Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микросоциуме
Силакова Марина Михайловна, Захарова Лариса Михайловна, Черкашина Виктория Викторовна
ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г.Ульяновск
Ключевые слова:
Сотрудничество, взаимодействие, содержание, ребенок, педагог
Аннотация: целью статьи является обоснование подхода в осуществлении взаимодействия семьи и детского сада, основанном на совместной деятельности участников образовательного процесса.
Современный ребенок развивается в огромном пространстве взаимодействия различных социальных институтов: семьи, детского сада, культурно-просветительных учреждений, общества сверстников и т.д. Влияние каждого из них имеет непосредственное значение на развитие мировоззрения формирующейся личности, ее ценностных ориентаций.
Необходимость тесного взаимодействия дошкольных организаций и семьи в современных условиях обусловлена гуманизацией образовательного процесса, учетом особенностей развивающейся личности, созданием интегрированной среды воспитания, образования и развития. Семья и образовательное учреждение способны обеспечивать полноту и целостность развития дошкольника.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада, однако, на наш взгляд, на первое место должно выйти определение содержания взаимодействия между родителями и детским садом.
Содержанием взаимодействия семьи и детского сада должна выступать совместная деятельность родителей, педагогов-психологов и воспитателей по проектированию индивидуального пути развития ребенка, основанного на возрастных и индивидуальных особенностях ребенка с учетом пожеланий родителей и возможностей ДОО.
Основная линия, вокруг которой выстраивается совместная деятельность - это эмоциональное развитие ребенка, которое является ведущим в психическом развитии детей данного возраста, и тесно связанно с типом детско-родительских отношений. По данным проведенного нами исследования с использованием теста-опросника родительского отношения (ОРО) А.Я.Варги и В.В.Столина, методики определения уровня дифференцированности эмоциональной сферы «Домики» О.А. Ореховой и методики распознавания эмоциональных состояний «Пиктограмма» (уровень декодирования эмоций) Е.В. Никифоровой можно сделать вывод, что существуют значимые взаимозависимости между типом детско-родительских отношений и уровнем декодирования эмоций и дифференцированности эмоциональной сферы у детей.
Таким образом, детско-родительские отношения - это особая семейная подсистема, являющаяся важнейшей детерминантой психического, эмоционального развития ребенка и процесса его социализации. Не менее важны в эмоциональном развитии детей и другие типы отношений: ребенок-ребенок и ребенок-воспитатель, которые реализуются в детском саду. Каждая из заявленных систем взаимоотношений выполняет свою функцию в развитии и социализации. Главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. Главной же характеристикой в системе отношений с ребенком в детском саду является
взаимопонимание и взаимодействие друг с другом с учетом особенностей и интересов других.
Взаимодействие между родителями и педагогами детского сада должно быть выстроено, с одной стороны, на особенностях этих разнонаправленных взаимоотношений, а, с другой стороны, на их взаимодополнении друг с другом для создания целостности в развитии ребенка. Осуществить такой подход возможно в совместной деятельности родителей и педагогов.
Этапы данной деятельности: изучение особенностей развития ребенка педагогом-психологом (включая наблюдения воспитателя), изучение особенностей воспитания в семье и пожеланий родителей, составление психолого-педагогического портрета ребенка с определением направлений дальнейшего развития, обсуждение полученных результатов с родителями и определение путей взаимодействия.
Результат совместной деятельности - обозначение цели развития ребенка и распределением сфер влияния на него между всеми участниками образовательного процесса, которые фиксируются в дневнике развития.
Список литературы:
1. Борцова Л.А. 2004. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей по оказанию поддержки застенчивым детям: Автореф. дис... к. психол.наук. М.
2. Глушкова Г.В. 2003. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-7 лет: В условиях групп кратковременного пребывания: Автореф. дис....к.пед.наук. М.
3. Данилина Т.А. 2003. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микро- и макроструктуре: Автореф дис.к.пед.наук. М.
4. Кощиенко И.В. 2012. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дис.к.пед.наук. М.