Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ РФ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / БАНК РОССИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТТОК КАПИТАЛА / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрункин А.В., Непарко М.В.

В статье рассмотрены особенности взаимодействия органов валютного контроля РФ. Проанализированы результаты взаимодействия в борьбе с незаконным выводом денежных средств за пределы территории РФ. Даны рекомендации по повышению эффективности межведомственного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрункин А.В., Непарко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE WITH OTHER BODIES THE VALUE OF CONTROL OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article features of interaction of bodies of the currency control of the Russian Federation are considered. The results of cooperation in the fight against illegal withdrawal of funds outside the territory of the Russian Federation are analyzed. Recommendations are given on improving the effectiveness of interagency cooperation.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ РФ»

бюджетной сфере» // СПС КонсультантПлюс; 5. http://www.customs.ru/ - Официальный сайт ФТС РФ.

УДК 339

Стрункин А.В. студент 5 курса Непарко М.В. старший преподаватель КГУ им.К.Э. Циолковского РОССИЯ, Г. КАЛУГА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ РФ

Аннотация: в статье рассмотрены особенности взаимодействия органов валютного контроля РФ. Проанализированы результаты взаимодействия в борьбе с незаконным выводом денежных средств за пределы территории РФ. Даны рекомендации по повышению эффективности межведомственного взаимодействия.

Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы, Банк России, информационное взаимодействие, отток капитала, отмывание денег, ФТС.

Strunkin A. V.

5nd year student KGU.To.Uh. Tsiolkovsky Russia, Kaluga Neparko M. V. senior lecturer KGU.To.Uh. Tsiolkovsky RUSSIA, KALUGA INTERACTION OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE WITH OTHER BODIES THE VALUE OF CONTROL OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract: In the article features of interaction of bodies of the currency control of the Russian Federation are considered. The results of cooperation in the fight against illegal withdrawal of funds outside the territory of the Russian Federation are analyzed. Recommendations are given on improving the effectiveness of interagency cooperation.

Key words: currency control, customs authorities, the Bank of Russia, information interaction, capital outflow, money laundering, FCS.

Важным направлением деятельности ФТС России на современном этапе является работа по противодействию незаконному выводу денежных средств за рубеж, а также разработка финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Актуальной она остаётся и сейчас. Но, на ряду с этими задачами в

2017 году особые усилия были направлены на совершенствование юридического механизма предотвращения незаконного оттока денежных средств за рубеж, расширение полномочий органов валютного контроля по противодействию мнимым (притворным) сделкам, уточнение технологии выбора объектов контроля на основе риск-ориентированного подхода.

И, с целью осуществления основных задач валютного контроля, в ФТС РФ много внимания уделяется практике согласованных действий государственных органов в проведении единой политики обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации. Особое внимание сосредоточенно на взаимодействии ФТС с другими государственными органами валютного контроля, а именно с Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой Российской Федерации.

Взаимодействие осуществляется ФТС России путем заключения соглашений о взаимодействии (информационном взаимодействии) с федеральными органами исполнительной власти, разработки технологических карт межведомственного взаимодействия в рамках использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, издания совместных приказов о взаимодействии с другими государственными органами.

В настоящее время наиболее крупные нарушения валютного законодательства выявляются у юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных мероприятий (фирм-однодневок).

Инструментом противодействия данной схеме стало информационное взаимодействие таможенной службы и Банка России по фактам оплаты импортируемых товаров по завышенным ценам, без уплаты ввозной пошлины и НДС при ввозе. Таможенный контроль деклараций на товары (далее - ДТ) с признаками завышения стоимости товара и результаты таможенной экспертизы товаров позволяют выявлять факты заявленной таможенной стоимости товара выше рыночной.

Данное взаимодействие осуществляется в рамках автоматизированной технологии сбора и передачи в Банк России и уполномоченные банки информации о значительном увеличении стоимости не облагаемых таможенными пошлинами ввозимых в Российскую Федерацию товаров. Технология регламентирует действия должностных лиц таможенных органов при выявлении случаев регистрации ДТ с признаками завышения цены. В указанных случаях формируется файл с информацией о декларации на товары с таким признаком и передается в центральную базу данных валютного контроля ФТС России. После проверки поступивших сведений ФТС России направляет соответствующую информацию в Банк России и уполномоченные банки.

Данная технология применяется в целях противодействия переводу соответствующих денежных средств в пользу нерезидентов на основании

полномочий уполномоченных банков об отказе резиденту в осуществлении соответствующих финансовых операций, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 146 Результаты принятых мер приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты взаимодействия ФТС Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации в борьбе с незаконным выводом денежных средств за пределы территории РФ_

Показатели 2015 год 2016 год 2017 год Отклонение 2017 г. в % к

2015 г. 2016 г.

ДТ со значительными завышениями стоимости, шт. 366 182 94 -74,4 -48,4

Стоимость соответствующих товаров, млрд. руб. 175,2 9 5,2 -42,3 -97,1

Источник: http://www.customs.ru/ - Официальный сайт ФТС РФ

Изучив данные, представленные в таблице, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в результате осуществления мер, предпринятых ФТС России в 2015 - 2017 гг., количество регистрируемых ДТ с признаками значительного завышения стоимости ввозимых товаров существенно сократились, что говорит об эффективности проводимой ФТС и ЦБ политики в данной сфере. Во-вторых, общая стоимость таких товаров также сильно сократилась. Предотвращен незаконный вывод денежных средств на сумму свыше 190 млрд. рублей, что также свидетельствует о качестве межведомственного взаимодействия двух структур.

Не менее сильное внимание уделяется взаимодействию ФТС РФ с другим органом валютного регулирования - ФНС РФ, осуществляемое на основе различных нормативно-правовых актов. 147; 148

По наиболее значимым для целей валютного контроля направлениям организовано информационное взаимодействие с ФНС России. В части передачи выявленных по результатам анализа имеющейся в распоряжении ФТС России информации о лицах, участвующих в образовании и управлении недобросовестными участниками ВЭД, и об организациях, имеющих признаки фирм-однодневок. Передача данной информации в ФНС

146 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834 (дата обращения: 02.03.2018).

147 «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, N ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12074220 (дата обращения: 04.03.2018).

148 Приказ Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 18.04.2016 г. № 01-11/18157/ММВ-20-2/25 «О применении Положения об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон» // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280874 (дата обращения: 05.03.2018).

России необходима для обеспечения противодействия участию указанных лиц в создании новых организаций в целях проведения ими сомнительных финансовых операций, в том числе вывода денежных средств из Российской Федерации под видом внешнеторговой деятельности.

В июне 2017 года завершена работа по разработке проекта единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти.

Аналитическая работа и таможенные проверки будут более эффективными, если будет налажен максимально оперативный информационный обмен между ФТС и ФНС. В связи с этим, в настоящее время, ФТС России и ФНС России ведется работа по актуализации Соглашения о сотрудничестве в части расширения перечня сведений, передаваемых как на плановой основе, так и в инициативном порядке. Также, для оптимизации обмена информацией, имеющейся в распоряжении ФТС России и ФНС России, проводится работа по сближению информационных систем.

Государственный валютный контроль может быть эффективен не только при межведомственном взаимодействии таможенных органов, налоговых органов, уполномоченных банков и Банка России по направлению валютного контроля, но и при международном взаимодействии с уполномоченными органами стран - членов ЕАЭС. Такое взаимодействие позволит обеспечить стабильность внутренних валютных рынков стран Евразийского экономического союза, создать условия для поддержания уровня внутренних валютных резервов, необходимых для обслуживания внешнеторговой деятельности, а также создать условия для противодействия незаконным финансовым схемам, связанным с выводом денежных средств.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС КонсультантПлюс;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» // СПС КонсультантПлюс; «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016) // СПС КонсультантПлюс;

3. Письмо ФТС России № 01-11/18157, ФНС России № ММВ-20-2/25 от 18.04.2016 «О применении Положения об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного

и налогового контроля по информации сторон» // СПС КонсультантПлюс. УДК 665.6

Тараканов Д.А. студент 2 курса факультет защиты в чрезвычайных ситуациях

Гапонов В.М. студент 4 курса факультет защиты в чрезвычайных ситуациях

Тараканов Дм.А. студент 4 курса факультет защиты в чрезвычайных ситуациях ФГБОУВО «Уфимский Государственный Авиационный

Технический университет» Россия, г. Уфа АНАЛИЗ ПРИЧИН АВАРИЙНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ И НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ Аннотация. Цель статьи - проанализировать статистические данных об авариях на объектах нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения, сделать выводы на основе анализа.

Ключевые слов: нефть, нефтепереработка, объекты нефтепродуктообеспечения, резервуары, пожар, взрыв, авария, причины аварий.

Tarakanov D.A.

2nd year student of the faculty ofprotection in emergency situations

Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa Gaponov V.M.

4th year student of the faculty ofprotection in emergency situations

Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa Tarakanov Dm.A.

2nd year student of the faculty ofprotection in emergency situations

Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa

ANALYSIS OF THE CAUSES OF ACCIDENTS ON THE OBJECTS OF OIL PROCESSING AND OIL PRODUCTS SUPPLY

Annotation. Article purpose - to analyse statistical data on accidents on objects of oil processing and oil products supply, to draw conclusions based on the analysis.

Keywords: oil, oil processing, objects of oil products supply, tanks, fire, explosion, accident, reasons of accidents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.