Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реформирования государственного регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации'

Актуальные проблемы реформирования государственного регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1549
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕГАРЕГУЛЯТОР / БАНК РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звягинцева Н.А.

В статье отмечается, что современное состояние российского рынка ценных бумаг в недостаточной степени отвечает актуальным задачам активизации инвестиционных процессов в РФ. Поэтому возникает необходимость совершенствования регулирования данного рынка. Проанализированы процессы реформирования государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ. Поскольку наиболее значимым событием в данной сфере можно считать создание в 2013 г мегарегулятора финансового рынка на базе Банка России, определены его положительные и отрицательные стороны, сделаны предположения о дальнейших перспективах регулятивного воздействия данного органа на рынок ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реформирования государственного регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации»

Фондовый рынок

УДК 336.763(47)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.А. ЗВЯГИНЦЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и ценных бумаг E-mail: legnata2010@yandex.ru Байкальский государственный университет

экономики и права

В статье отмечается, что современное состояние российского рынка ценных бумаг в недостаточной степени отвечает актуальным задачам активизации инвестиционных процессов в РФ. Поэтому возникает необходимость совершенствования регулирования данного рынка. Проанализированы процессы реформирования государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ. Поскольку наиболее значимым событием в данной сфере можно считать создание в 2013 г мегарегулятора финансового рынка на базе Банка России, определены его положительные и отрицательные стороны, сделаны предположения о дальнейших перспективах регулятивного воздействия данного органа на рынок ценных бумаг.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, финансовый рынок, государственное регулирование, органы государственного регулирования, мегарегулятор, Банк России

Ключевые тенденции развития современных экономических систем различных стран выдвигают на первый план необходимость переосмысления принципов их регулирования. В первую очередь, данные аспекты актуальны для финансовых систем, поскольку диспропорции и кризисные ситуации

в финансовой сфере способны стать мощнейшим дестабилизирующим фактором для экономики любой страны.

В полной мере подобная проблематика затрагивает и экономическую систему Российской Федерации. В частности, повышение эффективности регулирования финансовых рынков на протяжении нескольких последних лет рассматривается как необходимое условие институциональных преобразований в российской экономике, связанных с ростом ее конкурентоспособности (об этом идет речь в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года).

Тем не менее исторические аспекты развития процессов регулирования российского финансового рынка (в частности, его сегмента - рынка ценных бумаг) демонстрируют невысокую их роль в активизации инвестиционных процессов, необходимых для формирования конкурентоспособной экономики России. В общем плане результативность функционирования рынка ценных бумаг любого государства измеряется тем объемом инвестиционных потоков, который поступил в реальный сектор экономики с помощью механизмов данного рынка. Если перело-

жить этот тезис на российскую действительность, результат представляется весьма неутешительным (см. таблицу).

Анализ представленных в табл. 1 данных свидетельствуют о крайне невысокой роли российского рынка ценных бумаг в процессах финансирования реального сектора производства. Причем до 2003 г. значения искомого соотношения были столь ничтожными, что могут быть приравнены к нулевому порогу. Исключение составляют лишь 2006 и 2007 гг. Однако участие системы регулирования рынка ценных бумаг в достижении подобной высокой доли практически не прослеживается: положительного результата помогла достигнуть благоприятная конъюнктура мировых финансовых и (что еще важнее) сырьевых рынков. Эти факторы позволили выйти на рынок IPO значительному числу российских компаний.

Результативности процессов регулирования рынка ценных бумаг, безусловно, не способствовало и то, что состав и структура государственных органов регулирования фондового рынка на протяжении практически всего постсоветского периода экономических трансформаций оставались весьма сложными, функционально разноплановыми и противоречивыми. Это объясняется как наличием изначально смешанной (банковской и небанковской) концепции регулирования, так и специфическими российскими факторами:

- стремительностью и турбулентностью процессов приватизации, когда на первых этапах становления рынка происходило активное вмешательство приватизационных органов (Госкомимущества) в регулирование рынка ценных бумаг;

- большой территориальной протяженностью страны и нестабильностью российских властных структур.

Кроме того, на формирование состава и структуры органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в России в разное время существенное влияние оказали различные общемировые процессы развития систем регулирования финансовых рынков и непосредственно рынков ценных бумаг. С одной стороны, существует ярко выраженная тенденция создания в разных странах самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих исключительно рынки ценных бумаг и приобретающих все более значительный правовой статус. С другой стороны, наблюдаются тенденции формирования многофункционального единого органа (мегарегулятора финансового рынка), наделенного широким диапазоном полномочий, характерных для различных регулирующих органов. Кроме того, для маломасштабных рынков ценных бумаг, не играющих значительной роли в инвестиционных процессах, в некоторых зарубежных странах применялось прямое правительственное регулирование.

В общем плане за период функционирования российского рынка ценных бумаг с начала 1990-х гг. состав и структура органов государственного регулирования существенно и масштабно изменялись трижды.

Первый раз - в результате упорядочения отношений в сфере регулирования рынка ценных бумаг на начальном этапе экономических трансформаций в середине 1990-х гг. Тогда был принят Федеральный закон от 22.04.1996 N° 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», вводивший в правовой оборот термин «орган исполнительной власти в сфере рынка ценных бумаг». В июле 1996 г. статус подобного органа был присвоен вновь созданному специальному регулятору рынка ценных бумаг - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Отношение привлеченного на рынке акций капитала к общему объему инвестиций в основной капитал в Российской Федерации в 2003-2012 гг., долл. [3, 4, 5, 6, 7]

Год Привлеченный на рынке акций капитал Объем инвестиций в основной капитал Доля привлеченного на рынке акций капитала в объеме инвестиций в основной капитал,%

2003 14 000 000,00 79 248 664 147,01 0,017

2004 859 000 000,00 108 660 187 434,92 0,7905

2005 4 932 000 000,00 135 651 405 338,52 3,6358

2006 18 089 000 000,00 183 170 902 136,74 9,8755

2007 21 165 000 000,00 272 876 532 399,30 7,7563

2008 934 000 000,00 370 210 317 508,22 0,2523

2009 268 923 104 066,44 -

2010 4 839 000 000,00 323 670 554 613,33 1,4950

2011 4 694 000 000,00 395 489 244 825,70 1,1869

2012 2 382 000 000,00 470 460 497 083,11 0,5063

Второй раз глобальное изменение состава и структуры органов государственного регулирования произошло в связи с административной реформой федеральных органов исполнительной власти, проведенной в марте 2004 г., целью которой было систематизировать, упорядочить структуру, иерархическую подчиненность органов государственного регулирования (появились четко очерченные типы: министерства, ведомства, агентства), а также исключить совмещение нормотворческих и нормоприме-нительных функций.

Следует сказать, что предшествующая реформе структура органов государственного регулирования рынка ценных бумаг существовала порядка восьми лет, т.е. практически на протяжении трети того времени, когда происходил процесс формирования российского фондового рынка на постсоветском экономическом пространстве. Однако невысокая эффективность деятельности государственных регуляторов привела к существенному изменению их структуры и функциональных обязанностей. В марте 2004 г. была создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), получившая значительные полномочия в сфере регулирования не только рынка ценных бумаг, но и некоторых секторов финансового рынка от различных министерств и ведомств, в том числе упраздняемых.

Третье значимое изменение в области государственного регулирования рынка ценных бумаг и состава государственных регуляторов произошло в сентябре 2013 г. в связи с формированием ме-гарегулятора финансового рынка, роль которого стал выполнять Банк России. Соответственно все полномочия ФСФР России в части регулирования финансовых рынков были переданы Банку России, а сама она была упразднена.

Следует подчеркнуть, что вынашиваемая последние три года идея создания мегарегулятора (и ее материализация в виде появления данного органа на базе Банка России) достаточно спорна и неоднозначна. Попытаемся найти ответ на искомый вопрос: будет ли создание мегарегулятора финансового рынка иметь следствием повышение результативности регулирования рынка ценных бумаг и способствовать активизации использования его механизмов для преодоления инвестиционного кризиса, повышения конкурентоспособности российской экономики.

Одной из ключевых предпосылок упразднения ФСФР России и передачи ее полномочий Банку

России являлось то, что главный банк страны продемонстрировал очевидную успешность в осуществлении пруденциального надзора за банковским сектором, чего нельзя сказать о контроле ФСФР России за сектором рынка ценных бумаг. Между тем повышение эффективности системы пруденциального надзора в сфере рынка ценных бумаг было заложено в Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р, и выступало неотъемлемым условием создания Международного финансового центра (МФЦ) в Москве. Дальнейшие же регулятивные шаги в данной области при существующей системе регулирования рынка ценных бумаг во главе с ФСФР России логично предполагали бы существенное усиление финансирования основного регулятора, результативность предыдущей регулятивной деятельности которого не раз ставилась под сомнение. Данные обстоятельства действительно могут трактоваться как объективная предпосылка создания мегарегулятора.

Однако существуют и негласные причины, суть которых сводится к запаздыванию в реализации проекта создания МФЦ, ведущую роль в которой должна была играть ФСФР России.

Таким образом, создание мегарегулятора можно считать оправданным, учитывая данные предпосылки. Назовем их условно «предпосылки сверху», поскольку так или иначе они связаны с состоянием и деятельностью государственных регуляторов рынка ценных бумаг и финансового рынка в целом.

Однако есть и причины, сформированные потребностями самого рынка, его участниками, т.е. «предпосылки снизу». К их числу относят:

- активную универсализацию деятельности большинства субъектов финансового рынка;

- массовое создание крупных финансовых холдингов, в которых консолидированный собственник владеет различными компаниями, представляющими финансовые продукты и услуги, относящиеся к разным секторам финансового рынка.

Очевидно, что подобная ситуация на финансовом рынке Российской Федерации четко не визуализируется.

Попробуем оценить масштабы деятельности Банка России как мегарегулятора. Этот орган получил регулятивные полномочия в сфере контроля как за кредитными, так и некредитными финансовыми организациями, а также за всеми операциями, прово-

димыми ими на рынке1. Банк России также осуществляет контроль за деятельностью любых эмитентов ценных бумаг (за исключением органов государственной власти и местного самоуправления).

Спектр задач Банка России как мегарегулято-ра финансового рынка претерпел существенные изменения. Кроме традиционных обязанностей основного государственного регулятора участвовать в развитии финансового рынка РФ и его инфраструктуры, а также осуществлять контроль и надзор за участниками финансового рынка, предусматриваются:

- проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков;

- формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации;

- обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Кроме того, как наиболее актуальная позиционируется задача, предусматривающая оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям.

Функциональные полномочия Банка России, необходимые для реализации поставленных задач, предопределены статусом мегарегулятора финансового рынка и чрезвычайно объемны.

Обращает на себя внимание тот факт, что новые функции Банка России в части регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков в настоящее время реализуются через Службу Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Она является структурным подразделением Банка России,

1 Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: профессиональных участников рынка ценных бумаг; управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерных инвестиционных фондов, а также клиринговую деятельность; деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; деятельность организатора торговли; деятельность центрального депозитария; деятельность субъектов страхового дела, негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, бюро кредитных историй; актуарную деятельность; деятельность рейтинговых агентств, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

созданным решением Совета директоров Банка России от 08.08.2013 в связи с интеграцией в его структуру ФСФР России.

Таким образом, Банк России наделяется рядом новых полномочий, реализуя которые он сможет играть роль мегарегулятора российского финансового рынка и, в том числе осуществлять регулятивные функции, принадлежавшие до 01.09.2013 ФСФР России.

Наиболее важные полномочия ФСФР России предусматривались в Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - Положение о ФСФР России), утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». Сравним наиболее важные полномочия ФСФР России и новые полномочия Банка России, которые ему передаются в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (см. рисунок).

Очевидно, что объем полномочий Банка России существенно увеличился за счет ряда функций, которые он должен будет выполнять в отношении финансовых некредитных организаций.

Причем акцент явно делается на усилении мер пруденциального надзора за некредитными финансовыми организациями. В частности, Банк России устанавливает требования не только к их собственным средствам (капиталу) или чистым активам, но вводит также обязательные финансовые и экономические нормативы деятельности данных организаций. Подобное положение вещей соответствует мероприятиям по совершенствованию процессов регулирования рынка ценных бумаг, анонсированным в Стратегии развития финансового рынка до 2020 года.

Сравнивая полномочия упраздненной ФСФР России и новые полномочия Банка России как мегарегулятора в отношении эмитентов, можно отметить, что Банк России сейчас осуществляет регистрацию более широкого круга выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг, а также контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований российского

Полномочия ФСФР России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» (в ред. от 05.05.2012) Новые полномочия Банка России в соответствии с последней редакцией Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Принимает участие в разработке проектов основных направлений развития финансового рынка, проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам ее сферы деятельности (п. 5.2) Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений развития финансового рынка и обеспечивает выполнение основных направлений развития финансового рынка (п. 1 ч. 1 ст. 18)

Не предусматривалось Положением о ФСФР России Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка (п. 1.1 ст. 4)

Принимает нормативные правовые акты по вопросам своего ведения (п. 5.3) Полномочие по принятию нормативных правовых актов по вопросам своего ведения предусматривалось ранее (ст. 7), однако в связи с расширением сфер ведения Банк России сможет принимать правовые акты по большему числу вопросов

Не предусматривалось Положением о ФСФР России Утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (п. 14 ст. 4)

Не предусматривалось Положением о ФСФР России Утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения (п. 14.1 ст. 4)

Не предусматривалось Положением о ФСФР России Осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из России за рубеж в соответствии с российским законодательством (п. 16.2 ст. 4)

Не предусматривалось Положением о ФСФР России Самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из России за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения (п. 16.3 ст. 4)

Публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к ее компетенции (п. 5.11) Проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4)

Издает методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к своей компетенции (п. 5.14)

Обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности (п. 5.12)

Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности (п. 5.22) Может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе участвовать в их капиталах (ст. 9). Вправе обратиться к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе конфиденциальных, включая документы, содержащие сведения, которые составляют банковскую тайну (ст. 51.1)

Осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 5.4.10.7) Осуществляет контроль за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком [2, п. 18.3 ст. 4]

Окончание рисунка

Не предусматривалось Положением о ФСФР России Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4)

По согласованию с Минфином России принимает нормативные акты, направленные на предупреждение конфликта интересов в отдельных сферах деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (пп. 5.3.17.6, 5.3.17.9, 5.3.17.10) Разрабатывает и реализует политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов (ст. 4.1)

Осуществляет полномочия по контролю и надзору в сфере финансового рынка (п. 5.4), в том числе: - обеспечивает раскрытие информации в соответствии с российским законодательством (п. 5.24); - запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у различных органов государственного контроля и надзора; обеспечивает соответствие сведений о них в государственном реестре микрофинансовых организаций и в ЕГРЮЛ (пп. 5.6-5.10); - размещает на сайте в сети Интернет и публикует в печатном органе единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии субъектов страхового дела, а также статистические данные об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 5.13) Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (п. 9.1 ст. 4), в том числе: - устанавливает требования к их собственным средствам (капиталу) или чистым активам, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций (ст. 76.4); - проводит проверки их деятельности, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к таким организациям иные предусмотренные законодательством меры (ст. 76.5); - устанавливает обязательные для таких организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 76.6); - ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций (ст. 76.7) и т.д.

Сопоставительная таблица регулятивных полномочий в сфере финансовых рынков упраздненной ФСФР России и Банка России [1]

законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах. Кроме того, он наделен контрольными и надзорными полномочиями в отношении эмитентов при осуществлении ими деятельности в сфере финансовых рынков, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. Последнее обусловлено крайне высоким уровнем правонарушений в среде корпоративных взаимоотношений и низкой корпоративной культурой. Собственно, в Федеральном законе от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» указывается, что контроль и надзор в названных сферах должны

производиться именно в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Таким образом, даже понятие «акционер» выделяется и обосабливается от общего термина «инвестор», что подтверждает попытку акцентировать внимание на совершенствовании корпоративных взаимоотношений и предотвращении злоупотреблений правами акционеров.

Касаясь глобальных аспектов, отметим, что для Банка России как для мегарегулятора финансовых рынков устанавливаются дополнительные цели деятельности:

- обеспечение устойчивого развития финансового рынка РФ;

- обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

Попробуем оценить последствия появления функционально масштабного мегарегулятора на базе Банка России с учетом того, что предпосылки для его создания, как было отмечено, выражены неявно и неоднозначно.

Кроме положительных моментов, суть которых можно свести к упорядочению регулирования за счет уменьшения управленческих связей между разными государственными регуляторами и использования обширного опыта Банка России в сфере регулирования кредитных организаций, выявлен ряд проблемных моментов, способных нивелировать эффект от создания мегарегулятора.

В частности, с присоединением ФСФР России Банк России становится функционально чрезвычайно сложной структурой. К числу его полномочий относятся:

- осуществление денежно-кредитной политики;

- обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы;

- регулирование деятельности банковского сектора;

- контроль за рынком ценных бумаг, страховым рынком, сферой формирования и инвестирования пенсионных накоплений упраздненной ФСФР России.

Очевидна сверхцентрализация регулятивных функций, не адекватная размерам и сложности объекта регулирования, что может привести к ограничению операционной способности Банка России.

Кроме того, подходы и принципы регулирования у кредитных организаций во многом иные, чем у некредитных (хотя бы потому, что принимаемые ими риски значительно разнятся). В частности, известный экономист профессор Я. Миркин отмечает, что Банк России, вероятнее всего, попытается «накрыть» небанковские институты той же сверхжесткой системой надзора за рисками, которая принята у банков [2]. Между тем жесткий пруденциальный надзор за банковской системой вполне обоснован, поскольку банковские кредитные организации выступают базисом платежной системы государства. Проблемы банковской системы способны продуцировать резонансные явления, повышающие системный риск финансового кризиса и дестабилизирующие экономическую систему в целом.

Деятельность некредитных финансовых организаций не сопряжена с возможностью нарушения устойчивости платежной системы и привлечением средств во вклады. Общемировой практикой явля-

ется более высокий уровень рисков, принимаемых на себя данными участниками финансового рынка. Большая часть именно их ресурсов направляется в высокорисковые высокотехнологичные сферы экономики, в венчурный бизнес и инновации, что обеспечивает модернизацию экономики. Поэтому применять к некредитным финансовым организациям те же нормы пруденциального надзора, что и к кредитным, абсолютно нецелесообразно. Сможет ли Банк России, перманентно стремящийся установить как можно более жесткий надзор и укрупнить финансовые институты во имя финансовой стабильности, искусно детализировать нормы пруденциального надзора не только в рамках деления на кредитные и некредитные финансовые организации, но и в разрезе крупных, мелких и прочих профессиональных участников рынка ценных бумаг? В противном случае некредитные финансовые организации могут элементарно прекратить свое существование (российская модель финансового рынка и так позиционируется как bank-based. Но в условиях инвестиционного кризиса недальновидно отказываться от механизмов рынка ценных бумаг в принципе). А это приведет к необоснованному сужению внутреннего финансового рынка. В таком случае вести речь об увеличении инвестиционных потоков, перераспределяемых в реальный сектор экономики с использованием механизма рынка ценных бумаг, станет еще более затруднительно, нежели сейчас.

Еще одной глобальной проблемой пока остается конфликт интересов непосредственно внутри самого Банка России как собственника и как регулятора. В частности, это касается ситуации с Московской биржей: Банк России, вероятно, должен будет выйти из капитала биржи. Невозможно говорить о результативном регулировании, когда субъект и объект регулирования выступают по сути одним и тем же лицом.

Подводя итоги, отметим, что модель мегарегу-лятора с предельной концентрацией управления в одних руках до настоящего времени была успешна на малых финансовых рынках [2]. Поэтому для повышения результативности регулирования рынка ценных бумаг и активизации тем самым его механизмов для преодоления инвестиционного кризиса и роста конкурентоспособности экономики необходимо предпринять колоссальные усилия в области распределения полномочий и децентрализации деятельности мегарегулятора.

Список литературы

1. Аналитический обзор от 06.08.2013. URL: http://www.Consultant.ru.

2. Миркин Я. Судьба и будущее регулятора // Рынок ценных бумаг. 2013. № 8. С. 14-16.

3. Accelerating growth: Global IPO trends 2006 [Electronic resource]. Available at: http://classes.uleth. ca/200701/mgt4412a/IP0s/E&Y%20-%20Gl0bal%20I P0%20Survey%202006%5B1%5D.pdf (Address data: 08.11.2013).

4. Global IPO Survey 2004 [Electronic resource]. Available at: http://www.altassets.net/pdfs/EY_Global_ IP0_Survey_2004.pdf (Address data: 08.11.2013).

5. Global IPO Survey 2005 [Electronic resource]. Available at: http://www2.eycom.ch/publications/items/ ipo_survey_2005/en.pdf (Address data: 08.11.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Global IPO trends 2012 Prepare early, move fast [Electronic resource]. Available at: http://www. ey.com/Publication/vwLUAssets/Global_IPO_trends_ 2012/$FILE/Global_IP0_trends_2012.pdf (Address data: 08.11.2013).

7. Gross fixed capital formation (current US$) [Electronic resource]. Available at: http://data. worldbank.org/indicator/NE.GDI.FTOT.CD (Address data: 20.09.2013).

Stock market

ACTUAL PROBLEMS OF REFORMING OF PUBLIC REGULATIONS OF SECURITIES MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Natal'ia A. ZVIAGINTSEVA

Abstract

The article notes that the current state of the Russian securities market doesn't answer on actual issues of activation of investment processes in the Russian Federation. It is necessary to improvement of regulation of this market. The paper analyzes processes of reforming of state regulation of securities market in the Russian Federation. The most significant event is creation of the megaregulator of the financial market on the basis of Bank of Russia in 2013. The author considers positive and negative sides and makes assumptions of further prospects of regulatory influence of this body on securities market.

Keywords: securities market, financial market, state regulation, bodies of state regulation, megaregulator, Bank of Russia

References

1. Analytical review of 06.08.2013. Available at: http://www.Consultant.ru. (In Russ.)

2. Mirkin Ia. Sud'ba i budushchee reguliatora [Destiny and the future of regulator]. Rynok tsennykh bumag - Securities market, 2013, no. 8, pp. 14-16.

3. Accelerating growth: Global IPO trends 2006. Available at: http://classes.uleth.ca/200701/mgt4412a/ IPOs/E&Y%20-%20Global%20IPO%20Survey%202 006%5B1%5D.pdf. (accessed 08.11.2013)

4. Global IPO Survey 2004. Available at: http:// www.altassets.net/pdfs/EY_Global_IPO_Survey_ 2004.pdf. (accessed 08.11.2013)

5. Global IPO Survey 2005. Available at: http:// www2.eycom.ch/publications/items/ipo_survey_2005/ en.pdf. (accessed 08.11.2013)

6. Global IPO trends 2012 Prepare early, move fast. Available at: http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/Global_IPO_trends_2012/$FILE/Glo-bal_IPO_trends_2012.pdf. (accessed 08.11.2013)

7. Gross fixed capital formation (current $US). Available at: http://data.worldbank.org/indicator/ NE.GDI.FTOT.CD. (accessed 20.09.2013)

Natal'ia A. ZVIAGINTSEVA

Baikal State University of Economy and Law, Irkutsk, Russian Federation legnata2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.