Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХИТЕКТУРЫ И КИНОИНДУСТРИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХИТЕКТУРЫ И КИНОИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / кинематограф / киноиднустрия / декорации / сценография / архитектура кинематографического выражения / architecture / cinema / film industry / scenery / scenography / architecture of cinematic expression

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дусенбаева Камилла Бауржановна

Статья посвящена выявлению теоретических аспектов взаимодействия архитектуры и киноиндустрии. И кино, и архитектура это формы искусства, возникающие в результате совместных усилий специалистов в этих областях творчества. В обоих случаях функции каждого из них не существуют сами по себе, а тщательно продуманы. Визуальная природа архитектурного опыта играют важную роль в том, как зрители воспринимают происходящее на экране в каждой конкретной сцене, и как они воспринимают все кинопроизведение в целом. Архитектура в кинематографе является пространственно-организующим началом, с одной стороны, и в то же время, она служит и хроноиндикатором, обозначающим историко-культурную эпоху, в которой разворачиваются события того или иного фильма. Архитектура совместно с актерами «играет» свою роль в киноленте, обрамляя ее события и взаимодействие персонажей фильма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to identifying conceptual aspects of the interaction between structures and the film industry. Both cinema and architecture are art forms that arise from the development of professionalism in these creative fields. In both cases, the functions of each of them do not exist on their own and are carefully thought out. Visual hardware experience plays a major role in how viewers perceive what is happening on screen in any given scene, and how they perceive the entire film work. Architecture in America is a spatialorganizing principle, on the one hand, and at the same time it also serves as a chrono-indicator, designating the historical and cultural era in which the events of a particular film unfold. Architecture, together with the actors, “plays” its role in the film, framing its events and the interaction of the film’s characters.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХИТЕКТУРЫ И КИНОИНДУСТРИИ»

УДК 008:72+791.43/.45

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХИТЕКТУРЫ И КИНОИНДУСТРИИ

Дусенбаева Камилла Бауржановна,

студентка 2 курса магистратуры направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена выявлению теоретических аспектов взаимодействия архитектуры и киноиндустрии. И кино, и архитектура - это формы искусства, возникающие в результате совместных усилий специалистов в этих областях творчества. В обоих случаях функции каждого из них не существуют сами по себе, а тщательно продуманы. Визуальная природа архитектурного опыта играют важную роль в том, как зрители воспринимают происходящее на экране в каждой конкретной сцене, и как они воспринимают все кинопроизведение в целом. Архитектура в кинематографе является пространственно-организующим началом, с одной стороны, и в то же время, она служит и хроноиндикатором, обозначающим историко-культурную эпоху, в которой разворачиваются события того или иного фильма. Архитектура совместно с актерами «играет» свою роль в киноленте, обрамляя ее события и взаимодействие персонажей фильма.

Ключевые слова: архитектура, кинематограф, киноиднустрия, декорации, сценография, архитектура кинематографического выражения.

Annotation. The article is devoted to identifying conceptual aspects of the interaction between structures and the film industry. Both cinema and architecture are art forms that arise from the development of professionalism in these creative fields. In both cases, the functions of each of them do not exist on their own and are carefully thought out. Visual hardware experience plays a major role in how viewers perceive what is happening on screen in any given scene, and how they perceive the entire film work. Architecture in America is a spatial-organizing principle, on the one hand, and at the same time it also serves as a chrono-indicator, designating the historical and cultural era in which the events of a particular film unfold. Architecture, together with the actors, "plays" its role in the film, framing its events and the interaction of the film's characters.

Key words: architecture, cinema, film industry, scenery, scenography, architecture of cinematic expression.

Постановка проблемы. Междисциплинарный диалог между архитектурой и киноведением имеет долгую историю. Первые теоретики кино отмечали сходство архитектуры и кино как пространственных искусств, особенно их общей способностью организовывать пространство и время. Архитекторы-модернисты были увлечены возможностями кино воспроизводить движение, использованием монтажа для создания нескольких перспектив.

Уже самые ранние взаимодействия архитектуры и кино легли в основу академических исследований, которые с 1990-хгг. быстро расширились в области исследований кино и медиа в рамках пространственного поворота в гуманитарных науках. Архитекторы и историки архитектуры также сосредоточили внимание на кино и экранных средствах массовой информации в теории и практике, особенно в отношении цифровых технологий. Архитектура и движущиеся изображения в настоящее время представляют собой разнообразную и разнородную область исследований с несколькими отдельными, но пересекающимися кластерами интересов; отчасти из-за ее многодисциплинарной истории не существует единого теоретического или методологического подхода.

С точки зрения текста ученые проанализировали и теоретизировали кинематографическое представление архитектурного пространства и взаимодействие кино с различными стилями и направлениями. Такие работы часто затрагивают повествовательные и идеологические свойства конкретных типов кинематографического пространства. В рамках этого репрезентативного подхода ученые исследовали творчество режиссеров, чье взаимодействие с архитектурными мотивами занимает центральное место в их авторском стиле, и осветили возможности архитектуры в таких жанрах, как исторические фильмы, научная фантастика, детективы и т.д.

Исследования истории декораций и архитектуры как искусства также предоставили данные для понимания конкретных способов влияния архитектурного дизайна на кинопроизводство, особенно в студии. Значительная часть литературы рассматривает архитектурное проектирование кинотеатров как часть социальной и технологической истории выставок.

Помимо кино, вопросы потребления и зрительской аудитории занимают центральное место в исследованиях взаимодействия архитектуры и телевидения, что часто подчеркивает привилегированное место телевидения в домашнем пространстве.

Цифровой поворот создал новые области конвергенции архитектуры и движущегося изображения: от приложений, используемых архитекторами и студиями визуальных эффектов, до увеличения количества экранов в общественных местах. Таким образом, современные исследования архитектуры и движущегося изображения затрагивают как «медиа как архитектуру», так и «архитектуру как медиа».

Сам термин «архитектура» также вышел далеко за рамки своего традиционного охвата - шаг, который признается в ряде исследований.

Цель данной работы - выявление теоретических аспектов взаимодействия архитектуры и киноиндустрии, для чего были поставлены следующие задачи: проанализировать связь между архитектурой и кинематографом; обозначить роль архитектуры в репрезентации пространства на экране.

Изложение основного материала.

Связь между архитектурой и кино.

Кино - это искусство, в котором архитектура может занимать центральное место. Архитектура придает смысл истории фильма и помогает создать сцену, как с точки зрения местоположения, так и с точки зрения периода времени.

Кино позволяет сохранить архитектуру прошлых исторических периодов или создать футуристические стили. Кинематограф представляет архитектуру, какой мы видим ее в городах, в которых живем в повседневной жизни, со зданиями как новыми, так и старыми. Архитектура и кино тесно связаны, поскольку архитектура используется как часть декораций для кинематографических произведений. Это позволяет представить город реалистично или в фантастическом виде.

С 1930-хгг. кинопроизводство претерпело значительные изменения в отношении архитектуры: окружающую среду и архитектуру в фильмах пришлось адаптировать, когда фильмы начали приобретать новые измерения: «Четвертое измерение?! -восклицал Эйзенштейн, - Эйнштейн? Мистика? Пора перестать бояться этой "бяки" -четвертого измерения» [11, С. 507]. ИС.Эйзенштейн говорит и о «пятом измерении» монтажа [7, С. 247].

По мнению известного французского архитектора Ж. Нувеля, между кино и строительной индустрией существует много общего, обусловленное экономическими факторами, как с точки зрения времени, так и с точки зрения материалов. В 1980-е гг. было обычным явлением, когда кино вдохновляло архитекторов, а архитекторы, в свою очередь, вдохновляли режиссеров.

Р. Маллет-Стивенс отмечает: «Нельзя отрицать, что кино оказывает заметное влияние на современную архитектуру; в свою очередь, современная архитектура привносит в кино свою художественную сторону <...> Современная архитектура не только служит кинематографической декорацией, но и оставляет свой отпечаток на сцене, она вырывается из ее рамок; архитектура "играет"» [1].

Кино влияет и на работу архитектора, поскольку дает подсказки, указывающие на тот или иной город. Это позволяет архитекторам представить, как здание будет вписываться и восприниматься в городском пространстве.

Фильмы также могут быть полезны градостроителям, поскольку позволяют им задуматься о том, как будут развиваться города, и понять, как они могут развиваться в будущем. Благодаря кино у архитекторов есть возможность увидеть, как формируется город в нашем коллективном воображении и как по-разному можно его представить.

По мнению многих архитекторов, кино может помочь зрителям лучше адаптироваться к общественной жизни.

Роль архитектуры ерепрезентации пространства на экране.

Трудно представить фильм, действие которого происходит в вакууме. Без сцены, заполняющей каждую сюжетную линию, мы не сможем перенестись из нашей жизни в кинематографическую вселенную, в которую мы погружены. К списку способов создания фильмов можно добавить еще один: кинопроизводство с архитектурой. Сущностная архитектура кинематографического выражения и визуальная природа архитектурного опыта играют важную роль в том, как зрители воспринимают кино.

Архитектура и кино - два самостоятельных вида искусства. Л. Выготский высказал следующую мысль: «Искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе» [1,С. 405]. И этот тезис одинаково применим и к архитектуре, и к кинематографу. Что касается развития этих двух различных видов искусства, то в каждом случае его результат достигается командой профессионалов и помощников как кульминация совместных усилий.

Фильм «схватывает» и доносит до зрителей концепции. Связь между кино и архитектурой позволяет нам сосредоточиться на значении архитектуры как важного компонента любого произведения киноиндустрии, включающего пространство, время и людей.

Изучая фильмы об архитектуре, урбанистике и окружающей среде, люди знакомятся с новыми образами, которые могут изменить их взгляды быстрее, чем реальность их жизни. В частности, в кино очень важную роль играют локация и конструкция.

Здания и архитектура помогают охарактеризовать кинопроизведение. Это позволяет легче понять сложности сюжета фильма.

К схожим факторам относятся и те, о которых пишет М. Ермишева с коллегами: «Главные элементы, присущие до сего дня каждому искусству, - ритм и интонация. Они естественным образом обнаруживаются и в живописи, и в музыке, и в архитектуре, и в литературе» [3,С. 16], что также верно и для киноискусства.

Кинематографическое городское пространство является ключевым элементом в изучении воображаемых городов, созданных кинематографом, поскольку оно транслирует символы и образы или символические обстоятельства, которые выражаются в жизни жителей и их пространственной конфигурации.

Таким образом, вымышленные города в кино могут быть отображены только интуитивно, зачастую вне реализма, с которым привыкли иметь дело архитекторы.

Также говорят о географии сюжета, где главным героем является место действия. Благодаря заранее задуманным образам городские образы обладают способностью синтезировать пространственный опыт фильма, поскольку между ними и зрителем уже существует некая эмоциональная связь.

Город предстает, таким образом, как продолжение визуального опыта в пространстве воображения.

О необходимости выйти за рамки пространственного подхода в кинематографе говорили многие кинематографисты, этому вопросу уделил внимание Р. Коробко в своей работе «Семиотика и синергетика ракурса в контексте творчества кинооператора» [4].

С точки зрения человека, кино становится инструментом, раскрывающим новое измерение городских центров: город представлений, симулякров, проявлений иллюзий, где то, то чем-то не кажется, а то, чем кажется, этим не является в динамичной игре амбиций и гнева, мечты и истины. В приближении оказывается, что речь идет о виртуальном жилом пространстве. Потребность в истинном выражении и опыте проявляет совпадение между реальностью и воображением, спродуцированное идеологией образов, взращиваемой современным обществом.

Кинопространство может настраивать зрителя на повествовательное восприятие так же глубоко, как и то, что передают персонажи. Зрители улавливают чувство отчаяния в антиутопическом футуристическом городе, бессмысленность усилий, насыщенных

событиями приключения или одиночество. Архитекторам давно известно, как пространства и здания влияют на ощущения человека. Дж. Певит в работе «Мода в эпоху тревожности» пишет: «Художники, дизайнеры и архитекторы, реагируя на происходящее, экспериментировали: они искали новые средства, чтобы защитить тело и среду обитания человека от предполагаемой опасности, и в то же время осваивали новые технологии и материалы, стремясь с их помощью изменить привычный быт» [6, С. 303].

Погружаясь в архитектурные пространства на экране, можно почувствовать ощущение присутствия там, даже не посещая эти места. Такие киноизображения представляют собой архитектурные формы, наполненные взаимодействием, которое вызывают эмоции, с которым мы глубоко связаны, когда следуем за персонажами, путешествующими в этих мирах.

Здания и города могут влиять на наши эмоции и самочувствие, так как специализированные участки в области гиппокампа нашего мозга связаны с геометрией и планировкой пространств, в которых мы существуем.

Проще говоря, архитектура - это природа нашего внешнего мира. Будь то один из крупнейших городов мира или самые маленькие поселки, архитектура мест, где мы живем, работаем и отдыхаем, становится фоном для сложного жизненного опыта. Задача архитектора - использовать эту среду, прибегая к воображению и обширной базе знаний для создания различных тектонических и пространственных качеств: задать тон историям нашей личной жизни.

Выводы. В результате выявления теоретических аспектов взаимодействия архитектуры и киноиндустрии нами были сделаны следующие выводы.

Проанализирована связь между архитектурой и кинематографом.

И кино, и архитектура - это формы искусства, возникающие в результате совместных усилий специалистов в этих областях творчества. В обоих случаях функции каждого из них не существуют сами по себе, а тщательно продуманы и распределены с определенными намерениями. Поэтому неудивительно, что эти две художественные дисциплины так тесно переплетаются.

Более того, не только архитектура вовлекается в процесс кинопроизводства либо как уже существующая натура, либо как специально конструируемые декорации. В то же время, технологии кино применяются архитекторами для решения их профессиональных задач.

Обозначена роль архитектуры в репрезентации пространства на экране.

В первую очередь, визуальная природа архитектурного опыта играют важную роль в том, как зрители воспринимают происходящее на экране в каждой конкретной сцене, и как они воспринимают все кинопроизведение в целом.

Также архитектура в кинематографе является пространственно-организующим началом, с одной стороны, и в то же время, она служит и хроноиндикатором, обозначающим историко-культурную эпоху, в которой разворачиваются события того или иного фильма.

Помимо этого архитектура совместно с актерами «играет» свою роль в киноленте, обрамляя ее события и взаимодействие персонажей фильма.

Таким образом, архитектурный дизайн в кино - это гораздо больше, чем просто сценография, поскольку он создает корреляцию между временем, пространством и человеком.

Список литературы:

1. Выготский,Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - СПб.: Азбука, 2000.-413 с.

2. Делез,Ж. Кино / Жиль Делез; [перевод с французского Борис Скуратов]. -Москва: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 559 с.

3. Ермишева, М.Н. Архитектура и музыка в кино: стратегии и средства включения в медиатекст / М.Н. Ермишева // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2020. - №2 (37).-С. 15-24

4. Коробко, Р.В. Семиотика и синергетика ракурса в контексте творчества кинооператора. - Текст: элекронный /Р.В. Коробко // Верхневолжский филологический вестник. - 2019. - № 1 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semiotika-i-sinergetika-rakursa-v-kontekste-tvorchestva-kinooperatora (дата обращения: 20.09.2023)

5. Мелодинский, Д.Л. Ритм в архитектурной композиции: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» / Д.Л. Мелодинский. - Изд. 3-е. - Москва: URSS, 2017. - 234 с.

6. Певит, Дж. Мода в эпоху тревоги / Дж. Певит, Л.А. Алябьева // Шаги/Steps. -2021,-№4,-Т. 7. - С. 300-309

7. Попова, Л.В. Художественный образ в понимании С. Эйзенштейна и П. Флоренского / Л.В. Попова // Вестник славянских культур. - 2017,- №1. - Т.43. -С. 242-250

8. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский. - М.: Прогресс, 1993. - 324 с.

9. Хренов, Н.А. Образы Великого разрыва : кино в контексте смены культурных циклов / Н.А. Хренов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 535 с.

10. Шереметева, А.С. Язык кино: С. Эйзенштейн и Р. Барт / А.С. Шереметева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2018. - № 1. - С. 95-98

11. Эйзенштейн, С.М. Монтаж / С.М. Эйзенштейн. - Москва: ВГИК, 2000. - 588 с.

12. Эйзенштейн, С.М. Психологические вопросы искусства / С.М. Эйзенштейн; ред.-состав. д. фил. наук Е.Я. Басин. - М.: СМЫСЛ, 2002. - 260 с.

13. Architecture and Film. - Текст: электронный // International Architecture Firm. -RMJM: сайт. - URL: https://rmjm.com/architecture-and-film/ (дата обращения: 15.09.2023)

УДК 008:351.85+327.82

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена выявлению ключевых аспектов актуализации проблем культурного наследия в контексте международного культурного сотрудничества. Сегодня культурное наследие рассматривается как социальный опыт, как материальная или духовная ценность, сохраняющая особое значение в государственном или общемировом масштабе. Культурное наследие приобрело значение социокультурного, экономического, политического ресурса для конструирования и консолидации социума, его обновления и дальнейшего развития. Эффективное использование духовного потенциала отечественного культурного наследия способно оказать значительное влияние на формирование положительного имиджа России.

Ключевые слова: культурное наследие, социокультурное развитие, ресурсность культурного наследия, международное культурное сотрудничество, культурная дипломатия, Россия.

Annotation. The article is devoted to the key aspects of updating the problems of cultural heritage in the context of international cultural cooperation. Today, cultural heritage is viewed as a social experience, as a material or spiritual value that retains special significance on a national or global scale. Cultural heritage has acquired the importance of a sociocultural, economic, political resource for the construction and consolidation of society, its renewal and further development. Effective use of the spiritual potential of the domestic cultural heritage can have a significant impact on the formation of a positive image of Russia.

Key words: cultural heritage, sociocultural development, resource capacity of cultural heritage, international cultural cooperation, cultural diplomacy, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.