УДК 332.13
Протасова Е. В.
взаимодействие бизнеса и учреждений системы образования в процессе формирования регионального рынка образовательных услуг
Опыт развития человечества показывает, что обеспечить стабильный прогресс в обществе можно только за счет вклада в человеческий капитал [1-2]. Это обусловлено действием закона роста производительной силы труда, который требует от работника, в процессе соединения с обновленной техникой, адекватных ей знаний и трудовых функций. Особенностью современного этапа развития общества является то, что эти знания и функции невозможно получить только опытным путем, поскольку инновации, новые технологии, новые методы производства и управления вносят кардинальные изменения в структуру производства, в методы ведения бизнеса, в интеллект, в трудовые навыки. Непрерывное обновление технологического капитала может осуществляться только с таким же непрерывным обновлением рабочей силы, кадрового потенциала.
В то же время приращение человеческого капитала происходит в первую очередь за счет его постоянного образования и повышения квалификации. При этом образовательные учреждения способны выполнять свою социально-экономическую функцию лишь при условии выявления и согласования интересов различных социальных групп, учета культурных, национальных, исторических особенностей сообщества, единства интересов с обществом и бизнесом, поведение которых не должно противоречить интересам друг друга, а должно дополнять, расширять и максимально учитывать их, должна служить росту экономики региона в целом и благосостояния его населения [3].
Сегодня, по мере становления информационного общества все более ясным становится приоритет нематериальных факторов: информации, знаний, науки и, главное, - их носителей - кадров. Таким образом, характерной особенностью современной экономической системы является то, что в «экономике знаний» («новой» экономике, инновационной экономике, информационной экономике) образовательный фактор превращается в перманентный компонент обновления знаний, передачи информации, поддержания квалифи-
кации на соответствующем уровне, развития интеллектуального потенциала, осуществления инновационной деятельности и поддержания на этой основе конкурентоспособности [4-5].
С другой стороны, уже не вызывает сомнения тезис о том, что экономика конкурентоспособна, только если она отражает консолидированный интерес общества, который достигается путем согласования целей, задач и практической деятельности всех субъектов. В отношении кадрового потенциала и рынка образовательных услуг к таким субъектам относятся, прежде всего, производители образовательных услуг; потребители образовательных услуг (физические лица, бизнес-структуры, органы власти и управления и т.д.) и посредники (биржи труда, службы занятости, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и др.). В этих условиях необходимо выстроить механизмы привлечения бизнеса и органов власти к более активному участию в формировании регионального рынка труда, совершенствования его кадровой и профессиональной структуры, сглаживания диспропорций в подготовке кадров, в создании более мобильной и оперативной структуры переподготовки кадров, предоставления новых рабочих мест и т.д. Нужны современные решения, основанные на реальных диалогах, позволяющих учитывать интересы всех участвующих в региональном экономическом процессе сторон, включая различные общественные организации (например, привлечение молодежных организаций, ассоциаций, деловых кругов, предпринимателей и т.д.).
Более того, несмотря на различия и связанные с ними противоречия интересов различных субъектов, такое сотрудничество между ними необходимо, прежде всего, потому, что ни государство, ни бизнес, ни граждане, ни образовательные учреждения по отдельности не могут самостоятельно, независимо друг от друга создать оптимальную систему подготовки кадров, а значит сформировать эффективную структуру кадрового потенциала
региона. В то же время эта задача становится в настоящее время все более насущной, поскольку ее решение позволяет преодолеть диспропорции на рынке труда, вследствие которых растет социальная напряженность, создается неблагоприятный климат для инвестиций, развития бизнеса и регионального роста в целом.
В связи с этим необходим переход к разработке и реализации механизма (модели) регионального развития на принципах стратегического партнерства всех субъектов регионального сообщества в решении вопросов развития кадрового потенциала региона и вовлечения основных интеллектуальных ресурсов системы образования, науки и бизнеса в процесс подготовки кадров, их распределения, повышения квалификации, прогнозирования использования.
Основным институтом стратегического партнерства по различным проблемам подготовки и использования кадров может стать (по аналогии с другими сферами развития экономики и общества) постоянно действующий переговорный процесс между обществом, бизнесом, властью и органами образования. Этот переговорный процесс может принимать различные институциональные формы, начиная с нормативно оформленных и организационно обеспеченных документов о стратегическом партнерстве в сфере подготовки и развития кадров, и заканчивая деятельностью различных комиссий, круглых столов по проблемам занятости и трудоустройства населения, по перспективным направлениям подготовки кадров и другим вопросам на общественных началах.
В наиболее общем виде все формы такого взаимодействия можно условно разделить на две группы:
1. Экономические формы - это различные варианты и схемы реализации совместных социальных программ, формирование и размещение государственного заказа, гранты (субсидии) и т.д.
2. Неэкономические формы - прежде всего общественные палаты, действующие на региональном и местном уровнях, общественные советы при органах власти, системы обмена информацией и т.д.
Важным нормативным документом по согласованию действий в области кадровой политики может стать стратегическое соглашение о региональном развитии, включающее, среди прочего, мероприятия по выявлению, идентификации, экспертизе и решению проблем, касающихся использования кадрового потенциала региона, перспектив его развития и совершенствования. При
этом примечательно, что по оценкам экспертов, наиболее активное взаимодействие органов власти и образовательных учреждений происходит на уровне местного самоуправления [6]. Объясняется это тем, что система образования является здесь значимым и реальным партнером для решения вопросов местного значения. Деятельность всех субъектов регионального сообщества, заинтересованных в социально-экономическом развитии своего региона, роста его благосостояния, должна привести в рамках такого стратегического соглашения к формированию адекватной современным требованиям развития модели регионального развития, нацеленной в первую очередь на развитие и использование кадрового потенциала региона, его интеллектуальных ресурсов.
Другим инструментом согласования интересов в области кадров является организация постоянно действующей комиссии, круглых столов по проблемам подготовки кадров, по перспективным направлениям их развития. Необходимо периодически проводить исследования, направленные на выявление текущих и перспективных потребностей экономики региона в кадрах. Это достаточно трудная прогнозная работа, поскольку лаг опережения в подготовке специалистов, особенно новых специальностей и направлений деятельности должен составлять как минимум 3 года для среднеспециального образования и 5-6 лет для высшего профессионального образования. Причем, чем быстрее происходят изменения в технике, тем быстрее должна адаптироваться к ним система образования. Оптимальным считается работа на опережение. Иначе внедрение новых технологий будет задерживаться, что в условиях ускоряю щей-ся конкуренции недопустимо.
В этом направлении в Пермском крае уже налажено эффективное взаимодействие между вузами региона и краевой службой занятости. В частности, последние годы службой занятости постоянно готовятся заключения об открытии новых направлений подготовки для различных учебных учреждений: в 2007-2009 гг. таких направлений было выдано более 60. При подготовке заключения учитываются следующие факторы:
1) потребности экономики края в специалистах данного профиля;
2) возможности учебных заведений высшего профессионального образования в подготовке специалистов по открываемому направлению;
3) возможности материальной базы и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава учебного заведения [7].
Подготовка таких заключений позволяет откорректировать потребности региона в таких специалистах с планами вуза и предотвратить возможные негативные последствия для будущих выпускников при поиске работы по специальности. Особенно актуальным это становится в свете непрекращающегося роста выпускников вузов и сузов.
Так, за последнее десятилетие количество выпускников системы высшего профессионального образования в Пермском крае возросло почти в 2 раза [8]. Заметно увеличился объем выпуска специалистов, обучающихся по заочной форме: например, если на начало 1999/2000 учебного года на 5,3 тысячи выпускников очных отделений приходилось 2,4 тысячи выпускников заочных отделений вузов, то начало 2008/2009 - уже 7,4 и 6,8 тысячи соответственно [там же].
Однако нужно отметить, что такой экстенсивный рост численности специалистов высшего образования в Пермском крае практически не отразился на эффективности их трудоустройства. Так, доля выпускников вузов, обратившихся в службу занятости Пермского края за помощью в поиске работы, составляет в среднем около 7 % от ежегодного выпуска, что свидетельствует о достаточно высоком качестве образования и спроса на выпускников региональных вузов. К сожалению, ситуация со специалистами среднего профессионального образования намного хуже - доля выпускников среднеспециальных учебных заведений, обратившихся в службу занятости Пермского края за помощью в трудоустройстве составляет в среднем около 20 % [там же].
В этой связи необходимо более активное взаимодействие учреждений образования и бизнеса в целевой подготовке кадров, в организации дополнительных рабочих мест, особенно для выпускников и молодых специалистов. В частности, одним из приоритетных направлений работы органов управления образованием в Пермском крае является задача «отслеживать выпускников на ближайшие 3-5 лет после окончания учебного заведения» [9].
Нужно отметить, что в этом направлении в Пермском крае имеется положительный опыт. Например, в июне этого года в ПИ(ф) РГТЭУ одновременно с вручением дипломов выпускникам прошла ярмарка вакансий, где работодатели сразу же предлагали теперь уже готовым специалистам рабочие места по их специальности. Положительным моментом было то, что среди работодателей,
пришедших со своими предложениями на ярмарку было много бывших выпускников ПИ(ф) РГТЭУ, что свидетельствует о преемственности поколений и о наличии долговременных и тесных связей вуза со своими выпускниками.
В качестве еще одной важной задачи следует назвать необходимость разработки механизма оперативной подготовки (переподготовки) кадров в случая появления дополнительного спроса со стороны бизнеса на конкретные рабочие и управленческие специальности. А для этого, как уже отмечалось ранее, необходимо наладить постоянный диалог между образовательными учреждениями региона и бизнес-структурами, найти основные направления их взаимодействия (см., например, [10]).
При решении вопросов оптимизации структуры кадрового потенциала региона и повышения эффективности системы образования нужно учитывать то, что набор специальностей для каждого региона может быть и должен быть свой, обусловленный отраслевой и секторальной структурой региональной экономики. Это отличие должно четко отражаться в проводимой в регионе образовательной политике, которая должна строиться в зависимости от имеющихся в регионе потребностей, т.к. каждый субъект отличается (характеризуется) друг от друга своей социально-экономической деятельностью. Поэтому необходимо четко отслеживать потребность как отдельных субъектов региональной экономики (фирм, предприятий, индивидуального бизнеса), так и общую потребность региона в определенных кадрах, стараться не допускать дублирования и существенного превышения выпуска специалистов определенных специальностей по сравнению с реальным спросом на них.
Правильно используя конкретные индивидуальные геополитические и геоэкономические предпосылки развития каждого региона, можно с помощью инструментов кадровой политики эффективно воздействовать на траекторию развития региона, учитывая интересы, как общества, так и предпринимателей, и жителей территории.
Важным является и создание системы межрегионального взаимодействия между научными и образовательными учреждениями в области подготовки кадров для повышения их мобильности между регионами.
В заключение следует отметить, что на новом этапе развития общества ключевым фактором успеха в бизнесе является способность к быстрым качественным и структурным сдвигам, которые
зависят от вновь создаваемых или реформируемых видов деятельности. В свою очередь процесс адаптации зависит от наличия у субъекта адекватных современным требованиям развития кадровых ресурсов. Таким образом, в современных условиях невозможно добиться эффективного развития страны в целом и региона в частности без формирования современного кадрового потенциала, способного обеспечить новые направления развития экономики, что, в свою очередь,
требует активизации взаимодействия и налаживания диалога между бизнесом и учреждениями системы образования, призванными обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами, адаптированным к современным условиям. Возникла острая необходимость в активизации основных сил общества в разработке механизмов эффективного использования всех региональных ресурсов, в первую очередь его кадрового (трудового) потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом. М.: Омега-Л, 2007.
2. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. СПб: Изд-во СПбГУЭФБ 1996.
3. Попов Е. В., Симонова В. Л. Оппортунизм экономических агентов. Екатеринбург, УрО РАН, Институт экономики. 2007.
4. Глухов В. В., Коробко С. Б., Марипина Т. В. Экономика знаний. СПб., Питер, 2003.
5. Мингалева Ж. А. Сотрудничество бизнеса и системы образования как фактор управления инновационными процессами: зарубежный опыт. //Высшее профессиональное образование, бизнес, власть: опыт и перспективы взаимодействия в подготовке управленческих кадров, ориентированных на инновации. Пермь: ЗУИЭП, 2009. С. 167-172.
6. «Третий сектор» России: оценка влиятельности/ АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН). М.: 2007.
7. Попов В. В. О взаимодействии краевой службы занятости населения и учебных заведений ВПО по вопросам открытия новых направлений подготовки спе-циалистов.//Высшее профессиональное образование, бизнес, власть: опыт и перспективы взаимодействия в подготовке управленческих кадров, ориентированных на инновации. Пермь: ЗУИЭП, 2009. С. 94-95.
8. Выпускники. Состояние регистрируемого рынка труда выпускников в 2008 г. Пермь: Агентство по занятости населения Пермского края, 2009.
9. Социально-экономическое и политическое положение Пермского края: доклад губернатора Пермского края О.А.Чиркунова 18 декабря 2008 г. Пермь: АНО «Вестник Прикамья», 2009.
10. Протасова Е. В. Субъекты потребительского рынка и учреждения образования: взаимовыгодное сотрудничество / Е. В.Протасова, Е. Р. Мингазинова //Национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре. М.: Изд-во РГТЭУ, Ч. 2. 2005. С.288-290.
УДК 332.4:621
Минина Н. В., НурулинД. Ю.
роль аспирантуры в формировании нАучно-инновАционного
потенциала вуза
Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов общества связано с решением задач воспроизводства научных кадров высшей квалификации и улучшения их подготовки. Падение социального статуса ученых и престижа научной деятельности в настоящее время затрудняют привлечение молодежи в науку. Подготовка научных кадров во всем мире является приоритетной задачей, которая решается путем организации системы послевузовского образова-
ния. В России эту задачу решает аспирантура. Ее контингент формируется из числа выпускников университетов, проявивших склонность и способность к поисковым научным исследованиям. Материальная поддержка аспирантов и финансирование их экспериментальных работ в настоящее время осуществляются, главным образом, за счет государственного бюджета.
В СССР аспирантура была, в основном, «целевой», когда государство планировало подготовку