Научная статья на тему 'К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций'

К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2978
1189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексная безопасность / безопасность образовательных организаций / integrated security / safety educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загребина Е. И.

В статье рассмотрены основные аспекты обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций, а также меры и мероприятия правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера для такого обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO INTEGRATED SAFETY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article describes the main aspects of complex safety-of educational institutions, as well as measures and activities of legal, organizational, technical, personnel, financial provision for this.

Текст научной работы на тему «К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций»

УДК 37.07

К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.И. Загребина

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций, а также меры и мероприятия правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера для такого обеспечения.

Ключевые слова: комплексная безопасность, безопасность образовательных организаций.

TO INTEGRATED SAFETY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

E.I. Zagrebina

Abstract: This article describes the main aspects of complex safety-of educational institutions, as well as measures and activities of legal, organizational, technical, personnel, financial provision for this.

Keywords: integrated security, safety educational organizations.

Актуальность вопросов безопасности образовательных организаций в комплексе очевидна - наряду с уже существующими многочисленными угрозами современного мира постоянно появляются новые, изменяется их характер и степень опасности, и, значит, речь должна идти о решении нескольких задач по безопасности одновременно. При анализе комплексной безопасности образовательных организаций необходимо ориентироваться на приемлемые уровни риска, которые, как правило, установлены федеральными законами, директивными документами, техническими регламентами и т.д. И рассматривать эти риски необходимо как максимально допустимые в реальных условиях технического, экономического и социального состояния общества. В этом случае критерием качества обеспечения комплексной безопасности можно считать степень снижения уровня риска по сравнению с максимально допустимым.

Комплексная безопасность образовательной организации - это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Она может быть

достигнута путем реализации комплексной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера, таких как:

- организация мероприятий по гражданской обороне;

- организация пожарной безопасности самой образовательной организации и прилегающей к ней территории;

- организация инженерно-

технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки и т. п.) и инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация, «тревожные» кнопки, видеонаблюдение, ограничение и контроль за доступом, пожарная сигнализация);

- обеспечение антитеррористической защиты образовательной организации;

- организация контрольно-

пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на территорию образовательной организации посторонних лиц;

- организация мероприятий по соблюдению норм охраны труда;

- организация взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями в

плане борьбы с криминальными правонарушениями (хулиганство, кражи, грабежу, применение насилия), экстремистскими проявлениями, массовыми беспорядками, распространением наркотиков;

- включение в образовательный и воспитательный процессы аспектов культуры безопасности.

Модель комплексной безопасности образовательного учреждения может быть представлена такой как на рисунке 1 [3]. _

Она не может являться окончательной и исчерпывающей, так как необходим периодический аудит комплексной системы безопасности и аналитические исследования по выявлению новых угроз современного мира.

Для того, чтобы рассматривать и анализировать вопросы обеспечения ком-

плексной безопасности образовательных организаций необходимо для начала:

- оценить современное состояние безопасности образовательной организации;

- составить перечень ее имущественного комплекса;

- проанализировать состояние правового обеспечения комплексной безопасности, в том числе правовое обеспечение пожарной безопасности, правовое обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правовые основы террористической безопасности, правовые основы социальной безопасности;

- оценить состояние технического обеспечения безопасности.

Рис. 1. Модель комплексной безопасности образовательного учреждения

Анализ угроз безопасно- - анализ угроз природного, техноген-

сти образовательной организации вклю- ного и антропогенного характера;

чает в себя: - анализ угроз с использованием мо-

делирования и оценка риска;

- построение обобщенных моделей систем обеспечения комплексной безопасности для образовательных организаций на основе всестороннего анализа угроз.

Чтобы обеспечить комплексную безопасность, необходимо иметь перечень возможных угроз для объектов образовательных организаций; далее нужно выделить из этого перечня значимые угрозы и выбрать уровень обеспечения безопасности. Определить значимость угроз - это значит сравнить их между собой с помощью единой шкалы измерений угроз (при разработке такой шкалы следует исходить из тяжести последствий их возможной реализации). Для определения перечня возможных угроз для образовательной организации рекомендуется изучить детальное описание его структуры, связей с другими объектами и т.д.

Приоритетные направления деятельности в области обеспечения комплексной безопасности образовательной организации тесно связаны с:

- совершенствованием нормативноправового обеспечения комплексной безопасности;

- совершенствованием технического обеспечения комплексной безопасности, в том числе с внедрением современных технических средств и систем обеспечения комплексной безопасности, разнообразных по принципу действия, назначению и конструктивным особенностям (таких как, средства наблюдения, средства служебной связи, сигнализационные средства оповещения, средства обнаружения несанкционированного проникновения нарушителей или заноса запрещенных предметов на территорию образовательного учреждения и т.п.);

- совершенствованием учебнометодического и научно-методического обеспечения комплексной безопасности, в том числе распределение функций, обеспечивающих отдельные аспекты комплексной безопасности, между долж-

ностными лицами образовательных организаций;

- планированием организационного и финансового обеспечения комплексной безопасности;

- организацией информационнотехнологического обеспечения комплексной безопасности, где ведущая роль принадлежит автоматизированным электронным системам, обеспечивающим высокую степень надежности, оперативной готовности, защиты информации, автоматизацию обработки посту-паемой и передаваемой информации, внутреннюю и внешнюю связь с различными территориально-распределенными службами и подразделениями по сети, контроль исполнительных и контролирующих механизмов и приборов и т.п.;

- анализом требований к обеспечению безопасности участников образовательного процесса и объектов образовательных организаций.

Рассматривая отдельный аспект комплексной безопасности, например, такой как антитеррористическая защищенность образовательной организации, отметим, что главным документом здесь видится паспорт безопасности, который разрабатывается руководящим составом образовательной организации совместно с правоохранительными подразделениями. Этот документ, как правило, состоит из трех составных частей: собственно паспорта безопасности, плана охраны образовательной организации и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий и плана-схемы образовательной организации. При необходимости в него могут включаться и другие документы [5].

В первой части паспорта безопасности (антитеррористической деятельности) образовательной

организации помимо общих сведений об образовательном учреждении

необходимо прописать:

- возможные критические и

чрезвычайные ситуации в

образовательной организации в

результате проведения террористических акций или экстремистских проявлений;

- силы и средства охраны образовательного учреждения;

- проводимые и планируемые

мероприятия по усилению

антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

- ситуационные планы (на основе

моделирования возможных ситуаций отражаются направления возможных угроз, наиболее уязвимые участки, порядок их прикрытия; расположение постов охраны; места расположения сил и средств силовых структур, их маршруты выдвижения; зоны

возможного поражения людей, предполагаемые места размещения эвакуированных и пострадавших и другие вопросы).

Учитывая, что паспорт безопасности содержит большой объем информации и требует ответа на многие вопросы, его подготовка должна осуществляться на основе тщательного обследования образовательного учреждения, сбора всей необходимой информации, анализа подготавливаемых материалов и правильной организации взаимодействия с органами внутренних дел, федеральной службы безопасности, штабами ГО и ЧС, местными органами самоуправления.

Одним из основных принципов борьбы с терроризмом являются меры предупреждения и профилактики, важнейшими из которых являются:

- усиление охраны образовательной организации и квалифицированный подбор охранных структур и сотрудников охраны;

- систематический инструктаж работников образовательной организации всех уровней по выполнению своих обязанностей в условиях повседневной деятельности и в случае возникновения угрозы террористического характера;

- установление строгого контрольно-

пропускного режима граждан и автотранспорта, исключение

бесконтрольного пребывания на

территории посторонних лиц, а также обеспечение надежного круглосуточного контроля за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади;

- запрещение ведения ремонтных и иных работ сомнительными фирмами, а также недопущение проживания лиц, осуществляющих строительные или ремонтные работы, в зданиях и на территории образовательной организации;

- выявление недостатков в вопросах пожарной безопасности, которыми могут воспользоваться преступные элементы в террористических целях;

- ежедневный предупредительный контроль мест массового нахождения людей (классов, аудиторий, помещений и площадок для проведения занятий, совещаний, собраний, культурномассовых и спортивных мероприятий), а также подвалов, чердаков, подсобных помещений, проверка состояния решеток и ограждений;

- планирование и выполнение работ по инженерно-техническому оборудованию образовательных организаций;

- постоянное поддержание

оперативного взаимодействия с территориальными органами МВД и ФСБ России;

- информационное обеспечение

персонала и учащихся по вопросам антитеррористической деятельности в городе, районе, в том числе оборудование информационных стендов и наглядной агитации;

- плановые проверки

работоспособности технических средств охраны и защиты (кодовых и электронных замков, охранной сигнализации, системы видеонаблюдения, системы электронного контроля пропуска и т.п.);

- проверка помещений, сдаваемых в аренду (если имеется такая практика), на предмет их безопасного содержания.

Так как руководитель образовательной организации персонально отвечает за создание безопасных условий функционирования, сохранность жизни и здоро-

вья персонала, обучающихся и воспитанников в период образовательного процесса и при нахождении в образовательной организации, за состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения, то он организует и руководит разработкой паспорта безопасности, соответствующих руководящих, распорядительных, методических и информационных документов, координирует работу заместителей и ответственных лиц по вопросам обеспечения комплексной безопасности и проведению защитных мероприятий с подразделениями образовательной организации, ор-

Литература:

1. Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. - М.: ИФ «Образование в документах», 2007.- 248 с.

2. Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко - М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 160 с.

3. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя /(сост. Н.В. Андреева и др.; под общ. ред. Л.Н. Антоновой; отв. ред. Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко). - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.248 с.

4. Пилипенко В.Ф. Профилактика правонарушений как одно из направлений обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 6 / Отв. редактор Е.С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 72 с.

5. Пилипенко В.Ф., Гаврилов М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 / Отв. редактор Е.С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 88 с.

ганизует взаимодействие с территориальными органами МВД, ФСБ, МЧС.

Таким образом, перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.

References:

1. Balyhin G.A. Obespechenie bezopasnosti obra-zovatel'nogo processa: kompleksnyj podhod k resheniju problemy. V Sb.: Kompleksnaja bezopasnost' v sisteme obrazovanija. - M.: IF «Obrazovanie v doku-mentah», 2007.- 248 s.

2. Kompleksnaja bezopasnost' obrazovatel'nogo uchrezhdenija: ponjatijnyj apparat, pravovye osnovy, sistema mer obespechenija. Kratkij spravochnik // Serija: «Bibliotechka zamestitelja rukovoditelja obrazovatel'no-go uchrezhdenija po obespecheniju bezopasnosti» /Otv. redaktor E.S. Kushel'; avt.-sost. professor V.F. Pilipenko

- M.: Centr «Shkol'naja kniga», 2007. - 160 s.

3. Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti v obra-zovatel'nom uchrezhdenii. Nastol'naja kniga rukovodi-telja /(sost. N.V. Andreeva i dr.; pod obshh. red. L.N. Antonovoj; otv. red. L.Ja. Oliferenko, V.F. Pili-penko).

- 2-e izd. - M.: Ajris-press, 2006.- 248 s.

4. Pilipenko V.F. Profilaktika pravonarushenij kak

odno iz napravlenij obespechenija kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija: Uchebno-prakticheskoe posobie //Serija: «Bibliotechka za-

mestitelja rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija po obespecheniju bezopasnosti». Vypusk 6 / Otv. redaktor E.S. Kushel'. - M.: Centr «Shkol'naja kniga», 2008. -72 s.

5. Pilipenko V.F., Gavrilov M.A. Organizacija ra-boty po antiterroristicheskoj zashhishhennosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija: Uchebno-prakticheskoe posobie //Serija: «Bibliotechka zamestitelja rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija po obespecheniju bezopasnosti». Vypusk 2 / Otv. redaktor E.S. Kushel'. - M.: Centr «Shkol'naja kniga», 2007. - 88 s.

Загребина Е.И. (г. Казань), кандидат педагогических наук, доцент кафедры Промышленной и экологической безопасности, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zagrebina E.I. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor department of of

industrial and environmental security, Kazan national research technical universitete name of A.N. Tupolev (KAI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.