Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА У ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ADOLESCENCE / SUBJECTIVE EXPERIENCE OF LONELINESS / SOVEREIGNTY OF PSYCHOLOGICAL SPACE / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бухарова Елена Борисовна, Плотникова Маргарита Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы становления личности в подростковом возрасте. Описаны, выявленные в ходе исследования, взаимосвязи показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков. Рассмотрены основные понятия: «субъективное переживание одиночества», «суверенность психологического пространства» и др. раскрыты пути психологического сопровождения личности в подростковом возрасте, с учетом выявленных и описанных взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF INDICATORS OF SUBJECTIVE EXPERIENCE OF LONELINESS WITH INDICATORS OF SOVEREIGNANCE OF PSYCHOLOGICAL SPACE AT TEENAGERS

This article is devoted to the problems of personality formation in adolescence. The study revealed a correlation between the subjective experience of loneliness in the adolescence and the sovereignty of their psychological space. The article deals with the basic concepts: «subjective experience of loneliness», «sovereignty of psychological space» and others. The author considers the ways of psychological support of personality in adolescence, taking into account the identified and described relationships.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА У ПОДРОСТКОВ»

2. Балашов В.Н. - KPI как инструмент результативной и эффективной деятельности. - Ежегодник «Виттевские чтения» - №1, 2014. С. 274-276.

3. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 560 с.

4. Бичева И.Б. Формирование карьерной компетенции бакалавров экономики // Вестник Мининского университета. 2014 - №2 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/477/453 (дата обращения 20.12.19).

5. Блинов А.О, Василевская О.В. Искусство управления персоналом, - М, Гелан, 2013. - 411 с.

6. Веснин, В. Р. Менеджмент: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 504 с.

7. Зинатулин Л.Ф. Корпоративное управление. Сб. документов. М.: Нива России, 2014. - 304 с.

8. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в России: история и современность: монография. / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 240 с.

9. Кудаева М.М. Современный подход к развитию управленческого персонала // Дискуссия № 7 (25) -2012. - С. 54-58.

10. Маслов, Е.В. Управление персоналом в системе управления организацией [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vuzlib№et/beta3/html/1/5443/5447/ (дата обращения: 03.12.2019).

11. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

12. Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие / В.А. Спивак. - М.: Юрайт, 2017. - 358 с.

13. Яшкова Е.В. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2006.

14. Яшкова Е.В., Павлова Ю.А. Внедрение компетентностного подхода в управление персоналом организации в период модернизации российской экономики / Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 2 (42). С. 124-129.

Психология

УДК 37.015.3

магистрантка Бухарова Елена Борисовна

Забайкальский государственный университет (г. Чита);

кандидат психологических наук Плотникова Маргарита Юрьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы становления личности в подростковом возрасте. Описаны, выявленные в ходе исследования, взаимосвязи показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков. Рассмотрены основные понятия: «субъективное переживание одиночества», «суверенность психологического пространства» и др. раскрыты пути психологического сопровождения личности в подростковом возрасте, с учетом выявленных и описанных взаимосвязей.

Ключевые слова: подростковый возраст, субъективное переживание одиночества, суверенность психологического пространства, психологическое сопровождение.

Annоtation. This article is devoted to the problems of personality formation in adolescence. The study revealed a correlation between the subjective experience of loneliness in the adolescence and the sovereignty of their psychological space. The article deals with the basic concepts: «subjective experience of loneliness», «sovereignty of psychological space» and others. The author considers the ways of psychological support of personality in adolescence, taking into account the identified and described relationships.

Keywords: adolescence, subjective experience of loneliness, sovereignty of psychological space, psychological support.

Введение. Проблема становления личности в подростковом возрасте и роль психологического сопровождения в учебно-воспитательном процессе привлекают всё большее внимание исследователей. Особый интерес вызывают вопросы субъективного переживания одиночества подростков. В силу возрастных особенностей подросток наиболее остро реагирует на фрустрацию потребностей в интимно-личностном общении, самоутверждении, понимании, признании, любви, вследствие чего, негативные переживания по поводу одиночества в подростковом возрасте обостряются.

В тоже время значимой потребностью в данном возрастном периоде является потребность устанавливать регулируемые границы между собой и внешней средой, что позволяет подростку сохранять психологическое благополучие и собственную индивидуальность.

Учёные (П.Г. Гасанова, Е.Н. Климентьева, С.Г. Корчагина, С.Г. Трубникова и др.) отмечают, что одиночество одно из самых тяжелых и острых эмоциональных состояний, которое, прежде всего, связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, некой исторической реальности, что впоследствии приводит к дисгармонии личности, страданию, кризису собственного «Я». Особенно болезненно данные процессы переживаются в подростковом возрасте, поводом для которых могут быть возникающие конфликты между подростками и взрослыми. Как отмечают исследователи (Е.Н. Заворотных, М.К. Омарова и др.), в основе конфликтов лежит недоверие взрослых (родителей, лиц их замещающих, учителей) к подросткам, вторжение в приватную жизнь. Вмешательство взрослых в психологические границы несовершеннолетних, приводит к разрушению психологических границ социального пространства, в связи с чем, у подростка возникает ощущение собственной изолированности, чувство непонимания со стороны взрослых, что вызывает субъективное переживание одиночества.

Состояние и сохранность психологического пространства, целостность его границ, отсутствие ощущения одиночества определяют психологическое благополучие подростка, поэтому, так необходимо выявление взаимосвязи субъективного переживания одиночества с суверенностью психологического пространства у подростков.

Изложение основного материала статьи. Анализ психологической литературы показал, что, несмотря на то, что в литературе имеется богатый материал, посвященный проблемам исследования одиночества как субъективного переживания, и проблемам исследования суверенностью психологического пространства личности, недостаточное внимание уделено исследованиям взаимосвязей показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков. В связи с этим нами была сформулирована проблема исследования: существует ли взаимосвязь показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков? Каково содержание взаимосвязей?

Мы предположили, что существует взаимосвязь показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили положение концепции С.В. Духновского о дистанции межличностных отношений; положение концепции суверенности психологического пространства личности (С.К. Нартова-Бочавер).

Исследование проводилось на базе МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Чита. В исследовании принимали участие ученики 9 «Д» класса. Выборка исследования составила 30 человек. Из них 14 девочек и 16 мальчиков, средний возраст испытуемых 14 лет.

С целью выявления показателей субъективного переживания одиночества нами был применен комплекс психодиагностических методик: методика диагностики степени одиночества у подростков «Шкала субъективного переживания одиночества» С.В. Духновского, методика диагностики отношения личности к одиночеству «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева, «Методика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона. С целью выявления показателей суверенности психологического пространства - психодиагностический комплекс «Суверенность психологического пространства - 2010» С.К. Нартова-Бочавер. Для выявления наличия взаимосвязей показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков - коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Раскроем содержание некоторых выявленных значимых корреляционных связей (результаты представлены в таблице 1). Следует отметить, что в результате корреляционного анализа показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства были обнаружены двадцать статистически значимых отрицательных корреляционных связей.

Таблица 1

Взаимосвязи показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков, обнаруженные с помощью коэффициента линейной

корреляции Пирсона

Показатели одиночества Показатели суверенности психологического пространства

СПП-2010 СФТ СТ СВ СП СС СЦ

Шкала субъективного переживания одиночества -0,45* -0,53** -0,35 -0,20 -0,49** 0,07 -0,28

Шкала «Изоляция» -0,59** -0,15 -0,45* -0,18 -0,39* -0,35 -0,54**

Шкала «Самоощущение» -0,41* -0,15 -0,46** -0,40* -0,21 -0,16 -0,28

Шкала «Отчуждение» -0,39* -0,21 -0,48** -0,30 -0,10 -0,06 -0,35

«Радость уединения» -0,42* -0,16 -0,44* -0,47** -0,18 -0,06 -0,34

Субъективное переживание одиночества -0,47** -0,15 -0,50** -0,36* -0,37* -0,14 -0,36*

Примечание. * - коэффициент корреляции Пирсона(г),превышающий критическое значение для р <0,05; "-коэффициент г, превышающий критическое значение для р = 0,01

Обнаруженная отрицательная связь показателя субъективного переживания одиночества с показателем суверенности психологического пространства г = - 0,45* (р < 0,05), указывает на то, что возрастание интенсивности субъективного переживания одиночества в исследуемой выборке подростков сопровождается одновременным снижением уровня суверенности психологического пространства.

Подростки, переживая чувство одиночества, переживают вместе с этим и депривированность суверенности психологического пространства: возникает чувство депривации суверенности собственного «Я», снижается чувство уверенности в себе, доверие к миру. Это можно объяснить социальным воздействием, высоким уровнем притязаний со стороны других людей на личную собственность подростка, территорию, мировоззрение, притязания по отношению к его телесности. Высокий уровень субъективного переживания одиночества у подростков повышает, усиливает психологическое состояние депривации, связанное с нарушением функций суверенности собственного «Я», потребности в приватности.

Отрицательная связь показателя субъективного переживания одиночества с показателем суверенности физического тела (г = - 0,53**, р < 0,01), говорит о том, что возрастание интенсивности субъективного переживания одиночества в исследуемой выборке испытуемых сопровождается одновременным снижением уровня суверенности физического тела.

Подростки испытывая чувство одиночества, одновременно переживают чувство деперсонализации собственного тела, низкий уровень своей телесности, что проявляется в непринятии прикосновений, обостренных ощущениях запахов, чувством принуждения в отправлении своих потребностей, возникает нечувствительность к телесной информации, низкий уровень болевой чувствительности.

Вместе с тем подростки испытывают фрустрацию потребности установления контакта с собственным телом, развития собственной телесности, в установлении контакта с окружающим миром, другими людьми. Снижается доверие к миру, уровень исследовательской и конструктивной деятельности, а также возможность устанавливать длительную надежную привязанность с другими людьми. Таким образом, высокий уровень переживания одиночества у подростков усиливает психологическое состояние деперсонализации, связанное с телесностью, ощущением границ собственного тела, телесного контакта с другими людьми, миром, усиливает дискомфортные телесные ощущения.

Выявленная значимая отрицательная связь, установленная для показателей измеряемых параметров шкалы изоляция и суверенности ценностей (г = - 0,54**, р < 0,01), указывает на то, что возрастание интенсивности переживания изоляции в исследуемой выборке подростков сопровождается одновременным снижением суверенности ценностей.

Подростки испытывая чувство изоляции, вместе с тем переживают и депривированность ценностей: возникает переживание депривации права экзистенциальной уверенности, снижается чувство уверенности в себе, доверие к миру, усиливается тревожность, что можно объяснить насильственным принятием «не своих, чужих» ценностей для подростков. На фоне высокого уровня изоляции подростки переживают снижение критичности к идеологическому воздействию, снижается чувство собственной ответственности за принятые решения, транслируемые подростками ценности.

Высокий уровень переживания изоляции у подростков усиливает психологическое состояние депривации экзистенциальной уверенности, связанное с насильственным принятием не близких ценностей подростками, что может усиливать тревожность, неудовлетворенность собой и своим положением, обострять конфликтность со значимыми взрослыми. Подростки испытывают потерю чувства доверия к миру, взрослым, сверстникам, формируется дистанция в отношениях, отдаление и отчуждение от окружающего природного, социального мира, что приводит к тому, что у подростков нет людей, с которыми возможен близкий контакт.

Выявленная значимая отрицательная связь показателя субъективного переживания одиночества -самоощущения с показателем суверенности психологического пространства - суверенность территории (г = - 0,46**, р < 0,01), говорит о том, что возрастание интенсивности переживания самоощущения в исследуемой выборке испытуемых подростков сопровождается одновременным снижением суверенности территории.

Подростки, испытывая чувство одиночества и рассматривающих себя как одиноких людей, переживают и депривированность территориальных границ. У подростков возникает переживание депривации права первенства, право на автономию, приватность, что можно объяснить социальным воздействием, высоким уровнем притязаний на личную собственность, территорию подростков со стороны взрослых. Все это может усиливать чувство неудовлетворенности собой, своим положением в социальных группах, тревожность, снижать доверие подростка к миру, другим людям - взрослым и сверстникам.

Мы описали содержание лишь некоторых выявленных значимых связей в ходе нашего исследования, но в целом, следует подчеркнуть, что выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков - нашла свое подтверждение.

Раскроем пути психологического сопровождения личности в подростковом возрасте, с учетом выявленных и описанных взаимосвязей. На наш взгляд основными направлениями профессионального психологического сопровождения личности в подростковом возрасте в вопросах субъективного переживания одиночества и суверенности психологического пространства являются психологическое просвещение и психологическая профилактика.

Цель психологического просвещения - формирование психологической грамотности и культуры подростков. Формирование точных знаний позволяет расширить имеющиеся представления подростков о психологическом содержании одиночества, суверенности, а также способствует созданию устойчивой потребности в психологической осведомленности в вопросах собственного становления и развития. Реализация психологического просвещения возможна через открытые лекции, создание и ведение психологических групп в социальных сетях, психологические мастерские, кружковую деятельность, специально разработанные брошюры, стендовую информацию, подборку психологических фильмов и книг.

Формированию более эффективных поведенческих стратегий, способов реагирования в ситуации высокого уровня субъективного переживания одиночества способствует психологическая профилактика, осуществляемая через тренинговые методы работы. Ведение тренингов с использованием методов социально-психологического обучения позволяет на практике отработать конструктивные навыки самоанализа, развить рефлексию подростков, обнаружить причинно-следственные связи эмоциональных, телесных реакций, сформировать собственную систему ценностей и отношений к миру в вопросах переживаемого чувства субъективного одиночества и суверенности психологического пространства.

В систему психологического сопровождения может также войти психологическое консультирование в индивидуальной и групповой форме с использованием современных технологий психологической помощи подросткам.

Выводы. Таким образом, установлено, что у подростков возрастание интенсивности субъективного переживания одиночества сопровождается одновременным снижением уровня суверенности психологического пространства. Раскрытие и описание содержания корреляционных связей позволяет рассматривать качественные характеристики связей показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства, а также искать эффективные пути психологического сопровождения личности в подростковом периоде становления.

Проблема изучения взаимосвязей показателей субъективного переживания одиночества с показателями суверенности психологического пространства у подростков, а также вопросы психологического сопровождения подростков - представляются нам перспективными для дальнейших исследований. Результаты исследования могут быть полезны психологам, осуществляющих свою профессиональную деятельность в общеобразовательных школах, лицеях в работе с детьми подросткового возраста.

Литература:

1. Гасанова П.Г., Омарова М.К. Психология одиночества. Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины» (Киев), 2017. 76 с.

2. Духновский С.В. Психология отношений личности: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 380 с.

3. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: диссер.на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. - Спб., 2009. 254 с.

4. Климентьева Е.Н. Одиночество как социальная проблема современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 3. С. 97-101

5. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 228 с.

6. Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника «суверенность психологического пространства -2010» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 105-119.

7. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

Психология

УДК: 159.922.767

кандидат психологических наук, старший преподаватель Данилова Юлия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, доцент Данилова Марина Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

ДОВЕРИЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МАТЕРИНСКОЙ

ДЕПРИВАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проявления доверия к себе и удовлетворенность жизнью у подростков-сирот, переживших травму расставания со значимыми взрослыми и испытывающих материнскую и семейную депривацию. Выявлено, что подростки-сироты значимо меньше доверяют себе в различных видах деятельности и отношений. Удовлетворенность жизнью у подростков-сирот также ниже, чем у семейных подростков. Взаимосвязи доверия к себе и удовлетворенности жизнью отражают важное значение семейных отношений для повышения удовлетворенности в разных сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: доверие, подростковый возраст, материнская депривация, семья, семейная депривация, психология сиротства.

Annotation. The article discusses the feature of self-trust manifestation and satisfaction with life in adolescence from orphanage, who have experiences trauma of separation from significant adults and maternal and family deprivation. It was revealed that orphans significantly less trust themselves in various activities and relationships. Life satisfaction among orphan adolescents is also lower than that in family adolescents. The relationship between self-trust and life satisfaction reflects the importance of family relationships for increasing life satisfaction.

Keywords: trust, adolescence, maternal deprivation, family, family deprivation, psychology of orphanhood.

Введение. Подростковый возраст - период становления личности, формирования системы ценностей и нравственных позиций, активизации процессов самоидентификации, самоопределения и выбора жизненного пути. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики [151 на 2018 год в России насчитывалось более 45 тысяч подростков старше 10 лет, воспитывающихся в различных государственных учреждениях, чьи родители умерли, лишены родительских прав или ограничены в них. Ежегодно около 16 тысяч выпускников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выходят в самостоятельную жизнь.

Изложение основного материала статьи. В процессе воспитания в семье ребенок получает от родителей все многообразие эмоций, чувств, знаний и жизненного опыта. Во многих исследованиях, посвященных подростковому возрасту, отмечается роль отношений с родителями в разных сферах личностного развития: в формировании самооценки и идентичности, межличностного доверия и субъективного ощущения благополучия и т.д. [3; 12; 17; 18]. Воспитание в сиротских учреждениях и заведениях для детей, лишенных родительского попечения, не позволяет создать условия получения воспитанниками реального опыта эмоциональных отношений и взаимодействия в семье, что, несомненно, относится к неблагоприятным факторам развития личности и социализации. Причем, исследования показывают, что с возрастом последствия метеринской и семейной депривации проявляются в усугублении личностных, межличностных и социальных проблем во всех сферах жизни [1; 16; 13]. Материнская депривация является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных нарушений личностного развития. Наиболее ярко последствия материнской депривации проявляются у воспитанников сиротских учреждений [5]. Исследования свидетельствуют о специфической, качественно иной картине личностного развития этих детей и подростков. Нередко у них проявляются искажения развития личности в эмоциональной, коммуникативной, мотивационной сферах, нарушение половой идентификации, незрелость ценностно-смысловых ориентаций и пр. [8; 9; 10; 12].

Анализ современных исследований показывает, что материнская депривация и отсутствие положительного примера семьи приводят к формированию неуверенности в себе, в своем будущем, препятствует развитию коммуникативного потенциала личности и затрудняет социальную интеграцию. Воспитанникам зачастую свойственны замкнутость, недоверие к окружающим при высокой внушаемости, озабоченность, эмоциональная неустойчивость в стрессовых ситуациях. В целом ситуация жизни вне семьи приводит к проявлению чувства собственной ненужности, недоверию к себе и другим, слабой социальной информированности о мире вне стен сиротского учреждения [8; 16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.