Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
подростки / подростковый возраст / благополучие / психологическое благополучие / чувство одиночества / adolescents / older adolescence / well-being / loneliness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Н.В.

Cтатья посвящена проблеме переживания одиночества подростками, их психологическому благополучию. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологического благополучия и переживания одиночества подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ларина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING RELATIONSHIP PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND EXPERIENCES OF LONELINESS IN ADOLESCENTS

The article is devoted to the problem of teenagers experiencing loneliness and their psychological well-being. The article presents the results of an empirical study of the relationship between psychological well-being and the experience of loneliness in adolescents.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ»

УДК 376.37

Ларина Н.В.

магистр

Хакасский государственный университет (г. Абакан, Россия)

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ

Аннотация: статья посвящена проблеме переживания одиночества подростками, их психологическому благополучию. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологического благополучия и переживания одиночества подростками.

Ключевые слова: подростки, подростковый возраст, благополучие, психологическое благополучие, чувство одиночества.

В настоящее время для нашего общества как никогда актуальна тема психологического благополучия, что связано с различными факторами, которые нас сопровождают - экономическая нестабильность, ухудшение экологии, рост заболеваемости, динамика террористических и мошеннических проявлений и др. Почти каждый гражданин нашей страны часто испытывает чувство неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, потребность жить благополучно и находиться в ресурсе в любой сфере деятельности. А так как «основным феноменом здоровья личности является благополучие, то это обуславливает необходимость и важность переживания психологического благополучия для сохранения и укрепления психического здоровья» [1, с. 133].

Особенно непростая современная ситуация оказывает большое влияние на подростков, ведь различные реформы системы образования, новые формы подачи учебного материла, сдачи экзаменов, требуют от них наличия ресурсов

для достижения целей. В период школьного обучения у подростков наблюдаются повышенные психологические нагрузки, налаживание новых межличностных отношений, что может приводить к эмоциональному напряжению и ощущению психологического неблагополучия, в связи с чем является актуальной проблема изучения психологического благополучия современных подростков [2].

Не менее актуальной в настоящее время является проблема подросткового одиночества, которое оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье молодых людей, ведь часто одиночество становится причиной различных социальных подростковых проблем - плохие компании, курение, употребление ПАВ и др. К сожалению, в нашем обществе проблема подросткового одиночества до сих пор остается недостаточно изученной, а широкого изучения ее причин и последствий, в частности влияния психологического благополучия на переживания подросткового одиночества, не достаточно.

В настоящее время существует огромное количество работ, посвященных проблеме исследования психологического благополучия современного общества (Г.И. Борисов, С.А. Водяха, А.В. Воронина, О.А. Идобаева, Л.В. Карапетян и др.), множество работ посвящено проблеме подросткового одиночества (Б.С. Волков, Л.Г. Горшенин, В.А. Киселева, В.В. Малышева и др.). Вместе с тем недостаточно изучен вопрос исследования взаимосвязи психологического благополучия и переживания одиночества в подростковом возрасте.

Психологическое благополучие - это «состояние человека, представляющее собой сложную взаимосвязь физических, социальных, культурных, духовных и психологических факторов, отражающее оценку и восприятие человеком собственной самореализации с учетом потенциальных возможностей» [4, с. 18]. В рамках эвдемонистического подхода понятие психологического благополучия рассматривается как реализация человеком собственного потенциала, развитие определенных психологический черт в

соответствующей им деятельности. С точки зрения гедонистического направления психологическое благополучие определяется как субъективное благополучие. В большинстве работ психологов-представителей данного направления определение психологического благополучия связывается с понятиями «счастье», «удовлетворённость жизнью», «позитивные эмоции» и т.д. [1].

Психологическое благополучие подростков предполагает равновесие между физическим здоровьем, интеллектуальными процессами, ровным эмоциональным фоном и, безусловно, системой ценностей и убеждений. К «составляющим психологического благополучия подростков относятся: позитивная самооценка, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, полнота жизни, поддержка и доверие окружающих» [2, с. 11].

Одиночество - это «социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции» [5, с. 124].

К особенностям одиночества в подростковом возрасте относятся: «доминирующие черты характера, связанные с эмоционально-волевыми особенностями, зависимость от коммуникативных особенностей и межличностного взаимодействия с окружающими, отсутствие зависимости от интеллектуальных особенностей подростка» [3, с. 70].

С целью изучения и установления взаимосвязи психологического благополучия и переживания одиночества в подростковом возрасте, нами было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа» (село Кортуз, Краснотуранский район, Красноярский край) в котором участвовали 60 подростков 9-11-ых классов в возрасте от 15 до 18 лет.

Для решения поставленных нами задач были использованы такие методики как «Шкала психологического благополучия» (автор К. Рифф,

адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко), «Одиночество» (автор С. Г. Корчагина), «Субъективное ощущение одиночества» (авторы Д. Рассел и М. Фергюсон).

Результаты, полученные в ходе проведения методики «Шкала психологического благополучия» Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко позволили нам выявить, что большая часть подростков находились на среднем уровне психологического благополучия (32 подростка, 53 % соответственно). После проведения данной методики подростки, принимающие участие в нашем исследовании, были условно разделены на 3 группы: подростки с низким уровнем психологического благополучия, подростки со средним уровнем психологического благополучия и подростки с высоким уровнем психологического благополучия (см. рисунок 1).

■ Подростки с низким уровнем психологического благополучия

■ Подростки со средним уровнем психологического благополучия

■ Подростки с высоким уровнем психологического благополучия

Рисунок 1. Результаты выявления уровня психологического благополучия у подростков по методике «Шкала психологического благополучия» Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко.

В ходе проведения методики «Одиночество» С.Г. Корчагиной было выявлено, что глубокое и очень глубокое переживание чувства одиночества преобладает у подростков с низким уровнем психологического благополучия (см. таблица 1).

Таблица 1. Уровни глубины переживаемого чувства одиночества по методике «Одиночество» С.Г. Корчагиной.

Уровни глубины одиночества Уровни психологического благополучия подростков

Низкий Средний Высокий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Отсутствие одиночества 0 0 2 6 15 83

Неглубокое переживание чувства одиночества 3 30 14 44 3 17

Глубокое переживание чувства одиночества 5 50 11 34 0 0

Очень глубокое переживание чувства одиночества 2 20 5 16 0 0

Результаты по методике «Субъективное ощущение одиночества» Д. Рассел и М. Фергюсон позволили установить, что высокая степень субъективного ощущения одиночества преобладает у подростков с низким уровнем психологического благополучия (см. таблица 2).

Таблица 2. Уровни субъективного ощущения своего одиночества по методике «Субъективное ощущение одиночества» Д. Рассел и М. Фергюсона.

Уровни субъективного ощущения одиночества Уровни психологического благополучия подростков

Низкий Средний Высокий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Низкий 1 10 2 6 16 89

Средний 6 60 24 75 2 11

Высокая степень 3 30 6 19 0 0

Далее мы устанавливали взаимосвязь между психологическим благополучием и переживанием одиночества у подростков с применением x2-критерия Пирсона.

В таблице 3 представлены результаты выявления взаимосвязи психологического благополучия и переживания одиночества у подростков по методикам «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Одиночество» С.Г. Корчагиной.

Таблица 3. Взаимосвязь психологического благополучия и переживания одиночества у подростков по методикам «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Одиночество» С.Г. Корчагиной.

Уровни глубины одиночества Уровни психологического благополучия подростков 2 ^-критерия Пирсона

Низкий Средний Высокий

Отсутствие одиночества -13.03 5.02 20.41* 0,4

Неглубокое переживание чувства одиночества 14 47** 25.08* 6.03 2,5

Глубокое переживание чувства одиночества 24.17* 19.21** -10.27 0,2

Очень глубокое переживание чувства одиночества 11.52 7.4 -11.65 1.02

Примечание: * - взаимосвязь психологического благополучия и переживания одиночества у подростков при p<0, 05, ** - взаимосвязь психологического благополучия и переживания одиночества у подростков при p<0, 01

Анализ результатов, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что чем выше уровень психологического благополучия у подростков, тем меньше они испытывают чувство одиночества.

В таблице 4 представлены результаты выявления взаимосвязи психологического благополучия и переживания одиночества у подростков по

методикам «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Субъективное ощущение одиночества» Д. Рассел и М. Фергюсона.

Таблица 4. Взаимосвязь психологического благополучия и переживания одиночества у подростков по методикам «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Субъективное ощущение одиночества» Д. Рассел и М. Фергюсона.

Уровни субъективного ощущения одиночества Уровни психологического благополучия подростков 2 х -критерия Пирсона

Низкий Средний Высокий

Низкий 3 0.08 34* 0,2

Средний 24* 42** 15.04* 2,1

Высокая степень 16** 14** -15.1 0,04

Примечание: * - взаимосвязь психологического благополучия и переживания одиночества у подростков при р<0, 05, ** - взаимосвязь психологического благополучия и переживания одиночества у подростков при р<0, 01

Анализ результатов, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что чем выше уровень психологического благополучия у подростков, тем меньше уровень субъективного ощущения своего одиночества.

Итак, проведение эмпирического исследования взаимосвязи психологического благополучия и переживания одиночества в подростковом возрасте позволило выявить, что глубокое переживание чувства одиночества свойственно подросткам с низким уровнем психологического благополучия, для подростков со средним уровнем психологического благополучия характерно проявление неглубокого чувства одиночества, тогда как подростки с высоким уровнем психологического благополучия не испытывают чувства одиночества. Среди подростков с низким и средним уровнем психологического благополучия преобладает средний уровень субъективного ощущения своего одиночества, тогда как у подростков с высоким уровнем психологического благополучия преобладает низкий уровень.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2019. № 2. С. 133-138;

2. Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы. М., 2019. 34 с;

3. Киселева В.А. Проблема социального одиночества подростков. М., 2018. 210 с;

4. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф...дис. канд. псих. наук. М., 2020. 28 с;

5. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. М., 2020. 520 с

Larina N.V.

Khakass State University (Abakan, Russia)

IDENTIFYING RELATIONSHIP PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND EXPERIENCES OF LONELINESS IN ADOLESCENTS

Abstract: the article is devoted to the problem of teenagers experiencing loneliness and their psychological well-being. The article presents the results of an empirical study of the relationship between psychological well-being and the experience of loneliness in adolescents.

Keywords: adolescents, older adolescence, well-being, loneliness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.