Научная статья на тему 'Устойчивость жизненного мира и ее проявление в подростковом возрасте'

Устойчивость жизненного мира и ее проявление в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА / ПОДРОСТКИ / СУВЕРЕННОСТЬ / ДЕПРИВИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SUSTAINABILITY OF THE VITAL WORLD / ADOLESCENTS / SOVEREIGNTY / DEPRIVATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова Татьяна Викторовна, Фирер Наталья Демьяновна

В статье рассматривается понятие «устойчивость жизненного мира», выделены ее особенности в подростковом возрасте. Эмпирически доказано, что устойчивость жизненного мира подростков проявляется в переживании суверенности и социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казакова Татьяна Викторовна, Фирер Наталья Демьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUSTAINABILITY OF THE LIFE WORLD AND ITS APPEARANCE IN A TEEN AGE

In the article the concept "stability of the vital world" is considered, its features are revealed in adolescence. It is empirically proven that the stability of the world of adolescents manifests itself in the experience of sovereignty and socio-psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «Устойчивость жизненного мира и ее проявление в подростковом возрасте»

здоровья. Умственно отсталые подростки изображают своё здоровье в большинстве случаев с опорой на предметное содержание (конкретная предметная ситуация: рисунок себя). В своих ответах умственно отсталый подросток описывает не здоровье, а себя. Речь - краткая фраза. Здоровье противопоставляется болезни. Всё это свидетельствует о том, что образ здоровья умственно отсталого подростка находится на зачаточной стадии формирования, в образе здоровья присутствует только чувственная ткань.

Полученные в ходе исследования результаты предоставляют возможность использования их в коррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На следующем этапе исследования планируется разработка коррекционной (тренинговой) программы, направленной на формирование образа здоровья подростков. Адекватное формирование образа здоровья у подростков позволит включить в их образ жизни действия, касающиеся укрепления и сохранения здоровья.

Литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика - СПб.: Речь, 2000. — 440 с.

2. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии, 1993, №5, С. 5-19.

3. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 115-136.

4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — М.: Политиздат, 1975. — 115 с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики — М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. — 483 с.

7. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.

9. Johnston, M. Current trends in Health Psychology. — The Psychologist, 7, 2004. — P. 114-118.

Психология

УДК: 159.922

старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат философских наук, доцент Фирер Наталья Демьяновна Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

УСТОЙЧИВОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «устойчивость жизненного мира», выделены ее особенности в подростковом возрасте. Эмпирически доказано, что устойчивость жизненного мира подростков проявляется в переживании суверенности и социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: устойчивость жизненного мира, подростки, суверенность, депривированность, социально-психологическая адаптация.

Annotation. In the article the concept "stability of the vital world" is considered, its features are revealed in adolescence. It is empirically proven that the stability of the world of adolescents manifests itself in the experience of sovereignty and socio-psychological adaptation.

Keywords: sustainability of the vital world, adolescents, sovereignty, deprivation, socio-psychological adaptation.

Введение. Проблема психологической устойчивости в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решений. Психологическая устойчивость является базовой характеристикой личности. Становление личности зависит от того, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность.

Понятие «устойчивость жизненного мира» рассматривается в рамках разных наук. Сам термин появился в психологии в результате взаимопроникновения естественных и общественных наук. Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности, в котором объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости.

В современной психологии активно разрабатывается понятие «устойчивость жизненного мира» и ее проявлений, одним из которых является «личностная суверенность».

В настоящий момент активно изучается связь психологической суверенности с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, психологическим благополучием, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологической (личностной) суверенности, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется также влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на суверенность личности. Проблема психологической (личностной) суверенности, а также ее составляющих и показателей, в современном обществе имеет большое значение, но изучена недостаточно, что дает возможность для дальнейшего рассмотрения данного психологического явления.

Формулировка цели статьи - выявление и изучение особенностей устойчивости жизненного мира подростков.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психологии устойчивость личности связывается с ее структурной организацией и понимается как результат иерархизации и развития

мотивационно - потребностной сферы или как результат становления самосознания в его регулирующей и интегрирующей функции. Так, согласно А.Н. Леонтьеву, «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных, «мотивационных линий». Он считает, что «внутренние соотношения главных мотивационных линий в совокупности деятельности человека образуют как бы общий «психологический» профиль личности». Другими словами, в концепции А.Н. Леонтьева структура личности определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления человеком деятельности [3].

Понятие устойчивость жизненного мира является одним из ключевых в системной антропологической психологии, разрабатываемой В.Е. Клочко и его единомышленниками. В системно -антропологическом подходе В.Е. Клочко понимает человека как самоорганизующуюся систему, то есть систему, порождающую психологические новообразования и опирающуюся на них в своем самодвижении.

Главнейший фактор устойчивости самоорганизующейся системы - способность к самоорганизации, при этом она не является результатом действия отдельных элементов системы, а выступает свойством целостного организма, активностью самоорганизации. Автор определяет жизненный мир человека как сложнейшую, находящуюся в состоянии непрерывного становления, динамическую, субъективную и, одновременно, объективную реальность, которая и составляет предмет психологической науки. В логике этой теории, жизненный мир человека - особая психологическая системная (чувственно - сверхчувственная) реальность, порождаемая в актах взаимодействия человека с объективной реальностью, характеризующая индивидуальность человека как открытой психологической системы с точки зрения особенностей ее самоорганизации, степени открытости, особенностей информационного, энергетического и вещного обмена с окружающей средой [6].

Предназначение психики изменять мир так, чтобы можно было действовать, субъективно искажать действительность в пользу организма, констатируемое еще Л.С. Выготским [1], в своей развитой форме в рамках теории психологических систем приводит к следующему положению: ... многомерный мир человека есть то, что располагается между субъективной и объективной реальностями, между духом и материей. Мир каждого человека уникален и составляет то, что является собственно человеческим в человеке, его самость, его существенную характеристику. Этот мир не рождается вместе с человеком - он им созидается, конструируется и, в конечном счете, человек таков, каков его мир [2].

Приоритетным для нашего исследования является определение устойчивости жизненного мира в рамках представлений о человеке как об открытой системе (Галажинский Э.В., Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Логинова И.О.).

В частности, И.О. Логинова пишет, что устойчивость жизненного мира человека позволяет удерживать целостность системы человек - мир за счет открытости новым возможностям, которые в процессе деятельности по реализации себя как проекта переходят в действительность. При отсутствии или недостаточной выраженности устойчивости жизненного мира человек тождественен не всей своей жизни, а лишь ее отрывкам [4]. Показателями устойчивости жизненного мира человека выступают характер режима функционирования психологической системы и тип жизненного сценария.

Характер режима функционирования самоорганизующейся психологической системы может быть как конструктивным, так и неконструктивным, в зависимости от соответствия режима функционирования условиям и требованиям среды. Эта взаимосвязь среды, создающей обстоятельства жизни человека, и самого человека, способного изменять условия собственной жизнедеятельности, позволяет выбирать оптимальный режим функционирования психологической системы: особым образом организованный человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творчеству.

Таким образом, устойчивость жизненного мира человека обеспечивает возможность самоосуществления проекта своей жизни, выступает активной жизнедеятельности, самоорганизации. В ходе анализа теоретических источников, можно выделить две важных характеристики устойчивости жизненного мира: 1) способность сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим личностным установкам человека; в этом случае устойчивость жизненного мира определяется степенью его разрушаемости - неразрушаемости; 2) устойчивость жизненного мира проявляется в способности человека реализовать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение в пространстве жизни.

В подростковом возрасте у ребенка изменяется отношение к самому себе и изменяются отношения с близкими, потребность в приватности резко возрастает. Подростки сосредотачиваются на отношениях со сверстниками и отдаляются от родителей. Желание подростка быть самостоятельным не всегда принимается родителями, они продолжают контролировать его поведение, выбор друзей, выбор одежды, что часто приводит к конфликтам между родителями и детьми, а также нарушает психологическое пространство, что служит основой для формирования тревожности и страхов. Наличие устойчивых социальных страхов свидетельствует о неспособности защитить себя, отсутствии понимания и поддержки со стороны взрослых, лишающем их чувства безопасности и уверенности в себе, порождая настороженность и подозрительность. В дальнейшем это оборачивается предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами, уходом от реальной действительности [5].

Большинство современных подростков, в соответствии с тенденциями эпохи постмодерна, ориентируется на ценности индивидуального успеха. Социальную зрелость подростка и сформированность его жизненной позиции отражают успешно разрешенные конфликты во взаимоотношениях. Способность отстоять психологическое пространство коррелирует с такими личностными качествами как независимость, творческий подход, гибкость мышления, умение принимать самостоятельные решения. В то же время отсутствие конфликтов с окружающими, прежде всего со взрослыми, свидетельствует о нереализованности задач возрастного этапа развития: у такого подростка доминирует ориентация на оценку окружающих и опора на авторитет. При подобном внешне благополучном поведении тормозится формирование субъектности вследствие отказа от автономии и размытости личностных границ, что делает изучение суверенности в подростковом возрасте особо актуальным. Полагаем, что переживание суверенности и является одним из проявлений устойчивости жизненного мира подростков.

В современной психологии понятия «суверенность», «суверенизация» еще не вошли в психологический тезаурус как самостоятельные категории и требуют своей объективации и содержательного наполнения. Суверенность понимается как способность человека контролировать, защищать и развивать свое

психологическое пространство (Нартова - Бочавер С.К.), способность выбирать точки приложения своих возможностей, менять себя и свое жизненное пространство. Единой трактовки суверенности нет, но вполне закономерно, что на фоне повышения интереса к проблеме продуктивности человека, появляются попытки объективировать это понятие.

Самой известной в отечественной психологии является концепция суверенности психологического пространства С.К. Нартовой - Бочавер, которая определила психологическую (личностную) суверенность как «способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на обобщенном опыте успешного автономного поведения» [5].

Психологическая (личностная) суверенность определяется как особая форма субъектности, позволяющая нам в разных формах спонтанной активности реализовывать наши потребности; в то же время это и наша способность контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на опыте нашего успешного автономного поведения. С.К. Нартова - Бочавер выделяет шесть измерений психологического пространства личности: собственное тело, территорию, личные вещи, временной режим, социальные связи и вкусы, или ценности. Суверенность как состояние границ нашего психологического пространства выполняет ряд важных функций:

- на границе взаимодействия с миром рождается субъектность, и границы определяют, что есть «Я» и «не - Я»;

- границы определяют нашу личностную идентичность: устанавливая границу, мы самоопределяемся и получаем возможность активно выбирать способы самовыражения и самоутверждения, не нарушающие личной свободы; без границ идентичность размывается;

- границы создают возможность и инструмент равноправного взаимодействия; в противном случае способность к контакту подменяется пассивной манипуляцией либо агрессивным неуважением других;

- границы создают возможность селекции внешних влияний, защищают нас от соблазнов различных зависимостей; нарушение границ угрожает развитием у человека склонности квиктимизации и комплекса жертвы;

- наличие границ определяет пределы личной ответственности.

Суверенность как показатель устойчивости жизненного мира проявляется в способности контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство. Развитие суверенности и уточнение границ происходит в течение всей жизни человека, однако, особенно интенсивно эти процессы протекают в дошкольном и подростковом возрасте. В подростковом возрасте суверенность находить свое выражение в стремлении как к социальной, так и территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявления особенностей устойчивости жизненного мира подростков с разным уровнем личностной суверенности. Исследование проводилось на базе МБОУ - СОШ №2 города Енисейска и МКОУ - СОШ №17 села Подгорное Енисейского района. В исследовании приняли участие учащиеся 8 - 10 классов. Общее количество испытуемых - 40 человек, среди них 16 мальчиков и 24 девочки. В качестве методов исследования были использованы опросник "Суверенность психологического пространства" С.К. Нартовой - Бочавер, методика исследования устойчивости жизненного мира И.О. Логиновой, методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Анализ результатов позволяет нам сделать следующие выводы: были выделены две группы подростков, обладающих разным уровнем суверенности. Для подростков с низким уровнем суверенности (14 чел., 35%) характерно стремление защищать свое личностное пространство от любых воздействий, замкнутость, недоверие к другим людям. Для подростков с суверенным пространством (26 чел., 65%) характерно доверие к другим, чувство открытости и симпатии, особое значение придается социальным отношениям.

На следующем этапе исследования была использована методика исследования устойчивости жизненного мира И.О. Логиновой. Было выявлено, что в группе с низким уровнем суверенности у 50% респондентов отмечается стагнационный характер проявления устойчивости жизненного мира, т.е. для подростков характерно отсутствие ценностного отношения к жизни, перспектив дальнейшего движения, снижение рефлексивной способности. 35,5% испытуемых этой группы имеют неконструктивный характер проявления устойчивости жизненного мира, что говорит о том. Другими словами, у подростков присутствуют такие характеристики как потеря самоотождественности, недостаток ресурса (собственного потенциала, условий среды) для разрешения противоречия между образом мира и образом жизни. И 14,3% данной группы имеют конструктивный характер устойчивости жизненного мира, проявляющийся в способности к решению творческих задач, ценностного отношения к жизни, наличие перспектив дальнейшего движения, отсутствии недостатка ресурса для решения противоречий между образом жизни.

В группе подростков со средним уровнем суверенности 58% (15 человек) испытуемых обладает стагнационным характером проявления устойчивости жизненного мира, т.е у подростков доминируют стереотипные продукты жизнедеятельности, неспособность к решению творческих задач, невозможность адекватно оценить собственные жизненные дефициты. 42% респондентов данной группы обладают неконструктивным характером проявления устойчивости жизненного мира, то есть у подростков существует нарушение непрерывности личностной истории, утрата целей и смыслов жизнедеятельности, отсутствие равновесия между реальностью и желаемой гармонией.

Таким образом, устойчивость жизненного мира у депривированных подростков характеризуется отсутствием ценностного отношения к своей жизни, а также способностью к решению творческих задач. У суверенных подростков, устойчивость характеризуется способностью решать сложные задачи, однако они не всегда могут четко оценивать свои недостатки.

Для более детального изучения жизненного мира подростков, следующей методикой исследования стала методика социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. 42,9% подростков, переживающих депривацию психологического пространства и имеющих стагнационный характер проявления устойчивости жизненного мира, имеют низкий уровень социально - психологической адаптации. Это свидетельствует о том, что у них выраженное нарушение социальной приспособленности, которая проявляется в недостаточной уверенности в себе, в трудности установления дружеских отношений. При этом больше половины (57,1%) подростков этой группы хорошо адаптированы в семье, у них отсутствуют серьезные соматические заболевания. У 28,6% отмечается высокий уровень шкалы «приятие себя», что дает

возможность указать на то, что подростки одобряют себя в целом и в существенных частностях. 14,3% подростков имеют высокий уровень развития шкалы «эмоциональный комфорт», это позволяет нам сделать вывод о том, что у этих подростков преобладают положительные эмоции, 71,4% этой же группы имеют низкий уровень шкалы «эмоциональный комфорт», т.е. у них присутствуют выраженные отрицательные эмоциональные состояния.

У всех подростков, с низким уровнем личностной суверенности и имеющих неконструктивный характер проявления устойчивости жизненного мира, адаптация находится на уровне нормы, это указывает на то, что межличностные взаимоотношения у них складываются более стихийно, без выраженных проблем, при этом они принимают активное участие в общественной жизни. Из них 40% имеют низкий уровень шкалы «приятие других», это говорит о критическом отношении подростков к другим людям к людям. 40% этой группы имеют низкий уровень шкалы «эмоциональй комфорт»и «внутренний контроль», это имеет значение, что у подростков преобладают в большей степени отрицательные эмоции и они слабо осознают связь между собственными действиями и их последствиями в окружающем мире.

У всех подростков с низким уровнем личностной суверенности и имеющих неконструктивный характер проявления устойчивости жизненного мира, адаптация находится на уровне нормы, это указывает на то, что межличностные взаимоотношения у них складываются более стихийно, без выраженных проблем, при этом они принимают активное участие в общественной жизни. Из них 40% имеют низкий уровень шкалы «приятие других», это говорит о критическом отношении подростков к другим людям к людям. 40% этой группы имеют низкий уровень шкалы «эмоциональй комфорт»и «внутренний контроль», это имеет значение, что у подростков преобладают в большей степени отрицательные эмоции и они слабо осознают связь между собственными действиями и их последствиями в окружающем мире.

У 100% подростков с низким уровнем личностной суверенности и имеющих конструктивный характер проявления устойчивости жизненного мира, адаптация, как и у предыдущей группы, находится на уровне нормы, то есть для данных респондентов характерна эмоциональная стабильность и выраженная способность контролировать свои субъективные переживания. 50% из них имеют высокий уровень развития шкалы «эмоциональный комфорт», это указывает на то, что подростки ощущают благополучия своей жизни. 40% имеют низкий уровень шкалы «внутренний контроль», это позволяет нам сделать вывод о том, что подростки не могут самостоятельно регулировать свое поведение согласовывая его с общепринятыми нормами.

У 28,6% испытуемых со средним уровнем личностной суверенности и имеющих стагнационный характер проявления устойчивости жизненного мира, выявлен низкий уровень социально - психологической адаптации, что указывает на наличие у подростков чувства робости, застенчивости и зависимости в межличностных взаимоотношениях. У 71,4% подростков адаптация на уровне нормы, в этом случае мы можем говорить о том, что в целом они не конфликтны, общительны, дружелюбны, деликатны. Из них 35,7% имеют высокий уровень развития шкалы «приятие себя», это говорит о доверии подростков к себе и позитивной самооценке. 7,1% испытуемых данной группы имеют низкий кровень шкалы «приятие других», что говорит о раздражении, презрении по отношению к другим людям. У 14,3% на низком уровне находится шкала «эмоциональный комфорт», что свидетельствует о том, что подростки неуверенны в себе и находятся в состоянии беспокойства.

У 9,1% испытуемых, которые обладают средним уровнем личностной суверенности и неконструктивным характером проявления устойчивости жизненного мира выявлен низкий уровень социально -психологической адаптации, это указывает на то, что у них неадекватно завышенный уровень притязаний, что свидетельствует о внутриличностном конфликте испытуемых, выражающемся в диссонансе между «могу» и «хочу». Из них 90,9% имею адаптацию на уровне нормы, это говорит о том что они проявляют сострадание, стремятся помогать окружающим, ориентированы на стратегию сотрудничества. 9,1% имеют низкий уровень по шкале «приятие других», что может свидетельствоват о наличии у них раздражения, презрения по отношению к другим людям, ожидании негативного отношения к себе. И 9,1% из них имеют низкий уровень шкалы «внутренний контроль», это указывает на то, что им очень сложно регулировать свое поведение, когда это необходимо.

Выводы. Таким образом, суверенные подростки характеризуются такими особенностями как чувство уверенности в себе, безопасности, доверие к другим людям, они не конфликтны.

Для подростков с депривированной суверенностью характерно: атмосфера недоверия к миру, трудность установления дружеских отношений, неуверенность в себе, у них преобладают отрицательные эмоции.

Литература:

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 - ти томах. М.: Педагогика, 1983. - Т.З. - С. 5-328.

2. Крылов В.Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки / В.Ю. Крылов // Психологический журнал. - 1998. - № 3. - С. 56-62.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, Смысл, 2005. - 352 с.

4. Логинова И.О. Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики / И.О. Логинова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. -С. 18-28.

5. Нартова - Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытие. -СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

6. Некрасова Е.В. Пространственно - временная организация жизненного мира человека: Диссертация докт. психол. наук, 2005 - 344 с.

Психология

УДК 796.01:159.9

аспирантка Караулова Стела Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна Автономная некоммерческая образовательная организация «Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар); аспирантка Кадырова Евгения Римовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У

ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИТНЕСУ

Аннотация. Качество оказываемых фитнес услуг напрямую зависит от состояния, в котором находится инструктор, в связи с чем, поиск ресурсов по предупреждению эмоционального выгорания остается необходимым условием в условиях профессиональной деятельности. В данной статье представлены новые данные о взаимосвязи, обнаруженных ресурсов преодоления эмоционального выгорания, которыми выступают жизнестойкость и эмоциональный интеллект до и после проведения психологического тренинга. Выявленная взаимосвязь между этими показателями свидетельствует о том, что формирование личностного потенциала у инструкторов по фитнесу является ключевым в преодолении воздействия стрессов, в связи с тем, что профессия инструктора по фитнесу напрямую связана с работой в личном контакте с клиентом.

Ключевые слова: ресурсы, жизнестойкость, эмоциональный интеллект, личностный потенциал, инструктор по фитнесу.

Annotation. Since the quality of fitness facilities provided directly depends on a current state of an instructor, seeking resources on burnout prevention remains to be an essential requirement in working conditions. This article provides new data on interrelation of discovered resources to overcome burnout that are represented by resilience and emotional intelligence prior to and following the psychological training. The correlation detected between these criteria indicates that the development of personal potential by fitness instructors stands for the main goal while mastering stress effects because a fitness instructor's profession is directly connected to working in personal contact with a client.

Keywords: resources, resilience, emotional intelligence, personal potential, fitness instructor.

Введение. В настоящее время выделяют более ста психосоматических симптомов и феноменов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. Следует отметить, что возникающие стрессы в условиях профессиональной деятельности могут стать причиной появления предпосылок возникновения синдрома хронической усталости, переутомления, апатии, которые довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. [2, с. 28-33].

Изложение основного материала статьи. Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой и посвящает ей большую часть своего времени, жертвуя личной жизнью и временем, отведенным для отдыха. Данное поведение ведет к возникновению первого признака синдрома эмоционального выгорания -истощение, которое сопровождается возникновением чувства перенапряжения, эмоциональной подавленностью, физической усталостью, не проходящей после длительного отдыха, ночного сна. Попыткой справиться с воздействием стресса на работе является личностная отстраненность. В этом состоянии специалист не испытывает необходимости к качественному исполнению своих должностных обязанностей, так как почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Третий признак синдрома эмоционального выгорания сопровождается ощущением утраты собственной эффективности и необходимости пребывать на рабочем месте, падение самооценки. Специалист разочаровывается в своих профессиональных компетенциях, не видит перспективы развития и роста, снижается удовлетворение работой. Следствие развития, описанных симптомов необратимы и неизбежны в условия отсутствия подходящих инструментов, позволяющих предотвратить развитие данного синдрома. В современной психологии такими инструментами выступают личностные ресурсы, к которым можно отнести разноплановые возможностями человека, мобилизация которых становится стратегией преодоления/предупреждения эмоционального выгорания.

Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с психоэмоциональным состоянием личности. В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывалось в исследованиях В.А. Бодрова, Н.Е. Водопьяновой, К. Муздыбаева [4, с. 336].

В частности, В.А. Бодров рассматривает ресурс в плоскости развития теории психологического стресса и дает им определение «.... являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способы (стратегии) поведения для предотвращения или купирования стресса» [2, с. 28-33].

К. Муздыбаев дает понимание психологических ресурсов в представлении их как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладения с неблагоприятными жизненными событиями [10, с. 103].

В своих исследованиях Н.Е. Водопьянова раскрывает понятие «психологических ресурсов», к которым относит внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям; средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [4, с. 290].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.