Научная статья на тему 'Взаимная конфигурация воспроизводства и розничной торговли в системе товародвижения экономики: логистические аспекты конвергенции'

Взаимная конфигурация воспроизводства и розничной торговли в системе товародвижения экономики: логистические аспекты конвергенции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / ОБРАЩЕНИЕ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркитантов О.А.

В статье проводится эмпирический анализ особенностей современного развития воспроизводства и розничной торговли, их взаимодействия в условиях трансформации сферы обращения, ее монополизации и укрупнения. Определяются перспективы функциональной конвергенции воспроизводства и розничной торговли с позиции логистического регулирования, возможностей повышения конкурентоспособности товарного сектора экономики, институционализации и развития эффективных форм капитализации внутреннего рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маркитантов О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимная конфигурация воспроизводства и розничной торговли в системе товародвижения экономики: логистические аспекты конвергенции»

УДК 339.3

взаимная конфигурация воспроизводства и розничной торговли в системе товародвижения экономики: логистические аспекты конвергенции

о. а. маркитантов,

соискатель кафедры коммерции и логистики E-mail: Olegmarkitantov@yandex. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье проводится эмпирический анализ особенностей современного развития воспроизводства и розничной торговли, их взаимодействия в условиях трансформации сферы обращения, ее монополизации и укрупнения. Определяются перспективы функциональной конвергенции воспроизводства и розничной торговли с позиции логистического регулирования, возможностей повышения конкурентоспособности товарного сектора экономики, институционализа-ции и развития эффективных форм капитализации внутреннего рынка.

Ключевые слова: воспроизводство, обращение, розничная торговля, потребление, логистическое регулирование.

В 2000-х гг. в России обозначился особый тренд, ориентированный на трансформацию межотраслевых пропорций воспроизводства в экономике, изменение структуры отраслевого комплекса страны в целом. Данная тенденция была сформирована как промышленной политикой страны, так и общей макроэкономической конъюнктурой, которая определила неравновесный баланс сил в системе взаимоотношений сферы воспроизводства и обращения.

Данная асимметрия была идентифицирована в результате различных научно-эмпирических исследований, в ходе которых были выявлены такие проблемы, как:

• запредельно высокая скорость развития торговли относительно остальных базовых экономических процессов (производство, потребление, оборот финансов) [3];

• давление со стороны торговли на товарный сектор экономики;

• монополизация сферы обращения за счет увеличения доли крупноформатной сетевой розничной торговли [2].

В качестве рабочей априорной посылки (гипотезы) можно констатировать, что современная торговля составляет важное звено в хозяйственном механизме страны. Последнее как инфраструктурный компонент выступает в качестве детерминанта эффективности развития реального сектора экономики. Сложность функционального сопряжения производителей и торговли определяет нереализованный потенциал конкурентного роста экономики, возможность повышения эффективности товаро-снабжения в системе рыночной инфраструктуры.

Цель статьи состоит в выявлении и актуализации логистического аспекта развития инфраструктуры розничной торговли, эмпирическом выделении тенденций и закономерностей, которые определяют степень взаимообусловленности современного развития торговли и производства.

Понятийный аппарат современного научно-концептуального синтеза рыночной инфраструктуры

имеет вполне развитую теоретическую платформу. С методической точки зрения операционные процедуры определения специфики современной инфраструктуры товарного рынка также имеют прочное концептуальное основание, развитие которого сформировало систему релевантных проекций на региональный уровень [12]. И тем не менее теория развития рыночной инфраструктуры в настоящее время не является статичной, что обусловлено качественными изменениями в развитии системы товаро-снабжения экономики. Как отмечает Е. Б. Гокжаев, «в России имеются определенные трудности, связанные со становлением и развитием инфраструктуры. В большей степени эти трудности связаны с устаревшими теориями и концепциями инфраструктуры, которые нуждаются в пересмотре и обновлении» [1].

Подчеркивая зарубежный опыт развития рынка, В. П. Федько отмечает, что «например, в США роль государства в экономике по прямому контролю за средствами производства минимальна, однако через госбюджет проходит около 40 % ВВП, в России же — около 20 % по расходам, по доходам — еще меньше. Следовательно, нужен такой приоритет, как стимулирование экономического роста при использовании государственных рычагов — бюджета, кредитной, налоговой политики и т. д.» [11].

Развивая данный концепт, следует отметить, что капитализация рыночной инфраструктуры должна быть стратегически вложена в некоторые рамочные условия, которые бы задавали общую линию на ее структурную и качественную модернизацию. В системе самой рыночной инфраструктуры функциональная и содержательная ниши различных институтов рыночного хозяйства дифференцированы. Их организационная конвергенция, с точки зрения Р. Яроша, «требует организации сферы обращения товаров и услуг. Обслуживание взаимоотношений производителей и потребителей — основное предназначение институтов инфраструктуры» [13].

Таким образом, на уровне концептуального осмысления можно говорить о важности рассмотрения сферы обращения, которая «осуществляя посреднические функции между производством и потреблением, является главным условием эффективности деятельности экономики страны» [7].

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

■ Прирост оборота розничной торговли Прирост оборота общественного питания

Динамика оборота розничной торговли и общественного питания в 2005—2008 гг. (в % к предыдущему году) [6]

В докризисный период наблюдался весьма интенсивный рост оборота розничной торговли (см. рисунок), что формировало устойчивый тренд ее развития в условиях менее динамичного роста товарного сектора экономики страны (среднегодовой прирост объемов внутреннего производства за последние десять лет составил 4,4 % против 15 % по потребительскому импорту).

По мнению автора, принципиальный вопрос в данном случае состоит в выборе оптики научного анализа фактографии, характеризующей современные особенности взаимодействия экономических сфер воспроизводства и обращения. Здесь, можно считать, речь идет о логистике как методическом инварианте, аккумулирующем в себе не только адекватный понятийный аппарат (логистика воспроизводства и обращения), но и утилитарно-инструментальные возможности достижения оптимального формата товарно-сбытовой кооперации. Интегрирующая функция логистики в данном случае состоит в том, что «логистизация потоковых процессов в обращении в сфере коммерции призвана обеспечить сглаживание общих противоречий — проблем обращения» [8].

Проведем эмпирический анализ этих противоречий с точки зрения логистики. Принципиально значимый тренд формирует изменение системы взаимодействия продуцентов и торговли, которое характеризуется усилением взаимозависимости обеих сторон. Так, Л. Назаров отмечает, что «российские поставщики, привыкшие к тому, что в отношениях с ритейлерами они играют определяющую роль и диктуют условия, ныне меняют свою тактику. Растущая конкуренция между сетями и борьба за покупателя обязательно вызывают необходимость борьбы за

низкие цены, успех в которой достигается исключением посредников из цепочки поставок, процедурой переговоров с производителями о снижении закупочных цен и коррекцией системы маркетинговых отчислений.... Любая торговая сеть требует особого отношения к позиционированию товара на полке и установлению розничной цены, отличающейся на 10—15 % от среднерыночной» [5].

Логистика становится основным инструментом оптимизации воспроизводственного цикла и требует от компаний-поставщиков сквозной оптимизации структуры затрат, относящихся прямым или косвенным образом к товарам и услугам, предоставляемым торговой сети. Локальной оптимизации, в частности, подлежит вся часть организационной структуры компании-поставщика, которая образует полный цикл работы с товарами и услугами, предоставляемыми торговой сети. С точки зрения межфирменной коммуникации — вне контура единичного микроуровнего звена — речь идет об эффективной организации логистических цепей потребительского рынка [3, 4].

По мнению автора, расширение рыночного присутствия в экономике регионов крупноформатной сетевой розничной торговли образует мощный инерционный тренд на поиск стратегий и технологий повышения эффективности бизнеса в производительном секторе экономики.

В логистическом аспекте развитие данного процесса в условиях постепенного выравнивания факторов хозяйствования (стоимости сырья, рабочей силы, налоговой нагрузки, усиления национальной валюты) более не обеспечивает российским производителям решающих конкурентных преимуществ. В силу этого будущий экономический рост и повышение эффективности взаимодействия с ритейлерами становятся возможными только на основе импорта технологий, т. е. инновационного развития отечественной промышленности.

При этом повышение значимости работы с торговыми сетями для продуцентов в ближайшие 5—10 лет будет стимулировать фактически радикальное преобразование производственной инфраструктуры товарного сектора экономики страны. На взгляд автора, оно будет представлено процессом серьезного технологического демонтажа производственной инфраструктуры, укрупнением продуцентов, что вызовет волну банкротств промышленных предприятий, слияний и поглощений. Эмпирически будет преодолена масштабная дисфункция организаци-

онно-экономического сопряжения технологически несмежных активов в рамках финансово-промышленных групп страны. Достаточно обстоятельно этот организационный дефект и возможности его преодоления рассмотрены на междисциплинарном стыке современной теории логистики и теории институционализма [8].

Подчеркивая инвариантность развития данного процесса, следует отметить, что современная система взаимодействия «производство — сетевой ритейл» есть система с обратной связью. С одной стороны, масштабный рост сетей и фактически монополизация торгового пространства регионов не оставляют продуцентам иного выбора, кроме как работать с торговыми сетями, что «обусловлено не только увеличением объема товарооборота компании-поставщика. модернизацией структуры компании в целом, снижением издержек, увеличением доли прибыли, но и четко выстроенными формализованными принципами работы сети» [5].

С другой стороны, концептуальная платформа современной маркетинговой составляющей пространственного развития розничной торговли формирует итерационный механизм территориальной экспансии торговых сетей в регионы, первый уровень которого, как отмечают И. Дудакова и В. Федько, составляет концепция совершенствования производства [2].

Формируется взаимовыгодный и взаимообусловленный синтез производства и обращения, рыночная специфика которого определяется скоростью структурной трансформации инфраструктуры розничной торговли и эффективности корпоративного управления в производственном бизнесе. Теоретическую платформу такой конвергенции могут составить положения современной логистической концепции конкуренции, которая ориентирована на устранение конфликтного потенциала всей системы межфирменных коммуникаций и логистическое сопряжение экономических интересов. Весьма последовательное и теоретически глубокое развитие данного положения представлено в научной работе В. Б. Украинцева, который обозначает эмпирические границы современной и будущей логистизации рыночных отношений [10].

Определенный научный интерес представляет обобщение, в частности И. В. Куликовой, механики построения логистических цепей потребительского рынка, в котором проводится обзорный анализ преимуществ логистической организации

коммерческой деятельности [4]. Теоретическое осмысление последней фокусирует внимание ученого на результатах рассмотрения А. И. Се-мененко специфики логистической организации рыночного механизма. Тот, в свою очередь, сводит конструкцию логистической организации рынка к определенной самостоятельной модели, «соотнося ее по различным характеристикам (коммуникации, методы разрешения конфликтов, гибкость и т. д.) с рынком свободной конкуренции и административно-регулируемым рынком» [9].

Важно отметить, что синхронизация развития производства и обращения в настоящее время должна опираться на конвергенцию усилий государства и частного бизнеса, которые будут укладываться в единую стратегическую линию. Экспансия на территорию России передовых торговых систем и массовый переход на освоение новых технологий торговли должны быть синхронизированы с процессом корпоративной перестройки производственного бизнеса. Такая увязка должна находиться в оптике государственной промышленной политики. «Учитывая, что во многих отраслях промышленности процесс консолидации активов будет и дальше развиваться, государство на переходном (от локально-замкнутого рынка к глобальному) этапе развития российской экономики должно внимательно отслеживать процессы слияний и поглощений, для того чтобы не утратить производственного потенциала страны» [3].

Таким образом, трансформация развития торговых процессов в экономике характеризуется реструктуризацией инфраструктуры сетевой розничной торговли, преобразование которой радикально изменяет систему взаимодействия с компаниями-поставщиками. Синергетический эффект развития данного взаимодействия возможен только при активном участии государства.

Необходимость регулирования системы взаимоотношений экономических сфер воспроизводства и товарного обращения в России обусловлена тем, что пролонгация политики либерализации внутреннего рынка и снятия всех ограничений на обращение неминуемо вызовет резкое усиление диспропорций в национальной экономике. Сквозное логистическое регулирование в данном случае предполагает стратегическое смещение акцентов на стимулирование роста реального воспроизводства внутри страны, а также синхронизацию развития основных экономических процессов: производства,

обращения, потребления и оборота финансов. Такое регулирование должно опираться не только на стимулирование роста воспроизводства и потребления, но и на регулирование развития сферы торговли в целях снижения давления последней на товарный сектор экономики.

Расширение «инвестиционной емкости» конечного потребления и его интегрирование с современными форматами торговли обеспечат необходимый ресурс роста воспроизводства и обращения.

Список литературы

1. Гокжаев Е. Б. О некоторых подходах к исследованию состояния и развития инфраструктуры региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №2 13 (148). С. 53—57.

2. Дудакова И., Федько В. Развитие инфраструктуры розничной торговли // Маркетинг. 2010. № 2 (111). С. 97—106.

3. Княгинин В. Н., Щедровицкий П. Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. Серия «Идеологии». М.: Европа, 2005. С. 83—88, 113.

4. Куликова И. В. Сетевая организация логистических цепей потребительского рынка и надежность их функционирования: монография. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2005. С. 6—17, 55—64.

5. Назаров Л. Взаимодействие розничных торговых сетей с поставщиками // Маркетинг. 2009. № 2 (105). С. 71—78.

6. Насретдинов И. Т. Современное состояние конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации в Российской Федерации и Республике Татарстан // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 18 (153). С. 31—35.

7. Пучкова Е. М. Трансформация структуры торговых процессов на современном этапе // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 22 (157). С. 57—61.

8. Семененко А. И., Сергеев В. И. Логистика. Основы теории: учеб. для вузов. СПб: Изд-во «Союз», 2001. С. 110—113.

9. Семененко А. И. Предпринимательская логистика. СПб: Политехника, 1997. С. 76.

10. Украинцев В. Б. Конкуренция и логистика. М.: Экспертное бюро, 1999. С. 117—136.

11. Федько В. П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 37.

12. Шумахов Р. В. Роль рыночной инфраструктуры в развитии региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 1 (184) . С. 7-13.

13. Ярош Р. Стратегия формирования и развития рыночной инфраструктуры в регионе // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 5. С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.