УДК 37.072
ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
С.Ф. Семенихина, В.В. Семенихин, М.С. Агадиева
Аннотация. 21 век - время, когда изменились условия экономического, социально-культурного и технологического развития в области образования. Цель любого вуза - обеспечение качественной подготовки специалистов, ориентированных на цели города, региона и области в целом, с возможностью адаптироваться в реальных условиях профессиональных организаций и их производственной деятельности. Необходимо совершенствовать систему управления образовательной деятельностью вузов, ориентируя ее на рынок и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг.
Ключевые слова: работодатели, образовательная деятельность, экологическое образование, устойчивое развитие.
MUTUAL COOPERATION WITH EMPLOYERS AS MEANS OF SUCCESS OF THE UNIVERSITY GRADUATE
S. Semenikhina, V. Semenikhin, M. Agadiyeva
Abstract. The 21st century - time when conditions of economic, welfare and technology development in the field of education changed. The purpose of any higher education institution - ensuring high-quality training of specialists, oriented to the purposes of the city, region and area in general, with an opportunity to adapt in actual practice the professional organizations and their productive activity. It is necessary to enhance a management system educational activities of higher education institutions, orienting it to the market and final consumers of the provided educational services.
Keywords: employers, educational activities, ecological education, sustainable development.
К установлению взаимодействия сфер образования, организаций-работодателей и органов исполнительной власти требуются новые подходы. Вузы РК перешли на государственные образовательные стандарты по подготовке профессиональных кадров, задачи которых расширились. Основанием для взаимодействия является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на профессиональном уровне решать сложные современные задачи в новых условиях.
Целью любого вуза становится обеспечение качественной подготовки специалистов, ориентированных на общие социально-экономические, научно-
технические, социокультурные цели города, региона и области, с возможностью адаптироваться в реальных условиях организаций и их производственной деятельности. Необходимо совершенствовать систему управления образовательной деятельностью вузов, ориентируя ее, прежде всего, на рынок и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг. Внешними потребителями услуг являются работодатели, которые принимают на работу выпускников вузов и ожидают от них владения
комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества [1].
Мы проанализировали определенные трудности вузов при подготовке специалистов-экологов, а также возможность трудоустройства выпускников экологов в городе, регионе, и области. Оказалось, что у выпускников отсутствуют профессиональные компетенции, необходимые организации. Приходится переучивать или доучивать «горе-специалистов», это в лучшем случае, а скорее организация не принимает таких специалистов. Трудностями вуза выступают: незнание реальной производственной деятельности в отраслях производства; незнание требований к специалистам, ориентированным на данное производство.
Главная претензия работодателей к вузам: оторванность знаний, получаемых
выпускниками, от практики, проявляющихся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием; в психологической неподготовленности к реалиям тяжелых трудовых будней; к руководству подчиненными; к нормам поведения в бизнес-среде. Проблема
качественной подготовки специалистов обусловлена недостаточной эффективностью взаимодействия вуза с работодателями. Выход: увеличение сроков и углубление содержания учебных и производственных практик, привлечение опытных практиков к ведению занятий, усиление контроля за качеством образования, адаптация учебных дисциплин к реальной жизни.
Главная претензия вузов к работодателям: образовательная система - это сфера совокупной ответственности всех ее участников (государство, общественность, работодатели, студенты). Работодатели - одна из наиболее заинтересованных сторон образовательной системы. Например, во всех экономически развитых странах работодатели инвестируют в образование, стараются приблизить формальный процесс образования к потребностям рынка труда, берут на себя аутсорсинговые образовательные услуги [2].
Вузы и работодатели - звенья одной цепи. Работодатели должны формулировать требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а вузы удовлетворять эти требования [1, с.144].
Нами проанализированы возможные пути решения совместной деятельности вузов и работодателей:
- совместная деятельность начинается со школы [3] (на уровне профориентации учащихся школ при выборе направлений будущей профессии; при работе с научным проектом учащегося, где необходимы данные, связанные с определенной организацией или отраслью и др.);
- участие работодателей: в разработке образовательных программ в соответствии с национальными приоритетами развития стратегии вуза; в разработке модели выпускника; в механизмах мониторинга; в анализе и оценке потенциальных рисков для организации и для ее отдельных видов деятельности, для вуза; в заседаниях профильных кафедр (в вопросах, связанных с образовательной программой: пересмотрах, дополнениях, изменениях в содержании; формировании новых); в качестве преподавателей-практиков (лекции, семинары,
консультации, помощь в проведении практических и лабораторных занятий, требующих работы на определенных установках, механизмах и др.; в использовании инноваций в учебном процессе; в заключении договоров со сторонними организациями, имеющими отношение к содержанию образовательных программ и формированию профессиональных компетенций
специалистов; в выборе тематики дипломного проектирования; в прохождении
производственной практики студентов, ориентированных на организацию или отрасль производства; в итоговой государственной аттестации выпускников (привлечение работодателей в проведении проверки на адекватность системы заданий для оценки степени сформированности профессиональной компетентности студентов); в прохождении стажировок, курсов повышения квалификации преподавателей в данной организации или отрасли производства с целью изучения реальной ситуации в производстве и др.); в трудоустройстве выпускников, выдаче отзывов; в мотивации студентов: выдаче характеристик, сертификатов, финансовых стипендий, поощрений и др.
- влияние работодателей на позиционирование вуза, индивидуализацию и возможность коммерциализации образовательных программ;
- помощь работодателей в выборе индивидуальной траектории студентов;
Итак, вузы и работодатели на сегодняшний день должны быть заинтересованы в создании такой системы, которая объединит их усилия по формированию профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями национальной образовательной системы и прогнозируемого рынка труда.
Таким образом, вузам необходимо разработать конкретные формы
взаимодействия с работодателями, которые могли бы реализовать все вышеизложенные пути решения совместной деятельности представителей вузов и работодателей [4;5]. Качественное образование создаст самое эффективное «вещество» любого прогресса, самый мощный инвестиционный ресурс -человеческий потенциал.
Литература:
1. Давыденко Т.М. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик / Т.М. Давыденко, А.П. Пересыпкин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 144.
2. Решетников О.В. Школа и социум: взаимодействие в новой социальной реальности / О.В. Решетников // Научно-практический журнал «Школьные технологии». - 2014. - № 5. - С. 171-178.
3. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников / Н.С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь:
Меркурий, 2012. - С. 161-162.
4. Семенихина С.Ф. Взаимное сотрудничество с работодателями как средство успешности выпускника вуза / С.Ф. Семенихина // Сборник публикаций Московского научного центра психологии и педагогики: «Психология и педагогика: развитие и становление научной гипотезы». - М.: Московский научный центр психологии и педагогики, 2014. - 68 с. -С. 26-29.
5. Семенихина С.Ф. Информационно-корректирующий контроль качества обученности / С.Ф. Семенихина // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. Saarbrücken, Deutschland, 2011. -227 с.
Сведения об авторах:
Семенихина Светлана Фаритовна (г. Актобе, Казахстан), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Экология Актюбинского университета имени С. Баишева, e-mail: [email protected]
Семенихин Виктор Васильевич (г. Актобе, Казахстан), кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры воздушной навигации Военного института Сил воздушной обороны имени Т.Я. Бегельдинова, e-mail: [email protected]
Агадиева Марзия Сарановна (г. Актобе, Казахстан), магистр естественных наук, преподаватель кафедры биологии Актюбинского регионального государственного университета имени К. Жубанова, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
S. Semenikhina (Aktobe, Kazakhstan), PhD, Associate Professor, Department of Ecology of S. Baisheva Aktobe University, e-mail: [email protected]
V. Semenihin (Aktobe, Kazakhstan), PhD, Associate Professor, Head of the Department of Air Navigation Military Institute of Air Defence Forces named T.Begeldinov, e-mail: [email protected]
М. Agadieva (Aktobe, Kazakhstan), MSc, lecturer in biology Aktobe Regional State University named after K. Zhubanov, e-mail: [email protected]