УДК 1.18.7.01 Серегин К.С., Кириллов Г.М.
Серегин К.С.
студент 2 курса, кафедры МОиПЭВМ, Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
Научный руководитель: Кириллов Г.М.
доцент, кафедры Философия и социальные коммуникации, Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА: ПЕРЕКРЕСТОК ВЗАИМНОГО ВДОХНОВЕНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ
Аннотация: статья исследует взаимосвязь искусства и философии как средств познания мира и выражения идей о бытии. Рассматриваются музыка, литература, живопись и их влияние на духовное и интеллектуальное развитие человека. Особое внимание уделяется тому, как через творчество можно выражать философские идеи, недоступные для передачи обычным языком. Анализируются различные эпохи и виды искусства. Также подчеркивается роль искусства как способа самопознания и диалога между культурными традициями и современностью.
Ключевые слова: искусство, философия, музыка, литература, живопись, самопознание, культура.
Искусство и философия издавна занимают особое место в человеческой жизни, служа средствами для познания мира и осмысления сущности бытия. С самых древних времён философы и художники стремились ответить на извечные вопросы о природе реальности и месте человека в мире. Философия, в
свою очередь, искала теоретические обоснования этим вопросам, тогда как искусство воплощало их в наглядных формах, будь то литература, музыка или живопись. Искусство выполняет эстетическую функцию, при этом не всегда подчиняясь логическим и прагматическим нормам.
Типологическое, а точнее культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:
а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства — это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюфренн), для философии — интеллектуальная интуиция (intuitus mentis, как назвал ее Декарт), очевидность, до которой доходит эйдетическая редукция.
б) Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия — как о бытии. Платон в «Пире», определяя прекрасное, вводит свою эквиваленцию прекрасного по своей природе, которое прекрасно то, что само прекрасно без отношения к чему-либо.
в) Интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосознания культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке — что собою представляет человек, и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности [1].
Именно благодаря искусству мы обретаем уникальные способы переживания и выражения сложных идей, которые невозможно передать простым языком. Так, музыка, как подчеркивал Сартр, является средством экзистенциальной свободы, в котором человек находит себя и свои чувства. Литература, будучи своего рода «зеркалом души», также открывает двери к пониманию внутреннего мира человека и его вечного стремления к самопознанию. Живопись, в свою очередь, позволяет выразить философские и
духовные поиски через визуальные образы, которые могут быть многослойными и символичными.
Наскальная живопись, гравировка по кости и различные скульптуры из камня и глины первоначально выполняли функцию сбора и анализа информации о мире, помогая человеку систематизировать знания о своей среде обитания. С течением времени искусство эволюционировало, становясь более сложным и ориентированным на эстетические ценности, которые развивались вместе с обществом [2].
Эпоха Возрождения стала временем возрождения гуманистических ценностей, которые существенно повлияли на искусство и философию. В этот период происходило восстановление преемственности с античной культурой, а человек занял центральное место в мировоззрении. Леонардо да Винчи, в своем стремлении к универсальности, создал символ эпохи - «Витрувианский человек», который демонстрирует гармонию между физической красотой и интеллектуальными способностями человека. Эта работа отражает антропоцентрическую идею, где человек становится микрокосмом, отражающим законы вселенной. Микеланджело, с другой стороны, через свои скульптуры, такие как «Давид», выражал внутреннюю борьбу человека за свободу и совершенство. Его работы отличает драматизм и динамика, символизирующие стремление к преодолению ограничений [3-4].
Литература, как и изобразительное искусство, всегда служила площадкой для выражения философских идей, предлагая читателю уникальное пространство для размышлений о жизни, свободе и смысле человеческого существования. Многие писатели, такие как Фёдор Достоевский и Александр Пушкин, напрямую обращались к философским вопросам, используя литературные образы и сюжеты для исследования таких тем, как свобода воли, ответственность и моральные дилеммы. Например, Достоевский через своего героя Родиона Раскольникова ставит под сомнение понятия добра и зла, раскрывая трагичность поиска смысла в аморальных поступках. Пушкин в
стихотворении - "Пророк" говорит о вечной философской проблемы предназначения поэта и поэтического творчества [5].
Музыка выступает как уникальное средство выражения философских идей благодаря своей способности обращаться к человеческому сознанию через абстрактные формы звука. В статье отмечается, что музыкальный язык, подобно живописи, способен передавать сложные концепции через символические и эмоциональные структуры, пробуждая глубокие размышления о природе бытия, свободе и страдании. Такие произведения, как симфонии и оперы, не только создают эмоциональное воздействие, но и служат метафизическим мостом, позволяя композиторам выражать фундаментальные философские идеи в нелинейной и интуитивной форме [6].
Так же можно найти не только случаи когда музыкант являются философами, а наоборот философы являются творцами произведения искусства в музыке. Например, Жан-Жак Руссо один из величайших философов эпохи Просвещения, он написал немало музыкальных произведений. В его композиторском багаже есть, например, сборник из 95 романсов на стихи разных поэтов под названием Les consolations des miseres de ma vie (в пер. с фр. — «Песни утешения в страданиях моей жизни») (1781).
Джаз, появившийся в начале XX века, открыл новые горизонты для музыкального выражения философских концепций. Этот жанр стал настоящим символом свободы и индивидуальности. Но джаз в свою очередь является музыкой - "тайной". Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Вся общая философия строится на одной идеи: джаз это то, что можно почувствовать, но нельзя объяснить.
Рок-музыка, особенно протестные направления второй половины XX века, также имеет тесную связь с философией и критическим осмыслением существования. Такие группы, как The Beatles, Pink Floyd, Led Zeppelin и другие, высказывали через свою музыку протест против социального давления, войны, одиночества и утраты смысла. Композиции Pink Floyd, например, стали
музыкальными трактатами о трагичности человеческого существования и социальной несправедливости. В своих альбомах «The Wall» и «Dark Side of the Moon» они обсуждают вопросы самоидентификации, отчуждения и поиска смысла, что близко экзистенциалистской философии. Джим Моррисон солист из группы The Doors и вовсе считают поэтом и философом, ведь стихи Моррисона - это создание нового мира, путешествие в неизвестное, философия бунтовщика - "прорваться на другую сторону", туда, где все спонтанное и свободное. Моррисон имеет свой неповторимый стиль, которому остается неизменно верен.
Хип-хоп, зародившийся в бедных районах Нью-Йорка в 1970-х годах, представляет собой уникальную форму философского самовыражения. В отличие от классической музыки или джаза, хип-хоп является не только музыкальным, но и социальным явлением, которое передает голоса тех, кто зачастую остаётся на периферии общества. Через рифмы и тексты уличные поэты, такие как Tupac Shakur, Nas, Jay-Z, выражали чувства угнетённых, их мысли о социальной несправедливости, расизме, бедности и борьбе за выживание. Например, в творчестве Тупака Шакура можно увидеть не только резкую критику социальной системы, но и глубокое размышление о внутренней борьбе человека за самоосознание и смысл в несправедливом мире.
Музыка, будучи не просто видом искусства, но и глубинным отражением мироздания, обладает способностью передавать фундаментальные философские идеи. Она воплощает в себе вечное и изменчивое, гармонию и ритм, становясь посредником между человеческим восприятием и универсальным порядком бытия. Музыкальные произведения, независимо от их стиля и эпохи, дают возможность слушателю глубже осознать свое место в мире, участвуя в диалоге между личным и вселенским, рациональным и интуитивным. Этот диалог, в свою очередь, стимулирует новые размышления о природе человека и мира в целом [7].
Также музыка, благодаря своей способности передавать глубокие эмоциональные и духовные состояния, действительно становится
универсальным языком, способным отражать философские идеи. Она не только создает эмоциональную связь со слушателем, но и выполняет познавательную функцию, раскрывая внутренний мир человека и окружающую действительность. Так, как отмечают исследователи, музыка позволяет выражать целостный образ мыслей и чувств, формируя представление о гармонии и красоте, что способствует возвышению личности и духовному развитию [8-9].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конев В.А. "Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру" // Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.51;
2. Норова В.А. "Философия и искусство как практики образования человека" // Саратовский ГМУ им.В.И.Разумовского, 2020;
3. Файзулин Р.И., Курочкин А.С. "Антропоцентрические основания творчества леонардо да Винчи" // ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. К.Г. Разумского Минздрава России, 2016;
4. Аралова Е.В. "Духовность и гуманизм эпохи Возрождения" // Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумского, 2015;
5. Даренский В. Ю. "Достоевский как художник обезбоженного мира" // Луганский государственный педагогический университет, 2022;
6. Кондаков И. В. "Умозрение и музыка vs философия: символическое выражение философских идей и концепций живописным и музыкальным языками" // Манускрипт 2022, Том 15, Выпуск 2;
7. Красноярова Н. Г. "Музыка как философский концепт" // Ценности и смыслы, 2011;
8. Калицкий В. В. "Диалог в музыкальной коммуникации как феномен культуры: философско-культурологический анализ" // ВАК РФ 24.00.01, 2014;
9. Фарленкова А.В., Каташинских С.Н. "Музыка как предмет философии" // УГЛТУ, 2017
Seregin K.S., Kirillov G.M.
Seregin K.S.
Penza State University (Penza, Russia)
Scientific advisor: Kirillov G.M.
Penza State University (Penza, Russia)
INTERACTION OF PHILOSOPHY AND ART: INTERSECTION OF MUTUAL INSPIRATIONS AND EXPRESSIONS
Abstract: the article explores the relationship between art and philosophy as means of cognition of the world and expression of ideas about being. Music, literature, painting and their influence on the spiritual and intellectual development of a person are considered. Special attention is paid to how philosophical ideas that are inaccessible to ordinary language can be expressed through creativity. Various epochs and types of art are analyzed. The role of art as a way of self-discovery and dialogue between cultural traditions and modernity is also emphasized.
Keywords: art, philosophy, music, literature, painting, self-knowledge, culture.