Научная статья на тему 'Вызовы политике сопряжения евразийской интеграции и китайской инициативе «Один пояс – один путь»'

Вызовы политике сопряжения евразийской интеграции и китайской инициативе «Один пояс – один путь» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ОПОП / сопряжение / вызов / ответ / конкуренция / сплоченность / альтернативный инфраструктурный проект / Дальний Восток. / EAEU / OPOP / conjugation / challenge / response / competition / cohesion / alternative infrastructure project / the Far East.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовы политике сопряжения евразийской интеграции и китайской инициативе «Один пояс – один путь»»

Михайленко А.Н.

д.полит.н., профессор РАНХиГС

anmikh@mail .ru

ВЫЗОВЫ ПОЛИТИКЕ СОПРЯЖЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

Ключевые слова: ЕАЭС, ОПОП, сопряжение, вызов, ответ, конкуренция, сплоченность, альтернативный инфраструктурный проект, Дальний Восток.

Keywords: EAEU, OPOP, conjugation, challenge, response, competition, cohesion, alternative infrastructure project, the Far East.

С 2014 года идет работа по сопряжению евразийской интеграции и китайской инициативы «Один пояс - один путь» (ОПОП). В большинстве комментариев официальных лиц и экспертов можно услышать положительные оценки ожиданий такого сопряжения. Тем не менее, в сопряжении этих двух проектов наряду с благоприятными возможностями существует множество вызовов. Под вызовом будем понимать резкое изменение условий деятельности, существенно влияющих на реализацию национальных интересов. На вызов необходимо находить ответ. Если это будет адекватный ответ, то откроется новое направление развития страны, для нее возникнет новая возможность. Если же ответ не будет найден или найденный ответ будет не адекватен ситуации, то проблема обострится или даже зайдет в тупик, возникнет угроза национальной безопасности.

В литературе неоднократно отмечались политические, экономические, экологические и другие вызовы сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ОПОП. Мы обратим внимание на те из них, которые имеют первостепенное значение. Среди них недостаток конкуренции, который имеет несколько граней. Для России как лидера и самого крупного игрока ЕАЭС период западных санкций и ограничений на финансирование - не самое хорошее время для принятия таких масштабных экономических решений. Сопряжение евразийской интеграции и инициативы ОПОП может привести к еще большей фокусировке евразийской экономической активности на КНР, в результате чего Пекин может соблазниться возможностью монопольного влияния на Россию и страны региона.

Другой вызов, который возникает в ЕАЭС в связи с инициативой ОПОП, это возможность разобщения внутри Союза под напором китайских инвестиций. Китайская сторона поддерживает контакты как с ЕАЭС в целом, так и с каждой из стран «пятерки» по отдельности. Достичь согласия среди пяти стран гораздо сложнее, чем на двустороннем уровне. Сказываются и бюрократические барьеры, которые присутствуют во всех международных организациях и интеграционных структурах, в том числе и в ЕАЭС. Однако могут существовать и субъективные факторы такой политики Пекина. В конфликтном взаимодействии распространен подход, согласно которому стороны стремятся сломать веточки по одиночке, а не сложенные в пучок.

Еще один вызов ЕАЭС, связанный с инициативой ОПОП, состоит в возможном усилении противоречий между Россией и крупнейшими мировыми экономическими игроками. Западные страны не участвует в проводимых Китаем форумах, посвященных этой инициативе. Индия официально заявляет о ее неприемлемости. Между тем, ЕАЭС и Индия ведут переговоры о зоне свободной торговли.

Все эти вызовы требуют поиска ответов на них. Повышению конкурентоспособности сопряжения должна способствовать, в первую очередь, внутриэкономическая политика России и политика ее компаний. После предупреждения Президента России В.В. Путина в сентябре 2017 г. девять ключевых государственных компаний России внесли в свои инвестиционные программы «дальневосточные разделы». Общая сумма их финансирования составляет 4,4 трлн. рублей.

Привлечение других крупных стран к российским проектам на Дальнем Востоке могло бы создать более конкурентные основы для сопряжения евразийской интеграции и инициативы ОПОП. К таким странам можно отнести Японию, Южную Корею, Индонезию, другие крупные страны региона. Они находятся соответственно на 4-м, 14 и 8 местах в мире по показателю ВВП, 4-м, 5 и 30 по показателю объема экспорта. Необходимо использовать имеющийся потенциал в торгово-экономических и инвестиционных отношениях этих стран с Россией.

В качестве конкурентных можно рассмотреть возможности реализации некоторых других крупных транспортных проектов. К таковым можно отнести строительство моста или туннеля на о. Сахалин и дальше на о. Хоккайдо для создания транспортного перехода с Японией.

Для повышения сплоченности ЕАЭС необходимо увеличивать объемы взаимной торговли в рамках Союза, в том числе через его расширение за счет стран СНГ (Таджикистан, Молдавия, Узбекистан, Азербайджан). Следует развивать торгово-экономические и инвестиционные отношения с третьими странами на условиях зоны свободной торговли. При этом нужно учитывать опыт уже созданной и функционирующей сегодня зоны свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом.

Следует развивать экономические отношения с другими ведущими мировыми экономическими центрами. В этом плане необходимо стремиться к снятию западных санкций с России, развивать экономическую составляющую крупных международных организаций типа БРИКС, способствовать эффективному реформированию ведущих международных валютно-финансовых и кредитных организаций (МВФ, Всемирный банк).

С теоретической точки зрения необходимо дать ответ на вопрос о том, как следует рассматривать сегодняшнее взаимодействие ЕАЭС и ОПОП - сопряжением или состыковкой. Нет четкого различения между сопряжением и интеграцией. Необходимо найти показатели эффективности сопряжения, которые должны отличаться от показателей эффективности крупных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.