УДК 371.263
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ
КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
С.Ф. Семенихина, В.В. Семенихин
Аннотация. В статье раскрывается технология информационно-корректирующего контроля качества обученности курсантов, которая позволяет добиться повышения качества обученности и обеспечить результативность учебно-познавательной деятельности курсантов высших военных учебных заведений. Рассмотрены компоненты и показатели качества обученности курсантов как результат применения данной технологии в образовательном процессе преподавателем.
Ключевые слова: педагогический контроль, технология информационно-корректирующего контроля, качество, обученность и др.
A METHOD OF INCREASING THE QUALITY
OF TRAINING OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS
S. Semenikhina, V. Semenikhin
Abstract. In article the technology of the information adjusting quality control of proficiency of cadets which allows to achieve improvement of quality of proficiency reveals and to provide effectiveness of educational cognitive activity of cadets of the highest military educational institutions. Components and indicators of quality of proficiency of cadets as result of use of the this technology in educational process by the teacher are considered.
Keywords: pedagogical supervision, technology information and corrective controls, quality, training and others.
В совокупности средств, обеспечивающих функционирование системы учебного процесса, важная роль принадлежит научно-обоснованному, тщательно спланированному и рационально организованному контролю качества обученности и результатам учебно-познавательной деятельности курсантов. Контроль качества обученности должен обеспечивать не только оценку результатов, но и способствовать корректированию учебного процесса.
Проблема контроля качества обученности: нет единства в определении значения термина «контроль качества» применительно к образованию [1].
В научных исследованиях обосновываются три подхода к пониманию сущности проблемы контроля качества обученности: информационно-констатирующего, диагностико-обучающего, рефлексивного. В то же время, существует необходимость рассмотрения качества обученности применительно к видам контроля [2]. В современных исследованиях различают: контроль результата учебной деятельности -констатирующий, и контроль осуществления учебной деятельности - корректирующий контроль [3].
Так как корректирующий контроль реализует обучающую и воспитывающую функции, а обучающая функция, в свою очередь, строится на
коррекции полученной информации как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся, то целесообразным будет говорить о информационно-корректирующем контроле. Так, на основе методологического анализа нами выявлена сущность понятия «информационно-корректирующий контроль качества обученности курсантов высших военных учебных заведений» - это процесс информационно-констатирующего, диагностико-обучающего и рефлексивного взаимодействия субъектов (преподаватель - курсант) учебного процесса, основанный на реализации основных функций контроля и направленный на установление соответствия качества обученности курсантов ГОСО [4]. Компоненты и показатели отражены в таблице 1.
Реализация данных компонентов и показателей определила требования:
- разработка системы информационно-корректирующего контроля качества обученности курсантов.
- определение педагогических условий (в нашем случае с учетом военной специфики) и принципов проектирования и функционирования системы.
В связи с этим нами разработана и обоснована технология информационно-корректирующего контроля качества обученности курсантов, см. рис. 1.
- ГОСО;
- учебный план;
- учебные программы;
- информационно-корректирующий журнал (ИКЖ-П) преподавателя;
- карта информационных данных курсанта
Постановка цели ИКК
1 этап
Определение задач ИКК
2 этап
Повышение
качества обученности курсантов высшего военного учебного заведения
е и к с е
г
е
ате
артС
1 I
е е
ик ы н
с в
е и
чи ати
ит р
к е
а п
н О
Дидактические
средства организации ИК контроля
Определение содержания контролирующей информации
3 этап
Карта информационных данных курсанта
Содержательные компоненты:
- определение уровней обученности;
- определение объектов для каждого уровня обученности;
- создание поуров-невых дидактических материалов
I
Организация ИКК (принципы, методы, способы, формы)
ИКЖ преподавателя
Оценивание
5 этап
Организационные компоненты:
- постановка задачи курсантам;
- дидактические средства;
- заполнение карты информационных данных курсантов;
- выполнение заданий;
- проверка и сравнение с эталоном
I
Анализ полученной информации
6 этап
Занесение результатов в ИКЖ-П
Анализ карты информационных данных курсантов
ы н
д
х ы н н о и
р
о ф
н и я и
е р
р
о оК
7 этап
о
г
о
н
н
е
о
в
о
г
е
еш
с
ы
в
в
о
т
на
са
р
рук я
и ин
т е
с д
о е
н н веа
е з
ч о
у г
б о
о н
а б
в т е ч
с у
е
ч
а
к
е
и
н
е
ше
ы
в
о
п
н
а
т
ь
л
у
з
е
Рч
Рисунок 2 - Модель технологии информационно-корректирующего контроля
Компо ненты Показатели
Личностно-мотивационный Мотивация к военному делу: - к карьерному росту; - к летной деятельности; - быть офицером; - отношение общества и государства к военнослужащим; - честь и достоинство офицера Интерес к летной деятельности: - получить знания к освоению будущей профессии; - получить знания военной деятельности Требовательность к себе: - сознательное выполнения требований Законов, Конституции, уставов, приказов, распоряжений командира; - дисциплинированность; - моральная стойкость; - волевые качества и др.
Морально-психологический Организация УПД: - способность планировать самоподготовку; - настойчивость в достижении познавательной деятельности; - составление плана по самоподготовке Профессионально-значимые качества: - самостоятельность и организованность; - самокритичность; - выносливость Самоконтроль и взаимоконтроль: - способность находить, исправлять; - сознательное представление о своих познавательных возможностях
Когнитивный Знание ООД, БД и ПД: - в объеме ГОСО и квалификациионных требований; - дополнительные знания (открытия в области авиационной науки и технике) Военно-проф. знания: - технические; - летно-эксплуатационные; - стратегические; - тактические Всесторонние знания: - объем интересов; - широкий кругозор; - знания в различных областях науки и техники
Операциональный Базовые умения: - работать со специальной литературой; - выполнять лабораторно-практические работы, вычисления, логические действия, графические действия Профессиональная обученность: - летная и техническая эксплуатация летательных аппаратов; - способность принятия немедленных решений Самосовершенствование: - профессиональные умения и навыки; - командные и оперативные умения; - технико-эксплуатационные (в нестандартных ситуациях)
Исследования показали, что основными производить самоконтроль и взаимоконтроль;
преимуществами технологии являются: исключение предвзятости преподавателя
повышение мотивации и интереса к обучению; (контроль объективный) [5].
повышение качества обученности; возможность
Литература:
1. Семенихина С.Ф. Информационно-корректирующий контроль качества обученности / С.Ф. Семенихина // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. Saarbrücken, Deutschland, 2011. - 227 с.
2. Семенихина С.Ф. Информационно-корректирующий контроль качества обученности как педагогическая технология в высшей школе / С.Ф. Семенихина // Бъдещето въпроси от света на науката -2012. Материали за 8-а международа научна практична конференция. Том 22. Педагогически науки. - София, «Бял ГРАД - БГ», 2012. - С. 63-66.
3. Семенихина С.Ф., Семенихин В.В. Актуализация мониторинга качества профессиональной подготовки курсантов / С.Ф. Семенихина, В.В. Семенихин //
Инновации в науке, образовании и производстве Казахстана: материалы междунар.науч.практ.конф. -Алматы: ЕТУ, 2016. - С. 92-96.
4. Семенихина С.Ф., Семенихин В.В. Критерии качества образования - как совокупность компонентов компетентностного подхода в подготовке специалистов / С.Ф. Семенихина, В.В. Семенихин // Материалы докладов республиканской научно-практической конференции, Алматы: АПС КНБ РК, 2014. - С. 348-356.
5. Семенихин В.В. Педагогические условия мониторинга качества / В.В. Семенихин // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. Saarbrücken, Deutschland, 2011. - 192 с.
Сведения об авторах:
Семенихина Светлана Фаритовна (г. Актобе, Казахстан), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Военного института Сил воздушной обороны имени Т.Я. Бегельдинова, e-mail: [email protected]
Семенихин Виктор Васильевич (г. Актобе, Казахстан), кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры воздушной навигации Военного института Сил воздушной обороны имени Т.Я. Бегельдинова, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
S. Semenikhina (Aktobe, Kazakhstan), PhD, associate professor, assistant professor of science education of the Military Institute of Air Defence Forces named T. Begeldinov, e-mail: [email protected]
V. Semenihin (Aktobe, Kazakhstan), PhD, Associate Professor, Head of the Department of Air Navigation Military Institute of Air Defence Forces named T. Begeldinov, e-mail: [email protected]