УДК 159.923
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СПОРТСМЕНАМИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Н.В. Седова, М.В. Шамардина
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, e-mail: [email protected], [email protected]
DOI: 10.14258/ssi(2021)1-10
Проблема переживания одиночества юношами-спортсменами выступает предиктором, определяющим психологическое благополучие личности, и имеет решающее значение в развитии личности на данном возрастном этапе. В статье определены теоретические подходы к феномену одиночества, представлен психологический портрет спортсменов юношеского возраста, по результатам эмпирического исследования выделены копинг-стратегии поведения и различия в особенностях переживания одиночества, факторах психологического благополучия у спортсменов и юношей, не занимающихся спортом.
Ключевые слова: переживание одиночества, психологическое благополучие, совладающее поведение, копинг-стратегии поведения, юношеский возраст, спортсмены
FEATURES OF LONELINESS EXPERIENCE ATHLETES
IN YOUNG AGE
N.V. Sedova, M.V. Shamardina
Altai State University, Barnaul, Russia, e-mail: [email protected], [email protected]
The problem of the experience of loneliness among young sportsmen acts as a predictor of determining the psychological well-being of the individual and is of decisive importance in the development of the personality at this age stage. The article defines theoretical approaches to the phenomenon of loneliness, presents a psychological portrait of athletes of adolescence, according to the results of an empirical study, coping strategies of behavior and differences in the peculiarities of experiencing loneliness, factors of psychological well-being, among athletes and young men who do not go in for sports, are highlighted.
Keywords: the experience of loneliness, psychological well-being, coping behavior, coping of behavior strategies, adolescence, athletes
Введение
К вопросам переживания одиночества обращаются ряд авторов: Ф. Тайсон и Р. Тайсон, В. Франкл, указывая на то, что диссонанс и несовместимость, которые человек вынужден устранять путем нахождения внутреннего «Я-смысла», и определяют его развитие, а сама жизнь является постоянным разрешением противоречий. Причинами негативного переживания одиночества могут выступать отсутствие значимых социальных контактов, чувство непринятия себя, неприятное переживание своей отдельности (Корчагина, 2008). Значимую роль в этом противостоянии имеет психологическое благополучие, которое повышает качество жизни и становится условием самореализации личности.
Внимание к феномену переживания одиночества объясняется ростом понимания его роли в жизнедеятельности личности на современном этапе развития общества: увеличение количества и интенсивности конфликтогенных факторов, особенно в период становления личности — в юношеском возрасте (Корчагина, 2008).
Феномен одиночества раскрыт зарубежными и отечественными учеными как социально-психологическое явление — С.Г. Корчагина, С.В. Малышева и др. (Корчагина, 2008), выделены признаки одиночества — Г. Гарднер, Ф. Дольто, Е.Н. Мухи-ярова, Т.Н. Разуваева и др), копинг-стратегии — А.А. Дяченко, И.Н. Ишмухаметов, О. М. Красникова и др., одиночество как фактор социализации — Л.С. Выготский, Э. Дюркгейм, Г.С. Костюк, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К. Роджерс, З. Фрейд, К. Хор-ни и др. (Ильин, 2012; Осин, Леонтьев, 2013; Фесенко, 2005).
Для спортсменов в юношеском возрасте фактором обеспечения их психологического благополучия в условиях интенсивной физической и морально-психической нагрузки является переживание позитивного одиночества (Горская, 2008). Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы предопределяют наш интерес к выявлению социально-психологических детерминант переживания одиночества в контексте психологического благополучия в юношеском возрасте.
Методы исследования
Цель исследования — выявление психологических особенностей переживания одиночества в контексте психологического благополучия у спортсменов юношеского возраста.
Выборка. В исследовании приняли участие обучающиеся колледжей, лицеев, а также старших классов общеобразовательных школ г. Барнаула, Алтайского края в количестве 40 человек и 40 спортсменов юношеского возраста (с их письменного добровольного согласия), проходивших подготовку в специализированных (спортивных) учебных учреждениях спортивного направления г. Барнаула, Алтайского края.
Методиками исследования являлись: опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко; Опросник «„Копинг-стратегии" Лазаруса» в адаптации Л.И. Вассермана и Е.А. Трифоновой; «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева.
Результаты исследования
По результатам методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева нами было определено, что респонденты группы спортсменов имеют более высокий уровень по средним значениям по шкалам: «Общее переживание одиночества» (28,57), «Изоляция» (9,52), «Самоощущение» (9,05), «Отчуждение» (10,0) в сравнении с аналогичными результатами группы юношей, не занимающихся спортом (23,72; 6,92; 8,02; 8,77 соответственно). По шкале «Зависимость от общения» респонденты группы спортсменов показали значение ниже, чем респонденты контрольной группы. Это позволяет сделать вывод о том, что юноши, занимающиеся спортом, более склонны к ощущению одиночества, изоляции, отсутствия эмоционального контакта, поддержки, связанному с родом занятий, переживая ситуации отсутствия людей, с которыми возможно взаимодействие и формирование значимых связей, а значит, имеют субъективное представление «образа Я», чем респонденты группы контраста. Шкалы опросника психологического благополучия К. Рифф свидетельствуют, что у группы спортсменов «Осмысленность жизни» (94,76), «Человек как открытая система» (64,0), «Личностный рост» (62,94) ниже соответствующих показателей группы неспортсменов (111,46; 85,70; 65,95). Значит, спортивные юноши в большей степени имеют ощущение дефицита личностного развития, отсутствие видимых жизненных перспектив. Однако в целом расхождений в средних значениях по шкале «Психологическое благополучие» в группах спортсменов (359,61) и неспортсменов (358,31) не было выявлено, следовательно, наблюдается субъективное понимание целостности и осознанности субъектом своей жизни. Опросник Р. Лазаруса и С. Флокман «Стратегии совладающего поведения» показал, что что респонденты, занимающиеся спортом, чаще юношей контрольной группы используют адаптивные копинг-стратегии, такие как «Положительная переоценка» (55,32), «Планирование решения проблемы» 54,40), «Самоконтроль» (50,47), значит, для спортсменов характерны попытки преодоления негативных переживаний за счет сознательного подавления (желания скрыть) эмоций, тенденции к невозмутимости и уравновешенности.
Между группами спортсменов и неспортсменов юношеского возраста И-кри-терий Манна — Уитни показал значимые различия по следующим шкалам: «Изоляция» (7 = -4,721, р = 0,001), «Общее переживание одиночества» (7 = -3,268, р = 0,001), «Личностный рост» (7 = -2,452, р = 0,014), «Осмысленность жизни» (7 = -4,259, р = 0,001), «Человек как открытая система» (7 = -4,199, р = 0,001), «Конфронтаци-онный копинг» (7 = -3,534, р = 0,001), «Поиск социальной поддержки» (7 = -3,455, р = 0,001), «Положительная переоценка» (7 = -2,394, р = 0,017). Значимость различий между группами по шкалам «Личностный рост» и «Осмысленность жизни» в сторону снижения у группы спортсменов указывает на отсутствие стремления к самореализации в жизни, развитию и новому опыту (низкие показатели по шкале «Человек как открытая система» (7 = -4,199, р = 0,001).
По результатам корреляционного анализа Пирсона можно предположить, что в группе контраста (таблица 2), так же как в группе спортсменов (таблица 1), уровень переживания одиночества имеет отрицательное влияние на уровень психологического благополучия юношей.
Результаты регрессионного анализа свидетельствуют о том, что доля вариации «Психологического благополучия» спортсменов объясняется вариацией общего переживания состояния одиночества, уровня преобладания «Конфронтацион-ного копинга» и стратегии «Планирование решения проблемы» на 43%. Остальные 57% объясняются воздействиями других факторов. При этом наибольшей значимостью для уровня «Психологического благополучия» спортсменов обладает переменная «Общее переживание одиночества». Применение конфронтационного копинга и планирования решения проблемы оказывает меньшее влияние на психологическое благополучие, чем общее переживание одиночества, на 31% и 28% соответственно. Регрессионный анализ показал, что предиктором уровня переживания одиночества спортсменов является способность создавать и поддерживать положительные отношения с другими людьми на основе теплоты, заботы, доверия, эмпатии и привязанности.
Таблица 1
Корреляционная матрица шкал Дифференциального опросника переживания одиночества, опросника «Шкала психологического благополучия», опросника «Стратегии совладающего поведения» в группе спортсменов
С О Д ОПО ПО Потн А УС ЛР Спр ЧОС ПБ КК ПРП
С 1,00 0,65 0,43 0,90 -0,08 -0,58 -0,31 -0,57 -0,34 -0,23 -0,41 -0,52 -0,13 -0,17
О 0,65 1,00 -0,14 0,89 0,34 -0,71 -0,07 -0,47 -0,42 0,00 -0,42 -0,42 -0,28 -0,26
Д 0,43 -0,14 1,00 0,13 -0,68 0,08 -0,44 -0,25 -0,01 -0,35 -0,06 -0,25 -0,01 -0,08
ОПО 0,90 0,89 0,13 1,00 0,14 -0,70 -0,16 -0,53 -0,39 -0,11 -0,44 -0,48 -0,19 -0,20
ПО -0,08 0,34 -0,68 0,14 1,00 -0,29 0,33 0,02 0,14 0,41 0,16 0,20 0,07 0,16
Потн -0,58 -0,71 0,08 -0,70 -0,29 1,00 0,20 0,49 0,39 -0,05 0,50 0,50 0,21 0,33
А -0,31 -0,07 -0,44 -0,16 0,33 0,20 1,00 0,48 0,53 0,48 0,47 0,75 0,51 0,34
УС -0,57 -0,47 -0,25 -0,53 0,02 0,49 0,48 1,00 0,39 0,48 0,45 0,73 -0,03 0,31
ЛР -0,34 -0,42 -0,01 -0,39 0,14 0,39 0,53 0,39 1,00 0,44 0,51 0,71 0,48 0,43
Спр -0,23 0,00 -0,35 -0,11 0,41 -0,05 0,48 0,48 0,44 1,00 0,51 0,71 0,16 0,26
ЧОС -0,41 -0,42 -0,06 -0,44 0,16 0,50 0,47 0,45 0,51 0,51 1,00 0,81 0,40 0,40
ПБ -0,52 -0,42 -0,25 -0,48 0,20 0,50 0,75 0,73 0,71 0,71 0,81 1,00 0,43 0,44
КК -0,13 -0,28 -0,01 -0,19 0,07 0,21 0,51 -0,03 0,48 0,16 0,40 0,43 1,00 0,26
ПРП -0,17 -0,26 -0,08 -0,20 0,16 0,33 0,34 0,31 0,43 0,26 0,40 0,44 0,26 1,00
Примечание: Красным цветом выделены сильные положительные связи, бежевым цветом выделены положительные связи. Синим цветом выделены сильные отрицательные связи, голубым цветом выделены отрицательные связи.
Условные обозначения: С — Самоощущение; О — Отчуждение; Д — Дисфория; ОПО — Общее переживание одиночества; ПО — Позитивное одиночество; Потн — Позитивные отношения; А — Автономия; УС — Управление средой; ЛР — Личностный рост; Спр — Самопринятие; ЧОС — Человек как открытая система; ПБ — Психологическое благополучие; КК — Конфронтационный копинг; ПРП — Планирование решения проблемы.
Таблица 2
Корреляционная матрица шкал Дифференциального опросника переживания одиночества, опросника «Шкала психологического благополучия», опросника «Стратегии совладающего поведения» в группе юношей, не занимающихся спортом
И С РО РУ ОПО ПО Потн УС Спр ОЖ ЧОС ПБ СК Б/И ПРП ПП
И 1,00 0,84 0,78 -0,07 0,93 -0,27 -0,60 -0,33 -0,45 -0,33 -0,23 -0,48 0,20 0,15 -0,25 -0,06
С 0,84 1,00 0,70 -0,02 0,92 0,01 -0,54 -0,42 -0,40 -0,56 -0,42 -0,52 0,20 0,23 -0,15 0,00
РО 0,78 0,70 1,00 0,12 0,91 0,19 -0,50 -0,28 -0,46 -0,32 -0,29 -0,44 0,32 0,13 -0,08 0,03
РУ -0,07 -0,02 0,12 1,00 0,03 0,89 -0,02 -0,31 -0,18 -0,10 -0,18 -0,12 0,42 0,41 0,38 0,15
ОПО 0,93 0,92 0,91 0,03 1,00 0,08 -0,59 -0,38 -0,47 -0,45 -0,35 -0,52 0,27 0,19 -0,16 0,00
ПО -0,27 0,01 0,19 0,89 0,08 1,00 -0,07 -0,38 -0,30 -0,21 -0,31 -0,21 0,28 0,45 0,35 0,25
Потн -0,60 -0,54 -0,50 -0,02 -0,59 -0,07 1,00 0,60 0,64 0,43 0,45 0,80 0,15 -0,05 0,43 0,15
УС -0,33 -0,42 -0,28 -0,31 -0,38 -0,38 0,60 1,00 0,75 0,47 0,46 0,82 0,05 -0,14 0,15 0,08
Спр -0,45 -0,40 -0,46 -0,18 -0,47 -0,30 0,64 0,75 1,00 0,41 0,38 0,87 0,09 0,01 0,24 0,13
ОЖ -0,33 -0,56 -0,32 -0,10 -0,45 -0,21 0,43 0,47 0,41 1,00 0,76 0,65 0,07 0,29 0,07 -0,12
ЧОС -0,23 -0,42 -0,29 -0,18 -0,35 -0,31 0,45 0,46 0,38 0,76 1,00 0,52 -0,06 -0,38 -0,04 -0,41
ПБ -0,48 -0,52 -0,44 -0,12 -0,52 -0,21 0,80 0,82 0,87 0,65 0,52 1,00 0,13 0,00 0,30 0,17
СК 0,20 0,20 0,32 0,42 0,27 0,28 0,15 0,05 0,09 0,07 -0,06 0,13 1,00 0,20 0,58 0,38
Б/И 0,15 0,23 0,13 0,41 0,19 0,45 -0,05 -0,14 0,01 0,29 -0,38 0,00 0,20 1,00 0,01 0,29
ПРП -0,25 -0,15 -0,08 0,38 -0,16 0,35 0,43 0,15 0,24 0,07 -0,04 0,30 0,58 0,01 1,00 0,58
ПП -0,06 0,00 0,03 0,15 0,00 0,25 0,15 0,08 0,13 -0,12 -0,41 0,17 0,38 0,29 0,58 1,00
Примечание: Красным цветом выделены сильные положительные связи, бежевым цветом выделены положительные связи. Синим цветом выделены сильные отрицательные связи, голубым цветом выделены отрицательные связи.
Условные обозначения: И — Изоляция; С — Самоощущение; О — Отчуждение; РУ — Ресурс уединения; ОПО — Общее переживание одиночества; ПО — Позитивное одиночество; Потн — Позитивные отношения; УС — Управление средой; Спр — Самопринятие; ОС — осмысленность жизни; ЧОС — Человек как открытая система; ПБ — Психологическое благополучие; СК — Самоконтроль; Б/И — Бегство/избегание; ПРП — Планирование решения проблемы; ПП — Положительная переоценка.
Заключение
Таким образом, в рамках проведенного эмпирического исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что переживание одиночества в юношеском возрасте имеет существенные особенности и определяет изменения в структуре психологического благополучия личности, проявляющиеся в особенностях переживания одиночества, копинг-стратегиях поведения у спортсменов и юношей, не занимающихся спортом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Горская Г.Б. (Ред.) Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие. Краснодар, 2008.
Загайнов Р.М. (Ред.). Как осознанный долг. Дневник психолога. М.: Физкультура и спорт, 1991.
Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012.
Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
Кузьмина А.С., Чижова Е.А., Шамардина М.В., Турганбаева Б.Ш. Сравнительный анализ переживания одиночества подростков в возрасте 15 лет. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2019, 1 (4), 29-39. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/6897 (дата обращения: 15.01.2020)
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства. Психология. Журнал ВШЭ, 2013, №1.
Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
REFERENCES
Gorskaya, G.B. (2008). Psihologicheskoe obespechenie mnogoletnej podgotovki sportsmenov: uchebnoe posobie [Psychological support of long-term training of athletes: a textbook]. Krasnodar.
Zagainov, R.M. (1991). Kak osoznannyj dolg. Dnevnikpsihologa [As a conscious duty. Psychologist's diary]. M.: Fizkul'tura i sport.
Il'in, E.P. (2012). Psihologiya sporta [Psychology of sport]. SPb.: Piter.
Korchagina, S.G. (2008). Psihologiya odinochestva: uchebnoe posobie [Psychology of loneliness: a tutorial]. Moscow: Moskovskij psihologo-social'nyj institut.
Kuzmina, A.S., Chizhova, E.A., Shamardina, M.V., Turganbaeva, B.Sh. (2019). Sravnitel'nyj analiz perezhivaniya odinochestva podrostkov v vozraste 15 let [Comparative analysis of the experience of loneliness in adolescents at the age of 15]. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 1 (4), 29-39. URL: http://journal.asu.ru/vfp/arti-cle/view/6897 (date accessed: 01.15.2020)
Osin, E.N., Leontiev, D.A. (2013) Differencial'nyj oprosnik perezhivaniya odinochestva: struktura i svojstva [Differential questionnaire of feelings of loneliness: structure and properties]. Psihologiya. Zhurnal VShE, no 1.
Fesenko, P.P. (2005). Osmyslennost'zhizni ipsihologicheskoe blagopoluchie lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk [The meaningfulness of life and the psychological well-being of the individual (PhD Thesis)]. M.