Научная статья на тему 'Роль аспирантуры в формировании научно-инновационного потенциала вуза'

Роль аспирантуры в формировании научно-инновационного потенциала вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КАДРЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / АСПИРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина Наталья Викторовна, Нурулин Дмитрий Юрьевич

В статье описано влияние аспирантуры на решение кадровой проблемы и формирование научно-инновационного потенциала российских вузов. Проведен анализ результатов социологического опроса аспирантов и выявлены факторы, снижающие эффективность их обучения в аспирантуре. Показана необходимость принятия комплекса мер по повышению эффективности работы вузовской аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минина Наталья Викторовна, Нурулин Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of post-graduated education on the problem of staff development and forming of scientific-innovation base of Russian universities is discussed in the article. Results of questioning of post-graduated students are analyzed and factors which reduce efficiency of their education are defined. The necessity of measures for raise of post-graduated study's work effectiveness is showed

Текст научной работы на тему «Роль аспирантуры в формировании научно-инновационного потенциала вуза»

зависят от вновь создаваемых или реформируемых видов деятельности. В свою очередь процесс адаптации зависит от наличия у субъекта адекватных современным требованиям развития кадровых ресурсов. Таким образом, в современных условиях невозможно добиться эффективного развития страны в целом и региона в частности без формирования современного кадрового потенциала, способного обеспечить новые направления развития экономики, что, в свою очередь,

требует активизации взаимодействия и налаживания диалога между бизнесом и учреждениями системы образования, призванными обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами, адаптированным к современным условиям. Возникла острая необходимость в активизации основных сил общества в разработке механизмов эффективного использования всех региональных ресурсов, в первую очередь его кадрового (трудового) потенциала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом. М.: Омега-Л, 2007.

2. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. СПб: Изд-во СПбГУЭФБ 1996.

3. Попов Е. В., Симонова В. Л. Оппортунизм экономических агентов. Екатеринбург, УрО РАН, Институт экономики. 2007.

4. Глухов В. В., Коробко С. Б., Марипина Т. В. Экономика знаний. СПб., Питер, 2003.

5. Мингалева Ж. А. Сотрудничество бизнеса и системы образования как фактор управления инновационными процессами: зарубежный опыт. //Высшее профессиональное образование, бизнес, власть: опыт и перспективы взаимодействия в подготовке управленческих кадров, ориентированных на инновации. Пермь: ЗУИЭП, 2009. С. 167-172.

6. «Третий сектор» России: оценка влиятельности/ АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН). М.: 2007.

7. Попов В. В. О взаимодействии краевой службы занятости населения и учебных заведений ВПО по вопросам открытия новых направлений подготовки спе-циалистов.//Высшее профессиональное образование, бизнес, власть: опыт и перспективы взаимодействия в подготовке управленческих кадров, ориентированных на инновации. Пермь: ЗУИЭП, 2009. С. 94-95.

8. Выпускники. Состояние регистрируемого рынка труда выпускников в 2008 г Пермь: Агентство по занятости населения Пермского края, 2009.

9. Социально-экономическое и политическое положение Пермского края: доклад губернатора Пермского края О.А.Чиркунова 18 декабря 2008 г. Пермь: АНО «Вестник Прикамья», 2009.

10. Протасова Е. В. Субъекты потребительского рынка и учреждения образования: взаимовыгодное сотрудничество / Е. В.Протасова, Е. Р. Мингазинова //Национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре. М.: Изд-во РГТЭУ, Ч. 2. 2005. С.288-290.

УДК 332.4:621

Минина Н. В., НурулинД. Ю.

роль аспирантуры в формировании нАучно-инновАционного

потенциала вуза

Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов общества связано с решением задач воспроизводства научных кадров высшей квалификации и улучшения их подготовки. Падение социального статуса ученых и престижа научной деятельности в настоящее время затрудняют привлечение молодежи в науку. Подготовка научных кадров во всем мире является приоритетной задачей, которая решается путем организации системы послевузовского образова-

ния. В России эту задачу решает аспирантура. Ее контингент формируется из числа выпускников университетов, проявивших склонность и способность к поисковым научным исследованиям. Материальная поддержка аспирантов и финансирование их экспериментальных работ в настоящее время осуществляются, главным образом, за счет государственного бюджета.

В СССР аспирантура была, в основном, «целевой», когда государство планировало подготовку

научных кадров, выделяя места в аспирантуре ведущих университетов для конкретных организаций по их направлениям деятельности. На эти же предприятия аспиранты, завершив свое обучение, обязаны были вернуться на работу. Государственная стипендия и участие в хоздоговорных работах университета, как правило, на должном уровне обеспечивали материальное благополучие аспирантов.

В 90-е годы в России эта система оказалась под угрозой разрушения. С падением промышленности резко сократились объемы выполняемых университетами хоздоговорных работ. Понесла серьезный урон система целевой подготовки научных кадров через аспирантуру. Размер стипендии аспирантов снизился на порядок. Экспериментальная база университетов начала устаревать морально и физически. Заметно изменилось распределение аспирантов и докторантов по отраслям наук, значительно возросла доля подготовки научных кадров по экономическим и социально-гуманитарным дисциплинам.

В последнее время государство стало больше внимания уделять развитию научного потенциала страны. Госбюджетное финансирование науки с каждым годом увеличивается. В лабораториях обновляется оборудование. Особенно успешно идет компьютерное оснащение вузов. Развитие системы технопарков дает возможность преподавателям, научным сотрудникам и учащимся участвовать в инновационных проектах, что благоприятно отражается на их материальном благополучии, при, по-прежнему, крайне низкой бюджетной зарплате. В то же время исследования, посвященные проблемам развития науки и образования в России, по-прежнему показывают наличие негативных тенденций в области кадрового потенциала науки и высшей школы. Средний возраст преподавателей и научных сотрудников неуклонно растет, причем наиболее тревожным является снижение числа научно-педагогических сотрудников в возрасте 35-45 лет.

Система аспирантуры играет ключевую роль в омоложении и развитии научного потенциала страны. Эффективность ее работы является предметом многих исследований. В работах [1-3] приведены результаты анализа современного состояния аспирантуры по итогам социологических опросов аспирантов, показана необходимость дополнительного инновационного обучения в рамках аспирантуры. Однако в проводимых в настоящее время работах недостаточное внимание уделяется вопросам взаимосвязи степени участия аспирантов в научной и инновационной деятельности с результатами их

обучения в аспирантуре. Углубленное изучение этих вопросов поможет более четко определить круг проблем аспирантов и предложить комплекс мер, направленных на повышение эффективности участия аспирантуры в развитии научно-инновационного потенциала вузов.

Основным является вопрос: как влияет современная система управления высшей школой на эффективность развития кадрового и научно-инновационного потенциалов вуза? Аргументированный ответ на этот вопрос предполагает изучение ряда частных вопросов: в каких условиях находятся молодые люди, пытающиеся войти в научную среду через систему послевузовского образования, чем мотивируется их работа и учеба, каковы их материальные возможности для обеспечения своих потребностей во время учебы в аспирантуре и какие меры организационно-технического характера могут быть оперативно приняты вузами для повышения эффективности обучения в аспирантуре?

Для ответа на перечисленные вопросы в СПбГПУ было проведено анкетирование аспирантов. Из общего контингента в более 800 человек в анкетировании приняли участие около 150 аспирантов всех форм и направлений обучения. Одной из задач проведенного опроса было выявление связи между формами решения социальных проблем молодых соискателей ученых степеней и степенью их вовлеченности в научную и образовательную деятельность вуза, что оказывает непосредственное влияние на качество и результаты их обучения в аспирантуре.

Известно, что абсолютное большинство аспирантов, включая аспирантов очной формы обучения, совмещают обучение в аспирантуре с работой. В зависимости от степени соответствия этой работы направлениям диссертационных исследований можно выделить следующие виды работ: работа по специальности при вузе; работа по специальности вне вуза; работа не по специальности. Работа по специальности при вузе также может быть разделена на 2 вида: участие в научных проектах, проводимых подразделениями вуза и малыми научно-инновационными компаниями, созданными учеными вуза. Если участие аспирантов в научных проектах подразделений вуза является традиционной формой научной деятельности, которая хорошо изучена и отлажена, то научное взаимодействие малых инновационных фирм с вузом и участие аспирантов в этом взаимодействии является достаточно новой формой, требующей изучения и развития.

В СПбГПУ взаимодействие вуза с малыми инновационными фирмами осуществляется в рамках Технопарка в Лесном. Естественной гипотезой является предположение, что аспиранты СПбГПУ работают в этих фирмах чтобы решать свои социальные вопросы, с одной стороны, и чтобы проводить исследования в рамках диссертационных работ - с другой.

При проведении анкетирования аспирантам были заданы вопросы по следующим направлениям исследований. Каков социальный статус аспирантов, активно задействованных в научно-инновационной деятельности вуза? Какие проблемы в работе наблюдаются у различных групп опрашиваемых аспирантов? Каковы основные источники получения средств к существованию у наиболее активной части аспирантов? Каков социальный портрет аспиранта, активно вовлеченного в научно-инновационную деятельность вуза? Как и чем можно заинтересовать творческую часть аспирантов в продолжении их карьеры в рамках вуза?

При изучении данных, полученных по результатам опросов, было отмечено, что вовлеченность в образовательный процесс наиболее высока среди аспирантов бюджетной формы обучения и среди аспирантов, работающих по специальности при университете. Вовлеченность в НИР наиболее высока среди аспирантов, работающих при университете (то есть участвующих в научно-инновационных проектах подразделений СПбГПУ либо работающих в одном из малых предприятий, базирующихся на территории университета). Расширение возможностей взаимодействия аспиран-

тов с этими малыми фирмами может увеличить эффективность работы над диссертациями и будет способствовать привлечению аспирантов к научной и образовательной деятельности в рамках вуза.

Опрос показал, что уровень материальной обеспеченности у аспирантов технических специальностей ниже, чем у аспирантов гуманитарных специальностей. Этот уровень у аспирантов, работающих при вузе, также ниже среднестатистического показателя. Аспиранты технических специальностей среди основных проблем чаще отмечали материальные трудности. При решении вопросов материального обеспечения молодых специалистов особого внимания заслуживает именно на эту группу.

Сравнение результатов опроса по различным группам опрошенных приведено на рис. 1.

Среди аспирантов, работающих по специальности при университете, высок процент тех, кто отметил среди трудностей устаревшую экспериментальную базу (более 40 %). Именно эти аспиранты более других вовлечены в образовательную и научную деятельность вуза, как следствие более плотно работают над диссертацией и лучше других могут оценить реальное отрицательное влияние устаревшей экспериментальной базы на свою работу. Несмотря на серьезные позитивные изменения, произошедшие в оснащенности лабораторий научным оборудованием, которые произошли в СПбГПУ в ходе реализации Инновационно-образовательного проекта, проблема качества экспериментальной базы по-прежнему стоит достаточно остро.

80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

ЁТЁпЕ

|

□ Часто

■ Эпизодически

□ Не участвуют

Всего

1. Коммерческая форма обучения

2. Бюджетная форма обучения

3. Работающие по специальности при вузе

4. Работающие по специальности вне вуза

5. Работающие не по специальности

6. Технические специальности

7. Гуманитарные специальности

Рис. 1. Уровень материального благополучия аспирантов

Результаты опроса показывают (рис. 2, 3), что с точки зрения вовлеченности аспирантов в деятельность вуза, коммерческая форма обучения в аспирантуре менее эффективна, чем бюджетная, т.к. именно аспиранты бюджетной формы обучения больше других вовлечены как

в образовательный процесс, так и в проведение научных исследований в вузе. В тоже время именно в этой группе материальные трудности в качестве основной проблемы при подготовке диссертации выделают более 40 % опрошенных аспирантов.

□ Регулярно

■ Эпизодически

□ Не вовлечены

Рис. 2. Участие аспирантов в образовательной деятельности вуза

70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0%

Л С— - -

1 =1 III.- ч Г.} =г

□ Часто

■ Эпизодически

□ Не участвуют

Всего 1 2

3 4 5

1. Бюджетная форма обучения

2. Коммерческая форма обучения

3. Работающие по специальности при вузе

4. Работающие по специальности вне вуза

5. Работающие не по специальности

Рис. 3. Участие аспирантов в оплачиваемых НИР

Результаты проведенных исследований и опросов показали, что современный размер стипендий аспирантов является серьезным сдерживающим фактором, который не позволяет молодым ученым сосредоточить все свои усилия на выполнении диссертационных исследований. В условиях суще-

ствующих бюджетных ограничений невозможно рассчитывать на кардинальные изменения в этой области в ближайшее время. Следовательно, вузам необходимо предпринимать иные меры по улучшению материального положения аспирантов. Особенно это касается аспирантов инженерных спе-

циальностей, которые, с одной стороны, находятся в худших экономических условиях, по сравнению с аспирантами гуманитарных специальностей, а с другой стороны, составляют кадровый резерв ученых для наиболее востребованных сегодня областей науки, техники и технологий. Эти меры должны лежать в плоскости развития форм взаимодействия вузов с наукоемким бизнесом, причем особое внимание следует уделять участию аспирантов в работе малых инновационных фирм, созданных учеными вуза для коммерциализации своих научных результатов.

Необходимо также восстановление целевой подготовки специалистов в рамках аспирантуры, интенсивное обновление материально-технической базы вузов, а также расширение возможностей для участия аспирантов в научных проектах подразделений вуза с целью получения ими практического опыта и дополнительного материального обеспечения. В комплексе данный ряд мер способен эффективно и в короткие сроки повысить результативность работы вузовской аспирантуры, а также степень ее влияния на развитие научного, инновационного и образовательного потенциалов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.