Научная статья на тему 'Перспективы участия РФ в китайском геоэкономическом проекте «Один пояс, один путь»'

Перспективы участия РФ в китайском геоэкономическом проекте «Один пояс, один путь» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
865
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великий Шелковый путь / «Один пояс / один путь» / геоэкономика / Евразия / глобальные вызовы / коллективная безопасность / межцивилизационные противоречия / транспортный коридор. / The Great Silk Road / «One Belt / one Road» / geoeconomics / Eurasia / global challenges / collective secu- rity / inter-civilizational contradictions / transport corridor.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы участия РФ в китайском геоэкономическом проекте «Один пояс, один путь»»

Небренчин А. С.

магистр, эксперт Фонда содействия общественной дипломатии

russlov65@mail.ru

Небренчин С.М.

д.и.н., профессор, Военный университет МО РФ

nebrenchin@tpprf.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РФ В КИТАЙСКОМ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ

«ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»

Ключевые слова: Великий Шелковый путь; «Один пояс, один путь»; геоэкономика; Евразия; глобальные вызовы; коллективная безопасность; межцивилизационные противоречия; транспортный коридор.

Keywords: The Great Silk Road; «One Belt, one Road»; geoeconomics; Eurasia; global challenges; collective security; inter-civilizational contradictions; transport corridor.

Одним из главных приоритетов современной внешней политики КНР является реализация трансконтинентальной евразийской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Как известно из истории, Великий шелковый путь (ВШП) был проложен во II веке до н.э., его название связано с вывозом шелка из Китая. Однако транзит товаров контролировался в основном другими народами, в частности, кочевниками - монголами, тибетцами, тангутами и др. Тем не менее, Пекин сегодня прилагает немало усилий для создания мифа о том, что в течение 1600 лет по ВШП на Запад шли культурные и другие достижения Китая1.

В средние века караванная дорога несколькими маршрутами проходила из Восточной Азии в Средиземноморье2 через современные территории Индии, стран Центральной Азии, Ближнего Востока. В VI-VII веках основной транзит товаров пошел вокруг Хазарского (Каспийского) моря, огибая его не с юга, а с севера: караваны и путники двигались через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. Там сформировались коридоры (Мисимианский и Дарин-ский) для дальнейшего продвижения. Оживление торговли во многом было связано с расцветом Хазарского каганата, который был разгромлен войсками русского князя Святослава в 965 г.

В древности по Шелковому пути перевозилось военное снаряжение, золото, серебро, драгоценные камни, изделия из стекла, кожи, шерсти, ковры, хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты (арбузы, дыни, персики и др.), вьючные животные, курдючные овцы, охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая, наряду с шелком, караваны везли фарфор, металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. Среди товаров можно было встретить слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и др. Из России вывозили мед, пушнину, крупы, изделия ремесла, одежду и др. Великий шелковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов.

Новое оживление сухопутной торговли по древним маршрутам Великого шелкового пути в XIII веке связано со временами усиления монгольской империи. Небезынтересно, что западный участок пути в XIV-XV веках контролировали венецианцы и генуэзцы. В исследованиях Т. Грачевой «Китай в объятиях дракона», в частности, утверждается, что так называемые татаро-монгольские нашествия, наряду с целями покорения народов Средней Азии, Кавказа, России, Европы и других регионов, действовали в интересах возрождения и обеспечения безопасности прежних караванных путей по заказу «венецианских купцов» .

Из истории хорошо известен факт прокладки «Красного шелкового пути» в начале 1940-х гг., когда колонны грузовиков и верблюжьи караваны шли через Алма-Ату (СССР) в китайские города Кульджу, Урумчи, Хами до Ланьчжоу. Таким образом, осуществлялись поставки вооружений и снаряжения китайскому народу в войне против Японии. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. по Шелковому пути направлялась «советская помощь китайскому народу в строительстве социализма» .

В 2016 г. в Европу из Китая прибыло 1702 товарных поезда - это в два раза больше, чем в 2015 г. Именной поезд «East Wind» («Ветер с Востока») за 16 дней прошел расстояние в 12 тыс. километров, пересек пределы восьми государств. Такое название поезда связано с известным высказыванием Мао Цзэдуна: «Либо ветер с востока одолевает ветер с запада, либо ветер с запада одолевает ветер с востока». По мнению экспертов, нынешнее поколение китайских

1 См.: Тавровский Ю.В. Формирование и продвижение идеологии евразийской интеграции на основе традиционных ценностей, эстафеты поколений и сохранения памяти победы. Научный доклад. - В Стенограмме круглого стола на тему «Эволюция философии евразийства и трансформации национальной аксиологии народов стран евразийской интеграции. - М.: Фонд содействия развития духовно-нравственных ценностей «Память побед», 2017. - С. 256.

2 Что такое Великий шелковый путь. - https://mydiscoveries.ru/chto-takoe-velikiy-shelkovyiy-put

3 Подробнее см.: Грачева Т.В. Китай в объятиях дракона. - М.: Благословение, Техинвест-3, 2013. - 384 с.

4 Тавровский Ю.В. Новый шелковый путь. - М.: Эксмо, 2017. - С. 149.

правителей стремится к тому, чтобы «ветер с востока одолел ветер с запада». Поезда, следующие через всю Евразию, являются частью их попыток создать Новый шелковый путь, который должен стать современной инкарнацией древних караванных путей, пересекавших пустыню и степи Средней Азии. Лидеры Китая в буквальном смысле стремятся к тому, чтобы все дороги вели в Пекин1.

В современную эпоху на Западе инициативу возрождения Великого шелкового пути связывают с именем покойного З. Бжезинского, который изложил контуры проекта в своей работе «Еще один шанс». Известный геостратег, не без оснований считавший, что тот, кто контролирует Евразию, тот владеет миром, рассматривал строительство транспортно-логистического коридора с участием России, Китая, Турции, но под контролем США, в качестве эффективного инструмента взятия под контроль самого большого континента мира2.

В то время как западный проект исходит из необходимости выстраивания трансконтинентальных коммуникаций, инфраструктуры и их обслуживания с Запада на Восток в Китай, китайская инициатива призвана «собрать» Евразию во встречном направлении - с востока на запад3. Поэтому она не устраивает англосаксонские элиты, так как нацелена на разрушение планов построения однополярного мира, на развитие многосторонних торгово-экономических связей, обеспечение стабильности, формирование коллективной системы безопасности на материке.

В свою очередь китайская сторона также исходит из наличия нескольких рисков для претворения в жизнь стратегического геоэкономического проекта «Один пояс, один путь». Как считает китайский ученый Ян Чен, во-первых, это неоднозначное восприятие проекта со стороны внешнего мира; во-вторых, конкуренция между мировыми державами и, в частности, Россией и США; в-третьих, нестабильность обстановки на многих маршрутах «Шелкового пути»4.

В реализации проекта изначально заинтересована Россия, так как китайская инициатива разрушает планы построения однополярного мира под руководством США. Развитие маршрутов по территориям стран Центральной Азии и Ближнего Востока может помочь стабилизировать обстановку в этих регионах, в том числе в Сирии и Ираке. По мнению Виктории и Владимира Павленко, «соединение шиитской оси» Ближнего и Среднего Востока (Иран -«Хезболла» - шииты в арабских странах) с «тюркской частью суннитского мира» снижает риски внутриисламского вооруженного конфликта, «удерживает "в узде" региональные монархии, прежде всего, саудовскую и иорданскую»5.

В то же время нельзя отрицать, что во многих странах Евразии сохраняются опасения вместо американской гегемонии получить китайское доминирование на континенте. Тем более что транспортно-логистическая инфраструктура «Один пояс, один путь» признается важнейшим инструментом формирования «Большой Евразии» под эгидой КНР и РФ. В России также имеются аргументированные соображения насчет неизбежного возрастания роли Пекина в делах Евразии и всего мира. Как известно, китайская инициатива - это не только реализация глобального торгово-экономического проекта, ВШП также имеет известную степень иделогизированности, что придает ему особое значение и не может не вызывать обеспокоенность в сопредельных странах.

По взглядам китайского руководства, стратегическая транскоммуникация создается по историческим «подсказкам» УП-ХШ веков не только как важный торговый трафик, но и как «испытанный временем» путь культурных коммуникаций и «сплоченности народов» на основе этики «наследия Великой Ясы Чингисхана». «Китайская модель, -пишет эксперт Ю. Тавровский, - будет процветать вне Китая, повышая доходы, а значит, и спрос на китайскую продукцию на новых рынках, которые заменят стагнирующие рынки в других частях света»6.

Идея проекта Шелкового пути состоит в создании транспортного коридора через Центральную Азию, Иран и Турцию на рынки ЕС, и прежде всего Германии. К настоящему времени проработаны несколько ключевых маршрутов Шелкового пути. Первый - «северный» из Китая через Россию на Роттердам и Лондон. Второй - через Центральную Азию, затем паромной переправой из порта Актау до Баку и далее в Турцию. Третий: через юг - Иран, Сирию и Турцию - в Южную Европу. Четвертый: Китай - Монголия - Россия (в районе российского Дальнего Востока). Пятый: Китай - Пакистан. Шестой: Китай - Индия - Бангладеш - Мьянма. Седьмой - это Морской шелковый путь XXI века7.

Как описывает Ю.В. Тавровский, местом, где сходятся наземные и морские трассы Нового шелкового пути (НШП), откуда берут начало новый континентальный мост Европа - Азия и скоростное шоссе Западный Китай - Западная Европа, остается морской порт Ляньюньган8. В настоящее время в Сиане, который на протяжении двадцати веков был столицей Поднебесной и служил отправной точкой старинного Шелкового пути, создали в расчёте на взаимодействие со странами Запада «Зону освоения высоких технологий и новый логистический центр». Инфраструктурные элементы Нового Шелкового пути выстроены в городе Алашанькоу, Хоргос, Чжэнчжоу, Увей, провинции Ганьсу и др. В базовый район для развития проекта ОПОП превращается район Синьцзян. Развивая инфраструктуру НШП,

1 Миллер Т. Рост влияния Китая мало чем ограничивается - разве нам не стоит беспокоиться по поводу его Нового шелкового пути? // The Guardian (Великобритания). 2017. 4 сентября. - http://inosmi.ru/politic/20170904/240188642.html

2 Павленко В., Павленко В. Шелковый путь против Большого Ближнего Востока. - https://regnum.ru/news/polit/2294557.html

3 Небренчин А.С., Небренчин С.М. КНР - сверхдержава XXI века: российско-китайские перспективы / Центр стратегических оценок и прогнозов. — М.: АНО ЦСОиП, 2017. - С. 37.

4 Экономический пояс Шелкового пути - возникнет ли новый Евразийский экономический ландшафт // Международный научно-экспертный форум «Примаковские чтения». Мир в 2035 году. 29 - 30 июня 2017 г. Сборник материалов. - М.: АИРО -XXI, 2018. - С. 47.

5 Павленко В., Павленко В. Шелковый путь против Большого Ближнего Востока. - https://regnum.ru/news/polit/2294557.html

6 Тавровский Ю.В. Новый Шелковый путь. - С. 18.

7 Островский А. Орел, дракон и косолапый мишка // Аргументы недели. - М., 2017. - Май, № 18 (560). - С. 5.

8 Тавровский Ю.В. Новый Шелковый путь. - С. 20.

КНР, прежде всего, заботится о скорости транзита товаров, удобстве и мобильности перемещения трудовых ресурсов, предпринимателей, туристов, студентов и других категорий китайских граждан и иностранцев.

По оценкам китайской стороны, совокупная численность населения, проживающего в пределах транспортных коридоров, может составить около 4,4 млрд. человек, объем экономики - 23 трлн. долларов. По мнению Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в России Ли Хуэя, «участие различных стран в строительстве «Одного пояса, одного пути» содействует продвижению «разбалансировки» волны экономической глобализации в направлении повсеместного принесения блага и большей толерантности, а потому оно неизбежно станет новой движущей силой и проектом управления глобализацией. Китай готов активно нести должную международную ответственность за продвижение устойчивого роста мировой торговли и инвестиций»1.

Глава КНР Си Цзиньпин, открывая 14 мая 2017 г. саммит «Один пояс, один путь» в Пекине, обнародовал принципы, на основе которых Китай намерен развивать свою инициативу: на территории реализации проектов необходимо поддерживать мирную обстановку, их развитие должно нести процветание всем участникам...2 По мнению российского президента В.В. Путина, сопряжение ОПОП с другими евразийскими проектами и, в частности, с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) позволит создать «большое евразийское партнерство», сформировать единое экономическое пространство от Атлантики до Тихого океана3.

В рамках инициативы ОПОП Китай предлагает именно общий путь, в том числе и для России. Каждому участнику проекта предлагается самостоятельно обустроить свою часть пути и внести вклад в развитие общей инфраструктуры. Такой подход - это «одна из базовых концепций китайского менталитета, что отличает инициативу Пекина от других глобальных проектов и, прежде всего, от ранее инициированных западным сообществом»4. В КНР рассчитывают реализовать свою инициативу, опираясь на деятельное партнерство и сотрудничество с другими странами, заинтересованными в долгосрочном экономическом развитии и обеспечении коллективной безопасности в Евразии.

Большой интерес к реализации проекта ОПОП проявляют не только в Москве, но и во многих других евразийских столицах. Дело в том, что в результате перманентных мировых кризисов, в частности, Глобального кризиса оказались существенно исчерпанными внутренние рынки многих государств и, прежде всего, Европы, что привело к утрате ими источников экономического благополучия. Между тем Китай планирует вложить в развитие ОПОП больше 600 млрд. долларов в течение ближайших 10-15 лет, что составляет примерно 1,5 номинальных ВВП Польши, 3,1 -Чехии или более 12,2 ВВП Беларуси (по данным на 2016 г.)5. Правители целого ряда государств, не без оснований, рассчитывают воспользоваться возможностями, которые может предоставить китайская сторона.

Кроме того, восточно-европейские государства, невольно попадающие в энергетическую зависимость и, как следствие, политическую орбиту влияния РФ, рассматривают участие в китайском проекте ОПОП в качестве возможности компенсировать издержки «российского притяжения». В этом случае речь идет, прежде всего, о Республике Беларусь. Оставаясь членом Союзного государства, РБ, тем не менее, рассчитывает нарастить товарооборот с КНР до 30% своего ВВП, привлечь китайские средства на модернизацию собственной экономики и инфраструктуры, а также попытаться выйти на внутренний рынок ЕС через совместные с Китаем предприятия, создаваемые в Польше.

Польша рассматривает Шелковый путь как возможность реализовать проект «Междуморье», известный в истории как «Черноморско-Балтийский санитарный кордон» вокруг России. Варшава вынашивает планы объединить под своим управлением пул из Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Болгарии и Чехии со Словакией6 и другие страны Европы. В случае успеха польский ВВП может оказаться сопоставимым с немецкими и французскими показателями. Вместе с тем в Польше опасаются, что реализация маршрута через Казахстан и Россию в Европу ведет к строительству «новой социалистической империи, объединяющей Германию, Россию и Китай».

Однако планы по развитию ОПОП в ущерб России не могут устраивать Москву. Она не заинтересована ни в отдалении от нее Республики Беларусь, ни в реализации проекта «Междуморье», который призван изолировать Россию от Европы, и прежде всего от Германии. В этих условиях Россия стремится добиться максимальной выгоды от участия в проекте, но с учетом своих долгосрочных интересов.

Между тем, согласно идеологии возрождения пути из Китая в Европу, за Россией признается право оставаться ключевым, незаменимым партнером в деле совместного развития и процветания. Наряду с «северным соседом», важную роль в возрождении Великого шелкового пути призваны сыграть страны Центральной Азии7. В данном контексте серьезные перспективы имеет сопряжение с ОПОП не только российской инициативы построения Евразийского экономического союза, но и транспортно-логистических маршрутов Транссиба и БАМ. Кроме того, морской коридор ки-

1 Ли Хуэй. Позволим «Одному поясу, одному пути» принести еще больше пользы миру // Международная жизнь. - М., 2017. - Май. - С. 27.

2 Китай собирает в путь // РБК. - М., 2017. - 15 мая. - С. 2.

3 Выступление президента РФ В.В. Путина на первом заседании круглого стола Международного форума «Один пояс, один путь». - http://www.kremlin.ru/events/president/news/54496

4 См.: Почему от Украины до США царит уныние. О жертвах нового Шелкового пути. - https://news-front.info/2017/05/15/ pochemu-ot-ukrainy-do-ssha-tsarit-unynie-o-zhertvah-novogo-shelkovogo-puti/

5 Запольскис А. Китайский «Один пояс - один путь» и драка мечтающих поживиться. - http://www.imperiyanews.ru/details/ dc56c7fa-ef62-e711-9420-2e815323a23f

6 ГГ^

Там же.

7 Небренчин С.М. Информационное измерение «мягкой силы». - М.: АНО ЦСОиП, 2017. - С. 169.

тайского Шелкового пути может быть дополнен и Северным морским путем в Арктике, что позволит практически «окружить» весь материк Евразии выгодными маршрутами.

По оценкам экспертов, в частности китаеведа А.П. Девятова, «стратегия «Один пояс, один путь» и есть наступление Китая и примкнувших к нему стран на этом фронте, где образ победы - это новая мировая финансовая система»1 . Предполагается, что новая мировая финансовая система с ролью КНР будет двухконтурной. Останется американский (заморский) контур свободного капитала с учетной единицей в USD, появится новый континентальный Евразийский контур экономики натуральных стоимостей с учетной единицей богатства, привязанной к весу металлического золота.

В КНР серьезно опасаются, что планы реализации панъевразийской транспортной системы могут быть сорваны, прежде всего, под влиянием США. По мнению эксперта И. Коротченко, «Вашингтон сделает все возможное, чтобы раскачать ситуацию в Центральной Азии и помешать строительству Нового шелкового пути», так как реализация этой инициативы «выведет Китай в мировые лидеры». Поэтому США и пытаются активно влиять на развитие событий в центрально-азиатских странах в «угоду собственным интересам»2. Вашингтон продолжает играть важную роль в ближне- и средневосточных делах, усиливается его военное присутствие в Афганистане, сохраняется влияние американских спецслужб на развитие событий в Средней Азии.

Начало успешной реализации проекта Великого шелкового пути рассматривается в качестве серьезной предпосылки для формирования континентального сообщества «Большой Евразии» (БЕ). Эта идея поддерживается в Пекине, Москве и многих других столицах материка. Евразийское геоэкономическое партнерство нацелено на совместное экономическое, политическое и культурное возрождение отсталых стран континента, создание пространства цивили-зационного сотрудничества, разрешение конфликтных ситуаций, превращение Евразии в центр мировой экономики и политики. Первоначально ведущую роль в создании БЕ призван сыграть тандем Китай - Россия3.

В своей стратегии Пекин видит в России надежного союзника, обеспечивающего его «тыл», не мешающего закреплению Китая в Центральной Азии, соблюдающего нейтралитет в «грядущем противостоянии с вероятной осью из Японии, США и Индии»4. По взглядам китайского руководства, реализация сразу нескольких транзитных маршрутов проекта «Один пояс, один путь» в немалой степени снижает торгово-экономические риски КНР в случае обострения ситуации в различных регионах Центральной и Юго-Восточной Азии, в акватории Южно-Китайского моря. По оценкам экспертов, экспансионистский характер китайской внешней политики на материке Евразия не может не вызывать беспокойства в российских политических кругах, так как противоречит внешнеполитическому курсу России на сохранение своей ведущей роли в регионах традиционного влияния, в первую очередь в Средней Азии.

Существенные дивиденды для участников ОПОП может принести развитие общей транспортно-логистической системы. Для России, которая может располагать наиболее протяженными маршрутами, обладает развитым транспортным машиностроением, участие в проекте позволит в значительной мере стимулировать реальный сектор экономики, дать дополнительный толчок предпринимательству. Пекин активно продвигает концепцию «Бэйдоу (спутниковая навигационная система) для Китая и всего мира»5. Она призвана содействовать развитию глобальной спутниковой навигации, обеспечивать инновационную стратегию развития. Кроме того, появляется возможность решить задачу более рационального размещения трудовых ресурсов, обустройства новых земель и развития заброшенных территорий.

Как известно, китайский инвестиционный Фонд Шелкового пути (Silk Road Fund) намерен принять участие в финансировании проектов по комплексному развитию отдельных территорий в рамках развития транспортно-логистической артерии ОПОП. В частности, речь идет об обустройстве территории бывшего аэродрома Тушино на северо-западе Москвы. В финансировании маршрутов ОПОП, в том числе по территории России, примет участие международный консорциум, созданный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Российско-Китайским инвестиционным фондом (РКИФ) в партнерстве с крупнейшими инвесторами из Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна. Совокупный объем инвестиций составит более 90 млрд. долларов6.

В РФ к китайской инициативе ВШП относятся по-разному. Прозападные политики критикуют проект, обвиняя Пекин в стремлении колонизировать Россию при помощи более эффективной экономики, использовать российские природные и трудовые ресурсы в своих целях. По мнению Ю. В. Тавровского, во многом благодаря усилиям антикитайского лобби тормозится процесс реализации договоренностей о двустороннем сотрудничестве России и Китая и, в частности, сопряжения Нового шелкового пути и Евразийского экономического союза7.

И действительно, нельзя не признать того, что активное экономическое проникновение китайской стороны на значительном пространственном протяжении несет в себе определенные угрозы и риски и, в частности, может привести к усилению влияния Пекина на внутреннюю и внешнюю политику РФ. В условиях, когда Россия продолжает испытывать серьезные демографические трудности, и, прежде всего, хроническую нехватку рабочих рук, еще более

1 Девятов А. Миром правят знаки и символы, а не слова и законы. - http://clubvi.ru/news/2017/06/04/01/

2 США сделают все, чтобы помешать Китаю построить Новый шелковый путь. - http://www.imperiyanews.ru/details/ d17a8368-583e-e711-941c-2e815323a23f

3 Караганов С. От поворота на Восток к Большой Евразии // Международная жизнь. - М., 2017. - Май. - С. 11-12.

4 Ли Хуэй. Позволим «Одному поясу, одному пути» принести еще больше пользы миру // Международная жизнь. - М., 2017. - Май. - С. 27.

5 Система спутниковой навигации Бэйдоу в Китае. - М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 2016. - С.1-2.

6 См.: Бабисини А., Подобедова Л. Очень тронуты дружбой: о чем договорились в Кремле лидеры России и Китая // РБК. -

М., 2017. - 5 июля. - С. 4.

7

Подробнее см.: Тавровский Ю.В. Новый шелковый путь. - С. 18-25.

массовое вовлечение китайских граждан в российский бизнес может иметь негативные последствия. Причем не только с точки зрения невыгодной конкуренции для граждан России, но и вероятности потери контроля над отдельными территориями, где возможно компактное проживание выходцев из КНР. Как следствие, возникает дополнительная угроза сохранению территориальной целостности.

В целом, сотрудничество с Китаем в рамках реализации проекта «Один пояс, один путь» сулит немалые экономические и торговые перспективы для России, так как создание и развитие инфраструктуры маршрутов планируется осуществить на основе современных технологий и инноваций. Россия изначально заинтересована в реализации проекта «Один пояс, один путь», так как китайская инициатива нарушает планы однополярного мира и подрывает доминирование США, содействует укреплению стабильности, безопасности и сотрудничеству на материке Евразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.