Научная статья на тему 'Взаимодействие администрации образовательной организации с подразделениями правоохранительных органов и специальных служб по вопросу обеспечения безопасности образовательных организаций'

Взаимодействие администрации образовательной организации с подразделениями правоохранительных органов и специальных служб по вопросу обеспечения безопасности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1693
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / EMERGENCY SITUATIONS / INTERACTION / INTEGRATED SAFETY AND SECURITY / SAFETY CERTIFICATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Круглов Владимир Васильевич

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что в современном российском обществе, как и в мире в целом, резко возросли угрозы со стороны экстремистских и террористических организаций. Это актуализирует необходимость разработки нового подхода взаимодействия и координации всех ведомств и учреждений по противодействию возникающим проблемам в сфере безопасности общества. В статье вводится понятие «комплексная безопасность» как умение правильно оценивать влияние внешних угроз и способность и необходимость оперативно и адекватно реагировать на них. Доказывается необходимость наличия паспорта безопасности как документа, определяющего готовность организации к предупреждению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных, в том числе, с террористическими актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATION OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS’ ADMINISTRATION WITH LAW ENFORCEMENT AGENCY AND SPECIAL BRANCH TO PROVIDE THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS’ SAFETY

The issue is considered to be the most relevant due to the growing threat that comes from extremist and terrorist organizations in Russia and worldwide. This requires the rethinking of ways of cooperation and interaction of all the departments and agencies that deal with the issues of public safety. The author introduces the term of integrated safety and security that is regarded as an ability to estimate correctly the external threat effect and respond to it quickly and properly. He proves the necessity of safety certificate so it will show the readiness of an establishment to prevent and mitigate the effects of emergency situations possible including terrorist attacks.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие администрации образовательной организации с подразделениями правоохранительных органов и специальных служб по вопросу обеспечения безопасности образовательных организаций»

УДК 37

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.В. Круглов

Аннотация. Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что в современном российском обществе, как и в мире в целом, резко возросли угрозы со стороны экстремистских и террористических организаций. Это актуализирует необходимость разработки нового подхода взаимодействия и координации всех ведомств и учреждений по противодействию возникающим проблемам в сфере безопасности общества. В статье вводится понятие «комплексная безопасность» как умение правильно оценивать влияние внешних угроз и способность и необходимость оперативно и адекватно реагировать на них. Доказывается необходимость наличия паспорта безопасности как документа, определяющего готовность организации к предупреждению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных, в том числе, с террористическими актами.

Ключевые слова: безопасность, образовательная организация, чрезвычайные ситуации, взаимодействие, комплексная безопасность, паспорт безопасности.

COLLABORATION OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS' ADMINISTRATION

WITH LAW ENFORCEMENT AGENCY AND SPECIAL BRANCH

TO PROVIDE THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS' SAFETY

V. Kruglov

Abstract. The issue is considered to be the most relevant due to the growing threat that comes from extremist and terrorist organizations in Russia and worldwide. This requires the rethinking of ways of cooperation and interaction of all the departments and agencies that deal with the issues of public safety. The author introduces the term of integrated safety and security that is regarded as an ability to estimate correctly the external threat effect and respond to it quickly and properly. He proves the necessity of safety certificate so it will show the readiness of an establishment to prevent and mitigate the effects of emergency situations possible including terrorist attacks.

Keywords: safety, educational establishment, emergency situations, interaction, integrated safety and security, safety certificate.

За последние годы обстановка в мире существенно изменилась за счет усиления терроризма и его использования спецслужбами США. Волна терроризма захлестнула весь Ближний Восток и уже угрожает перекинуться в государства Средней Азии, а затем и России.

Мы знаем из выступлений представителей руководства страны, спецслужб, оборонных ведомств, что, к сожалению, российская молодежь, в т.ч. представители российских вузов тоже предпринимают попытки выезда в Турцию, Сирию для участия в боевых действиях на стороне сил т.н. «умеренной оппозиции», иначе говоря, в рядах ИГИЛ (запрещена на территории РФ) против правительственных войск Башара Асада, периодически возвращаясь на территорию России из Турции для отдыха и лечения [1].

Такие сферы деятельности, как геополитика и противодействие идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде, перестройка внешней политики страны и обучение

иностранных граждан, перестройка экономики, оборонной политики, мобилизационной готовности, гражданской обороны, вопросы экспорта и импортозамещения, необходимости быстрого развития и необходимости использования фундаментальных и

стратегически важных сфер науки, вытекающих их этого вопросов защиты гостайны, информации, экспортного контроля, - вот неполный перечень вопросов и направлений деятельности, с которой, так или иначе, соприкасаются вопросы и проблемы комплексной безопасности образовательной сферы.

Все они требуют нового подхода, взаимодействия и координации всех ведомств и учреждений по противодействию возникающим проблемам. Поэтому, например, уже в начале 2000-х были созданы межведомственные антитеррористические комиссии на уровне Правительства РФ, Федерального округа, края, области, города и т.д. В состав комиссий вошли

представители органов исполнительной власти, прокуратуры, ФСБ, МВД, МЧС, здравоохранения и др. Были разработаны единые принципы и требования борьбы с терроризмом и экстремизмом в рамках реализации требований по комплексной безопасности объектов.

Понятие «комплексная безопасность» в широком смысле слова включает в себя не только организацию защиты населения, в том числе участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать влияние внешних угроз и способность и необходимость оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о функционировании действенной системы комплексной

безопасности.

Было бы ошибочно утверждать, что проблемами комплексной безопасности объектов, образовательных организаций должны заниматься только компетентные органы ФСБ, МВД, МЧС и другие ведомства, отвечающие за государственную безопасность и безопасность граждан, объектов промышленности, жизнедеятельности, общества и государства в целом. Эти проблемы можно решать только в комплексе, во взаимодействии всех сфер общества.

Мощный потенциал российских вузов в профилактике экстремизма, взаимодействии с правоохранительными структурами давно по достоинству оценили специалисты. Хочу сказать, что многие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова, Нижнего Новгорода, а также южных республик страны в последние 5 лет активно включились в проведение различных комплексов мероприятий антиэкстремистской направленности: форумов, круглых столов, совещаний по антиэкстремизму, привлекают для этого широкий круг своих специалистов.

Отсюда вытекают важные и необходимые вопросы взаимодействия образовательных организаций, учреждений с

правоохранительными органами.

Администрация образовательного

учреждения, руководствуясь российским законодательством, имеющимися приказами,

инструкциями и нормативными актами Минобрнауки РФ, осуществляет взаимодействие и координацию, обеспечивает подготовку и реализацию организационных, технических, кадровых, проверочных и иных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности объектов Университета в следующих основных направлениях: противопожарная безопасность, антитеррористическая и антикриминальная безопасность, информационная безопасность, мобилизационная готовность и организация воинского учета, обеспечение режима секретности, гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций, техническая безопасность, безопасность труда.

Эта взаимодействие строится с учетом стратегии, принципов, целей и задач по каждому из направлений, а также способов, методов и привлечения необходимых возможностей и имеющихся средств на основе и в рамках существующего российского и международного законодательства.

Для каждого из направлений взаимодействия с подразделениями ФСБ, МВД, МЧС, ФСКН, ФСТЭК и других структур есть свои особенности, укладывающиеся в рамки законодательства, которые необходимо учитывать при составлении планов мероприятий образовательного учреждения, их реализации, решении важных вопросов деятельности организации.

Значение координации и взаимодействия администрации образовательных и

правоохранительных структур трудно переоценить. Это процесс, помогающий руководству организации быстро принимать правильные решения, он направлен на повышение эффективности научно-

образовательной деятельности организации, оперативное решение различных вопросов ее деятельности, включая организационные, кадровые, практические вопросы. Возникающие в ходе этого взаимодействия отдельные спорные вопросы, как правило, всегда устраняются в ходе рабочих контактов, организуемых совещаний, круглых столов, дискуссий.

Важным аспектом деятельности вуза является выполнение требований

антитеррористической защищенности.

Основными из этих требований являются:

- наличие противопожарной сигнализации и системы оповещения;

- наличие паспорта безопасности;

- наличие пропускного режима, охранных структур;

- наличие системы контроля доступом;

системы

функционирование видеонаблюдения.

Межведомственные антитеррористические комиссии после захвата в 2002 году заложников в Театральном центре на Дубровке пришли к заключению о необходимости подготовки паспортов безопасности по каждому объекту, где одновременно может находиться 50 человек и более. Он должен являться необходимой частью устава организации, в т.ч. образовательной и учитываться при выдаче лицензии.

Есть некоторые проблемные аспекты с паспортом безопасности. В настоящее время указанный документ определен как информационно-справочный. Нет точного юридического статуса данного документа, имеются разные регламенты его согласования и

принятия. Необходимо на законодательном уровне признать и определить в законе, что паспорт безопасности является обязательным документом для всех организаций и объектов.

Таким образом, паспорт безопасности является документом, определяющим готовность объекта к предупреждению и смягчению последствий возможных

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и от террористических актов. Документация, включенная в паспорт, также предназначена для оперативного использования силовыми, правоохранительными и другими городскими органами при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций и оказанию необходимой помощи пострадавшему населению.

Литература:

1. В Сирии против Асада сражаются сотни ваххабитов из России // Русский обозреватель: интернет-сайт. 2013. 26 марта. Режим доступа: http://www.rus-obr.ru/ru-web/23370

2. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

5. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/request/#ixzz3rvH9rJyN

6. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в

сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/kind-doclist/7560/Акты органов власти:11]

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" .

8. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Сведения об авторе:

Круглов Владимир Васильевич (г. Москва, Россия), проректор по безопасности, доцент кафедры промышленной безопасности и экологии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

Data about the author:

V. Kruglov (Moscow, Russia), vice principal for safety, associate professor at the Department of Industrial Safety and Ecology of the Gubkin Russian State Oil and Gas University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.