УДК 342.922 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10172
ББК 67.4 © И.В. Федорова, 2019
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Инна Викторовна Федорова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-таЛ: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия участкового уполномоченного полиции с институтами гражданского общества и общественными формированиями по охране общественного порядка и охране общественной безопасности, а также возможные пути их решения на современном этапе развития государства.
Ключевые слова: полиция; институты гражданского общества; взаимодействие; нормативные правые акты; формы; задачи; проблемы.
THE INTERACTION OF THE DISTRICT POLICE OFFICER WITH THE INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY AND PUBLIC FORMATIONS FOR THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND THE PROTECTION OF PUBLIC SAFETY
Inna Viktorovna Fedorova, PhD in law, senior Lecturer Department of administrative activity internal Affairs bodies police lieutenant colonel
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. The article discusses current problems in the interaction of the district police officer with civil society institutions and public formations for the protection of public order and the protection of public safety, as well as possible solutions to problems at the present stage of state development.
Keywords: police; civil society institutions; interaction; regulatory legal acts; forms; tasks; problems.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Федорова И.В. Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с институтами гражданского общества и общественными формированиями по охране общественного порядка и охране общественной безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):227-9.
В настоящее время особое внимание как в теории, так и на практике отводится проблеме создания эффективной и успешной системы взаимодействия сотрудников полиции с гражданами и общественными объединениями. Необходимость создания данной системы обусловлена тем, что формируются определенные ус-
ловия для успешного противодействия преступности, а также оказания помощи при осуществлении охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности.
При осуществлении своей деятельности, сотрудники полиции в соответствии с Федеральным зако-
ном «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ должны руководствоваться следующими принципами: «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем»1. По нашему мнению, принцип, закрепленный в статье 10: «Взаимодействие и сотрудничество», является основополагающим в деятельности для участкового уполномоченного полиции. Так, в процессе осуществления обхода закрепленного административного участка, участковый может получить дополнительную информацию от граждан при помощи непосредственного общения с ними. Однако, кроме индивидуального взаимодействия, участковый уполномоченный полиции тесно взаимодействует с различными институтами гражданского общества, такими так: «общественные объединения, участники политических партий, общественные движения, неправительственные организации, внештатные сотрудники»2. Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим взаимодействие сотрудников полиции с гражданами, является Федеральный закон РФ от 2 апреля 2014 г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Согласно данному документу, участковый уполномоченный полиции может взаимодействовать с гражданами, изъявившими желание делать это только на добровольной основе. Это означает, что принудительность взаимодействия недопустима. Так, согласно статистическим данным, в 2014 г., благодаря тесному взаимодействию сотрудников полиции с казачьими объединениями и народными дружинами, было раскрыто около 9000 преступлений, 220 000 административных правонарушений, задержано свыше 170 000 человек за противоправные деяния3.
В соответствии с Приказом МВД РФ от 31.12. 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются:
• проведение профилактического обхода административного участка;
• осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений;
• проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете;
• проведение отчетов перед населением о проделанной работе4.
Основная задача участкового уполномоченного полиции при взаимодействии с институтами гражданского общества и реализации всех форм несения службы, заключается в постоянном владении действительной
информации о состоянии закрепленной за ним территории и оперативной обстановки на других участках, а также обладании сведениями о готовящихся массовых мероприятиях: «общественно-политических, культурно-массовых, спортивно-массовых, религиозных, специальных, смешанных»5.
Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с институтами гражданского общества и общественными формированиями может выражаться в следующих формах:
• совместный патруль закрепленного за участковым уполномоченным полиции административного участка;
• выставление постов;
• наблюдение и контроль за лицами, стоящими на индивидуальном учете;
• оказание помощи в оперативном реагирование на административные правонарушения и преступления;
• предоставление информации о совершенных противоправных деяниях;
• совместная охрана объектов.
Однако при совместной деятельности участкового уполномоченного полиции с общественными формированиями и институтами гражданского общества могут возникнуть проблемы, которые мешают реализации взаимодействия, таковыми проблемами являются:
• нежелание сотрудничать с сотрудником полиции, в связи с отсутствием активной точки зрения при осуществлении охраны общественного порядка и общественной безопасности;
• несвоевременная передача информации участковому уполномоченному полиции о совершенных или совершенных в будущем противоправных деяниях, в связи с отсутствием контактных данных сотрудника полиции;
• наличие ряда противоречий и организованной работы между полицией и институтами гражданского общества;
• отсутствие материальных поощрений — стимулов для общественных формирований и институтов гражданского общества за добросовестное выполнение задач при осуществлении охраны общественного порядка.
Основными путями для преодоления вышеуказанных проблем, с целью установления взаимодействия между участковым уполномоченным полиции и общественными формированиями, по моему мнению, является:
Увеличение количества отчетов перед населением, проводимых участковым уполномоченным полиции, с целью качественного и своевременного информирования общественных формирований и институтов гражданского общества о произошедших и проводимых в ближайшее время массовых мероприятий;
Проведение дополнительных занятий и разработка алгоритма совместных действий при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
Проведение профилактических совместных работ и общественного мониторинга.
Таким образом, следует сказать о том, что участковый уполномоченный полиции является представителем власти, за которым закрепляют определенный административный участок, с целью реализации возложенных на него задач. Данный сотрудник в процессе осуществления своей деятельности постоянно осуществляет взаимодействие не только с конкретными гражданами, но и с общественными формированиями. Это необходимо с целью борьбы с противоправными деяниями, обеспечении общественной безопасности и охраны общественного порядка, повышения уровня
правосознания и социальной активности у граждан, делает правоохранительную систему более доступной для всего населения.
'Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ. Российская газета - Федеральный выпуск №5401 (25). Гл.2.
2 Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России. Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск 35. М., 2017. С.42.
3 Официальный сайт МВД России // URL: https://mvd.ru/ news/.
4 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1166 г. Москва «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Российская газета. Федеральный выпуск № 6041 (65) от 27.03.13 г.
5 Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник. Часть 2. Домодедово. ВИПК МВД России. 2016. С. 207.
Московский университет МВД Россия имени В.Я. Кикотя
Административная деятельность полиции
Административная деятельность полиции. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Зиборов О.В. и др. 2019 г. 688 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.
Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и администра-тивно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.