушения со стороны самих органов контроля и обеспечивает координацию их действий.
Литература:
1. Белов В.А. Общие положения о рынке ценных бумагах: некоторые юридические заблуждения // Законодательство, 2013 г., № 2.
2. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013 г. М. Банк России, 2014.
3. Официальный сайт Банка России: [Электронный ресурс]
— Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/
4. Газета «Ведомости»: [Электронный ресурс] Режим доступа.
— URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/35378301/chistyj-dolg-rosnefti-za-tri-mesyaca-vyros-na-16-chistaya
5. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12787.html
6. http://perevodika.ru/articles/24798.html
2 Источник: Газета «Ведомости» от 29.10.2014
3 Источник: Пресс-центр Центрального банка РФ.