УДК 327.7:37.014
Взаимодействие ФРГ со странами Африки в рамках разработанной Европейским союзом программы официальной помощи в целях развития
Е. Ю. Корьякина
В статье рассматривается разработанная Европейским союзом (ЕС) и действующая в настоящее время программа официальной помощи развитию, нацеленная, в частности, на содействие развитию гармоничных и успешных экономических и политических связей между Европейским Союзом и развивающимися странами Африки. Ее основной задачей является поддержка инициатив стран-партнеров по развитию общества, основанного на политических свободах и экономическом процветании. Уделяется внимание концепциям, институтам, инициативам, на базе которых ФРГ реализует эту программу в отношении стран Африки.
Ключевые слова: Европейский Союз; развитие; содействие развитию; Европейская политика в странах Африки и Ближнего Востока; финансовые институты программы помощи развитию.
На протяжении последних лет Европейский Союз все чаще уде -ляет внимание Африканскому региону. Взаимоотношения со странами Ближнего Востока и Африки играют довольно значительную роль в жизни ЕС. С самого начала он выступал за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международной помощи развивающимся странам. В соответствии с этим строится и внешняя политика отдельных стран Европейского Союза, которая направлена на участие в программе ЕС официальной помощи развитию. Участие европейских стран в этой программе обусловлено комплексом причин геополитического характера, в частности:
• географической близостью африканского континента к Европе;
• отсутствием политической стабильности и устойчивой региональной системы межгосударственных отношений;
• отсутствием доверия между ближневосточными странами и европейскими государствами.
Несмотря на то, что некоторые из перечисленных особенностей ситуации препятствуют успешности реализации программы, она продолжает реализовываться, приобретая с течением времени новые формы.
Партнерство Германии и других стран ЕС со странами Африки имеет долгую и интересную историю. Принято считать, что партнерская политика Германии зародилась в 50-е годы XX века, когда европейские державы столкнулись с распадом своих колониальных владений и начали искать новые формы взаимоотношений со своими бывшими колониями. Следующим важным этапом является заключение Римского договора в 1957 году ФРГ, Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Суть договора состоит в создании «ассоциации с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию» [Ковальский, 1996, с. 329.]. Таким образом, в Римском договоре были сформулированы основные цели и задачи Европейского Союза (и в частности, Германии) того периода в Средиземноморском и Ближневосточном регионе, а также заложены основы программы действий на этом направлении. Следующий этап - 80-е - 90-е годы XX века, когда произошла своеобразная структуризация средиземноморского и африканского геополитического пространства, а отношения между странами Европейского Союза и странами африканского региона вышли на другой уровень. К моменту проведения барселонской конференции Германия превратилась в сильное государство в Европейском Союзе, и стала заметна ее потребность в расширении системы политических и экономических связей. Курс на сотрудничество с так называемыми «третьими странами» был продиктован также стремлением выдержать конкуренцию с США как в глобальном, так и в региональном мас-
штабе, так как помимо укрепления в Азиатско-Тихоокеанском регионе США стали активно вмешиваться в политику средиземноморских стран. Эти факторы требовали пересмотра подходов Германии к средиземноморской и ближневосточной политике, а позже и к политике на африканском континенте в целом.
Европейский Союз (а вместе с ним и Германия) рассматривает «африканскую» политику как составную часть сотрудничества ЕС с государствами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ). При выработке основных принципов этой политики ЕС в первую очередь учитывает свои экономические и политические интересы. Так, например, в конце 1990-х годов Германия явилась одним из инициаторов организации экономической и политической помощи развитию и позднее - укрепления экономического сотрудничества с развивающимися, в том числе и африканскими, странами. Однако, по мнению ряда немецких экспертов [Штолль, 2003, с. 58], интеграция элементов режима справедливого государственного управления в политическую жизнь стран Африки должна стать одной из наиболее важных новаций готовящегося соглашения между ЕС и странами. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в ходе второй конференции на уровне министров ЕС-АКТ, состоявшейся в июле 1999 года [Штолль, 2003, с. 60]. На конференции удалось достичь компромисса по многим спорным вопросам, касающимся в первую очередь политических и экономических аспектов договора. Что касается помощи развивающимся странам региона, одним из камней преткновения оказались инструменты такой помощи. ФРГ, Франция и отчасти Великобритания - государства, несущие основную долю финансового бремени помощи странам Африки, -добивались существенного реформирования действующих механизмов в сторону их большей эффективности.
Важной точкой в развитии партнерства стран Европейского Союза и африканских стран стала конференция, проходившая 7-8 декабря 1999 года в Брюсселе, где состоялся третий раунд переговоров на уровне министров иностранных дел стран АКТ и ЕС. Несмотря на то, что уда-
лось достигнуть некоторых договоренностей по вопросам, касающимся режима справедливого правления и программы помощи в целях развития, целый ряд важных проблем остался нерешенным. В частности, на совещании не удалось найти решение по вопросу выделения средств в рамках Европейского фонда развития (ЕФР) на 2000-2007 годы. Наконец, следующий этап переговоров прошел в феврале 2000 года, когда участникам удалось так или иначе договориться по основным вопросам, в основном политическим. Что касается экономических вопросов сотрудничества, то одной из наиболее важных сторон будущего договора является гибкий индивидуальный подход к партнерству между ЕС и странами АКТ. Среди диалогов между странами Европейского Союза и развивающимися странами Северной Африки приоритет отдается разработке договоров об экономическом сотрудничестве и программ развития. Это среднесрочная альтернатива существующей односторонней системы преференциальной торговли, экономической и гуманитарной помощи.
Один из ключевых пунктов вышеперечисленных договоренностей - развитие программы ЕС официальной помощи развитию. Эта программа регулируется с помощью, так называемых инструментов внешней помощи. Официальная помощь развитию включает в себя международную техническую помощь, гуманитарную помощь, а также кредитование, погашение внешней задолженности на льготных условиях развивающимся странам или странам с переходной экономикой иностранными государствами или международными организациями (донорами) для успешного осуществления социально-экономических преобразований в этих странах. Финансовая поддержка программы обеспечивается активностью региональных валютно-кредитных организаций. Все они имеют целью укрепление интеграции и создание экономического и валютного союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским соглашением 1993 года, проведение согласованной политики относительно развивающихся стран, ассоциируемых в ЕС. Перечислим основные финансовые организации, которые работают с программой ЕС официальной помощи развития:
• Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург), который предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а странам, которые развиваются, - до сорока лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание общих хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;
• Европейский фонд развития (ЕФР, в 1958 г.) - осуществляет коллективную политику ЕС по отношению к странам, которые развиваются, координирует двусторонние программы официальной помощи развития этих стран;
• Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (в 1969 г.) - способствует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
• Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, в 1975 г.) -предоставляет кредиты за счет средств общего бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, где находятся самые бедные районы, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах;
• Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, в 1994 г.) - заменил Европейский фонд валютного сотрудничества; ЕВИ основан в 1973 году как наднациональный орган. Он состоит из управляющих двенадцати центральных банков и осуществляет координацию денежной и кредитной политики этих банков, способствует созданию системы европейских центральных банков и переходу на единственную валюту. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЕВРО и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов.
Внешняя помощь Европейского Союза в 2005 году составила 4,137 млрд евро. Бюджетное финансирование всех видов помощи Европейского Союза в 2005 году - трех особых видов помощи и внешней помощи - равняется 8,019 млрд евро [Аналитические доклады..., 2006, с. 24]. За исключением помощи, предваряющей присоединение стран-кандидатов к Европейскому Союзу, сумма помощи третьим странам в 2005 году составляет 4,732 млрд евро [Аналитические доклады.,
2006, с. 24]. Европейский Союз выделяет огромные средства на оказание помощи иностранным государствам, однако в то же время ситуация показывает, что он не в состоянии в полной мере проконтролировать их использование по назначению. Говоря о комплексной программе помощи третьим странам, следует помянуть организацию «Офис сотрудничества “Европомощь”», которая была учреждена в рамках реформы менеджмента внешней помощи в 2001 году и заменила общую службу внешних связей. «Европомощь» руководит проектами на всех стадиях внешней помощи Европейского Союза, следующих за стадией планирования и определения стратегии: проводит идентификацию, предварительную оценку, подготовку финансового решения, исполнение, мониторинг, оценку итогов проекта. Структура «Европомощи» свидетельствует об изменении политики оказания внешней помощи Европейского Союза. Политика предоставления внешней помощи теперь строится строго по принципу геополитической значимости разных категорий государств. Особую значимость для стран ЕС в этом ключе играют Ближневосточные страны и страны Северной Африки.
В рамках сотрудничества с целью развития Германия сегодня -третий по значению донор. Для достижения целей Германия вносит средства в реализацию многосторонних программ, особенно в рамках ЕС и ООН. Примерами могут служить Всемирная продовольственная программа (ВВП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а также такие банки развития (Всемирный банк). Глобальному фонду для борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией Германия выделила на сегодняшний день 1,3 млрд долларов [Картамышев, 2009, с. 85]. Почти в два раза больше средств Германия в соответствии с принципом «помощь в целях самопомощи» предоставляет в рамках множества двухсторонних программ. В 58 странах-партнерах и в более чем 20 странах, где осуществляются региональные программы, федеральное правительство выступает за то, чтобы глобализация стала шансом для всех жителей. Германские проекты в сфере развития нацелены на оказание поддержки в таких секторах, как образование, здравоохранение, раз-
витие сельских регионов, качественное государственное управление и устойчивое экономическое развитие. Два примера глобальной активности: «Акция Африка» - программа целенаправленной поддержки образовательных, научных и культурных проектов в Африке. Инициатива «Школы: партнеры будущего» касается примерно 1500 школ в 125 странах [Картамышев, 2009, с. 85].
Интересна активность Германии в данном направлении в рамках Европейского Союза. Представители Германии выступали с инициативами на таких международных конференциях, как Дохийский раунд по финансированию развития, конференция на высшем уровне по эффективности помощи развитию в Акре, встреча на высшем уровне по вопросам развития Африки, состоявшаяся в Нью-Йорке в сентябре 2008 года.
ФРГ подтвердила свою решимость и твердую позицию гарантировать достижение глобальных целей развития. Германия заявила о недостаточности использования традиционных подходов в решении проблемы бедности. Был предложен ряд мер так называемой «антишоковой политики», включающей меры по борьбе с коррупцией, проведение налоговых реформ (в том числе решение проблемы уклонения от уплаты налогов), существенное улучшение качества государственного управления и финансовой архитектуры. Также любопытным предложением является план предоставления бюджетной поддержки для развития конкретных государственных секторов, таких как образование и здравоохранение, которые оказывают непосредственное влияние на снижение уровня бедности. Эти инициативы были одобрены ЕС и легли в основу европейского консенсуса по развитию [ Joint Statement., 2005, p. 34].
Более половины показателей результативности действий, связанных с соглашениями по общей бюджетной поддержке, подписанными ЕС, свидетельствуют о повышении доступности здравоохранения и образования для бедного населения. Из всех стран, получающих значительную общую бюджетную поддержку от Европейской комиссии, восемь увеличили государственные расходы на образование на 31 % [Берг, 2009, с. 13]. Однако ФРГ действует и как самостоятельный партнер
большинства африканских стран. Один из ярких примеров - помощь пострадавшим странам от сильнейшей за последние годы засухи. Германия выделила Кении, Эфиопии, Джибути, Сомали, Уганде, а также расположенному на Аравийском полуострове Йемену суммарно 118 млн евро. Из них 56 миллионов были потрачены на оказание срочной помощи голодающим и пострадавшим от засухи. Остальные 62 миллиона направлены на финансирование долгосрочных проектов по восстановлению социально-экономической инфраструктуры африканских стран.
Тесное сотрудничество ФРГ по программе помощи развитию благотворно сказывается на ситуации в Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д’Ивуаре и в последнее время в Бурунди. Германия активно участвует в решении острых политических вопросов, возникших в этих странах, и принимает активное участие в финансировании продовольственных программ. ФРГ также участвует в стабилизации региона Великих озер. После смерти Джона Гаранта мирный процесс в Судане требует еще большей приверженности всех сторон осуществлению исторического Мирного соглашения, заключенного в Найроби. Миссия европейских стран, в состав которой Германия предоставила свой персонал, вносит важный вклад в этот процесс. ФРГ принимает участие и в решении политических и гуманитарных проблем в другом кризисном районе - Дарфуре.
Стоит отметить институциональную основу сотрудничества ФРГ со странами Африки в рамках программы помощи развитию. Основным партнером и инициатором выступает Немецкое общество технического сотрудничества (Deutsche Gesellschaft für Technische Zusammenarbeit, GTZ). В настоящее время обществом реализуется более 2700 проектов в развивающихся странах, в том числе и в Африке. В число основных задач Общества входит планирование и реализация проекта и программ в рамках технической помощи, подбор соответствующих кадров в ФРГ, планирование и реализация программ по подготовке и переподготовке специалистов, обеспечение этих проектов оборудованием, а также финансовый контроль над использованием средств. Средства на осуществление проектов поступают также от промышленных предпри-
ятий. Самый известный пример - сотрудничество с концерном DaimlerChrysler в Южной Африке. GTZ, исполняя заказ этого автомобилестроительного концерна, внедряет программу профилактических мер против распространения СПИД среди работников Daimler-Chrysler. Одной из важнейших задач остается борьба с бедностью. Вместе с другими международными организациями немецкое общество целенаправленно принимает меры к тому, чтобы на Земле к 2015 году число людей, живущих за чертой бедности, сократилось вдвое.
Самостоятельные решительные действия ФРГ имеют долгосрочный и перспективный характер, который определяется специальной концепцией, разработанной Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития. В этой программе существуют четыре приоритетных пункта (подробнее см. [Берг, 2009]).
Первый пункт программы касается воды. Поскольку Африка - один из наиболее засушливых регионов мира, помощь со стороны ФРГ состоит в поддержке проектов, способствующих внедрению принципов комплексного управления водными ресурсами. Они позволяют планировать расход воды в оптимальном режиме, что снижает экономические, экологические и социальные риски. Предполагается создание в регионе комплексных систем водопользования, обеспечивающих весь цикл работ от забора воды в реках до повторного использования сточных вод после переработки.
Второй пункт программы затрагивает возобновляемые источники энергии. Планируется совместная работа над реформами в области энергоэффективности. На этот сектор сотрудничества приходится 15 % средств, отпущенных федеральным министерством на развитие программ в названном регионе.
Третий пункт программы посвящен образованию и предусматривает развитие партнерских отношений между университетами ФРГ и стран Арабского Востока, что позволит открывать научно-исследовательские учреждения и создавать национальную научно-техническую базу кадров. Немаловажно, что в данный процесс вовлекается
значительная доля девушек и молодых женщин, которые получают перспективы получить специальности, необходимые для развития экономики региона. Федеральное министерство выделяет на эти цели 25 % средств.
Наконец, четвертый пункт программы затрагивает вопросы экономической помощи. Германия оказала поддержку Алжиру и участвовала в восстановлении его экономики после революции и внутреннего раздора. Эксперты считают удавшимся и проект экономического сотрудничества между Германией и Тунисом по программе «Поддержка малых и средних промышленных предприятий в условиях открытого рынка». Это среднесрочный проект, рассчитанный на 8,5 лет (июль 2004 - декабрь 2012) [Штолль, 2003, с. 98], цель которого - обеспечить доступ к товарам и услугам малых и средних промышленных предприятий.
Специалисты делают вывод о том, что в настоящее время Герма -ния имеет уникальный шанс повлиять на политику ЕС в области сотрудничества с беднейшими странами мира, и прогнозируют, что при условии повышения прозрачности подотчетности финансовых систем ФРГ сможет добиться устойчивого снижения уровня бедности в странах Африки [Картамышев, 2009].
Литература
1. Берг, 2009 - Берг И. С. ФРГ - Ближний Восток и Северная Африка : перспективы и приоритеты сотрудничества [Электронный ресурс] / И. С. Берг -Режим доступа : http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/08-10-09a.htm.
2. Картамышев В. А. Политика Европейского союза по содействию развитию в контексте исполнения обязательств «Группы восьми» / В. А. Картамышев // Вестник международных организаций. - 2009. - № 2 (24). - С. 85-99.
3. Ковальский Н. А. ЕС и Средиземноморье / Н. А. Ковальский. - Москва : Наука, 1996. - 367 с.
4. Пашковская И. Г. Европейская помощь развитию / И. Г. Пашковская // Аналитические доклады научно-координационного совета по международным исследованиями МГИМО (У) МИД России. - 2006. - № 27. - С. 35-52.
5. Штолль К.-М. Торгово-экономические связи Германии со странами Африки в конце XX - начале XXI века : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.14 / К.-М. Штолль. - Москва, 2003. - 188 с.
6. Joint Statement by the Council and the Representatives of the Governments of the Member States meeting within the Council, the European Parliament and the Commission on European Union Development Policy : “The European Consensus” / Council of the European Union, Brussels, 22 November 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/05/st14/ st14820.en05.pdf.
© Корьякина Е. Ю., 2012
Interaction of Federal Republic of Germany with African Countries within Framework of European Union's Program of Official Development Assistance
E. Koryakina
The subject of the article is the official development assistance program which was launched by the European Union (EU) and is now in effect. The program's aim is to assist to development of well-balanced and successful economic and political relations between the European Union and the developing countries in Africa. The main task of the program is to support the partner countries' initiatives on development of the society based on political liberties and economic prosperity. Attention is paid to conceptions, institutions and initiatives on which basis the Federal Republic of Germany realizes this program with regard to the African countries.
Key words: European Union; development; development
assistance; European policy in Middle East and Africa countries; financial institutions of the development assistance program.
Корьякина Евгения Юрьевна, аспирант 3-го года обучения, кафедра европейских исследований, Институт социальных и политических наук, Ураль -ский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), [email protected].
Koryakina, E., post-graduate student, Department of European Studies, Institute of Social and Political Studies, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), [email protected].