Научная статья на тему 'Взаимодействие дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы как фактор развития дополнительных образовательных услуг'

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы как фактор развития дополнительных образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Письменская Ирина Александровна, Таймасукова Сафият Хотовна

Целью статьи является раскрытие модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы и семьями воспитанников, ориентированной на потребности общества и семьи, предоставляющей разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Целью проекта является развитие дополнительных образовательных услуг, повышение педагогической компетентности педагогов ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников с помощью сетевого взаимодействия. В современном детском саду деятельность дошкольников должна быть максимально разнообразной, нацеленной на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. В связи с этим наряду с основным спектром образовательных услуг огромное значение приобретают дополнительные образовательные услуги. Повышаются социальные запросы родителей воспитанников, которые многим семьям трудно реализовать за пределами детского сада из-за целого ряда объективных факторов. Проанализировав результаты анкетирования, мы почувствовали необходимость удовлетворения потребности родителей воспитанников в предоставлении дополнительных образовательных услуг на базе детского сада, таким образом компенсируя недостаток объёма образовательных ресурсов в семье. Проведя предварительные исследования совместно со специалистами Краснодарского научнометодического центра, мы пришли к выводу, что успешность развития дополнительного образования дошкольников состоит в создании модели социального партнерства, построенной на постановке и достижении общих целей и признании ответственности сторон за результат. Цель проекта: обеспечить разнообразие дополнительных образовательных услуг, отвечающих социальному запросу родителей. Для достижения этой цели необходимо решить одну из важных задач объединить образовательную, культурную и духовную сферы в мероприятиях, проводимых на базе детского сада, вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс для того, чтобы они стали его непосредственными участниками. Таким образом необходимо сформировать модель взаимодействия дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы и семьями воспитанников. Основные идеи инновации состоят в способах и методах реализации проекта: сетевое взаимодействие c помощью соответствующего программного обеспечения; применение информационно-коммуникационных технологий; применение игровых педагогических технологий; наблюдение, сравнение; моделирование; метод массового сбора информации; статистический метод обработки информации. Длительность реализации проекта 3 года. Этапы реализации проекта. 1 этап: Организационно-аналитический: 1. Изучение социального запроса с помощью метода массового сбора информации. 2. Разработка соответствующего запросу методического сопровождения для реализации дополнительных образовательных услуг. 3. Оформление пакета документов для их реализации. Заключение договоров о сотрудничестве с организациями социальной сферы. 4. Формирование предварительных расчётов по кадровому, экономическому, материальнотехническому обеспечению деятельности организации. 2 этап: Реализация программы проекта Первый год реализации проекта: На этом этапе мы внедрили авторскую программу обучения дошкольников английскому языку «Welcome to the Fairy Land» И.А.Письменской. Многие родители проявляют большую заинтересованность в результатах обучения своих детей английскому языку. Для того чтобы родители могли лучше узнать о том, какие цели в обучении иностранному языку могут быть реализованы в старшем дошкольном возрасте, два раза в месяц издается журнал для родителей «Занимательный английский». Журнал является помощником для родителей при проведении дома артикуляционной гимнастики и повторении ранее изученного лексического материала. Внедрение модифицированной программы развития вокально-хореографических способностей дошкольников «Русский хоровод», И.А.Дейнега, основывается на взаимодействии с семьей и общественными организациями. Раздел программы «Русский хоровод» «Нотки православия в детском саду» реализуется при сотрудничестве с представителями Православного храма Рождества Христова. Сотрудники «Центра культуры и досуга» посёлка Лорис принимают активное участие в совместных выступлениях, знакомят детей с кубанскими и русскими народными песнями и музыкальными инструментами. Реализация модифицированной программы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Радуга в ладошке», Л.А.Письменной, предполагает внедрение в практику дошкольного художественного образования методы развития детской одаренности путем реализации регионального компонента. Результаты деятельности воспитанников отображаются с помощью организации выставок: тематических, персональных, коллективных, виртуальных, интерактивных. Динамика развития техники рисования прослеживается в портфолио «Юный художник». Использование сетевого взаимодействия, сегодня становится современной инновационной технологией, которая позволяет образовательной организации динамично развиваться. Календарь Google один из самых интересных сервисов Google, который позволяет планировать совместную деятельность и успешно выполнять намеченное. Творческой группой педагогов ДОО широко используются следующие формы деятельности: виртуальная конференция, семейные проекты, опросы, обсуждение вопросов воспитания и обучения в чате, виртуальная переписка, фотогалерея. Программное обеспечение программа «Skype» позволяет совершать передачу информации через Интернет в режиме видеосвязи, её использование позволяет приглашать для проведения консультаций воспитателей семейных групп, родителей воспитанников в любое удобное для них время. В 2015 году дошкольная образовательная организация приняла участие в семинаре-практикуме "Роль сетевого взаимодействия: сельская местность город край", представив материалы из опыта работы, отражающие успешность развития дополнительных образовательных услуг на базе детского сада, расположенного в сельской местности. Были освещены вопросы создания модели социального партнерства. Второй год реализации проекта предполагает: 1. Расширение спектра услуг и вовлечение специалистов организаций социальной сферы в процесс реализации дополнительных образовательных услуг на базе ДОО. 2. Использование дистанционных образовательных технологий. 3. Создание сетевой службы методической поддержки с помощью программы «Skype». Третий год реализации проекта предполагает: 1. Внедрение программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья и детей не посещающих ДОО (дистанционное обучение, гувернерская служба). 2. Расширение социокультурного пространства при взаимодействии с организациями социальной сферы (проведение окружных фестивалей «Юный художник», «Голоса Кубани»). 3 этап обобщающий: Проведение статистической обработки полученных данных и соотнесение результата проекта с поставленной целью. Подведя первые итоги работы, мы установили: охват воспитанников дополнительными образовательными услугами повысился на 23%, что составило 55% воспитанников дошкольного возраста. Представители организаций социальной сферы и родители воспитанников заинтересованы в дальнейшем взаимодействии. Дополнительные образовательные услуги способствуют формированию смыслового социокультурного стержня подрастающей личности, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, исследовательскую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы как фактор развития дополнительных образовательных услуг»

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с организациями

социальной сферы как фактор развития дополнительных образовательных услуг

Письменская Ирина Александровна, Таймасукова Сафият Хотовна

МБДОУ № 162, г. Краснодар

Ключевые слова:

дополнительные образовательные услуги, организации социальной сферы

Аннотация: Целью статьи является раскрытие модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы и семьями воспитанников, ориентированной на потребности общества и семьи, предоставляющей разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Целью проекта является развитие дополнительных образовательных услуг, повышение педагогической компетентности педагогов ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников с помощью сетевого взаимодействия.

В современном детском саду деятельность дошкольников должна быть максимально разнообразной, нацеленной на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. В связи с этим наряду с основным спектром образовательных услуг огромное значение приобретают дополнительные образовательные услуги. Повышаются социальные запросы родителей воспитанников, которые многим семьям трудно реализовать за пределами детского сада из-за целого ряда объективных факторов.

Проанализировав результаты анкетирования, мы почувствовали необходимость удовлетворения потребности родителей воспитанников в предоставлении дополнительных образовательных услуг на базе детского сада, таким образом компенсируя недостаток объёма образовательных ресурсов в семье.

Проведя предварительные исследования совместно со специалистами Краснодарского научно-методического центра, мы пришли к выводу, что успешность развития дополнительного образования дошкольников состоит в создании модели социального партнерства, построенной на постановке и достижении общих целей и признании ответственности сторон за результат.

Цель проекта: обеспечить разнообразие дополнительных образовательных услуг, отвечающих социальному запросу родителей.

Для достижения этой цели необходимо решить одну из важных задач - объединить образовательную, культурную и духовную сферы в мероприятиях, проводимых на базе детского сада, вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс для того, чтобы они стали его непосредственными участниками. Таким образом необходимо сформировать модель взаимодействия дошкольной образовательной организации с организациями социальной сферы и семьями воспитанников.

Основные идеи инновации состоят в способах и методах реализации проекта:

- сетевое взаимодействие с помощью соответствующего программного обеспечения;

- применение информационно-коммуникационных технологий;

- применение игровых педагогических технологий;

- наблюдение, сравнение;

- моделирование;

- метод массового сбора информации;

- статистический метод обработки информации.

Длительность реализации проекта 3 года. Этапы реализации проекта.

1 этап: Организационно-аналитический:

1. Изучение социального запроса с помощью метода массового сбора информации.

2. Разработка соответствующего запросу методического сопровождения для реализации дополнительных образовательных услуг.

3. Оформление пакета документов для их реализации. Заключение договоров о сотрудничестве с организациями социальной сферы.

4. Формирование предварительных расчётов по кадровому, экономическому, материально-техническому обеспечению деятельности организации.

2 этап: Реализация программы проекта Первый год реализации проекта:

На этом этапе мы внедрили авторскую программу обучения дошкольников английскому языку «Welcome to the Fairy Land» И.А.Письменской.

Многие родители проявляют большую заинтересованность в результатах обучения своих детей английскому языку. Для того чтобы родители могли лучше узнать о том, какие цели в обучении иностранному языку могут быть реализованы в старшем дошкольном возрасте, два раза в месяц издается журнал для родителей «Занимательный английский». Журнал является помощником для родителей при проведении дома артикуляционной гимнастики и повторении ранее изученного лексического материала.

Внедрение модифицированной программы развития вокально-хореографических способностей дошкольников «Русский хоровод», И.А.Дейнега, основывается на взаимодействии с семьей и общественными организациями.

Раздел программы «Русский хоровод» «Нотки православия в детском саду» реализуется при сотрудничестве с представителями Православного храма Рождества Христова.

Сотрудники «Центра культуры и досуга» посёлка Лорис принимают активное участие в совместных выступлениях, знакомят детей с кубанскими и русскими народными песнями и музыкальными инструментами.

Реализация модифицированной программы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Радуга в ладошке», Л.А.Письменной, предполагает внедрение в практику дошкольного художественного образования методы развития детской одаренности путем реализации регионального компонента. Результаты деятельности воспитанников отображаются с помощью организации выставок: тематических, персональных, коллективных, виртуальных, интерактивных. Динамика развития техники рисования прослеживается в портфолио «Юный художник».

Использование сетевого взаимодействия, сегодня становится современной инновационной технологией, которая позволяет образовательной организации динамично развиваться.

Календарь Google - один из самых интересных сервисов Google, который позволяет планировать совместную деятельность и успешно выполнять намеченное.

Творческой группой педагогов ДОО широко используются следующие формы деятельности: виртуальная конференция, семейные проекты, опросы, обсуждение вопросов воспитания и

обучения в чате, виртуальная переписка, фотогалерея.

Программное обеспечение - программа «Зкуре» позволяет совершать передачу информации через Интернет в режиме видеосвязи, её использование позволяет приглашать для проведения консультаций воспитателей семейных групп, родителей воспитанников в любое удобное для них время.

В 2015 году дошкольная образовательная организация приняла участие в семинаре-практикуме "Роль сетевого взаимодействия: сельская местность - город - край", представив материалы из опыта работы, отражающие успешность развития дополнительных образовательных услуг на базе детского сада, расположенного в сельской местности. Были освещены вопросы создания модели социального партнерства.

Второй год реализации проекта предполагает:

1. Расширение спектра услуг и вовлечение специалистов организаций социальной сферы в процесс реализации дополнительных образовательных услуг на базе ДОО.

2. Использование дистанционных образовательных технологий.

3. Создание сетевой службы методической поддержки с помощью программы <^куре». Третий год реализации проекта предполагает:

1. Внедрение программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья и детей не посещающих ДОО (дистанционное обучение, гувернерская служба).

2. Расширение социокультурного пространства при взаимодействии с организациями социальной сферы (проведение окружных фестивалей «Юный художник», «Голоса Кубани»).

3 этап - обобщающий:

Проведение статистической обработки полученных данных и соотнесение результата проекта с поставленной целью.

Подведя первые итоги работы, мы установили: охват воспитанников дополнительными образовательными услугами повысился на 23%, что составило 55% воспитанников дошкольного возраста.

Представители организаций социальной сферы и родители воспитанников заинтересованы в дальнейшем взаимодействии.

Дополнительные образовательные услуги способствуют формированию смыслового социокультурного стержня подрастающей личности, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, исследовательскую активность.

Список литературы:

• Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагоги. - Чита, 2011.

• Бутенко Н.В. Педагогические принципы художественно-эстетического развития детей в период детства, отражающие идеи дошкольного образования // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). - С. 16-19.

• Трубайчук Л.В. Творческое образовательное пространство дошкольного учреждения как средство развития одаренности детей дошкольного возраста. Текст: методическое пособие. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - С. 71.

• Якушкина М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. - М., 2007, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.