УДК 327.7 Оксана ПОПОВА
ГЕРМАНИЯ И ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В СФЕРЕ СМР1
Аннотация. Статья рассматривает подходы Европейского Союза (ЕС) в сфере содействия международному развитию, программы во внешней политике ЕС. Поскольку Евросоюз - это объединение национальных государств, автор рассматривает то, как соотносятся национальные и наднациональные стратегии содействия развитию. Показательным примером в данном случае выступает Германия - государство-лидер в рамках Европейского Союза и один из крупнейших европейских и мировых доноров. В статье исследованы основные этапы становления европейской политики содействия развитию, а также описано её современное состояние, с учётом позиции, которую Германия занимает по данному вопросу. На основе проведённого анализа сделаны выводы о стремлении и Европейского Союза, и Германии поставить программы по содействию развитию на службу собственным целям и внешнеполитическим задачам.
Ключевые слова: ФРГ, Европейский Союз, содействие международному развитию, внешняя политика.
На сегодняшний день Европейский Союз (ЕС) является крупнейшим интеграционным объединением в мире, включающим двадцать восемь государств. Обладая значительным экономическим и политическим весом, Евросоюз не может оставаться в стороне от глобальных проблем, связанных с нищетой, экономической и технической отсталостью, политической нестабильностью, бедственным экологическим положением, наблюдаемыми в ряде стран и являющимися ощутимым препятствием на пути мира и благополучия всего человечества. При этом ЕС стремится использовать весь спектр инструментов "жёсткой" и "мягкой" силы для продвижения своих интересов на международной арене, и одним из важнейших направлений деятельности Европейской комиссии - высшего исполнительного органа власти Евросоюза, является сотрудничество с наименее развитыми странами и оказание им помощи.
Деятельность со стороны институтов ЕС реализуется в рамках общего определения иностранной помощи - передача средств (в форме товаров, знаний, "ноу-
1 СМР - содействие международному развитию.
© Попова Оксана Петровна - преподаватель кафедры международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова. Адрес: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: [email protected] Статья выполнена в рамках гранта президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2427.2014.6). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120165162
хау", грантов, кредитов и займов [Содействие международному развитию, 2012: 71]. В силу своих масштабов и исторической обусловленности Евросоюз имеет неоспоримые преимущества: к примеру, с экономической точки зрения ЕС - это основное торговое пространство для сбыта товаров, производимых в наименее развитых странах. ЕС способен оказывать влияние также на международную торговую систему, делая её более приемлемой для беднейших стран. Колониальное прошлое многих стран-участниц является скорее положительным аспектом, т.к. облегчает налаживание политико-экономических и социально-культурных связей с рядом стран Африки, Азии и Латинской Америки. Сегодня на страны ЕС приходится примерно 55% общемирового объёма ОПР [The Development Policy of the European Union, 2006: 7], а содействие международному развитию (СМР) - это важный компонент внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Проводимый Европейским Союзом курс определяют как наднациональные органы, так и страны-участницы. Сейчас одним из наиболее влиятельных государств среди стран Евросоюза является ФРГ - страна с мощной экономикой и эффективной внешней политикой. Заметный вклад вносит Германия и в европейскую политику в сфере содействия развитию, являясь уже на протяжении нескольких лет основным донором Европейского фонда развития - одного из инструментов финансирования СМР, внося около 20% от общей суммы его бюджета (следом за Германией идёт Франция - примерно 18% и Великобритания - около 15%) [Gavas, 2007: 4]. Экономический и политический вес Германии, её активное участие в вопросах СМР делают её позицию особо значимой для Европейского Союза.
Становление политики Евросоюза в сфере содействия международному развитию
Уникальность Европейского Союза как объединения, имеющего отдельные черты многосторонней международной организации, оказывающей содействие развитию, состоит в том, что практически все его члены сами являются донорами, тогда как остальные крупные структуры (Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и другие банки развития) имеют смешанное членство, которое включает и страны-получатели помощи. Важно уточнить, что содействие развитию всё же не является ведущим направлением деятельности Европейского Союза, а дополняет другие сферы его внешней политики.
Стоит разделять внешнюю политику Европейского Союза и меры по содействию развитию. Если единая внешняя политика - относительно новое явление для стран ЕС, то сотрудничество с развивающимися странам и оказание им помощи не является принципиально новым направлением деятельности и реализуется в той или иной форме на протяжении всего периода развития интеграционных процессов в Европе. Выделяют несколько этапов становления многосторонней помощи развитию со стороны европейских государств. Впервые идея о необходимости оказания содействия беднейшим странам на основе многосторонних усилий была высказана ещё министром иностранных дел Франции Робертом Шуманом в 1950 г. Однако в тот период внутренние проблемы послевоенной Европы не позволили странам объединить усилия для борьбы с бедностью преимущественно в бывших колониях [Europas Entwicklungshilfe ist zu wenig koordiniert. 12.05.2012]. Когда в 1957 г. шестью странами Европы был подписан договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), помощь наименее развитым странам находилась вне компетенции европейских наднациональных институтов, однако в документ были включены положения о возможности ассоциированного сотрудничества с "заокеанскими странами и терри-
ториями" с целью содействия их социально-экономическому развитию и установления тесных экономических контактов [The Treaty of Rome.1957].
В дальнейшем сотрудничество между ЕЭС и развивающимися государствами расширилось с подписанием в Яунде (Камерун) соглашения с 18 странами Африки (1963 г.) по ликвидации торговых барьеров и оказанию финансовой и технической помощи [Europäische Entwicklungszusammenarbeit]. Смысл договоренностей состоял в том, чтобы сохранить доступ на европейский рынок для товаров из стран Африки в условиях начавшегося процесса становления независимых государств.
Затем с 1975 по 2000 г. взаимоотношения в сфере оказания помощи наименее развитым странам регулировались четырьмя Ломейскими конвенциями, определявшими порядок торгово-экономического сотрудничества и оказания преференций. Потребность в пересмотре положений соглашения в Яунде была обусловлена вступлением в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) Великобритании [Стрелков, 2009: 67].
Основными достижениями данного периода стало предоставление торговых привилегий 71 государству Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (государства АКТ), рост внимания к вопросам социально-экономического развития, защиты прав человека и содействие укреплению демократических форм правления [From Lome I to IV].
Новой вехой на пути выстраивания взаимоотношений между странами АКТ и Европейским Союзом стало подписание в 2000 г. соглашения Котону, заменившего Ломейскую конвенцию. Подобные изменения были обусловлены малой эффективностью Ломейских соглашений и их неспособностью повлиять на протекционистскую политику стран ЕЭС. В центре внимания нового документа оказались торговые отношения, сотрудничество в сфере развития и политический диалог между ЕС и государствами АКТ [EU-Entwicklungspolitik - in der Theorie gut. 12.07.2010]. Основными целями были объявлены борьба с бедностью, постепенная интеграция государств-получателей помощи в мировую экономику, содействие устойчивому развитию стран-партнёров [Partnership agreement between the members...].
В 2005 г. Европейский Совет, Европейская Комиссия и Европейский парламент приняли совместную декларацию по вопросам оказания помощи развивающимся странам - "Европейский консенсус в сфере политики развития". Уникальность одобренных решений заключается в том, что впервые три ключевых органа Союза объединили свои усилия для достижения единой позиции по вопросам политики содействия развитию [The European Consensus on Development, 2006].
"Консенсус" объединил в себе как цели и принципы политики ЕС, так и ключевые положения национальных стратегий 27 стран-участниц для достижения более высокого уровня координации усилий. Хотя принятые договорённости имеют лишь политическую силу и лишены юридической, они представляют важный шаг на пути к сбалансированной политике по оказанию помощи беднейшим странам со стороны Европейского Союза как единого актора, и отдельных его членов [The European Consensus on Development, 2006].
Документ исходит из того, что искоренение бедности является всеобъемлющей целью, а приоритет отдаётся наименее развитым странам и государствам с уровнем дохода ниже среднего; оказываемая помощь должна базироваться на общих принципах партнёрства, тендерного равенства и политического диалога; для повышения качества деятельность должна осуществляться в соответствии со стандартами, зафиксированными в Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи [The European Consensus on Development, 2006].
Были выделены девять новых сфер межгосударственного сотрудничества: торговая и региональная интеграция; защита окружающей среды и устойчивое управление природными ресурсами; инфраструктура, коммуникации и транспорт; водные ресурсы и энергетика; развитие сельских районов, территориальное планирование, продовольственная и аграрная безопасность; управление, демократия, права человека, поддержка экономических и институциональных реформ; предотвращение конфликтов и "неустойчивые государства"1; развитие человека; социальная сплоченность и сфера занятости [The European Consensus on Development, 2006]. Также 15 старейших государств-участников Евросоюза подтвердили своё намерение направлять не менее 0,7% национального дохода на нужды развития к 2015 г. (для новых стран-участниц данный показатель составляет 0,33% ВНД).
Современный вид европейской политике СМР придал вступивший в силу в 2009 г. Лиссабонский договор2. Статьи документа гласят, что ответственность за реализацию программ развития разделена между самим Союзом и странами-участницами, причём политика Союза в сфере СМР дополняет национальные стратегии государств и вписывается в общий контекст внешней политики Евросоюза. Согласно Договору, основной целью политики ЕС по данному направлению деятельности должно стать сокращение, а в перспективе и полное искоренение бедности; для наибольшей эффективности странам-участницам следует согласовывать реализуемые программы помощи, а также проводить взаимные консультации, в том числе и с международными организациями, занимающимися данной проблематикой. Таким образом, как Евросоюз в целом, так и отдельные его члены получили правовую основу для взаимодействия с наименее развитыми странами и соответствующими организациями [Consolidated Versions of the Treaty on European Union, 2008]. Однако по большинству вопросов Лиссабонский договор, скорее, зафиксировал статус-кво в сфере политики по содействию международному развитию, нежели привнёс существенные изменения.
В настоящее время Европейский Союз сотрудничает примерно с 150 государствами мира, помогая им побороть нищету и связанные с ней проблемы. Сотрудничество при этом разделено на несколько групп по региональному принципу. В первую очередь, это контакты со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, всегда находившиеся в фокусе внимания европейской политики содействия развитию. С 1972 г. началось сотрудничество европейских институтов со странами Азии и Латинской Америки. Активно привлекаются к диалогу и региональные институты и объединения: Форум "Азия-Европа", Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Общий рынок стран Южного конуса. В последние годы развивается средиземноморское направление внешней политики ЕС, призванное обеспечить мир и
1 "Неустойчивые", или "нестабильные государства" ("fragile states") определяются ОЭСР как "страны, где государственные институты испытывают трудности с осуществлением базовых функций управления и поддержанием конструктивных отношений с обществом" OECD. Fragile States 2013: Resource Flows and Trends in a Shifting World. P.: OECD Publishing, 2012 [Electronic resource] // OECD [Official website]. URL: http://www.oecd.org/dac/conflictandfragility/FragileStates2013.pdf (accessed: 14.12.20123). P. 15. Подвергавшиеся в своё время дискриминации "слабые государства", зачастую затронутые вооружённым конфликтом, которые не соответствовали стандартам "надлежащего управления", в середине 2000-х годов были выделены в приоритетную категорию реципиентов помощи, а государственное строительство и миростроительство названы наиболее значимыми направлениями СМР [Бартенев, 2012: 113].
2 Подробнее о Лиссабонском договоре см.: Зуев В.Н. ЕС - наднациональный механизм -главный инструмент Европейской интеграции? // Современная Европа. 2011. №2. С. 94-108.
стабильность широкого круга государств, имеющих выход к Средиземному морю. Также немаловажное значение имеет сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы и Европейская политика соседства [Deutsche Entwicklungspolitik im Rahmen der Europäischen Union].
Политика Европейского Союза в сфере содействия международному развитию прошла непростой этап становления как самостоятельного направления и подверглась серьёзным изменениям в первое десятилетие XXI века на теоретическом и институциональном уровнях. Реформа представляла собой попытку в полной мере раскрыть политический потенциал Союза и усилить эффективность осуществляемых мер. Изменения стали ответной реакцией в ответ на обвинения Союза в нехватке стратегических ориентиров, затягивании реализации намеченных проектов, а также пересечении сфер ответственности [The Development Policy of the European Union. Strategy, 2006: 10].
Активная внешняя политика EC в отношении развивающихся стран объясняется не только стремлением создать благоприятную внешнюю среду, но и реализовать свои собственные внешнеполитические задачи за счёт урегулирования конфликтов, обеспечения свободного доступа на рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки, регулирования миграции и др.
Роль стран-участниц в формировании политики содействия международному развитию Европейского Союза (на примере Германии)
Несмотря на то что на официальном уровне Евросоюз нацелен на максимальную гармонизацию внешних политик стран-участниц, на практике подобная масштабная задача реализуется с трудом. При наличии мощного экономического потенциала ЕС действительно недостаёт сильного единого "голоса" для реализации более эффективной и слаженной политики. Однако трудно ожидать в ближайшем будущем серьёзных изменений в данном вопросе, ведь в условиях кризиса, когда взгляды национальных правительств обращены на ситуацию внутри страны, зарубежные программы утрачивают свою актуальность.
Деятельность Европейского Союза в сфере содействия международному развитию реализуется рядом органов исполнительной власти. В первую очередь это один из департаментов Европейской комиссии - EuropeAid, образованный именно для этой цели в 2011 г. На данное подразделение возложена миссия по выработке стратегий на глобальном и секторальном уровнях и ответственность за реализацию программ на всех этапах: начиная от постановки задачи и заканчивая отчётами о полученных результатах. Другой институт, хотя и в меньшей степени, но всё же задействованный - это Европейская служба внешнеполитической деятельности (ЕСВД). ЕСВД занимается скорее вопросами распределения ресурсов и программной деятельностью, кроме того в её обязанности входит обеспечение того, чтобы различные направления внешней политики ЕС, в том числе и СМР, соответствовали основной линии, проводимой в том или ином регионе или стране [EU development cooperation after the Lisbon Treaty].
Финансирование программ помощи примерно на 70% осуществляется из бюджета Европейской комиссии, а оставшиеся 30% - за счёт Европейского фонда развития (ЕФР). Предоставление средств из бюджета Евросоюза осуществляется в рамках направления "ЕС как глобальный партнёр" и составляет примерно 6-8% от общего бюджета Союза [Budget 2014 in figures]. Взносы в ЕФР делаются всеми странами-участницами на добровольной основе.
Что касается реализуемых программ сотрудничества, то они не статичны, а соответствуют духу времени, потребностям бенефициаров и интересам самих членов
Евросоюза. К примеру, проблема незаконной миграции достигла невиданной остроты в 2013 г., когда сотни нелегалов, большей частью из стран Африки, высадились на итальянское побережье. В связи с этим возник вопрос, в какой мере СМР может способствовать разрешению данного вопроса. Один из возможных путей -это улучшение условий жизни в африканских государствах, тогда как современная миграционная политика преимущественно основана на повышении эффективности регулятивных мер - ужесточении визового режима; патрулировании приграничных зон и др1., а значит, борется уже с последствиями, а не глубинными причинами нелегальной иммиграции [Pelz].
Огромную роль в формировании европейской политики содействия развитию играют государства-члены ЕС. Зачастую именно они являются инициаторами принятия решений или реализации нового общеевропейского курса. Германия, как ведущая экономика в Евросоюзе вносит больше всего средств в Европейский фонд развития. В бюджет 10-го фонда, охватывавшего период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2013 г., вклад Германии составил 4 649 810 000 евро - это 20,5% (следующие за Германией Франция и Великобритания внесли 19,55% и 14, 82% соответственно). Более того, Германия даже незначительно увеличила свою долю в бюджете 11-го фонда (с 2014 по 2020 г.) до 20,58%, в то время как другие страны-лидеры пусть незначительно, но пошли по пути сокращения своих финансовых вложений (Франция до 17,81%, а Великобритания - лишь на сотые доли до 14,68%) [D'Alfonso, 2014]. Подобное преобладающее положение Германии в ЕФР можно рассматривать в качестве одного из возможных механизмов влияния на общий курс.
ОБЪЕМЫ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ
ГЕРМАНИЕЙ ПО КАНАЛАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТИТУТОВ ЕС (2013 Г.^ЛН....
405 "
■ Группа Всемирного банка
250,3
■ ООН
306,4
■ Региональные Банки развития
■ Другие организации
1 Подробнее см.: [Троицкая, 2012: 97-112].
Приоритетная роль Европейского Союза для Германии зафиксирована в целом ряде документов и стратегий. ФРГ видит в институтах и программах Евросоюза эффективный механизм по сокращению к 2015 г. числа людей, проживающих за чертой бедности. Например, в программе действий, выпущенной Советом по устойчивому развитию на период с 2014 по 2016 г., отмечалось, что европейское направление играет крайне важную роль, и немецкое правительство должно и впредь активно участвовать в работе институтов ЕС по вопросам содействия развитию [Arbeitsprogramm des Rates für Nachhaltige Entwicklung, 2013: 3]. В другом документе, изданном Министерством экономического сотрудничества и развития ФРГ в этот же период - Белой книги по вопросам развития, подчёркивалась активная роль Германии в ЕС во включении в повестку дня новых инициатив. Также предполагалось, что Германия должна и впредь продолжать взятый ею курс на "разделение труда" между донорами и принятие совместных программ всеми странами-участницами ЕС [The German Government's 14th Development Policy Report, 2013].
Однако являясь одним из крупнейших доноров не только в европейском, но и мировом масштабе, Германия наиболее заинтересована в продвижении собственных взглядов и подходов в политике Евросоюза в сфере содействия развитию.2 Трудно ожидать, что подобная деятельность найдёт отражение в официальных документах, тем не менее существует ряд механизмов, позволяющих ФРГ повлиять на подходы Европейского Союза к оказанию помощи наименее развитым странам.
Поскольку Совет Европейского Союза, наравне с Европейским парламентом, относится к законодательным органам ЕС, то во многом именно он определяет, какой будет политика ЕС в сфере содействия международному развитию. Таким образом, наибольшее влияние на принимаемые Евросоюзом законопроекты Германия оказывает через своих представителей в Совете, а также через рабочие группы при Совете. Также существует возможность выразить своё мнение через комитеты, при обсуждении региональных программ, через экспертные группы, а также посредством налаживания личных контактов в Комиссии, парламенте и других странах-участницах [The Development Policy of the European Union, 2006: 6]. Однако такая деятельность, в большинстве случаев, носит неформальный характер и не находит отражения в официальных источниках.
Тем не менее в ряде случаев всё же можно отследить влияние Германии на процесс принятия решений в ЕС по вопросам содействия развитию. Например, на этапе обсуждения и принятия "Европейского консенсуса по вопросам развития" достаточно чётко обозначились характерные взгляды Германии на политику Евросоюза в сфере СМР. Так, ФРГ совместно с Нидерландами противостояла позиции Великобритании и стран Северной Европы, отрицательно отнёсшихся к идее принятия данного документа как такового и стремившихся сохранить большую автономию своих национальных программ по СМР [Deraden, 2008: 6]. Подобная позиция ФРГ объясняется тем, что сильное государство более заинтересовано в формировании единого подхода, что позволяет ему принять единую позицию, максимально приближенную к собственным взглядам. Однако страны далеко не всегда готовы работать по сближению внешнеполитических курсов. В недавнем исследовании (2013 г.), которое было проведено Südwind Институтом и изучало вопросы эффективности европейского сотрудничества в целях развития, было отмечено, что в
1 Совет по устойчивому развитию - специализированный орган, оказывающий консультации и поддержку Федеральному правительству по вопросам устойчивого развития.
2 Подробнее про интересы доноров см.: Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию как инструмент продвижения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов в журнале Вестник МГИМО-Университета, №2 2012, С. 47-59.
большинстве своём государства-члены Евросоюза мало заинтересованы в формировании единого подхода и более высокой степени координации, а крупные доноры, к числу которых относится и Германия, вообще видят СМР как продолжение своей внешней политики, а в ряде случаев и политики безопасности [Gehrke, 2014].
Другое средство реализации собственных взглядов при помощи органов ЕС -это выдвижение или же напротив блокировка тех или иных инициатив. Вообще для германской политики в рамках Европейского Союза в целом характерна деятельность по лоббированию и активной защите собственных интересов. Недавний пример имел место летом 2013 г., когда канцлер ФРГ А. Меркель предприняла всё возможное, чтобы заблокировать новый стандарт топливной эффективности для выпускаемых автомобилей. Данная позиция стала большой неожиданностью, ведь двумя месяцами ранее на Петерсбергском саммите Германия выступала и призывала к принятию пакта по ограничению выбросов углерода в атмосферу к 2015 г. для защиты окружающей среды и убеждала компании в необходимости внедрять в производство экологически чистые технологии [Gehrke, 2014]. Уже после того как Германия заблокировала данный пакт, семья, контролирующая автомобильный концерн БМВ, пожертвовала правящей Христианско-демократической партии 690 тыс. евро [BMW family donation to Merkel's party starts lobbying row]. Хотя официально заявлялось, что взнос не имеет каких бы то ни было политических мотивов, однако он последовал за изменением позиции ФРГ, тем более что ранее БМВ, Даймлер, Фольксваген, Порше и др. компании всячески пытались воспрепятствовать введению новых норм. Недовольство автомобильных концернов предлагаемым пактом было связано с необходимостью существенно снизить объём выбрасываемого углекислого газа на милю, что не соответствовало показателям большинства производимых в Германии автомобилей. С другой стороны, и сама А. Меркель не хотела портить отношения с мощными и влиятельными представителями промышленности как раз накануне парламентских выборов, назначенных в 2013 г. на вторую половину сентября.
Также для Германии характерна деятельность по привлечению ключевых реципиентов своей помощи к диалогу с Евросоюзом. К примеру, министр экономики Германии Филипп Реслер горячо поддерживал инициативу по созданию зоны свободной торговли между Европейским Союзом и Индией, которая стабильно входит в первую пятёрку получателей немецкой помощи1. Переговоры по данному вопросу начались ещё шесть лет назад, однако заметного прогресса не было отмечено вследствие отсутствия интереса у других членов Европейского Союза [Germany pushes for free trade with India].
Значительное влияние на политику Европейского Союза в сфере содействия международному развитию оказало шестимесячное председательство Германии в Совете Европейского Союза в первой половине 2007 г. В этот период Германией, Португалией и Словенией была разработана общая программа действий в сфере содействия развитию - "Укрепление роли ЕС как глобального партнёра в сфере развития". Как отмечалось, работа велась в непростой период утверждения очередного, десятого по счёту, бюджета Европейского фонда развития, в котором должны были принять участие и страны-новички, присоединившиеся к Евросоюзу в 2004 г. Документ исходит из того, что для реализации важнейшей задачи на ближайшие годы - Целей развития тысячелетия необходимо сконцентрироваться на выполнении условий, зафиксированных в Европейском консенсусе по вопросам развития, Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи и других международных документах. [Strengthening the European Union's Role as a Global Partner for Development, 2007: 4].
1 Подробнее о взаимодействии между ФРГ и Индией в сфере СМР см.: [Попова, 2013: 164-180].
Сферами пристального внимания три европейских государства предлагали сделать Африканский континент и вопросы интеграции национальных хозяйств стран-получателей помощи в глобальную экономику. Также в повестку дня включались проблемы общего характера: энергоэффективность, изменение климата, положение "нестабильных государств" и ряд других. К приоритетным направлениям деятельности Германии было отнесено сотрудничество со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана по заключению соглашений об экономическом партнёрстве, укрепление энергетической составляющей европейской политики развития и "разделение труда" между донорами в качестве элемента более общего процесса по повышению эффективности помощи [Strengthening the European Union's Role as a Global Partner for Development, 2007: 8].
В программе президентства, выпущенной непосредственно правительством Германии, отмечалось, что стране выпала ответственность возглавить Совет Евросоюза в стратегически важный период для политики СМР. Важнейшими задачами были провозглашены реализация "Европейского Консенсуса", улучшение количественных и качественных показателей сотрудничества и обеспечение более слаженной работы общеевропейских структур [Europe - succeeding together. Presidency Programme, 2007: 24].
В марте 2007 г. по инициативе Германии была проведена неформальная встреча министров стран-членов ЕС, отвечающих за вопросы сотрудничества и развития. Основной проблемой, обсуждавшейся на встрече, стало взаимодействие Евросоюза с государствами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, в особенности энергетический компонент сотрудничества. Как отметила Хайдемарин Вичорок-Цойль, занимавшая в тот период пост министра экономического сотрудничества и развития, рост цен на энергоресурсы служил значительным препятствием для достижения целей развития на Африканском континенте [EU development ministers give broad support to EU-Africa energy partnership, 2007].
На встрече также было принято "Петерсбергское коммюнике по вопросам европейской политики развития". Этот документ базируется на основных положениях "Европейского консенсуса в сфере политики развития" и вновь подтверждает необходимость реализации в полной мере принципов, зафиксированных в Декларации тысячелетия. Не предложив, по сути, ничего нового для европейской политики развития, государства лишь в очередной раз подчеркнули важность борьбы с бедностью и преодоления отсталости ряда стран мира. Хотя коммюнике имело лишь декларативный характер, было в очередной раз подчёркнуто, что содействие развитию является одним из приоритетных направлений деятельности внешней политики Европейского Союза [Petersberg Communiqué on European Development Policy, 2007].
Однако в целом Германия занимает двойственную позицию по отношению к европейским программам содействия развитию. Как один из основных доноров ЕС, на официальном уровне Германия всячески поддерживает данное направление сотрудничества и подчеркивает значимость объединённых усилий стран-участниц в деле борьбы с нищетой и нестабильностью. Однако сложно ожидать, что деятельность ЕС будет полностью соответствовать внешнеполитическим взглядам разнородных участников общественно-политической жизни Германии - НПО, исполнительным агентствам в сфере развития, аналитическим центрам и т.д. Причём для жителей Германии и других стран Евросоюза совершенно не стоит вопрос о том, необходимо ли оказывать содействие подобного рода. 89% жителей ФРГ считают крайне важным подобный вид деятельности (в данном опросе Германия заняла второе место после Швеции, 95% жителей который высказались в поддержку СМР) [Lindemann S. Europas Bürger unterstützen Entwicklungspolitik auf breiter Basis].
Кроме того, официальные лица Германии нередко высказывают критические замечания в адрес европейских программ помощи. Так, в 2010 г. министр экономического сотрудничества и развития Германии Дирк Небель критически оценил принципы, которыми руководствуются институты Евросоюза для оказания помощи государствам-реципиентам. В первую очередь недовольство вызывали выплаты "спорным" режимам в развивающихся странах, которые используют полученные средства не для борьбы с бедностью, а для укрепления собственной власти. К странам, незаконно использующим средства, направляемые на содействие развитию, были отнесены Камбоджа, Пакистан, Парагвай, которые также обвинялись в массовых нарушениях прав человека и коррупции. В частности, немецкой стороной были выдвинуты требования по пересмотру критериев предоставления помощи, но данная инициатива не получила дальнейшего рассмотрения [Entwicklungshilfe: Niebel
kritisiert EU-Zahlungen an umstrittene Regime].
* * *
Сегодня оказание помощи развивающимся странам является одним из приоритетных направления деятельности Европейского Союза. Формирование налаженных механизмов сотрудничества со странами-получателями помощи заняло не одно десятилетие и даже в условиях нестабильной финансово-экономической обстановки не может быть и речи о свертывании усилий в этой области.
В основе европейской политики СМР лежат самые общие принципы - помощь беднейшим государствам, прежде всего странам Африки, достижение показателя в 0,7% ВНП на нужды развития, защита окружающей среды, прав человека, содействие экономическому развитию. Однако приоритет отдаётся тем государствам, которые могут иметь непосредственное влияние на мир и стабильность в Европе -Турция, Сербия, Косово, Афганистан (в афганской кампании участвовали военные контингента большинства стран ЕС). Нельзя отрицать того, что значительная доля помощи передаётся действительно нуждающимся государствам, однако среди реальных мотивов превалирует именно стремление реализовать посредством содействия международному развитию экономические, политические и геостратегические интересы всего объединения или отдельных его участников.
Было бы неправомерно заявлять, что деятельность институтов ЕС определяется лишь насущными нуждами реципиентов или же зависит исключительно от политической воли институтов Союза. Определённое влияние на проводимый курс оказывают государства-участники, особенно Германия, активно сотрудничающая с институтами ЕС, в том числе и по вопросам содействия развитию. Причём здесь присутствует интерес с обеих сторон: Евросоюз заинтересован в Германии как в активном доноре, имеющем ценные навыки и знания в сфере взаимодействия с развивающимися государствами. Кроме того, Германия, в целом выполняющая решения, принятые в рамках ЕС, может служить положительным образцом для других стран-участниц. С другой стороны, и для самой Германии крайне важно участвовать в многосторонних дискуссиях, как с целью вынести на обсуждение актуальные для неё вопросы, так и заблокировать невыгодные решения. Если сравнить ключевых реципиентов ЕС и Германии, то совпадений окажется не так уж и много, однако это ничуть не мешает продуктивному взаимодействию.
Список литературы
Бартенев В.И. (2012) "Новый курс" оказания помощи "нестабильным государствам": истоки, компоненты, перспективы // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. № 4. С. 113-143.
Пашковская И.Г. (2006) Институциональная основа внешней помощи Европейского Союза (в контексте её политической составляющей) / И.Г. Пашковская // Международное право - International Law. №2 (26). - С. 140-162.
Попова О.П. (2013) Реализация Целей развития тысячелетия как элемент внешней политики ФРГ
// Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. № 2. С. 164-180.
Рыжов В.Б. (2011) Принципы европейской политики содействия развитию. Политика торговли и развития Европейского Союза // Международное право и международные организации. № 2(6). - C. 140-147.
Троицкая О.В. (2012) Управление миграцией и безопасность: опыт развитых стран // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. № 4. С. 97112.
Содействие международному развитию. Курс лекций (2012) / Под редакцией В.И. Бартенева и E.H. Глазуновой. - М.: Всемирный банк. - С. 71.
Стрелков A.A. (2009) Демократия или практический интерес: политика ЕС в отношении стран АКТ. Мировая экономикой международные отношения. №6. С. 67-72.
References
Bartenev, V.I. (2012) "Novyj kurs" okazanija pomoshhi "nestabil'nym gosudarstvam": istoki, kompo-nenty, perspektivy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 25. Mezhdunarodnye otnoshenija i mirovaja politika. № 4. S. 113-143.
Pashkovskaja, I.G. (2006) Institucional'naja osnova vneshnej pomoshhi Evropejskogo Sojuza (v kontekste ee politicheskoj sostavljajushhej) / I.G. Pashkovskaja // Mezhdunarodnoe pravo - International Law. №2 (26). S. 140-162.
Popova, O.P. (2013) Realizacija Celej razvitija tysjacheletija kak jelement vneshnej politiki FRG // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 25: Mezhdunarodnye otnoshenija i mirovaja politika. № 2. S. 164180.
Ryzhov, V.B. (2011) Principy evropejskoj politiki sodejstvija razvitiju. Politika torgovli i razvitija Evropejskogo Sojuza // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii. № 2(6). C. 140-147.
Troickaja O.V. (2012) Upravlenie migraciej i bezopasnost': opyt razvityh stran // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 25. Mezhdunarodnye otnoshenija i mirovaja politika. № 4. S. 97-112.
Sodejstvie mezhdunarodnomu razvitiju. Kurs lekcij (2012) / Pod redakciej Barteneva, V.I. i Glazunovoj, E.N. - M.: Vsemirnyj Bank. S. 71.
Strelkov, A.A. (2009) Demokratija ili prakticheskij interes: politika ES v otnoshenii stran AKT. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. №6. S. 67-72.
Arbeitsprogramm des Rates für Nachhaltige Entwicklung. Rate für Nachhaltige Entwicklung. Berlin, (2013) S. 3.
BMW family donation to Merkel's party starts lobbying row. // Automotive News Europe [Official website] . URL: http://europe.autonews.com/article/20131015/ANE/310159977/bmw-family-donation-to-merkels-party-starts-lobbying-row#axzz2qHdjNH2M (accessed: 19.12.2013).
Budget 2014 in figures. [Electronic resource] // European Commission [Official website]. URL: http://ec.europa.eu/budget/figures/2014/2014_en.cfm (accessed: 14.01.2014).
Consolidated Versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union. 2008. [Electronic resource] // Council of the European Union [Official website]. URL: http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/08/st06/st06655.en08.pdf (accessed: 14.01.2014).
D'Alfonso A. (2014) Joint development cooperation and the EU budget: out or in? European Parliamentary Research Service.
Deraden S. (2008) EU Development Policy: Delivering Aid Effectiveness. The Jean Monnet/Robert Schuman Paper Series. Florida. S. 6.
Deutsche Entwicklungspolitik im Rahmen der Europäischen Union. [Electronic resource] // Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. [Offizielle Website]. URL: http://www.bmz.de/de/was_wir_machen/wege/ez_eu/index.html (accessed: 14.01.2014).
The Development Police of the European Union. Strategy. (2006) Federal Ministry for Economic Cooperation and Development. Bonn. S. 7.
Entwicklungshilfe: Niebel kritisiert EU-Zahlungen an umstrittene Regime [Electronic resource] // Spiegel [Official website]. URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/entwicklungshilfe-niebel-kritisiert-eu-zahlungen-an-umstrittene-regime-a-725994.html (accessed: 19.12.2013).
EU development cooperation after the Lisbon Treaty. European Centre for Development Policy Management. (2011).
EU development ministers give broad support to EU-Africa energy partnership. 2007. [Electronic resource] // European Union [Official website]. URL: http://www.eu-un.europa.eu/articles/en/article_6854_en.htm (accessed: 19.12.2013).
EU-Entwicklungspolitik - in der Theorie gut. 12.07.2010 [Electronic resource] // Zeit Online [Offizielle Website]. URL: http://www.zeit.de/politik/ausland/2010-07/Cotonou-Abkommen (accessed: 14.01.2014).
Europäische Entwicklungszusammenarbeit. [Electronic resource] // Europa-Links //[Offizielle Website]. URL: http://www.europa-links.eu/fakten/eu-entwicklungszusammenarbeit-88/ (accessed: 14.01.2014).
Europas Entwicklungshilfe ist zu wenig koordiniert. 12.05.2012 // Zeit Online [Offizielle Website]. URL: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2010-05/europa-entwicklungspolitik (accessed: 14.01.2014).
Europe - succeeding together. Presidency Programme. 2007. [Electronic resource] // The Federal Government [Official website]. URL: http://www.eu2007.de/includes/Downloads/Praesidentschaftsprogramm/EU_Presidency_Programme_final.pd f (accessed: 19.12.2013). S 24.
The European Consensus on Development. 2006. [Electronic resource] // European Commission. [Official website]. URL: http://ec.europa.eu/development/icenter/repository/european_consensus_2005_en.pdf (accessed: 14.01.2014).
From Lome I to IV. [Electronic resource] // European Commission. [Official website]. URL: http://ec.europa.eu/europeaid/where/acp/overview/lome-convention/lomeitoiv_en.htm (accessed:
14.01.2014).
Gavas M. (2007) Replenishing the 11th European Development Fund. Background Note. London. S. 4.
Gehrke M. EU-Entwicklungshilfe im Schatten nationaler Interessen. Deutsche Welle, 2014. [Official website]. URL: http://www.dw.de/eu-entwicklungshilfe-im-schatten-nationaler-interessen/a-17392347 (accessed: 14.01.2014).
German climate talks: 'Waiting not an option,' says Merkel // Deutsche Welle. [Official website]. URL: http://www.dw.de/german-climate-talks-waiting-not-an-option-says-merkel/a-16794041 (accessed:
19.12.2013).
Germany pushes for free trade with India // Deutsche Welle. [Official website]. URL: http://www.dw.de/germany-pushes-for-free-trade-with-india/a-16348376 (accessed: 19.12.2013).
Lindemann S. Europas Bürger unterstützen Entwicklungspolitik auf breiter Basis. Entwicklungspolitik Kompakt. №22.
Partnership agreement between the members of the African, Caribbean and Pacific Group of States of the one part, and the European Community and its Member States, of the other part. 2000. European Union Law [Official website]. URL: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:22000A1215(01):EN:HTML (accessed: 14.01.2014).
Pelz D. EU development policy in the wake of Lampedusa. [Electronic resource] // Deutsche Welle [Official website]. URL: http://www.dw.de/eu-development-policy-in-the-wake-of-lampedusa/a-17195289 (accessed: 14.01.2014).
Petersberg Communiqué on European Development Policy. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development. Bonn, (2007).
Strengthening the European Union's Role as a Global Partner for Development. 2007. [Electronic resource] // Germany Federal Ministry for Economic Cooperation and Development, Portugal Ministry of Foreign Affairs, Slovenia Ministry of Foreign Affairs [Official website]. URL: http://www.eu2007.de/en/News/download_docs/Januar/BMZBroschuere.pdf (accessed: 19.12.2013). S. 2.
The German Government's 14th Development Policy Report. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development. Bonn, 2013.
The Treaty of Rome.1957. [Electronic resource] // European Commission. [Official website]. URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/emu_history/documents/treaties/rometreaty2.pdf (accessed:
14.01.2014).
Germany and the EU policy of international development assistance
Author: Popova O.P., Lecturer at the Faculty of World Politics, Lomonosov Moscow State University. Address: 1, Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract: The author analyzes the EU approach and programmes of the International Development Assistance (IDA). She particularly describes the main IDA recipients and priority areas for Germany, the main European donor in the field of the development aid. The author analyses the correlation between German national and EU common actions, interests, and policies in the sphere of international development.
Key words: Germany, European Union, development cooperation, foreign policy.