Научная статья на тему 'Политика фрг в отношении Палестины и участие в инициативе по урегулированию арабо-израильского конфликта'

Политика фрг в отношении Палестины и участие в инициативе по урегулированию арабо-израильского конфликта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
787
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ФРГ / ПАЛЕСТИНА / ИЗРАИЛЬ / АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY / PALESTINE / ISRAEL / ARAB-ISRAELI CONFLICT / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корьякина Евгения Юрьевна

Рассматриваются этапы становления политики ФРГ в отношении Палестины, а также позиция ФРГ по вопросу урегулирования арабо-израильского конфликта. Отмечается, что ближневосточный регион играет существенную роль во внешней политике ФРГ, особенно в момент объединения Германии, когда вновь созданное государство определяет основные направления своих внешнеполитических интересов. Указывается на трудности, с которыми приходится сталкиваться ФРГ в процессе регулирования своих отношений с ближневосточными партнерами, а именно с Израилем и Палестиной. Автор рассматривает сотрудничество ФРГ с Палестиной в области политических, экономических и культурных отношений. Показано, что ФРГ оказала существенное влияние на восстановление и развитие образования в Палестине и культурное развитие страны. В то же время указывается на сложности, имеющие место при осуществлении политического процесса урегулирования арабо-израильского конфликта с учетом разногласий по поводу участия палестинских представителей в переговорном процессе. Автор показывает, что ФРГ, выступив инициатором привлечения представителей Палестины к переговорам, обеспечила себе ведущую роль в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта и возможность формировать собственную политику в отношении ближневосточных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of Federal Republic of Germany toward Palestine and Participation in Initiative to Resolve the Arab-Israeli Conflict

The stages of development of the policy of the Federal Republic of Germany (FRG) towards Palestine, as well as the position of FRG on the resolution of the Arab-Israeli conflict are considered. It is noted that the Near East plays a significant role in the foreign policy of FRG, especially in the time of German reunification, when a newly created state determines the main directions of its foreign policy interests. The difficulties FRG was faced with in the process of regulating its relations with Near Eastern partners, namely Israel and Palestine, are indicated. The author considers the cooperation of FRG with Palestine in the field of political, economic and cultural relations. It is shown that FRG had a significant impact on the recovery and development of education in Palestine and the cultural development of the country. At the same time the difficulties are mentioned that occurs during the implementation of the political resolution of the Arab-Israeli conflict with regard to the disagreement over the participation of Palestinian representatives in the negotiation process. The author shows that FRG that initiated the involvement of Palestine representatives to the negotiation secured a leading role in the resolution of the Arab-Israeli conflict and the opportunity to form its own policy towards the Near Eastern countries.

Текст научной работы на тему «Политика фрг в отношении Палестины и участие в инициативе по урегулированию арабо-израильского конфликта»

Корьякина Е. Ю. Политика ФРГ в отношении Палестины и участие в инициативе по урегулированию арабо-израильского конфликта / Е. Ю. Корьякина // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 202—211.

ешн^МР

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-

УДК 94(430).087:94(569.4).05

Политика ФРГ в отношении Палестины и участие в инициативе по урегулированию арабо-израильского конфликта

© Корьякина Евгения Юрьевна (2016), ассистент кафедры зарубежного регионове-дения, департамент международных отношений, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), е.уи.когуакша@ gmail.com.

Рассматриваются этапы становления политики ФРГ в отношении Палестины, а также позиция ФРГ по вопросу урегулирования арабо-израильского конфликта. Отмечается, что ближневосточный регион играет существенную роль во внешней политике ФРГ, особенно в момент объединения Германии, когда вновь созданное государство определяет основные направления своих внешнеполитических интересов. Указывается на трудности, с которыми приходится сталкиваться ФРГ в процессе регулирования своих отношений с ближневосточными партнерами, а именно с Израилем и Палестиной. Автор рассматривает сотрудничество ФРГ с Палестиной в области политических, экономических и культурных отношений. Показано, что ФРГ оказала существенное влияние на восстановление и развитие образования в Палестине и культурное развитие страны. В то же время указывается на сложности, имеющие место при осуществлении политического процесса урегулирования арабо-израильского конфликта с учетом разногласий по поводу участия палестинских представителей в переговорном процессе. Автор показывает, что ФРГ, выступив инициатором привлечения представителей Палестины к переговорам, обеспечила себе ведущую роль в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта и возможность формировать собственную политику в отношении ближневосточных стран.

Ключевые слова: ФРГ; Палестина; Израиль; арабо-израильский конфликт; Европейский Союз.

1. Вводные замечания

После создания нового правительства ФРГ во главе с Г. Колем в октябре 1982 года (коалиция христианских демократов и либералов), несмотря

на заверения министра иностранных дел Г. Д. Геншера о самостоятельности позиции ФРГ в отношении Ближнего Востока, сам курс, проводимый в данной регионе, стал сближаться с позицией Израиля и США. Канцер Г. Коль считал, европейские страны должны направлять свои усилия на обеспечение безопасности Израиля [Андреюк, 2001, с. 13]. Идея о правомерности самоопределения палестинцев не должна, по мнению Г. Коля, исходить от какой-либо европейской страны. Так, канцлер Германии предполагал, что сохранение нейтралитета прочих европейских стран позволит ФРГ и дальше проводить свою политику политической и экономической поддержки Израиля. И, хотя обе страны испытывали незначительный эконмический спад по сравнению с предыдущим десятилетием, например, наблюдалось снижение в торговом балансе двух стран, сами торговые отношения и их структура были достаточно стабильными и равноправными.

В то же время несмотря на декларацию укрепления взаимоотношений с Израилем ФРГ обратила свое внимание на такие страны, как Саудовская Аравия, Иордания и Египет с целью рассмотрения возможности расширения экономического сотрудничества. Важным пунктом в меняющейся ближневосточной политике ФРГ стало решение об участии в гонке вооружений на Ближнем Востоке. Такие изменения произошли не сразу, только в 1995 году канцлер Г. Коль придает немного другой оттенок всей ближневосточной политике ФРГ. Он посещает Египет, Иорданию и Израиль и заявляет о своем намерении активно участвовать в ближневосточном мирном процессе [Андреюк, 2001, с. 13]. Несмотря на то, что на встречах с лидерами этих государств обсуждался широкий спектр вопросов, непосредственно относящихся не только к переговорному процессу, но и к общему характеру планируемой политики ФРГ в регионе, это шаг был очень важным и ознаменовал, начало вовлеченности ФРГ в процесс мирного урегулирования ближневосточного конфликта.

2. Экономическая помощь Палестине

Хотя ближневосточная политика ФРГ стала претерпевать некоторые изменения, еще долгое время целью германской политики в регионе Ближнего востока продолжал оставаться Израиль.

Эта позиция была схожа с общеевропейской, политически ровной и старающейся соблюдать интересы как арабских стран, так и Израиля. В качестве общей идеи ближневосточного урегулирования была выдвинута концепция всеобщей трансформации общества в регионе в целом. Стоит отметить, что одновременно с этим ближневосточное направление становится значимым и занимает особое место в общей германской внешней

политике. Отношения с Палестинской национальной администрацией (далее — ПНА) представляют особый интерес в этом контексте.

На рубеже 1980-х — начала 1990-х годов ФРГ пыталась выстроить особые отношения с палестинской администрацией, опираясь на несколько ключевых моментов. Это и экономическая помощь, предоставляемая Германией Палестине, и помощь, направленная на разработку реформ и инфраструктурных проектов. Например, в этом ключе развивает свои отношения с Палестиной земля Северный Рейн-Вестфалия, которая предоставляет возможность палестинским специалистам из разных областей промышленности получать образование в Германии.

Кроме того, обратим внимание на социальные программы земли Северный Рейн-Вестфалия, которые ставят задачу развития индустрии туризма и привлечения внимания к гуманитарным проблемам ПНА [Deutschland ...]. Эта федеральная земля также активно сотрудничает с Министерством по делам молодежи и спорта ПНА, в частности, финансирует строительство спортивных объектов, а также участвует в восстановлении и развитии высшего образования в стране.

Конечно, одной из самых традиционных областей для сотрудничества с ФРГ является сфера водоснабжения и очистки сточных вод. ФРГ имеет большой опыт в подготовке специалистов в этой области, а также в производстве специального оборудования. Несколько проектов в этой сфере были также претворены в жизнь в некоторых палестинских районах.

Среди основных задач ФРГ были поиск потенциальных экономических партнеров и проведение инвестиционного анализа для понимания перспективности реализации будущих проектов. Такие действия имели цель создать нормальные условия для проникновения немецкого капитала и решить вопрос о реконструкции районов, наиболее пострадавших от длительных военных действий

В рамках этого направления действует земля Баден-Вюртемберг. Она весьма активно контактирует с палестинскими предпринимателями, в основном в сфере восстановления традиционной для региона текстильной промышленности. Так, еще в марте 1999 года была организована поездка нескольких успешных палестинских предпринимателей в Баден-Вюртем-берг для ознакомления с местными текстильными предприятиями. Основной целью визита был обмен опытом в области менеджмента и маркетинговых стратегий в индустрии текстиля. Осенью был проведен симпозиум, посвященный образованию в сфере текстильного производства.

Большое внимание ФРГ уделяет поддержке палестинского малого бизнеса. В связи с этим был разработан ряд программ, направленных на борь-

бу с безработицей и бедностью в ПНА. Другим важным направлением германо-палестинских отношений стало сотрудничество в сфере культуры и образования. Успешным примером реализации стратегии сотрудничества является программа «Возвращающиеся специалисты», в рамках которой палестинские специалисты, имевшие льготы на обучение в ФРГ и получавшие возможность стажировки на предприятиях Германии, возвращались работать на родину. Данная программа охватывала преимущественно сферы здравоохранения и социальной работы. В рамках сотрудничества ФРГ и ПНА реализуется проект InWEnt [Зинькина, 2008], цель которого — повышение качества среднего общего и профессионального образования. Среди наиболее крупных проектов в сфере образования можно назвать открытие в сентябре 1995 года немецкого культурного центра в Газе.

Общая экономическая помощь по всем этим направлениям была значительна. Например, к концу 1990-х годов называлась сумма, эквивалентная 600 млн евро [Statistisches ..., S. 45]. Выделялись деньги на оборудование аэропорта, строительство больниц, школ. В рамках финансовой помощи Палестине Германия прочно удерживала первое место среди стран Евросоюза. В то же время перед ФРГ всегда вставал вопрос политического сотрудничества с Палестиной, к которому, как и остальные европейские страны, ФРГ шла долгим и тернистым путем.

3. Сотрудничество с Палестиной в политической сфере

Еще до своего объединения ФРГ была вовлечена в диалог об урегулировании арабо-израильского конфликта. Сдержанность европейских стран по поводу кэмп-дэвидских соглашений продолжала вызывать недоумение как США, так и ближневосточных стран. Стороны соглашений требовали, чтобы европейские страны сформировали более твердую позицию и стали основой для дальнейшего мирного урегулирования. Израильская сторона в свою очередь не облегчала задачу западным странам, категорически высказываясь против необходимости решения палестинской проблемы с привлечением в переговорный процесс Организации Освобождения Палестины (далее — ОПП). Арабские страны требовали от европейских стран активных действий и проявления инициативы по урегулированию арабо-израильского конфликта. Европейские страны оказались в сложной ситуации: с одной стороны, опасаясь открыто поддерживать политику США и поссориться с арабским миром, с другой, — не имея возможности открыто отказаться от проводимого США курса и преследовать свои, отличные от интересов НАТО, цели.

В этой ситуации ФРГ видела для себя особенный шанс не только завершить последний этап преодоления своей изоляции и войти в европейскую

семью главным инициатором мирного процесса, но и предложить свои варианты урегулирования долгосрочного конфликта и, тем самым, выйти на другой международный уровень. ФРГ поддержала идею США о созыве специального совещания министров иностранных дел стран-членов НАТО. В отличие от других европейских держав, таких как Великобритания и Франция, ФРГ видела главную опасность не в ухудшении отношений с арабскими странами Ближнего Востока, а в затягивании формирования инициативы по урегулированию арабо-израильского конфликта. С другой стороны, ФРГ, как и другие европейские страны, не поддерживала стремление США ограничить контакты с арабскими странами.

В конце 80-х годов был заключен ряд торгово-экономических и военно-технических договоров между европейскими и арабскими странами. Этим и воспользовалась ОПП, которая заручилась поддержкой европейских стран для включения Организации в процесс мирного урегулирования. Стоит отметить, что ООП добилась немалого, например, открытия собственного представительства в Австрии, в Вене. После этого свою поддержку ОПП выразили Греция и Италия, и только ФРГ не спешила сделать решающий шаг на пути признания ОПП.

Тесные связи с Израилем и определенные экономические послевоенные обязательства не позволяли ФРГ идти на контакт с палестинскими лидерами до тех пор, пока они не признают государство Израиль в пределах существующих границ. Одновременно ФРГ дала обещание, что со своей стороны постарается убедить руководителей европейских стран-членов придерживаться в отношении ООП такой же позиции. В то же время ФРГ не могла не понимать, что урегулирование арабо-израильского конфликта без участия ОПП не представляется возможным. К таким выводам руководство ФРГ пришло также после ряда визитов в конце 1980-хх годов палестинских представителей в Бонн. Член Исполкома ООП Халед ал-Хасан после своего визита в Бонн заявил, что он убежден в скором признании ООП правительством ФРГ [Андреюк, 2001, с. 16]. Также он заявил, что для достижения результатов необходимо, чтобы все участники конфликтующих сторон, включая палестинцев, были допущены к процессу мирного урегулирования конфликта.

4. Роль ФРГ в переговорном процессе

Прошедшие визиты благоприятно повлияли на характер отношений ФРГ с арабскими странами. Накануне 1990 года ФРГ посетили с визитом представители Иордании, Саудовской Аравии и Ирака. На переговорах обсуждались в основном вопросы торгово-экономического сотрудничества,

но также был затронут ряд тем, касающихся ближневосточного урегулирования и позиции европейских стран по этой проблеме. При этом было высказано мнение, что ФРГ и европейским странам стоит поторопиться с признанием ОПП в качестве единственного возможного представителя палестинского народа и тогда мирное разрешение конфликта пойдет новыми темпами [Зинькина, 2008]. В этих условиях, несмотря на усилившийся напор США, европейские страны приступили к разработке своей инициативы по урегулированию ближневосточного конфликта. ФРГ была вынуждена присоединиться к инициативной группе, это был шанс возвыситься на европейской арене и встать в один круг с Францией и Италией, странами, которые к тому времени уже открыто поддерживали ОПП в качестве несомненного участника переговорного процесса.

Решение европейских стран по созданию собственной инициативы по урегулированию ближневосточного конфликта встретило серьезную критику со стороны как США, так и Израиля, так как основным вопросом на тот момент, конечно, был вопрос о привлечении ОПП к переговорному процессу. США дали понять, что они в любом случае будут пользоваться своим правом вето, если европейские страны захотят пересмотреть кэмп-дэвидские соглашения. Израиль же считал, что единственным вариантом продолжения мирного урегулирования будет продолжение переговорного процесса между ним и Египтом [Зинькина, 2008], и крайне негативно относился к тому, что европейские страны решили включить в процесс ООП.

ФРГ также же имела некоторые политические разногласия по этому вопросу, например, лидеры партии ХСС и ХДС заявили о неготовности ОПП признать Израиль. В своих высказываниях представители партии неоднократно подчеркивали свою полную поддержку кэмп-дэвидских соглашений, а также необходимость включения мнения США в европейскую инициативу по мирному урегулированию ближневосточного конфликта.

Несмотря на текущую ситуацию на очередной европейской встрече по вопросу ближневосточного мирного урегулирования ФРГ выступила с инициативой о привлечении ОПП к мирному переговорному процессу с условием, что, помимо представителей ОПП, палестинские граждане смогут послать на переговоры и других своих представителей [Zwischen Konfrontation ...]. Это предложение вызвало массу дискуссий, однако легло в основу специальной европейской декларации по урегулированию ближневосточного конфликта. Такая инициатива ФРГ повлияла на ее отношения с Израилем, который заявлял, что Германия несет «моральные обязательства» перед Израилем и участие в такой инициативе выглядит как недружелюбный акт.

Несмотря на заявления главы МИД Геншера, что в любом вопросе по поводу ближневосточного конфликта интересы Израиля для ФРГ будут на первом месте, обстановка между двумя странами несколько накалилась. Недовольны остались и представители ООП, которые так и не увидели в декларации точного указания, в каком качестве они смогут участвовать в переговорном процессе. Однако сам факт выступления ФРГ с особой инициативой по данному вопросу, а также принятие этой инициативы другими странами европейского сообщества позволил впоследствии Германии действовать более уверено и формировать собственный курс в отношении ближневосточных стран. ФРГ не дала другим европейским странам лишить себя роли главного переговорщика и показала, что готова всесторонне и серьезно подходить к вопросу о своем месте в политическом процессе.

Такая искусная дипломатия позволила впоследствии ФРГ активно участвовать в подготовке Соглашений в Осло в 1993 году и проводить самостоятельную политику в отношениях с Палестиной, которые стали активно развиваться после этих Соглашений. В декабре 1993 года по приглашению немецкого правительства в ФРГ прибыл палестинский лидер Ясир Арафат. Это был первый визит Арафата в ФРГ, однако за ним последовала серия других, а именно в ноябре 1995 года, сентябре 1996 года, октябре 1997 года, апреле 1998 года, феврале 1999 года [Максимычев, с. 45]. Последний визит Арафата в Германию состоялся в марте 2000 года. Главной темой на протяжении всего переговорного процесса, наряду мирным урегулированием, была также и экономическая кооперация [Bundesminister ...]. Отметим, что вторая часть переговоров по ближневосточному процессу пришлась на период нахождения у власти Г. Шредера (1998—2005). Он много раз подчеркивал, что ФРГ занимает особую роль в ближневосточном урегулировании и что именно Германия с учетом своего опыта выстраивания отношений с Израилем и другими ближневосточными странами может сыграть главную роль в мирном процессе. Канцлер Германии стал одним из первых глав государств, совершивших поездку на Ближний Восток ради встречи с Я. Арафатом (ноябрь 2000 года).

Новый канцлер ФРГ Ангела Меркель, сменившая Г. Шредера, также уделяет большое внимание развитию отношений со странами Ближнего Востока. В феврале 2007 года она приветствовала создание коалиционного правительства Палестины ФАТХом и ХАМАСом. Однако в современных условиях руководство ФРГ всегда уделяет особе внимание демократизации выборного процесса и легитимности новой власти ПНА. В частности, А. Меркель неоднократно подчеркивала, что палестинское правительство

должно отказываться от террора и вести более разумную политику по отношению к Израилю.

Сегодня развитие отношений между Палестиной и ФРГ осложняется из-за вопросов безопасности и терроризма. Правительство ФРГ высказывает опасения по поводу внутренней стабильности Германии, которая ранее не имела отношений с подобными радикальными исламскими группировками. Меркель отмечает, что последовательная политика прошлого правительства ФРГ, в частности бывшего канцлера Шредера, позволила избежать появления террора на территории Германии. Задачей нынешнего правительства является продолжение грамотной политики лавирования между непримиримыми сторонами [Зинькина, 2008].

Сегодня палестинское правительство продолжает рассматривать Германию в качестве своего основного союзника в Европе, несмотря на сдержанную позицию ФРГ. ПНА находится в крайне тяжелой экономической ситуации, так как Всемирный банк принял решение о приостановлении финансовой помощи, а Евросоюз со своей стороны отказался от программы финансирования и «заморозил» постоянные транши для ПНА (50 млн долларов ежемесячно) [Андреюк, 2006, с. 191]. Это было связано с отказом правительства ПНА, сформированного движением ХАМАС, прекратить террористические действия и признать государство Израиль.

Показательно, что несмотря на охлаждение европейских стран к новому палестинскому правительству ФРГ продолжает считать Палестину важным союзником на Ближнем Востоке и, когда ПНА обратилась к Германии за финансовой помощью в связи с отказом Всемирного Банка в поддержке, правительство ФРГ высказалось о возможности продолжения своих экономических программ в Палестине.

5. Выводы

ФРГ продолжает курс самостоятельного формирования ближневосточной политики. Однако сегодня Германия старается согласовывать свои действия с США и некоторыми европейскими странами, в частности с Францией, которая традиционно занимается важное положение в переговорном процессе между странами ЕС и Ближним Востоком. ФРГ пытается привлекать к своим программам по реформированию ПНА США. Разработана так называемая германо-американская «дорожная карта», которая включает ряд мер по реформированию региона на деньги этих двух стран.

Отметим, что несмотря на продекларированную главную задачу германо-палестинских отношений по восстановлению региона и организации гуманитарных программ ФРГ всегда будет преследовать собственный эко-

номический интерес. В частности, для ФРГ важно оставаться на лидирующих позициях во внешнеполитических и внешнеэкономических связях со странами арабского мира и рассчитывать на закрепление долгосрочного партнерства с более весомыми игроками на ближневосточной арене.

Литература

1. Андреюк В. Ю. Ближний Восток в стратегическом курсе ФРГ в 60—90 годы XX века / В. Ю. Андреюк // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. — 2001. — № 10. — С. 13— 17.

2. Андреюк В. Ю. Ближний Восток в экономике и политике ФРГ в 60—90-е годы XX века / В. Ю. Аднреюк. — Москва : Прометей, 2006. — 263 с.

3. Зинькина Ю. В. Палестинское направление ближневосточной политики ФРГ. Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс] / Ю. В. Зинькина. — Режим доступа : http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/09-01-08.htm.

4. Максимычев И. Ф. Объединенная Германия как фактор европейской безопасности / Т. Ф. Максимычев // Доклады Института Европы РАН. — 1997. — С. 43—50.

5. Bundesminister Müller kündigt Sofortmaßnahmen in Höhe von zusätzlich 40 Millionen Euro für Flüchtlinge im Nordirak und Gaza an // Das Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung [Electronic resource]. — Access mode : http://www.bmz.de/20140813-1.

6. Deutschland unterstützt weiterhin die Entwicklung der Palästinensischen Gebiete // Das Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung [Electronic resource]. — Access mode : http://www.bmz.de/20141120-1.

7. Statistisches Jahrbuch für das Ausland // Statist. Bundesamt. Wiesbaden. Stuttgart. — 1998. — № 2. — S. 115—118.

8. Unternehmerdelegation aus den Palästinensischen Gebieten zu Gast im Bundeswirtschaftsministerium // Bundesministeriums für Wirtschaft und Energie [Electronic resource]. — Mai 5 2015. — Access mode : http://www.bmwi.de/DE/Presse/ pressemitteilungen,did=703760.html.

9. Zwischen Konfrontation und Evolution : Parteien in Palästina [Electronic resource] // Bundeszentrale für politischen Bildung. — Februar 19 2010. — Access mode : http://www.bpb.de/apuz/32933/zwischen-konfrontation-und-evolution-parteien-in-palaestina?p=all.

Policy of Federal Republic of Germany toward Palestine and Participation in Initiative to Resolve the Arab-Israeli Conflict

© Koryakina Yevgeniya Yuryevna (2016), assistant lecturer, Chair of Foreign Region Studies, Department of International Relations, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), e.yu.koryakina@gmail.com.

The stages of development of the policy of the Federal Republic of Germany (FRG) towards Palestine, as well as the position of FRG on the resolution of the Arab-Israeli conflict are considered. It is noted that the Near East plays a significant role in the foreign policy of FRG, especially in the time of German reunification, when a newly created state determines the main directions of its foreign policy interests. The difficulties FRG was faced with in the process of regulating its relations with Near Eastern partners, namely Israel and Palestine, are indicated. The author considers the cooperation of FRG with Palestine in the field of political, economic and cultural relations. It is shown that FRG had a significant impact on the recovery and development of education in Palestine and the cultural development of the country. At the same time the difficulties are mentioned that occurs during the implementation of the political resolution of the Arab-Israeli conflict with regard to the disagreement over the participation of Palestinian representatives in the negotiation process. The author shows that FRG that initiated the involvement of Palestine representatives to the negotiation secured a leading role in the resolution of the Arab-Israeli conflict and the opportunity to form its own policy towards the Near Eastern countries.

Key words: Federal Republic of Germany; Palestine; Israel; Arab-Israeli conflict; European Union.

References

Andreyuk, V. Yu. 2006. Blizhniy Vostok v ekonomike i politike FRG v 60—90-e gody XX veka. Moskva: Prometey. (In Russ.).

Andreyuk, V. Yu. 2001. Blizhniy Vostok v strategicheskom kurse FRG v 60—90 gody XX veka. Aktualnyye problemy sotsiogumanitarnogo znaniya, 10: 13— 17. (In Russ.).

Bundesminister Müller kündigt Sofortmaßnahmen in Höhe von zusätzlich 40 Millionen Euro für Flüchtlinge im Nordirak und Gaza an. In: Das Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Available at: http:// www.bmz.de/20140813-1. (In Germ.).

Deutschland unterstützt weiterhin die Entwicklung der Palästinensischen Gebiete. In: Das Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Available at: http://www.bmz.de/20141120-1. (In Germ.).

Maksimychev, I. F. 1997. Obyedinennaya Germaniya kak faktor yevropeyskoy bezopas-nosti. In: Doklady InstitutaEvropyRAN. 43—50. (In Russ.).

Statistisches Jahrbuch für das Ausland. Statist. Bundesamt. Wiesbaden. Stuttgart, 2. 1998. 115—118. (In Germ.).

Unternehmerdelegation aus den Palästinensischen Gebieten zu Gast im Bundeswirtschaftsministerium. Mai 5 2015. In: Bundesministeriums für Wirtschaft und Energie. Available at: http://www.bmwi.de/DE/Presse/ pressemitteilungen,did=703760.html. (In Germ.).

Zinkina, Yu. V. Palestinskoye napravleniye blizhnevostochnoy politiki FRG. Institut Blizhnego Vostoka. Available at: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/09-01-08.htm. (In Russ.).

Zwischen Konfrontation und Evolution: Parteien in Palästina. Februar 19 2010.

In: Bundeszentrale für politischen Bildung. Available at: http://www. bpb.de/apuz/32933/zwischen-konfrontation-und-evolution-parteien-in-palaestina?p=all. (In Germ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.