Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ: ОПЫТ СТРАН ЕС'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ: ОПЫТ СТРАН ЕС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / ИНВАЛИДНОСТЬ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВО / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чучадеева Людмила Сергеевна

В статье представлен анализ взаимодействия государства и неправительственного сектора в развитии услуг ранней помощи на примере опыта стран ЕС. Обозначены основные зарубежные направления развития системы ранней помощи и указана актуальность применимых в рамках проблематики, мер. Статья подготовлена в рамках проекта № 620244-EPP-1-2020-1-RU-EPPJMO-MODULE «EU: Development without excessive inequality as a movement to equality in opportunities» (реализуемого при финансовой поддержке ERASMUS+ Programme of the European Union).The article presents an analysis of the interaction between the state and the non-governmental sector in the development of early aid services on the example of the experience of EU countries. The main foreign directions of the development of the early aid system are outlined and the relevance of the measures applicable within the framework of the problem is indicated. The article was prepared within the framework of project No. 620244-EPP-1-2020-1- EN-EPPJMO-MODULE "EU: Development without excessive inequality as a movement towards equality of opportunities" (implemented with the financial support of the European Union ERASMUS+ Program).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чучадеева Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ: ОПЫТ СТРАН ЕС»

УДК 364

Социологические науки

Чучадеева Людмила Сергеевна, студентка НИ МГУ им Н. П. Огарева, г. Саранск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ:

ОПЫТ СТРАН ЕС

Аннотация: В статье представлен анализ взаимодействия государства и неправительственного сектора в развитии услуг ранней помощи на примере опыта стран ЕС. Обозначены основные зарубежные направления развития системы ранней помощи и указана актуальность применимых в рамках проблематики, мер.

Статья подготовлена в рамках проекта № 620244-EPP-1-2020-1-RU-EPPJMO-MODULE «EU: Development without excessive inequality as a movement to equality in opportunities» (реализуемого при финансовой поддержке ERASMUS+ Programme of the European Union).

Ключевые слова: ребенок-инвалид, инвалидность, ранняя помощь, государство, неправительственный сектор.

Annotation: The article presents an analysis of the interaction between the state and the non-governmental sector in the development of early aid services on the example of the experience of EU countries. The main foreign directions of the development of the early aid system are outlined and the relevance of the measures applicable within the framework of the problem is indicated.

The article was prepared within the framework of project No. 620244-EPP-1-2020-1- EN-EPPJMO-MODULE "EU: Development without excessive inequality as a movement towards equality of opportunities" (implemented with the financial support of the European Union ERASMUS+ Program).

Key words: disabled child, disability, early care, state, non-governmental

sector.

Детская инвалидность в современном мире является актуальной проблемой. По данным ООН на 2022 год в мире насчитывается более 240 миллионов детей-инвалидов. Дети с ограниченными возможностями и их семьи сталкиваются с множеством трудностей, стоящими на пути к успешной социализации. Проблемы возникают в разных сферах: в сфере психологического принятия ситуации, в медицинском плане, в плане воспитания ребенка, восприятия семьи другими социальными коллективами. Помощь, оказываемая детям-инвалидам на начальных этапах, помогает построить наиболее эффективную систему их адаптации. Множество исследований, как зарубежных, так и отечественных ученых, показывают, что чем раньше будет оказана помощь семье с особенным ребенком, тем больше вероятность, что риск развода будет сведен к минимуму.

Система ранней помощи - это комплексная система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям.

Услуги ранней помощи - совокупность мер и действий, необходимых для адаптации ребенка внутри семьи и социума на раннем этапе его жизнедеятельности, а также комплексная поддержка, направленная на восстановление потенциала семьи в контексте выхода из трудной жизненной ситуации, созданой инвалидностью ребенка. Услуги различаются по потребностям детей и родителей. Выделяют медицинские услуги, педагогические, психологические, социальные. Специалисты, оказывающие услуги детям с инвалидностью и их родителям, должны обладать определенными профессиональными компетенциями и быть хорошо подготовленными для данной деятельности.

Весомая часть методов и принципов организации системы ранней помощи в России так или иначе базируется на опыте зарубежных стран. Более того,

отечественная система ранней помощи начала строиться сравнительно недавно. Начало разветвленной системе ранней интервенции было положено в рамках реализации программы «Доступная среда», направленной на создание безбарьерной среды и доступных услуг. Система ранней интервенции зиждется на разработке программы коррекции детям определенного возраста, которые были подвержены нарушениям развития физиологического или ментального характера.

На данный момент система ранней помощи детям-инвалидам в России проходит стадию укрепления. Данное направление из-за актуальности проблемы является приоритетным в сфере семейной политики, проводимой государством. Сегодня отделения ранней помощи и отдельные центры, посвященные данной проблематике функционируют практически во всех регионах России. Однако, основными препятствиями на пути к успешному внедрению системы помощи являются общественный менталитет, базирующийся на принципах отторжения особенных людей от общества и недоверие, боязнь родителей сотрудничать со специализированными учреждениями, а также недостаток специалистов, ориентирующихся в проблемах и принципах ранней интервенции, а также и отсутствие повсеместного мониторинга таковых семей на муниципальном и региональном уровнях.

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года предполагала, что одной из основных задач является создание моделей межведомственного взаимодействия при организации ранней помощи и сопровождения семей [1]. То есть речь идет о конкретном сотрудничестве с профессиональными сообществами, социально ориентированными и иными общественными организациями для организации более эффективной системы. Однако, на практике данная система имеет опосредованную, недостаточную функциональность из-за поверхностного внедрения социального партнерства среди специализированных государственных служб и частных организаций, взаимодействие которых непосредственным образом значительно сказалось бы на улучшении качества ранней помощи. Отсутствие стабильного и

повсеместного взаимодействия между соответствующими структурами ведет к распаду существующих связей, основывающихся на разовых или же кратковременных проектах и мероприятиях в затронутой сфере. Причина выявленной проблемы может заключаться в недостаточной информированности о существующей проблеме общества и профильных организаций частности. Существует тенденция замалчивания проблемы, либо же она решается только в теоретическом аспекте.

На разных исторических этапах к инвалидности и в частности к проблемам ограничения возможности здоровья детей-инвалидов относились по-разному. Реализация программ ранней помощи, включающие социальную поддержку, и адаптацию детей раннего возраста в странах ЕС, в ретроспективном разрезе характеризуются схожей тенденцией развития: от частной и церковной благотворительности, характерной для конца XIX и начала XX века, к формированию государственной ответственности после Второй мировой войны и укрепившейся в соответствующих законодательных и нормативно-правовых актах. На первичных этапах своего развития ранняя помощь формировалась на вспомогательном характере решения медицинских проблем индивида и лишь потом она обрела формат комплексной, многогранной системы, состоящей из множества подсистем, отвечающих не только за решение проблем физиологического и экономического характера, но и адаптационные, социальные. Таким образом, инструментарий раннего вмешательства существенно расширился, позволяя тем самым улучшить качество жизни детей с ОВЗ и их родителей.

Организация ранней помощи в странах ЕС основывается на двух подходах: централизованный, децентрализованный. В ряде таких стран Европейского Союза, как Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция услуги оказываются, опираясь на федеральную, либо же региональную, либо местную децентрализованную модель. В Франции, Эстонии, Греции, Венгрии, Латвии, Литве система ранней помощи предоставлена комбинацией централизованного и децентрализованного

подхода с соответствующим распределением обязанностей и задач на разных уровнях.

Общая тенденция - обеспечение любой семьи, нуждающейся в услугах ранней помощи, поддержкой. Причем, данная поддержка имеет безвозмездный характер. Поддержка оказывается независимо от социально-экономического статуса членов семьи. Данная стратегия является позицией EUROCHILD. Данная организация представляет собой комплекс организаций, частных лиц, взаимодействующих в Европе. Ее основная цель - улучшение качества жизни детей и молодежи.

В странах ЕС вариативность услуг ранней помощи, предлагаемых негосударственным сектором, обеспечена в контексте партнерства с государства с неправительственными организациями, большая часть которых прошли трансформацию от общественных родительских коллективов до операторов и поставщиков услуг социального, образовательного характера на местном и/или национальном уровнях. Стоит отметить, что они на данный момент имеют статус международных экспертов в сфере вопросов, связанных с инвалидностью населения.

Примером совмещения государственного и негосударственного секторов в рамках оказания ранней помощи детям-инвалидам является проект ГЬ Ме^гапо «AccogHerela Nascita», реализованный в Риме с 1999 по 2009 год и возобновленный в 2011 году. Направление данного проекта - нормализация детско-родительских отношений в диаде «мать-ребенок». Нормализация в случае, если в семье существует высокий риск социального стресса матери с момента рождения ребенка и на протяжении первого года жизни. Преимущество программы заключается в начальной помощи, оказываемой на дому. Данная стратегия позволяет специалистам сделать полноценную диагностику ситуации и быстрее. В данном случае семья быстрее входит в доверительный контакт с территориальными службами. Проект был реализован в 6 муниципальных образованиях Рима из 19. Теперь он реализуется во всем городе. Успешный опыт реализации проекта в Риме послужил толчком для организации подобной

практики местными органами власти и неправительственными организациями в Милане, Неаполе, Флоренции, Бари, Венеции и Вероне. Не исключено, что опыт реализуемой программы в ближайшем будущем распространится по всей Италии, именно по той причине, что решение проблем семьи с ребенком-инвалидом в этом случае имеет высокий процент успешности.

В Франции в системе организации ранней помощи детям с особенностями развития реализуется принцип комплексного подхода, заключающийся в тесном взаимодействии между учреждениями материнства и детства и службами, которые оказывают психолого-педагогическую поддержку детям и их родителям. Конкретный пример: межведомственная сеть Mater Mip и P'tit Mip. Это союз клиник, в которых обеспечивается наблюдение за патологиями беременности и неправительственных организаций, в которых осуществляется медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция детей с ОВЗ.

В сеть P'tit Mip включены Центры ранней медико-психологической помощи. Они входят в структуру реабилитационных учреждений для детей, имеющими проблемы со здоровьем. «Centrede Guidance Infantile» оказывают медико-психологическую помощь. С детьми от рождения до 6 лет работают специалисты по психомоторному развитию, логопеды, воспитатели, социальные работники, психологи, психиатры.

В 2020 году Великобритания вышла из ЕС, но ее вклад в развитие услуг ранней помощи заслуживает особого внимания. В этой стране специализированные НКО работали с семьями, где воспитывались дети с синдромом Дауна. В начале 1990 года был создан Down Syndrome Educational Trust. Фонд, предоставляющая информационные, консультативные услуги семьям, где есть дети раннего возраста с синдромом Дауна. Услуги основывались на организации поддержки детей раннего и дошкольного возраста; составления индивидуальных программ развития ребенка; организация обучающих семинаров для специалистов и родителей.

Фондом была создана эффективная поддержка инклюзии детей с

синдромом Дауна в общеобразовательных школах Портсмута и его окрестностей. «С начала 2000-х годов Фонд, возглавляемый профессором Сью Бакли, приобрел статус международной организации Down Syndrome Educational International. На сегодняшний день Фонд поддерживает научные исследования и предоставляет информационную поддержку детям с синдромом Дауна, специалистам и родителям в 170 странах мира».

Еще один яркий пример - деятельность неправительственной организации Mancap - Королевского благотворительного общества, действующего в интересах лиц с нарушением интеллекта в Великобритании с 1946 года. Организация реализует свою деятельность в соответствии с современной парадигмой социальной защиты людей с инвалидностью. Отдельное внимание здесь уделяется вопросам ранней помощи детям с нарушениями интеллекта и их семьям. Акцент сделан на успешном включении ребенка в социальную жизнь. В структуре организаций Mancap с марта 2018 года функционируют центры с отделениями дневного пребывания детей от 2 до 4 лет, консультативным и терапевтическим отделением. Созданные центры отличаются уникальным подходом к обеспечению профессиональной медицинской и коррекционной помощью.

Подводя итоги, поясняем, что анализ действующих систем ранней помощи в различных странах Европы демонстрирует многообразие форм участия в оказании ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям. Наблюдается дифференциация уровней взаимодействия государства и третьего сектора в рамках существующего на национальном и местном уровнях законодательства. Общая тенденция - увеличение доли участия негосударственного сектора в развитии услуг ранней помощи. Это способствует осуществлению адресного подхода и обеспечению адекватного и своевременного ответа на запросы и потребности семей.

Зарубежный опыт разностороннего взаимодействия государственного и неправительственного секторов в вопросах решения проблем детей-инвалидов может послужить хорошим примером для создания подобного оптимального

межведомственного взаимодействия и в нашей стране. Особое внимание стоит уделить опыту Франции, так как именно в этой стране проблемы детей с ОВЗ берутся на рассмотрение с момента их рождения.

Опыт организации раннего вмешательства в Великобритании не стоит списывать со счетов, так как конкретные примеры наглядно продемонстрировали углубленный и структурированный подход к включению детей-инвалидов в общество.

Для катализации совместной деятельности государственных и негосударственных организаций по вопросам ранней помощи детям-инвалидам в России стоит задействовать PR кампанию, исходящую непосредственно из социальных учреждений. Суть данной компании заключается в привлечении внимания к актуальным проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов, в освещении массовости проблемы и диапазона задач, направленных на ее решение и создание благоприятной среды для данной категории населения в нашей стране.

В России остро стоит проблема неприятия здоровой частью населения людей с особенностями. Долгое время проблемы таких людей замалчивались, не выносились на всеобщее обозрение. Именно поэтому не стоит пренебрегать политикой зарубежных стран в области устранения изоляции детей-инвалидов от общества. В данном вопросе страны ЕС задействовали и общественные, и религиозные, и государственные организации с целью показать обществу, что дети с ОВЗ являются равноправной частью общества и имеют такие же социальные права как и остальные люди. Эта стратегия позволила выстроить общественный менталитет таким образом, что дискриминация людей с инвалидностью считается настолько негативной тенденцией, что заслуживает порицания.

Библиографический список:

1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение

Минтруда РФ № 1839-p: [вступило в силу 31 августа 2016 года]. - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. - https://docs.cntd.ru/document/420374012 - Режим доступа: сеть Интернет.

2. ERASMUS+: JEAN MONNET MODULES PROJECT: сайт. - Саранск, 2020. - URL: https://demoop.wordpress.com/ (дата обращения: 15.04.2021). -Режим доступа: сеть Интернет. - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.