Научная статья на тему 'Совет ректоров академий государственной службы Саратов, 26-27 сентября 2003 года'

Совет ректоров академий государственной службы Саратов, 26-27 сентября 2003 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумратов Борис Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совет ректоров академий государственной службы Саратов, 26-27 сентября 2003 года»

СОВЕТ РЕКТОРОВ АКАДЕМИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Саратов, 26-27 сентября 2003 года

Б.И. Шумратов

ШУМРАТОВ Борис Иванович -кандидат экономических наук, профессор Поволжской академии государственной службы

им. П.А. Столыпина

^Открывая заседание Совета ректоров академий, посвящен ное роли Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и региональных академий в проведении административной реформы, президент-ректор В.К. Егоров отметил важность обсуждаемого вопроса. В соответствии с Указом Президента РФ

В.В. Путина «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» академии и подведомственные учебные заведения РАГС совместно с государственными органами исполнительной власти должны развернуть активную деятельность по приоритетным направлениям административной реформы.

В.К. Егоров обратил внимание участников Совета ректоров на сложность и масштабность предстоящей реформы. Сложность заключается в том, что необходимо уйти от бюрократического государства и перейти к такой системе, в которой с одной стороны, государство как

властный институт осуществляет функцию государственного управления, а с другой стороны - становится своего рода общероссийским сервисным институтом по предоставлению услуг гражданину, населению, физическим и юридическим лицам, подчеркнул В.К. Егоров.

Он призвал собравшихся обменяться опытом, накопленным учебными заведениями, по вопросу взаимодействия с властными органами в области реализации административной реформы.

Выступающий поставил и второй вопрос, подлежащий обсуждению -применение современных средств обучения и совершенствование уровня профессионализма государственных служащих.

В.К. Егоров подчеркнул, что в последнее время ученый совет РАГС неоднократно обсуждал вопрос о серьезном изменении характера и содержания обучения, особенно при переподготовке и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих, получении ими второго высшего образования. По его мнению, необходимо отойти от устоявшихся стереотипов. Чиновник, который идет в систему государственного и муниципального управления, должен быть готов не только руководить и командовать, но и быть олицетворением предоставления услуг от имени государства каждому гражданину, должен психологически быть готовым и к тому, что является организатором сервисного обслуживания. К сожалению, отметил выступающий, большинство управленцев к этому не готовы.

Значительное внимание президент-ректор уделил вопросу расширения применения в академиях современных средств обучения. В целях координации деятельности академий по внедрению дистанционного обучения В.К. Егоров предложил создать рабочую группу Совета ректоров под председательством В.А. Мальцева (ВВАГС). Он призвал собравшихся обсудить поставленные проблемы в свободном режиме.

Широкий круг вопросов практики взаимодействия Поволжской академии государственной службы с органами власти в осуществлении административной реформы и в повышении качества подготовки специалистов управления затронул в центральном докладе совещания ректор ПАГС, доктор исторических наук, профессор С.Ю. Наумов. Характеризуя особенности современного этапа административной реформы, С.Ю. Наумов подчеркнул ее органическую связь с масштабной модернизацией функционирования государственной службы. Докладчик отметил, что цели модернизации административной системы и реформирования государственной службы заключаются в обеспечении кардинального повышения их эффективности в интересах развития гражданского общества и укреплении го-

сударства, создания целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и других особенностей.

Одной из п риоритетных п роблем в докладе названо углубление взаимодействия академии с органами власти субъектов Федерации Приволжского федерального округа и прежде всего Саратовской области. Выступающий отметил, что академия тесно сотрудничает с аппаратами губернатора, правительства и главного федерального инспектора, министерствами и комитетами экономики и инвестиций, промышленности, науки и технологий, труда и социального развития, по делам молодежи, спорта и туризма, департаментом занятости населения, областной и городской Думами, мэрией.

С.Ю. Наумов подчеркнул, что осуществление административной реформы ознаменовалось повышением активности ученых академии в разра-боткетеоретических и практическихпроблем государственного устройства, кадровой политики в области государственной службы. Ведущие из них принимают активное участие в пилотных проектах и грантах, которые в связи с подготовкой и реализацией административной реформы проводят федеральные министерства экономики и развития, труда и социального развития, аппарат Правительства и администрация Президента. В ближайшее время подготовленн ые а кадемией документы и п редложения должн ы быть рассмотрены и защищены. Если проекты, один из которых выполнен совместно с областным министерством экономики и инвестиций, будут востребованы, ученые начнут продвигать их в жизнь совместно с аппаратом исполнительной власти.

Деятельность ученых академии в реализации основных направлений административной реформы получила высокую оценку со стороны правительства области и главного федерального инспектора. С.Ю. Наумов отметил, что поскольку административная реформа находится на начальном этапе реализа ции, ученым а кадемии п редстоит п риложить еще немало усилий в активизации взаимодействия с государственными органами власти.

Значительное место в докладе С.Ю. Наумова было отведено другой проблеме - повышению качества профессиональной подготовки чиновников.

Указав на неразрывную связь между реформированием государственной службы и процессом совершенствования подготовки кадров, докладчик обратил внимание ректоров на принципиально новые условия и особенности функционирования учебных заведений. Прежде всего, в связи со стремительным обновлением знаний и практики нельзя получать образование на всю жизнь. Поэтому оно становится непрерывным. Коренные изменения социально-экономической и политической жизни в России и в мире качественно трансформировали внешние и внутренние условия функционирования учебных заведений. В связи с глобализацией они работают

в трехуровневой среде: международной, национально-государственной и региональной. Наконец, подчеркнул докладчик, разработка стратегии академии, тактики, методов и форм взаимодействия с властными структурами диктует необходимость формирования среды мультипартнерства учебного заведения на уровне региона.

С.Ю. Наумов отметил, что за десятилетие, которое включает в себя и эпоху становления новой российской власти, и период создания авторитетного учебного заведения - Поволжской академии государственной службы, - в Приволжском регионе сложилась достаточно четкая система взаимодействия органов власти и академии. Докладчик обратил внимание на определенные формы взаимодействия.

По заказу соответствующих органов власти проводится переобучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, депутатов и сотрудников аппарата представительных органов власти. Так, в 2002/03 учебном году повысили свою квалификацию 1172 государственных и муниципальных служащих, прошли профессиональную переподготовку 179 государственных служащих.

Осуществляется совместная деятельность профессоров и преподавателей академии, руководителей и сотрудников различных органов государственной власти в проведении научно-практических конференций, в исследованиях социологического, социально-психологического и политологического характера, реализуемых в масштабах региона и страны. Руководители региональных министерств и ведомств принимают непосредственной участие в формировании учебных планов и программ, по которым их персонал проходит подготовку в академии. Высшие руководители государственных органов, включая губернатора,главного федерального инспектора по Саратовской области, председателей областной Думы и областного суда, участвуют в учебном процессе как лекторы, ведущие семинаров-тренингов, председатели и члены экзаменационных комиссий. Преподаватели академии с учетом специфики кафедр и тенденций сближения теоретической науки и практики повышают свою квалификацию на стажировках в органах власти и управленческих структурах области.

С.Ю. Наумов сделал вывод о том, что в организации взаимодействия академии и органов власти по проблемам реформирования государственной службы, кроме наработанного положительного опыта, имеется и ряд п роблем. Для обеспечения высокого п рофессионал ьного мастерства чиновников, по его мнению, максимальное внимание следует уделять правовой грамотности, включая должностных лиц высокого ранга. Не всегда соблюдается периодичность обучения служащих в соответствии с требованиями законодательства. Слабо проводится работа по повышению квалификации

лиц, состоящих в кадровом резерве на замещение государственных и муниципальных должностей.

Основной проблемой, препятствующей расширению и углублению до-пол нительногопрофессионального образования,реализуемого в академии, является недостаточность финансирования.

В целях совершенствования системы повышения квалификации государственных служащих, по мнению докладчика, следует осуществить ряд мероприятий на уровне Российской Федерации:

создать систему подготовки и переподготовки государственных служащих на базе РАГС и подведомственных ей учебных заведений, исключив из нее другие непрофильные учебные заведения;

обеспечить финансирование повышения квалификации государственных служащих только за счет средств федерального бюджета;

активизировать совместные целевые научные исследования попробле-мам реформирования государственной службы, осуществив их финансирование за счет средств органов власти субъектов Федерации.

Подводя итог, С.Ю. Наумов отметил, что несмотря на имеющиеся трудности, взаимодействие ПАГС с органами власти в сфере реализации административной реформы и реформирования государственной службы расширяет свои горизонты: активизируетсяучастие ученых в совершенствовании деятельности исполнительных структур, реализуются совместные научные проекты, неуклонно растет число обучающихся слушателей, обновляются образовательные программы. Это, в конечном счете, положительно сказывается на росте авторитета академии и способствует повышению профессионализма служащих органов власти.

Первым в обсуждении доклада выступил В.А. Мальцев - ректор ВолгоВятской академии государственной службы. Центральной темой его выступления стала проблема активизации деятельности академий управления на рынке образовательных услуг. Длительное время, отметил выступающий, академии пытаются решить, каким образом в законодательном или ином порядке определить место академий государственной службы в обучении и переподготовке государственных служащих, а Правительство РФ должно профинансировать эти образовательные услуги. Однако вряд ли в нынешних условиях Министерство финансов удовлетворит наши запросы. Поэтому в сфере образовательных услуг мы должны, с одной стороны, добиваться получения государственного заказа, а с другой стороны, действовать рыночными методами, определять, что для нас на этом рынке реально, что - желательно, а что - пока недостижимо. Нам необходимо не только занять свою нишу, но и отстаивать собственные интересы в рыночных условиях.

Ректор Московской академии государственного и муниципального управления В.В. Горлопанов поставил вопрос об участии академий в реализации президентской программы подготовки кадров. В свое время мы попытались участвовать в ней, но нам отказали, мотивировав тем, что в академии гослужбы есть своя подобная программа, заметил выступающий. Действительно, программа функционирует в рамках администрации Президента, и главным исполнителем по ней выступает государственный РАГС. Необходимо реанимировать эту программу, и в ее пределах нам следует кооперироваться.

Думаю, что подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих может финансироваться не только из федерального бюджета, заявил В.Г. Игнатов - ректор Северо-Кавказской академии государственной службы. Следует испол ьзовать средства из различ ных источников. И нам, и государственной власти следует озаботиться тем, что подготовка служащих является государственным делом, а мы об этом порой забываем. Серьезные проблемы, которые сегодня обсуждаются, могут быть отнесены к разряду вечных тем. В последние годы с большим трудом выстроена система, при которой финансовые проблемы решаются адекватно уровням обучаемых. Ден ьги, получен н ые из федерал ьного бюджета, мы тратим только на обучение федеральных служащих, находящихся на территории региона. Муниципальные служащие обучаются исключительно за счет собственных муниципальных средств.

В.А. Шамахов - ректор Северо-Западной академии государственной службы отметил, что обсуждаемая тема действительно очень важна. Однако, по его мнению, помимо обмена опытом, что активно практикуется на наших советах, все-таки необходимо подумать, практически, как выполнять те задачи, которые поставлены соответствующими указами Президента и новыми законами. В.А. Шамахов поставил вопрос о необходимости введения нормативного финансового обеспечения повышения квалификации и переподготовки государственных служащих.

Сейчас идет спор: должно ли централизованно обеспечиваться финансами обучение гражданских служащих. Почему-то никто не спорит в отношении двух других видов государственной службы: военной и правоохранительной, заявил выступающий. Гражданская государственная служба на сегодняшний день законодательно (в области обучения, подготовки и переподготовки) обеспечена частично, а нормативно - в реальности не обеспечена. Необходимо направить усилия на создание адекватной нормативной, правовой базы в области получения соответствующего образования по гражданской госуда рствен ной службе. Дан ной п роблемой сегодня ни кто не занимается.

Актуальные вопросы участия РАГС и региональных академий в разработке конкурсных программ по управлению поднял Х.А. Беков - ректор института повышения квалификации государственных служащих РАГС. Затрагивая проблемы реформирования государственной службы, выступающий отметил, что в процессе обучения академиям следует исходить из того, что в перспективе, по верному замечанию президента-ректора РАГС, основн ые фун кции госуда рствен ного управления ста нут носить сервисн ый характер. Этот дух будет пронизывать всю систему управления. Например, в Великобритании многие функции управления по обслуживанию граждан выполняют частные структуры, особенно в жилищно-коммунальном обслуживании.

Е.А. Бойко - ректор Сибирской академии государственной службы -обратил внимание руководства РАГС и академий на необходимость более активного участия в разработке и принятии учебных программ, поскольку стандарты определяют качество и уровень профессионализма государственных и муниципальных служащих. Сейчас Министерство образования готовится объявить конкурс на новый стандарт по специальности «государственной и муниципальное управление». Академии должны участвовать в подобных конкурсах и в других мероприятиях, касающихся подготовки специалистов управления.

Проблемам совершенствованияорганизации распределения выпускников академий и высших учебных заведений Министерства образования посвятил свое выступление ректор Дальневосточной академии государственной службы Н.М. Горбунов. Исследования показали, что доля выпускников академии среди трудоустроенных в органы государственного и местного управления достигала 95,7 процента, а удельный вес выпускников других высших учебных заведений - оставшиеся 4,3 процента. Напрашивается вывод, заключает выступающий, что учебные заведения Министерства образования, готовящие специалистов-управленцев, работают вхолостую.

Ряд важных предложений выдвинул в своем выступлении Ю.С. Васютин - первый проректор Орловской региональной академии государственной службы. По его мнению, совершенствованию взаимодействия академий с органами власти всех уровней в осуществлении административной реформы, а также повышению уровня образовательного процесса могло бы способствовать осуществление в рамках РАГС следующих мероприятий: проведение совещания заведующих кафедр академий по вопросу реализации административной реформы; организация централизованной разработки методической документации по конкретной дисциплине в рамках этой или иной специализации каждой академией по выбору с последующей экспертизой (программ, планов практических за-

нятий, ролевых игр, тренингов); проведение технической инвентаризации и паспортизации.

Широкий круг глубоких вопросов поставил в своем выступлении В.П. Чичканов - первый проректор РАГС. Их основная направленность сводится к повышению роли региональных академий в государственном строительстве, в решении задачи, выдвинутой Президентом РФ В.В. Путиным по удвоению внутреннего валового продукта. Выступающий сообщил, что Правительством РФ ныне готовится несколько проектов российского масштаба, которые обеспечили бы выход на достижение обозначенного результата. Долг ученых академий принять участие в их разработке. Региональные академии могут играть первую скрипку в проведении единого дня учебы высшего руководства в субъектах Федерации. Заслуживает распространения опыт Поволжской академии государственной службы в плане участия ректора в заседаниях Правительства Саратовской области на правах его члена. В этой связи, заявил В.П. Чичканов, целесообразно в данном направлении использовать административный ресурс РАГС, направив соответствующие письма губернаторам. Одной из первоочередных задач РАГС и региональных академий, по его мнению, является активизация участия в конкурсных лотах министерства экономики и торговли, труда и социального развития, а также других ведомств. На сегодняшний день нам пока удалось принять участие только в четырех лотах министерства экономики и торговли. Но во всех этих лотах РАГС только на второй позиции. Необходимо перейти от тактики выжидания к активной наступательной политике, своевременно обеспечиватьрегиональные академии информацией о предполагаемых конкурсах.

В.П. Чичканов обратил внимание ректоров на необходимость более активного участия академий в разработке проектов с зарубежными партнерами. РАГС совместно с одной из фирм Франции предстоит участвовать в проекте с объемом финансирования в 3 млн евро по реформе государственного управления в России. Его осуществление явится возможным источником пополнения финансовых ресурсов и повышения имиджа академии.

Президент-ректор РАГС В.К. Егоров, завершая обсуждение первого вопроса, дал высокую оценку докладу С.Ю. Наумова и его конструктивного и плодотворного обсуждения.

Переходя к обсуждению вопроса о развитии информационных технологий в системе академий государственной службы, В.К. Егоров сообщил, что в соответствии с решением предыдущего Совета ректоров, который состоялся в Санкт-Петербурге, предстоит заслушать и обсудить доклады В.А. Мальцева и В.А. Шамахова.

В.А. Мальцев - ректор Верхне-Волжской академии государственной

службы изложил основные положения разработанного авторским коллективом академии документа под названием «О концепции развития информационных технологий обучения в системе РАГС».

Выступающий обратил внимание собравшихся на необходимость всестороннего анализа информационных технологий, успешно используемых на рынке образовательных услуг как в рамках системы академий государственной службы, так и в других учебных заведениях. Многие из них ушли далеко вперед и активно завоевывают образовательную нишу академии. В.А. Мальцев делает вывод о том, что если академии не примут в ближайшее время кардинальные меры по активному использованию информационных технологий, то проиграют в развернувшейся острой конкурентной борьбе. Вместе с тем докладчик предостерег от повторения ошибок, допускаемых отдельными учебными заведениями, которые продают не столько качественные услуги, сколько дипломы.

Другая проблема, на которую обратил внимание ректоров выступающий, - это необходимость объединения усилий всех региональных академий под эгидой РАГС в принятии оптимальных решений в отборе технологий. При этом он справедливо указал на то, что академии не конкуренты друг другу, а партнеры, что успех будет зависеть от реализации корпоративного подхода, объединения потенциала всех академий, а для этого важно определить: каковы цель, смысл и программы дальнейшего взаимодействия академий.

Большое внимание В.А. Мальцев уделил разработке и применению информационных средств и технологий дистанционного образования, включая заочное, очное, профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Докладчик изложил свое мнение по этому вопросу. Его суть сводится к тому, что в нынешних условиях отставания академий не следует заниматься изобретением велосипеда. Необходимо использовать с учетом специфики наших учебных заведений тот инструментарий и технологии, которые ныне используются за рубежом и в российских учебных заведениях.

Останавливаясь на возможности реализации информационного продукта и, в частности, учебника-чемоданчика, В.А. Мальцев изложил коллективную точку зрения разработчиков документа: всякий информационный товар имеет стоимость и выход на рынок. Однако, если не будет проявлена осторожность, его, скорее всего, украдут.

Как отметил докладчик, актуальной проблемой развития информатизации в учебном процессе являетсяопределение стратегическихнаправлений. Сейчас ставится вопрос: можно ли считать создание новых вариантов чемоданчиков (кейс-учебников) как основное направление в выборе инструмен-

тов обучения? Пока группа разработчиков документа не дает ответа на поставленный вопрос. Необходимо время для изучения проблемы.

Ректор Северо-Западной академии государственной службы В.А. Шама-хов как докладчик по второму вопросу сосредоточил внимание участников Совета на результатах анализа опросных листов, направленных в свое время региональным академиям в целях выявления позиции и точек зрения по основным направлениям внедрения новых информационных технологий и совершенствования организации учебного процесса.

Главный вывод докладчика сводится к тому, что глубокое изучение опросных листов по 12 поставленн ым вопросам показало совпадение позиций по половине из них. По шести вопросам имеются различные точки зрения, причем по отдельным - прямо противоположные. В связи с этим рабочая группа пришла к выводу о необходимости тщательного изучения всех обозначенных позиций и выработки наиболее приемлемой концепции.

Осободокладчик остановился на двенадцатой позиции опроса, которая должна была выявить перспективные формы современных образовательных технологий. По мнению выступающего, в Северо-Западной академии придерживаются двух базисных линий: классического образования и инновационных технологий. Одновременно В.А. Шамахов подчеркнул, что академии должны использовать не только дистанционные формы обучения, но и внедрять другие современные образовательные технологии.

Завершая свой доклад, В.А. Шамахов поставил вопрос об отведении рабочей группедополнительного временидля проведениясистемного анализа поступивших предложений, встречи с экспертами региональных академий в Петербурге, подготовки конечного документа к очередному заседанию Совета ректоров.

Активное участие в обсуждении докладов приняли: Х.А. Беков - ректор института повышения квалификации государственных служащих РАГС; Е.А. Бойко - ректор Сибирской академии государственной службы; Н.М. Горбунов - ректор Дальневосточной академии государственной службы; М.А. Сукиасян - ректор Волгоградской академии государственной службы; Л.И. Болтянский - ректор академии Приморского института переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы; В.Г. Игнатов - ректор Северо-Кавказской академии государственной службы.

Итоги обсуждения поставленных вопросов и дискуссий подвел президент-ректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ Владимир Константинович Егоров. Знаменательно, что в качестве первого выступающий поставил вопрос о соотношении дистанционного обучения и классического образования. Ответ прозвучал четко и

категорично. По мнению В.К. Егорова, использование дистанционных и других информационных технологий должно осуществляться в рамках классического образования.

В.К. Егоров выразил признательность и благодарность В.А. Мальцеву и В.А. Шамахову за глубокую постановку и разработку вопросов по развитию дистанционного обучения и определению перспектив совершенствования организации образования в академияхгосударственной службы.Президент-ректор РАГС высоко оценил предложенную программу, основные направления и действия по развитию дистанционного обучения, предложенные рабочей группой, возглавляемой В.А. Мальцевым. На его взгляд, выработанные документы следует направить в региональные академии, если необходимо, собраться экспертам в Российской академии государственной службе и затем, на очередном Совете ректоров, принять окончательный вариант документа.

В заключение В.К. Егоров остановился на проблемах финансирования реализации разрабатываемых проектов, пояснив при этом, что не является сторонником выбивания бюджетных денег, однако в развитии дистанционного обучения есть не только все основания, но полная уверенность в том, чтобы всеми средствами добиваться выделения государственных средств, а также находить хозрасчетные, спонсорские и иные источники финансовых ресурсов. Перед учебными заведениями стоит задача создания инициативной менеджерской команды «молодых волков», которая в состоянии создавать рыночный продукт и умело его продавать. Как показывают расчеты, в течение года можно возместить затраты и начать получать некоторую прибыль.

В.К. Егоров сообщил о том, что в целях координации деятельности РАГС и региональных академий образован «Институт дистанционного обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.