УДК: 005.342:378.1 DOI: 10.12737/23996
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ БИЗНЕС-ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА
Родионова Е.М., Самостроенко Г.М.1
В статье выделены подходы при рассмотрении сущности инновационного потенциала вуза. Рассмотрены ресурсы развития внутреннего инновационного потенциала: интеллектуальный, материально-технический, кадровый, финансовый, имиджевый, инфраструктурный. Рассмотрены направления инновационного развития современного вуза. Цели подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с существующим законодательством и связанные с этим задачи. Выделены и сгруппированы сильные и слабые стороны процесса подготовки инновационных кадров в региональных вузах. Сформулированы стратегические направления инновационного развития регионального вуза и способы достижения целей.
Ключевые слова: бизнес, инновационный потенциал, кадровый потенциал, коммерциализация интеллектуальной собственности, инновационный менеджмент.
DEVELOPMENT OF METHODICAL APPROACHES TO ASSESSMENT OF BUSINESS-FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE UNIVERSITY
RODIONOVA E. M. - Doctor of Economic Sciences, Orel State University named after Turgenev I. S. (Russian Federation. Orel), e-mail: [email protected].
SAMOSTROENKO G.M. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Marketing, Orel State University named after Turgenev I.S. (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected].
The article highlights approaches to consideration of essence of innovative potential of the University. There are resources for the development of internal innovation capacity: intellectual, logistical, personnel, financial, infrastructure. The directions of innovative development of the modern University are examined. There is a purpose of training highly qualified personnel, in accordance with existing legislation and related tasks. The strengths and weaknesses of the process the training of the innovative staff in the regional universities are distinguished and grouped. The strategic directions of innovative development of regional university and the ways of achieving purposes are formulated.
Keywords: business, innovative potential, human resources, commercialization of intellectual property, innovative management.
В современном мире система образования, без сомнения, является основой формирующегося общества знания, и любые ее изменения оказывают существенное влияние на все социально-экономические процессы. Образование сегодня понимается как
Родионова Екатерина Михайловна - доктор экономических наук, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, адрес: 302026, Россия, г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 94, e-mail: [email protected].
Самостроенко Георгий Максимович - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга; Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, адрес: 302026, Россия, г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 94, е-mail: [email protected].
национальный потенциал и капитал, как условие обеспечения конкурентоспособности государства и общества. В этой связи особую значимость приобретает определение эффективности национальной образовательной системы1. Следует отметить, что цели, ставящиеся государством в области образования, определяются проблемами общества на данном этапе развития. В числе таких проблем могут быть преодоление социально-экономического, политического или культурного кризиса, обеспечение национальной безопасности и повышение уровня жизни.
Необходимость развития инновационной составляющей является одной из ключевых задач развития современного вуза. Она констатирует меру готовности университета к осуществлению инновационной деятельности. При рассмотрении сущности инновационного потенциала вуза принято выделять следующие подходы.
Инновационный потенциал вуза рассматривается как совокупность ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный потенциал вуза рассматривают как совокупность ресурсной и результативной составляющих инновационной деятельности вуза, которые во взаимодействии обеспечивают получение инноваций.
Для реализации развития внутреннего инновационного потенциала вуза используются следующие ресурсы: интеллектуальный, материально-технический, кадровый, финансовый, имиджевый, инфраструктурный. Все эти ресурсы тесно взаимосвязаны между собой, однако можно сказать, что на передний план в данном контексте выходят инновационный, кадровый и финансовый потенциалы вуза. Именно их наличие и качество определяют вектор направления инновационного развития современного вуза.
Остановимся на каждом из них. Кадры представляют сегодня основной элемент научного потенциала страны. Сам характер научной деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение личности ученого в творческом процессе создания новых знаний, обусловливает превращение проблемы комплексного развития и улучшения использования человеческого фактора в одну из наиболее актуальных и острых проблем экономики, основанной на знаниях. Численность исследователей отражает инновационный потенциал занятого в экономике страны населения2.
Кадровый потенциал современного вуза составляют прежде всего профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты и студенты, которые участвуют в инновационной деятельности вуза и обеспечивают инновационное развитие учебного и исследовательского процессов. Следует отметить, что деятельность преподавателя современного вуза многоаспектна и многогранна. Сегодня от преподавателя требуются знания в области организации и проведения мероприятий, нацеленных на разностороннее развитие личности будущего специалиста с высшим профессиональным образованием.
Интеллектуальный потенциал включает в себя инновационные продукты, инновационные образовательные программы и учебно-методическое обеспечение вуза, которые представляют собой основу исследовательского и образовательного процессов. Финансовый потенциал состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования научных исследований и образовательной деятельности. Наиболее существенное влияние из всего перечисленного оказывает все же кадровый потенциал. Он и является тем самым вектором,
1 Рудакова О.В., Полянин А.В., Марченкова Л.М. Современное состояние и основные тенденции развития мирового рынка образовательных услуг // Вестник ОрелГИЭТ. - 2015. - №3(33). - С. 115.
2 Рудакова О.В., Бардовский В.П. Научно-технический потенциал стран мира: Россия на фоне мировых тенденций // Вестник ОрелГИЭТ. - 2014. - №1(27). - С. 37.
направление которого и определяет инновационное развитие вуза. Рассмотрим его подробнее.
Кадровый потенциал вуза - это инноваторы, работающие в исследовательском и учебном процессах вуза. Особое значение здесь имеют докторанты, аспиранты и одаренные студенты, т.к. от степени их вовлечения в инновационную деятельность вуза зависит его будущее.
Исследование региональных вузов показало, что на подготовку кадров высшей квалификации значительно влияют положительные и отрицательные факторы, имеющие место в современных вузах.
Инновационное развитие современного вуза возможно только за счет формирования человеческого и интеллектуального капитала и должно быть направлено на:
- осуществление научно-исследовательской деятельности аспирантами и докторантами, направленной на повышение роли вуза в экономике региона и повышение качества жизни населения региона;
- обеспечение высокого уровня подготовки аспирантов и докторантов, способных работать в лучших национальных и иностранных университетах, компаниях (организациях) и в органах власти, а также предпринимателей, способных создавать и развивать успешные компании;
- содействие формированию национальной модели системы подготовки кадров высшей квалификации, обладающего высокой долей дискреционных средств за счет диверсифицированной базы финансирования, обеспечивающей устойчивое развитие вуза.
Известно, что целями подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с существующим законодательством являются:
- углубленное изучение методологических основ профильных наук;
- формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
- совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность;
- совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.
Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения. Необходимость ориентации на развитие научно-исследовательского потенциала, достижение новых образовательных результатов приводит к существенному изменению системы организации работы в современном образовательном учреждении1.
Экономические выгоды послевузовского образования могут быть самыми разнообразными по форме: натуральными и денежными, непосредственными и опосредованными. Как правило, чем выше образование у человека, тем большую заработную плату он получает, тем шире его возможности устроиться на престижную работу, лучше адаптация к изменениям, вызванным НТР. Уровень образования оказывает неоднозначное воздействие на положение индивида на рынке труда. С одной стороны, по всем секторам экономики с ростом уровня образования уменьшается риск потери работы, с другой — в случае ее потери образование может как помочь, так и препятствовать быстрому трудоустройству. Это связано с тем, что с повышением уровня образования возрастают требования индивида к условиям труда, его
1 Мироненко Н.В. Системно-оптимизационный подход к организации внеаудиторной работы в студенческом научном клубе // Государственное управление. Электронный вестник. - и^: М1р://еНЬга|-у.шЛ^п1оа<46905496.р<Цдата обращения: 20.08.2016)
оплате, увеличиваются вмененные издержки, связанные с переподготовкой рабочей силы, и период поиска подходящей работы становится более продолжительным. Тем не менее уровень безработицы среди экономически активного населения по мере роста образования падает1.
В связи с этим необходимо выполнение следующих задач:
1. Обеспечение высокого качества образования в процессе реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
2. Совершенствование организации и осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры.
3. Содействие реализации исследовательского компонента программ аспирантуры в рамках деятельности научных школ и структурных компонентов научной инфраструктуры вуза.
4. Содействие информационному позиционированию вуза.
5. Повышение эффективности управления образовательным процессом по программам аспирантуры.
6. Совершенствование и внедрение новых форм и методов организации работы с талантливой молодежью.
7. Привлечение талантливой молодежи к научным исследованиям в процессе обучения, в частности созданы сайт «Познание», Совет молодых ученых, Неделя науки и т.д.
8. Научные школы, работающие в замкнутом цикле подготовки, - магистратура (специалитет)-аспирантура-докторантура-диссертационный совет.
9. Возможность введения новых направленностей по аккредитованным направлениям подготовки кадров высшей квалификации на основе имеющегося научного потенциала.
10. Подготовка аспирантов, обучающихся по квотам для иностранных граждан, установленным Правительством РФ, и по договорам-контрактам.
11. Опыт международного сотрудничества в подготовке кадров высшей квалификации.
12. Опыт участия в международных программам сотрудничества Tacis, Tempus, Erasmus+.
13. Наличие опыта участия в международных исследовательских проектах.
14. Опыт подготовки специалистов посредством Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), СУ БРИКС.
15. Наличие современных общежитий и спортивных комплексов с бассейном.
Следует отметить, что при подготовке инновационных кадров в региональных вузах
необходимо остановиться на сильных и слабых сторонах этого процесса, которые можно в целом свести в следующие основные группы. К сильным сторонам вузов, на примере ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева, можно отнести:
Большое количество реализуемых научных направлений и направленностей - 27 и 92 соответственно.
69 реализуемых основных профессиональных образовательных программ.
Более 200 научных руководителей.
69 реализуемых ОПОП.
Тесная взаимосвязь аспирантуры с институтами и факультетами университета (рис. 1).
1 Родионова Е.М. Оценка инвестиций в послевузовское профессиональное образование // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - №29. - С. 139.
Физико-
математический факультет
Факультет
естественных
наук
Факультет технологии, предприниматель ства и сервиса
Технологический институт имени Н.Н.
Поликарпова
Медицинский институт
Институт педагогики и психологии
Институт экономики и управления
Институт
«Академия
права»
Философский факультет
Институт
иностранных
языков
Математика и механика
■ Физика и астрономия
■ Химические науки
■ Науки о земле
■ Биологические науки
■ Архитектура
■ Техника и технологии строительства - Информатика и вычислительная
01.06.01 03.06.01 04.06.01 05.06.01 06.06.01 07.06.01 08.06.01 09.06.01 техника
12.06.01 - Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
15.06.01 - Машиностроение 19.06.01 - Промышленная экология и биотехнологии
23.06.01 - Техника и технологии наземного транспорта
29.06.01 - Технологии легкой промышленности
30.06.01 - Фундаментальная медицина
31.06.01 - Клиническая медицина
32.06.01 - Медико-профилактическое дело
35.06.01 - Сельское хозяйство
37.06.01 - Психологические науки
38.06.01 - Экономика
40.06.01 - Юриспруденция
41.06.01 - Политические науки и
регионоведение
44.06.01 - Образование и педагогические науки 45.06.01 - Языкознание и литературоведение 46.06.01 - Исторические науки и археология 47.06.01 - Философия, этика и религоведение 50.06.01 - Искусствоведение 331 - аспирант
Архитектурно-строительный институт
Институт транспорта Институт
приборостроения, автоматизации и информационных технологий
Институт биотехнологии и биоинженерии
Центр
междисциплинарного инжиниринга
Факультет «Академия физической культуры и спорта»
Факультет повышения квалификации и бизнеса
Институт филологии
Исторический факультет
Художественно-
графический
факультет
Рисунок 1 - Место подготовки кадров высшей квалификации в структуре вуза Picture 1 - Place of training personnel of higher qualification in the structure of the University
Однако при наличии сильных сторон необходимо отметить и слабые стороны.
1. Как правило, недостаточное количество КЦП по УГС, относящимся к перечню специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утвержденному Правительством Российской Федерации.
2. Высокий средний возраст штатных докторов наук и слабая кадровая обеспеченность по ряду направлений подготовки кадров высшей квалификации.
3. Инертность профессорско-преподавательского состава ряда кафедр в осуществлении научно-исследовательской работы с привлечением внешнего финансирования. Ведение научной работы без привлечения внешнего финансирования и без учета системы приоритетов вуза в сфере подготовки кадров высшей квалификации по ряду направлений.
4. Разрыв между наукой и образованием, в результате чего научные результаты не капитализируются в сфере образования, а в проведение научных исследований не вовлекаются аспиранты.
5. Снижение эффективности работы аспирантуры, связанное с отсутствием глубоких традиций научной работы и сформированных научных школ по ряду научных направлений.
6. Низкая конкурентоспособность результатов НИР профессорско-преподавательского состава, несоответствие уровня публикаций современным мировым требованиям по ряду направлений подготовки снижают возможность качественной подготовки аспирантов.
7. Отсутствие в университете, регионе и в соседних регионах диссертационных советов по отдельным направлениям подготовки аспирантов, что затрудняет возможность защиты диссертационных работ исследователей.
8. Отсутствие у части преподавателей университета опыта/навыков и стремления/мотивации к проведению исследований международного уровня с публикацией результатов в журналах с высоким импакт-фактором и представлением докладов на международных конференциях.
9. Недостаточный уровень кооперации с иностранными коллегами или коллегами из других российских вузов при проведении исследований.
10. Низкий уровень владения преподавателей иностранными языками.
11. Недостаточность сфокусированной предметной политики в научных исследованиях и системы обеспечения качества исследований.
12. Низкая вовлеченность аспирантов в процесс исследований.
13. Отсутствие образовательных программ по подготовке кадров высшей квалификации на иностранном языке.
14. Неадаптированность образовательных программ на русском языке под нужды иностранных соискателей.
15. Отсутствие международных лабораторий по ведущим научным направлениям университета.
16. Отсутствие института спонсорства.
17. Недостаточно активная политика международного продвижения образовательных услуг по подготовке кадров высшей квалификации.
В течение ряда последних лет на всех уровнях государственной власти и в корпоративном секторе осознано, что без своевременного обоснования перспектив жизнедеятельности страны, региона, муниципалитета, организации целенаправленное и эффективное развитие невозможно. Стратегическое программирование в рыночной среде - это обоснование системы ключевых целей и пропорций развития на всех указанных уровнях управления с последующим
формированием системы важнейших целевых программ1. Вышеизложенное дает возможность сформулировать стратегические направления развития вуза на данном этапе:
1. Реализация принципа обучения через проведение научных исследований на всех стадиях подготовки специалистов.
2. Поддержка действующих и формирование новых научных школ вуза, укрепление их материальной базы.
3. Создание условий для развития фундаментальных научных исследований в научных школах. Укрепление творческих связей и сотрудничества с отечественными и зарубежными научными центрами.
4. Активное участие руководителей основных профессиональных образовательных программ в реализации научных программ и проектов с обязательным привлечением аспирантов.
5. Расширение спектра прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники и критических технологий РФ.
6. Совершенствование механизмов, стимулирующих участие в проведении научных исследований руководителей аспирантов и аспирантов.
7. Увеличение направлений подготовки научных кадров высшей квалификации, увеличение численности аспирантов и докторантов. Повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры.
8. Совершенствование системы мониторинга и оценки результативности научных исследований в рамках научных школ, в которых осуществляется подготовка аспирантов. Создание и поддержка базы данных по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, обеспечение удаленного доступа к базе данных, создание системы электронного документооборота.
9. Обеспечение научных исследований современным оборудованием, инструментарием и программными средствами, поддержание устойчивости научной среды по научным направлениям университета, относящимся к перечню специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утвержденному Правительством Российской Федерации.
На основании стратегических направлений развития вуза выделим направления и способы достижения целей:
1. Активизация деятельности по привлечению средств бюджетов всех уровней, фондов, средств предприятий и частных инвесторов на развитие научных исследований в вузе.
2. Развитие центров компетенций, сформированных на базе научных школ.
3. Доведение результатов большинства научных исследований до коммерциализуемого товарного продукта.
4. Развитие механизмов защиты прав интеллектуальной собственности и обеспечение информационной безопасности.
5. Обучение аспирантов университета основам коммерциализации интеллектуальной собственности, коммерческому менеджменту. Введение в план подготовки аспиранта предмета «Коммерческий менеджмент».
1 Любовный В.Я., Садков В.Г., Самостроенко Г.М. О проблемах и перспективах формирования в россии целостной федерально-региональной системы стратегического программирования // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №1. - С. 2.
6. Развитие инновационной инфраструктуры университета (бизнес-инкубатора, научно-технологического парка, центра трансфера технологий, учебного центра развития малого предпринимательства) и интеграция ее в экономическое и образовательное пространство Орловской области.
7. Расширение инфраструктуры студенческой инновационной деятельности.
8. Активное участие в международных, федеральных и региональных инновационных программах, и проектах.
Подводя итог, можно сказать, что эффективное использование вузом имеющегося кадрового потенциала для реализации внутренних инновационных процессов даст возможность достичь высокой инновационной активности, при которой вуз сможет формировать и использовать кадровый потенциал во взаимосвязи с научной организацией внутренних инновационных процессов в имеющемся инновационном пространстве с возможностью получения заявленных результатов.
Библиография/References:
1. Любовный В.Я., Садков В.Г., Самостроенко Г.М. О проблемах и перспективах формирования в России целостной федерально-региональной системы стратегического программирования // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 1. - С. 2-10.
2. Меркулов П.А. Актуальные проблемы воспитательного аспекта деятельности преподавателя в процессе обучения военных инженеров // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2016. - № 2-1 (8). - С. 125-127.
3. Мироненко Н.В. Системно-оптимизационный подход к организации внеаудиторной работы в студенческом научном клубе // Государственное управление. Электронный вестник. - URL: http://elibrary.ru/download/46905496.pdf.
4. Родионова Е.М. Оценка инвестиций в послевузовское профессиональное образование // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 29. - С. 139-150.
5. Рудакова О.В., Бардовский В.П. Научно-технический потенциал стран мира: Россия на фоне мировых тенденций // Вестник ОрелГИЭТ. - 2014. - № 1 (27). - С. 35-42.
6. Рудакова О.В., Полянин А.В., Марченкова Л.М. Современное состояние и основные тенденции развития мирового рынка образовательных услуг // Вестник ОрелГИЭТ. - 2015. -№ 3 (33). - С. 115-121.
1. Liubovnyi, V.Ia., Sadkov, V.G., Samostroenko, G.M. (2009) O problemakh i perspektivakh formirovaniia v Rossii tselostnoi federal'no-regional'noi sistemy strategicheskogo programmirovaniia [The problems and prospects of formation in the Russian integrated federal-regional strategic programming system] // Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economics: theory and practice]. - № 1. - p. 2-10. (In Russ.)
2. Merkulov, P.A. (2016) Aktual'nye problemy vospitatel'nogo aspekta deiatel'nosti prepodavatelia v protsesse obucheniia voennykh inzhenerov [Actual problems of the educational aspect of the activity of the teacher in the learning process of military engineers] // Aktual'nye napravleniia nauchnykh issledovanii: ot teorii k praktike [Relevant lines of scientific research: theory and practice]. - № 2-1 (8). - P. 125-127. (In Russ.)
3. Mironenko, N.V. Sistemno-optimizatsionnyi podkhod k organizatsii vneauditornoi raboty v studencheskom nauchnom klube [System-optimization approach to the organization of extracurricular work in student scientific club] // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [E-journal. Public Administration]. - URL: http://elibrary.ru/download/46905496.pdf. (In Russ.)
4. Rodionova, E.M. (2008) Otsenka investitsii v poslevuzovskoe professional'noe obrazovanie [Valuation of investments in post-graduate professional education] // Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta [CSU Bulletin]. - № 29. - P. 139-150. (In Russ.)
5. Rudakova, O.V., Bardovskii, V.P. (2014) Nauchno-tekhnicheskii potentsial stran mira: Rossiia na fone mirovykh tendentsii [Scientific and technical potential of the world: Russia against the background of global trends] // Vestnik OrelGIET [OrelSIET Bulletin]. - № 1 (27). - P. 35-42. (In Russ.)
6. Rudakova, O.V., Polianin, A.V., Marchenkova, L.M. (2015) Sovremennoe sostoianie i osnovnye tendentsii razvitiia mirovogo rynka obrazovatel'nykh uslug [Current state and main tendencies of the world market of educational services] // Vestnik OrelGIET [OrelSIET Bulletin]. - № 3 (33). - P 115-121. (In Russ.)