Научная статья на тему 'Вызовы онлайновой жизни и дигитальной грамотности в фокусе внимания канадских коммуникативистов'

Вызовы онлайновой жизни и дигитальной грамотности в фокусе внимания канадских коммуникативистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовы онлайновой жизни и дигитальной грамотности в фокусе внимания канадских коммуникативистов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 4

Л.М. Землянова

ВЫЗОВЫ ОНЛАЙНОВОЙ ЖИЗНИ И ДИГИТАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ КАНАДСКИХ КОММУНИКАТИВИСТОВ

Канада принадлежит к странам с высокими темпами интернетизации различных областей общественной жизни. С какими последствиями развивается этот процесс? Какие вызовы бросает он укоренившимся традициям и принципам образования в целом и журналистов в особенности? Пытаясь найти аргументированные ответы на эти вопросы, академический журнал "Кенейдьен джор-нэл оф комьюникейшн" в специальном выпуске (№ 4 за 2005 г.) публикует итоги «тщательного анализа сложности технологий Интернета, создающих комплексы мобильных связей между людьми на "разных территориях" их жизнедеятельности, охватывающих как домашние и производственные занятия, так и "политические дискурсы и социальные движения", "теоретические и методологические проблемы", приобщающие в наступившие "онлайновые времена" к условиям "жизни на линиях связи"»1.

Канадцы с такими условиями начали знакомиться еще в конце минувшего века. Правящие круги Канады в целях расширения доступа к Интернету, с которым связывается развитие экономики и новых форм электронного управления в преддверии информационного общества, инициируют разные способы подключения домовладений, школ и других институтов к онлайновым коммуникациям, хотя не все жители страны имеют к ним равный доступ из-за отсутствия должных материальных возможностей, лимитов образования и возраста. "Проще говоря, привилегированные канадцы могут стать онлайновыми, а их менее привилегированные соотечественники — нет"2. Но не только эти социально-демографические факторы "цифрового раскола" в обществе волнуют аналитиков. Предметом обсуждения становится и другой вопрос: почему не все канадцы, имеющие доступ к Интернету, совершают это? Размышления над этим вопросом подталкивают коммуника-тивистов к изучению воздействия онлайновых условий жизни не только на экономическую и политическую сферы, но и на состо-

1 Savchuch K. Editorial // Canadian Journal of Communicaiton. Special Issue. Life on Line. 2005. Vol. 30. N 4. P. 459.

2 Middleton C., Sorensen Ch. How Connected are Canadians? Inequites in Canadian Households' Internet Access // Ibid. P. 463.

яние интеллекта и психики людей, на их меняющееся отношение к культурным традициям, к нравственным устоям общества, к задачам образования и воспитания подрастающего поколения и, конечно, к тому, как все это влияет на журналистику и ее профессиональные обязанности.

Итоги изучения в той или иной степени и форме фиксируются во всех статьях специального выпуска "Кенейдьен джорнэл оф ко-мьюникейшн", композиционно расположенных таким образом, чтобы каждая из них вносила свои выразительные штрихи и краски, наблюдения и выводы в общую картину современной жизни на линиях связи, ее проблем и перспектив, противоречий и парадоксов. Создание такой картины усилиями специалистов разных профилей имеет важное значение для модернизации теоретического базиса коммуникативистики, с позиций которого предсказываются пути и модели развития информационно-коммуникационных обществ знаний и разрабатываются рекомендации для участия в этом историческом процессе журналистов и медиа, среди которых особо выделяется Интернет и его наиболее активные пользователи. Объясняется это тем, что из активных пользователей (чаще всего молодых) формируется так называемый "каждодневный фандом" Интернета, объединение страстных любителей поп-музыки, фан-клубов, блоггингов, которые во многом определяют темпорально-системные ритмы онлайновой жизни как некой "новой разновидности сообщества", поддерживающего веру в личную и коммуни-тарную идентичность. Хотя, как отмечается в статье на эту тему, за виртуальным фасадом такой идентичности скрывается зависимость услуг Интернета и от "маркетинговых потребностей медиа-индустрии"3, тесно связанной с "каждодневным фандомом" своими земными интересами к массовому распространению продукции инфотейнмента, удовлетворяющего вкусы его потребителей и вместе с этим коммерческие аппетиты создателей и распределителей.

О важности изучений отношений между пользователями интернетовских услуг и медиаиндустрией свидетельствует и другая статья, содержащая материалы интервьюирования юных любителей новых электронных медиа, с которыми они стремятся подолгу общаться, находясь дома, в школе и других общественных местах, имея возможность бесконтрольно видеть все, что представляется их взору на экранах. Коммуникативистов беспокоят не только негативные последствия всеядного поглощения онлайнового контента, но и плюс к этому еще и коварные, незаметно подкрадывающиеся к юному сознанию соблазны неуважительного отношения к принципам авторского права, нарушения их в различных формах

3 Theberge P. Everyday Fandom: Fan Clubs, Blogging, and the Quotidian Rhythms of the Internet // Ibid. P. 485, 500.

плагиата, пиратства или хакерства, что в конечном счете способствует превращению этого "сетевого поколения" в пассивных безответственных жертв онлайновой паутины, вместо того чтобы становиться образованными гражданами своей страны, накапливать с помощью Интернета знания, обращаясь к нему как к хорошей библиотеке в дополнение к тем занятиям, которые ведутся в учебных заведениях под руководством опытных педагогов.

По мнению авторов этой статьи, чтобы дети осознанно обращались к Интернету для пополнения своего умственного багажа, им необходимо настойчиво и умело прививать вкус и уважение к дигитальной грамотности, которая "сообщит знания об экономике Интернета, жанрах онлайновой письменности, источниках веб-информации и лабиринтах поисковых механизмов"4, а вместе с этим об авторских правах и интеллектуальной собственности. Создателям дигитальной грамотности надо знать, как сами дети относятся к Интернету, и задавать им вопросы для выяснения их стремлений. Кем же они хотят стать: "гражданами или только потребителями, имея возможность общаться с друзьями и доступа к массиву контента?"5

Что касается темы замаскированной эксплуатации детской аудитории в коммерческих интересах развлекательной медиаинду-стрии, то она выдвигается на первый план при рассмотрении в одной из статей специального выпуска мониторинговых возможностей Интернета собирать информацию для маркетинговой стратегии. Принимая участие в онлайновых играх, дети и не подозревают о том, что за ними ведется наблюдение в интересах рыночного бизнеса, ибо "многими популярными детскими сайтами часто владеют и оперируют силы коммерции, реагируя главным образом на требования рекламодателей и на иные выгоды". Детские игры превращаются в способ сбора информации, которая "затем используется для определения доминантных современных направлений на молодёжных рынках", называемых на языке торгового бизнеса "беззастенчивой охотой"6 за крупными массивами совокупных сведений, помогающих маркетинговой деятельности, рассчитанной на увеличение количества детей, сидящих подолгу перед экранами, и на уменьшение возраста тех, кто получает доступ к онлайновой культуре.

Некоторые родители не видят негативных сторон в этом процессе превращения детей в неких "современных потребителей" и

4 Shade L., Porter N., Sanchez W. "You can see anything on the Internet, you can do anything on the Internet!": Young Canadians Talk about the Internet // Ibid. P. 522.

5 Ibid. P. 523.

6 Chung C., Grimes S. Data Mining the Kids: Surveillance and Market Research Strategies in Children's Online Games // Ibid. P. 528.

"смекалистых кибердеток". Но исследования убеждают в том, что таким детям (и их родителям) нередко не хватает грамотного понимания положения в "коммерциализированном дигитальном ландшафте сегодняшнего дня", где главным является "желание создавать прибыли и вынашивать идентичность торговой марки"7. Происходит это потому, что "новые медиа и другие дигитальные технологии вместе с силами глобального капитализма делают детство не только неотделимым от использования медиа, но и тесно связанным с возникающими формами медиа и слежки за аудиторией"8, что влечет за собой "превращение и самих пользователей в предметы потребления"9.

Необходимость признания "этических измерений секретной информации"10, о которых речь идет в этой статье, утверждается и в другой статье в ходе исследования условий и целей электронного слежения на местах работы для "определения, в какой мере канадские профсоюзы окружают секретность достаточно серьезной заботой, если полагают, что ее защита должна включаться в коллективные соглашения"11. Средства мониторинга сегодня могут быть разнообразными — от электронных чипов, радио- и телефонных устройств до спутниковых систем. В прежние времена вопросам контроля в сферах производства (например, в связи с культивированием принципов тейлоризма) тоже уделялось внимание, но без должного интереса к той роли, которую могут играть профсоюзы для ограничения слежки посредством коллективных соглашений. В последние годы эта проблема в условиях распространения угрозы терроризма актуализируется и усложняется, "обретая природу двуликого Януса"12, так как с ней связывается не только контроль, но и безопасность в сфере производства.

И поскольку все более сложными становятся и технические средства контроля, редакция журнала вслед за статьями о социальных аспектах электронного мониторинга публикует научный доклад о различных уровнях и способах кодирования Всемирной паутины с помощью программ-посредников, которые обеспечивают репрезентацию информации в соответствии с особой технологической логикой. "Таким образом в фокусе оказываются отношения между материальным и программным обеспечением и культурой путем анализа уровней кодирования, которые переводят данные в

7 Ibid. P. 530, 531, 532.

8 Ibid. P. 532.

9 Ibid. P. 537.

10 Ibid. P. 535.

11 Kiss S., Mosco V. Negotiating Electronic Surveillance in the Workplace: A Study of Collective Agreements in Canada 11 Ibid. P. 549.

12 Ibid. P. 550, 562.

дискурс и в обратном направлении"13. А это объясняет, почему ди-гитальная грамотность предполагает, что для полного раскрытия всех основных пружин и особенностей сложного технокулыпурного механизма Интернета требуется знание сути и причин комплексных связей и между разными теоретическими подходами к их изучению с привлечением концепций, нацеленных как на политические и социально-экономические факторы, так и на дискурсный анализ и языковые характеристики контента. "Это необходимо для признания того, что технические средства коммуникации являются не просто переносчиками контента, а составляют части сложного технокультурного организма, которые участвуют в материальном устройстве дискурса". Некоторые исследователи сравнивают Всемирную паутину с "черным ящиком", чтобы подчеркнуть "процесс, в котором множество элементов должны действовать едино"14.

Сходство усматривается в том, что внутренняя структура и содержание этих сложных технических механизмов не видны простым глазом, а входные и выходные данные и возможные функции известны. Поэтому релевантными оказываются разные теории, объединенные стремлением объективно, без перекосов технического или иного детерминизма устанавливать связи между всеми элементами системы, действующими слаженно внутри и вне ее, объединяя технику с потребностями человека, общества, культуры и природного окружения. К такой позиции склоняет, например, "теория деятельной Сети", согласно которой "идея гибридности подчеркивает, что Сеть является не только техникой, но и культурным артефактом, а также политической и экономической организацией", имеющей связи и со "специфическими репрезентативными системами, т.е. с семиотикой"15.

В несколько ином концептуальном настрое создавалась "ме-диумная теория", известными представителями которой считаются Гарольд Иннис и Маршал Маклюэн, утверждавшие значительное влияние коммуникационных технологий на судьбы общественной жизни, хотя у Инниса диапазон был шире, чем у Маклюэна, заострявшего внимание не столько на социальных, сколько на сенсорно-психологических последствиях этого влияния и его технических императивах. Исследования более поздних времен выявляют, однако, и тот факт, что без должного внимания к технологической специфике онлайновых коммуникаций суть таких процессов, как дигитализация, понять невозможно, а следовательно, не-

13 Langlois G. Networks and Layers: Technocultural Encodings of the World Wide Web // Ibid. P. 565.

14 Ibid. P. 567.

15 Ibid. P. 568, 570.

раскрытой остается и роль перевода информации на язык знаков и символов, создающих «дигитальную картину, являющуюся не тем, что продуцирует камера с помощью химических процессов, а презентацией, которая отбирает образцы "реального", и это может легко манипулироваться»16. Тем самым технологическая структура Сети влияет на контент и формирует его при трансмиссии с помощью "специфической риторической стратегии веб-текстов" и "дискурсных правил"17.

В заключение автор этого содержательного исследования еще раз подчеркивает свое стремление продемонстрировать важность изучения Сети как "комплексного технокультурного органйзма. Эта комплексность проистекает не только из контекстов, в которых развертывается Сеть, но также и изнутри, из многих уровней стандартов и протоколов, формирующих правила трансмиссии и репрезентации в Сети"18.

Своеобразное подтверждение эта мысль получает в статье об анархических дискурсах течений в защиту открытости программных средств, демонстрирующих полифункциональность онлайновой медиасреды, в которую стали перемещаться идейно-поли-тические движения из реальной общественной жизни и борьбы. Эти современные дивергентные течения тяготеют либо к социально-анархическим идеям, "защищающим свободное распределение программного обеспечения как общее благо для общества", либо к "либертарианскому анархизму"19, уживающемуся или примиряющемуся с интересами рыночного медиабизнеса. Объединяет их тенденция к свободе от государственных форм контроля и ограничений индивидуальной деятельности в онлайновом пространстве. Корни этой тенденции, уходящие в прошлые века, сегодня еще могут питать и "этику хакеров", презирающих соблюдение авторских прав ради полной личной свободы, полагая, что в этом отношении "компьютеры могут менять жизнь к лучшему"20.

Идеи подобного рода усиливают полемику вокруг вопросов сохранения в киберпространстве публичной сферы, развернувшуюся еще в 1990-е годы, и споры относительно свободы распространения любой информации, вызванные Стремлением исключать призывы к насилию и аморализму. Вместе с тем анализ обнаруживает и черты сходства между дивергентно-виртуальным анархизмом и вызовами антиглобалистов, выступающих "в защиту обще-

16 Ibid. P. 573.

17 Ibid. P. 579.

18 Ibid.

19 Bradley D. The Divergent Anarcho-utopian Discourses of the Open Source Software Movement // Ibid. P. 587.

20 Ibid. P. 590.

ственных товаров, занятий и культуры от гипертоваризованных систем постиндустриального капитализма новейшего периода". Автор статьи сравнивает анархо-утопические дискурсы с пирровой победой, но считает, что это явление следует изучать как "выражение бунта против правовых ограничений, налагаемых на продукцию культуры и вместе с тем на культуру производства"21, даже если такой бунт переносится в киберпространство, поскольку сегодня границы онлайновой и реальной жизни меняются в условиях акселератного развития медиатизированной гибридной технокуль-туры.

В онлайновую сферу переносятся разные формы политической жизни и чаще всего предвыборные кампании, в которых могут принимать участие как профессиональные журналисты, так и дилетанты, любители полемической суеты. По мнению аналитиков, расширение круга участников онлайновых кампаний можно объяснить их интерактивными возможностями "общаться друг с другом и с провайдерами контента выразительным способом"22. Однако такая статья на примере предвыборной кампании в Британской Колумбии показывает и неоднозначную роль интерактивного "дискуссионного потенциала Интернета": с одной стороны, открывается доступ к обсуждению предвыборной проблематики во время электронных форумов, но, с другой стороны, есть тенденция сосредоточивать внимание "больше на личностях и лидерах, чем на сущности выборных вопросов" и при этом "игнорировать кандидатов и партии, о которых публике хотелось бы слышать". Кроме того, выясняется, что "пользователи Интернета не представляют общую численность населения"23, так как они обычно относятся к наиболее образованным и состоятельным слоям. По мнению авторов статьи, это не соответствует полностью "идеалу дискуссионной демократии", если разговоры ведутся в одном направлении и носят характер "менее идеологический и более движимый несогласием и спором". "Требуется определенный уровень глубины мыслей и аргументации дебатов, чтобы политические споры не вырождались в состязания крикунов"24.

Изучение этих тенденций в условиях усиления интернетизации общественной жизни надо продолжать, чтобы правильно понимать сущность демократического потенциала онлайновых коммуникаций в целом и демократического дискурса в особенности.

21 Ibid. P. 608.

22

Jansen H., Koop R. Pundits, Ideologues and Ranters: The British Columbia Election Online//Ibid. P. 614.

23 Ibid. P. 615, 619, 621.

Показательна в этом отношении и тема, заостряющая внимание на "корректности онлайновой дискуссии" как условии обеспечения не только вежливой формы общений между участниками диалогов, но и лучшего взаимопонимания, исключающего скандальные перепалки и споры, ведущие не к единомыслию, а к разногласиям. Для этого необходимо соблюдать определенные нормы корректности дискурсов, помогающих формированию согласованного единодушия.

Проблема онлайновой корректности актуализируется и в связи с тем, что в наше время граждане Канады, например, могут проявлять разочарованность в традиционных формах участия в политической жизни и возможности вести диалоги с представителями властных структур. Это тоже побуждает к использованию онлайновых коммуникаций. Хотя некоторые аналитики высказывают сомнение относительно эффективности и этих форм общения, имея в виду участие в них анархических или просто невоспитанных элементов, прибегающих к "дискурсам, которые могут быть фраг-ментированными и конфронтационными"25. Особо отмечается, что по инициативе правительственных организаций для привлечения внимания граждан к их деятельности организуются онлайновые обсуждения различных злободневных вопросов, таких как состояние здравоохранения, пенсионного обеспечения, безопасности, культурных ценностей. К участию в них приглашаются опытные модераторы, способные направлять диалоги в русло корректных дискурсов, а также и добровольцы из студенческой среды. И поскольку опыт такого рода деятельности показывает, что не всегда достигаются желаемые результаты, онлайновые консультации следует продолжать, а их "спонсоры и помощники должны тщательно обдумывать предметы и порядок обсуждения, дабы эти общественные дискуссии могли оказывать действительно существенное воздействие на публичную политику"26.

По-видимому, тщательно обдумывалось и содержание всего специального выпуска "Кенейдьен джорнэл оф комьюникейшн", посвященного онлайновой жизни, если все его публикации концептуально связаны между собой, и этот же принцип сохраняется в отделе "Комментарии", где также еще раз внимание читателей приковывается к различным аспектам интернетизации общественной жизни, но более всего к проблеме сохранения авторских прав, борьбе с плагиатом и электронным пиратством — задача актуальная и трудная в условиях, когда "дигитальные технологии несут возможности создания и распространения дешевых хорошо сде-

25 Hurrel Ch. Civility in Online Discussion: The Case of the Foreign Policy

Dialogue//Ibid. P. 633, 634.

данных копий"27. Против неолиберального попустительского рыночного отношения к этой тенденции за "возврат к общественному регулированию посредством демократически транспарентных и ответственных государственных организаций" выступает автор комментариев на тему о "дилеммах демократии и технологии"28, ратующий за сохранение общечеловеческих этических ценностей и в этой связи ссылающийся на авторитет Юргена Хабермаса и его идеи моральной ответственности коммуникативной деятельности.

В таком же идейном ключе к модернизации журналистского образования призывает автор еще одной статьи в разделе комментариев. В ней говорится о том, что школы журналистики в Канаде раньше "определяли себя как слуг двух господ — индустрии новостей, которой требуются выпускники с необходимым профессиональным мастерством для умения писать репортажные заметки, и университета, нуждающегося в приверженности к академической тройственной миссии — исследования, обучения и служения обществу. Такая структурная растяженность могла поддерживаться настойчивой верой в то, что журналистика является главным институтом демократии, и поэтому журнализм, даже если он подготавливался профессиональным методом, образует необходимое поле для изучения на университетском уровне. Но в обстановке, когда "индустрия новостей усиленно подчиняется корпорирова-нию, коммерциализации и концентрации", а с другой стороны, возрастает значение "ведущего принципа служения общественности, роль школ журналистики также должна переосмысляться"29. Больше следует заботиться не об индустрии новостей, а о самой журналистике со всеми ее формами развития, видеть отличия от этой индустрии и теснее придерживаться целей академического исследования и обучения в интересах служения обществу. Такая позиция усиливает значение теории журналистики для школ и университетов, готовящих кадры для медиа с новым отношением к "индустрии гиперкоммерциализированных новостей, которая снижает силу журнализма, если обращается с обществом только как с рынком, а с аудиторией — точно как с потребителями"30.

Однако хотя такая точка зрения поддерживается в академических Кругах и научных журналах Канады, а также и в международных ассоциациях коммуникативистов и на форумах педагогов,

27 Murray L. Commentary: Bill C-60 and Copyright in Canada: Opportunities Lost and Found//Ibid. P. 650.

28 Barney D. Commentary: Be Careful What You Wish For: Dilemmas of Democracy and Technology// Ibid. P. 658.

29 Gasher M. Commentary: It's Time to Redefine Jornalism Education in Canada

// Ibid. P. 665.

встречается и неодобрительное отношение со стороны почитателей сугубо прагматических методов обучения журналистов по принципу "учение делом" в угоду мейнстриму в развитии новостных медиа с игнорированием роли теории и отделения ее от практики. Их поддерживают спонсоры из сферы информиндустрии и некоторые сотрудники университетов. Автор комментариев объясняет это едце и тем, что "журнализм, практикуемый в индустрии коммерциализированных новостей, переживает кризис", проявляющийся, в частности, в растущем недоверии публики, сокращении аудитории, неспособности обращения с молодежной аудиторией, частых нарушениях журналистской этики, сужении поля публичных дебатов и неудачах при встречах с вызовами новых медиа или альтернативных медиа и движениями за новые реформы. Кризис оказывается "структурным", "ставящим под сомнение предназначение журналистики для индустрии новостей как корпоративного домена" и "способность корпоративной журналистики служить своему сообществу". А так как школы журналистики связаны со всем этим, они тоже "вовлекаются в этот кризис"31.

Где же выход? Комментатор считает, что журналисты должны не только рассуждать о своей причастности к идеалам свободы и демократии, но и служить им на деле, соблюдая все требования истинности и объективности информации, точности, взвешенности и справедливости своих суждений. Задача образования журналистов — научить их осуществлять эти идеалы, не отделяя теорию от практики. Практика выдвигает перед ними вопросы, а теория учит давать правильные ответы. Каждый новостной сюжет от самого серьезного до самого обыденного требует теоретического обоснования. Учащиеся должны сами стараться ставить вопросы, а педагогам и исследователям надо уметь их оценивать и предлагать новые пути осмысления.

Все это предполагает новое отношение к исследованию коммуникаций и внесения в программы обучения журналистов теорий семиотики, сигнификации, репрезентации и дискурсные анализы наряду с различными концепциями из области социологии, политики, политической экономии, этнографии и других областей знаний. То есть студентам нужны познания, затрагивающие базисные проблемы жизни и науки, хотя сегодня не все педагоги согласны с этим и готовы вести занятия на таком высоком теоретическом уровне. Но время перемен наступило. Медиа стремительно развиваются, и необходимо знать пути и последствия этого процесса с должной аналитической глубиной и своевременностью, чтобы правильными были ответы на вопросы о роли языковых факторов в

311Ыа. Р. 667-668.

создании информации, о механизмах ее распространения и восприятия, о значении доминирующих фреймов для определения сути новостных сюжетов.

И главное, что подчеркивает автор этих рекомендаций, — больше внимания надо обращать на отношение журналистов к своим общественным обязанностям. Ибо "если журналистика — это не просто коммерческое занятие, если она должна соответствовать своим собственным идеалам служения людям в качестве членов демократического сообщества, тогда ей нужна помощь, которую мы можем предоставить как исследователи и педагоги, но также и как активисты, публичные спикеры, публичные интеллектуалы, критики, даже допуская и роль опытных журналистов". И все это необходимо во имя веры в то, что "целью образования журналистов является служение журналистике — служение, помогающее очерчивать ее будущее во всех тех формах, которые с надеждой предполагаются"32.

Аналогичные идеи высказываются и в разделе рецензий на новые книги относительно учета новейших тенденций в развитии медиатехнологий, исследования их и внесения результатов анализа в учебные курсы для журналистов. Пожелание нового подхода высказывается даже в адрес критики корпоративного контроля над медиа, ставшей в коммуникативистике своего рода "мейнстри-мом". Этой теме посвящена рецензия, в которой на примере трудов таких известных представителей этого "мейнстрима", как Бен Бэгдикян и Роберт Макчесни, утверждается необходимость рассмотрения новых аспектов и тенденций, возникающих сегодня в онлайновой жизни мира, и более всего меняющейся позиции аудитории в условиях дигитализации техники распространяемой информации и культурных продуктов. Рецензент не возражает против критики неолиберальной стратегии монопольного контроля над СМИ в книгах Бэгдикяна, но считает необходимым по-новому рассмотреть и "тот факт, что владельцы инфраструктуры Интернета не обладают контролем над распределением контента"33. Создается впечатление, что Макчесни более осведомлен о сложности культурной индустрии, чем Бэгдикян, и поэтому мог бы гибко раскрывать механизм корпоративного медиаконтроля, допускающего критику в свой адрес в книгах, фильмах с видимостью терпимости к левым силам и аудитории. Но этому все же препятствует отстранение Макчесни от интереса к тому, что активность аудитории тоже достойна внимательного исследования. Уточняя свою мысль, рецензент справедливости ради отмечает, что Мак-

32 Ibid. P. 671-672.

33 Hrynyshyn D. Review Essay: The Mainstreaming of Media Critique // Ibid. P. 673,

675.

чесни признает недопустимость игнорирования аудитории, но затрагивает этот вопрос бегло, "отстраняясь торопливо и от рассмотрения Интернета как альтернативы"34. По мнению же рецензента, при освещении этой темы надо исходить из того, что "свобода аудитории означает не только адекватность диапазона выбираемых программ, но и то, что выбирать их можно без превращения в товар, выгодный для кого-то еще"35.

Иными словами, позиции современной аудитории надо исследовать более тщательно, не преуменьшая и не преувеличивая ее роли и возможностей в онлайновых условиях жизни и в борьбе с сильными медиамонополиями. Учитывать надо специфику Интернета, позволяющего потребителям информации "иметь разное отношение к продюсерам, — фактически это радикально уменьшает барьеры между ними и создает возможности для новых форм аудиторной активности"36. Задача исследователя заключается в умении выявить эти новые атрибуты онлайновых коммуникаций. Ибо "проблемы корпоративного контроля над медиа не существуют отдельно от вопросов относительно природы аудитории и ее отношения к медиаконтенту"37. Кроме понимания политической и экономической структуры медиа надо иметь еще и "реалистический взгляд на роль аудитории и ее отношение к этим структурам. Такие теории уже существуют в академическом мире, но, к сожалению, их следует сделать доступными в доходчивой форме для более широкой читательской массы"38.

Внимание к новым качествам электронных медиа характерно и для других рецензий на недавно опубликованные книги, хотя проявляется это не всегда в одних и тех же методологических позициях. Наряду со склонностью к подчеркиванию материально-технических приоритетов есть и стремление более пристально изучать языковые особенности программного обеспечения и условий онлайновых коммуникаций. Одних рецензентов привлекают исследования "технологии для рассмотрения ее роли в непрерывном развитии материальной комплексификации наших жизней"39, других — изучение социально-экономических или вербально-дискурс-ных сторон этого явления.

Положительно оценивается учебник, в котором масс медиа анализируются с социологической точки зрения, но с признанием

34 Ibid. P. 677.

35 Ibid. P. 678.

36 Ibid.

37 Ibid. P. 679.

38 Ibid.

39 Kitmann A. Review Essay: The Material Turn: Making Digital Media Real (Again) // Ibid. P. 686.

и других теоретических парадигм, затрагивающих вопросы разных медиапроцессов и новостных фреймингов, рекламы, концентрации собственности на медиа, их демассификации и других преобразований. Рецензент отмечает, что методология такого типа обеспечивает уникальную перспективу, когда дело доходит до рассмотрения потенциального влияния Интернета. Трактовка новых медиа в этой книге может служить хорошим противовесом более традиционным подходам, доминирующим в литературе40.

Стремление противопоставить традиционным подходам новые, ориентирующие на своевременное изучение радикальных перемен в медиапространстве мира, характерно и для оценки работ М. Маклюэна как выдающегося представителя канадской комму-никативистики. В рецензии на публикацию лекций и интервью Маклюэна подчеркивается присущее этому "медиагуру" желание связывать свои пророческие тезисы о растущем превосходстве электронных аудиовизуальных СМИ не только с авангардистскими течениями в искусстве, но и с тенденциями к насилию и военным действиям в политике, а также с внутренними конфликтами в психическом состоянии людей. По мнению рецензента, эти явления побудили Маклюэна и к выдвижению идей медиаэкологии, помогающих понять значение "сбалансированного использования всех медиа" и весьма полезных для изучения теорий коммуникаций и сопряженных с ней "гуманистических и художественных предметов обсуждения"41.

О современном значении теоретических концепций Маклюэна речь заходит и в другой рецензии — на книгу Хетер Мензис, где также высвечивается связь с этими концепциями при рассмотрении влияния новых медиа на восприятие жизни, "теряющее соприкосновение с материальной реальностью... посредством символов в форме электронных битов"42. Мензис, по словам рецензента, "существенным образом модернизирует и расширяет идеи Инниса и Маклюэна применительно к дигитальной эпохе", прослеживая их роль в разных областях жизни — и социальных и психических, оказывающихся под воздействием новых коммуникационных скоростей и ритмов, асинхронных гипермедиа и их многозадачных режимов, противостоящих органически целостным моделям. Но, согласно автору рецензируемой книги, "последствия эксклюзивного и преобладающего характера дигитальной среды оказываются тя-

40 Killingsworth J. Ree. on: Mass Media Communication in Canada. By Augie Fleras. Toronto: Thomson Nelson, 2003 // Ibid. P. 689.

41 Theall D. Ree. on: Understanding Me: Lectures and Interviews. By Marshall McLuhan. Edited by Stephanie McLuhan and David Staines. Toronto: McClelland and Stewart, 2003 //Ibid. P. 694.

42 Babe R. Ree. on: No Time: Stress and the Crisis of Modern Life. By Heather Menzies. Vancouver, 2005 // Ibid. P. 695.

желыми: опустошение материального окружения; рост беспорядка при дефиците внимания; упущения в досуговом времяпрепровождении; поверхностность понимания; усиление апатии, разобщенности, пассивности и безразличия; возрастание стресса43. Люди издавна прибегали к измерению времени и пространства в абстрактно-условных единицах. Но в дигитальную эпоху эта тенденция приводит к созданию гипермира, существующего на линиях связи параллельно человеческому миру в отрыве от реальной жизни во всей ее вызывающей комплексности. Это ощущается в разных сферах деятельности современных людей — от семейного быта до политики, где важные решения приходится также принимать на основе абстракций, а не на сенсорных вводах информации, и поэтому процесс принятия решений обретает тенденцию к отстранению от демократической жизни.

Тема игнорирования принципов гуманизма и демократии (или отчуждения от них) в дигитальную эпоху звучит и в рецензии, завершающей специальный выпуск журнала, но в иной концептуальной аранжировке — при отзыве о книге Ванды Райдаут, в которой критическому анализу подвергается современная континентальная экономическая интеграция канадских телекоммуникаций. Аналогичные процессы протекают и в других областях, например в энергетике или автостроении, оказываясь в основе широкого круга внутриполитических конфликтов. Но особенно заметно это в сфере телекоммуникаций, представляющих "базовую инфраструктуру коммерции, необходимой для дальнейшего интеграционистского реформирования всей канадской экономики", сопровождающейся особым предвидением "информационного общества" — неолиберальным, основывающимся на "торговой либерализации телекоммуникационных и информационных услуг, олигополистической конкуренции и отказе от четких критериев регулирования в общественных интересах"44. Критический анализ такой тенденции рецензент считает сильной стороной книги, написанной в согласии с мощной традицией канадской политической экономии коммуникаций и поэтому являющейся, несмотря на некоторые лакуны, своевременным вкладом в эту традицию.

Резюмируя, можно сказать, что и весь специальный выпуск "Кенейдьен джорнэл оф комьюниКейшн" является полезной лептой в современную коммуникативистику, помогая ее представителям глубже изучать особенности жизни в онлайновую эпоху и сообщать обретенные знания журналистам разных профилей и поколений.

Поступила в редакцию 29.04.2006

43 Ibid. P. 695-696.

44 Ruggles M. Ree. on: Continentalizing Cenadian Telecommunications: The Politics of Regulatory Reform. By Venda Rideout. Montreal: McGill-Queen's University Press, 2003. // Ibid. P. 701.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.