Научная статья на тему 'Вызовы и угрозы государству как проблемы национальной безопасности'

Вызовы и угрозы государству как проблемы национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2249
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегия / внешние и внутренние угрозы / вызов / национальная безопасность / strategy / external and internal threats / challenge / national security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гульбарият Магомедрасуловна Мусаева, Нурулла Мухтарович Курбанкадиев

Сложная внешняя политика государства обусловливает возникновение внутренних и внешних угроз и вызовов национальной безопасности. В статье представлены новые виды угроз и вызовов, с которыми в последнее время сталкивается Россия. Рассмотрены основные направления борьбы с этими явлениями, содержащиеся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges and threats to the state as a problem of national security

The complex foreign policy of the state causes the emergence of internal and external threats and challenges to national security. The article presents new types of threats and challenges that Russia has recently faced. The main directions of struggle against these phenomena contained in the national security Strategy of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Вызовы и угрозы государству как проблемы национальной безопасности»

УДК 338.24.01 ББК 65.6

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10121

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВУ КАК ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Гульбарият Магомедрасуловна МУСАЕВА,

доцент кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: musaeva0311@mail.ru

Нурулла Мухтарович КУРБАНКАДИЕВ,

магистрант кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного

университета E-mail: kurbandadiev 95@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Рецензент: А.З. Арсланбекова, профессор Юридического института кафедры

административного, финансового и таможенного права Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук

Аннотация. Сложная внешняя политика государства обусловливает возникновение внутренних и внешних угроз и вызовов национальной безопасности.

В статье представлены новые виды угроз и вызовов, с которыми в последнее время сталкивается Россия. Рассмотрены основные направления борьбы с этими явлениями, содержащиеся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегия, внешние и внутренние угрозы, вызов, национальная безопасность.

Annotation. The complex foreign policy of the state causes the emergence of internal and external threats and challenges to national security. The article presents new types of threats and challenges that Russia has recently faced. The main directions of struggle against these phenomena contained in the national security Strategy of the Russian Federation are considered.

Keywords: strategy, external and internal threats, challenge, national security.

Национальная безопасность России в настоящее время подвергается давлению и угрозам практически по всем направлениям. Отсутствие эффективных методов управления государством, научно- техническое отставание и, как следствие, социальные противоречия в обществе порождают возникновение угроз внутри государства. Дестабилизация обстановки в дружественных нашему государству странах, террористические атаки и экстремизм создают ситуацию внешних угроз.

При исследовании национальной безопасности такие категории, как «угроза» и «вызов», применяются довольно часто. Более того, законодатели отражают их в таких нормативно-правовых актах, как Конституция России, феде-

ральные законы, указы и послания Президента РФ, в различных направлениях и доктринах.

В Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее — Стратегия) содержатся основные термины, связанные с угрозами и вызовами национальной безопасности внутреннего и внешнего характера. Этот документ является фундаментом стратегического планирования деятельности основных направлений нашего государства. Стратегия определяет не только цели и задачи защиты национальных интересов внутренней и внешней политики государственного устройства, но и содержит указание на возможность угроз и вызовов внутри страны и за ее пределами.

№ 3/2019

В частности, в Стратегии национальной безопасности определены такие важные направления защиты государства, как территориальная целостность и суверенитет. С их помощью обеспечиваются права и свобода граждан, государства и общества в целом. Этот документ раскрывает понятие угрозы национальной безопасности, определяя их как совокупность факторов и условий, создающих прямую либо косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам, т.е. объективно значимым потребностям личности, общества и государства, их защищенности и устойчивому развитию.

Многие положения Стратегии строятся, опираясь на такое понятие, как «угроза». Оно часто используется в тексте данного документа (более 20 раз), в части функционирования государственной системы национальной безопасности, а также применительно к общему анализу политического положения России в современном мире и при определении национальных приоритетов стратегического характера1.

Внешняя политическая обстановка и, как следствие, внутригосударственные проблемы обусловливают возникновение особенностей новых угроз. В Стратегии обозначена их специфика.

Заявленный нашим государством внешний и внутренний политический курс развития определяет взаимосвязь характерных черт новых видов угроз. Воздействие на них оказывает новая модель мироустройства, основой которой является отсутствие единых подходов к национальной безопасности. Это, в свою очередь, порождает более глобальную проблему нестабильности государственного устройства, влияющую на процесс формирования новых противоречий регионального уровня. Такой масштаб проблем приводит к увеличение разрыва между развитыми, экономически самостоятельными и развивающимися, не совсем благополучными странами.

На мировом рынке обостряется борьба за распределение и добычу ресурсов, их сбыт. Научный прогресс и технологический потенциал ведущих мировых держав выявил первостепенное значение и роль человеческого ресурса, требующего разработки новых методов и подходов правовой защиты.

В актуальную для России проблему превратилась угроза расширения НАТО на Восток. На это повлияло отсутствие хотя бы хрупкого равновесия между сферами влияния США, Евро-

пы и России. Несмотря на заключенное в 1990 г. соглашение, сегодня с еще большей силой формируются новые политические угрозы, влияющие на национальную безопасность России. После 1990 г. в альянс НАТО вошли новые европейские страны, с помощью которых у границ Российской Федерации наращивается и активизируется военная деятельность. Тенденция к расширению блока сохраняется, Запад стремится поддерживать по периметру России постоянное напряжение, а где возможно — напрямую разжигает военные конфликты.

Самый наглядный пример — это поддержка Евросоюзом и США государственного переворота на Украине.

Стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, развертыванию новых видов вооружений, создание вокруг нашего государства глобальной системы ПРО размывают структуру национальной безопасности.

При этом в Стратегии подчеркивается, что внешняя политика РФ направлена на защиту своих интересов, исключая затратную конфронтацию. В документе не исключается возможность применения военной силы, но подчеркивается, что это исключительная мера, которая может быть применена в том случае, если будут исчерпаны политические, дипломатические и экономические средства. Однако конфронтация между Россией и США нарастает, о чем свидетельствует продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России. Эти шаги лишь увеличивают риск военного противостояния, что неприемлемо для России.

В Стратегии четко определены цели защиты национальной безопасности России, в том числе от попыток применения военной силы против нашего государства.

Необходимо отметить, что свержение законных политических режимов превратилось в наиболее значимую разновидность новых видов угроз. Совершенствуются механизмы «цветных» революций .

Так, США собирают очередную коалицию для смены власти в Венесуэле. Вашингтон, используя все виды угроз, уже несколько десятилетий стремится сделать Западное полушарие «полностью демократическим».

По мнению экспертов, намерение США свергнуть действующие власти распространяется на государства, поддерживающие своими политическими взглядами Россию.

Эра однополярной гегемонии уже дала сбой, и всякое действие обязательно влечет за собой

№ 3/2019

угрозу национальной безопасности. Возможность появления «арабской весны» и попытки реализации ее латиноамериканской версии являются основанием для совершенствования Стратегии национальной безопасности России.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2017 г. В.В. Путин отметил, что на протяжении нескольких лет Россия сталкивается с серьезными экономическими угрозами, подчеркнув необходимость совершенствования и развития новых технологий цифровой экономики.

Используя понятие «угроза», Стратегия дважды апеллирует так называемыми «вызовами», без указания соответствующей дефиниции. При этом термины «угроза» и «вызов» используются в прямой увязке. Тем не менее эти явления могут быть различными по качественному и количественному показателям.

Согласно мнению В.Ф. Ницевича, угрозы и вызовы можно рассматривать с точки зрения возрастания ущерба объекту2.

Анализ соответствующей научной литературы также позволяет сделать вывод о том, что вызовы от угроз необходимо отличать по следующим признакам.

Во-первых, субъекты национальной безопасности имеют меньше возможности для противостояния угрозам, нежели вызовам.

Во-вторых, угрозы зачастую связаны с условиями деятельности, которые не всегда зависят от воли человека. Кроме того, самое главное отличие состоит в том, что угроза — это многомерное понятие и многоаспектная проблема для национальных интересов, нежели вызов3.

Сохранение территориальной целостности страны — это самый серьезный вызов, который стоит перед современным Российским государством. Вызов такого рода имеет как внутреннюю, так и внешнюю составляющие.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно обращал внимание на глобальный вызов, который в полной мере актуален для России. Это изменение климата, которое из узкоспециального естественно-научного вопроса обернулось в одну из наиболее актуальных проблем мировой экономики и политики, в главный элемент Новейшего времени; к которому некоторые страны и все человечество вынуждены приспосабливать свою хозяйственную деятельность4 [6].

Вызов, связанный с преодолением технологической отсталости России, напрямую связан

с формированием и развитием человеческого капитала. Поиск наилучшей модели развития человеческого капитала в минимальной мере может учитывать накопленный опыт в мире: результативных систем, отвечающих современным вызовам, просто не существует. Кроме того, страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит огромное преимущество в постиндустриальном мире5.

Таким образом, Стратегия национальной безопасности нашей страны, точнее ее невоенная составляющая, должна соответственно действительности отображать вызовы и угрозы нынешнего этапа мирового политического развития.

Задача специалистов, которые обеспечивают национальную безопасность России, ее невоенные аспекты, — сформировать действенные средства предотвращения реализации стратегий «мягкой силы», начальные этапы формирования в нашей стране социальных, политических основ реализации стратегии «гибридной войны»6.

Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию «благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Очевидно, что сегодня главным вопросом защиты интересов государства становится его гуманитарный суверенитет, другими словами, совокупность ценностей, защищающих и государство, и общество от внешних и внутренних угроз и вызовов.

1 Стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики в системе вызовов безопасности. Экономическая безопасность: стратегические риски и угрозы: III Межвуз. науч.-практ. конф. с международным участием: Сб. ст. Под ред. Т.И. Безденежных, Р.В. Дронова, В.В. Шапкина. СПб.: Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т, 2016. С. 16—19.

2 Ницевич В.Ф. Геополитика и национальная безопасность. М.: МГОУ, 2009.

3 Михайленко А., Груздов С. Понятия «угрозы» и «вызовы» национальной безопасности // Обозреватель. 2011. № 2. С. 57—63.

4 Макаров ИА. Глобальное изменение климата как вы-

зов мировой экономике и экономической науке // Эко-

номический журнал ВШЭ. 2013. № 3 // URL: http:// cyberienmka.rn/artide/n/globalnoe-izmenenie-klimata-

№ 3/2019

kak-vyzov-mirovoy-ekonomike-i-ekonomicheskoy-nauke (Дата обращения: 24.01.2019)

5 Зайцева НА. Формирование и использование человеческого капитала: современные вызовы // Совр. проблемы сервиса и туризма. 2014. № 2 // URL: http:// cyberleninka.ru/ artide/n/formirovanie-i-ispolzovanie-chelovecheskogo-kapitala-sovremennye-vyzovy (Дата обращения: 24.01.2019)

6 Маркина С. От стратегий «невоенных угроз» до стратегии «гибридной войны»: вызовы национальной безопасности России // Человеческий капитал. № 11. 2016. С. 79—82.

Библиографический список

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // «Парламентская газета», № 45, 02-08.12.2016.

3. Зайцева НА. Формирование и использование человеческого капитала: современные вызовы // Совр. проблемы сервиса и туризма. 2014. № 2 // URL: http://cyberleninka.ru/ artide/ n/formirovanie-i-ispolzovanie-chelovecheskogo-kapitala-sovremennye-vyzovy (Дата обращения: 24.01.2019)

4. Макаров ИА. Глобальное изменение климата как вызов мировой экономике и экономической науке // Экономический журнал ВШЭ. 2013. № 3 // URL: http://cyberienmka.rn/artide/ n/globalnoe-izmenenie-klimata-kak-vyzov-mirovoy-ekonomike-i-ekonomicheskoy-nauke (Дата обращения: 24.01.2019)

5. Маркина С. От стратегий «невоенных угроз» до стратегии «гибридной войны»: вызовы национальной безопасности России // Человеческий капитал. № 11. 2016. С. 79—82.

6. Михайленко А., Груздов С. Понятия «угрозы» и «вызовы» национальной безопасности // Обозреватель. 2011. № 2. С. 57—63.

7. Ницевич В.Ф. Геополитика и национальная безопасность. М.: МГОУ, 2009.

8. Стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики в системе вызовов безопасности. Экономическая безопасность: стратегические риски и угрозы: III Меж-вуз. науч.-практ. конф. с международным участием: Сб. ст. Под ред. Т.И. Безденежных, Р.В. Дронова, В.В. Шапкина. СПб.: Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т, 2016.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Международное гуманитарное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.И. Котлярова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 303 с.

ISBN 978-5-238-03281-8

Рассматриваются понятие, принципы и источники международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, его отличие от стандартов в области прав человека. Акцентируется внимание на значении этой отрасли международного права в деле защиты жертв войны (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), гражданских объектов, интересов нейтральных государств, окружающей среды, ограничения воюющих государств в выборе методов и средств ведения боевых действий, а также роли МККК в ее становлении и развитии. Отмечается актуальность распространения знаний о международном гуманитарном праве в органах внутренних дел России и других силовых структурах, раскрывается значение института ответственности государств и физических лиц в деле предупреждения международных преступлений, роль Международного уголовного суда в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права. Для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных организаций МВД России, практических сотрудников полиции, а также для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, специалистов, интересующихся проблемами международных отношений.

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.