Научная статья на тему 'Розничные торговые сети как структурный компонент логистической системы товародвижения Ростовской области: особенности современного развития'

Розничные торговые сети как структурный компонент логистической системы товародвижения Ростовской области: особенности современного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СИСТЕМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / ТОВАРОПРОВОДЯЩАЯ СЕТЬ РЕГИОНА / ЦЕПИ ПОСТАВОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркитантов Олег Александрович

В статье рассматриваются особенности современной и будущей реструктуризации цепей поставок системы товародвижения потребительского рынка Ростовской области в результате расширения рыночного присутствия в регионе розничных торговых сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маркитантов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The network retail trade as a structural component of the logistic system of commodity distribution of the Rostov Region: peculiarities of modern development

The article considers the peculiarities of contemporary and future restructuring of the supply chains of the system of commodity distribution of the consumer market in the Rostov region as a result of expansion of the market presence of retail trade networks in the region.

Текст научной работы на тему «Розничные торговые сети как структурный компонент логистической системы товародвижения Ростовской области: особенности современного развития»

УДК: 339.14:338.47

Маркитантов О. А., соиск.

Розничные торговые сети как структурный компонент логистической системы товародвижения Ростовской области: особенности современного развития

В статье рассматриваются особенности современной и будущей реструктуризации цепей поставок системы товародвижения потребительского рынка Ростовской области в результате расширения рыночного присутствия в регионе розничных торговых сетей.

Ключевые слова: сетевая розничная торговля; система товародвижения; товаропроводящая сеть региона; цепи поставок потребительского рынка.

Актуальность современных проблем развития системы товародвижения потребительского рынка России обусловлена радикальными изменениями в развитии экономических сфер воспроизводства и обращения, которые стимулировали формирование новой конфигурации цепей поставок в товаропроводящей сети [1]. Либерализация обращения товаров и финансов, наложенная на ускоренную унификацию потребления мгновенно ликвидировала дефицит промышленных товаров на рынке, легко восполняя отставание в развитии национальной промышленности импортом.

В условиях снижения уровня конкурентоспособности отечественной промышленности глобализация экономики существенно трансформировала ее функционирование в результате интернационализации обращения, потребления и оборота финансов, скорость которого оказалась более высокой, чем у материального производства.

Интенсивное развитие обращения и современных форматов торговли, технологический рост дистрибуции обеспечил приоритет торговли над производством, эмпирическое закрепление которого сопровождалось переходом от конкуренции разрозненных производителей на рынке к конкуренции цепочек продвижения товара от производителя до розничного магазина. Приход в Россию розничных торговых сетей стимулировал концентрацию капитала в сфере обращения и доминантный рост сетевой розничной торговли, которая в современный момент представляет собой наиболее значимый компонент системы товародвижения потребительского рынка страны.

Развитие данной тенденции в современный период сопровождается расширением инструментов интеграции производственного звена в цепи поставок, выстраиваемых розничными торговыми сетями, которые постепенно эволюционируют в сторону развития стратегического партнерства продуцентов и сетевой розничной торговли [2]. Однако, конкуренция торговых сетей на потребительском рынке формирует объективную потребность в реконструкции цепей поставок, в ходе которой из товаропроводящей сети постепенно вытесняется оптовое звено, а рыночные позиции сетевой розничной торговли укрепляются за счет использования коротких цепей дистрибуции и ужесточения требований к поставщикам. Это позволяет снижать цены на торговой полке и повышать гибкость реакции на изменения системы покупательских предпочтений.

В 2009-2010 гг. постепенное посткризисное насыщение рынков Московского региона, Ленинградской области и городов-милионников сигнализировало об исчер-

пании потенциала экстенсивного роста розничных торговых сетей и активизации их выхода в регионы [3]. Развитие данного процесса, в частности, в Ростовской области позволяет констатировать существование ряда проблем, связанных с трансформацией системы товародвижения потребительского рынка региона.

Концептуальный и эмпирический анализ данных проблем позволяет нам констатировать, что дальнейшее расширение рыночного присутствия розничных торговых сетей на фоне усиления их конкуренции стимулирует формирование новой конфигурации цепей поставок, в которой функциональное позиционирование производственного звена будет характеризоваться паритетными условиями его взаимодействия с торговыми сетями. Сложность развития данного процесса требует расширенной научной теоретико-практической проработки особенностей и условий перспективного развития товарно-сбытовой кооперации производства и сетевой розничной торговли. С другой стороны, насыщение рынков в региональных центрах юга России (г. Ростов-на-Дону, г. Краснодар и др.) усиливает центробежные тенденции, связанные с выходом форматного ритейла в малые города. В ближайшие годы данный процесс будет сопровождаться реструктуризацией системы товародвижения небольших городов и районов, в частности Ростовской области, что требует выработки адекватной стратегии рыночного позиционирования региональных розничных операторов, определения особенностей укрепления их положения в цепях поставок товаропроводящей сети малых городов региона, и юга России в целом.

Все это позволяет актуализировать необходимость более глубокой научнопрактической разработки и концептуальной оценки условий и особенностей трансформации системы товародвижения потребительского рынка Ростовской области, определения особенностей и факторов формирования новой конфигурации цепей поставок с учетом предпосылок закрепления доминирующего положения в последних розничных торговых сетей.

Целью настоящей статьи является идентификация условий, особенностей и факторов развития розничных торговых сетей как доминантного компонента логистической системы товародвижения Ростовской области, а также определение и обоснование направлений развития цепей поставок товаропроводящей сети потребительского рынка региона.

Рабочая гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что императивным фактором современной и будущей реструктуризации цепей поставок системы товародвижения потребительского рынка Ростовской области является расширение рыночного присутствия в регионе розничных торговых сетей. Более высокие возможности формирования эффективных логистических каналов товаро-снабжения потребительского рынка региона в 2012-2015 гг. позволит форматной торговле сформировать более эффективную товарно-сбытовую коопераций с производственным звеном, которая будет характеризоваться вытеснением оптового звена, повышением гибкости товароснабжения, возможностью формирования более эффективного сервисного обслуживания конечного потребителя, управления спросом. Развитие данного процесса в региональном центре области (г. Ростов-на-Дону и стокилометровая зона вокруг него (Большой Ростов)), равно как и выход в малые города, обострит проблему выживания малых торговых предприятий. Потенциальные возможности торговых предприятий малого сектора экономики по формированию автономных логистических каналов розничной дистрибуции будут определяться: дифференцированной стратегией позиционирования в специфических рыночных нишах, малопривлекательных для торговых сетей из-за дорогой логистики без эквивалентной отдачи; выхода из формата дискаунтера и максимальной персонализации пред-

242

ложения; укрепления в малых городах в качестве основных арендаторов новой торговой инфраструктуры.

Основные результаты концептуальной и эмпирической верификации данной гипотезы можно представить в виде следующих основных положений.

1. Эмпирический анализ логистических каналов товародвижения с точки зрения формирования оптимальных для них цепей поставок позволяет констатировать релевантность позиционирования современной розничной торговли как элемента системы товародвижения, повышение конкурентоспособности которого является катализатором формирования масштабного тренда на развитие тесной товарно-сбытовой кооперации производственных компаний и сетевой розничной торговли. Система межфирменных коммуникаций между последними формирует высокоразвитую логистическую цепь поставок, отличительными особенностями которой являются: ускорение процесса товароснабжения конечного потребителя; возможность управления и контроля конечных маркетинговых параметров товарного предложения на потребительском рынке; глубокая интеграция производственного звена (поставщиков) в цепь поставок [4].

Эмпирические сдвиги в конфигурации рыночного пространства сферы обращения, требуют расширения научного исследования процессов, факторов и условий, которые определяет реальные возможности построения цепей поставок товарной продукции с учетом трансформации сетевой розничной торговли в цепях поставок потребительского рынка, преобразования логистики розничной торговли, радикального изменения связи между промышленностью и торговлей. Эти процессы формируют новую конфигурацию взаимодействия экономических сфер воспроизводства и обращения, которая характеризуется перемещением управления в цепочке разработки, создания и сбыта продукции в звенья, фиксирующие конкурентные рыночные позиции не столько самой продукции, сколько продуцента и дистрибьютора. Это позволяет подчеркнуть необходимость научно-практической идентификации результирующего вектора трансформации логистических цепей товародвижения потребительского рынка, определения конечной точки миграции управления по цепочке поставок, детерминирующего в современный момент симметричное ему перемещение в центры управления товарной дистрибуцией накопления стоимости. Развитие научно-практического анализа в данном аспекте позволит: идентифицировать тренды, которые могут сформировать новую

конфигурацию цепей поставок потребительского рынка; определить особенности эмпирического микса современных бизнес-стратегий в сетевой розничной торговле и цепях поставок, результирующая развития которых, формирует новый качественный скачок в эволюции управления цепями поставок: от интегрированной логистики к сетевым структурам.

2. Экстенсивное развитие и рост товарооборота розничных торговых сетей обеспечивают существенное усиление потенциала их конкурентного доминирования в товаропроводящей сети потребительского рынка. Современная фаза взаимоотношения торговых сетей с поставщиками в условиях насыщения рынка форматного ритейла стимулирует рост конкуренции торговых сетей, что заставляет их повышать эффективность операций, закрепляя свою рыночную власть, в том числе за счет снижения маржинального дохода [5]. Развитие данного тренда в ближайшие годы может радикально трансформировать рыночное позиционирование производственного звена и поставщиков по отношению торговым сетям в качестве партнеров, от которых напрямую зависит эффективность операций. Это может составить качественно новый импульс для трансформации модели взаимодействия

243

торговых сетей с продуцентами, закрепление их стратегического сотрудничества на основе совместной разработки бизнес-планов, планирования инвестиций в развитие цепи поставок. В целом, развитие сферы обращения и высокий уровень концентрации капитала в сетевой розничной торговле, постепенно стимулируют стратегическое переопределение продуцентов и поставщиков в рамках перспективной конфигурации цепей поставок, которая будет характеризоваться распределением весов всех звеньев цепи, близким к паритетному.

3. Масштабный рост торговых сетей и постепенная монополизация торгового пространства повышают доминантность данного логистического канала для продуцентов в условиях территориальной экспансии торговых сетей в регионы, важным ресурсом расширения которой является концепция совершенствования производства. Формируется интегрированная система с взаимозависимыми звеньями. Требуемая торговыми сетями от поставщиков реконструкция технологической платформы бизнеса и управления логистическим циклом позволяет продуцентам расширять ассортиментную линейку, оптимизируя качество и обеспечивая более низкие стоимостные издержки, что составляет важный ресурс розничных торговых сетей, расширяющий возможности реализации стратегий ценового лидерства по цене и дифференциации. Таким образом, формируется взаимовыгодный и взаимообусловленный синтез производства и обращения, рыночная специфика которого определяется скоростью структурной трансформации инфраструктуры розничной торговли и эффективности корпоративного управления в производственном бизнесе. Теоретическую платформу такой конвергенции могут составить положения современной логистической концепции конкуренции, которая ориентирована на устранение конфликтного потенциала всей системы межфирменных коммуникаций и логистическое сопряжение экономических интересов.

4. Индикатором повышения роли розничных сетевых операторов в системе товародвижения потребительского рынка Ростовской области является положительная динамика роста их рыночной доли в обороте розничной торговли региона (27,1% в 2009 г.; 36,1% в 2009 г.; 37% в 2010 г.), что в определенной степени обусловлено наращиванием оборотов международными, федеральными и региональными торговыми сетями [6]. В условиях глубокой стагнации потребительского рынка области, и в условиях восстановления его конъюнктуры и стабилизации экономической ситуации в регионе в целом, торговые сети продемонстрировали наиболее высокий уровень устойчивости и оказались наименее эластичными к неблагоприятному воздействию кризиса. На потребительском рынке Ростовской области сетевая розничная торговля характеризуется высоким потенциалом для дальнейшего рыночного роста, который позволит ей укрепить ее функциональное положение в цепях поставок потребительского рынка. Эмпирическое закрепление и развитие данного тренда формирует перспективный вектор современной реконфигурации системы товародвижения потребительского рынка Ростовской области, которая в ближайшие годы, вероятно, будет характеризоваться дальнейшим укреплением положения сетевого ритейла в системе региональной розничной дистрибуции.

С нашей точки зрения, в 2012-2015 гг. усиление конкуренции на региональном рынке розничной торговли приведет к окончательному перераспределению торгового пространства потребительского рынка области. Учитывая масштабный рост торговых сетей, их перевес по уровню конкурентоспособности маркетинговых и логистических параметров сетевой

244

дистрибуции, окончательная локализация малых предприятий розничной торговли должна опираться на выработку предельно внятной стратегии их позиционирования на рынке. Императивной составляющей такого позиционирования должна стать ориентация на рыночные сегменты, охват которых является менее интересным и менее выгодным для крупных операторов и позволяет использовать такие конкурентными преимущества, как: близость к потребителю (шаговая доступность); общение с постоянными покупателями; персонализация клиента; более высокий уровень сервиса. Локальное дополнение к этому стратегическому вектору развития может составить развитие в специализированных нишах. В целом, концентрация капитала в розничной торговле, развитие интеграционных процессов, формирующих новую сетевую конфигурацию цепей поставок потребительского рынка, являются индикатором имманентного вызревания тенденции адаптации малых торговых предприятий к процессу развития форматов торговых предприятий. Актуальными формами такой адаптации могут являться: использование франчайзинга; товарносбытовая кооперация торговых структур или формирование объединений ассоциативного типа; объединение магазинов с идентичной концепцией хозяйственного развития.

Эмпирически обозначившиеся в последние годы пределы роста торговых сетей на крупных региональных рынках, в том числе Ростовской области потребуют обновления стратегии их рыночного роста, релевантное направление которой, может составить диверсификация географии развития розничных торговых сетей за счет освоения малых городов. На наш взгляд, экспансия форматной розничной торговли будет носить фрагментарный характер - основным субъектом экспансии выступит продуктовый и промтоварный масс-маркет. Идентификация факторов стимулирующих и ограничивающих экспансию торговых сетей в малые города Ростовской области позволяет в целом уточнить особенности дальнейшего конкурентного позиционирования в товаропроводящей сети региональных розничных операторов, обосновать необходимость выхода из формата дискаунтера с целью закрепления их положения в логистических каналах розничной дистрибуции. В качестве важного условия долгосрочного повышения эффективности экспансии торговых сетей в малые города области - выступает логистическая организация оптимального территориально-пространственного размещения торговой инфраструктуры форматного ритейла.

На наш взгляд, территориальная экспансия розничных торговых сетей, равно как и их развитие в крупных городах стимулирует качественно симметричное развития логистической инфраструктуры. В крупных городах, ее территориальная передислокация в современный момент стимулирована миграцией крупноформатной розничной торговли за город и отчетливым территориальным разделением между форматами розничной торговли. Насыщение рынка в крупных городах и постепенная экспансия в малые города будет стимулировать соответствующую миграцию складского девелопмента. Максимальное приближение к потребителю как торговой, так и складской инфраструктуры обеспечит более мощный резерв для снижения издержкоемкости розничной дистрибуции. Разработанная автором в результате исследования схема реструктуризации цепей поставок товаропроводящей сети потребительского рынка крупных и малых городов юга России позволяет перспективный тренд экспансирующего развития форматного ритейла в малые города юга России, в результате которого будут образованы дополнительные цепи поставок: которые будут конкурировать с системой дистрибуции местных розничных операторов; характеризоваться более оптимальными параметрами дистрибуции

245

(тесная товарно-сбытовая кооперация с производителями за счет использования инструментов интеграции продуцентов в цепь поставок и пересмотра маркетинговых отчислений; управление спросом; торговля по более низким ценам и др.).

В целом, сформулированные выше выводы составляют важную платформу концептуально-теоретического обоснования особенностей и направлений развития цепей поставок системы товародвижения потребительского рынка Ростовской области, механизма реструктуризации товаропроводящей сети региона, стимулируемой активным развитием розничных торговых сетей и их территориальной миграцией.

Литература

1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - С.443.

2. Дудакова И.А. Формирование розничных торговых сетей: эволюция, проблемы, противоречия и перспективы (инвестиционный аспект): монография /И.А. Дудакова; под ред. В.П. Федько. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005. - С.87-89.

3. Федько В.П., Дудакова И.А.. Маркетинговая составляющая регионального развития розничной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5 (май). - С.55-65.

4. Ковалев К., Уваров С., Щеглов П. Логистика в розничной торговле, как построить эффективную сеть. — Питер, 2007. — С.7-12.

5. Хромова Е., Матросова Е.. Розничная торговля в России: итоги кризиса и новые тенденции // Рынок ценных бумаг. 2010. №8. - С.48-50.

6. Информация о развитии потребительского рынка Ростовской области по итогам 2010 года // Официальный сайт Администрации Ростовской области. [Электронный ресурс]: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=97301 (дата обращения: 12.06.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.