К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-МЕНЕДЖЕРОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ПО ПРОБЛЕМАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ
С.Ю. Наумов
НАУМОВ
Сергей Юрьевич -ректор
Поволжской академии
государственной
службы
им. П.А. Столыпина, доктор исторических наук, профессор
В построении и функционировании системы государственного управления наряду с объективными проблемами существует и ряд субъективных особенностей нынешнего состояния государственного строительства и управления в России.
Прежде всего отсутствуют четкие, отработанные принципы и план развития системы государственного управления. Развитие в этой сфере зачастую осуществляется в соответствии с соображениями политической целесообразно-
сти, необходимости поддержания в рабочем состоянии системы сдержек и противовесов существующего политического режима.
Несбалансированность системы государственного управления порождает и превышение нормы управляемости, когда чрезмерное количество управляемых элементов не позволяет институтам и субъектам эффективно контролировать исполнение решений. При этом число высококвалифицированных управленческих кадров на сегодня просто не соответствует существующему уровню сложности всех систем управления и требуемому ими качеству подготовки и принятия решений. Таким образом, наряду с проблемой нормы управляемости существует и проблема качества управления.
Ситуация осложняется отсутствием четкой кадровой политики, основанной на профессиональном подходе к кадровым выдвижениям и продвижениям. Кадровая политика выстраивается по «революционному принципу», когда в ее основе оказываются идеологическая приверженность определенным принципам и личные связи с высокопоставленными лицами. Все это побудило Президента РФ В.В. Путина утвердить Концепцию реформирования госуда рствен ной службы и Федерал ьну ю п рограмму реформирования государственной службы, рассчитанную на 2003-2005 годы.
Целями реформирования государственной службы являются кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей России. Нет никаких сомнений, реформирование государственной службы становится одним из приоритетных направлений административной реформы в стране. Среди задач, выдвигаемых в ходе реализации программы, наиболее значимыми являются следующие:
- приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
- разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы;
- повышение доверия граждан России к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов;
- активное использование современных информационных технологий.
Реформирование системы государственной службы должно осуществляться поэтапно, на основе соответствующих программ, финансового и ресурсного обеспечения, с учетом отечественного, а также зарубежного опыта, приемлемого для российских условий, в соответствии с планом пер-
воочередн ых мероприятий и во взаимосвязи с административной, воен ной и судебной реформами. Реформирование затронет и работников органов государственной власти и местного самоуправления. Так, в течение десятилетия, прошедшего с начала нормативно-правового оформления современной государственной службы, в Саратовской области осуществлялись мероприятия по формированию государственной службы. В результате развития федерального и регионального законодательства были заложены основы государственной службы. Однако становление государственной службы проходит в сложных условиях, зачастую непоследовательно, с отставанием от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере.
Основа организованности государства - его кадровый корпус, образуемый служащими, объединенными общей государственной целью и несущими службу на постоянной, профессиональной основе. Устойчивость такого объединения возможна при условии стойкого интереса к службе именно в государственных органах. Проведенные в Саратовской области социологические исследования показали, что основными факторами, формирующими этот интерес, являются стремление служащих реализовать себя в управленческой деятельности, занять достойное место в обществе, получить уверенность в стабильности своего положения и возможность служебного роста, достойное денежное вознаграждение, а также некоторые льготы в получении медицинской помощи и пенсионном обеспечении.
Реформирование государственной службы тесно связано с совершенствованием их подготовки. Понимание того, что необходима модернизация образования, изменение подходов к образовательным отношениям связано с тем, что в современных условиях нельзя дать образование однажды и на всю жизнь. В.В. Путин на VII Съезде Российского Союза ректоров отмечал: «...уже мало даже учиться всю жизнь. П риходится учить учиться. И тогда, если это будет так, то наши студенты и школьники смогут не просто адаптироваться к изменениям в стране и мире, но будут сами формировать эти изменения на благо страны» [1, с. 8].
Коренные изменения политической и социально-экономической жизни России качественно трансформировали условия функционирования высших учебных заведений и спектр решаемых ими задач. Современный вуз работает в трехуровневой среде: международной, национально-государственной и региональной. Разработка собственной стратегии, выработка с учетом особенностей тактики, методов и форм взаимодействия с властными структурами диктует необходимость формирования среды многопартнер-ства высших учебных заведений на уровне региона.
Решению задач в сфере реформирования государственной службы способствует деятельность вузов по подготовке и переподготовке государ-
ственных служащих, в Поволжском регионе - академии государственной службы им. П.А. Столыпина. Профессорско-преподавательский коллектив ПАГС в настоящее время насчитывает 267 человек, из которых 80% составляют штатные преподаватели. Среди них докторов наук, профессоров - 21 (10%) и кандидатов наук, доцентов - 115 (55%). Средний возраст преподавателей - 41 год, то есть это достаточно молодая и работоспособная сила. За десятилетие, которое включает в себя и эпоху становления новой российской власти, и период создания авторитетного учебного заведения академии государственной службы в Поволжском регионе, сложилась четкая и эффективная система взаимодействия органов власти и академии. В наиболее общем виде это взаимодействие можно представить в следующем виде:
1. Переобучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, депутатов и сотрудников аппарата представительных органов власти. Так, в 2002/03 учебном году повысили свою квалификацию 704 государственных и 434 муниципальных служащих, прошли профессиональную переподготовку 125 государственных служащих.
2. Совместноеучастие профессоров, преподавателей академии и руководителей, сотрудников различных органов государственной власти впроведе-нии научно-практическихконференций, в исследованиях социологического, социально-психологического и политологическогохарактера.Так, научно-исследовательский центр информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы в текущем году принимал участие в мониторинговых исследованиях «Социально-организационный механизм функционирования государственной службы», проводимых РАГС.
3. Руководители региональных министерств и ведомств принимают непосредственное участие в создании учебных планов и программ, по которым их персонал проходит подготовку в академии.
4. Руководители государственных органов, включая Губернатора, Главного федерального инспектора по Саратовской области, председателей областной Думы и областного суда включены в учебный процесс как лекторы, ведущие семинаров-тренингов, председатели и члены экзаменационных комиссий.
5. Преподаватели академии с учетом специфики вуза и тенденций сближения теоретической науки и практики повышают квалификацию на стажировках в органах власти Саратовской области: в Управлении государственной службы, Управлении по работе с территориями и организации контроля, Государственно-правовом управлении, комитете экономики и инвестиций Правительства области, областной Думе, Областном комитете государственной статистики, Саратовском областном суде и других.
В 2001/02 учебном году такие стажировки прошли около 70 преподавателей академии.
Комплексное многоуровневое взаимодействие региональной власти и ПАГС позволяет совершенствовать механизмы управления, постоянно по-вышатькачествоуправленческихрешений на основенаучного обоснования подходов к решению проблем государственного и муниципального управления. С другой стороны, в непосредственном контакте с управленческой практикой научный потенциал академии приобретает новые возможности развития и совершенствования.
Однако в организации дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих в академии существует ряд проблем, решать которые требуется совместно с органами исполнительной власти. Для обеспечения наибольшей эффективности профессиональной деятельности чиновников необходимо способствовать повышению их правовой грамотности, включая лиц высокого ранга. Недостаточное внимание органами государственной и муниципальной власти уделяется соблюдению периодичности обучения своих служащих в соответствии с требованиями законодательства. Слабо проводится работа по повышению квалификации лиц, стоящих в кадровом резерве на замещение государственных и муниципальных должностей. Основной проблемой, препятствующей расширению иуглублению дополнительногопрофессионального образования, является недостаточность финансирования.
Таким образом, несмотря на имеющиеся трудности, реализация взаимодействия ПАГС с органами власти в области реформирования государственной службы расширяет горизонты: увеличивается количество слушателей, совершенствуются обучающие программы, что в конечном счете положительно сказывается на росте авторитета академии как в органах власти, так и у граждан, которые, на наш взгляд, должны исповедовать очень простую, но доходчивую идеологию: сильным является государство, в котором живет правопослушный, трудолюбивый и патриотичный гражданин. Поэтому в ряду важнейших задач органов власти в строительстве гражданского общества - углубление и расширение информированности граждан об основных направлениях управленческой деятельности, стремление к достижению большей открытости администраций, активное привлечение населения к решению вопросов регионального и местного значения.
Библиография
1. Путин В. Дело государственной важности // Высшее образование в России. 2003. № 1.