Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. № 2
О.П. Попова*
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
КАК ЭЛЕМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРГ
В статье рассмотрены концептуальные основы политики ФРГ, направленной на достижение Целей развития тысячелетия. Особое внимание уделено анализу официальных программных документов правительства, определяющих цели и способы реализации германской политики в области содействия международному развитию. Проанализированы отдельные международные инициативы Германии, направленные на обеспечение устойчивого развития в развивающихся странах, а также германо-индийское сотрудничество как пример двустороннего взаимодействия ФРГ со странами-реципиентами. На основе проведенного анализа сделан вывод о нацеленности Германии на построение взаимовыгодного сотрудничества с государствами — получателями помощи, способного принести ей ощутимые экономические или политические дивиденды.
Ключевые слова: ФРГ, Цели развития тысячелетия, содействие международному развитию, внешняя политика, ООН, страны-доноры, преодоление бедности, Индия.
В настоящее время содействие международному развитию (СМР) — оказание различных видов помощи для преодоления нестабильности, отставания в развитии и других проблем — является одним из ключевых направлений взаимодействия различных акторов современной мирополитической системы. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун справедливо отметил «необходимость объединенных усилий всех правительств, организаций гражданского общества и частного сектора» для обеспечения устойчивого развития на планете [7].
Озабоченность мирового сообщества вызывает не только проблема бедности, но и взаимосвязанные с ней явления — плохое состояние систем здравоохранения и эпидемические заболевания, низкий уровень образования, тяжелые условия труда и т.д. По данным статистики, на рубеже веков в условиях «абсолютной бедности»1 проживали около 1,2 млрд человек, а с учетом «очень
* Попова Оксана Петровна — соискатель кафедры международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
1 Абсолютная бедность — положение, при котором население или его определенная часть в состоянии удовлетворять лишь самые минимальные базовые потребности в продовольствии, одежде и жилье. Согласно критериям Всемирного
бедных» (доход от 1 до 3 долл. США в день) к числу людей, существовавших на грани нищеты, можно было отнести половину обитателей земного шара [4, с. 312]. Низкий уровень жизни влечет за собой обострение таких общемировых проблем, как международный терроризм, нелегальная миграция, рост преступности и многие другие явления, которые дестабилизируют обстановку в мировом масштабе и создают препятствия на пути развития всего человечества [4, с. 312—313].
Огромное значение в плане обеспечения стабильности и улучшения жизни людей во всем мире имеют Организация Объединенных Наций и ее различные специализированные учреждения и программы. Именно ООН стала инициатором проведения в сентябре 2000 г. Саммита тысячелетия, на котором была принята особая Декларация, зафиксировавшая основные проблемы современности, требующие частичного или полного разрешения к 2015 г. Приоритетными направлениями работы были названы ликвидация крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин, сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства, борьба с ВИЧ/СПИД, обеспечение экологической устойчивости и формирование глобального партнерства в целях развития [1].
Особая роль в реализации целей, зафиксированных в Декларации тысячелетия, отведена странам-донорам. Ключевое место среди государств, оказывающих помощь международному развитию, занимает Германия, ставшая в 2011 г. вторым донором в мире по объемам выделяемой помощи (14 553 млн долл.) [31]2. Страна обладает мощной экономикой и является одним из лидеров Европейского союза. Ее деятельность в сфере СМР может стать наглядным примером взаимоотношений между донором и реципиентом.
В настоящей статье предпринята попытка охарактеризовать основные шаги германского руководства по реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ), оценить значимость содействия развитию как элемента внешней политики Германии и представить авторское видение сегодняшней позиции ФРГ по данному вопросу.
* * *
Помощь беднейшим странам относится к традиционным направлениям внешней политики Германии. Участие ФРГ в программах развития началось в 1952 г. и имело в тот период двойное
банка, порогом абсолютной бедности является доход менее 1,25 долл. США в день на человека. На рубеже веков этот порог составлял 1 долл. США.
2 В 2012 г. ФРГ уступила второе место Великобритании.
назначение. С одной стороны, западногерманское руководство стремилось опередить ГДР в установлении дипломатических контактов и расширении связей с другими государствами. С другой стороны, в условиях, когда воспоминания об ужасах нацистского прошлого были еще свежи, активная помощь беднейшим народам стала подходящим способом «загладить» вину Германии перед человечеством и уйти от образа страны-агрессора.
Изначально ответственность за связи с развивающимися странами и оказание им помощи была большей частью возложена на Министерство иностранных дел. Постепенно поддержка государств, освободившихся от колониальной зависимости, расширялась и углублялась [8, 8. 83]. В конце 1961 г. в ФРГ было создано Министерство экономического сотрудничества3, главными задачами которого стали координация контактов со странами «третьего мира», разработка и реализация программ помощи этим государствам [21]. На протяжении 1960—1980-х годов происходило дальнейшее становление политики СМР как самостоятельного компонента внешнеполитической стратегии. Возрос объем торговли с развивающимися странами, расширились социально-культурные контакты. Вступление ФРГ в ООН в 1973 г. дало Германии возможность присоединиться к обширному кругу уже действовавших на тот момент многосторонних программ.
1990-е годы стали поворотным периодом в эволюции немецкой политики СМР. К началу десятилетия германские лидеры пришли к осознанию того, что вопросы устойчивого развития напрямую связаны со всеми сферами жизнедеятельности человека. Так, федеральный министр по экономическому сотрудничеству и развитию был введен в Федеральный совет безопасности. Отчасти это было сделано для того, чтобы создать рычаг воздействия на политику в области экспорта вооружений4. Цели развития тысячелетия стали программным документом для построения взаимоотношений между Германией как страной-донором и получателями помощи.
Следует отметить, что для каждой из ЦРТ достаточно четко прописаны количественные результаты, которых следует добиться к 2015 г., однако пути их достижения остаются в компетенции стран-доноров, а значит, могут меняться в зависимости от специфики национальных интересов донора и его связей с тем или иным государством — получателем помощи. Обязательными условиями являются лишь поддержание мира и безопасности, демо-
3 В 1993 г. Министерство экономического сотрудничества было переименовано в Министерство экономического сотрудничества и развития.
4 В 1990-е годы доходы немецких компаний от экспорта вооружений составляли примерно, при пересчете, 670 млн евро. К настоящему моменту этот показатель увеличился почти в 3 раза, а Германия вышла на третье место в мире [2].
кратических начал в обществе и обеспечение равных прав и возможностей, поскольку данные принципы считаются базовыми элементами всей деятельности по преодолению нищеты и связанных с ней проблем [17].
Практически сразу после проведения Саммита тысячелетия правительство социал-демократов во главе с канцлером Г. Шрёдером одобрило национальную стратегию по реализации ЦРТ — «Программу действий 2015». Как отмечено в аналитическом обзоре крупнейшего в Германии научного центра, занимающегося вопросами СМР, — Немецкого института политики развития, «Программа» стала первым документом, выпущенным страной-донором по итогам Саммита тысячелетия [28, S. 2].
В «Программе» было указано, что борьба с бедностью является комплексной и всеохватывающей задачей политики ФРГ в сфере содействия развитию, и выдвинут ряд тезисов, определявших ее стратегические ориентиры. Во-первых, критическому осмыслению было подвергнуто само понятие «бедность». Отмечено, что бедность — это не только и не столько низкий уровень доходов, сколько отсутствие возможностей для самореализации и развития, ущемление и нарушение прав человека, сужение доступа населения к участию в экономической и политической жизни. Во-вторых, разработчики документа указывали на то, что бедность имеет в своей основе различные причины, большинство из которых обусловлено такими социально-политическими факторами, как отсутствие справедливых форм правления и социальное неравенство. Из данного утверждения следовало, что борьба с бедностью — это в первую очередь политическая задача, которая может быть решена лишь при активном участии различных государственных структур и институтов гражданского общества, а также при мобилизации финансовых и технологических ресурсов частного сектора. В-третьих, была отмечена необходимость вовлечения самих людей, живущих за чертой бедности в странах — получателях помощи, в реализацию программ СМР [7].
В рассматриваемом документе было также выделено десять основных направлений деятельности по преодолению бедности: поддержание экономики стран-реципиентов и активное привлечение к участию в программах беднейших слоев населения; реализация права на еду и проведение аграрных реформ; обеспечение более благоприятных условий торговли для развивающихся стран; сокращение задолженности и развитие финансового сектора; усиление социальной защищенности; обеспечение доступа к жизненно важным ресурсам и защита окружающей среды; защита прав человека и соблюдение базовых условий труда; борьба за гендер-ное равенство; вовлечение беднейших слоев населения в полити-
ческие процессы; содействие мирному разрешению конфликтов и разоружению.
Выбранные направления сотрудничества во многом перекликались с ЦРТ, но в «Программе» был сделан меньший упор на экологию и большее внимание уделено социально-экономической и финансовой сферам. В основе такой системы предпочтений, по нашему мнению, лежала заинтересованность немецкого правительства и деловых кругов в том, чтобы помощь беднейшим странам способствовала укреплению покупательной способности их населения и тем самым содействовала развитию экспортно-ориентированной экономики самой ФРГ.
Продвигаясь по пути реализации ЦРТ, а также стремясь достичь более высоких показателей в борьбе с бедностью и голодом, Германия присоединилась к принятой в 2005 г. Нью-Йоркской декларации по инновационным источникам финансирования развития, предложенной президентом Бразилии Л.И. Лулой да Сил-вой при поддержке Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Декларация содержала призыв расширить круг источников финансирования международного развития. Ведущая роль в преодолении нищеты отводилась получателям помощи, однако признавалось, что их деятельность будет малоэффективной без финансовой поддержки со стороны наиболее развитых государств. В связи с этим Декларация призывала те страны, которые еще не сделали этого, увеличить свои расходы на помощь развитию до 0,7% ВВП к 2015 г. [13].
Декларация указала на необходимость изменить не только количественные, но и качественные характеристики ресурсов, предназначенных для СМР. Признавалось, что стабильность и прогнози-руемость финансовых потоков имеют ключевое значение для содействия устойчивому развитию и что можно также использовать такие методы, как специальные права заимствования, и способствовать большей координации усилий в сфере стимулирования частных пожертвований. 79 стран выразили свою готовность следовать принципам, зафиксированным в Декларации, а Алжир, Бразилия, Чили, Франция, Испания и Германия выступили ее гарантами. Впоследствии на основе Декларации была образована Пилотная группа по инновационному финансированию развития [27].
В 2005 г. Министерство экономического сотрудничества и развития ФРГ выпустило отчет «Вклад Германии в достижение Целей развития тысячелетия», в котором были зафиксированы промежуточные итоги немецкой политики в сфере реализации ЦРТ, намечены дальнейшие шаги, а также выделен ряд проблем, мешавших решению поставленных задач. В документе были отмечены высокая вовлеченность Германии в помощь развитию и успехи в от-
дельных областях, но каких-либо принципиальных отличий от «Программы 2015» не содержалось — цели, задачи и способы их достижения оставались неизменными [9]. «Программа» была принята еще в период пребывания у власти социал-демократов, однако реализовывать ее пришлось уже христианско-демократическому правительству Ангелы Меркель. Поскольку с 1998 по 2009 г. министром экономического сотрудничества и развития была представитель Социал-демократической партии Хайдемари Вечорек-Цойль, преемственность в этой сфере сохранилась.
В документе были указаны и наиболее актуальные проблемы, мешающие успешному достижению намеченных задач. В первую очередь речь шла об отсутствии продуманных стратегий, позволяющих эффективно интегрировать национальные экономики в мировое хозяйство, при этом не был оставлен без внимания и социальный компонент. В сфере обеспечения всеобщего начального образования в качестве основного препятствия было названо отсутствие квалифицированных специалистов. Что касается расширения прав и возможностей женщин, то данную ЦРТ авторы доклада оценивали как одну из самых труднодостижимых. Они указывали на то, что положение женщин в обществе основывается на ценностях, формировавшихся на протяжении нескольких веков, и невозможно изменить укоренившиеся представления в короткие сроки, а значит, работа по данному направлению потребует больше времени и особых усилий. По мнению разработчиков доклада, этим обусловлена и другая проблема — высокий уровень материнской смертности из-за того, что лишь половина всех родов проходят под наблюдением врача или акушерки, поскольку женщины практически лишены права голоса в вопросах планирования семьи, продолжения рода и возможности обратиться к врачам.
Роль Германии в содействии экономическому развитию не ограничивается двусторонним сотрудничеством с государствами — получателями помощи. ФРГ активно инициировала международные проекты, направленные на облегчение доступа наименее развитых стран на мировые рынки. Примером может служить проект «Все, кроме оружия», принятый Европейским советом в феврале 2001 г., к разработке и реализации которого немецкие политики приложили немало усилий. Инициатива предполагала создание благоприятных условий в сфере торговли для наименее развитых стран, чтобы предоставить им дополнительные стимулы для экономического развития. 48 беднейшим государствам был предложен беспошлинный выход их товаров на европейский рынок без каких-либо количественных ограничений (за исключением бананов, риса, сахара и, конечно, оружия, как и отражено в названии). Германия продолжила активную работу по подключению Канады
и Японии к данному проекту [19]. В 2001 г. Канада расширила собственную Генеральную систему преференций (ГСП) для наименее развитых стран, в тот же период новые товары в ГСП добавила Япония [18, р. 233]. Открытие этими государствами своих рынков по примеру Евросоюза должно было стать важным шагом по стабилизации экономик беднейших стран мира.
ФРГ также играла активную роль в решении вопроса о списании задолженности наименее развитых государств, которая является серьезным препятствием на пути устойчивого функционирования их экономик. Огромные долги и сопутствующие им выплаты по процентам накладывают большую нагрузку на бюджеты и без того небогатых стран, а также ставят под угрозу усилия мирового сообщества по достижению ЦРТ. Еще на саммите «Группы восьми», состоявшемся в Кельне в 1999 г., при активном участии ФРГ была предпринята попытка разработать всеобъемлющий и системный подход к проблеме ликвидации задолженности наименее развитых стран (Кельнская инициатива) [3]. Было принято решение сконцентрировать внимание на помощи бедным государствам с высокой задолженностью, а также обеспечить комплексное и оперативное облегчение их долгового бремени, чтобы высвободить дополнительные ресурсы для улучшения ситуации в области здравоохранения, образования, решения ряда социальных вопросов. В целом Кельнская инициатива предлагала сократить долги беднейших стран на 70% [12].
Со своей стороны руководство ФРГ приняло решение погасить все запланированные к реструктуризации коммерческие долги (примерно 3,7 млрд евро) и все задолженности бедных стран, возникающие в ходе финансового сотрудничества в рамках инициативы по оказанию помощи (около 2,3 млрд евро), причем половина данной суммы приходилась на африканские государства. К началу 2005 г. Германия уже списала 2 млрд евро из общей суммы примерно в 6 млрд евро, что, несомненно, способствовало социально-экономическому развитию беднейших стран.
В период с 2005 по 2010 г. Министерство экономического сотрудничества и развития ФРГ не принимало комплексных документов, освещающих деятельность Германии по достижению ЦРТ, но работа как теоретического, так и практического плана не останавливалась. Были приняты концептуальные документы, касавшиеся деятельности в отдельных сферах (например, «Устойчивая энергетика для развития» [38]) и регионах (например, «Палестинские территории. Проблемы и перспективы» [33]). За этот период увеличились объемы средств, выделяемых Германией на цели развития (с 0,36% ВНД в 2005 г. до 0,39% ВНД в 2010 г.). Однако в 2009 г. помощь резко сократилась — до 0,35% ВНД, что можно
объяснить обострением мирового финансового кризиса и острой необходимостью сконцентрироваться на внутренних и внутри-европейских проблемах [14].
Следующей вехой в немецкой политике СМР стал программно-отчетный документ «Цели развития тысячелетия», выпущенный в 2010 г. К тому времени Хайдемари Вечорек-Цойль на посту министра экономического сотрудничества и развития сменил Дирк Нибель, представитель Свободной демократической партии Германии. Несмотря на смену руководства, концептуальные основы германской политики в области СМР затронуты не были. По-прежнему каждая из восьми целей, зафиксированных в Декларации тысячелетия, оставалась приоритетным направлением деятельности в данной сфере. В «Целях развития тысячелетия» были освещены предыстория формулирования ЦРТ и успехи германского руководства, достигнутые за десятилетие напряженной работы, а также намечен план дальнейших действий по искоренению бедности и формированию механизмов устойчивого развития [30].
Особый упор был сделан на облегчение доступа населения к рабочим местам, поощрение начального, среднего и высшего образования, поддержку малого и среднего бизнеса, совершенствование трудового законодательства. Пристальное внимание в документе уделено сельским районам, так как 70% населения, страдающего от голода, проживает вне крупных населенных пунктов [30, 8. 3]. Тогда же, в 2010 г., Министерством экономического сотрудничества и развития был принят документ «Развитие сельских районов и продовольственная безопасность» [35], год спустя был одобрен новый документ — «Развитие сельских районов и его вклад в продовольственную безопасность» [36].
Важным для Германии направлением деятельности является обеспечение экологической устойчивости. Правительство ФРГ поддерживает проекты по защите тропических лесов в более чем 20 странах. Оно также тесно взаимодействует с другими государствами, межправительственными и неправительственными организациями в рамках многосторонних инициатив. Например, германскими лидерами было предложено создание Фонда углеродного партнерства. Помимо этого Германия является одним из трех крупнейших доноров в области водных ресурсов. 30 млн человек, проживающих в странах к югу от Сахары, должны получить доступ к воде к 2015 г. К вопросу обеспечения экологической устойчивости относится и проблема альтернативных источников энергии. Работая совместно с Европейской комиссией и правительством Норвегии, Германия внесла существенный вклад в образование в 2008 г. Глобального фонда эффективности возобновляемых источ-
ников энергии. Основной задачей фонда стало продвижение и распространение экологически чистых технологий.
С точки зрения реализации многосторонних программ по самому широкому кругу вопросов, а не только в сфере экологической устойчивости, огромное значение имеет участие Германии в проектах Евросоюза. Достижение ЦРТ является одним из важнейших направлений деятельности ЕС по обеспечению устойчивого развития. На официальном уровне Германия позиционирует Евросоюз как ключевого игрока в вопросах СМР, однако на практике скорее заинтересована в продвижении собственных взглядов.
Значительное влияние на политику ЕС, в частности, в сфере содействия международному развитию, оказало шестимесячное председательство канцлера Германии А. Меркель в Совете Европейского союза в первой половине 2007 г. Вынесенные на повестку темы большей частью затрагивали вопросы СМР. В период председательства ФРГ было принято «Петерсбергское коммюнике по вопросам европейской политики развития» [34]. Документ не привнес чего-то нового в работу ЕС в данной сфере, но подтвердил важность мер по борьбе с бедностью.
Выпуск очередной стратегии, формирующей германскую политику содействия развитию, под названием «Создание возможностей — изменение будущего» («Chancen schaffen — Zukunft entwickein») был приурочен к 50-летию Министерства экономического сотрудничества и развития Германии в 2011 г. В общем виде документ описывает и характеризует основные направления немецкой политики СМР. В нем отмечено, что, хотя достижение ЦРТ и является одним из важнейших направлений деятельности, общие задачи, стоящие перед ФРГ в данной области, значительно превосходят их по масштабности [10].
В новой концепции обозначен и ряд изменений в подходе Германии к реализации ЦРТ. Так, более акцентированной стала привязка социально-экономической ситуации в развивающихся странах к общему политическому контексту. Государства — получатели помощи были разделены на несколько групп, для каждой из которых определены меры первой необходимости, призванные стабилизировать ситуацию:
— в наименее развитых странах, особенно подверженных конфликтам, необходимо уделить первостепенное внимание вопросам безопасности, человеческому развитию и в случае необходимости оказать помощь;
— в странах, где происходит экономический рост, в центре внимания должна стоять борьба с коррупцией, безработицей и истощением ресурсов;
— в государствах, не входящих в число наименее развитых, задачи могут варьировать от социально-экономической стабилизации до защиты прав человека, создания условий для получения образования, обеспечения доступа к энергосберегающим технологиям и т.п.;
— для развивающихся экономик, которые Германия рассматривает как партнеров в сфере глобального развития, предлагаются более обширные программы, связанные в том числе с применением высоких технологий и представляющие взаимный интерес [10, S. 13].
Документ, пожалуй, достаточно наглядно показал перемены, произошедшие в немецкой политике СМР после 2009 г., когда министром экономического сотрудничества и развития стал Д. Ни-бель. Именно с его именем связывают стремление правительства ФРГ извлечь как можно больше выгоды из сотрудничества со странами-реципиентами [16].
В концепции 2011 г. также было предложено новое видение финансовых возможностей государств-доноров. Так, по мнению ее составителей, выделение 0,7% ВНД на нужды международного развития не должно быть конечной целью, ибо существует масса других способов стимуляции экономик получателей помощи. Например, отмена торговых барьеров и отказ развитых стран от субсидирования национальных производителей имеют большее значение, чем прямые денежные вливания.
Вместе с тем «юбилейный» программный документ был воспринят неоднозначно. С открытой критикой новой концепции выступил Союз немецких девелопменталистских неправительственных организаций (Verband Entwicklungspolitik Deutscher Nictregierungsor-ganisationen — VENRO). Его представители выражали недовольство тем, что в новой программе отсутствовал пункт о необходимости развития сельских районов (хотя 80% населения Африки проживают именно за пределами крупных городов), проигнорированы такие важные аспекты, как социальная справедливость и сбалансированное развитие экономики, и гораздо меньшее внимание по сравнению с предыдущими программными документами уделено проблеме гендерного неравенства и роли женщин в современном обществе [32]. На этих основаниях Союз даже ставил под сомнение факт прохождения документом формальной внутриминистерской процедуры обсуждения и утверждения.
В целом можно констатировать, что новая концепция германской политики СМР как никогда прежде нацелена на формирование рыночных механизмов в странах-партнерах. Отмечено, что приоритетными регионами для сотрудничества являются Азия и Африка, однако при ближайшем рассмотрении становится понят-
но, что германское правительство отдает явное предпочтение стабильно развивающимся странам с высокими показателями экономического роста (таблица). В ряде случаев в адрес министра Д. Нибеля и возглавляемого им ведомства звучит критика, что их деятельность нацелена не на искоренение нищеты как явления, а на налаживание контактов, представляющих выгоду для германской экономики [37].
Десять крупнейших реципиентов официальной помощи развитию со стороны ФРГ в 2010-2011 гг. [20]
№ п/п Страна Объем ОПР со стороны ФРГ, млн долл.
1 Индия 653
2 Китай 628
3 Афганистан 505
4 Бразилия 239
5 Индонезия 199
6 Египет 183
7 Перу 170
8 Пакистан 157
9 Турция 145
10 Кения 129
В качестве примера, иллюстрирующего деятельность ФРГ в сфере СМР, можно привести германско-индийское сотрудничество. В 2010—2011 гг. Индия возглавляла список получателей ОПР со стороны Германии (653 млн долл.) [23]. Тот факт, что среди основных стран — реципиентов немецкой помощи находится активно развивающееся государство, претендующее как минимум на региональное лидерство, показывает заинтересованность ФРГ в использовании ОПР как инструмента налаживания контактов, выгодных обеим сторонам.
Положение Индии несравнимо с той ситуацией, в которой находятся беднейшие государства Африки, однако перед страной стоит целый круг задач, требующих решения. К приоритетным сферам германско-индийского сотрудничества относятся защита окружающей среды, энергетика и устойчивое экономическое развитие. Энергетика имеет определяющее значение для бурно растущей индийской экономики (ежегодный прирост ВВП Индии в пе-
риод с 1996 по 2012 г. составлял в среднем 1,7%), потребности которой в энергоресурсах постоянно увеличиваются [24]. Например, энергопотребление в Индии ежегодно возрастает на 9—12%, а к 2025 г. потребление нефти достигнет 7% общемирового [6, S. 5], при этом около 40% домов, особенно в сельских регионах, до сих пор не подключены к электросети. Увеличение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ставит на повестку дня вопрос о более широком использовании экологически чистых источников энергии. Ситуация осложняется и тем, что на многих электростанциях используется устаревшее оборудование (этим обусловлена и низкая энергоэффективность), замена которого требует значительных капиталовложений со стороны государства [25].
В 2006 г. федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Индии Манмохан Сингх инициировали создание индо-германского энергетического форума в целях сотрудничества в сферах энергетической безопасности, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, инвестиций в энергетические проекты. Состоявшийся в 2008 г. индо-герман-ский симпозиум по вопросам энергоэффективности заложил основы партнерства в данной сфере. На сегодняшний день в стадии реализации находится ряд программ, которые нацелены в первую очередь на создание в Индии электростанций, вырабатывающих солнечную энергию [26]. Именно Германия является признанным лидером в области технологий и оборудования, обеспечивающих доступ к возобновляемым источникам энергии, поэтому сотрудничество двух стран в указанной области более чем оправданно [22].
На данный момент Германское агентство по международному сотрудничеству активно взаимодействует с индийским Министерством новых и возобновляемых источников энергии (Ministry of New and Renewable Energy) по трем основным направлениям: развитие государственных и бизнес-проектов по использованию возобновляемых источников энергии в сельской местности; коммерциализация солнечной энергии в городах и на производстве; поддержка мер по продвижению возобновляемых источников энергии и энергоэффективности [22].
В 2011 г. государственный банк Германии Kreditanstalt für Wiederaufbau подписал с правительством Индии соглашение о льготном займе на сумму 250 млн евро. Эти средства должны пойти на строительство солнечной электростанции в индийском штате Махараштра. Предполагается, что данное предприятие станет крупнейшим в мире в своем «классе», а его возведение обеспечит создание от 1000 до 2000 новых рабочих мест, что в целом пойдет на пользу экономическому развитию штата [11].
Начавшиеся строительные работы были приостановлены в сентябре 2011 г., так как Департамент лесного хозяйства штата Махараштра наложил запрет на размещение предприятия на выделенной территории, где потребовалась бы вырубка лесов. Однако Министерство энергетики Индии настроено крайне решительно в отношении данного проекта и прилагает активные усилия для того, чтобы отменить запрет или выделить под строительство электростанции другую территорию [29].
Повышенный интерес немецкого руководства к Индии можно объяснить рядом факторов. Во-первых, успешное выполнение Целей развития тысячелетия не в последнюю очередь зависит от ситуации в Индии, где проживают 1/3 людей, находящихся за чертой бедности [6, S. 1]. Во-вторых, одним из ключевых положений немецкой политики СМР является активное участие власти и общества страны, принимающей помощь, в программах по преодолению бедности, и Индия как нельзя лучше соответствует этому требованию. В-третьих, интересы Берлина и Дели совпадают по ряду вопросов внешней политики: например, оба государства добиваются реформирования Организации Объединенных Наций и получения мест постоянных членов в Совете Безопасности. Наконец, в-четвертых, за крупными объемами помощи Индии со стороны ФРГ просматриваются и мотивы экономического характера. Германия входит в число основных торговых контрагентов Индии, хотя ее доля в индийском импорте не так велика (3,3% в 2010 г.). Главными предметами экспорта из Германии являются станки и оборудование, объекты химической промышленности и электротехника [40]. Однако прогнозируемый в Индии рост среднего класса, а вместе с ним и покупательной способности населения страны может вывести ее в число основных торговых партнеров Германии.
* * *
В последние годы ФРГ неизменно входит в тройку крупнейших стран-доноров, и ее вклад в реализацию Целей развития тысячелетия сложно переоценить [15]. В то же время вопрос о выделении «заветных» 0,7% ВНД на нужды СМР по-прежнему стоит на повестке дня: сегодня Германия тратит на помощь наиболее нуждающимся странам лишь 0,4% ВНД.
Вместе с тем не стоит объяснять немецкую политику содействия развитию лишь альтруистическими побуждениями и искренним желанием сделать мир лучше, хотя и такая мотивация, безусловно, имеет место. Помощь наименее развитым странам дает ФРГ возможность заявить о себе как о лидере не только в ев-
ропейском, но и в мировом масштабе. Сотрудничество с крупнейшими региональными игроками (как показано на примере Индии) позволяет Германии формировать устойчивые партнерские отношения, в том числе в целях совместного решения глобальных проблем, не связанных непосредственно с СМР. С экономической точки зрения помощь развитию для ФРГ — это возможность найти новых торговых партнеров и обеспечить германскому бизнесу стабильные рынки сбыта. В перспективе в отсутствие масштабных политических кризисов и конфликтов Германия, скорее всего, продолжит отдавать приоритет в рамках политики СМР сотрудничеству с активно развивающимися государствами.
При этом уже сейчас Берлин позиционирует свою помощь развитию как выходящую за рамки ЦРТ и даже превосходящую их [32, S. 10]. Кроме того, Германия активно участвует в международных инициативах и конференциях, посвященных реализации Целей развития тысячелетия после 2015 г. Страна также поддерживает принятие новой международной инициативы, определяющей, на что должны быть направлены усилия мирового сообщества при борьбе с бедностью. Так, бывший президент ФРГ Хорст Кёлер был введен Генеральным секретарем ООН в Группу советников высокого уровня по выработке будущей повестки для глобального развития [39]. Очевидно, что Германия не только готова к возможным изменениям в сфере СМР, но и пытается повлиять на них, предложив собственное видение проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (8 сентября 2000 г.) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [Офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 12.04.2012).
2. Меден Н. Немецкое оружие направляется на восток [Электронный ресурс] // Фонд стратегической культуры [Офиц. сайт]. 17.12.2011 г. URL: http://www.fondsk.ru/news/2011/12/17/nemeckoe-oruzhie-napravljaetsja-na-vostok-11876.html (дата обращения: 10.11.2012).
3. Саммит стран «Группы 8» в Кельне (июнь 1999 г.) [Электронный ресурс] // Саммит «Группы 8» в Санкт-Петербурге [Офиц. сайт]. URL: http://www.g8russia.ru/g8/history/koln1999/ (дата обращения: 14.04.2012).
4. Современные международные отношения / Торкунов А.В., Мель-виль А.Ю. и др. М.: Просвещение, 2005.
5. Цели развития тысячелетия ООН [Электронный ресурс] // Международный форум Россия — ООН [Офиц. сайт]. URL: http://russia-un.ru/ ru/node/29 (дата обращения: 10.11.2012).
6. Altenburg T. Entwicklungszusammenarbeit im Gesamtkontext der Deutsch-Indischen Kooperation: eine Porfolioanalyse. Diskussion Paper. Deutsche Institut fur Entwicklungspolitik. Bonn, 2005.
7. Armutsbekämpfung — eine globale Aufgabe. Aktionsprogramm 2015. Der Beitrag der Bundesregierung zur weltweiten Halbierung extremer Armut. April 2001 [Elektronische ressource] // Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung [Offizielle Webseite]. URL: http://www.gtz. de/de/dokumente/de-aktionsprogramm-2015.pdf (accessed: 12.04.2012).
8. Auswärtige Amt und wissenschaftlicher Beirat. Die Auswärtige Politik der Bundesrepublik Deutschland. Köln: Verlag Wissenschaft und Politik, 1972.
9. Der Beitrag Deutschlands zur Umsetzung der Millenniums-Entwicklung-sziele. Januar 2005 [Elektronische ressource] // Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung [Offizielle Webseite]. URL: http://www.karin-kortmann.de/downloads/themen_malaria/materialie140.pdf (accessed: 14.04.2012).
10. Chancen Schaffen Zukunft entwickeln. Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Bonn, 2011.
11. Cichon M. India's Solar Excitement: Proceed with Caution. Renewable Energy [Electronic resource] // Renewable Energy [Official website]. URL: http://www.renewableenergyworld.com/rea/news/article/2012/03/indias-solar-excitement-proceed-with-caution (accessed: 19.11.2012).
12. The Cologne Debt Initiative. June 1999 [Electronic resource] // The White House [Official website]. URL: http://clinton4.nara.gov/WH/New/Eu-rope-9906/html/Factsheets/990618b.html (accessed: 14.04.2012).
13. Declaration on Innovative Sources of Financing for Development. September 14, 2005 [Electronic resource] // Leading Group on Innovate Financing for Development [Official website].URL: http://www.leadinggroup.org/IMG/ pdf_Declaration_on_Innovative_Sources_of_Financing_for_Development_ NY_2005.pdf (accessed: 14.04.2012).
14. Deutsche Netto - ODA 2005-2012 [Elektronische ressource] // Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. [Offizielle Webseite]. URL: http://www.bmz.de/de/ministerium/zahlen_fakten/ Deutsche_Netto-ODA_2005-2010.pdf (accessed: 14.04.2012).
15. Development: Aid to Developing Countries Falls because of Global Recession [Electronic resource] // Organization for Economic Cooperation and Development [Official website]. URL: http://wwwoecd.org/document/3/0,374 6,en_21571361_44315115_50058883_1_1_1_1,00.html (accessed: 14.04.2012).
16. The Discovery of Secondary Benefits. 2011 [Electronic resource] // Development and Cooperation [Official website]. URL: http://www.dandc.eu/en/ article/what-german-ngos-dislike-about-development-ministrys-stance-to-wards-private-sector (accessed: 14.04.2012).
17. Enhanced Aid Effectiveness: Focusing German Development Cooperation on the Millennium Development Goals. Implementing the Paris Declaration on Aid Effectiveness. August 2005 [Electronic resource] // Organization for Economic Cooperation and Development [Official website]. URL: http://www oecd.org/dataoecd/12/3/34427864.pdf (accessed: 14.04.2012).
18. European Union Trade Politics and Development / Ed. by G. Faber, J. Orbie. N.Y., 2007.
19. Everything but Arms. December 2007 [Electronic resource] // European Commission [Official website]. URL: http://ec.europa.eu/trade/wider-agenda/
development/generalised-system-of-preferences/everything-but-arms/ (accessed: 14.04.2012).
20. Germany [Electronic resource] // Organization for Economic Cooperation and Development [Official website]. URL: http://www.oecd.org/dac/aid-statistics/44284478.gif (accessed: 19.11.2012).
21. Die Geschichte des Ministeriums [Elektronische ressource] // Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung [Offizielle Webseite]. URL: http://www.bmz.de/de/ministerium/50JahreBMZ/ge-schichte/index.html (accessed: 12.04.2012).
22. Herz, H. Renewable Energy Projects under the Indo-German Energy Programme. Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit. New Delhi, 2012.
23. India [Electronic resource] // Organization for Economic Cooperation and Development [Official website]. URL: http://www.oecd.org/dac/aidstatis-tics/1877912.gif (accessed: 19.11.2012).
24. India GDP Growth Rate [Electronic resource] // Trading Economics [Official website]. URL: http://www.tradingeconomics.com/india/gdp-growth (accessed: 19.11.2012).
25. Indien. Situation und Zusammenarbeit [Elektronische ressource] // Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung [Offizielle Webseite]. URL: http://www.bmz.de/de/was_wir_machen/laender_re-gionen/asien/indien/zusammenarbeit.html (accessed: 19.11.2012).
26. Indo-German Energy Forum [Electronic resource] // Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit [Offizielle Webseite]. URL: http:// www.giz.de/themen/en/30619.htm (accessed: 19.11.2012).
27. The Leading Group, Some Key Dates. October 2011 [Electronic resource] // Leading Group on Innovate Financing for Development [Official website]. URL: http://leadinggroup.org/rubrique20.html (accessed: 14.04.2012).
28. Loewe M. Die Millennium Development Goals: Hintergrund, Bedeutung und Bewertung aus Sicht der deutschen Entwicklungszusammenarbeit: Diskussion Paper. Deutsches Institut fur Entwicklungspolitik. Bonn, 2005.
29. Maharashtra Plans to Revive Sakri Solar Project in Dhule [Electronic resource] // Indian Power Sector [Official website]. URL: http://indianpowersec-tor.com/home/2012/01/maharashtra-plans-revive-sakri-solar-project-dhule/ (accessed: 19.11.2012).
30. Die Milleniums-Entwicklungsziele. Hintergrunde, Zielerreichung, Engagement. Informationsbroschure 4. Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung. Bonn, 2010.
31. Net ODA in 2011 [Electronic resource] // Organization for Economic Cooperation and Development [Official website]. URL: http://webnet.oecd. org/oda2011/ (accessed: 12.10.2012).
32. Niebels Alleingang: Das BMZ-Konzeptpapier «Chancen schaffen — Zukunft entwickeln». Stand Punkt. 2011 [Elektronische ressource] // Verband Entwicklungspolitik Deutscher Nichtregierungsorganisationen [Offizielle Webseite]. URL: http://www.venro.org/fileadmin/redaktion/dokumente/Doku-mente-2011/November_2011/111103_Venro_Kurzpapier-Ausgabe2-2011_fi-nal.pdf (accessed: 12.10.2012).
33. Palestinian Territories. Opportunities and Challenges. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development. Bonn, 2009.
34. Petersberg Communiqué on European Development Policy. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development. Bonn, 2007.
35. Rural Development and Food Security. Information Brochure. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development. Bonn, 2010.
36. Rural Development and its Contribution to Food Security. Strategy. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development. Bonn, 2011.
37. Springer A. «Brot für die Welt» kritisiert FDP-Minister Niebel [Elektronische ressource] // Die Welt [Offizielle Webseite]. URL: http://www.welt. de/politik/deutschland/article5719860/Brot-fuer-die-Welt-kritisiert-FDP-Minister-Niebel.html (accessed: 16.09.2012).
38. Sustainable Energy for Development. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development. Bonn, 2005.
39. UN Secretary — General Appoints Horst Köhler to a High-Level Panel of Advisors. 2012 [Electronic resource] // Federal Ministry for Economic Cooperation and Development [Official website]. URL: http://www.bmz.de/en/ press/aktuelleMeldungen/2012/August/20120801_pm_178_koehler/index.html (accessed: 10.11.2012).
40. Wirtschaftsdaten kompakt: Indien. Germany Trade & Invest [Elektronische ressource] // Deutsche Auslandshandelskammern [Offizielle Webseite]. URL: http://ahk.de/fileadmin/ahk_ahk/GTaI/indien.pdf (accessed: 10.11.2012).