Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Аль-Мамори Я. — Обращение к будущему с помощью визуализации данных в научно-фантастических фильмах: антиутопия или утопия // Человек и культура. - 2022. - № 2. - С. 12 - 20. DOI: 10.25136/2409-8744.2022.2.37817 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=37817
Обращение к будущему с помощью визуализации данных в научно-фантастических фильмах: антиутопия или утопия
Аль-Мамори Ясир Худейр Обид
аспирант, кафедра культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет 656011, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Червоння, 5, кв. Б44М1
Статья из рубрики "Искусство и искусствознание"
DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.37817
Дата направления статьи в редакцию:
07-04-2022
Дата публикации:
15-04-2022
Аннотация: Предметом исследования являются способы и приемы обращения к будущему в антиутопических и утопических фильмах. Объектом исследования выступают визуальные эффекты и способы отображения будущего, которые позволяют донести до зрителя смысл повествования. В процессе исследования отдельное внимание уделяется возможностям научно-фантастических фильмов, которые создают другой мир с помощью спецэффектов, подчеркивая многие темы и скрытые идеи, изображая при этом сказку. Особый акцент сделан на том, что современные технологии, возможности создания визуальных эффектов изменили киноиндустрию, в результате чего это усилило жанровое сближение кинопродуктов утопической и антиутопической направленности, вследствие чего появилась возможность создавать правдоподобные миры, чтобы научно-фантастические фильмы воспринимались более иммерсивным способом. Основными выводами проведенного исследования является заключение, что современная традиция визуализации научно-фантастических фильмов охватывает и переплетает антиутопии и утопии в рамках одного произведения, в результате чего повествования являются вдвойне вымышленными: они создают утопическое или антиутопическое место как декорацию для истории, и в то же время само место становится историей. Особый вклад автора заключается в том, что в процессе исследования выделены визуальные приемы представления будущего в кинематографической фантастике, которые неизменно
содержат в себе культурные смыслы. Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе наиболее типичных приемов воспроизводства будущего в научно-фантастических фильмах с использованием визуальных эффектов, к числу которых относится, бруталистская архитектура, создание образа города-будущего.
Ключевые слова: визуализация, антиутопия, утопия, будущее, город, культурный смысл, образ, фантастика, декорации, история
Мечты об идеальном обществе, называемом утопией, и его негативном аналоге -антиутопии - являются весьма увлекательными темами для литературного воображения, которые в тоже время нашли свое отражение и на экране в научно-фантастических фильмах.
На сегодняшний день не существует точного определения антиутопии и утопии в кино, хотя считается, что данные жанры кинематографии включают в себя фильмы в
футуристической обстановке с моральным посланием или критикой общества -Ш. С 2000-х годов после периода затишья на экранах вновь появилось большое количество научно-фантастических фильмов, и эта тенденция сохраняется до настоящего времени.
С начала XXI века произошел сдвиг в научно-фантастическом кино по сравнению с прошлым веком. Фильмы стали футуристическими историями с различными морально-критическими замечаниями, такими как критика технологий, экологии, реалити-телевидения и частого использования женских персонажей, а также излишнего насилия Кроме того, новая целевая аудитория этих фильмов - молодежь. Представляется, что обозначенный сдвиг начался с Аватара (Кэмерон, 2004), который транслировал критику современного общества, показывающего антиутопию в повествовании, изображая в тоже время утопию. И начиная с этого момента значительный исследовательский интерес сосредоточен на анализе визуальных эффектов в утопиях и антиутопиях.
Не подлежит сомнению тот факт, что сдвиг в научно-фантастическом кино стал возможен благодаря новым технологическим возможностям, которые позволяют создавать альтернативные и правдоподобные миры. Это сделало фильмы XXI века более зрелищными, что в целом создало место для активного зрительского восприятия, в
результате чего фильмы данного жанра в XXI веке отмечаются высоким успехом-31. Научно-фантастическое кино стало смесью, создающей другой мир с помощью спецэффектов, подчеркивая многие темы и скрытые идеи, изображая при этом сказку. Благодаря различным жанровым условностям, зрители сегодня ожидают «обновления
обычной реальности» и визуализированного зрелища --41. И это не является случайностью, поскольку в отличие от литературы: визуальные эффекты имеют естественный примат, зрительные образы позволяют более ярко и реалистично представить мощные символы и мрачную атмосферу будущих обществ, над которыми нависла угроза.
Таким образом, обозначенные выше обстоятельства предопределили выбор темы данной статьи, а также являются доказательством ее актуальности в настоящее время.
Изучению значимости визуальных эффектов для изображения иллюзорного, фантастического мира посвящены работы таких ученых как: Влазнюк Н.И., Эваллье В.Д., Косинова М.И., Саморядова Я.И., Muqun Niu, Stephen Prince, Whissel, K., Floquet Pierre, Venkatasawmy Rama.
Выявлению особенностей репрезентации будущего в киноискусстве с точки зрения философско-культурологического аспекта посвятили свои труды Марков А.В., Андреева А.И., Конарев М.В., Lisa; Loock, Kathleen; Lisa Bode.
Ряд критических моментов, касающихся использования спецэффектов в научно-фантастических фильмах, которые приводят к обеднению их повествования и глубины, можно встретить в работах Маленко С.А., Некиты А.Г., Афанасьева Г.И., Шубниковой М.В., Daigle, Allain; Christie, Ian; Dan North.
Таким образом, анализ профильной литературы, научных статьей отечественных и иностранных авторов позволяет сделать вывод, что визуальные эффекты, компьютерная графика сегодня глубоко проникли в недра современного кинематографа и стали его неотъемлемой частью.
Однако, несмотря на имеющиеся публикации и интерес ученых к визуальным эффектам в кино, в современной литературе не хватает основательного изучения приемов создания зрелищности в научно-фантастических фильмах, отдельного внимания и проработки заслуживает обзор методов, благодаря которым достигается выразительность будущего.
Кроме того, необходимы дополнительные исследования, которые позволили бы выявить возможности взаимодействия между традиционными методами и компьютерно-сгенерированными моделями с целью создания единой творческой целостности фантастических фильмов.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей обращения к будущему с помощью визуализации на примере антиутопий и утопий.
Итак, научно-фантастические фильмы всегда полагались на визуальные эффекты, чтобы рассказать зрителю свои истории. Даже до успеха «Звездных войн» в 1977 году выдающиеся визуальные эффекты были решающим фактором в восприятии этих кинематографических продуктов. Зачастую лучшие научно-фантастические фильмы также включали выразительные и запоминающиеся музыкальные партитуры. Впечатления от таких фильмов, как «День, когда Земля остановилась», «Запретная планета», «2001 год: Космическая одиссея» и «Бегущий по лезвию», во многом определяются характерными зрительными эффектами и музыкой, которые сопровождали каждый фильм.
Как и вдохновляющая их научно-фантастическая литература, большинство фильмов этого жанра содержат воображаемую технологию, имеющую хоть какую-то основу, пусть и непрочную, в реальном мире науки. Экстраполируя эту науку, авторы и режиссеры могут придумывать совершенно новые миры или предполагать новые условия в нашем
мире, сохраняя при этом некоторую степень правдоподобия ^^
Научно-фантастические фильмы часто смотрят на будущее по-своему, создавая собственные версии вселенной, соответствующие той истории, которую они хотят рассказать. Когда эти фильмы фокусируются на будущем Земли, у них часто есть только два варианта - будет ли их версия Земли утопическим раем или антиутопической пустошью. Антиутопическая перспектива дает многим режиссерам творческую свободу для создания собственного мрачного фильма, обыгрывая падение общества, каким мы его знаем, и создавая безнадежные условия для героев. В случае утопии сложнее придумать якобы идеальное общество, в котором все же будет достаточно драмы или в олне ния для хо ро ше й ис то р ии.
По мнению автора, современные технологии, возможности создания визуальных эффектов изменили киноиндустрию, в результате чего это усилило жанровое сближения кинопродуктов утопической и антиутопической направленности, это в свою очередь позволило создавать правдоподобные миры, чтобы научно-фантастические фильмы воспринимались более иммерсивным способом. Kristen Whissel видит эту возможность как расширение реального мира, где спецэффекты стремятся выйти за рамки
зрелищности ^^ Сегодняшние цифровые технологии способны создать изображение, которое делает нереальные миры настолько реалистичными, насколько это возможно. Следовательно, передовые технологии превращают воображаемый мир на экране в правдоподобную реальность для зрителя
Футуристические и нереальные миры в научно-фантастическом кино делаются правдоподобными благодаря визуальным эффектам, поскольку зритель погружается в зрелище на экране. Французский теоретик кино Кристиан Метц (1977) называет это «обманом» и объясняет это тем, что зрителем манипулируют визуальные элементы; нереальность становится убедительной для него, в силу того, что он принимает эти правдоподобные изображения J8!.
Рассмотрим на конкретных примерах каким образом происходит визуализация будущего в антиутопических и утопических фильмах.
Итак, наиболее часто используемым приемом в научно-фантастических фильмах является «бруталистская архитектура», которая часто ассоциируется с антиутопическим или утопическим будущим, независимо от того, в каком году был снят фильм. Начиная от «Заводного апельсина» 1971 года и до «Бегущего по лезвию 2049» 2017 года, визуальный образ и эстетика остаются практически неизменными.
«Бруталистская архитектура» и движение брутализма - это архитектурный стиль, который процветал с 1950-х по 1970-е годы. Слово происходит от французского слова «Béton brut», что переводится как «сырой бетон» и указывает на открытые бетонные
конструкции как основной компонент архитектуры брутализма
Бруталистская архитектура часто играет большую роль при изображении штаб-квартир деспотичных режимов либо же холодной и стерильной среды в районах упадка или на проблемных территориях, что позволяет провести ассоциацию с плохо поддерживаемыми и обслуживаемыми зданиями.
Бруталистика это действительно будущая архитектура нежелательного общества. Эта идея возникла из концепции утопии, которая относится к идеальному обществу, где все люди пребывают в мире. Нет ни страданий, и, конечно, утопическое общество никогда не станет реальностью. Вот почему человеческое воображение уводит в мир противоположный, антиутопический. В частности, идея антиутопического общества была
впервые представлена Джоном Стюартом Миллем в 1868 году С тех пор
киноиндустрия выпустила несколько антиутопических футуристических фильмов. И, как упоминалось ранее, большинство зданий в этой истории имеют тенденцию использовать архитектурные стили брутализма.
В качестве примера можно привести уже упомянутый ранее, ставший классикой фильм Стэнли Кубрика - «Заводной апельсин» (см. рис. 1).
В фильме используются тревожные, жестокие образы брутальной архитектуры, чтобы прокомментировать психиатрию, подростковую преступность, молодежные банды и
другие социальные, политические и экономические темы в антиутопической Великобритании недалекого будущего. Поместье Темзмид несколько раз выполняет роль фона, на котором происходят многочисленные преступления (см. рис. 1).
Рис. 1 Поместье Темзмид/Озеро Саутмер
В качестве другого примера можно привести фильм «Бегущий по лезвию 2049» -американский научно-фантастический продукт в стиле нео-нуар, который является продолжением фильма «Бегущий по лезвию» 1982 года. Действие фильма происходит через тридцать лет после событий первого фильма, Архитектура и декорации фильма во многом основаны на бруталистской архитектуре Лондона, но в футуристической и жуткой обстановке (см. рис. 2).
Рис. 2 Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Особого внимания заслуживают фильмы, в которых благодаря обращению к будущему с помощью визуализации данных достигается успех за счет одновременного слияния утопии и антиутопии. Например, такие фильмы, как «Элизиум» или «Бегущий в лабиринте», показывают, что бедные и менее удачливые люди живут на пустырях Земли, пытаясь выжить самостоятельно, в то время как богатые и обеспеченные находятся в ярких сияющих утопических городах, закрытых от проблем остального мира.
Рассмотрим еще несколько способов визуализации будущего в научно-фантастических фильмах.
Особого внимания, конечно, заслуживает изображение городов, которые могут служить декорациями или сюжетным материалом для истории, или же благодаря им озвучиваются опасения по поводу упадка, дегенерации и опасности в общественной сфере. Город будущего всегда был и остается популярной темой для мыслительных экспериментов в научно-фантастических фильмах, которые доводили сценаристов до крайних пределов, как концептуально, так и с точки зрения того, как изображается городское пространство.
Все чаще городское пространство в научной фантастике кажется не только мрачным, но и бездонным и, в различных смыслах, непостижимым. Например, в Нью-Йорке середины XXIII в антиутопическом фильме «Пятый элемент» (1991) главный герой буквально находится в воздухе: он таксист в автомобиле, уязвимом сверху и снизу (рис. 3), героиня, прыгая со здания, верх и низ которого исчезают в невидимости, падает через крышу на заднее сиденье.
С
Рис. 3 Нью-Йорк в 2259 году, бездонный городской каньон
Различные изображения городов будущего в научно-фантастических фильмах могут быть интерпретированы как «утопические комментарии о надеждах и неудачах сегодняшнего дня или, наоборот, антиутопические предложения, неявная критика современной
городской жизни и экономической системы, которая ее порождает» J11!. На самом деле существует ряд иконографических мотивов, связанных с известными утопическими видениями, которые часто цитируются в жанре future noir, но с иронией. В целом, фильмы будущего нуар опираются на запас общих культурных образов прогресса в строительной среде и цитируют их. При этом фильмы выражают значительную потерю веры в идеализм, из которого эти образы возникли.
Изображение известного города, в котором присутствуют легко различимые части сегодняшнего городского пейзажа, в то время как другие части переделаны, является одним из наиболее отличительных признаков жанра научной фантастики.
В таких фильмах, как «Последний человек» Ф.В. Мурнау, «Асфальт» Джо Мэя или «Метрополис» Ф. Ланга, надвигающиеся или отдаленные видения городов и их архитектуры представлены как оживленные городские центры с суматошным движением, неоновыми огнями и яркими витринами магазинов или же как антиутопические проекции будущего Метрополиса (рис. 4).
Рис. 4 Ночь на улицах Метрополиса (1927).
Таким образом, подводя итоги, отметим, что широта утопических и антиутопических фильмов разнообразна и достаточно обширна, однако для повествования истории в них используются одинаковые визуальные приемы, которые позволяют наглядно представить себе будущее. Это, например, может быть бруталисткая архитектура или создание образа города-будущего.
В научно-фантастическом кино визуализация будущего в рамках утопий и антиутопий, позволяет неизменно вызывать культурные смыслы, связанные, например, с научным прогрессом, упадком городов, ядерным холокостом, социальной деградацией и другими проблемами.
Библиография
1. Klonowska, Barbara On desire, failure and fear: Utopia and dystopia in contemporary cinema // New cinemas: journal of contemporary film. 2018. Volume 16: Number 1; pp 11-28.
2. Mediated utopias: from literature to cinema / Artur Blaim, Ludmifa Gruszewska-Blaim (eds.). Frankfurt am Main: Peter Lang, 2015. 244 р.
3. Климов Я.И. Репрезентация реальности в киноискусстве: философско-культурологический аспект // Философия и культура. 2020. № 4 С. 46-54.
4. Grunditz, Sofia How to preserve the visible content of films in visual form throughout the analytical process? // Visual studies. 2021. Volume 36: Number 1; pp 25-37.
5. Spectatorship and film theory: the wayward spectator / Carlo Comanducci. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2018. 312 р.
6. Spectacular digital effects: CGI and contemporary cinema / Kristen Whissel. Durham: Duke University Press, 2014. 213 р.
7. Making believe: screen performance and special effects in popular cinema / Lisa Bode. New Brunswick, New Jersey; London: Rutgers University Press, 2017. 234 p.
8. Bottomore, S. Performing illusions: cinema, special effects and the virtual actor // Early popular visual culture. 2012. Vol 10; Number 1; pp 95-96.
9. Mould, Oli Brutalism Redux: Relational Monumentality and the Urban Politics of Brutalist Architecture // Antipode. 2017. Volume 49: Issue 3; pp 701-720.
10. Worlds gone awry: essays on dystopian fiction / edited by John J. Han, C. Clark Triplett and Ashley G. Anthony. Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2018. 252 р.
11. Crisis urbanism and postcolonial African cities in postmillennial cinema / Addamms Mututa. London: Routledge, 2021. 276 p
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Обращение к будущему с помощью визуализации данных в научно-фантастических фильмах: антиутопия или утопия», в которой проведено исследование выразительных средств, помогающих создать позитивную или негативную атмосферу будущего в мировом кинематографе. Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что тема визуализации будущего в научно-фантастических фильмах всегда была пользована успехом у зрителей. Актуальность исследования заключается в возрастающем в последнее время внимании к теме сценариев развития общества. Автор определяет данному явлению следующие причины: во-первых, это развитие технологий, в том числе и компьютерных, позволяющих создать яркий зрелищный футуристический видеоряд, максимально приближенный к реальности, а, во-вторых, это тенденция к критическому восприятию окружающей действительности (экология, насилие, влияние современных технологий) и как следствие негативные прогнозы развития нашего общества. Все указанные факты находят свое отражение в кинематографе, особенно в научно-фантастических фильмах в жанре утопии и антиутопии, обусловливая его популярность.
Научную новизну исследования составляет упор на анализ методов визуализации и средств передачи футуристической картины.
Проводя анализ научной обоснованности исследуемой проблематики, автор обращает внимание на тот факт, что тематика применения визуальных эффектов для изображения иллюзорного, фантастического мира и репрезентации будущего в киноискусстве довольно широко освещена как отечественными, так и зарубежными авторами. Теоретическим обоснованием исследования послужили труды таких исследователей данного социокультурного явления как Влазнюк Н.И., Эваллье В.Д., Косинова М.И., Саморядова Я.И., Л. Боде и др. Оценивая вклад ученых в развитие рассматриваемой тематики, автор все же отмечает, что ряд вопросов по систематизации методов визуализации будущего в кино требуют более детального анализа и углубленного изучения. Методологическую базу исследования составил комплексный подход, содержащий обзор литературы, социокультурный анализ, анализ художественных работ. Цель данного исследования заключается в рассмотрении особенностей обращения к будущему с помощью визуализации на примере антиутопий и утопий. Эмпирическим материалом послужили фильмы «Аватар», «День, когда Земля остановилась», «Запретная планета», «2001 год: Космическая одиссея» и «Бегущий по лезвию». Исследуя феномен изображения утопии и антиутопии в кинематографе, автор замечает, что в киноискусстве нет принятого определения данных жанров, только общее понятие, что утопия представляет позитивное видение будущего, а антиутопия - негативный сценарий развития.
По мнению автора, современные технологии, возможности создания визуальных эффектов изменили киноиндустрию, в результате чего это усилило жанровое сближения кинопродуктов утопической и антиутопической направленности, это в свою очередь позволило создавать правдоподобные миры, чтобы научно-фантастические фильмы воспринимались более иммерсивным способом.
Исследуя феномен популярности фильмов-антиутопий, автор выделяет ряд социокультурных причин: с одной стороны, это улучшение качества спецэффектов, зрелищности, а с другой, глубинное разочарование в окружающей действительности, культ свободы личности, критический анализ достижений прошлого и современности во
всех областях человеческого существования. Кроме того, автором отмечено, что антиутопии заставляют людей задуматься о суровых реалиях, о возможных негативных путях развития человечества и способах их преодоления. Они являются отражением социальных проблем и страхов, которые преобладают в обществе в период производства подобных фильмов.
Автором на конкретных примерах рассмотрено, каким образом происходит визуализация будущего в антиутопических и утопических фильмах. Так, элементы бруталистской архитектуры применяются для создания образа тревожной, холодной и стерильной среды в районах упадка или на проблемных территориях, это архитектура создает впечатление заброшенности, передает идею нежелательного будущего. Для негативной футуристической картины используются и образы пустынной местности, лишенной растительности. Согласно автору, тема бесконечного и бездонного города также широко эксплуатируется в кинематографе, передавая идею ничтожности человеческой личности, социальной деградации.
Проведя исследование, автор представляет выводы по изученным материалам, отмечая, что современный кинематограф обладает широким арсеналом аудиовизуальных эффектов, что позволяет утопической и антиутопической научной фантастике раскрыть свой потенциал как захватывающего, развлекающего жанра.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение возможностей спецэффектов при привлечении внимания к острым социокультурным проблемам и их решению представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 11 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании. Однако было бы желательно, чтобы в тексте статьи автор прописывал имена зарубежных исследователей по-русски, используя методы транслитерации.