Научная статья на тему 'Вызовы безопасности национальному суверенитету в условиях меняющегося миропорядка'

Вызовы безопасности национальному суверенитету в условиях меняющегося миропорядка Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / GLOBAL AND NATIONAL SECURITY / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / МИРОПОРЯДОК / WORLD ORDER / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / STATENESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Капицын В.М., Костин А.И., Столетов О.В., Черпакова А.И., Дашкина И.В.

Статьи посвящены проблемам трансформации суверенитета государств, порождающих серьезные вызовы глобальной, региональной и национальной безопасности. Дискуссии на Круглом столе, состоявшемся 25 апреля 2018 г. на факультете политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, играют важную роль в совершенствовании образовательных программ по политологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article are devoted to the problems of state sovereignties transformation, which generates serious challenges to global, regional and national security, generating serious challenges to global, regional and national security. Discussions at the Round table, held on April 25, 2018 at the faculty of political science of Moscow state University, play an important role in improving the educational programs of political science.

Текст научной работы на тему «Вызовы безопасности национальному суверенитету в условиях меняющегося миропорядка»

Круглый стол

Вызовы безопасности национальному суверенитету в условиях меняющегося миропорядка

В.М. Капицын, профессор кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: kapizin@yandex.ru

Ресурсы состоятельности современного

государства в контексте глобальной безопасности

В обеспечении национального суверенитета и глобальной безопасности важную роль играют ресурсы состоятельности государства. Они определяются на основе генетического кода этатогенеза, а именно вертикали политической власти, концентрирующей политические полномочия у субъектов, выстраивающих балансы политических сил, что легитимирует «устойчивое неравновесие интересов» элит и остальных групп1. Такой баланс, во-первых, сочетает «горизонтальное» и «вертикальное» измерение внутри общества («устойчивое неравновесие интересов»), во-вторых, регулирует напряжение внутренних сил с учетом внешнего давления.

Ресурсы состоятельности государства - средства поддержания (изменения) балансов сил, связанных с состоянием политической власти, распределением ее между группами элит, применением насилия, повышением доверия власти. Ресурсы по характеру воздействия выступают как внешние и внутренние, те же, в свою очередь, классифицируются как материальные, финансовые, военные, политико-правовые, духовные, идентификационные, информационные, имиджевые. Возникая на ранних стадиях этатогенеза, они сохранялись на протяжении истории; менялись механизмы их взаимодействия.

1 Капицын В.М. Государствообразование: поиск основания типологии древних и современных форм // Политическая наука, 2017, Спецвыпуск, с. 192.

Узловые точки их изменений в контексте миропорядка обозначались мирными соглашениями, влиявшими на суверенитет государств. Вестфальский мир наметил сопряжение внутриполитических и международных отношений, что затем закрепили Вена, Ялта и Потсдам. Начиная с советско-американских соглашений на Мальте, шел демонтаж состоятельности СССР и биполярного миропорядка. 20142018 гг. характеризуются санкционной политикой ЕС и США, а также судьбоносными соглашениями России и КНР, что ведет к новому миропорядку, склоняющемуся опять к двум коллективным центрам силы.

НАТО и США девальвировали взаимосвязь ресурсов состоятельности государств, закрепляли дисбалансы сил. Их внешнее давление ослабляло суверенитет государств, закрепляя соответствующие политико-правовые средства: «гуманитарные интервенции», «цветные» революции, фей-ковые сценарии, финансовые долги, НКО, «стратегический терроризм»1. Усиливались прежде всего военные, финансовые, информационные ресурсы.

Позиции России и КНР с середины 2000-х гг. снижали влияние дисбалансов, возвращали роль суверенитета государств и пропорционального взаимодействия ресурсов состоятельности.

А.И. Костин, доктор философских наук, профессор кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: ankost_@mail.ru

Стратегия устойчивого развития и будущее мирового порядка

В условиях нарастания дисбалансов все чаще экологический императив рассматривается как гарантия развития мира без глобальной катастрофы. Вопрос лишь в том, произойдет переворот в организации обществ стихийно или с реализацией определенной стратегии устойчивого развития. Человечество в целом и каждая страна в отдельности будут преодолевать многочисленные кризисы. «Устойчивое развитие» в контексте многомерного кризиса предполагает многовариантность развития мировой системы.

1 Блохин К.В., Синицын И.М. «Стратегический терроризм» США как угроза национальной безопасности России: генезис и особенности // Власть, 2018, № 5, с. 28-34.

Практика показывает, что традиционная трехкомпонент-ная модель устойчивого развития (экология - экономика -социальная сфера) не способна охватить всю сложность взаимодействий без учета влияния политики и идеологии. Важный фактор - дальнейшая экологизация политического и социального пространства, когда основную функциональную нагрузку возьмут на себя агенты экологического глобального регулирования и сетевые НПО.

XXI век продемонстрировал, что мир переходит от централизованного к децентрализованному глобализму. В этом мире вместо сверхдержав будет несколько великих и много региональных держав. Стало очевидным, что США, сохраняя значительную мощь в военной, научно-технической, экономической сферах и массовой культуре, оставаясь мировым центром силы, не стали общепризнанным глобальным лидером. ЕС и страны БРИКС не могут претендовать на эту роль. Нарастающая стратегическая неопределенность требует формирования инновационного политического лидерства, предполагающего внедрение новых способов мышления в условиях непредсказуемости, а также инновационной политической культуры лидеров при ограниченных политических ресурсах.

Новыми полюсами силы станут интеграционные системы, выстроенные в глобальной иерархии. Наиболее адекватной характеристикой планетарной структуры может стать инте-грационно-конфронтационный полицентризм1. При росте политической компоненты интеграционных процессов растет и воздействие управляющих центров интеграции на политические системы государств-участников. В прямой и опосредованной форме такое влияние присутствует в интеграционных системах современности. «Коллективный разум» в лице эффективных международных организаций, действующих с общего согласия и при поддержке государств, может в перспективе реализовать стратегию коэволюции человека и природы.

О.В. Столетов, кандидат политических наук, старший преподаватель факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: Oleg-Stoletov1@yandex.ru

1 Костин А.И., Изотов В.С. Интеграционные системы в парадигме глобалистики: обновление исследовательских подходов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки, 2015, № 2.

Роль БРИКС в обеспечении глобальной безопасности в условиях трансформации мирового политического пространства

Среди международных организаций, обеспечивающих глобальную безопасность, возрастает роль БРИКС. Это обусловлено прежде всего политикой КНР, а также тем, что организация начинает адаптироваться к усиливающимся процессам макрорегионализации и трансрегионализации. Кроме того переход США к сворачиванию позитивной повестки глобального развития ослабляет международные институты, находящиеся в зоне их формального лидерства.

Трансформация мирового политического пространства стимулирует возникновение разнообразных «гибридных» вызовов глобальной безопасности, требующих адекватного от-вета1. В международно-политический дискурс БРИКС включены вопросы экологической, финансово-экономической, правовой, политической, информационной и кибербезопас-ности. Еще на саммите БРИКС в 2011 г. проблема изменения климата была признана в качестве глобальной угрозы. В апреле 2015 г. состоялась первая встреча министров окружающей среды, а в Уфимской декларации (9.07.2015) БРИКС впервые провозгласила поддержку «платформы для обмена экологически чистыми технологиями как нового международного механизма государственно-частного партнёрства, способного оказать содействие в решении экологических проблем стран объединения»2. В апреле 2016 г. состоялось первое заседание Рабочей группы по окружающей среде стран БРИКС. В июне 2017 г. руководители этих стран на полях саммита G20 призвали международное сообщество к совместному выполнению Парижского соглашения с учетом Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

БРИКС стремится к сближению позиций в области международной информационной и кибербезопасности (Рабочая группа экспертов), а также финансово-экономической безопасности. Созданы кредитно-рейтинговое агентство БРИКС (октябрь 2016) и профессиональная платформа по обмену экономической и финансовой информацией (июнь 2017).

1 Столетов О.В. «Гибридные войны» в спектре стратегий трансформации евразийского политического пространства // Кризис цивилизации в контексте политических процессов XXI века. М., 2016, с. 92-111.

2 VII саммит БРИКС. Уфимская декларация (Уфа, Российская Федерация, 9 июля 2015). URL brics2015.ru/load/382553

Развивается диалог в правовой сфере (с 2014 г. ежегодно проводится Юридический форум стран БРИКС). Московский форум в ноябре 2017 г. объявил о создании платежной системы БРИКС и международного арбитражного центра, развитии общественной дипломатии (Академический форум, Совет экспертных центров БРИКС, Международная ассоциация молодых парламентариев, Молодежный исследовательский центр БРИКС и др.). Развиваются формат «БРИКС плюс», БРИКС - ШОС. Коллективная стратегия БРИКС учитывает национальные приоритеты стран-участниц в контексте объективных тенденций трансформации мирового политического пространства.

А.И. Черпакова, аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: madam.bag2012@yandex.ru

Франко-британские отношения в контексте последствий «Брексита»

Наряду с международными организациями универсального и регионального характера в обеспечении глобальной безопасности сохраняется роль двухсторонних отношений государств. Во франко-британских отношениях обострились противоречия. С одной стороны, Франция и Великобритания, будучи ядерными державами с глобальными внешнеполитическими амбициями, легко находят общий язык в сфере обороны и обеспечения безопасности. С другой -усиливаются расхождения в подходах к евроинтеграции. Если Франция последовательно выступает за развитие ЕС, то Великобритания всегда действовала с учетом собственных, особенно экономических интересов.

Великобритании в ЕС выступала против создания европейской операционной штаб-квартиры и увеличения бюджета Европейского Агентства по обороне. Брексит предоставил французскому руководству относительный карт-бланш в продвижении инициатив в социально-экономической и оборонной сферах. Он выступил катализатором реформ европейского интеграционного объединения. Это объясняет усиленное сотрудничество Э. Макрона с А. Меркель. Но наряду с положительными эффектами Брексита Франция неизбежно столкнется с рядом негативных последствий, в том числе ей придется столкнуться с германской культурой ограничений в ЕС.

Тем не менее Великобритания остается для Франции важным стратегическим партнером. В январе 2018 г., в рамках 31-го франко-британского саммита были подписаны два важных документа: Договор о борьбе с нелегальной миграцией и Пакт по внешней политике и развитию1. Брексит, как представляется, не окажет значительного негативного влияния на двусторонние отношения.

И.В. Дашкина, специалист по учебно-методической работе факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: dashkina_irina@mail.ru

Диаспоры как фактор влияния на политику национального государства

В условиях меняющегося миропорядка возрастание масштабов миграции и стремление людей к объединению ведут к увеличению диаспор - крупных общностей, обладающих общим набором таких признаков, как культура, язык, религия, история и др. Возникают новые участники политических процессов, способные оказывать влияние на политику принимающего государства и международные отношения.

Для понимания данных проблем важную роль играет сравнительный анализ влияния, в частности, латиноамериканской диаспоры на развитие США, а также русскоязычной диаспоры - на страны Карибского бассейна. Роль испано-язычных американцев в социально-политической жизни США начала усиливаться во второй половине XX в. В настоящее время латиноамериканцы (самое многочисленное меньшинство в США - около 50 млн. человек, учитывая нелегалов) стали одним из главных факторов политической истории США2. Согласно ряду прогнозов к 2050 г. их доля превысит 25%. В частности, мексиканская диаспора (почти 30 млн. человек) с помощью лоббистских организаций влияет на внутреннюю политику государства. Кубинские иммигранты, хотя и не так многочисленны, играют значительную экономическую и политическую роль.

В России латиноамериканская диаспора представлена

1 См.: Sommet franco-britannique 2018. Communiqué Académie Royale Sandhurst, р. 12.

2 Филатова А.А. Сопротивление латиноамериканских диаспор иммигрантской политике Дж. Буша - мл. в США в XXI веке // Мировая политика, 2013, № 1, с. 12-23.

крайне слабо (мексиканская община, например, составляет всего 300 человек). Но русскоговорящая диаспора в Мексике насчитывает 15-20 тыс. человек. Отчасти благодаря ей в стране активно транслируется российская политическая позиция по ряду вопросов, происходит взаимопроникновение культур. Диаспоры взаимодействуют с выпускниками российских (советских) вузов. В Никарагуа Ассоциация выпускников советских и российских вузов «Анпрогеус» объединяет более 2 тыс. человек, «многие из которых занимают заметные позиции в государственной, экономической и общественно-политической жизни страны»1. На Кубе российская диаспора составляет около 5 тыс. человек.

Диаспоры во взаимодействии с выпускниками вузов соответствующих стран могли бы стать серьезным ресурсом внешней политики.

М.М. Койшибаев, стажер факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, докторант кафедры политологии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, e-mail: manarbekjania@mail.ru

Политика обеспечения прав инвалидов в Казахстане в контексте проблем безопасности

Подписание и ратификация Республикой Казахстан Конвенции ООН о правах инвалидов, требующей обеспечения равных, безопасных условий для их интеграции в общество, способствовали значительным изменениям государственной политики в этой сфере. Права этой социальной группы стали рассматриваться как важная составляющая национальной безопасности в целом.

С целью выявления имеющихся проблем инвалидов нами были опрошены руководители НПО, изучены публикации специалистов, документы госорганов, архивные материалы, статьи и новостные сообщения СМИ. Результаты такого исследования позволили систематизировать и обобщить проблемы, среди которых, прежде всего, отсутствие безопасного, удобного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, что не дает возможность инвалидам с двигательными ограничениями реализовать в полном объеме свои конституционные права и свободы.

1 Будаев А.В. Присутствие России в Никарагуа на современном этапе: значение и особенности фактора «мягкой силы» в двусторонних отношениях // Международная жизнь, 2017, № 7, с. 13-24.

Как теоретики, так и практики отмечают, что размеры ежемесячных социальных пособий не позволяют удовлетворить основные потребности инвалидов. Не учитываются индивидуальные потребности инвалидов при предоставлении специальных средств передвижения. Подавляющая часть трудоспособных инвалидов не имеет работы или за -нимается низкооплачиваемым малоквалифицированным трудом. Основные причины незаинтересованности руководителей предприятий и учреждений в приеме на работу инвалидов - отсутствие безопасной инфраструктуры доступа к рабочим местам, оборудованных рабочих мест, достаточных налоговых преференций1.

Результаты исследования показывают, что, имеются трудности с внедрением инклюзивного образования. Родители детей-инвалидов борются за их право учиться с остальными детьми. Сложная проблема - обеспечение инвалидов жильем. Общественные советы с участием представителей НПО, созданные в Казахстане на уровне министерств и органов местного самоуправления, подчас играют формальную роль, не обеспечивают каналы сотрудничества государства и гражданского общества. НПО не имеют эффективных механизмов влияния на госорганы. Отсутствует постоянный мониторинг их деятельности и предложений. Существует проблема качества социальных услуг. Все это свидетельствует о трудностях решения проблем социальной, а в целом и национальной безопасности, а также о снижении лидерского имиджа Казахстана в регионе. С учетом влияния Казахстана это может способствовать социальной напряженности, изменению миграционных потоков, ослаблению вкладов в реализацию международных проектов.

Р. Калфаоглу, аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: rabiakalfaoglu@gmail.com

Обеспечение энергетической безопасности России в Арктическом регионе

«Энергетическая безопасность» как составляющая глобальной безопасности - это состояние защищенности граждан, общества, государства. В силу этого все чаще вызывает

1 См.: Отчеты о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. URL: http://www.ombudsman.kz

интерес ресурсный потенциал российской Арктики. Освоение углеводородных ресурсов способно оказать мультипликативный эффект на развитие северных регионов и государства в целом, способствуя предотвращению или минимизации рисков для энергетической безопасности страны. Такие проекты, являясь стимулом технологического и научного развития, обладают огромным инвестиционным потенциалом, способствуют налаживанию инфраструктуры. Строительство уникального трубопровода «Заполярье - Пурпе» привело к оживлению Северного морского пути, появлению перспективного проекта Северного широтного хода.

В условиях экономического давления на Россию с 2014 г. вопрос о форсированной диверсификации экспорта энергоресурсов стоит особенно остро. Хотя введённые санкции не являются главной угрозой для арктических шельфовых проектов, есть ограничения по использованию западных технологий и длинных дешёвых кредитов. Главная угроза для дорогих арктических проектов заключается в снижении мировой цены на нефть. Только высокие цены обеспечат приемлемую рентабельность разработки месторождений, реализацию экологически безопасных технологий освоения этих ресурсов, открытие новых месторождений.

Повышению национальной энергетической безопасности России способствует развитие экономических отношений с Китаем, Японией и другими потенциальными партнерами. Сотрудничество со странами АТР обеспечит привлечение инвестиций в инфраструктуру региона, здравоохранение, образование, охрану окружающей среды, рост занятости населения региона.

А.В. Малов, аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: malov.pvo@gmail.com

Продовольственный суверенитет как фактор полицентрического миропорядка

В современных условиях всё отчётливей артикулируется мысль об альтернативной модели международного сотрудничества, способной обеспечить миропорядок с полицент-ричной системой интернациональных отношений. Признание гетерогенности и полицентричности мира, в свою очередь, позволяет конфигурировать более эффективную сис-

тему планетарной безопасности, включая и продовольственную безопасность как её ключевой элемент.

Концепция продовольственного суверенитета как права народов на здоровую и свойственную их культурным особенностям пищу, произведённую за счёт экологически безвредных и устойчивых методов, представляется важным фактором полицентрического миропорядка1. Стратегический потенциал идеи такого суверенитета (foodsovereignty, soberanía alimentaria) основан на таких максимах как: усиление потенциала локальных продовольственных систем; строгое уважение культурных обычаев; обмен знаниями и развитие автохтонных навыков производства продуктов питания; переход на агроэкологические принципы производства продуктов питания (достижение Food self-sufficiency и установление Food safety); противодействие деградации почв и др.2.

Продовольственный суверенитет предлагает комплексную агроэкологическую стратегию, включающую технико-агрономические, социально-экономические, культурные и общественно-политические аспекты. Основываясь на принципах агроэкологии, справедливости, субсидиарности, демократии и многообразия, стратегия продовольственного суверенитета предлагает меры для предотвращения гуманитарной катастрофы. Программа Food Sovereignty выдвигает принцип участия производителей и потребителей товаров в строительстве собственной продовольственной системы (принцип полицентризма), обладает потенциалом, способным дать адекватный ответ глобальным вызовам современности.

З.Ю. Тараненко, аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: zitaranenko@gmail.com

Интернет-ресурсы как оружие современных избирательных кампаний

В современных условиях в качестве угрозы глобальной безопасности все чаще рассматривается киберпреступ-

1 См. подробнее: Малов А.В. Международный продовольственный режим // Вестник МГИМО-Университета, 2018, №1(58), с. 127-147.

2 См.: Edelman M. Food sovereignty: forgotten genealogies and future regulatory challenges // The Journal of Peasant Studies, 2014, vol. 41, № 6, p. 959-978; Claeys P. Human Rights and the Food Sovereignty Movement: Reclaiming Control. N. Y., 2015.

ность. Одним из ее объектов становится информационное обеспечение выборов. Избиратели все чаще используют Интернет как быстрый и доступный источник знаний о кандидатах и их предвыборных программах. Интернет-ресурсы оптимальны в использовании также для кандидатов, в том числе и в силу их приемлемой стоимости. Так, Б. Обама в ходе президентских выборов 2008 и 2012 гг. использовал возможности YouTube. Размещенные на нем материалы, по оценке политтехнолога Дж. Триппи, просматривались около 14,5 млн. часов (аналогичное количество часов на TV потребовало бы 47 млн. долл.)1. Но у глобальной сети есть и недостатки, в частности, неточность информации и легкость ее фальсификации.

Роль Интернета в выборах в США подтверждает исследовательский центр Pew Research Center for the People and the Press: 43% респондентов признают такое влияние . Впервые в 1992 г. ученые из Массачусетского технического института предложили использовать электронную почту для избирательной агитации и коммуникации членов предвыборных штабов. В предвыборных кампаниях 2004-2012 гг. Интернет применялся для сбора средств, организации и мобилизации избирателей, сбора сведений об избирателях и др. В 2008 г. активно применялись социальные сети. Избирателю легче сделать свой выбор, если такого же мнения придерживаются «сетевые друзья». Социальные сети Facebook и Twitter создали единое медиа-пространство, в котором в ходе выборов 2008-2012 гг. был сделан упор на формирование образа Б. Обамы как открытого, простого человека.

Интернет-ресурсы имели большое влияние, прежде всего, на молодых избирателей США (18-29 лет). Несмотря на влияние печатных сМи пользователи часто обращаются к их электронным версиям. В целом Интернет становится основным каналом электоральной коммуникации.

Т.Н. Паршина, аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломо-

1 Cm.: How Obama's Internet Campaign Changed Politics // Nytimes.com. 2008, 7 Nov. URL: http://bits.blogs.nytimes.com/2008/11/07/how-obamas-inter-net-cam paign-changed-politics/?_r=1

2 Cm.: Internet Election News Audience Seeks Convenience. Familiar Names // PewResearchCenter. 2000, 3 Dec. URL: http://www.people-press.org/2000/12/03/in-ternet-election-news-audience-seeks-convenience-familiar-names/

носова, e-mail: tatyana777parshina@gmail.com

Нетрадиционные угрозы безопасности и перспективы развития сотрудничества в Южной Азии

Нетрадиционные угрозы глобальной безопасности связаны прежде всего с дефицитом водных, продовольственных и энергетических ресурсов, ростом инфекционных и других заболеваний, природными катастрофами и изменениями климата, незаконной миграцией. Значительные демографические изменения (за полвека население Южной Азии увеличилось почти в три раза, а к 2025 г. ожидается, что это число достигнет 2,2 млрд. человек1) происходят в условиях уменьшения количества пахотных земель, водных и энергетических ресурсов. Это второй регион мира по количеству бедных (33,4%, или 256,2 млн. человек в 2013 г.2). Под влиянием бедности, недоедания и слабого уровня гигиены и санитарии распространяется большинство инфекционных заболеваний (туберкулез, СПИД и др.). Южная Азия является также одним из самых уязвимых регионов мира с точки зрения природных катастроф, от которых с 1990 г. по 2008 г. пострадало свыше 750 млн. человек (более 230 тыс. человек погибло). Непосредственным результатом климатических изменений и природных катастроф становится и незаконная миграция.

Опасность этих угроз для стран Южной Азии обусловлена их тесной взаимосвязью с традиционными военными конфликтами в регионе. Это подталкивает страны региона к использованию не только национальных механизмов, но и региональных инициатив для их решения. Так, еще в 1992 г. был создан Центр СААРК (Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии) по борьбе с туберкулезом (в 2005 г. реорганизован в Центр СААРК по борьбе с туберкулезом и СПИДом); для обеспечения энергетической безопасности в 2005 г. создан Энергетический центр СААРК3, а для обеспечения продовольственной безопасности в 2007 г.

1 Rasul G. Food, water and energy security in South Asia: a nexus perspective from the Hindu Kush Himalayan region // Environmental Science & Policy, vol. 39, May 2014, p. 37.

2 Poverty and shared prosperity 2016. Taking on inequality. - The World Bank Group, International Bank for reconstruction and development, 2016, p. 36.

3 Chakrabarty M. Energy Security in South Asia - Analysis // Observer Research Foundation, the 17th of February, 2016. URL: http://www.nepale-nergyforum.com/energy-security-in-south-asia-analysis/

учрежден Продовольственный банк. Для борьбы с природными катастрофами и незаконной миграцией был создан в 2006 г. Центр СААРК по управлению природными катастрофами; в 2015 г. проводились учения СААРК по противодействию природным катастрофам, регулярно обсуждаются вопросы нелегальной миграции и др.

Усилия по противодействию нетрадиционным вызовам безопасности следует дополнить созданием комплексной стратегии региональной безопасности. Можно использовать опыт АСЕАН с учетом геополитических особенностей региона. Такие меры могут стать предпосылкой для усиления регионального сотрудничества, дальнейшего развития интеграционных процессов в Южной Азии.

Вызовы безопасности национальному суверенитету в условиях меняющегося миропорядка. Статьи посвящены проблемам трансформации суверенитета государств, порождающих серьезные вызовы глобальной, региональной и национальной безопасности. Дискуссии на Круглом столе, состоявшемся 25 апреля 2018 г. на факультете политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, играют важную роль в совершенствовании образовательных программ по политологии.

Ключевые слова: глобальная и национальная безопасность, суверенитет, состоятельность государства, миропорядок, интеграционные процессы.

Challenges to security, national sovereignty in a changing world order. The article are devoted to the problems of state sovereignties transformation, which generates serious challenges to global, regional and national security, generating serious challenges to global, regional and national security. Discussions at the Round table, held on April 25, 2018 at the faculty of political science of Moscow state University, play an important role in improving the educational programs of political science.

Keywords: global and national security, sovereignty, stateness, world order, integration processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.