Научная статья на тему 'Взаимодеиствие предприятии электроэнергетики с правоохранительными органами по приоритетным направлениям обеспечения экономической безопасности (на примере ОАО «МРСК Сибири»)'

Взаимодеиствие предприятии электроэнергетики с правоохранительными органами по приоритетным направлениям обеспечения экономической безопасности (на примере ОАО «МРСК Сибири») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / POWER INDUSTRY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Березка Оксана Игоревна

Статья посвящена основным направлениям взаимодействия органов внутренних дел со службой безопасности предприятия электроэнергетики (ОАО «МРСК Сибири»). Выделяются и описываются характерные особенности правового регулирования данного взаимодействия. Целью статьи является анализ работы по приоритетным направлениям обеспечения экономической безопасности в интеграции с правоохранительными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN ELECTRIC-POWER ENTERPRISES AND LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES ABOUT PRIORITY DIRECTIONS OF ECONOMIC SECURITY BASED ON THE EXAMPLE OF OAO “MPSK SIBIRI” (IDGC OF SIBERIA, JSC)

The article is devoted to the main directions of interaction between law enforcement authorities and security department of the electric-power enterprise OAO “MPSK Sibiri” (IDGC of Siberia, JSC). The features of legal control of this interaction are marked out and described. The aim of this article is to analyze activities in the priority directions of economic security provision in co-operation with law enforcement authorities.

Текст научной работы на тему «Взаимодеиствие предприятии электроэнергетики с правоохранительными органами по приоритетным направлениям обеспечения экономической безопасности (на примере ОАО «МРСК Сибири»)»

взаимодеиствие предприятии электроэнергетики с правоохранительными органами по приоритетным направлениям обеспечения

экономической безопасности

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «МРСК СИБИРИ»)

УДК 65

Оксана Игоревна Березка,

адъюнкт,

Московский Университет МВД России, Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена основным направлениям взаимодействия органов внутренних дел со службой безопасности предприятия электроэнергетики (ОАО «МРСК Сибири»). Выделяются и описываются характерные особенности правового регулирования данного взаимодействия. Целью статьи является анализ работы по приоритетным направлениям обеспечения экономической безопасности в интеграции с правоохранительными органами.

Ключевые слова: экономическая безопасность, энергетическая безопасность, электроэнергетика, правоохранительные органы, взаимодействие.

Oksana I. Berezka,

Adjoinct,

Moscow University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia,

E-mail: [email protected]

INTERACTION BETWEEN ELECTRIC-POWER ENTERPRISES AND LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES ABOUT PRIORITY DIRECTIONS OF ECONOMIC SECURITY BASED ON THE EXAMPLE OF OAO "MPSK SIBIRI" (IDGC OF SIBERIA, JSC)

The article is devoted to the main directions of interaction between law enforcement authorities and security department of the electric-power enterprise OAO "MPSK Sibiri" (IDGC of Siberia, JSC). The features of legal control of this interaction are marked out and described. The aim of this article is to analyze activities in the priority directions of economic security provision in co-operation with law enforcement authorities.

Keywords: economic security, energy security, power industry, law enforcement authorities, interaction.

Одним из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности предприятий электроэнергетики является предотвращение, пресечение и выявление фактов нанесения экономического ущерба организациям при совершении фактов хищений ТМЦ с объектов энергетики, безучетного (бездоговорного) потребления электроэнергии.

Выполнение указанных задач сотрудниками подразделений безопасности осуществляется в постоянном активном взаимодействии с правоохранительными органами, другими силовыми структурами, находящимися на территориях присутствия компании.

С точки зрения концептуальности основ организации взаимодействия служб безопасности предприятий электроэнергетики с правоохранительными органами отметим, что сущность взаимодействия состоит во взаимной помощи и поддержке сотрудничающих сторон. Реально оно возможно лишь на основе обоюдного интереса каждой из этих сторон и невозможно без взаимного понимания сути совместно решаемых вопросов и согласия по поводу предмета, процедур и последствий этого взаимодействия. Понимание и согласие сторон обуславливает доверие между ними, без чего невозможно решать поставленные задачи. Взаимодействие выступает в качестве интегрирующего фактора, который объединяет различные части в определенный тип целостности.

Практика служб безопасности компаний свидетельствует о том, что обеспечение оперативного взаимодействия и координации традиционно является одной из наиболее сложных проблем.

Взаимодействие, как правило, происходит на двух уровнях. На руководящем уровне происходит обмен информацией и контакты руководителей служб безопасности с сотрудниками лицензионно-разрешительной системы, руководством органов внутренних дел. На следующем уровне взаимодействия, в большей степени процедурном, происходят контакты между рядовыми сотрудниками. Взаимный обмен информацией подчиняется следующему требованию - обязательность предоставления службой безопасности сведений, не составляющих коммерческую тайну предприятия. На уровне личных контактов происходит неофициальный обмен информацией, представляющей интерес как для одной, так и для другой стороны.

Далее на примере ОАО «МРСК Сибири» рассмотрим приоритетные задачи и направления деятельности блока безопасности в 2012 году по линии взаимодействия филиалов с правоохранительными органами на территории компании. На рис. 1 представлены правовые основы данного взаимодействия.

Взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве. С руководством силовых структур проводятся рабочие встречи, совещания по различным вопросам безопасности объектов энергетики, постоянно осуществляется обмен значимой информацией, проводятся рейды по выявлению фактов безучетного (бездоговорного) потребления электроэнергии в рамках согласованных графиков их проведения.

Так, за 4 месяца 2012 года совместно с сотрудниками правоохранительных органов проведено 228 рейдовых мероприятий по выявлению фактов безучетного (бездоговорного) потребления электроэнергии. По результатам проведенных мероприятий выявлено 596 таких фактов на сумму 14 174 тыс. руб., возмещено 3 469 тыс. руб. В ОВД направлено 636 заявлений о привлечении к ответственности недобросовестных потребителей, по которым возбуждено 406 административных производств по ст. 7.19 КоАП РФ, остальные материалы находятся в производстве. К административной ответственности привлечено 284 нарушителей.

В отчетном периоде выявлено 16 фактов хищений ТМЦ на объектах филиалов на общую сумму 292,9 тыс.руб. По всем фактам в территориальные ОВД направ-

ОАО «МРСК Сибири» (Подразделения безопасности)

лены заявления. По 13 проверочным материалам сотрудниками полиции возбуждены уголовные дела по ст. 158 УК РФ. В результате проведенных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших хищения, в т.ч. совместно с оперативными сотрудниками ОВД, сумма возмещенного ущерба составила 15,8 тыс.руб.

Общие потери ОАО «МРСК Сибири» вследствие негативных со-

«Защита общества, государства от противоправных посягательств, а так же предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений» Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ

бытий за 2011-2012 годы составили 23 млрд. руб.

Ниже приведены основные результаты анализа работы подразделений безопасности филиалов, достигнутые при взаимодействии с правоохранительными органами в 2012 году:

Филиал №1

Взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется

в соответствии с Соглашением о сотрудничестве филиала №1 и ГУ МВД по Алтайскому краю.

В РЭС филиала разработаны и согласованы с территориальными ОВД совместные планы взаимодействия при проведении мероприятий по обеспечению безопасности объектов энергетики (приложения к паспортам антитеррористической защищенности объектов).

При проведении мероприятий по усилению мер безопасности, связанных с проведением праздничных, спортивных, политических мероприятий, и в соответствии с указаниями МРСК, в правоохранительные органы края направляются письма о принимаемых мерах и обмене информацией. В период проведения мероприятий на уровне руководителей ПО и РЭС обеспечивается взаимодействие с территориальными ОВД, согласуются вопросы совместных действий в реализации мер по усилению режима безопасности, проводятся совместные совещания.

Во взаимодействии с правоохранительными органами в 2012 г. Департаментом безопасности компании проведено 13 рейдов по пресечению хищения электроэнергии путем бездоговорного или безучетного ее потребления. В ходе их проведения выявлен 61 факт неучтенного потребления электроэнергии в объеме 1 608 688,94 кВтч, на сумму 3 954,13 тыс. рублей, нарушителями возмещено 1 884,27 тыс. рублей (47,65%), 118 правонарушителей привлечено к административной ответственности по ст. 7.19 КоАП РФ.

В рамках мероприятий по защите персонала от противоправных проявлений со стороны недобросовестных потребителей, ранее выражавших угрозы в адрес работников филиала, организовано участие сотрудников полиции в 9 совместных мероприятиях по снятию показаний приборов учета электроэнергии и введению ограничения в энергоснабжении потребителей.

В ходе совместной работы с правоохранительными органами по выявлению злоупотреблений персоналом филиала выявлено 2 преступления:

- возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 204 УК РФ в отношении сотрудника филиала

- направлено заявление о привлечении к уголовной ответственности

Рис. 2. Основные угрозы энергобезопасности

«Предупреждение,

выявление и пресечение угроз безопасности компании со стороны как персонала Компании, так и сторонних лиц» Положения о подразделениях безопасности

Рис. 1. Правовые основы взаимодеиствия с правоохранительными органами

Полиция

по ст. 165 УК РФ сотрудника филиала Филиал №2

По итогам 4 месяцев 2012 руководством подразделения безопасности филиала проведено 7 рабочих встреч и совещаний с сотрудниками территориальных ОВД и прокуратуры по следующим вопросам:

- О сотрудничестве и взаимодействии между подразделениями по вопросам, связанным с хищениями электроэнергии.

- О реализации дел административных производств.

- Об утверждении графиков совместных рейдов по сельским территориям по выявлению фактов безучетного потребления электроэнергии.

- О привлечении СМИ к проведению совместных рейдов.

- Алгоритм действий сотрудников при выявлении фактов правонарушений.

При активном участии территориальных ОВД за 4 месяца 2012 года выявлено 54 факта безучетного (бездоговорного) потребления электроэнергии в объёме 79 051 кВтч на сумму 153,836 тыс. руб., нарушителями возмещено 2 642,6 тыс. руб., 59 правонарушителей привлечены к административной ответственности по ст. 7.19 КоАП РФ.

Филиал №3

Основные направления деятельности подразделения безопасности филиала в т.г. по взаимодействию с правоохранительными органами:

1. Предупреждение и пресечение фактов хищений товарно-материальных ценностей с объектов филиала, розыск и привлечение к ответственности лиц, совершивших хищения.

Для реализации данного направления организовано взаимодействие с управлением уголовного розыска УМВД России по Омской области. В течение 2012 г. территориальными отделами МВД по заявлениям филиала возбуждено 4 уголовных дела. По одному факту установлен виновник гражданин Х, который добровольно в досудебном порядке возместил ущерб от ранее совершённого им хищения провода с ВЛ 0,4 кВ в сумме 7 344,0 руб.

2. Привлечение к ответственности лиц по фактам бездоговорного и безучётного потребления электроэнергии.

Ранее (в 2011 г.), по инициативе филиала №3, УМВД России по Омской области разработаны и доведены

до территориальных отделов МВД РФ «Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.19 КоАП РФ «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа».

В течение 4 месяцев 2012 г., при непосредственном участии сотрудников полиции территориальных подразделений УМВД России по области проведено 19 рейдов по выявлению фактов бездоговорного и безучётного потребления электроэнергии. В ходе их проведения выявлено 102 факта неучтенного потребления электроэнергии в объеме 521 132 кВтч на сумму 929 тыс. рублей, нарушителями возмещено 266 тыс. рублей. По заявлениям филиала №3 в отношении 88 человек возбуждено административное производство, постановлениями мировых судей 46 человек привлечено к административной ответственности по ст. 7.19 КоАП РФ.

3. Выявление и пресечение должностных преступлений и нарушений, наносящих ущерб Обществу, легализация и реализация оперативной информации департамента безопасности филиала.

В рамках реализации данного направления департаментом безопасности совместно с сотрудниками УЭБиПК ОМВД РФ по Омскому району проведена проверка оперативной информации в отношении электромонтера по эксплуатации счетчиков 4 разряда участка транспорта электроэнергии по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Противоправные действия электромонтера выразились в незаконном получении денежных средств с граждан за замену счётчиков учёта электроэнергии. Своими действиями данный сотрудник нанёс урон по репутации филиала и материальный ущерб абонентам.

Филиал №4

В целях обеспечения экономической безопасности филиала, подразделением безопасности в основу взаимодействия с правоохранительными органами положен принцип неотвратимости ответственности за совершенные правонарушения в области электроэнергетики, ведущие к материальному ущербу, а именно:

- хищение материальных ценностей с объектов энергетики;

- причинение вреда, порчи или уничтожение имущества Общества;

- неучтенное потребление электроэнергии.

Всего за период из 525 составленных актов направлено в ОВД - 315, возбуждено административных дел -153, привлечено к административной ответственности лиц - 61, остальные материалы находятся на рассмотрении.

Активизация работы правоохранительных органов в части привлечения расхитителей электроэнергии к ответственности способствовала стимуляции виновных к возмещению причиненного ущерба. Так за указанный период времени по 233 актам оплачена похищенная электроэнергия в количестве 1 537 883кВ/ч на сумму 1 744 310,52 рублей, по 66 актам поданы исковые заявления о возмещении ущерба.

Сотрудники подразделения безопасности филиала на постоянной основе взаимодействуют с ОВД по вопросам установления места нахождения должников, виновных в причинении повреждений в результате ДТП, производства работ и т.п.

- Предупреждение и раскрытие краж с энергообъектов.

С целью выполнения данных задач с УМВД по Красноярскому краю и филиалом №4 подписано Соглашение о создании межведомственной группы №1/517 в целях координации взаимодействия, организации и проведения совместных профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов ТЭК.

С Управлением охраны общественного порядка УМВД России по Красноярскому краю проведены рабочие встречи по организации совместной работы по выявлению правонарушений по статьям 7.19, 9.11, 7.27.1 КоАП РФ. В Управление ООП УМВД подготовлено и направлено отношение по подготовке и направления указаний в территориальные органы полиции края о проведении мероприятий по выявлению безучётного (бездоговорного) потребления электрической энергии с предоставлением отчётов, для этого предоставлена юридическая практика, методические рекомендации по данному направлению.

В течение 4 месяцев 2012 года проведено 18 рабочих встреч с руководством УМВД, прокурорами районов, сотрудниками УФСБ по краю.

Проведено заседание по вопросу о целесообразности включения в дейст-

Рис. 3. Основные результаты взаимодействия филиалов с правоохранительными

органами

вующее уголовное законодательство специальной нормы, предусматривающей ответственность за незаконное пользование электрической энергии с приглашением и участием представителей: Прокуратуры края, УМВД по краю, Департамента по обеспечению деятельности мировых судей, Защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора, Региональной службы по тарифам и ценообразованию, УФАС.

На постоянной основе проводятся совместные рейды по выявлению, предупреждению фактов бездоговорного (безучетного) потребления электрической энергии с УУП УМВД.

В ходе проведённых совместных с УМВД по краю мероприятий за 4 месяца проведено 65 рейдов. Выявлено 127 фактов безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии

в объеме 394 060,52 кВт/ч, на сумму 1052,881 тыс. рублей, возмещен ущерб на сумму 574 тыс. рублей.

В правоохранительные органы направлено 123 заявления о возбуждении административных производств, по ним возбуждено 94 дел об административных правонарушениях по ст. 7.19 КоАП РФ.

Мировым судом за 4 месяца 2012 года 64 человека признаны виновными в совершении административного правонарушения по ст. 7.19 КоАП РФ и им назначено наказание в виде административного штрафа 1500 рублей каждому.

Как мы видим, в 2012 году энергопредприятия плотно сотрудничали с правоохранительными органами, с целью обеспечения экономической безопасности отрасли. На рисунке отражены основные результаты взаимодействия филиалов ОАО «МРСК

Сибири» с правоохранительными органами.

Проведя анализ кооперации филиалов с органами внутренних дел, мы видим, что правоохранительные органы являются необходимым субъектом обеспечения экономической безопасности предприятий электроэнергетики. На них возложена задача не только предупреждать и пресекать возникающие угрозы экономической безопасности, но и охранять единство самой среды нормального воспроизводства производственных и экономических отношений в электроэнергетике. В связи с эти можно заявить, что правоохранительные органы являются одним из важнейших субъектов обеспечения нормального функционирования системы экономической безопасности организаций и энергопредприятий в частности.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в ред. от 08.12.2011 № 424-ФЗ)

2. Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 03.12.2012 № 231-Ф3)

3. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ

References

1. The federal law of the Russian Federation «About Federal security service» of 03.04.1995 No. 40-FZ (in an edition of 08.12.2011 No. 424-FZ)

2. The federal law of the Russian Federation «About prosecutor's office of the Russian Federation» of 17.01.1992 No. 2202-1 (in an edition of 03.12.2012 No. 231-FZ)

3. The federal law of the Russian Federation «About police» of07.02.2011 No. 3-FZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.